Под одним названием «скульптура» скрывается все самое невообразимое, но прежде всего, это предметы искусства, которые принято использовать исключительно для декоративных целей. Если хотят увековечить какого-нибудь выдающегося человека или оставить след в истории по поводу знаменательного события, обязательно устанавливают памятники или комплексы из нескольких скульптур. Ими украшают парки и сады, а также устанавливают в качестве декоративных элементов на фасады зданий .
Все скульптуры подразделяют на круглые и рельефные. К первому виду относятся бюсты и статуи, которые можно внимательно изучить, если совершить полный круговой обзор. Для второго вида характерна специальная техника нанесения на плоскость (горельеф и барельеф). Прежде чем вы решите купить натуральный травертин , определитесь, какую именно вы хотите скульптуру. Вы должны заранее знать, в каком окружении она будет находиться после установки.
Что нужно для изготовления скульптуры?
Мастер сначала делает в несколько раз уменьшенную копию оригинала либо эскиз из пластилина, чтобы он был гибкий и пластичный. Хотя он также может использовать глину. После этого начинается полноценная работа – изготавливается скульптура в полный размер из вышеуказанных материалов . По завершению работы мастер берет гипсокартон и снова воссоздает свои первые наработки. Окончательное изделие будет готово только после того, как будет выбран подходящий материал, например, природный сланец . Но в основном закупается бетон, мрамор или бронза. Что же касается сланца, его применяют для декорирования и отделки стен и мощения дорожек в саду. Это самый модный отделочный материал, который выбирают из-за его красивой фактуры.
Для изготовления скульптур идеально подходит бронза. Материал сам по себе уже матушкой-природой защищен от разрушения и загрязнения. Бронзовые памятники и постаменты невозможно повредить или сломать. Процесс довольно трудоемкий, когда из бронзы выполняют роскошные предметы искусства, так как для начала используется первоначальная форма из воска . На нее наносится слой глины, а воск со временем вытапливают. Соответственно металл равномерно заливается в форму.
Бетон - для изготовления скульптур
Намного проще работать с бетоном. Все-таки он стоит сущие копейки, и является высокопрочным материалом. Скульптуры высекаются из цельных кусков или в заранее подготовленную форму вливается жидкий бетон . Другое дело, когда необходимо украсить фасад дома. Для его облицовки достаточно создать художественные элементы в виде карнизов, колонн, балясин и т.д. Купив натуральный фасадный камень , можно сделать барельеф. Потребуется ручная работа мастера, который выполнит настенную картину.
Основными материалами для изготовления скульптур являются:
Бронза - это наиболее популярный материал для создания скульптур. Ведь спустя время на бронзе образуется тонкая пленка, которая защищает скульптуру от загрязнений и разрушения. К тому же бронза - это наиболее крепкий и надежный материал для изготовления скульптур, ведь чтобы нанести какой-то ущерб или же сломать скульптуру из бронзы, придется приложить немалые усилия. Одним из способов изготовления таких скульптур является метод полного бронзового литья. Создают первоначальную форму под скульптуру из воска, после чего наносится слой глины и вытапливается воск, и только потом в эту форму заливают металл.
Говоря об изготовлении скульптур из бронзы, нельзя не вспомнить многочисленные памятники, встречающиеся в Москве и в других городах. Чтобы память осталась надолго, лучше всего, безусловно, увековечить её в бронзе. Качество бронзовых памятников, проверенное временем, безусловно подтверждает это. Поэтому, если принимается решение об установке памятника, скульптурной композиции, мемориальной памятной доски, плиты, то материалом для их изготовления обязательно должна быть бронза. От традиций никуда не уйти, да и художественно-изобразительных возможностей у бронзы не мало. Однако сегодня современные технологии и появившиеся новые материалы, такие, как литьевой искусственный камень, позволяют добиться изобразительных и эстетических результатов, а также дают возможность создавать абсолютно любые объемные элементы, скульптурные композиции, памятники, монументы, бюсты, мемориальные памятные доски, плиты, портретные барельефы, гербы, эмблемы и многое другое. Для желающих придать интерьеру или садовой территории солидность, такие современные скульптуры окажутся как раз кстати. Возможно также применение в них деталей из других материалов, например, из камня и дерева.
Как материал для создания скульптуры, бронза известна очень давно. Художественная бронза выделена в самостоятельный раздел прикладного искусства. В России большое развитие литье из бронзы приобрело на Урале. Бронзовые скульптуры уральских мастеров литейщиков отличаются великолепным качеством сплава и изяществом исполнения. Скульптура из бронзы остается неотъемлемым атрибутом украшения, создания парадных и жилых интерьеров. Скульптура из бронзы ассоциируется с богатством и знатностью, подчеркивает неординарность и значимость своего владельца.
Бронза обладает удивительными свойствами прочности и пластичности, что позволяет создавать изделия разного уровня сложности, прорабатывая при этом мельчайшие фрагменты. Бронза - это сплав, основой которого является медь, смешанная в различных пропорциях с другими химическими элементами: оловом, алюминием, бериллием, свинцом и т. д. (кроме никеля и цинка). Бронза обладает высокой прочностью, коррозионной стойкостью и антифрикционными свойствами, по этим свойствам она превосходит чистую медь. У бронзы хорошая стойкость в воздушной среде, в воде, в различных растворах и щелочных средах. Почти все бронзы хорошо поддаются сварке и пайке мягкими и твердыми припоями. Бронзу получают сплавлением меди с легирующим элементом, как говорилось выше, в электрических индукционных печах. Бронза, содержащая более 5-6% олова не прокатывается и не куется, ее применяют в литом виде. Бронза обладает высокими литейными свойствами: малая усадка - всего 1%, благодаря чему бронзы применяют для художественного литья. Литье бронзы -- это процесс позволяющий придать расплавленному материалу желаемую форму. После застывания, скульптор, осуществляющий бронзовое литье, придает изделию законченный вид. Литье из бронзы позволяет придать материалу любую форму, размер и художественную эстетику, создавая, таким образом, произведение искусства. Литье позволяет в полной мере использовать все характеристики металла, а податливость бронзы, позволяет прорабатывать мельчайшие элементы скульптуры. Литье из бронзы позволяет создавать архитектурные формы декоративного и прикладного назначения. Художественное литье из бронзы -- это, прежде всего, бронзовая скульптура. Скульптура из бронзы -- уникальна по игре света и грации бликов на полированной поверхности, что позволяет скульптору создавать точные портретные скульптуры и использовать свойства материала при создании монументальных скульптур. Современное художественное литье бронзы требует от скульптора не только таланта и профессионального художественного образования, но знаний технических особенностей материала. Долгие годы скульптор познает тонкости работы с бронзой, учится на примерах великих мастеров, изучает дошедшие труды античных авторов, что помогает ему произвести качественное литье бронзы.
Мрамор - этот материал использовался для изготовления скульптур с давних времен. Хоть сейчас техника шагнула далеко вперед, и практически все производственные задачи делаются машинами, основными инструментами в обработке этого грациозного материала являются молоток и набор киянок. Мрамор гораздо капризнее, и создание скульптуры из него непростой процесс, но, тем не менее, работа с этим красивейшим материалом нравится нашим скульпторам.
Мрамор - безупречно-белый, блестящий, красивый и долговечный камень, имеющий широкий спектр применения. Одним из его основных предназначений является изготовление статуй и скульптур. Скульптуры из этого материала изготавливаются методом выпиливания, обивания и обтачивания камня, однако существует технология, при которой мраморные статуи изготавливаются путём заливки мрамора в форму, фактически это искусственная мраморная статуя. Подобная технология имеет большую историю применения в промышленных и строительных отраслях. Литьевой мрамор (ЛМ) - это современный композитный материал на основе природного минерала. ЛМ не отличается от натурального мрамора, а по ряду параметров даже превосходит его. Для изготовления материала необходима основа и наполнитель, в качестве последнего используется мраморная пудра мелкой фракции. Следует заметить что, чем больше будут фракции минеральных кристаллов, тем больше мрамор будет сиять и переливаться. Что же касается основы, то в её качестве применяют следующие смолы: полиэфирные, полиуретановые или акриловые. Подбор состава производится опытным путём. Изначально я взяла материал, который применяется на производстве, путём проб и ошибок его модифицировала, вводя в состав различные компоненты. Из ЛМ есть возможность отлить работу полой внутри, а это, как известно, немаловажно для шарнирной куклы. Для самой отливки используют силиконовые формы, что позволяет упростить процесс снятия форм и сэкономить время. ЛМ хорошо поддается механической обработке и не требует обжига. Готовая кукла достаточно прочна, но хрупка, как и фарфоровая. Иногда, кажется, что отличить ЛМ от фарфора невозможно, ведь оба материала очень похожи визуально и на ощупь. Еще одно из преимуществ - устойчивость к ультрафиолету, воздействие солнечных лучей даже за десятки лет не сможет изменить белоснежности мрамора. Важно отметить, что материал абсолютно не токсичен, так как изготовлен из натуральных компонентов, а так же влагостойкий и огнеупорный. Конечно, есть и минус, он проявляется изредка в виде небольших пузырьков (правда, дегазацию не пробовала, да и срок жизни материала невелик, для вакуумирования будет недостаточно - увы, против физики не пойдёшь, поэтому приходится мириться). Думаю, со временем удастся исправить этот нюанс.
В завершении статьи хочу показать своих кукол из ЛМ. Надеюсь, эта информация многим принесёт пользу и в ближайшем будущем данный материал займёт свое место в кукольном мире.
Бетон - материал, который обрел популярность за счет того, что не требует больших усилий от мастера и имеет низкую стоимость, при этом имеет высокую прочность.
Существуют 2 способа изготовления скульптур из бетона:
1. Это высечение скульптуры из цельного куска бетона (как при создании скульптуры из мрамора);
2. Это заливка бетона в заранее приготовленную форму. Сегодня почти половина малых архитектурных форма делается из бетона.
Цвет скульптур обычно естественный, то есть такого же цвета каким и был изначально материал. Еще начиная с античных времен до 19 века, скульпторы увлекались полихромной окраской. В 19-20 века скульпторы лишь изредка прибегали к окраске, предпочитая окрашивать скульптуры в однотонный цвет. И лишь в 50-60 гг. ХХ века у скульпторов вновь появляется интерес к многоцветной скульптуре.
Скульптуры, изготовленные из бетона, являются прекрасным украшением придомовой территории. При помощи использования раствора бетона осуществить можно отливку чаш и оформить берега искусственного водоема. Помимо этого из бетона можно изготовить мостики и беседки.
Для изготовления скульптур из бетонного раствора требуется изготовить каркас. При этом требуется в процессе изготовления каркаса постараться придать ему максимально возможную точную форму.
Чем качественнее изготавливается каркас скульптуры, тем легче лепить из бетона изделие. Скульптуру можно сделать как пустотелую, так и монолитную.
Какую скульптуру изготавливать зависит от личных предпочтений. При изготовлении пустотелой конструкции перед началом работы требуется каркас скульптуры обмотать мелкоячеистой металлической сеткой и только после этого начинать наносить раствор.
Раствор на поверхность каркаса скульптуры накидывается слоями, при этом последующий слой накидывается только после того как предыдущий полностью высыхает. Постепенно слой за слоем начинается формирование форм скульптуры.
Последний слой наносится так, чтобы он отражал все тонкости и детали скульптуры. После полного высыхания конструкция подвергается отделке.
При изготовлении монолитной скульптуры для ее установки по месту монтажа может понадобиться автокран.
Мемориальные комплексы, скульптуры, памятные доски относятся к произведениям и предметам искусства. Они позволяют по особому украсить парки, сады, фасады зданий и помогают на долгие годы увековечить память о каком-либо знаменитом человеке или важном историческом событии. Благодаря современным технологиям и усилиям талантливых мастеров и скульпторов сегодня можно реализовать даже самые сложные проекты.
Основные виды скульптур
- Бюст. Один из основных видов скульптурного портрета, который обычно изображает голову человека, плечи и грудь.
- Рельеф. Это объемное изображение на плоскости. В зависимости от предназначения различаются архитектурные рельефы на плитах, фризах и фронтонах.
- Барельеф. Рельеф небольшой формы, в котором выпуклая часть выступает над плоскостью не более чем на половину от всей скульптуры.
- Горельеф. Особый вид скульптуры, в котором выпуклое основание над плоскостью фонового изображения выступает более чем на половину объема. Он незаменим для декорирования и создания законченного образа любого помещения или сооружения.
- Контррельеф. Это углубленный рельеф, который представляет "негатив" барельефа.
- Маскарон. Уникальное скульптурное декорирование, которое выполнено в виде маски какого-либо знаменитого человека, героя в романтическом, фантастическом или гротескном стиле.
- Койланаглиф. Это удивительнейшее украшение в виде контура, вырезанного на плоскости. Особой популярностью этот стиль пользовался в античные времена.
Материалы для изготовления скульптур
- Бронза. Надежный материал для создания скульптурных композиций, которые эффективно позволяют передать всю силу художественной идеи.
- Мрамор. Благородный камень, который смотрится достаточно богато. Он имеет свою неповторимую привлекательность и эксклюзивность.
- Гранит. Это природный камень, который помогает придать материалу удивительные формы. Эффективно используется как для декоративно-художественных, так и мемориальных целей.
- Бетон. Один из самых известных скульптурных материалов, который широко используется для декорирования жилых комплексов. Его неоспоримыми преимуществами является высокая технологичность и низкая себестоимость.
- Гипс. Наиболее популярный скульптурный материал, который широко используется для ручной лепки. Его недостаток - это хрупкость, в отличие от бронзы он менее долговечен.
Компания "Скульпт Про" на профессиональном уровне занимается изготовлением мемориальных комплексов, памятных досок, скульптур. Мы используем инновационное оборудование и современные инструменты, знаем из чего делают скульптуру и как лучше всего создать то или иное изображение. Наши талантливые мастера искусно украсят садово-парковые центры, музейные залы, улицы крупных городов и могильные комплексы.
Почему стоит заказать скульптуру в "Скульпт Про"?
- Огромный арсенал разновидностей скульптур, от декоративных и художественных до мемориальных.
- Талантливейшие мастера и специалисты, которые способны создать неповторимый шедевр.
- Богатейший опыт. Мы способны реализовать даже самые сложные и нестандартные проекты.
- Бюджетные цены. У нас самая лучшая себестоимость на скульптурные работы.
Если вы желаете увековечить память о близком человеке или по особенному украсить городские площади и интерьеры помещений, тогда закажите скульптуру в компанию "Скульпт Про". Наши мастера претворят в жизнь любые ваши мечты и идеи!
Понятие скульптуры
Скульптура (от лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю) - ваяние, пластика - вид искусства, произведения которого отражают окружающую действительность в объемных, физически трехмерных изображениях с помощью различных пластических материалов.
Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались синонимами, однако смысловая нагрузка их различается. Скульптура - более широкое понятие. Пластика, с одной стороны, техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой - художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность. В отличие от живописи, графики скульптура охватывает меньший круг предметов, явлений, которые могли бы стать объектами для изображения. Выразительные средства в скульптуре разрабатываются с большей тщательностью. Во многом скульптура перекликается с архитектурой. Поскольку оба вида искусства имеют дело с объемом и пространством, подчиняются законам тектоники 1 , они материальны по своей природе и часто взаимодополняют друг друга. Однако есть существенное отличие. Архитектура имеет функциональное назначение, она организует определенным образом пространство для жизнедеятельности человека, чего нельзя сказать о скульптуре. Реальная, а не изобразительная трехмерность, телесность представляет собой главную особенность этого искусства.
Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. Эта способность - необходимый компонент пластического творчества, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта. Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувствоваться в формообразование, его образность, так как скульптура - это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном материале, выполненный в определенной технике и раскрывающий определенную идею. Полное «прочтение» скульптуры возможно тогда, когда понимается суть материала - его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры.
1. Тектоника (от греч. tektonik6s - относящийся к строительству).
Прохладность и нежность фарфора не могут в полной мере передать мужественность, стремительность, решимость, отвагу, так же как тепло и простота дерева не подойдут для создания образа величественного, важною, царственного и амбициозного. Как говорил Лао-Цзы, «горшки делают из глины, но глина перестает быть ею, превращаясь в горшок» . Именно эта особенность позволяет материалу стать материальным носителем образа и делает скульптуру лаконичным искусством. Лаконизм заключается в умении обобщать форму и концентрировать содержание художественного образа. В этом состоит один из основных парадоксов скульптуры: с одной стороны, она проста для восприятия, поскольку в ней обобщены и конкретизированы формы, с другой - сложна, так как обобщенность обусловлена символизмом, и это усложняет ее понимание. Очень часто простые комбинации форм содержат в себе глубочайшую мысль, и наоборот, декоративные излишества подчеркивают пустоту, бессодержательность.
Скульптура как вид искусства интересна тем, что в ней, как в настоящем искусстве, очень много недосказанности и это способствует развитию образного мышления зрителя, побуждает его к сотворчеству. Но чтобы участвовать в этом процессе, необходимо овладеть хотя бы минимумом знаний, раскрывающих определенные законы и правила скульптуры. Знание этих закономерностей и выразительных особенностей скульптуры нужны как детям, так и педагогам (настоящим и будущим). В этой связи представляется важным рассмотреть ряд вопросов, которые помогут разобраться в специфике скульптуры.
Виды скульптуры
Скульптура относится к такому виду искусства, который все больше входит в повседневную жизнь человека незаметно для него самого. Часто мы даже не замечаем, что нас окружают вещи, являющиеся частью скульптуры. Например, брелоки-талисманы, медальоны, монеты, статуэтки на полке, камеи и т.д. Все это говорит о многообразии скульптуры и одновременно о ее целостности.
Выразительные средства и материалы, используемые в работе, позволяют скульптору создать и величественный памятник герою, и маленький рельефный кулон. Между ними располагается множество различных по виду и по жанру скульптурных произведений
По признаку трехмерного объема:
- круглая скульптура , произведения которой свободно располагаются в пространстве, т. е. предполагают круговой обзор, игру объема и пространства. Круглая скульптура имеет несколько разновидностей :
статуя (фигура располагается в полный рост);
скульптурная группа (две фигуры и более, раскрывающие одну идею и составляющие единое целое);
статуэтка (скульптурная фигурка небольших размеров, гораздо меньше своих реальных величин);
торс (скульптурное изображение туловища человека);
бюст (погрудное изображение человека);
голова (скульптурный портрет человека, ограниченный изображением головы).
Появилась еще одна разновидность круглой скульптуры -кинестетическая, которая не требует обхода, она сама себя демонстрирует благодаря совершаемым движениям;
- рельеф (изображение располагается на плоскости, которая служит фоном, переводится как «приподнятый», «выпуклый»). Основное отличие рельефа от круглой скульптуры состоит в том, что в нем воспринимается только лицевая часть блока, поскольку он связан со стеной. У рельефа имеется несколькоразновидностей, они варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной плоскости (фронтальная композиция, фриз, плафон, плитки, фрагментарно располагающиеся).
Месторасположение рельефа влияет на его высоту:
барельеф - рельеф, имеющий небольшую высоту, он выступает меньше чем на половину всего объема. Реальный объем в барельефе мало выражен, он заключен в неглубокой зоне между фоном и параллельной ему передней плоскостью;
горельеф - рельеф, обладающий большой высотой, он выступает от поверхности больше чем на половину объема. Фигуры горельефа напоминают статуи, которые вплотную придвинуты к стене. Горельеф можно рассматривать с трех сторон, он как бы обнимает скульптурную форму, свободно проникая до самого фона;
контррельеф - углубленный рельеф, не выступающий на поверхности, а вынимающий объем из поверхности;
смешанный рельеф имеет элементы нескольких видов рельефа. Например, на плите располагается выпуклое рельефное изображение, контур которого выполняется с помощью углубленных желобков.
-монументально-декоративную, непосредственно связанную с конкретным архитектурно-пространственным или природным окружением. Ее основное отличие от других видов скульптуры заключается в совместном, нераздельном существовании с архитектурной постройкой, например, рельефные фронтоны, фризы, статуи на фронтонах, балюстрадах, порталах, в нишах, колонны в виде скульптур (кариатиды, атланты);
- декоративную, предназначенную для украшения парков, садов, улиц, скверов, бульваров, фонтанов. Наравне с архитектурой создает определенный облик города, не связана с отдельным сооружением, ориентируется на ландшафт или архитектурный ансамбль. В декоративной скульптуре можно вычленить такиевиды:
садово-парковая - размещается в зонах отдыха (скверах, парках, садах, аллеях, домах отдыха, санаториях и т.д.);
городская - располагается на улицах города, делает порой безликие улицы торжественными, интересными, иногда забавными.
В городской скульптуре можно выделить несколько направлений:
памятники , посвященные различным деятелям культуры, героям, государственным деятелям;
пластические произведения , связанные с биографией того или иного деятеля (например, скульптура, расположенная возле Московского цирка имени Ю. В. Никулина; скульптурная группа «Натали и А.С.Пушкин», находящаяся на Арбате в Москве);
аллегоричная скульптура , передающая отвлеченную идею посредством образа. Аллегоричными могут быть произведения скульптуры, посвященные сказочным персонажам, историческим событиям (например, скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву» в Петергофе, олицетворяющая победу России над Швецией в Северной войне; сюжет из устного народного творчества «Пермяк - соленые уши» в Перми; «Чижик-пыжик» в Санкт-Петербурге);
скульптура, отображающая собирательный образ какой-либо профессии или общественных явлений (например, памятник собаке, жестоко убитой в метро, скульптура «Сантехник», расположенная на тротуаре, скульптура К. Бранкаузи «Поцелуй»; скульптура «Домушник», прикрепленная к окну жилого дома);
- станковую, имеющую самостоятельное значение и более интимный характер, не связанную напрямую с архитектурой, ландшафтом. Она не предназначена для какого-то определенного места, на ее восприятие не оказывает влияние место, где она располагается.
Название произошло от слова «станок» - вращающаяся подставка, на которую мастер помещает скульптуру во время работы. Поэтому станковая скульптура по своим размерам близка к натуральной величине изображаемых объектов (человека, предметов, животных). Чаше всего она располагается в залах музеев, жилых интерьерах, на выставках, которые являются ее привычной средой;
- скульптуру малой формы, многогранную по своей сути и включающую широкий круг произведений различных по характеру, функциям и жанрам. Скульптурой малой формы принято называть небольшие по размеру произведения жанровой тематики, предназначенные для жилых интерьеров, культовых помещений;
- мелкую пластику (произведения небольшого, «миниатюрного» размера). Самым древним видом мелкой пластики считается искусство глиптики (резьба, выполняемая на твердых полудрагоценных минералах). Часть таких произведений имела множественные углубления, что позволяло использовать их в качестве печатей. Сами изображения называлисьинталиями , которые в разные культурно-исторические периоды были различной формы. Другая разновидность мелкой пластики- резьба по кости (слоновой, моржовой), произведения которой также имеют небольшие размеры. Несмотря на то что в разных частях света занимались этим промыслом, наиболее известными стали немногие. В их число входят фигурки северохолмогорских мастеров и японские миниатюры - нэцкэ.
Разнообразие произведений мелкой пластики велико. К ним можно отнести маленькие фигурки из полудрагоценных камней, дерева, бронзы, фарфора, фаянса, стекла; пластины с рельефным изображением , выполняющие функции фибул (застежек), брошек, амулетов, камей, монет, медалей и т.д. С одной стороны, произведения мелкой пластики утилитарны и не имеют большого значения в жизнедеятельности человека (брелоки для ключей, выполненные в виде рельефных изображений), с другой - несут серьезные религиозные, гражданские идеи. Например, медаль - рельефное изображение определенных символов, располагающихся с двух сторон пластины, или статуэтки идолов, почитавшихся в язычестве, крест с изображением распятого Христа.
По степени приближения скульптуры к реальным объектам окружающей действительности выделяют следующие виды:
- реалистичная - через пластические образы отражает объекты и явления реально существующей действительности;
- аллегоричная - напоминает несложный изобразительный ребус, в котором заложена система опознавательных знаков, позволяющих разгадать его. Аллегория содержит определенные атрибуты, которые делают скульптуру легко узнаваемой. Например, скульптура, изображающая женщину с завязанными глазами и весами в руках, олицетворяет правосудие.
Разновидность аллегории -персонификация, обозначающая воплощение абстрактного понятия в виде человеческой фигуры. Например, Ника, олицетворяющая победу; Фортуна, обозначающая судьбу; Либертас, характеризующая свободу.
В рамках персонифицированных произведений скульптуры очень часто выступают географические персонификации, в которых создается образ рек, гор, городов и даже стран. Чтобы при восприятии была понятна суть этих произведений, к ним обязательно прилагается пояснительная записка, объясняющая суть символики;
- абстрактная - заключается в создании собирательного пластического образа, раскрывающего только внутреннюю суть изображаемого предмета, объекта, явления или понятия. Внешнее сходство при этом не важно. Какие-то отдельные элементы могут отдаленно напоминать реальную форму, иначе было бы крайне сложно «прочитать» идею скульптуры. В целом пластический образ наполнен символами и атрибутами, позволяющими по-другому взглянуть на привычные вещи. В абстрактной скульптуре ярче, чет- че, тоньше подмечены стержневые моменты того или иного явления (например, «Женщина, расчесывающая волосы» А. Архипенко; «Лежащая фигура» Г. Мура; «Вариации» Н.Габо; «Птица» К. Бранкузи).
По признаку формы выделяются следующие виды скульптуры:
- памятник - самая распространенная форма скульптуры, основная задача - сохранить в «вечном» материале напоминание об историческом деятеле или знаменательном событии. Благодаря памятникам мы долгие годы помним об ушедших людях, минувших событиях. В этом случае памятник не выступает как отголосок прошлого, он для каждого поколения актуален, поскольку в каждом культурно-историческом периоде он символизирует что-то свое;
- монумент очень близок памятнику. Он также призван напоминать людям о каких-то значимых событиях. На первый взгляд провести границу между памятником и монументом очень сложно. Однако у каждого из них есть своя специфика. Во-первых, памятник имеет более камерные формы выражения, а монумент всегда величественен. Во-вторых, памятник выполняется, чтобы изображаемый объект был узнаваем, для этого используют реалии эпохи и атрибуты, характерные для того или иного лица. Монумент же в таких деталях не нуждается, так как атрибуты скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства (например, монумент «Родина-мать» в Волгограде; статуя Свободы в Нью-Йорке, монумент О. Цадкина «Разрушенный город», напоминающий о бомбардировке голландского города Роттердама в 1940 г.).
Есть еще одно отличие памятника от монумента: его расположение всегда продиктовано архитектурной средой города. Монумент же требует тщательного подбора месторасположения, так как он выполняет градообразующую роль, занимая одну из центральных частей городского ландшафта, задавая стиль пространству вокруг себя. Для монумента необходима дистанция между ним и зрителем, чтобы можно было прочувствовать его величие. Эффект возвышения достигается постаментом (опора, подставка), который как бы переносит монумент в иное пространство, отделяя его от земли и превращая в опознавательный признак выделения из обыденной реальности.
Понятие «пьедестал» тоже означает некую опору, вернее «подножье». Однако постамент ассоциируется с монументом, а памятник - с пьедесталом. Пьедестал хотя и устанавливает дистанцию между памятником и зрителем, но она не столь выражена, как в монументе. Пьедестал памятника имеет свой изобразительный язык в виде статуй, рельефов, раскрывающих содержание всего образа.
Постамент монумента, пьедестал памятника, подставка под станковую скульптуру, цоколь бюста обладают одним общим свойством; они обозначают границу между художественным образом и зрителем, между миром реальности и миром искусства;
- надгробие - очень близкий по функции к памятнику и монументу вид скульптуры также связан с темой вечности. В отличие от памятника и монумента надгробие затрагивает вопросы жизни и смерти, бессмертия и умирания;
- жанровая скульптура отличается от всех предыдущих видов. Она не связана с темой вечной памяти, отображает различные жизненные ситуации и явления во всем их многообразии. По форме может быть реалистичной, аллегоричной и даже абстрактной. Ее специфика заключается в отражении жизни в пластическом образе, с использованием различных жанров искусства.
Жанры скульптуры
Анималистический жанр. Произведения этого жанра раскрывают через пластику образ животного.
Несмотря на то что животных человек изображал с древнейших времен, этот жанр оформился в начале XIX в., когда уже существовало несколько направлений.
Первое направление связано с сохранением натурализма в изображениях животных, второе характеризуется произведениями, в которых животные становятся олицетворением человеческих качеств. Форма изображения различна - от стилизации до абстракции, от типизации до аллегории.
Портрет - создание образа человека вообще или конкретной личности. Жанр прост и труден одновременно, поскольку скульптура ограничена в выразительных средствах, что осложняет процесс пластического формообразования.
Одни скульпторы стремятся к натурализму (человек изображается таким, какой он есть); другие идеализируют модель (человек изображается таким, каким он хотел бы видеть себя в глазах окружающих).
Развитие портретного жанра в разные культурно-исторические периоды имело свои черты (создавался образ представителя народа, сословия, эпохи), что обусловило выделение в портрете нескольких разновидностей:
- камерный портрет отличается внешней простотой, скрывающей внутренний мир модели. В нем наиболее ярко проявляется неформальное отношение автора к модели;
- парадный портрет выглядит более торжественно и вместе с тем отстраненно от зрителя, как бы возвышаясь над обыденностью и повседневностью благодаря огромному количеству декоративных элементов (элементы костюма, аксессуары, атрибуты и т.д.);
- портрет-жанр - не просто портрет какой-либо личности, а реализация определенной идеи портрета на основе синтеза с другим жанром. Например, изображение исторического деятеля объединяет два жанра: портрет и исторический жанр, статуя Аполлона - портрет и мифологический жанр.
Менее распространены в скульптуре бытовой, мифологический и исторический жанры.
Бытовой жанр предполагает раскрытие в скульптуре тем повседневной жизни, знакомство с реалиями быта. Содержательная сторона произведений бытового жанра затрагивает темы очень глубокие, имеющие философские корни, побуждающие зрителя задуматься над сложными жизненными вопросами.
Исторический и мифологический жанры имеют более длительную историю развития. Темы истории, мифологии и религии очень давно волновали скульпторов, ведь каждая эпоха характеризуется своим прочтением исторических событий, мифологических или религиозных сюжетов.
Натюрморт и пейзаж . Изначально они использовались только совместно с каким-либо другим ведущим жанром. Но в последнее время, когда предмет и природа стали отдельным сюжетом для произведений пластики, появились скульптуры, дающие возможность зрителю взглянуть на окружающий мир, как на живой организм. Предпосылкой к развитию этих жанров были эксперименты со скульптурной формой, позволившие освободиться от жизнеподобности изображаемого и избежать эффекта муляжа.
Жанр фрагмента . В нем самостоятельно существуют отдельные элементы человеческого тела, фрагменты объектов природы и предметы.
Художественным стимулом к развитию этого жанра были обломки античных скульптур, найденных при археологических раскопках, которые при всей своей нецелостности оставались выразительными и интересными. Именно из-за своей нетипичности они стали предметом коллекционирования. Постепенно фрагменты приобрели независимость в скульптуре.
Яркими представителями этого жанра справедливо считают О. Родена, который обратил внимание окружающих на удивительное пластически художественное звучание частей человеческого тела, и У. Боччони, футуристично взглянувшего на вещи, рассмотрев их изнутри.
Скульптура, ваяние, пластика (от лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
Скульптура может быть изготовлена в любом жанре, самые распространенные жанры - фигуратив (портрет, исторический, жанровая композиция, ню, религиозный, мифологический) и анималистический жанр. Материалы для изготовления скульптуры многообразны: металл, камень, глина и обожженная глина (фаянс, фарфор, терракота, майолика), гипс, дерево, кость и др. Методы обработки скульптуры тоже разнообразны: литье, ковка, чеканка, высекание, лепка, резьба и др.
Существует два основных вида пластики: круглая скульптура (свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (объемные изображения располагаются на плоскости).
Круглая скульптура
Обход - одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Образ скульптуры по-разному воспринимается с разных углов обозрения, и рождаются новые впечатления.
Круглую скульптуру делят на монументальную, монументально-декоративную, станковую и малых форм. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связаны с архитектурой.
Станковая скульптура - вид скульптуры, имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны психологизм, повествовательность, часто используется символистический и метафорический язык. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Одним из наиболее важных жанров станковой скульптуры является портрет, дающий уникальную возможность для восприятия - рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого.
К станковой скульптуре относятся:
Погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре. |
|
Небольшие скульптурные произведения, созданные для украшения интерьера. К скульптуре малых форм относятся жанровые статуэтки, настольные портретные изображения, игрушки. |
|
Вид мелкой пластики - статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера. |
|
Статуя - свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост или животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте. |
|
Скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией. |
Монументальная скульптура - скульптура непосредственно связанная с архитектурной средой и отличающаяся крупными размерами и значительностью идей. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения.
К монументальной скульптуре относятся:
Мемориал | |
Монумент - памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося общественного деятеля и т. п. | |
Монументальная скульптура , рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). | |
Статуя - произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий. Однофигурные и многофигурные композиции, бюсты, конные памятники | |
Стела - вертикально стоящая каменная плита с надписью, рельефным или живописным изображением. | |
Обелиск - четырехгранный, кверху суживающийся столб, увенчанный заострением в виде пирамиды. | |
Ростральная колонна - отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей | |
Триумфальная арка , триумфальные ворота, триумфальная колонна - торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. |