THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика особенностей деятельности и управления муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением. Исследование процесса управления инновационной деятельностью в дошкольном учреждении, как средства повышения качества образования.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2018

    Сущность управленческой культуры современного руководителя, основные элементы культуры управленческого труда. Стили управления трудовым коллективом, профессиональные и социально-психологические качества руководителя. Анализ понятия управления конфликтом.

    дипломная работа , добавлен 21.05.2010

    Характеристика личности современного руководителя, принципы лидерства и требования к его человеческим, личностным и профессиональным качествам. Эволюция принципов руководства от 90-х годов прошлого века до сегодняшних дней, их отличительные черты.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2009

    Понятие нормативно-правовой документации. Особенности разработки и организации исполнения нормативно-правовой документации образовательного учреждения в процессе управления. Обзор теоретических подходов к управлению дошкольным образовательным учреждением.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2014

    Система управления образовательным учреждением. Функции управления образовательным учреждением, общие и специфические принципы. Организационная структура управления образовательным учреждением. Личностные качества и стиль управления руководителя.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2010

    Современные модели управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением. Проблемы и перспективы реализации проектного подхода в управлении муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад "Светлячок" Илекского района.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2017

    Акмеологический подход к развитию руководства и оптимизации его деятельности. Понимание управления в акмеологии и психологии менеджмента. Управленческая деятельность в акмеологии. Управленческая компетентность, признаки управленческой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2010

Подробности

Козырева Наталья Владимировна, старший воспитатель МАДОУ ЦРР Детский сад №1 «Успех», г. Москва, г. Троицк, магистрант II курса заочного отделения магистерской программы «Управление в образовании» МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва. E - mail : kozyreva . [email protected]

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования.

Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, М. И. Лисина, В.С. Мухина). Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования.

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных, психологических и педагогических знаний, умений, профессиональных позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

Можно констатировать существующее конкретное противоречие между требованиями к профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образовательного учреждения, проявляющейся в сформированности профессионального сознания, обусловливающего выбор определённой профессиональной позиции, и недостаточно разработанной технологией содействия, необходимым (в связи с новым «Стандартом педагога») личностным и профессиональным перестройкам педагогов дошкольного образования.

Особенностью методического сопровождения на современном этапе, является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск. Методическая деятельность, реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации ФГОС.

Системой оценивания профессиональной компетентности в современном мире является аттестация руководящих и педагогических работников. Повышение квалификации – это процесс, предполагающий сохранение приобретенной квалификации, а также приведение ее в связи с изменяющейся обстановкой, доведение до уровня, который соответствует деятельности учреждения. Системность и комплексность повышения квалификации обеспечивается структурой ее организации, которая отражена в соответствующем плане работы детского сада.

Однако в современной системе повышения квалификации недостаточно используются возможности теории и практики в определении содержания и принципов формирования профессиональной позиции воспитателя.

На курсах повышения квалификации не ставятся задачи по формированию целостности позиции педагога, приоритетным остается подход, при котором, в большинстве, знания носят больше просвещенческий характер, что в свою очередь, не означает их применения на практике. Требуются углубленные исследования вопросов адаптации научно-теоретических знаний с целью создания на базе дошкольного образовательного учреждения комплекса условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, что приведет, в свою очередь, к освоению новых личностно профессиональных позиций.

Активный поиск путей решения данной проблемы в аспекте совершенствования содержания и форм повышения квалификации специалистов дошкольного образования приводит к пониманию того, что в систему дополнительного профессионального образования могут быть «включены» дошкольные учреждения. Образовательная среда детского сада, как нельзя лучше, обеспечивает перевод полученных знаний в область практических действий, интеграцию личностного и профессионального компонента, что способствует формированию целостности профессиональной позиции как системообразующего фактора процесса повышения квалификации. Обучение педагогов, в условиях ДОУ позволяет эффективно перестроить педагогическую деятельность, с точки зрения, сформированной позиции специалиста. Образовательная деятельность - процесс целесообразной, планомерной и систематической познавательной активности педагога, решающий задачи воспитания и развития личности в соответствии с современными требованиями в той или иной области.

Предполагаем, что образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:

  • Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно-образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;
  • Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
  • Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;
  • Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
  • Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательногопроцесса.

Несмотря на достижения в теории и практике в обл асти решения проблемы формирования профессионализма педагога, приходится констатировать, что проблема разработки педагогических и организационно-управленческих условий формирования и совершенствования профессиональной компетентности требует особого внимания. Особенно в области разработки механизмов внедрения и управления моделью образовательной деятельности в педагогическом процессе.

Под моделью мы понимаем систему взаимосвязанных компонентов, включающих в себя, развитие (объективно необходимых) профессиональных педагогических знанийи педагогической позиции, управление профессиональными компетентностями педагогов. Работа ДОУ в режиме развития заставляет переосмыслить и по-новому строить систему управления, привлекая педагогов к разработке, применению и реализации управленческих решений. Требует активного переустройства ранее сложившего опыта работы в сторону изменения основного содержания деятельности и применяемых подходов, построения новой модели взаимодействия. Педагогической находкой для коллектива стала статья заслуженного учителя РФ Е.Ф.Купецкого «Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития», где представлен новый подход к организации в виде медико-педагогических объединений – центров. Реализуя основные, приоритетные направления, ДОУ изменяет режим своей деятельности и испытывает дополнительные трудности, так как помимо традиционной работы, которая осуществляется в режиме функционирования, еще внедряет программу развития. Чтобы облегчить задачу управления в двух режимах, автор предлагает организовать работу через центры, которые способствуют переустройству содержательного компонента деятельности ДОУ. Изучив теоретические и методологические основы деятельности центра (объединение педагогов по совместно - взаимодействующей модели, Л.И.Уманский), их эффективность (опыт работы педагогов города Ангарска Иркутской обл.), приняли решение о внедрении в работу центров развития.

Первое, что было сделано в ДОУ – создали нормативно – правовые условия, которые позволили педагогам однозначно трактовать приоритеты в организации инновационной деятельности и повышении квалификации. В пакет нормативных документов были включены не только документы федерального, регионального и муниципального уровней, но и документы, разработанные ДОУ, в которых находят свое отражение содержание и основные приоритеты в повышении квалификации педагогов. Это локальные акты ДОУ, были разработаны положения. Положение о творческой группе, по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Положение о комплексно - тематическом планировании, Положение о наставничестве. Разработанные положения, как показала практика, позволили внести ясность и упорядоченность в организации и осуществлении различных аспектов повышения квалификации педагогов в ДОУ.

Примечательно, что вовлечение сотрудников в процесс управления, способствует повышению их профессионального мастерства, развитию инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Второе, это создали Центры - добровольное объединение сотрудников заинтересованных во взаимной деятельности и желающих участвовать в разработке того или иного направления, дающие возможность и молодым, начинающим педагогам проявить себя в педагогической деятельности. Основной деятельностью центров является совершенствование воспитательно-образовательного процесса по направлениям, рефлексия качества работы по повышению профессионального мастерства педагогов, а главное – профессиональное продвижение всего коллектива. Цели и задачи центров:

  1. Реализация государственной политики в области образования.
  2. Вовлечение сотрудников, родителей в решение управленческих задач.

3. Разработка, внедрение в практику работы ДОУ новых педагогических идей, технологий, программ, обеспечивающих развитие дошкольного образовательного учреждения.

4. Повышение профессионального мастерства, активизация инновационной деятельности, творческого потенциала сотрудников ДОУ.

Каждый центр имеет свою структурно-функциональную схему, выстроенную модель организации педагогического процесса, план работы по своему направлению. Руководят их деятельностью специалисты ДОУ из числа творческой инициативной группы, которые ответственны за конечный результат. Центры выполняют методические и контрольные функции. На педагогических советах рассматриваются проблемные вопросы по направлениям, заслушиваются результаты работы, представляются наработанные материалы.

Работа в центрах организуется:

  • на теоретической основе – осознание идеи, осмысление передовых систем; повышение уровня подготовки педагогов по направлению;
  • диагностической – сбор необходимой информации;
  • методической – изучение имеющего опыта по направлению, выявление передового педагогического опыта дошкольного образовательного учреждения, повышение уровня методической подготовки педагогов;
  • практической – разработка и внедрение новых технологий, проектов, программ, методическое обеспечение по направлениям;
  • аналитической – анализ проблем, обобщение полученных результатов по направлениям, формулирование выводов.

При организации деятельности в центрах используются разнообразные формы активного взаимодействия: работа в едином образовательном пространстве; проблемные семинары, семинары – практикумы, эстафеты педагогического мастерства, творческие мастерские, тренинги, дискуссии, мастер – классы, проектную деятельность, конкурсы и другие.

Говоря о деятельности центров, нельзя не затронуть вопрос об оценке эффективности их деятельности по трем направлениям, которые мы выделили, опираясь на работы К.Ю.Белой:

  • эффективность для ребенка – положительная динамика качества воспитания и обучения; индивидуальный, дифференцированный подход, успешность;
  • эффективность для родителей – положительная оценка педагогов со стороны родителей, оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения в целом. Сотрудничество и взаимодействие с ДОУ;
  • эффективность для педагогов – активность, выявление своего стиля· деятельности, заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях, стремление повышать свое педагогическое мастерство, успех и удовлетворенность педагогов собственной, новой траекторией профессионального роста.

По мере реализации работы в центрах возник следующий круг задач:

  • Определение содержания, форм и методов, сроков реализации образовательной деятельности методической помощи по эффективному управлению профессиональной компетентности педагогов.
  • Определение условий использования в существующей практике оценки профессионального роста педагога системы портфолио.

Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции использовались различные формы повышения педагогического мастерства, например:

1) Педагогический совет «Качество педагогического планирования образовательной работы в ДОУ»;

2)консультации информационного характера «Проектирование компонентов образовательной деятельности на основе комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса», «Организация мониторинга в ДОУ» «Комплексное сопровождение ребенка в условиях ФГОС»;

3) семинар по планированию воспитательно-образовательной деятельности в группах ДОУ в условиях ФГОС. Была разработана система требований к содержанию портфолио. Портфолио формируем с каждым педагогом. Содержание варьируется в зависимости от возраста и уровня квалификации педагога, специфики группы, в которой он работает. Наличие такого информационного банка не только способствует росту интеллектуального потенциала, но и стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности, способствует повышению квалификации педагога, учит презентации своей деятельности.

Портфолио педагога ДОУ состоит из следующих разделов:

  • Визитная карточка педагога;
  • Профессиограмма - квалификационная характеристика, включающая совокупность профессионально - значимых качеств, способностей, знаний, умений, навыков;
  • Нормативно-правовая база деятельности педагога дошкольного учреждения (перечень документов, локальные акты);
  • Самодиагностика (изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагогов);
  • Работа по самообразованию (тема, этапы работы);
  • Педагогическая копилка (статьи, консультации, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и др.);
  • Материалы по обобщению передового педагогического опыта (создание учебно-методического, учебного пособия, выступление с докладом, создание фотоальбома и т.д.);
  • Рейтинг педагога (справка о повышении уровня квалификации; отзывы администрации дошкольного учреждения, родителей, воспитанников; результаты анкетирования участников образовательного процесса, грамоты, дипломы).

В ходе реализации примерной основной программы молодые педагоги получают доступ к самым прогрессивным идеям образования и воспитания, информацию о новых педагогических технологиях. Посещая мастер-классы опытных воспитателей, открытые мероприятия, НОД, могут на практике увидеть педагогические приемы и применения активных методов воспитания и обучения. В особую структуру модели методического сопровождения входит «Центр молодого педагога» (молодые педагоги, после окончания ВУЗа, а так же специалисты не имеющим опыта работы в ДОУ), которая является частью повышения квалификации начинающих педагогов. Большинство молодых воспитателей нуждаются в помощи, в потребности получить методическую, психолого-педагогическую, и другую информацию. Основными задачами «Центра молодого педагога» являются:

  • формирование и воспитание потребности у молодых педагогов непрерывного самообразования;
  • помощь педагогу с опорой на достижения педагогической науки и передовогопедагогического опыта; взаимодействие в рамках этого объединения позволяют изучать теоретические и практические аспекты образовательной деятельности в ДОУ. К проведению теоретического блока привлекаются специалисты ДОУ, практического – опытные педагоги.

К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, воспитатель сохраняет прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии нового содержания, что вызывает еще большее эмоциональное отторжение нововведений частью педагогов. Ряду педагогов, оказалось, непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений. Большую роль в этом оказывает педагог-психолог, приоритеты в деятельности, которого претерпели существенные изменения.

В рамках перехода на новые ФГОС дошкольного образования, психолог сосредоточился на формировании мотивационной сферы педагога. Для продуктивного взаимодействия с педагогическим коллективом психолог должен стать его полноценным членом, в достаточной мере обладать знаниями в области организации и реализации педагогического процесса, принимать активное участие во всех аспектах жизни детского сада.

В эпоху глобальных изменений всего образования, в стране идет изменение статуса самого педагога, поэтому повышение квалификации педагогов связано не только с развитием, расширением, углублением знаний и умений, полученных раннее, но и с пересмотром ранее усвоенных фактов, понятий, закономерностей, обусловленных развитием науки, появлением новых научных концепций.

На сегодня, можно отметить, что в ДОУ сложилась система повышения квалификации педагогических кадров, созданы необходимые условия, которые благоприятствуют осуществлению развития педагогической позиции педагогов.

Список литературы:

1. Байкова Л.А. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе: библиотека администрации школы центра «Педагогический поиск» М.: Центр «Педагогический поиск», 1999.

2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.– М.: ТЦ Сфера, 2007.

3.Вершинина Н.Б, Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. – Волгоград: Учитель. 2008.

4. Виноградова Н.А., Микляева Н.В.. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.– М.: АЙРИС ПРЕСС. 2006.

5. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера. 2003.

6. Доклад Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» 2012.

7. Киндяшова А.С. Формирование профессиональной компетентности учителя с использованием задачного подхода // Научная библиотека Кибер Ленинка: http://cyberleninka.ru/ 2013.

8. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис – Пресс. 2008.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

К.Ю. БЕЛАЯ

Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам

Целью данного курса является оказание помощи слушателям в осмыслении их собственного опыта управления и системы методической работы с кадрами, а также внедрение в практику новейших достижений в области управления. В основе технологии управления дошкольным образованием, разработанной П.И. Третьяковым и К.Ю. Белой, лежит концепция управления по результатам, предложенная финскими авторами (Т.Санталайнен и др.). Данный курс поможет руководителю составить программу развития своего дошкольного учреждения с учетом социального заказа.
При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с деятельностью других членов коллектива - об этом будет рассказано в лекции «Организационные основы эффективной методической работы».
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Автор рассматривает особенности построения системы внутрисадовского контроля. Освоение курса менеджмента позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества. В предлагаемом курсе раскрываются основные управленческие механизмы, обеспечивающие переход дошкольного учреждения из функционирующего в развивающий режим.

Учебный план курса «Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам»

Лекция № 1

Теоретические основы управления дошкольным образовательным учреждением по результатам

План

1. Управление как наука и практика.
2. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением по результатам.
3. Уровни управления ДОУ.
4. Формирование организационной структуры управления ДОУ.
5. Основные принципы обновления деятельности ДОУ.
6. Ключевые результаты деятельности ДОУ.

Литература

1. Омаров А. Руководитель. М., 1987.

2. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2001; 2003.

3. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании.

4. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. М.: Новая школа, 1997.

1. Управление как наука и практика человеческой деятельности

Если вы заглянете в словарь В.И. Даля, то найдете, что слово «управление» произошло от глаголов «править», «справляться» и означает «давать ход, направление, заставлять идти правильным, нужным путем, распоряжаться, заведовать, делать что-то хорошее, исправно, ладно».

Наука управления возникла, как только появились условия организации группы людей для решения общей задачи. Как всякая наука, она развивается и совершенствуется во времени. Изучая современную литературу, можно встретить множество различных определений управления.

Долгие годы управление определялось как непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства, с целью достижения наилучших результатов при наименьших затратах.

Однако современные исследователи определяют управление следующим образом:

Специальная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми в процессе их совместной работы и достижения целей (А.В. Тихонов) ;

Деятельность по согласованию сложных иерархических отношений между управляющим и управляемыми (В.Ю. Крачевский) .

Главная черта современного мира - стремительные перемены. Курс нашей страны на преобразования в экономике, политической и общественной жизни влечет за собой изменения во всех остальных институтах общества.

В этих условиях необходимо с особым вниманием отнестись к менеджменту - управленческому опыту развитых стран мира. Но перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно, так как менеджмент обусловлен совокупностью факторов: формой государственного устройства, типом собственности, степенью развитости рынка. Поэтому постепенный ввод менеджмента в нашей стране может осуществляться в системном взаимодействии с отмеченными факторами.

Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления. Первое - это организация, иерархия управления, где основное средство - воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.). Второе - культура управления, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения. Третье - это рынок, рыночные отношения, т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Исходя из того, что менеджмент вообще можно понимать как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, другими словами - это сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами, можно дать следующее определение:

Педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.

Управление образовательными учреждениями достаточно полно и четко определено и охарактеризовано в педагогической литературе. Что же касается дошкольного образования, то мы рассматриваем его как часть общей системы образования в России, а, следовательно, все основные положения науки управления, педагогического менеджмента применимы и к управлению дошкольным образовательным учреждением. При этом важно в максимальной степени учитывать особенности и многоаспектность, внутренние качества и особенности истории развития системы дошкольного образования в России.

2. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением по результатам

Под руководством П.И. Третьякова, профессора, доктора педагогических наук, группой его учеников, подвижников, практиков разработана и внедряется в жизнь технология управления образованием по результатам, в основу которой положена концепция финских авторов*.

Основная идея управления по результатам заключается в осознании того, что ни одна организация сама по себе не представляет никакой ценности, но вместе с тем она представляет упорядоченную форму, объединяющую людей, для достижения определенных результатов.

Само понятие «управление по результатам» можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, которые определены и согласованы всеми членами организации.

Определяя основные цели развития своего дошкольного образовательного учреждения, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, а значит, постоянно сверяет полученные результаты с запланированными. Это требует принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам.

Управление по результатам предполагает, что изначально перед коллективом ставятся реальные, обеспеченные всеми ресурсами для исполнения цели. К таким ресурсам относятся люди, время, финансы, материально-техническая база, технологии, методики и др. При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с другими членами коллектива. Результативное мышление предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы достижения, т.е. время, технологии и другие ресурсы.

В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив - ценнейший ресурс. Руководитель же создает атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса.

Однако при этом задача руководителя состоит в осуществлении информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции.

Руководитель должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового.

Работа с детьми требует от воспитателя большого напряжения сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важны доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса. Руководитель, проявляющий уважительное отношение к личности каждого педагога, учитывающий склонности, интересы, возможности в сочетании с разумной требовательностью, добивается значительно больших результатов, чем тот, который жестко придерживается авторитарных методов управления. Один из наилучших способов повысить интерес к работе и создать слаженную команду - это уважение к людям и делегирование им ответственности и полномочий.

Ответственность появляется при соблюдении двух условий: когда за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности; когда исполнитель знает, что с него обязательно спросят за то, как выполнена работа. Разъяснение каждому участнику процесса смысла его миссии, организации в целях достижения определенных результатов приобретает не принудительный административный характер, а осознанный творческий труд. Важным вопросом при управлении по результатам является разграничение понятий «результат» и «вклад».

Результат есть реализованная цель. Но сама по себе цель может быть реальной и идеальной. В нашем случае мы предполагаем цели реальные, т.е. обеспеченные всеми ресурсами для исполнения.

Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата .

3. Уровни управления ДОУ

Необходимо выделить уровни управления по результатам.

Первый уровень определяется умением руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Социальная характеристика любой организации включает цели и стратегию.

Цель организации - это конкретный образ желаемого (ожидаемого) результата, которого организация реально может достичь к четко определенному моменту времени. (Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой. М., 1997. С. 75.) При определении цели деятельности организации следует придерживаться структуры, предложенной В.И. Зверевой.

При формулировании целей возможно несоблюдение указанной последовательности компонентов, но их сохранность обязательна. Стратегия организации - это базовые ориентиры, куда движется организация, какие средства использует. Какие ресурсы и куда тратятся, на что мобилизуются люди. В интегрированном виде цели и стратегия представлены миссией организации. Миссия организации есть ее предназначение, то есть то, ради чего она существует, каковы отличия от окружающих организаций. Чтобы определить миссию, используйте ответы на следующие вопросы: 1. Для удовлетворения каких социальных потребностей создана организация? 2. Посредством чего, с помощью каких услуг удовлетворяется данная потребность? 3. Кто непосредственный потребитель услуг? 4. В чем конкурентное преимущество? 5. Почему вы продолжаете существовать наряду с другими организациями?

При определении миссии ДОУ учитывайте следующие моменты: 1) перспективность миссии. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает, на что будут направлены усилия и какие направления при этом будут приоритетными; 2) гласность и коллегиальность в разработке миссии. С целью выработки реальной, а не формально провозглашенной миссии следует учесть мнение коллектива; 3) конкретность миссии. Формулировки должны быть четкие, ясные, понятные для всех субъектов, взаимодействующих с вашей организацией; 4) изменение миссии организации может быть вызвано невозможностью качественного выполнения миссии по причине ее «завышенности» либо существенных преобразований организации.

Второй уровень предлагает рассматривать результат с точки зрения качества услуг.

Основная услуга ДОУ населению - это дошкольное воспитание и образование детей от 3 до 7 лет.

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка возрастает в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. От чего же зависит качество работы дошкольного образовательного учреждения?

1. От качества работы воспитателя.
2. От сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
3. От условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов работы с детьми.
4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении - это управляемый процесс. Поэтому в основе перечисленных выше составляющих «качества» можно выделить два подхода к управлению качеством.

Один - через управление всем педагогическим процессом и его составляющими.

Другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем.

Выделив эти, пожалуй, основные позиции, можно утверждать, что качество - это результат деятельности всего коллектива, который определяется двумя позициями:

Как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы и т.д.);

Как ребенок (дети) в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями.

Следовательно, качество работы дошкольного образовательного учреждения - это и процесс, и результат.

Третий уровень управления по результатам предполагает рассматривать результат с позиций потребителей.

Это семья, родители, имеющие детей дошкольного возраста, которые нуждаются в условиях, предоставляемых образовательными учреждениями. Однако сегодня недостаточно полно изучена и представлена картина о родительских запросах и потребностях. Изучение запросов родителей и создание условий, помогающих руководителю гибко менять ситуацию, предлагать детям и родителям разнообразные виды услуг.

Образовательные: развитие социальных (математических, речевых, познавательных, художественно-эстетических, музыкальных, ритмических) способностей; специальная подготовка к школе, обучение языку; развивающие игры; этикет и поведение, вышивание, конструирование и др.

Медико-оздоровительные: ритмопластика, плавание, релаксация; термотерапия (сауна), дыхательная профилактика; спортивная гимнастика, двигательно-укрепляющая; массаж и др.

Социальные: музейные экскурсии, музыкальный час в филармонии, театр кукол, праздники взрослых и детей; туризм, экскурсии; юридические консультации; гувернерские услуги.

4. Формирование организационной структуры управления

Одна из особенностей управления на современном этапе состоит в отходе от традиционных форм организационного построения, в перестройке структур соответственно требованиям высокой оперативности решения вопросов в единой системе непрерывного образования.

Под организационной структурой управления мы понимаем целостную структуру управляющей и управляемой подсистем, состоящих из звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления.

Снять имеющиеся противоречия в системе внутрисадовского управления - значит привести в действие существенный резерв повышения эффективности управления. Это предполагает формирование необходимых организационно-педагогических условий:

Создание подлинно демократической возможности участия коллектива, каждого члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;

Повышение педагогического мастерства и управленческой компетентности всех участников управления дошкольным учреждением.

Механизм управления современным дошкольным учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодействия учреждения и всех участников педагогического процесса.

Структура этих отношений такова:

детский сад - внешняя среда; администрация - общественность; руководитель - подчиненный; педагог - педагог; педагог - родители; педагог - дети; ребенок - ребенок.

Проблема формирования организационной структуры управления требует прежде всего осмысления развития дошкольного учреждения как комплексной социально-педагогической системы, учета объективных факторов ее демократизации.

Решение задачи формирования организационной структуры управления мы видим в дальнейшем развитии демократических основ в управлении и как принцип государственно-общественного управления, и как систему его организации.

Обеспечение оптимального соотношения таких организационных принципов управления, как централизация и децентрализация в осуществлении управленческих решений, коллегиальность и единоначалие в управлении, права, обязанности, ответственность и др.

Структуру управления нельзя отделять от всей совокупности организационных проблем: обеспечение согласованности организационной структуры социальной и экономической систем в условиях перестройки жизни дошкольного учреждения и общества; последовательный анализ каждого цикла управленческого процесса и параллельно с этим анализ объекта, субъекта и средств управления для всестороннего рассмотрения вопроса совершенствования организации управления.

Предлагаемый подход состоит в том, чтобы рассмотреть организационную структуру управления современного дошкольного учреждения с учетом его потребностей при помощи моделирования, применяемого в педагогике, на основе общей теории социального управления с учетом практики.

Применяемое нами моделирование управляющей и управляемой подсистем (аппарата управления) облегчает задачу системного видения управления, дает субъекту управления возможность выбора наиболее рациональных функций управления системой.

Перспективный путь проектирования моделей организации - целевая структуризация, т.е. построение блочно-целевых структур, формируемых по матричному принципу на основе поиска оптимального соотношения централизации и децентрализации в системах управления, в формах планирования и контроля, таком распределении управленческих функций, когда сочетаются интересы личности и коллектива, учитываются особенности каждой категории работников, детей, их родителей и общественности. При этом принимается во внимание специфика целей и задач, методов и форм управления современным дошкольным учреждением: демократические принципы; гибкий режим работы с детьми; вариативная система форм учебно-воспитательной деятельности; расширение взаимодействия с социальной средой.

Как видим, специфика управления связана со значительным расширением сферы деятельности управляющей и управляемой подсистем, увеличением объема информации, необходимой для нормального функционирования целостной системы.

Расширенный объект управления современным дошкольным учреждением предполагает учет всех связей и отношений, которые складываются между детским садом и окружающей средой.

Выход на субъектно-субъектные отношения изменяет и совокупный субъект управления. В состав такого расширенного субъекта управления входят руководители детского сада, управления.

Построение моделей посредством определений системы элементов, связанных и взаимодействующих между собой, предполагает четкое видение и понимание руководителем общих принципов построения структуры управления, ее параметров, уровней соподчинения, распределения функционала.

Формирование и внедрение современных демократических организационных структур управления без научно обоснованного организационного проектирования может нанести непоправимый ущерб дошкольному учреждению.

Проектирование структур управления (управляющих и управляемых) в целостных педагогических системах должно исходить из следующих положений:

Модернизация структур управления целостной педагогической системы осуществляется с учетом стоящих перед системой целей. Они первичны, структуры управления вторичны и создают педагогические условия для эффективного достижения конечных целей;

Проектирование управляющих и управляемых структур проводится с учетом развития процесса управления, а также развития педагогической технологии, рассмотрения обучения и воспитания как процесса управления;

Структуры основных звеньев управляющей и управляемой педагогических подсистем в значительной степени определяются распределением основных прав и полномочий, а также разделением общего процесса управления на подпроцессы, функции и стадии управления;

Непрерывность в целостной системе управления дошкольным образованием предполагает четкое определение прав и полномочий и обязательное их исполнение. Несоблюдение этого условия приводит к несбалансированности исполнения управленческих решений и неуправляемости в той или иной подсистеме;

Перестройку целостной системы управления дошкольным образованием необходимо осуществлять в направлении структурно-функциональных изменений. Каждое подразделение управляющей и управляемой подсистем, его аппарат должны быть наделены правами, обязанностями и ответственностью (моральной, материальной и дисциплинарной) за эффективное выполнение функций;

В составе системы управления должен быть орган с правом общественно-государственной экспертизы на основе государственно-общественных нормативов с правом законодательной инициативы представления и принятия стратегических управленческих решений. Это положение будет способствовать развитию государственного управления;

Для повышения эффективности всех звеньев управляющей и управляемой подсистем необходимо постоянное функциональное регулирование по всем функциям управления. Это условие позволит развивать в субъектах управления саморегулирование и переводить субъекты, а также объекты управления в новое качественное состояние;

В целях формирования и развития самостоятельного управленческого мышления, инициативы и творчества необходимо делегирование полномочий, особенно в выборе оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий по достижению целей.

Система внутрисадовского управления может быть спроектирована как функциональная модель, включающая уровни управления и их взаимосвязи.

Основу данной модели составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса: членов совета ДОУ, заведующего, его заместителей, воспитателей, педагогов, общественных организаций, родителей детей, посещающих ДОУ.

Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления как по горизонтали, так и по вертикали (схема 1) .

Схема 1

Функциональная структура внутрисадовского управления

В предложенной структуре управления по вертикали и по горизонтали выделяются два фактора: специализация в распределении основных функций при их одновременной интеграции и количество труда, необходимого для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Заметим, что такая модель представляет демократически централизованную систему с особым характером связей между субъектами (органами) управления.

Данная модель внутрисадовского управления определяет баланс задач всех органов управления со структурой целей; соответствие иерархических уровней задач и управленческих звеньев; оптимизацию соответствия задач, полномочий и ответственности органов управления. Эта система внедрена во многих дошкольных учреждениях г. Москвы.

Развивающееся внутрисадовское управление может конструироваться и по матричной структуре. Матричная структура управления эффективна на период разработки и внедрения новых проектов, т.е. в условиях инновационной деятельности учреждения . В этом случае участники педагогического процесса объединяются в группы (подсистемы) для внедрения конкретных проектов, составляющих программу развития ДОУ в рамках единой концепции (схема 2) .

Схема 2

Матричная структура внутрисадовского управления

В данной схеме представлены три проекта, над которыми работает ДОУ. Важно, чтобы в каждом из них участвовал не только педагогический коллектив, но и родители воспитанников. Творческие группы создаются под определенную тематику, в состав таких групп должны входить заинтересованные, творческие педагоги. В работе такой группы человека нельзя заставить работать по приказу, люди объединяются по желанию, с целью создать и реализовать что-то новое. Задача творческих групп состоит в более детальной, глубокой разработке одного из разделов проекта. Связующим звеном этой структуры может быть форма представления результатов по всем проектам, например, конференция. Данная структура указывает на особый период работы учреждения - режим развития, изменения содержания и организации педагогического процесса с целью его совершенствования.

5. Основные принципы обновления деятельности ДОУ

Назовем основные принципы, лежащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения.

1. Демократизация . Этот принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его децентрализацию.

2. Гуманизация . Она обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация учебного процесса на личность ребенка.

3. Гуманитаризация образовательных программ, т.е. такое соотношение и сочетание программ, применение таких дидактических подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, цельность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения.

4. Дифференциация, мобильность и развитие . Эти принципы предполагают многоуровневость, полифункциональность образовательных программ всех многообразных видов образовательных учреждений. Они обеспечивают детям, подросткам, юношеству по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения по горизонтали (смена класса, профиля, направленности образования), а также по вертикали (смена уровня, типа, вида образовательного учреждения).

5. Открытость образования, т.е. предоставление возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном).

6. Многоукладность образовательной системы, т.е. качественный рост и развитие государственного дошкольного учреждения, а также открытие элитарных образовательных учреждений нового типа.

7. Стандартизация . Этот принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.

Все эти принципы становятся руководством к действию в развивающем и развивающемся дошкольном учреждении. При этом основная функция современного детского сада (любого типа или вида) - целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Для оценки продвижения дошкольного образовательного учреждения в своем развитии анализируются следующие показатели деятельности.

1. Инновационная деятельность учреждения - обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с госстандартами (основных и дополнительных образовательных услуг); обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой.

2. Организация учебно-воспитательного процесса (УВП) - самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; педагог и ребенок как равноправные партнеры в этой деятельности; высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса; комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда в детском саду для всех участников целостного педагогического процесса.

3. Эффективность УВП - сравнение соответствия конечных результатов запланированным (оценка состояния физического и психического здоровья детей, их развитие: физическое, познавательное, художественно-эстетическое, интеллектуальное, социальное).

6. Ключевые результаты деятельности ДОУ

Важным моментом в данном подходе к управлению по результатам является выделение ключевых результатов. Чем ближе ключевые результаты к третьему уровню, тем более глубоким является осознание целей деятельности дошкольного учреждения.

Исходя из осознания общечеловеческих и национальных ценностей, мы выделяем следующие ключевые результаты деятельности:

1. Здоровье и здоровый образ жизни. Уровень здоровья, физического и психического развития ребенка.

2. Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности.

3. Образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями. Уровень интеллектуального развития.

4. Готовность к продолжению образования. Уровень готовности к обучению в школе.

5. Адаптивность образовательной среды к удовлетворению образовательных потребностей личности. Уровень адаптивности предметно-развивающей и образовательной среды.

Управление выделенными ключевыми результатами будет определяться главными факторами и условиями (схема 3).

Схема 3

Спонсор публикации статьи – интернет-магазин профессионального массажного оборудования известных японских и американских брендов Massagetables.ru. Предлагаемый ассортимент массажной продукции позволит массажистам оборудовать как кабинет для приема пациентов, так и купить складной массажный стол , предназначенный для комфортной выездной работы. Тросовая американская технология позволяет таким складным столам быть одновременно компактными в собранном виде, быстро собираться и обладать достаточной надежностью для многолетнего использования без потери качества.

Вопросы:

1. Как вы понимаете, что такое «управление»?

2. В чем сущность технологии управления по результатам?

3. Какие могут быть структуры управления и в чем их отличие?

Задание

1. Проанализируйте предложенные или сформулируйте ключевые результаты деятельности своего дошкольного образовательного учреждения.

2. Сформулируйте миссию своего учреждения.

Выполнение этого задания понадобится вам для составления Программы развития вашего ДОУ. Отнеситесь серьезно.

* См.: Санталайнен Т., Воутилайнен Э. и др. Управление по результатам. М., 1993.

Ввиду краткости жизни мы не можем позволить себе роскошь тратить время на задачи, которые не ведут к новым результатам.

Л. Д. Ландау

Особенности управления дошкольной организацией

в современных условиях.

Основной целью развития образования в России является повышение его качества, доступности и эффективности. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Цель модернизации образования: создании механизма устойчивого развития системы образования.

Дошкольное воспитание и обучение – первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования конкурентоспособного поколения.

Поворот дошкольных организаций в сторону ребенка, с его запросами и индивидуальным развитием, возможен только при реализации новых принципов управления и высоком уровне профессионализма его руководителей.

К современной дошкольной организации предъявляются такие требования, что повышение уровня управления становится объективной необходимостью и существенной стороной ее дальнейшего функционирования и развития.

Исследователи рассматривают дошкольную организацию как сложную социально-педагогическую систему, поэтому и управление должно носить системный характер.

Система – это множество элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом, образующих определённую целостность, единство. Система обладает рядом признаков и предполагает дифференцированность, целостность взаимосвязанных компонентов, имеющих особую связь со средой и являющихся частью системы более высокого порядка.

Системное видение действительности, отмечает Т.М. Давыденко, это особая познавательная технология управления, которая ориентирует на изучение управленческого процесса как системы функций. Уровень целостности системы, обращает особое внимание Т.И. Шамова, будет зависеть от полноты набора элементов, взаимосвязи между ними, наличия целей у всех элементов и их связи с целью системы.

Цель дошкольной организации как образовательной системы – создать условия для полноценного гармоничного развития, воспитания и обучения каждого ребёнка на уровне его индивидуальных возможностей. Дошкольная организация – часть социума в своём микрорайоне, оно связано с ним, испытывает на себе его влияние и само влияет на него.

Руководитель дошкольной организации должен уметь видеть:

Связи между частями системы, уметь охарактеризовать их как: внутренние и внешние, общие и частные, прямые и обратные, непосредственные и опосредованные, постоянные и временные, существенные и несущественные, глубинные и поверхностные, доминирующие и не доминирующие;

Уметь рассматривать дошкольную организацию как систему и видеть все богатство связей между частями;

Уметь сделать выбор тех связей, которые позволили бы добиться поставленной цели минимальным числом связей.

Существуют движущие силы системы, источники её развития. К ним относят объективные противоречия между частями системы (задачами, содержанием, формами, методами), а также между связями, существующими между ними, между различными структурами системы; динамика процесса; оптимизация структуры.

Таким образом, мы видим, что дошкольная организация – многослойное системное образование, каждый компонент которого нуждается в управлении и построении оптимально функционирующей управляющей системы.

Каковы же основы построения управленческой системы в дошкольной организации? В управленческой литературе понятие «управление» трактуется с трёх позиций: 1. Управление рассматривается как целеустремлённая деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития дошкольной организации.

Подобные определения, отмечают Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко являются важными с точки зрения выделения управления как одного из видов социальной деятельности, имеющей в качестве своей цели получение определённого результата.

Исследователи выделяют главные цели управленческой деятельности.

Первая цель – становление, создание управляемой и управляющей систем (создание оптимальной для конкретных обстоятельств и условий, целостной, самобытной авторской педагогической системы).

Вторая цель – поддержание всех свойств системы, её упорядочение и стабилизация.

Третья цель – обеспечение оптимального функционирования системы.

Четвёртая цель – развитие системы, перевод её из существующего в новое, качественно более высокое состояние.

Вторая позиция. Исследователи рассматривают управление как «воздействие» одной системы на другую, одного человека на другого.

Третья позиция. Управление – взаимодействие субъектов. Такое понимание взаимодействия предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых, и сам процесс взаимодействия как смены его состояний, что соответствует реальной управленческой практике.

К свойствам управления можно отнести: целеустремлённость, открытость, осознанность, планомерность, цикличность, соединение науки и искусства.

Сущность управления, отмечают многие авторы (В.С. Лазарев, М.М. Поташник, Т.И. Шамова) выражается через его функции, в которых определён круг деятельности, её содержание, виды, назначение и роль.

В настоящее время ряд учёных считают, что состав и последовательность функций, из которых слагается процесс управления, один и тот же для всех самоуправляемых систем.

Н.В. Кузьмина определяет управление как совокупность пяти функций:

Проектировочной, которая предполагает формулирование целей и задач, изменение разнообразных планов и задач;

Конструктивной – суть которой состоит в моделировании разнообразных ситуаций;

Организаторской, в которой реализуется исполнительская деятельность управляющего;

Коммуникативная – нацелена на построение необходимых взаимоотношений и связей между субъектами управления.

Управленческая деятельность может рассматриваться ещё и как процесс. Управление как процесс, отмечает В.Я. Якунин, представляет собой последовательность стадий, состояний, этапов развития, совокупность действий руководителя для достижения цели. Он выделяет следующие функции управления:

сбор информации;

прогнозирование;

принятие решения;

организацию исполнения;

∙ коммуникацию;

∙ контроль;

∙ коррекцию.

Существуют разные точки зрения на функциональный состав управления, поэтому целесообразно существование каждого из подходов к определению функционального состава. Функциональный подход к управлению позволяет практикам целостно представлять свою деятельность в виде управленческого цикла.

Ситуационный подход в управлении – его основой является конкретная ситуация, поэтому управляющий должен уметь правильно интерпретировать ситуацию; предвидеть вероятные последствия от применения конкретных методов; уметь увязывать конкретные методы с конкретными ситуациями.

Оптимизационный подход в управлении заключается в том, чтобы достичь максимально возможных конечных результатов при рациональных затратах времени на управленческую деятельность.

Основные подходы к оптимизации управления отражены в работах исследователей В.П. Симонова, Р.Л. Кричевского, Т.И. Шамовой. Они дают конкретные советы руководителю:

1. Определение методологического подхода к решению проблем (видение модели, системность, конкретность, мера)

2. Оптимальный подход. Он выполняет диагностическую, объяснительную, конструктивную, динамическую, методологическую, эвристическую, прогностическую функции.

Принципы методологического подхода:

Системности (оптимальность, гармоничность, целостность);

Конкретности (учёт руководителем традиций ДОУ, его контингента, особенностей педагогического коллектива);

Меры (экономия времени, повышение эффекта).

Оптимизация – выбор наилучшего варианта из возможного, наиболее соответствующего определённым условиям и задачам.

Оптимизировать управление дошкольной организацией – значит выбрать или сконструировать такую систему мер, которая, будучи примененной, в условиях конкретного образовательного учреждения так преобразовывала структуру и процесс управления, чтобы достигались не любые, а лучшие, чем прежде, максимально возможные конечные результаты.

В современных условиях возросла роль научного управления дошкольной организацией. Это связано с развитием вариативности содержания дошкольного образования; с расширением научных знаний в области воспитания, обучения детей и управления этими процессами; с включением в систему непрерывного образования дошкольного; с повышением требований к уровню квалификации педагогических кадров; с усилением роли субъективного фактора в системе дошкольного образования.

Без целенаправленного и научно обоснованного управления сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой деятельности коллектива дошкольной организации.

Ученые считают, что управлять научно, значит выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в педагогическом процессе и планировать его в соответствии с этими тенденциями и учетом объективных возможностей.

Под управлением дошкольной организацией понимают целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность труда педагогического коллектива; научно обоснованное воздействие на педагогов-воспитателей, обслуживающий персонал, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Знание об особенностях социально-педагогических систем, их закономерностях позволяет обеспечить успешное управление дошкольной организацией в современных условиях.

Литература:

1.Розанова В. Психология управления. М.,1996.

2.Поздняк Л.В. Управление дошкольным образовательным учреждением

Как социально-педагогической системой. Управление дошкольным

Образовательным учреждением. Ж. 2006, № 4. С.8-14.

3.Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным

Учреждением. Часть 1. М.,2002.

4. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным

Учреждением. Часть 2. М.,2003.


Проектная деятельность как форма организации

образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру. Желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Любой проект- продукт сотрудничества детей, воспитателей, специалистов детского сада и родителей. Проект предполагает решение задач познавательного, творческого характера, экспериментальной деятельности и развития коммуникативных навыков общения.

Метод проектов - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка , которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

    обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

    развитие познавательных способностей;

    развитие творческого воображения;

    развитие творческого мышления;

    развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем возрасте - это:

    вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

    активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

    формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте - это:

    формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

    развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

    формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

    развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

Исследовательские/творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов).

Творческие (оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна – спектакль, сказка, постановка).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Мои друзья». И др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

    комплексные: «Театр», «Сказки дедушки Корнея», «В гостях у сказки»;

    межгрупповые: «Домашние животные и птицы», «Времена года»;

    творческие: «Мои друзья», «У нас в саду», «Любимые сказки»;

    групповые: «Зимние сказки», «Если хочешь быть здоров», «Подводный мир», «Уроки Мойдодыра», «Наша Армия сильна»;

    индивидуальные: «Я и моя семья», «Секреты моей бабушки» и др.

По продолжительности они бывают:

    краткосрочными (1-2 недели);

    долгосрочными (например, «Птицы – наши друзья»- на три недели)

Последовательность работы педагога над проектом:

    педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребенка;

    вовлекает дошкольников в решение проблемы;

    намечает план достижения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

    обсуждает план с семьями на родительском собрании;

    вместе с детьми и родителями составляет план – схему проведения проекта;

    собирает информацию, материал;

    проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);

    поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.д.);

    организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

    подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывает его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребенка. Это соответствует социальному заказу на современном уровне.

Работа родителей в реализации проекта:

Работа с родителями организуется на уровне сотрудничества. Родители являются активными участниками всех мероприятий, оказывают помощь в организации развивающей среды. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Вывод:

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Литература:

    Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Морозова Л.Д., Приложение к журналу «Управление ДОУ», Сфера, 2010г.

    Проектная деятельность дошкольников. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-112с.

    Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Штанько И.В. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №4.2004г.

    Технология проектирования в ДОУ. Евдокимова Е.С.- М.: ТЦ Сфера, 2006г.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама