THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ОСНО — режим налогообложения, для которого нет отдельной главы в НК РФ. При нем уплачивается максимальное количество разных налогов. Тем не менее этот режим в некоторых случаях необходим и наиболее рационален с точки зрения оптимизации налогообложения, поэтому необходимо знать его основы и совместимость с другими режимами.

Общая система налогообложения (ОСНО) для ООО и других субъектов: что это такое простыми словами

О возможности применения ОСНО в Налоговом кодексе РФ не упоминается, напротив, в каждой из глав, посвященных спецрежимам, говорится о переходе на них с ОСНО . Это связано с тем, что ОСНО - система налогообложения , которая действует по общему правилу, если субъект налогообложения — организация или индивидуальный предприниматель (ИП):

  • не имеет права на применение;
  • не воспользовался правом (не заявил в установленный срок) на применение одного из специальных режимов налогообложения.

Причины выбора работы по ОСНО индивидуальны. Об основных мы расскажем ниже.

ОСНО применяется независимо от организационно-правовой формы всеми субъектами налогообложения, включая ООО, АО, унитарные предприятия, общественные организации, ИП, бюджетные учреждения и т. д.

Общая система налогообложения: виды налогов, налоговый контроль

Основные налоги, уплачиваемые на ОСНО :

  • по деятельности субъекта налогообложения — налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль (для ИП вместо него — НДФЛ), налог на имущество, транспортный налог, акцизы (по соответствующим видам деятельности) и др.;
  • налоги на зарплату сотрудников — налог на доходы физических лиц (НДФЛ), страховые взносы в социальные фонды (обязательны не только на ОСНО , но и на других режимах).

Каждому из налогов, уплачиваемых на ОСНО , посвящена отдельная глава НК РФ, по каждому из них сдаются налоговые декларации, исчисляются как платежи к уплате, так и во многих случаях авансовые платежи. По каждому из налогов ОСНО может быть проведена налоговая проверка.

Кроме налогов по ОСНО подлежат уплате различные сборы и пошлины, предусмотренные другими законами и подзаконными актами, — таможенные, за выдачу лицензий и др. (обязательны не только при применении ОСНО , но и для налогоплательщиков, применяющих другие режимы).

Как применяется в бухгалтерии ОСНО: расшифровка порядка применения

ОСНО (в другом варианте сокращения — ОСН) —это отражение в бухгалтериидля целей налогового учета полного цикла хозяйственной деятельности: формирования себестоимости продукции (работ, услуг), производимой наценки и т. д. Для этого ведут точный учет поступающего сырья, начисляют амортизацию оборудования. При ОСНО обязательно ведение счетов бухучета согласно законодательству о бухучете.

В настоящее время бухучет на ОСНО ведется, как правило, в автоматизированном виде, налоговые декларации в обязательном порядке сдаются по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). По результатам налоговых проверок любого из налогов при ОСНО есть риск необходимости перерасчета других налогов, которых на ОСНО довольно много и они взаимосвязаны.

Кому нужна ОСНО

При каждом из спецрежимов, наиболее распространенные из которых — упрощенная система налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), говоря простыми словами, имеет значение только размер дохода (за некоторым исключением). Наиболее рациональным выбором ОСНО является в следующих случаях:

  • Продавцы товара, который перепродает организация, применяют ОСНО . В этом случае разумная цель применения ОСНО — получение вычета по НДС.
  • Организация продает товар (выполняет работы) с использованием оборудования. В этом случае организация формирует большой объем затрат, включаемых в себестоимость этого товара. По ряду причин (начисление амортизации, большая доля зарплаты в себестоимости) становится выгодным применение ОСНО .
  • Организация вступает в сделки с бюджетными учреждениями или предприятиями, большая часть которых применяют ОСНО .

Итак, ОСНО — это общий режим налогообложения, который в ряде случаев может быть необходим или целесообразен для применения. Это режим, включающий в себя разные налоги в зависимости от вида предпринимательской деятельности, а также налоги на зарплату сотрудников.

ЕНВД, УСН, ОСНО, ПСН, ЕСХН: для кого-то это ничего не значащий набор букв, а для предпринимателя - прямое указание на то, какой, в итоге, будет его налоговая нагрузка. О том, как можно сравнивать системы налогообложения, чтобы законным путем снизить выплаты в бюджет при ведении бизнеса, читайте в статье "
А тем, у кого все же останутся вопросы или тем, кто хочет получить совет от профессионала, мы можем предложить бесплатную консультацию по налогообложению от специалистов 1С:

Если вы хотите узнать о том, что такое общая система налогообложения , нет смысла листать Налоговый кодекс, такого определения вы там не найдете. В отличие от специальных налоговых режимов, каждому из которых отведена глава с соответствующим названием и каким-то одним налогом (единый, вмененный, сельхозналог или патент), под ОСНО понимают совокупность налогов. Подробное сравнение налоговых режимов представлено .

Большинству начинающих предпринимателей, в особенности ИП, мы рекомендуем УСН (упрощенную систему налогообложения). Она объединяет два разных варианта налогообложения, отличающиеся налоговой базой, налоговой ставкой и порядком расчета налогов :

Перейти на УСН можно сразу при регистрации бизнеса, в нашем сервисе Вы можете абсолютно бесплатно подготовить уведомление о переходе на УСН (актуально на 2019 г):


Особенности ОСНО

Общую систему налогообложения называют еще основной системой налогообложения, а сокращение этого названия может выглядеть и как ОСН , и как ОСНО . Мы предпочитаем последний вариант.

Организации на ОСНО платят следующие налоги:

  • организаций по ставке 20%, за исключением немногочисленных льготных категорий налогоплательщиков;
  • НДС по ставке 0%, 10%, 20%;
  • налог на имущество организаций по ставке до 2,2%.

Платят:

  • налог на доходы физических лиц по ставке 13% (если предприниматель был в отчетном году резидентом РФ);
  • НДС по ставке 0%, 10%, 20%;
  • налог на имущество физических лиц по ставке до 2%.

Оказаться на ОСНО можно по следующим причинам:

  • Налогоплательщик изначально не отвечает требованиям и ограничениям, предусмотренным для льготного налогового режима, либо перестал впоследствии им удовлетворять;
  • Бизнесмену необходимо быть плательщиком НДС;
  • Налогоплательщик попадает в категорию льготников по налогу на прибыль (например, медицинская или образовательная организация);
  • Просто по незнанию того, что существуют другие системы налогообложения: УСН, ЕНВД, ЕСХН и ПСН (только для ИП);
  • Еще какие-то веские причины, потому что если вы решили заняться деятельностью для получения прибыли, то трудно предположить, что вы намеренно выбрали режим с самой высокой налоговой нагрузкой.

Как перейти на ОСНО

Сообщать о переходе на ОСНО не надо, потому что этот режим действует в Российской Федерации как основной без ограничения по видам деятельности, и применяется он по умолчанию. Если вы не заявили в положенном порядке о переходе на специальный налоговый режим, то будете работать на общей системе налогообложения.

Кроме того, вы окажетесь на ОСНО, если перестанете удовлетворять требованиям специальных льготных налоговых режимов. Например, если предприниматель, работающий на патенте, не уплатил его стоимость в установленные сроки, то все доходы, полученные от патентной деятельности и учитываемые в специальной Книге, будут облагаться, исходя из требований ОСНО.

На общую систему налогообложения не распространяются никакие ограничения по видам деятельности, полученным доходам, количеству работников, стоимости имущества и т.д. Практически все крупные предприятия работают как раз на ОСНО, и как плательщики НДС, предпочитают также работать с теми, кто платит этот налог.

Общую систему налогообложения нельзя совмещать с УСН и ЕСХН. Организации могут совмещать ОСНО с ЕНВД, а индивидуальные предприниматели вправе работать одновременно сразу на трех режимах: ОСНО, ПСН и ЕНВД (при условии, что виды деятельности по каждому режиму отличаются).

Краткая характеристика налогов, уплачиваемых на ОСНО

Несомненно, вести учет и сдавать отчётность на общей системе без очень проблематично. В рамках одной статьи невозможно дать полной картины этой налоговой системы или привести примеры расчета налога, как мы это делали в статьях, посвященных специальным налоговым режимам. Каждый из налогов, указанных выше, заслуживает отдельного рассмотрения, особенно НДС, но здесь мы дадим только общее понятие о налоговых ставках, отчетности, оплаты и налоговых льготах по каждому налогу.

Налог на прибыль организаций

Объектом налогообложения здесь является прибыль, то есть разница между доходами, полученными организацией на ОСНО и произведенными расходами. В доходы, учитываемые для налога на прибыль, включают доходы от реализации и внереализационные доходы. Немало споров бизнесменов с налоговиками вызывает подтверждение расходов, уменьшающих налоговую базу. Чем больше расходов удастся подтвердить, тем меньше будет налог к уплате, поэтому естественно, что налоговые органы оценивают обоснованность расходов очень придирчиво. Налоговый кодекс предъявляет к заявленным налогоплательщиком расходам два требования: экономическую обоснованность и документальное подтверждение.

Под экономически обоснованными расходами понимают такие затраты, которые были произведены для получения прибыли. Можно ли считать расходы обоснованными, если прибыль в итоге не была получена? Такой вопрос неоднократно становился предметом судебного спора, причем, самых высоких инстанций. Довольно часто суды становятся на сторону налогоплательщика, отстаивая принцип свободы предпринимательской деятельности и предоставляя право оценивать эффективность бизнеса самому налогоплательщику. И все же, надо быть готовым к тому, что любые расходы, которые организация на ОСНО оценила как обоснованные, могут быть оспорены налоговой инспекцией.

Так же непросто обстоит дело и с вопросом документального подтверждения расходов при расчете налога на прибыль. К документам, называемым оправдательными, относятся так называемые первичные документы (кассовый ордер, акт, накладная, справка и др.), а также счет-фактуры и договоры. Любые неточности или ошибки в заполнении (составлении) таких документов могут обернуться тем, что налоговая инспекция посчитает расходы документально не подтвержденными.

Налоговая ставка налога на прибыль в общем случае равна 20%. Льготная нулевая ставка предусмотрена для организаций в сфере образования и медицины. Кроме того, налоговая ставка разнится от 0% до 30% при обложении дивидендов, получаемых организацией от участия в других организациях. Все варианты налоговой ставки по налогу на прибыль приведены в ст. 284 НК РФ.

Налог на доходы физических лиц

Этот налог платят ИП, работающие на ОСНО. НДФЛ тоже можно назвать сложным для понимания налогом, потому что его платят не только на доходы, получаемые от предпринимательской деятельности, но и на доходы обычных физических лиц. Налоговые ставки по НДФЛ варьируются от 9% до 35% и по каждой налоговой ставке предусмотрен свой порядок определения налоговой базы.

Если говорить про налог на доходы от предпринимательской деятельности физлица, то по своей сути он аналогичен налогу на прибыль организаций, но ставка его меньше: не 20%, а только 13%. ИП на ОСНО имеют право на профессиональные вычеты, то есть уменьшать сумму доходов, полученных от предпринимательской деятельности на обоснованные и подтвержденные расходы. Если же подтверждающих документов нет, то уменьшить размер доходов можно только на 20%.

Говоря об этом налоге, стоит еще упомянуть понятие налогового резидента РФ, т.к. от этого статуса зависит налоговая ставка НДФЛ. Чтобы физическое лицо было признано в отчетном году налоговым резидентом, оно должно фактически находиться на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Доходы нерезидентов облагаются по ставке 30%.

Налог на имущество

Различают налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц, к которым относятся и ИП. Разница между этими двумя налогами невелика.

Объектом налогообложения для организаций является движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на балансе как основные средства. При этом объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, не облагаются налогом с 1 января 2013 года. Налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, а максимальная ставка налога равна 2,2%.

Объектом налогообложения по налогу на имущество физлиц признается только недвижимость. Если ИП на ОСНО использует в своей предпринимательской деятельности принадлежащую ему недвижимость, то налог на имущество он будет платить на общих основаниях, как обычное физическое лицо. ИП на специальных налоговых режимах ( , ) имеют право получить освобождение от уплаты этого налога, в отношении того имущества, которое они используют в предпринимательских целях, для общей системы такой льготы нет. Налоговая ставка не превышает 2% от инвентаризационной стоимости недвижимости

Налог на добавленную стоимость для ИП и организаций на ОСНО

И наконец, самый сложный для понимания, отчётности, уплаты и возврата налог - . Налог этот является косвенным, и в итоге, его бремя несут конечные потребители товаров и услуг. Начисляется НДС при:

  • реализации товаров, работ или услуг на территории РФ;
  • безвозмездной передаче товаров, работ или услуг на территории РФ;
  • передаче имущественных прав на территории РФ;
  • выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • передаче товаров, работ или услуг для собственных нужд;
  • импорте товаров.

Налоговой базой для НДС является стоимость реализуемых товаров, работ и услуг. Общая сумма налога может быть уменьшена на сумму налоговых вычетов, то есть на НДС, предъявляемый поставщиками или заплаченный на таможне при импорте. Налоговые ставки при НДС могут составлять 0%, 10%, 20%, кроме того, есть еще и расчетные ставки в виде 10/110 или 20/120.

Согласно ст. 145 НК РФ, от обязанностей плательщика НДС могут быть освобождены организации и ИП, если за три предыдущих месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности два млн. рублей.

Отчетность и налоговые выплаты организаций на ОСНО

Для организаций на общей системе налогообложения выглядит так:

  1. Налоговая декларация по НДС подается каждый квартал, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, т.е. до 25 апреля, 25 июля, 25 октября и до 25 января включительно. Порядок оплаты НДС отличен от других налогов. Сумму налога, рассчитанную за отчетный квартал, нужно разделить на три равные доли, каждую из которых нужно внести не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев следующего квартала. Например, по итогам второго квартала сумма НДС к уплате составила 45 тыс. рублей. Сумму налога делим на три равные части по 15 тыс. рублей, и уплачиваем в следующие : не позднее 25 июля, августа, сентября соответственно.
  2. Налог на прибыль организаций платят только юридические лица на ОСНО. Порядок сдачи деклараций и уплаты налога на прибыль достаточно сложен и зависит от выбранного способа начисления авансовых платежей. Для организаций, имеющих доход менее 15 млн рублей в квартал, установлены следующие отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев. Сдавать декларации по прибыли в этом случае нужно не позднее 28 апреля, июля, октября соответственно, а по итогам года - не позднее 28 марта. Если организация выбирает начисление авансовых платежей, исходя из фактической прибыли, то декларации сдают каждый месяц, не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным. Сами авансовые платежи по налогу в обоих случаях нужно вносить ежемесячно, также до 28-го числа, но порядок их учета будет отличаться. При ежеквартальной отчетности авансовые платежи рассчитывают на основании данных за предыдущий квартал, а потом, при необходимости, производят перерасчет. Во втором случае, авансовые платежи производят, исходя из реально полученной в отчетном месяце прибыли.
  3. Налог на имущество организаций на ОСНО. Отчетными периодами для этого налога являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Декларации необходимо подать не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, то есть включительно до 30 апреля, июля, октября и не позднее 30 января по итогам года. При этом местные законы вправе не устанавливать отчетные периоды, то есть декларация в этих случаях сдается раз в год - не позднее 30 января. Что касается оплаты налога на имущество - если в регионе установлены квартальные отчетные периоды, то и обязанность вносить авансовые платежи по налогу на имущество возникает каждый квартал. Сроки внесения авансовых платежей устанавливаются регионами, например, в Москве это не позднее 30 дней после окончания отчетного периода, а в Краснодарском крае на это дается всего 5 дней. Если же отчетные периоды местными законами не установлены, то налог платят один раз в год.

Отчетность и налоговые выплаты ИП на ОСНО

Индивидуальный предприниматель, работающий на ОСНО, должен отчитываться и платить налоги в следующем порядке:

  1. Налоговая декларация по НДС подается каждый квартал, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, т.е. до 25 апреля, 25 июля, 25 октября и до 25 января включительно. Порядок оплаты НДС отличен от других налогов. Сумму налога, рассчитанную за отчетный квартал, нужно разделить на три равные доли, каждую из которых нужно внести не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев следующего квартала. Например, по итогам второго квартала сумма НДС к уплате составила 45 тыс. рублей. Сумму налога делим на три равные части по 15 тыс. рублей, и уплачиваем в следующие сроки: не позднее 25 июля, августа, сентября соответственно.
  2. Налог на доходы физических лиц. Декларация по итогам года сдается предпринимателем по форме 3-НДФЛ не позднее 30-го апреля за предыдущий год. Кроме того, надо подать декларацию о предполагаемом доходе по форме 4-НДФЛ тем ИП, у которых размер получаемых в течение года доходов отличается от доходов предыдущего года более чем на 50%. Авансовые платежи по НДФЛ перечисляются в такие сроки: первый авансовый платеж не позднее 15 июля, второй - не позднее 15 октября, третий - не позднее 15 января. По итогам года налог на доходы физлиц, с учетом авансовых платежей, надо заплатить до 15 июля включительно.
  3. Налог на имущество физических лиц начисляется на инвентаризационную стоимость недвижимости, принадлежащую физлицу. Декларации по налогу на имущество физлиц не предусмотрено, а налоговые уведомления собственникам недвижимости высылает ФНС. Срок уплаты такого налога - не позднее 1 ноября года, следующего за отчетным.

Обращаем внимание всех ООО на ОСНО - организации могут уплатить налоги только путем безналичного перечисления. Это требование выдвигает ст. 45 НК РФ, согласно которой обязанность организации по уплате налога считается выполненной только после предъявления в банк платежного поручения. Платить же налоги ООО наличными деньгами Минфин запрещает. Рекомендуем вам на выгодных условиях.

Чтобы избежать досадных финансовых потерь, нужно в первую очередь грамотно организовать ведение бухгалтерии. Сдача правильной отчетности на ОСНО - не самая простая задача, поэтому, чтобы вы без каких-либо материальных рисков могли попробовать вариант аутсорсинга бухучета и решить подходит ли он вам, мы совместно с фирмой 1С готовы предоставить нашим пользователям месяц бесплатного бухгалтерского обслуживания:

Надеемся, что нам удалось внести немного ясности в понятие ОСНО и показать, насколько сложным может быть налогообложение на общей системе. Если масштабы и вид деятельности вашего нового бизнеса соответствуют требованиям специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД, ПСН и ЕСХН), советуем вам начать работу с них.

Организации, осуществляющие строительную деятельность, руководствуются при налогообложении действующим налоговым законодательством.

В общеустановленном порядке они исчисляют налог на имущество, налог на рекламу, налог с продаж, налог на операции с ценными бумагами, а также налоги, уплачиваемые в дорожные фонды (налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств). Кроме того, в общем порядке производятся платежи, связанные с использованием природных ресурсов и платой за землю.

Действующие нормативные документы по отдельным налогам содержат положения, учитывающие специфику строительной деятельности. К таким налогам относятся: налог на пользователей автомобильных дорог, налог на добавленную стоимость при осуществлении капитального строительства, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, при реализации объектов незавершенного строительства и др. Для малых строительных предприятий, ведущих строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения, продолжает действовать льгота по налогу на прибыль до истечения срока ее использования. При исчислении налога на имущество заказчики-застройщики (инвесторы) не включают в облагаемую базу стоимость незавершенного строительства по объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, магистральным трубопроводам, железнодорожным путям сообщения, автомобильным дорогам общего пользования, линиям связи и энергопередач и др.

Рассмотрим особенности исчисления отдельных налогов.

Налог на пользователей автомобильных дорог

Налог на пользователей автомобильных дорог строительные организации уплачивают согласно пункту 33.6 Инструкции МНС России от 04.04.2000 г. № 59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды” исходя из суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной от выполнения работ собственными силами.

При этом строительная организация должна обеспечить раздельный учет объемов работ, выполненных собственными силами, и объемов работ, выполненных субподрядными организациями. Необходимо иметь в виду, что при отсутствии раздельного учета объемов работ, выполняемых генподрядчиком и субподрядчиками, объектом налогообложения будет являться весь объем работ, отраженный в Справках о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС-3).

При определении выручки от реализации работ “по оплате” объектом налогообложения у генподрядчика будет кредитовый оборот за отчетный (налоговый) период по счету 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” (без НДС) за вычетом сумм по расчетам с субподрядными организациями, отраженных по дебету счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” (также без НДС).

С 1 января 2003 г. согласно статье 9 Федерального закона от 24.07.02 г. № 110-ФЗ исключаются из Закона РФ от 18.10.91 г. № 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации” налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. В связи с отменой налога с владельцев транспортных средств в Налоговый кодекс РФ согласно ст.1 Закона № 110-Ф введена глава 28 “Транспортный налог”.

Закон РФ от 18.10.91 г. № 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации” сохраняет свое действие согласно ст.8 Закона от 24.07.02 г. № 110-ФЗ, но без статей, посвященных налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств.

В связи с отменой с 1 января 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог статьями 4 и 16 Федерального закона № 110-ФЗ установлен порядок окончательного расчета с бюджетом по этому налогу.

Организации, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки, обязаны до 15 января 2003 г. исчислить и уплатить налог за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженные до 1 января 2003 г., исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году.

Организации, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты, исчисляют налог, исходя из суммы средств, полученных за отгруженную продукцию и выполненные работы, оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г. с применением ставки налога, действовавшей в 2002 году. В налоговую базу включается также сумма дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2003 г. за отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги). Сумма налога определяется исходя из суммы указанной дебиторской задолженности и ставки налога, действовавшей в 2002 году, и уплачивается также в срок до 15 января 2003 г.

Субъекты малого предпринимательства, независимо от применяемой в 2002 году учетной политики для целей налогообложения, производят уплату налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 г. в 10-дневный срок, установленный для представления годовой бухгалтерской отчетности за этот год, т.е. до 10 апреля 2003 г.

Указанный порядок дополнительно разъяснен письмом МНС России от 10.09.02 г. № ВГ-6-03/1385.

УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Бухгалтерский учет доходов и расходов на производство продукции (работ, услуг) ведется в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету “Доходы организации” ПБУ 9/99 и “Расходы организации” ПБУ 10/99. При этом организации также руководствуются отраслевыми инструкциями по учету доходов и расходов, разрабатываемыми и утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. До завершения работы по разработке и утверждению соответствующими министерствами и ведомствами отраслевых нормативных документов организации наряду с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 руководствуются действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил уже принятых во исполнение указанной Программы нормативных документов (письмо Минфина России от 29.04.02 г. № 16-00-13/03). В частности, подрядные организации используют для целей организации учета фактических затрат на производство строительно-монтажных работ и калькулирования себестоимости строительной продукции Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденные Минстроем России 04.12.95 г. № БЕ-11-260/7 (в редакции письма Госстроя России от 14.08.97 г. № ВБ-13-185/7).

Для целей налогообложения прибыли организации, осуществляющие производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг), определяют доходы и расходы, руководствуясь главой 25 “Налог на прибыль организаций” НК РФ. При этом с 1 января 2002 г. организации для целей налогообложения применяют метод начисления.

При данном методе доходы организации признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (статья 271 НК РФ). Расходы организации для целей налогообложения признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (статья 272 НК РФ).

Для целей бухгалтерского учета подрядные строительно-монтажные организации отражают в учете выручку от реализации по мере оформления сдачи-приемки выполненных работ заказчикам (Дебет 62 Кредит 90-1), списывают фактическую себестоимость сданных работ (Дебет 90-2 Кредит 20), начисляют налог на добавленную стоимость от объема сданных работ (Дебет 90-3 Кредит 76, 68) и определяют финансовый результат от сдачи работ (Дебет 90-9 Кредит 99).

Для целей налогообложения организация должна привести свои доходы и расходы в налоговом учете в соответствие с положениями главы 25 НК РФ и определить налоговую базу, после чего исчисляется налог на прибыль (Дебет 99 Кредит 68).

Главой 25 НК РФ предусмотрено также применение организациями кассового метода . При данном методе датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу организации, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом. Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Согласно статье 273 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.02 г. № 57-ФЗ) кассовый метод имеют право применять организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

В главе 25 НК РФ отсутствует такое понятие, как “льгота по налогу”. Но одна из существовавших до принятия главы 25 Кодекса льгот для малых предприятий продолжает действовать. Рассмотрим порядок использования этой льготы.

Налог на прибыль для малых строительных предприятий

Действующим налоговым законодательством предусмотрена льгота по налогу на прибыль для строительно-монтажных организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства.

Так, Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (с изм. и доп.) установлена льгота по налогу на прибыль для малых предприятий, осуществляющих строительство объектов определенного профиля. Согласно п. 4 ст. 6 вышеназванного Закона, в первые два года работы освобождаются от уплаты налога на прибыль малые предприятия (соответствующие установленным критериям), осуществляющие строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, что выручка от реализации работ по строительству объектов указанного назначения превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

В третий и четвертый годы работы такие малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанного вида деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы малого предприятия считается день его государственной регистрации.

Статьей 2 Федерального закона от 06.08.01 г. № 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах” определен порядок, в соответствии с которым Закон РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” утрачивает силу с 1 января 2002 г. в связи с введением в действие главы 25 “Налог на прибыль организаций” НК РФ, за исключением некоторых абзацев и пунктов отдельных статей, которые утрачивают силу в особом порядке. Данной статьей, в частности, определено, что предусмотренные пунктом 4 статьи 6 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” льготы по налогу для малых строительных предприятий, срок действия которых не истек на день вступления в силу Федерального закона № 110-ФЗ, продолжают применяться этими предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены.

Таким образом, малые предприятия, которые начали пользоваться льготой до 1 января 2002 г., продолжают пользоваться этой льготой и в последующие годы после 1 января 2002 г. до истечения ее срока.

При обосновании права на льготу по налогу на прибыль организация рассчитывает долю выручки только от реализации работ, выполненных собственными силами, в общей сумме выручки, которая не должна включать выручку от реализации продукции (работ) субподрядчиков. Такой порядок разъяснен письмом Госналогслужбы России от 27.10.98 г. (№ ШС-6-02/768**) “Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения прибыли” (с изм. от 12.07.99 г.
№ ВГ-6-02/546).

Более поздними нормативно-правовыми документами порядок исчисления льготной выручки был уточнен. Так, пунктом 4.4 Инструкции МНС России от 15.06.2000 г. № 62* “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” было установлено, что предприятия, которые наряду со строительством занимаются торговлей, включают в расчет льготной выручки не товарооборот, а разницу между ценой продажи и ценой покупки реализуемых товаров (без НДС, акцизов и налога с продаж).

Поясним сказанное на примере.

Подрядная организация получила выручку от реализации строительно-монтажных работ (СМР) в сумме 5000 тыс. руб., в том числе от субподрядных работ - 1000 тыс. руб. Выручка (товарооборот) от торговли составила 1800 тыс. руб. Покупная стоимость этих товаров составила 1200 тыс. руб.

(5000 - 1000) + (1800 - 1200) = 4600 тыс. руб.

(5000 - 1000) : 4600 х 100% = 86,9%

Таким образом, организация в 1-й год работы может воспользоваться льготой по налогу на прибыль.

С введением в действие главы 25 НК РФ расчет льготной выручки изменяется. Так, письмом МНС России от 02.04.02 г. № 02-3-07/77Н343 разъяснено, что с учетом положений статьи 249 НК РФ под выручкой от торговой деятельности следует понимать выручку от реализации, определяемую исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права, и выраженную в денежной и (или) натуральной формах (т.е. товарооборот).

Таким образом, по условиям предыдущего примера сумма выручки от реализации для исчисления льготы составит:

(5000 - 1000) + 1800 = 5800 тыс. руб.

Доля выручки для определения льготы составит:

(5000 - 1000) : 5800 х 100% = 68,9%

Таким образом, при исчислении доли выручки по измененному порядку организация в 1-й год работы не сможет воспользоваться льготой по налогу на прибыль.

На практике имеют место случаи, когда налоговые органы отказывают малым предприятиям в применении льготы по той причине, что они осуществляли лишь ремонтно-строительные работы (без строительства). Один из таких случаев нашел отражение в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 04.07.02 г. № 12037/01. В данном постановлении Президиум ВАС решил спорный вопрос в пользу налогоплательщика: льгота предоставляется не только предприятиям, осуществляющим строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения, но и предприятиям, выполняющим на таких объектах ремонтно-строительные работы.

МНС России в более поздних письмах изложило иной порядок определения льготной выручки. Так, в письме от 10.09.02 г. № 02-5-11/202-АД088 “О применении норм главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации”, являющимся ответом на частный вопрос, дополнительно разъяснен порядок исчисления льготной выручки при определении права на рассматриваемую льготу.

В ответе на вопрос 5 данного письма указано, что, согласно п.2 ст.249 НК РФ, выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги. При этом стоимость субподрядных работ следует учитывать в общем показателе выручки от реализации строительных работ при определении права организации на льготу в условиях 2002 года и последующих лет. Таким образом, по мнению МНС России, в состав льготной выручки генподрядчика также включается стоимость субподрядных работ.

Рассмотрим порядок исчисления льготной выручки, используя условия предыдущего примера.

Подрядная организация получила выручку от реализации строительно-монтажных работ (СМР) в сумме 5000 тыс. руб., в том числе от субподрядных работ - 1000 тыс. руб. Выручка (товарооборот) от торговли составила 1800 тыс. руб.

Итого сумма выручки от реализации для исчисления льготы составит:

5000 + 1800 = 6800 тыс. руб.

Доля выручки для определения льготы составит:

5000: 6800 х 100% = 73,5%

Таким образом, при исчислении доли выручки по предлагаемому МНС России порядку организация в 1-й год работы сможет воспользоваться льготой по налогу на прибыль.

Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (п.4 ст.6) предусмотрены налоговые последствия в случае прекращения малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации). В этом случае подлежит внесению в федеральный бюджет сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки ЦБ РФ за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих налоговых периодах.

Если малые предприятия осуществляют строительные и ремонтно-строительные работы на территории других государств, то льгота по налогу на прибыль на них не распространяется.

*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

Компании, занимающиеся строительной деятельностью и только приступившие к ней, вынуждены выбирать из 2-х вариантов: общая и упрощённая схемы отчисления регулярных платежей в государственную казну. При этом вопрос является не просто злободневным: так как наблюдается повсеместное расширение городов, активизация загородного строительства, бизнес в этой среде обещает стать весьма успешным и прибыльным.

Но на этапе старта деятельности предприниматели сталкиваются с необходимостью определения самой выгодной системы взаимодействия с налоговыми органами, и если нет собственного опыта, приходится обращаться к специалистам.

Отметим сразу: невозможно привести однозначный ответ, так как оптимальная форма уплаты налогов зависит от специфики строительства, объёмов, уровня доходов, особенностей взаимодействия с партнерами. Далее будет раскрыт стандартный для большинства строительных фирм вариант - УСН, являющийся достаточно экономичным по отношению к общей системе.

Базовые элементы сравнения систем

Общая схема подразумевает указание в декларативных документах НДС, а также налогов, взимаемых с имущества организаций и с полученной в результате работы прибыли. По налоговому кодексу УСН, в свою очередь, освобождает от таких лишних финансовых обязательств, как налоги на прибыль, имущество организаций, добавленную стоимость (если только какая-либо продукция не ввозится извне на территорию страны). И в этом случае нужно рассматривать две возможности выплаты налогов:

  • По доходам - то есть от этой суммы нужно отчислять 6%;
  • По доходам с вычетом расходов - ставка здесь колеблется в пределах 5-15% в соответствии со спецификой деятельности и регионом.

Естественно, для строительных организаций лучше второй вариант, так как подобные предприятия Ленинградской области всегда несут большие расходы, связанные с доставкой материалов и отдельными узкопрофильными видами услуг.

Когда УСН нельзя использовать?

Рассматриваемая система налогообложения не является универсальной, то есть она доступна не для всех объектов хозяйствования. Её не могут практиковать следующие категории строительных фирм:

  • Имеющие представительства и филиалы;
  • Если они больше чем на четверть принадлежат другим организациям;
  • Если за один отчётный период численность задействованных работников превысила сотню человек;
  • Иностранные компании;
  • Если по бухгалтерскому учёту остаточная стоимость активов организации больше 100 миллионов рублей;
  • Если к концу отчётного периода общая сумма доходов получилась больше 60 миллионов рублей.

Таким образом, организации, которые не относятся к категории генеральных подрядчиков, могут успешно использовать систему налогообложения по доходам с вычетом расходов - такой вариант предлагает облегчённую форму ведения бухгалтерской, налоговой документации. Если сравнивать по цифрам с общей схемой налогообложения, экономия получается значительной, и к тому же законодательные требования в этом сегменте не такие жёсткие.

Здравствуйте. Если доход не будет превышать 60 млн. руб. за отчётный период, то можно выбрать УСН

Статья 346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.

3. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

В случае, если налогоплательщик применяет одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного настоящим пунктом, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.(

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 настоящего Кодекса.

4.1. Если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, не превысили 60 млн. рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик вправе продолжать применение упрощенной системы налогообложения в следующем налоговом периоде.

5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.

6. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

7. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

8. В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама