THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Просвещенный абсолютизм это политика государства, проводимая ради достижения общего блага. Ее расцвет пришелся на вторую половину 18 века. Сторонниками такой идеи, как просвещенный , были некоторые монархи стран Европы. Родоначальником рассматриваемой теории стал некий человек по имени . Теория просвещенного абсолютизма проникнута идеями просвещения и рационалистической философией. Суть такого явления, как просвещенный абсолютизм, заключается в создании светской формы государства и в стремлении монарха обладать всей полнотой центральной власти в стране.

Они желали подчинить государство идее чистого разума. Отметим, что в литературных кругах того времени, идеи просвещенного абсолютизма были встречены более, чем восторженно. Наиболее ярким примером того могут служить политические взгляды Вольтера, кроме того, школ Тюрго и Кенэ. Процесс просвещенного абсолютизма охватил многие европейские страны за исключением, как ни странно, Англии и Франции, а также Польши. На тот момент Англия считалась, что достигла просвещенного абсолютизма, в Польше отсутствовала королевская власть. А во Франции династия Людовиков не была в состоянии взять на себя столь сложные реформы. В результате этого во Франции назрел политический кризис. Вот что такое просвещенный абсолютизм .

Просвещенный абсолютизмполитика второй половины XVIII века, проводимая правителями ряда европейских государств. Для нее было характерно применение на практике некоторых идей французского Просвещения (Ж.Ж. Руссо, Вольтер и Ш.Л. Монтескье): преобразование наиболее устаревших государственных и общественных институтов, осуществление реформ в области судопроизводства, образования и т. д. На деле эта политика означала лавирование между интересами различных сословий для укрепления позиций дворянства как опоры абсолютизма и создания дворянской диктатуры. Политика просвещённого абсолютизма была характерна для стран с монархической формой правления и со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений. Просвещённый абсолютизм, с одной стороны, проводил политику в интересах дворянства (сохраняло свои политические права и экономические привилегии), с другой стороны, всячески способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений. В частности, такую политику проводили австрийский император Иосиф II, прусский король Фридрих II и др.
XVIII век – время господства просветительской идеологии. Французские просветители сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Их взгляды были естественным продолжением господствовавшей в этом веке идеологии рационализма. Французскими просветителями был провозглашен лозунг просвещения – преобразования государства, опираясь на идеи разума, свободы, гражданского равенства. Одним из путей достижения своих идеалов просветителям виделась деятельность просвещенных монархов «мудрецов на троне», которые, пользуясь своей властью и издавая справедливые законы, помогают делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте общественного блага господствовало в умах людей того времени. Прекрасно образованная, знакомая с концепциями просветителей Екатерина II, обладая умом, быстро реагирующим на смену ситуации. Свою продворянскую политику императрица стала проводить в форме просвещенного абсолютизма, стремясь построить законную самодержавную монархию, обновив ее с учетом новых исторических реалий.
Политика «просвещенного абсолютизма» была характерна для стран со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений, где дворянство сохраняло свои политические права и экономические привилегии. Она предусматривала стабилизацию существующего государственного порядка путем дальнейшей централизации управления и регулирования самодержавной властью всех сторон общественной жизни, что оправдывалось вышеупомянутыми положениями о роли государства и просвещенного монарха в деле достижения общественного блага, а также некоторую правовую модернизацию в духе идей просветителей, либо просто прикрытую просветительской фразеологией (См. схему «Просвещенный абсолютизм»).

Введение…………………………………………………………………………..3

    Просвещенный абсолютизм на страницах

российской истории……………………………………………………..5

      Сущность, понятие и зарождение просвещенного абсолютизма...5

      Просвещенный абсолютизм в Российской империи……………..8

    «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II……………………………12

    1. Период правления Екатерины II…………………………………..12

      Внутренняя и внешняя политика Екатерины II…………………..17

    Реформы, проводимые Екатериной II в период

просвещенного абсолютизма…………………………………………….27

Заключение……………………………………………………………………...34

Список использованной литературы………………………………………..36

Введение.

Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма в России. Екатерине удалось просветить своих подданных и приблизить русскую культуру к западной. Так же она сделала существенные изменения и в механизмах управления государством. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.

Смысл просвещенного абсолютизма состоял в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее одиозные феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.

Основной целью правления Екатерины II было упрочение существующего строя законодательными мерами и, в конечном счете, укрепление государственной мощи.

Целью данной курсовой работы является исследовать предпосылки и особенности возникновения и развития просвещенного абсолютизма Екатерины II.

Исходя из поставленной цели, нами были определены ряд задач :

    Определить сущность и понятие просвещенного абсолютизма;

    Проанализировать зарождение просвещенного абсолютизма;

    Изучить развитие просвещенного абсолютизма в Российской империи;

    Изучить просвещенный абсолютизм в период правления Екатерины II;

    Выявить реформы проводимые Екатерины II в период просвещенного абсолютизма.

В данной курсовой работе были использованы учебники Виленского Б.В., Головатенко А., Ежов М.В., Зуева М.Н., Титова Ю.П, Чистякова О.И, Исаева И.А. «Лекции по истории государства и права России», «История России: спорные проблемы»,«История государственного управления России. IX – начало XX в», «История России с древности до наших дней», «История государства и права России», которые способствовали изучению просвещенного абсолютизма Екатерины II и период ее правление. Нами также бы использованы учебники Каменского А., Омельченко О. А., Павленко Н.И., Сафонов М.М. «Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв.»,«Екатерина Великая»,««Законная монархия» Екатерины II: Просвещенный абсолютизм в России.»,«Российская империя в ХVIII в», роль которых заключается в необходимости понятия сущности просвещенного абсолютизма в Российской империи.

Методы исследования, используемые в курсовой работе: изучение специальной литературы по выбранной теме; анализ периода просвещенного абсолютизма Екатерины II.

    Просвещенный абсолютизм на страницах русской истории.

    1. Сущность, понятие и зарождение просвещенного абсолютизма.

Эпоху просвещенного абсолютизма в России совпадает со временем царствования Екатерины II. Данную мысль о государстве с просвещенным монархом, называют способным преобразованием общественной жизни на новых, разумных началах, получившие широкое распространение в XVIII веке. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж..Ж.. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Поэтому теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.

Отсюда получается, что просвещённый абсолютизм - это политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Эпохе просвещенного абсолютизма была присуща определенная идеология, в которых выдялеются характерные черты:

    идея равенства всех людей, государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;

    именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;

    все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего - посредством народа»;

    просвещение - одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;

    признание свободы слова, мысли, самовыражения.

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма - союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

Как уже говорилось ранее, XVIII век проявил себя как период господства просветительской идеологии. Первыми кто сформулировали основные положения просветительской концепции, были французские ученые. По их мнению, обеспечить совершенное общественное устройство могла теория разделения законодательной, судебной и исполнительной властей, их независимость друг от друга.

На ранних этапах формирования просветительской идеологии отдельные представители этого движения (Фенелон, Мармонтель, Вольтер и др.) серьезно относились к возможности существования монархии, основанной на началах разума и справедливости, где политику правительств будут определять забота об общем благе, обеспечение личной свободы и гражданского равенства.

В дальнейшем перспектива реальности осуществления доктрины подкреплялась в глазах мыслителей конкретными попытками некоторых европейских монархов XVIII столетия – Фридрих II в Пруссии, Иосиф II в Австрии, Густав III в Швеции. Правители стали ориентироваться в проведении своей политики на отдельные постулаты выдвинутой просветителями концепции. Такая политика выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавших шаг в сторону буржуазного развития).

Реформы в духе просвещенного абсолютизма проводились в Пруссии – в первые годы правления Фридриха II, в Австрийской монархии – отчасти уже при Марии Терезии и особенно при Иосифе II, в Испании – при Карле III, в Португалии – при министре С.Помбале, в Дании – при министрах Ю.Х.Э.Бернсторфе, И.Ф.Струэнсе, при регенте принце Фредерике, в Швеции – при короле Густаве III, в России – при Екатерине II (в 60-е гг. XVIII века).

Хотя объективно некоторые реформы просвещенного абсолютизма способствовали развитию капиталистического уклада, в практической деятельности «просвещённых государей» превалировали феодально-деспотические черты.

Несовместимость принципов Просвещения с абсолютистским режимом наиболее отчётливо проявилась в Пруссии при Фридрихе II. В тех же случаях, когда феодально-абсолютистское государство шло на реформы, ущемлявшие дворянство, особенно когда реформы приобретали уже отчётливо буржуазный характер (например, реформы А.Р.Ж.Тюрго в 1774-76 во Франции), они вызывали решительное противодействие феодальных кругов и в конечном счёте не проводились в жизнь.

В России же политика просвещенного абсолютизма, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.

Екатерина II в своей политике пыталась реализовать теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

В целом же политика просвещенного абсолютизма имела успех только в тех странах, где буржуазия достигла сравнительно слабой степени развития. Но и там период просвещенного абсолютизма оказался весьма кратковременным: в условиях революционной ломки феодально-абсолютистского строя, проведённой Великой французской революцией, европейские монархи покончили с «либеральными» начинаниями в духе просвещенного абсолютизма, сменившегося почти повсеместно политикой открытой феодальной реакции.

      Просвещенный абсолютизм в Российской империи.

Своеобразие исторической ситуации, складывавшейся в России на протяжении XVIII века, превращало ее в страну, где концепция «просвещенного абсолютизма» находила, казалось бы, свое реальное воплощение.

Наиболее серьёзный вклад в развитие абсолютизма как системы внёс Пётр I. В 1721 г. сенат присвоил ему титул императора, и Россия стала именоваться империей. Пётр сосредоточил в своих руках всю полноту власти, отстранив от участия в государственных делах и патриарха (главу Русской Православной церкви), и Боярскую думу, которые могли, так или иначе, противодействовать единовластию царя. Во времена его правления абсолютная монархия впервые получила законодательное оформление. В Воинском уставе 1716 г. один из артикулов (от лат. articulus – «статья») гласил: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению, управлять». А в Духовном регламенте 1721 г. для Церкви было записано: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Пётр Великий много внимания уделял общественному мнению. По высочайшему указанию издавались переводы иностранных книг и составлялись произведения отечественных мыслителей о целесообразности и закономерности неограниченной монархии, укрепления империи, борьбы с несогласными. Трактат «Правда воли монаршей», написанный Феофаном Прокоповичем, напечатали в десятках тысяч экземпляров и распространили среди грамотного населения. В «Правде» доказывалось, что абсолютная верховная власть дарована императору свыше для блага подданных и отечества, а все его деяния оправданы, кроме «вредных».

Абсолютная монархия не могла обойтись без укрепления экономического могущества страны. Развитие государства не мыслилось без промышленного прогресса, строительства мануфактур, развития горнозаводского дела. Пётр поощрял предпринимательство и торговлю, те отрасли сельского хозяйства, которые обеспечивали сырьём промышленность, армию и флот.

Несомненные политические успехи России в ходе Северной войны, активная реформаторская деятельность Петра I и особенно его заботы по развитию в стране просвещения и наук служили для этого веским основанием. Сам Петр I меньше всего заботился о том, чтобы заслужить лавры «просвещенного монарха». Однако заданный им пример «труженика на троне», а главное, результаты его преобразований определили на несколько десятилетий тот эталон, которым общественное мнение XVIII века измеряло требования, предъявляемые к венценосцам.

В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ. Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой. Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях. Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции, и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны.

Парадокс петровской реформы сводился к тому, что вестернизация России, носившая насильственный характер, укрепляла основы русской цивилизации - самодержавие и крепостничество, с одной стороны, вызывала к жизни силы, осуществлявшие модернизацию, а с другой, провоцировала антимодернизационную и антизападническую реакцию сторонников традиционализма и национальной самобытности.

Преемники Петра I на российском престоле оказались в большинстве своем мало достойными в продолжении его политики. Но с началом царствования Екатерины II апелляции к концепции «просвещенного абсолютизма» вновь обнаруживают в условиях России свою актуальность. При этом императрица, в отличие от царя-реформатора, открыто объявляет о своей приверженности новейшим теориям просветителей.

    Просвещенный абсолютизм Екатерины II .

    1. Период правления Екатерины II .

Ломка национальных устоев и традиций привела после смерти Петра I к периоду острого политического кризиса, вошедшего в историю как «эпоха дворцовых переворотов», в результате которых за 37 лет (1725-1762) сменилось шесть монархов. Ряд историков называет вторую четверть – середину XVIII в. как эпоху «временщиков», при которой огромную роль играли фавориты. Некоторые историки определяют суть периода – это борьба русского дворянства с засильем иноземцев.

Екатерина II, занявшая трон в результате дворцового переворота и правившая 34 года (1762-1796), пыталась приспособиться к условиям раскола русского общества. Это была хорошо образованная, энергичная и вместе с тем честолюбивая и лицемерная государыня. Она по-своему использовала русский традиционный охранительный консерватизм и европейский либерализм.

Политика императрицы Екатерины II принесла, новые для России веяния, которая осуществило государственные преобразования под лозунгом «просвещённого абсолютизма». В торжественном манифесте от 6 июля 1762 г. объявлялось: «Самовластие, не обузданное добрыми и человеколюбивыми качествами в государе, владеющем самодержавно, есть такое зло, которое многим пагубным следствиям непосредственно бывает причиною». Умная и образованная, Екатерина умела представить себя просвещённым, даже обаятельным монархом, но правила твёрдой рукой, немилосердно карая врагов. Обещая подданным «матернее увещевание и попечение», новая императрица не помышляла об ограничении власти и не терпела критики в свой адрес, ревниво относясь к успехам в общественном мнении даже преданных ей людей. Она единолично возглавила центральный правительственный аппарат и лишь изредка созывала совет из выбранных ею крупных сановников.

Вступив на престол, Екатерина II столкнулась со стремлением дворянской знати ограничить царскую власть в свою пользу. Поэтому многие «всероссийские самодержавцы» нуждались в постоянно действующем совете, состоявшем из близких им людей. Екатерина II в 1768 году вновь организовала Императорский совет как совещательный орган при императрице для обсуждения важнейших законов и государственных мероприятий. В связи с созданием Императорского совета значение Сената пало.

Свою внутреннею политику Екатерина II осуществляла непосредственно через генерал-прокурора, президентов коллегий и генерал-губернаторов. Рост влияния Императорского совета и одновременно умаление роли Сената являлись двумя сторонами процесса укрепления самодержавия, развития бюрократии и усиления централизации государственного аппарата, начатого Петром I.

Внешняя политика Екатерины в то время была ориентирована в основном на завоевание выхода к Черному морю. Утверждение на Черноморском побережье предоставило бы, наконец, стране возможность, активно, включиться в торговлю со странами Востока. Однако устремления России не устраивали Францию и Турцию. Первая желала сосредоточить в своих руках всю восточную торговлю. Вторая усматривала для себя серьезную опасность в продвижении России на юг. Не осталась в стороне и Англия, которой усиление России в Причерноморье помешало бы в достижении собственных интересов на Балканах. Все это, в конце концов, привело к двум продолжительным кровопролитным войнам России и Турции (1768–1774 гг., 1787–1791 гг.), из которых Россия вышла победительницей.

Первая война окончилась подписанием мира летом 1774 г. в деревушке Кючук-Кайнарджи на Дунае, а вторая завершилась зимой 1791 г. заключением Ясского договора. Благодаря победам, одержанным сухопутными войсками и военным флотом, Российская империя присоединила к собственным территориям всё Северное Причерноморье. Крымское ханство, получившее в 1774 г. политическую независимость от Турции, в 1783 г. вошло в состав России. В странах, подвластных Османской империи, были открыты русские консульства, турецкое правительство гарантировало свободу исповедания христианской религии в своих владениях. Но главное – Россия получила выход к Чёрному морю и избавилась от постоянной угрозы нападения крымцев, за спиной которых стояла Турция. Теперь можно было осваивать плодородные степные чернозёмы, что в экономическом отношении представляло для России огромную выгоду.

В связи со всем этим главную задачу, своего царствования, Екатерина II видела в упрочении своего положения «матери отечества», сглаживании социальных противоречий, предупреждении антифеодальных выступлений, обусловленных обострением классовой борьбы. Она и определила основные направления внутренней политики в условиях глубоких социальных противоречий начинающегося разложения феодально-крепостнической системы.

Её содержанием, с одной стороны, являлось маневрирование с помощью обещаний, подготовки и проведения некоторых реформ, использование популярных идей французских просветителей того времени – Вольтера, Дидро, Монтескье, создание видимости единства мыслителей и монархов – «союза философов и государей», а с другой – резкое усиление крепостного гнёта и расширение дворянских привилегий. Совокупность элементов этой политики и получила название «просвещённого абсолютизма».

Самый рассвет «просвещённого абсолютизма» в России относится к 60-м годам XVIII века. Несмотря на либеральные фразы и демагогические приёмы самодержавцев, социальная природа самодержавия при «просвещённом абсолютизме» оставалась дворянской. Как и во многих странах той поры – в Австрии, Пруссии и других - «просвещённый абсолютизм» в России был особой формой политики самодержавия, характерной особенностью которой было некоторое приспособление политики дворянского государства к требованиям развивающегося капитализма.

«Просвещённый абсолютизм» был порождён также обострением социальных противоречий и в первую очередь борьбой крестьян. Существо политики «просвещённого абсолютизма» заключалось не только в подавлении крестьянских движений, но отчасти в стремлении предупредить их возникновение. «Просвещённый абсолютизм» проводил также мероприятия, имевшие целью сохранить и расширить привилегии дворянства, помочь ему приспособиться к развивавшимся капиталистическим отношениям.

Второй период правления Екатерины II характеризуется тем, что отбрасывается показной либерализм и просветительские идеи, преследуется русские просветители, провозглашаются практически безграничные дворянские привилегии, ещё более возрастает крепостной гнёт. Процесс углубления социально – экономических противоречий и разложения феодально-крепостнической системы продолжает развиваться. Поэтому усиление реакционного курса, особенно в связи с Великой французской революцией, составляет содержание внутренней политики этого периода правления Екатерины II.

Отсюда получается, что в России политика просвещенного абсолютизма порождалась: стремлением верховной власти привести существующие систему управления, уровень социально-экономического и культурного развития в соответствие с духом времени; остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов; притязаниями на ведущую роль в системе международных отношений. Откуда вытекают следующие задачи политики просвещения, которая ставила перед собой российская абсолютная монархия:

    укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов;

    расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества;

    проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность;

    создание условий для экономического развития страны, принятие законов, способствующих предпринимательству (политика экономического либерализма).

    распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране;

Таким образом, историю Российского абсолютистского государства второй половины XVIII века можно разделить на два периода: I – до крестьянской войны 1773 – 1775 годов; этот период принято называть периодом «просвещённого абсолютизма» и II период – открытой дворянской реакции, особенно усилившейся с 1789 – 1790 годов в связи с революцией во Франции.

Но всё, же просветительские идеи вызвали у императрицы желание заняться самым необходимым для устройства новой России – проблемой законодательства. После Соборного Уложения 1649 г., империя не имела свода законов, отвечавшего политическим условиям XVIII в. Екатерина два года писала «Наказ» комиссии, для составления проекта нового Уложения. 22 главы документа представляют собой заимствования или пересказ основных идей из трудов энциклопедистов о монархической власти, роли законов, о преступлениях и наказаниях, экономике, воспитании, наследственном праве и суде. С позиций просвещённого абсолютизма рассмотрены ею проблемы преступления и наказания; выступив вслед за Елизаветой Петровной против пыток и смертной казни, Екатерина в сущности положила конец позорному «слову и делу».

Комиссия не смогла решить стоявшую перед ней задачу: нового государственного законодательства страна так и не получила. 19-летний студент Лев Толстой, изучая «Наказ», сделал суровый вывод: «Наказ этот принёс больше славы Екатерине, чем пользу России». И, тем не менее, следствием работы императрицы над этим документом стали губернская реформа 1775 г., жалованные грамоты дворянству и городам Российской империи 1785 г. В 70-е гг. определённые льготы и привилегии получили купечество и предприниматели. В духе «просвещённого абсолютизма» решались проблемы культурного развития страны. Реформа образования, разрешение на издание журналов, создание сети учебно-воспитательных учреждений для дворян, мещан, купеческих детей, сирот и бедных, начало женского образования, основание Вольного экономического общества (1765 г.) влили свежую струю общественную жизнь. Однако Французская революция, а также деятельность российских просветителей и масонов испугали правительство. В конце 80-х – начале 90-х гг. с политикой «просвещённого абсолютизма» было покончено.

Тема 7. Просвещенный абсолютизм Екатерины II .

7.1. Просвещенный абсолютизм в России

Просвещенный абсолютизм – это политика, проводившаяся в большинстве европейских стран во второй половине XVIII в. Заключалась в проведении преобразований «сверху» и была направлена на устранение феодальных пережитков, мешающих развитию новых капиталистических отношений. В основе этой политики лежали идеи Просвещения, пользуясь популярностью которых, монархи желали показать свое правление как союз философов и государей.

Рис. 1 Екатерина II

Первые годы царствования Екатерины II, пришедшей к власти в результате дворцового переворота прошли под знаком политики «просвещенного абсолютизма». В России политика «просвещенного абсолютизма» была вызвана следующими причинами:

Стремление верховной власти продолжить модернизацию страны, а следовательно создать условия для развития промышленности, торговли, формирования третьего сословия.

Осознание необходимости привести систему управления государства, уровень культурного развития в соответствие с «духом времени».

Острота социальных противоречий и необходимость проведения мер, смягчающих недовольство низов при сохранении абсолютистского государства.

Просветительские взгляды самой Екатерины.

Вместе с тем, на пути модернизации страны существовали препятствия, определившие особенности «просвещенного абсолютизма» в России. Незрелость социальных и духовных предпосылок – отсутствие национальной буржуазии, патриархальность городских низов и крестьянства. Самодержавная власть монарха, не способного добровольно ограничит свои полномочия. Учитывая все обстоятельства, сущность политики «просвещенного абсолютизма» в России выражалась в ее направленности на обновление политического режима и феодального строя. Екатерина, используя идеи французского просветителя Монтесье о том, что природная среда государства, размеры страны, нравы и обычаи народа определяют форму государства, доказывала закономерность самодержавного строя в России. Она видела свою задачу в издании наилучших законов, удовлетворяющих потребности всех слове общества.

7.2. Реформы государственного управления

В 1767 г Екатерина созвала Уложенную комиссию, призванную разработать новый свод законов. Депутаты в комиссию избирались от представителей всех сословий, кроме помещичьих крестьян. Сама императрица подготовила Наказ, в котором в духе идей просвещения провозглашалось равенство сословий перед законом и, одновременно обосновывалась абсолютная монархия и власть помещиков над крестьянами. Работа Уложенной комиссии не достигла поставленной перед ней задачи обновления законодательства, т.к. слишком глубокими были противоречия между различными сословиями. Екатерина поняла, что согласовать интересы разных сословий, не представляется возможным и комиссия была распущена.

В 1764 г. была проведена реформа Сената, он был разделен на шесть департаментов. Сенат был лишен законодательных функций. Вся законодательная т распорядительная власть сосредоточилась в собственной канцелярии императрицы.

Следующим шагом Екатерины стало завершение, начатой еще Петром I мер по приведению церкви в полную зависимость от государства. В 1764 г была проведена секуляризация церковных земель, которая сразу подорвала основу благополучия духовенства.

Реформа местного управления была вызвана страшным потрясением, которое пережила Екатерина, в связи в восстанием по предводительством Е. Пугачева. Реформа была призвана укрепить центральную власть на местах, повысить эффективность местных органов, передав им ряд полномочий центральных органов. В 1775 г. Россия была поделена на 50 губерний, каждая губерния делилась на 10-15 уездов. Функции губернаторов расширялись: им передавались финансовые, административные и судебные полномочии из центра. Кроме того, дворяне получили право создавать дворянские собрания в губерниях и уездах, вводилась должность предводителя дворянского собрания, который мог представлять интересы дворян перед императрицей.

7.3. Политика в социальной сфере

Политика в социальной сфере была крайне противоречива. В период правления Екатерины крепостное право значительно укрепилось. Это выражалось в широкой практике раздачи государственных крестьян помещикам, помещикам разрешалось без суда отдавать крестьян на каторжные работы, а крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков, что окончательно ликвидировало остатки прав крепостных крестьян. Крепостное право распространялось на Левобережной Украине. Одновременно, принятая в 1785 г., Жалованная грамота дворянству расширяла привилегии дворян, которые получали право монопольного владения землей и крестьянами.

Предоставление в 1785 г. Жалованной грамоты городам обеспечивало некоторые привилегии городским обывателям и регулировала работу органов самоуправления. Екатерина преследовала цель укрепить и поддержать третье сословие. Горожане были поделены на 6 разрядов в соответствии с родом занятий и материального положения.

7.4. Экономическое развитие

В экономике России второй половины XVIII в. продолжался процесс формирования основ капиталистического строя. Россия оставалась аграрной страной, прогресс в сельском хозяйстве достигался за счет освоения новых земель. Новым явлением было то, что появились признаки кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства. Окончательно падает значение натурального оброка. Помещики переводили крестьян на денежный оброк, особенно в нечерноземных районах. Денежный оброк заставлял крестьян быть предприимчивыми, это усиливало их связь с рынком и соответственно подрывало натуральность хозяйства – основы феодально-крепостнической системы. Многие крестьяне уходили на заработки в город. В черноземных районах помещики предпочитали сохранить за собой больше земли и расширяли барскую запашку, при этом лишая земли крестьян. Получает распространение месячины – системы отработок крестьян за одежду и еду, при этом крестьяне лишались земли, и это так же свидетельствовало о разрушении основ феодальной системы землепользования.

Активнее, чем сельское хозяйство развивалась промышленность. За вторую половину XVIII в. количество мануфактур достигло 2 тыс. особенно быстро развивалась металлургия и текстильная промышленность. Быстрое развитие промышленности объяснялось потребностями государства. В промышленности так же возникали явления не свойственные феодально - крепостнической системе: росло использование вольнонаемного труда, разрешение крестьянам заниматься предпринимательством. Это подрывало монополию дворянства на торговлю и организацию производства.

Изменения в финансовой сфере коснулись таможенных сборов, которые теперь поступали только в казну. Была осуществлена переплавка серебряных и медных монет, в 1769 г. впервые в России были выпущены бумажные деньги – ассигнации.

В целом феодальные порядки тормозили экономическое развитие страны, крестьянское хозяйство, задавленное повинностями медленно включалось в товарно-денежные отношения, да и большинство помещичьих хозяйств существовали по- старинке – за счет крепостных крестьян. К концу XVIII в. потенциал феодально-крепостнической системы практически исчерпал себя, страна которая в первой половине века догнала по многим показателям ведущие европейские страны начала постепенно отставать.

Схема 1 Просвещенный абсолютизм в России

Черты Просвещенного абсолютизма

Источник – западноевропейские просветительские идеи

Стремление создать принципиально новую систему права

Попытка обеспечить социальный контроль над властью

Несоответствие идеалов от реальных условий развития общества

Конфликт между целями политики – «общее благо» и средствами достижения - принуждение

Опора на дворянство при несоблюдении интересов других сословий. Усиление крепостничества

18 век – это век «просвещения» во всех сферах жизни: литературе, искусстве. Идеи просвещения наложили отпечаток и на государственную . Если раньше понятие абсолютной государственной власти сводилось исключительно к ее практической направленности, то есть к совокупности прав государственной власти, то теперь абсолютизм объявлялся просвещенным. Это значит, что государственная власть признавалась остального, но при этом добавлялась забота о благе всего народа. Монарх должен был осознать, что у него есть не только права и безграничная власть в руках, но и обязанности перед своим народом.

Идеи просвещенного абсолютизма впервые были высказаны . Писатели и философы мечтали поменять в корне существующий государственный строй, изменить жизнь простого народа к лучшему. Монархи, понимая, что перемены грядут и их не избежать, начинают сближаться с , впитывают идеи, высказываемые ими в своих трактатах. Так, например, Екатерина II имела тесную дружескую переписку с Вольтером и Дидро.

Философы ратовали за то, чтобы государство было подчинено разуму, о том, чтобы крестьянам создали лучшие условия для существования. В России, к примеру, к периоду «просвещенного абсолютизма» относится развитие образования, поощрение торговли, реформы в сфере цеховых структур, модернизация аграрной структуры. Однако последняя проходила весьма осторожно, были сделаны лишь первые шаги к этому.

Изменения в обществе

Изменились взгляды элиты в целом. Теперь покровительство науке и культуре считалось хорошим тоном. Законы жизни пытались объяснить с точки зрения разума, рациональный подход ставился во главу угла любого начинания.

Однако на практике все оказалось совсем не так. Эпоха просвещенного абсолютизма принесла лишь упрочение прав интеллигенции и высшим слоям общества, но не простому народу. Недаром в России, например, время правления Екатерины II вошло в историю как «золотой век русского дворянства», когда дворянам удалось упрочить и приумножить свои права. А до отмены крепостного права оставалось еще почти 100 лет.

Просвещенного абсолютизма, как ни странно, не было в Англии, Франции и Польше, в последней вовсе не королевская власть.

В отечественной историографии нет единого взгляда на политику «просвещенного абсолютизма». Одни ученые считают, что она не принесла ничего, кроме упрочения буржуазного строя. Другие видят в этом явлении эволюцию дворянского строя.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама