Сегодня любоваться скульптурами можно не только в музеях и на выставках. Стоит лишь зайти в любой частный дом, и вы увидите, что лужайку украшают милые статуэтки гномов, птиц, цветов и многого другого.
Конечно же, купить готовое изделие не проблема, но намного интереснее сделать скульптуру своими руками. Тем более, не так это и сложно, стоит лишь знать некоторые тонкости технологии и иметь фантазию!
Разновидности скульптур
Изготовить скульптуру можно из бетона, гипса, полимерной и простой глины, монтажной пены. Все зависит от того, для чего вы хотите создать скульптуру и где она будет стоять, в помещении или на улице.
На самом деле себестоимость скульптуры невелика, основной расход - ваше время и терпение.
К примеру, садовые скульптуры лучше делать из гипса и монтажной пены, а вот когда вы набьете руку и будете иметь минимальное представление о навыках и технологии, можно будет перейти на бетон с примесью песка.
Существует несколько способов сделать скульптуру. Профессионалы лепят скульптуру с нуля, любителям же лучше использовать вспомогательные материалы, которые помогут создавать по-настоящему красивые скульптуры своими руками.
С этой целью можно использовать силиконовые формы, проволоку, каркасы.
Сегодня мы расскажем вам, как сделать скульптуру своими руками, и в скором времени у вас появится немало ваших собственных творений!
Как сделать скульптуру своими руками
Сегодня мы предлагаем вам создать самую простую садовую скульптуру. Из этого мастер-класса вы почерпнете неплохие знания и навыки, и в дальнейшем вам будет легче освоить и более сложные работы.
Для создания этой скульптуры своими руками вам понадобится:
- Скульптурный гипс или цементная смесь,
- Клей ПВА,
- Любой лак,
- Акриловые краски,
- Циркуль, кисти, карандаш,
- Нож канцелярский,
- Пищевая пленка,
- Небольшая пластиковая бутылка,
- 2 емкости для шляпки гриба и ножки.
Набор прост и вполне доступен. Все необходимое для создания скульптуры можно найти дома, а специализированные материалы широкодоступны в зарубежных интернет-магазинах!
Берем бутылку с большим горлышком и отрезаем верхушку, это будет форма для ножки гриба.
Для того, чтобы раствор потом легко отстал от пластика, надо бутылку обработать смесью мыла, подсолнечного масла и воды в соотношении 2 к 1 к 7. Мыло натираем на мелкой терке.
Следующий этап - разводим небольшое количество гипса для создания ножки. Для экономии гипса в ножку можно поместить небольшую бутылку и затем уже залить гипс и оставить ножку застывать.
Когда гипс застынет, бутылку разрезаем и удаляем.
Теперь надо взять пиалку, которая будет формочкой для шляпки гриба. Хорошенько покрыть ее пищевой пленкой максимально плотно, чтобы было как можно меньше складок.
Заливаем в нее следующую порцию гипса и вставляем ножку. В таком виде оставляем скульптуру застывать около 40 минут.
Последний шаг - создание основы фигурки.
Теперь оформление фигуры: при помощи циркуля и простого карандаша прорисовываем все необходимые элементы.
При помощи канцелярского ножа или цыганской иглы делаем прорези по наброску.
В соотношении 1 к 2 разводим ПВА и воду и хорошенько грунтуем грибок, даем ему время для высыхания и приступаем к раскрашиванию скульптуры.
После полного высыхания краски грибок покрываем лаком!
Купить все необходимое можно тут:
Китайская площадка АлиЭкспресс предлагает не только шпательки и всевозможные вспомогательные инструменты, но и небольшие декоративные элементы, которые могут дополнить вашу работу.
Теперь вы знаете, как сделать скульптуру своими руками! Для создания следующих шедевров вам надо будет лишь немного пофантазировать и у вас все обязательно получится.
Сделать сад разнообразным и интересным можно с помощью собственной фантазии и наличия некоторых материалов.
Все мечтают иметь что-то оригинальное, цепляющее взгляды и завораживающее внимание.
На помощь приходят садовые скульптуры для дачи, которые можно сделать самостоятельно.
Разнообразие материалов, из которых делаются такие изделия, просто поражает. Это и бетон, и гипс, и дерево, и глина.
Из них можно получить любые скульптурные фигурки, различные по форме и размерам.
Но прежде чем приступить к самому изготовлению ярких элементов для украшения сада, нужно определиться с самой идеей, правилом выбора цветов и форм. Поэтому не лишним будет помощь в этом деле.
- Чтобы территория смотрелась гармонично, следует учитывать тот факт, что скульптура должна красиво вписываться, не создавая противоречивых чувств.
- Равновесие – один из главных факторов, здесь нельзя использовать огромное количество изделий, которые только рассеют внимание и не дадут насладиться истинной красотой.
- Если стоит вопрос с расположением будущей скульптуры, то можно попробовать вырезать картонную фигурку, и приставить ее в предполагаемое место. Это очень помогает с выбором.
- Сочетание с растениями и окружающим экстерьером. Только красивое вписывание в окружение, дополненное некоторыми декоративными элементами, поможет достичь правильного результата.
Эти советы должны быть учтены перед непосредственным изготовлением изделия. А идей предостаточно, чтобы сделать садовую скульптуру своими руками.
Камень — идеальный материал для изготовления скульптур для сада
Именно из камня можно сделать огромное количество садовых скульптур. Стоит только найти его подходящие размеры, проявить смекалку, пофантазировать – и декоративный элемент для украшения участка готов.
Нужно увидеть в природном материале что-то индивидуальное – разрисовать его в подходящем цвете – и образ готов. Это могут быть и божьи коровки, и совы, зайцы, тюлени, грибы – все, что только можно придумать.
Идея скульптуры для сада своими руками:
- Замок из камней – придание саду торжественности и значимости. Для его изготовления нужно отыскать трубы (сколько башен предполагается, столько материала и нужно), камни, битая плитка, цемент и литров на 1,5 бутылки из-под пива.
Первым делом, бетонируются трубы, они являются основой и несущей конструкцией. Затем следует с помощью камней и цементного раствора их обложить, делать это нужно не спеша, и когда дойдут стенки до предполагаемых окон, требуется подготовить бутылки. Окна получаются путем разрезания последних вдоль на две половины. Они также цементируются.
Когда будет готово, можно брать битую плитку и начитать обкладывать крышу. После основной части можно сделать заборчик, и даже арку.
Скульптуры из гипса
Самодельная скульптура для сада – это результат очень интересной и творческой работы. А если использовать гипс в качестве основного материала, то можно впечатлить всех своей смекалкой и фантазией.
Главное требование к таким изделиям – это устойчивость к плохой погоде и прочность. Если фигура предполагает быть большой, то нужно заранее готовить каркас и основу, для устойчивости.
Садовые скульптуры из гипса очень эффектно смотрятся в общем ландшафте. Это могут быть животные, различные карикатуры и лица, всевозможные природные и декоративные элементы.
Делаются такие изделия достаточно просто. Необходимо гипсу придать подходящую форму (отлить из уже готовой) и высушить. Останется только выкрасить нужными цветами – и скульптура готова. Вариантов имеется очень много: кто-то любит все делать с юмором, а кто-то с чувством духовности и показом внутренних ценностей.
Скульптуры из бетона
Бетон является одним из самых крепких и надежных материалов, которые сохранят на длительное время первоначальный вид изделия. Сам процесс изготовления не отличается сложностью и трудоемкостью. А итог получается очень красивым (это всевозможные вазы, шары, подставки, и другие фигуры).
Садовые скульптуры из бетона можно изготовить одним простым способом. Чтобы материал не прилипал к емкостям, их предварительно нужно обработать маслом, или антипригарным спреем. Для приготовления раствора смешивается цемент с водой, крупным песком и торфом. Все тщательно должно быть перемешано в тазике лопаткой.
Идея скульптуры из бетона для сада:
- Ваза для цветов – декоративный элемент, который приукрасит любой сад. Пригодятся 2 формы. Первая – силиконовая, для готовки кексов, большего размера, и вторая – поменьше, обычный пластиковый горшок. Их нужно обработать маслом, с внутренней и внешней стороны.
Требуется поставить меньшую форму внутрь большей, и можно заливать раствор. Оставляется все примерно на 2 дня. Потом, все снимается. В итоге – прекрасная вазочка, для украшения сада. Ее можно использовать как интересную малую архитектурную форму для посева цветов и красивых трав.
Прочие материалы для изготовления скульптур
Чтобы приготовить скульптуры можно использовать все материалы, какие только имеются дома. Это и древесина, и проволока, и глина, и даже монтажная пена. Главное, проявить все свое творчество и смекалку.
– отличный материал для создания животных . Например, овечки или барана. Чтобы сделать их фигуры, пригодятся пластиковые бутылки, скотч, около пяти банок монтажной пены и изолон.
Первое, что делается – это каркас из бутылок и скотча. Затем нарезается изолон, полосками, которыми обволакивается каркас и закрепляется скотчем. Сразу прикрепляется небольшой хвост и копытца. И самый последний этап – это заливка с помощью монтажной пены и создание мордашки.
А вот еще некоторые скульптуры из монтажной пены.
Варианты просто бесконечны . Если в саду упала одна из ветвей, то ее можно применить в качестве красивого декоративного элемента. Такой натуральный материал позволит сделать различных сказочных персонажей, небольшие избушки и теремы, для изготовления которых еще пригодится проволока и клей.
Идей для создания садовых скульптур огромное количество. Большинство из них сделать своими руками не составит никакого затруднения, однако существуют варианты требующие соответствующих навыков работ по дереву и определенного мастерства.
Можно придумывать самостоятельно, а можно подсмотреть в различных книжках и интернет-страницах. Только желание и проявленное творчество, украсит любой сад, даже не очень заполненный растительностью и другими малыми архитектурными формами.
Скульптурой называют предметы искусства, которые использовались с давних времен для декоративных целей (ими украшают парки, сады, фасады зданий и внутреннее убранство), а также для увековечивания памяти о каком-либо событии или человеке (памятники).
Скульптуры условно можно подразделить на два вида – круглые и рельефные. К первым относятся статуэтки, бюсты, статуи и подобные – все те, которым нужен круговой обзор. В рельефных скульптурах изображение наносится на фон (плоскость). В зависимости от того, какой высоты рельеф, все рельефные скульптуры делят на горельеф и барельеф.
Прежде чем купить скульптуру , нужно определиться с ее будущим окружением и местом установки. Как правило, скульптуры часто располагаются в парках, на фасадах домов, улицах, площадях. Это – монументально-декоративная скульптура. Существуют еще станковые скульптуры, местом установки которых становятся дома, музеи, выставки.
Мастер перед началом изготовления скульптуры делает уменьшенную копию или эскиз оригинала. Эскизы делают из гибких и пластичных материалов, таких как, например, пластилин. Далее из того же пластилина или глины делается полноразмерная скульптура. После также в натуральную величину мастер создает ее копию из гипсокартона и только после этого начинается процесс изготовления окончательного изделия из выбранного материала.
Чаще всего для изготовления скульптур используются бетон, мрамор или бронза. Наиболее популярной является бронза, поскольку спустя некоторое время бронза способна защищать себя сама от разрушения и загрязнения, путем образования тонкой защитной пленки. Кроме того, это наиболее надежный и крепкий материал, для того, чтобы сломать или повредить бронзовую скульптуру потребуются значительные целенаправленные усилия. Часто скульптуры из бронзы изготавливают методом литья. На первоначальную форму из воска наносят слой глины, после чего воск вытапливают, а металл заливают в получившуюся форму.
С давних времен используется для изготовления скульптур и мрамор. Несмотря на то, что сегодня большинство задач решается с помощью автоматики, и сейчас мраморные скульптуры остаются исключительно ручной работой – мастер использует набор киянок и молоток. Это очень непростой процесс, ведь мрамор значительно капризнее и одно неверное движение может все испортить, однако, скульптуры из мрамора получаются крайне красивыми и всегда пользуются популярностью.
С бетоном все гораздо проще, за счет высокой прочности, низкой стоимости и легкости изготовления этот материал занял прочное место в производстве скульптур. Из бетона их делают двумя способами. Первый предполагает высечение из цельного куска бетона, а второй – литье жидкого бетона в приготовленную форму. Практически половина современных скульптур изготавливается именно из бетона.
3. Материалы для изготовления скульптур
Важен и сложен вопрос выбора материала для скульптуры, связь материала с содержанием и формой, допустимость перевода одного и того же произведения в различные материалы. Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале.
По большому счету скульптуры можно делать из чего угодно. Классическая скульптура - мраморная скульптура. Именно этот великолепный материал - роскошный внешне и удобный в обработке - использовали художники античности и Возрождения. Но времена меняются, и в начале ХХ века скульпторы принялись высекать свои творения преимущественно из гранита. Дело не в том, что мировые запасы мрамора иссякли. Просто этот камень не выносит современной экологии и под воздействием окружающей среды неуклонно разрушается. Современная городская и парковая скульптура чаще всего высечена из гранита или же отлита из металла - в основном бронзы или других стойких к коррозии сплавов. Для русско-советских парков традиционны деревянные скульптуры во главе с национальным символом - косолапым мишкой. Скульптура благородна, стационарна. Художественное литье скульптур по моделям в земляные формы. Это простейший способ получения отливок скульптур. Шаблон скульптуры может быть изготовлен из любого материала - пластилина, гипса (наиболее приемлемые и удобные материалы), из дерева, пластмассы, металла. Моделью может служить и сама скульптура; если нужно сделать такую же (восстановить ее первоначальный вид), то пластилином наращивают на реставрируемой или восстанавливаемой скульптуре недостающие части по начальному образцу.
Материалы для изготовления моделей скульптур:
1. Пластилин, гипс, пластик, дерево.
2. Воск, парафин, стеарин; технический желатин, столярный клей.
3. Полистирол (пенопласт) - ячеистый пластик.
Для получения нескольких одинаковых моделей скульптуры из воска применяют эластичную форму. С целью тиражирования восковых моделей для отливки одинаковых скульптур или деталей художественных произведений, например литых украшений для художественной ограды, изготавливают резиновую пресс-форму. Скульптурные произведения из металла - цветного, черного или драгоценного как завершение всего процесса изготовления обязательно нуждаются в декоративной отделке. Причем она не только улучшает внешний вид скульптуры, ажурной или кованой решетки камина, чеканного рельефа или художественного литья, но и предохраняют произведение, созданные в любой технике, от воздействия внешней среды, продлевает их век. Известно немало рецептов нанесения тончайших защитных покрытий разного цвета, имеющих свою технологию. Выбор того или иного вида декоративной отделки металлического скульптурного изделия диктуется качествами самого металла, а также предназначением того или иного изделия.
Готический витраж. Обзор художественного наследия
В дальнейшем, будет рассмотрен технологический процесс создания витража. Нет точных сведений о том, где и когда впервые был создан витраж. Еще в Древнем Риме, в записях датированных Vв. Встречаются упоминания о цветных стеклах на окнах...
Изображение русской свадьбы в стиле живописи мадхубани
Традиционная технология предполагала роспись стен. Основой, на которую наносился рисунок, была свежая штукатурка в хижинах. В настоящее время ее заменяют ткани, бумага ручной работы и холсты. Кисти, используемые для мадхубани...
Иллюстрации в древневековых книгах
Пергамен. Пергамен производится из кожи животных. Превращение животной шкуры в чистый белый материал, пригодный для письма, было делом „перкаменария”, производителя пергамена, или пергаменщика...
Использование современных композитных материалов в изготовлении куклы
Для изготовления кукол традиционно используемыми материалами являлось природное сырьё: дерево, глина, кость, пчелиный воск, а также различный текстиль. В конце 1700 годов начали использовать бумажную массу...
Обрубовка глиняной головы Гудона
Материалом для изготовления скульптуры может быть практически что угодно. Традиционным материалом для изготовления скульптур считается мрамор. Именно его использовали художники античности и Возрождения. Но время движется...
Панно "Вдохновение"
Первым этапом подготовки материала для работы является его сбор. Этот этап довольно приятен и полезен. Общие рекомендации по сбору растений сводятся к следующему: собирать нужно тогда, когда природа предлагает большой выбор растений...
Проект росписи матрешки "Вокруг света"
После того как матрешка выточена, она попадает к художнику, который одевает ее в яркий сарафан, повязывает на голову платок, украшает цветами. Выражение лица у каждой матрешки свое - есть куклы грустные, задумчивые, строгие, серьезные...
Русские народные художественные промыслы
Для ткачества ковра нужен такой же станок и приспособления, как и для изготовление гобелена...
Скульптура, ее виды и особенности
Почти вся скульптура нового времени (за исключением фарфора и майолики) делается однотонной, ровно окрашенной (тонированный гипс, патинированная бронза), или имеет естественный цвет материала, из которого она выполнена (мрамор, дерево, гранит)...
Скульптура может быть изготовлена в любом жанре, самые распространенные жанры - фигуратив (портрет, исторический, жанровая композиция, ню, религиозный, мифологический) и анималистический жанр...
Скульптурная лепка при создании кованых композиций
Литьё -- заполнение чего-либо (формы, ёмкости, полости) материалом, находящимся в жидком агрегатном состоянии. В наиболее распространённом понимании -- производственный процесс изготовления изделий...
Скульптурная лепка при создании кованых композиций
Основными материалами для изготовления скульптур являются: · Бронза · Мрамор · Бетон Бронза - это наиболее популярный материал для создания скульптур. Ведь спустя время на бронзе образуется тонкая пленка...
Традиционный костюм Горных мари
горный мари национальный костюм Красив, богат и оригинален народный костюм. Оформившись в древности, на протяжении веков, он, особенно женский, обогащался и видоизменялся, отвечая эстетическим вкусам и практической целесообразности...
Чернолощеная керамика
Материалом для изготовления изделия является глина. Глина бывает разных видов и оттенков. Может быть тощая, с большой примесью песка, а может быть жирная, с недостаточным его количеством. Оттенки глины при обжиге так же меняют свою цвет...
Шахматное искусство
Тема шахмат занимала многих художников, а сами шахматы, выполненные мастерами разных эпох, привлекали любителей древней игры и почитателей старинного декоративно-прикладного искусства...
Понятие скульптуры
Скульптура (от лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю) - ваяние, пластика - вид искусства, произведения которого отражают окружающую действительность в объемных, физически трехмерных изображениях с помощью различных пластических материалов.
Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались синонимами, однако смысловая нагрузка их различается. Скульптура - более широкое понятие. Пластика, с одной стороны, техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой - художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность. В отличие от живописи, графики скульптура охватывает меньший круг предметов, явлений, которые могли бы стать объектами для изображения. Выразительные средства в скульптуре разрабатываются с большей тщательностью. Во многом скульптура перекликается с архитектурой. Поскольку оба вида искусства имеют дело с объемом и пространством, подчиняются законам тектоники 1 , они материальны по своей природе и часто взаимодополняют друг друга. Однако есть существенное отличие. Архитектура имеет функциональное назначение, она организует определенным образом пространство для жизнедеятельности человека, чего нельзя сказать о скульптуре. Реальная, а не изобразительная трехмерность, телесность представляет собой главную особенность этого искусства.
Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. Эта способность - необходимый компонент пластического творчества, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта. Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувствоваться в формообразование, его образность, так как скульптура - это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном материале, выполненный в определенной технике и раскрывающий определенную идею. Полное «прочтение» скульптуры возможно тогда, когда понимается суть материала - его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры.
1. Тектоника (от греч. tektonik6s - относящийся к строительству).
Прохладность и нежность фарфора не могут в полной мере передать мужественность, стремительность, решимость, отвагу, так же как тепло и простота дерева не подойдут для создания образа величественного, важною, царственного и амбициозного. Как говорил Лао-Цзы, «горшки делают из глины, но глина перестает быть ею, превращаясь в горшок» . Именно эта особенность позволяет материалу стать материальным носителем образа и делает скульптуру лаконичным искусством. Лаконизм заключается в умении обобщать форму и концентрировать содержание художественного образа. В этом состоит один из основных парадоксов скульптуры: с одной стороны, она проста для восприятия, поскольку в ней обобщены и конкретизированы формы, с другой - сложна, так как обобщенность обусловлена символизмом, и это усложняет ее понимание. Очень часто простые комбинации форм содержат в себе глубочайшую мысль, и наоборот, декоративные излишества подчеркивают пустоту, бессодержательность.
Скульптура как вид искусства интересна тем, что в ней, как в настоящем искусстве, очень много недосказанности и это способствует развитию образного мышления зрителя, побуждает его к сотворчеству. Но чтобы участвовать в этом процессе, необходимо овладеть хотя бы минимумом знаний, раскрывающих определенные законы и правила скульптуры. Знание этих закономерностей и выразительных особенностей скульптуры нужны как детям, так и педагогам (настоящим и будущим). В этой связи представляется важным рассмотреть ряд вопросов, которые помогут разобраться в специфике скульптуры.
Виды скульптуры
Скульптура относится к такому виду искусства, который все больше входит в повседневную жизнь человека незаметно для него самого. Часто мы даже не замечаем, что нас окружают вещи, являющиеся частью скульптуры. Например, брелоки-талисманы, медальоны, монеты, статуэтки на полке, камеи и т.д. Все это говорит о многообразии скульптуры и одновременно о ее целостности.
Выразительные средства и материалы, используемые в работе, позволяют скульптору создать и величественный памятник герою, и маленький рельефный кулон. Между ними располагается множество различных по виду и по жанру скульптурных произведений
По признаку трехмерного объема:
- круглая скульптура , произведения которой свободно располагаются в пространстве, т. е. предполагают круговой обзор, игру объема и пространства. Круглая скульптура имеет несколько разновидностей :
статуя (фигура располагается в полный рост);
скульптурная группа (две фигуры и более, раскрывающие одну идею и составляющие единое целое);
статуэтка (скульптурная фигурка небольших размеров, гораздо меньше своих реальных величин);
торс (скульптурное изображение туловища человека);
бюст (погрудное изображение человека);
голова (скульптурный портрет человека, ограниченный изображением головы).
Появилась еще одна разновидность круглой скульптуры -кинестетическая, которая не требует обхода, она сама себя демонстрирует благодаря совершаемым движениям;
- рельеф (изображение располагается на плоскости, которая служит фоном, переводится как «приподнятый», «выпуклый»). Основное отличие рельефа от круглой скульптуры состоит в том, что в нем воспринимается только лицевая часть блока, поскольку он связан со стеной. У рельефа имеется несколькоразновидностей, они варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной плоскости (фронтальная композиция, фриз, плафон, плитки, фрагментарно располагающиеся).
Месторасположение рельефа влияет на его высоту:
барельеф - рельеф, имеющий небольшую высоту, он выступает меньше чем на половину всего объема. Реальный объем в барельефе мало выражен, он заключен в неглубокой зоне между фоном и параллельной ему передней плоскостью;
горельеф - рельеф, обладающий большой высотой, он выступает от поверхности больше чем на половину объема. Фигуры горельефа напоминают статуи, которые вплотную придвинуты к стене. Горельеф можно рассматривать с трех сторон, он как бы обнимает скульптурную форму, свободно проникая до самого фона;
контррельеф - углубленный рельеф, не выступающий на поверхности, а вынимающий объем из поверхности;
смешанный рельеф имеет элементы нескольких видов рельефа. Например, на плите располагается выпуклое рельефное изображение, контур которого выполняется с помощью углубленных желобков.
-монументально-декоративную, непосредственно связанную с конкретным архитектурно-пространственным или природным окружением. Ее основное отличие от других видов скульптуры заключается в совместном, нераздельном существовании с архитектурной постройкой, например, рельефные фронтоны, фризы, статуи на фронтонах, балюстрадах, порталах, в нишах, колонны в виде скульптур (кариатиды, атланты);
- декоративную, предназначенную для украшения парков, садов, улиц, скверов, бульваров, фонтанов. Наравне с архитектурой создает определенный облик города, не связана с отдельным сооружением, ориентируется на ландшафт или архитектурный ансамбль. В декоративной скульптуре можно вычленить такиевиды:
садово-парковая - размещается в зонах отдыха (скверах, парках, садах, аллеях, домах отдыха, санаториях и т.д.);
городская - располагается на улицах города, делает порой безликие улицы торжественными, интересными, иногда забавными.
В городской скульптуре можно выделить несколько направлений:
памятники , посвященные различным деятелям культуры, героям, государственным деятелям;
пластические произведения , связанные с биографией того или иного деятеля (например, скульптура, расположенная возле Московского цирка имени Ю. В. Никулина; скульптурная группа «Натали и А.С.Пушкин», находящаяся на Арбате в Москве);
аллегоричная скульптура , передающая отвлеченную идею посредством образа. Аллегоричными могут быть произведения скульптуры, посвященные сказочным персонажам, историческим событиям (например, скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву» в Петергофе, олицетворяющая победу России над Швецией в Северной войне; сюжет из устного народного творчества «Пермяк - соленые уши» в Перми; «Чижик-пыжик» в Санкт-Петербурге);
скульптура, отображающая собирательный образ какой-либо профессии или общественных явлений (например, памятник собаке, жестоко убитой в метро, скульптура «Сантехник», расположенная на тротуаре, скульптура К. Бранкаузи «Поцелуй»; скульптура «Домушник», прикрепленная к окну жилого дома);
- станковую, имеющую самостоятельное значение и более интимный характер, не связанную напрямую с архитектурой, ландшафтом. Она не предназначена для какого-то определенного места, на ее восприятие не оказывает влияние место, где она располагается.
Название произошло от слова «станок» - вращающаяся подставка, на которую мастер помещает скульптуру во время работы. Поэтому станковая скульптура по своим размерам близка к натуральной величине изображаемых объектов (человека, предметов, животных). Чаше всего она располагается в залах музеев, жилых интерьерах, на выставках, которые являются ее привычной средой;
- скульптуру малой формы, многогранную по своей сути и включающую широкий круг произведений различных по характеру, функциям и жанрам. Скульптурой малой формы принято называть небольшие по размеру произведения жанровой тематики, предназначенные для жилых интерьеров, культовых помещений;
- мелкую пластику (произведения небольшого, «миниатюрного» размера). Самым древним видом мелкой пластики считается искусство глиптики (резьба, выполняемая на твердых полудрагоценных минералах). Часть таких произведений имела множественные углубления, что позволяло использовать их в качестве печатей. Сами изображения называлисьинталиями , которые в разные культурно-исторические периоды были различной формы. Другая разновидность мелкой пластики- резьба по кости (слоновой, моржовой), произведения которой также имеют небольшие размеры. Несмотря на то что в разных частях света занимались этим промыслом, наиболее известными стали немногие. В их число входят фигурки северохолмогорских мастеров и японские миниатюры - нэцкэ.
Разнообразие произведений мелкой пластики велико. К ним можно отнести маленькие фигурки из полудрагоценных камней, дерева, бронзы, фарфора, фаянса, стекла; пластины с рельефным изображением , выполняющие функции фибул (застежек), брошек, амулетов, камей, монет, медалей и т.д. С одной стороны, произведения мелкой пластики утилитарны и не имеют большого значения в жизнедеятельности человека (брелоки для ключей, выполненные в виде рельефных изображений), с другой - несут серьезные религиозные, гражданские идеи. Например, медаль - рельефное изображение определенных символов, располагающихся с двух сторон пластины, или статуэтки идолов, почитавшихся в язычестве, крест с изображением распятого Христа.
По степени приближения скульптуры к реальным объектам окружающей действительности выделяют следующие виды:
- реалистичная - через пластические образы отражает объекты и явления реально существующей действительности;
- аллегоричная - напоминает несложный изобразительный ребус, в котором заложена система опознавательных знаков, позволяющих разгадать его. Аллегория содержит определенные атрибуты, которые делают скульптуру легко узнаваемой. Например, скульптура, изображающая женщину с завязанными глазами и весами в руках, олицетворяет правосудие.
Разновидность аллегории -персонификация, обозначающая воплощение абстрактного понятия в виде человеческой фигуры. Например, Ника, олицетворяющая победу; Фортуна, обозначающая судьбу; Либертас, характеризующая свободу.
В рамках персонифицированных произведений скульптуры очень часто выступают географические персонификации, в которых создается образ рек, гор, городов и даже стран. Чтобы при восприятии была понятна суть этих произведений, к ним обязательно прилагается пояснительная записка, объясняющая суть символики;
- абстрактная - заключается в создании собирательного пластического образа, раскрывающего только внутреннюю суть изображаемого предмета, объекта, явления или понятия. Внешнее сходство при этом не важно. Какие-то отдельные элементы могут отдаленно напоминать реальную форму, иначе было бы крайне сложно «прочитать» идею скульптуры. В целом пластический образ наполнен символами и атрибутами, позволяющими по-другому взглянуть на привычные вещи. В абстрактной скульптуре ярче, чет- че, тоньше подмечены стержневые моменты того или иного явления (например, «Женщина, расчесывающая волосы» А. Архипенко; «Лежащая фигура» Г. Мура; «Вариации» Н.Габо; «Птица» К. Бранкузи).
По признаку формы выделяются следующие виды скульптуры:
- памятник - самая распространенная форма скульптуры, основная задача - сохранить в «вечном» материале напоминание об историческом деятеле или знаменательном событии. Благодаря памятникам мы долгие годы помним об ушедших людях, минувших событиях. В этом случае памятник не выступает как отголосок прошлого, он для каждого поколения актуален, поскольку в каждом культурно-историческом периоде он символизирует что-то свое;
- монумент очень близок памятнику. Он также призван напоминать людям о каких-то значимых событиях. На первый взгляд провести границу между памятником и монументом очень сложно. Однако у каждого из них есть своя специфика. Во-первых, памятник имеет более камерные формы выражения, а монумент всегда величественен. Во-вторых, памятник выполняется, чтобы изображаемый объект был узнаваем, для этого используют реалии эпохи и атрибуты, характерные для того или иного лица. Монумент же в таких деталях не нуждается, так как атрибуты скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства (например, монумент «Родина-мать» в Волгограде; статуя Свободы в Нью-Йорке, монумент О. Цадкина «Разрушенный город», напоминающий о бомбардировке голландского города Роттердама в 1940 г.).
Есть еще одно отличие памятника от монумента: его расположение всегда продиктовано архитектурной средой города. Монумент же требует тщательного подбора месторасположения, так как он выполняет градообразующую роль, занимая одну из центральных частей городского ландшафта, задавая стиль пространству вокруг себя. Для монумента необходима дистанция между ним и зрителем, чтобы можно было прочувствовать его величие. Эффект возвышения достигается постаментом (опора, подставка), который как бы переносит монумент в иное пространство, отделяя его от земли и превращая в опознавательный признак выделения из обыденной реальности.
Понятие «пьедестал» тоже означает некую опору, вернее «подножье». Однако постамент ассоциируется с монументом, а памятник - с пьедесталом. Пьедестал хотя и устанавливает дистанцию между памятником и зрителем, но она не столь выражена, как в монументе. Пьедестал памятника имеет свой изобразительный язык в виде статуй, рельефов, раскрывающих содержание всего образа.
Постамент монумента, пьедестал памятника, подставка под станковую скульптуру, цоколь бюста обладают одним общим свойством; они обозначают границу между художественным образом и зрителем, между миром реальности и миром искусства;
- надгробие - очень близкий по функции к памятнику и монументу вид скульптуры также связан с темой вечности. В отличие от памятника и монумента надгробие затрагивает вопросы жизни и смерти, бессмертия и умирания;
- жанровая скульптура отличается от всех предыдущих видов. Она не связана с темой вечной памяти, отображает различные жизненные ситуации и явления во всем их многообразии. По форме может быть реалистичной, аллегоричной и даже абстрактной. Ее специфика заключается в отражении жизни в пластическом образе, с использованием различных жанров искусства.
Жанры скульптуры
Анималистический жанр. Произведения этого жанра раскрывают через пластику образ животного.
Несмотря на то что животных человек изображал с древнейших времен, этот жанр оформился в начале XIX в., когда уже существовало несколько направлений.
Первое направление связано с сохранением натурализма в изображениях животных, второе характеризуется произведениями, в которых животные становятся олицетворением человеческих качеств. Форма изображения различна - от стилизации до абстракции, от типизации до аллегории.
Портрет - создание образа человека вообще или конкретной личности. Жанр прост и труден одновременно, поскольку скульптура ограничена в выразительных средствах, что осложняет процесс пластического формообразования.
Одни скульпторы стремятся к натурализму (человек изображается таким, какой он есть); другие идеализируют модель (человек изображается таким, каким он хотел бы видеть себя в глазах окружающих).
Развитие портретного жанра в разные культурно-исторические периоды имело свои черты (создавался образ представителя народа, сословия, эпохи), что обусловило выделение в портрете нескольких разновидностей:
- камерный портрет отличается внешней простотой, скрывающей внутренний мир модели. В нем наиболее ярко проявляется неформальное отношение автора к модели;
- парадный портрет выглядит более торжественно и вместе с тем отстраненно от зрителя, как бы возвышаясь над обыденностью и повседневностью благодаря огромному количеству декоративных элементов (элементы костюма, аксессуары, атрибуты и т.д.);
- портрет-жанр - не просто портрет какой-либо личности, а реализация определенной идеи портрета на основе синтеза с другим жанром. Например, изображение исторического деятеля объединяет два жанра: портрет и исторический жанр, статуя Аполлона - портрет и мифологический жанр.
Менее распространены в скульптуре бытовой, мифологический и исторический жанры.
Бытовой жанр предполагает раскрытие в скульптуре тем повседневной жизни, знакомство с реалиями быта. Содержательная сторона произведений бытового жанра затрагивает темы очень глубокие, имеющие философские корни, побуждающие зрителя задуматься над сложными жизненными вопросами.
Исторический и мифологический жанры имеют более длительную историю развития. Темы истории, мифологии и религии очень давно волновали скульпторов, ведь каждая эпоха характеризуется своим прочтением исторических событий, мифологических или религиозных сюжетов.
Натюрморт и пейзаж . Изначально они использовались только совместно с каким-либо другим ведущим жанром. Но в последнее время, когда предмет и природа стали отдельным сюжетом для произведений пластики, появились скульптуры, дающие возможность зрителю взглянуть на окружающий мир, как на живой организм. Предпосылкой к развитию этих жанров были эксперименты со скульптурной формой, позволившие освободиться от жизнеподобности изображаемого и избежать эффекта муляжа.
Жанр фрагмента . В нем самостоятельно существуют отдельные элементы человеческого тела, фрагменты объектов природы и предметы.
Художественным стимулом к развитию этого жанра были обломки античных скульптур, найденных при археологических раскопках, которые при всей своей нецелостности оставались выразительными и интересными. Именно из-за своей нетипичности они стали предметом коллекционирования. Постепенно фрагменты приобрели независимость в скульптуре.
Яркими представителями этого жанра справедливо считают О. Родена, который обратил внимание окружающих на удивительное пластически художественное звучание частей человеческого тела, и У. Боччони, футуристично взглянувшего на вещи, рассмотрев их изнутри.