THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Современная наука в области принятия управленческих решений поднялась на качественно новый уровень, на ее основе разработаны эффективные управленческие технологии, позволяющие решать сложные управленческие задачи, характерные для современных организаций.

Значительную роль сыграло резкое увеличение объема информации, которую приходится учитывать при разработке управленческого решения сегодня. В таких условиях актуально использовать современную методологию управленческих решений, позволяющую эффективно осуществлять процессы диагностирования проблем и выбора альтернатив.

Созданы современные компьютерные системы поддержки принятия решений, экспертные системы, автоматизированные системы экспертного оценивания, предназначенные для использования в процессе принятия решений и позволяющие принимать эффективные управленческие решения в сложных ситуациях, осуществлять в рамках подготовки к принятию решений значительные объемы экономических, математических, других видов расчетов. К наиболее распространенным методам принятия управленческих решений относят следующие.

Мозговая атака. Метод мозговой атаки является одним из основных в организации. Значительная роль при проведении данного метода принадлежит руководителю.

Мозговая атака, как правило, состоит из двух этапов: сначала происходит генерирование идей, затем - обсуждение выявленных идей, их оценка и выработка коллективной точки зрения. Если в процессе мозговой атаки на первом этапе руководитель поддерживает лишь перспективные, с его точки зрения, идеи, то нередко это приносит заведомо меньшие результаты. На втором этапе из выявленных на первом факторов необходимо оставить лишь наиболее существенные. Для того чтобы сделать это обоснованно и выбрать среди них действительно определяющие, необходимо их критически оценить.

Факторный анализ. В основе факторного анализа - предположение о том, что на основании статистических данных может быть получена зависимость, отражающая степень влияния факторов и изменения их значений на плановые или фактические показатели, характеризующие ситуацию.

Факторный анализ решает задачи определения факторов, необходимых для выявления всех зависимостей, влияющих на развитие ситуации. Применение данного метода позволяет на основе обработки статистической информации классифицировать факторы на существенные и несущественные, основные и не основные, внутренние и внешние.

Полученные при использовании факторного анализа результаты дают возможность более обоснованно оценить ожидаемые изменения ситуации.

Многомерное шкалирование. Основная задача метода состоит в том, чтобы уменьшить число факторов, которые необходимо принимать во внимание при анализе и оценке ожидаемых изменений ситуации в результате тех или иных управленческих решений.

Использование метода многомерного шкалирования способствует установлению наиболее существенных факторов, определяющих развитие ситуации.

К числу методов, которые также могут быть использованы в ситуационном анализе для установления факторов, определяющих развитие ситуации и степень их влияния на ее развитие, относятся методы формирования оценочных систем при многокритериальном оценивании, обобщенных критериев и др.

Лучшему пониманию ситуации и динамики ее развития способствует моделирование ситуации. Хорошо разработанная модель позволяет более полно проанализировать ситуацию, понять движущие силы ее развития, роль тех или иных факторов.

Как показывает опыт, в организациях, применяющих моделирование, с его помощью можно разрабатывать прогнозы на длительную перспективу.

Могут быть использованы различные методы моделирования, например аналоговые модели, с помощью которых моделируется организационная структура и прохождение команд; математические модели, позволяющие отслеживать развитие ситуации с помощью знаков и символов. Для решения применяется мощный аппарат линейного, динамического, целочисленного программирования, математический аппарат моделирования активного управления организацией и др.

Если необходимо проанализировать ситуацию, в которой значительную роль играет конкурентная борьба, более эффективными могут оказаться модели теории игр, имитационное моделирование, модель управления запасами, теория очередей, дерево решений и т.д.

Вся совокупность методов моделирования может быть классифицирована по трем основным группам: физические, аналоговые и математические.

1. Физическая модель представляет собой то, что исследуется, с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы.

Например, чертеж, уменьшенная фактическая модель, уменьшенный в определенном масштабе чертеж проектировщика. Такая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него места, а также разрешить сопутствующие проблемы.

  • 2. Аналоговая модель - объект, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Например, выстраивая организационную схему, руководство может легко представить себе цепи прохождения команд и формальную зависимость между индивидами и деятельностью.
  • 3. В математической модели, называемой также символической, используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события.

Главным преимуществом модели можно считать упрощение реальной ситуации. Поскольку форма модели менее сложна, модель зачастую повышает способность руководителя к пониманию и разрешению встающих перед ним проблем. Модель также помогает руководителю совместить свой опыт и способность к суждению с опытом и суждениями экспертов. К недостаткам, которые ведут к ограниченному использованию моделей, следует отнести их высокую стоимость, недостаток специалистов в области построения моделей, недоверие пользователей.

Методы принятия управленческих решений являются регламентируемыми действиями и способами по решению управленческих задач выбора альтернатив. Совокупность взаимосвязанных методов принятия управленческих решений направленных на решение определенного класса управленческих задач, называется управленческими технологиями, методическим инструментарием организации и регулирования бизнес-процессов и является основным элементом управленческого процесса. Принятию решений предшествует этап диагностики проблем, а завершает процесс - этап реализации управленческих решений.

В теории и практике принятия решений существуют следующие методы разработки и принятия управленческих решений:

1. Метод "мозговой атаки", или "мозговой штурм", применяется, как правило, при необходимости принятия экстренного, сложного решения, связанного с экстремальной ситуацией, требующего от руководителей твердого мышления и компетентности. Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.

Этапы мозгового штурма:

  • 1. Постановка проблемы. Предварительный этап, в начале которого четко формулируют проблему. Происходит отбор участников штурма, определяют ведущего и распределяют прочих роли участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  • 2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому соблюдают следующие правила:

Главное - количество идей - чем их больше, тем больше перспектива выбора наиболее верной альтернативы;.

  • - полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, т.к. она отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой;
  • - необычные и даже абсурдные идеи приветствуются;
  • - комбинирование и улучшение идей.

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

  • 2. Метод "Дельфи" - многоуровневое анкетирование. Метод заключается в том, что руководитель объявляет проблему и предоставляет подчиненным возможность формулирования альтернатив. Первый этап формулирования альтернатив проходит без аргументации, т.е. каждым из участников предлагается решение. Эксперты оценивают и предлагают подчиненным рассмотреть данный набор альтернатив. На втором этапе сотрудники должны аргументировать свои предложения, варианты решения. Таким образом, анкетирование повторяется несколько раз, пока не будет выбрано наиболее оптимальное решение.
  • 3. Метод "Кингисё" - японская кольцевая система принятия решения, суть которой заключается в том, что на рассмотрение готовится проект новации. Он передается для обсуждения лицам по списку, составляемому руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемый проект и дать свои замечания в письменной форме. После этого проводится совещание, на которое приглашают сотрудников, чье мнение не совсем понятно либо выходит за рамки обычного решения.
  • 4. Метод "Дерево целей" - это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель ("вершина дерева"); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней ("ветви дерева"). Название "дерево целей" связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево.

Концепция "дерева целей" впервые была предложена Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году. Она позволяет человеку привести в порядок собственные планы, увидеть свои цели в группе. Независимо от того, являются ли они личными или профессиональными.

5. Метод "Шесть Шляп Мышления" - вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.

Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: чувства и интуиция В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Черная шляпа: Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.

Желтая шляпа: логический позитив Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа: креативность.

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

6. метод "Пять почему?" Применяется в различных областях человеческой деятельности в процессе анализа проблем и поиска первопричин их возникновения. Обеспечить поиск истинных причин рассматриваемой проблемы с целью эффективного их разрешения. Пять "почему?" - эффективный инструмент, использующий вопросы для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе конкретной проблемы, определения причинных факторов и выявления первопричины. Рассматривая логику в направлении "Почему?", мы постепенно раскрываем всю цепь последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему. Отдавая должное интересу, проявляемому к принципу "Пять почему?", следует отметить, что данный прием не является новым. Начиная с самого детства, для выяснения чего-то непонятного мы постоянно задаем вопрос "Почему?".

Истоки использования вопроса "Почему?" для анализа проблемы и поиска первопричины ее возникновения находят в наследии философов IV-III вв. до н.э. Справедливо будет отметить, что автором причинно-следственной концепции, используемой в логике для любого доказательства, принято считать Сократа.

Однако первым, предложившим для сокращения или ликвидации издержек и увеличения производительности на заводах фирмы «Toyota» использовать принцип "Пять почему?", который получил популярность в 70-х годах ХХ в.

7. Метод "ринги". Во многих компаниях в той или иной мере использовалась система принятия решений "ринги", обеспечивающая углубленную проработку и согласование решений. Классическая процедура "ринги" предусматривала многократное согласование подготавливаемого решения на нескольких уровнях управления, начиная с рядовых сотрудников (одному из них поручается составление предварительного проекта решения) и кончая высшими руководителями, утверждающими решение, прошедшее все стадии согласования. Согласование включает консультации на уровне рядовых сотрудников различных отделов (их проводит работник, отвечающий за подготовку предварительного проекта решения), на уровне руководителей отделов и иных подразделений (осуществляются в форме циркуляции проекта решения по всем отделам, имеющим отношение к данному вопросу), а затем более высокими руководителями - заместителями и начальниками управлений или департаментов. К концу циркуляции документ-проект оказывается завизированным личными печатями десятков начальников различных рангов. В случае возникновения несогласия в ходе подготовки решения на том или ином уровне собираются консультативные совещания руководителей соответствующего уровня, в ходе которых вырабатывается согласованная позиция. Подобная практика подготовки решений является достаточно сложной и длительной, но большинство японских корпораций идут на такое замедление принятия решений, рассчитывая на то, что процедура "рингисэй", обеспечивающая согласование действий на стадии принятия решения, облегчает координацию их последующего выполнения.

Система имеет безусловные плюсы. Однако, она не лишена и некоторых недостатков. Считается, что процедура должна обеспечить приток новых идей и свободу мнений при обсуждении решений. Но так происходит не всегда. Иногда в условиях жесткой иерархии и почтения к начальству подобный процесс сводится к попыткам подчиненных предугадать мнение руководителей, чем к продвижению их самостоятельной точки зрения. В таком виде система "ринги" часто превращалась в сложный и не всегда полезный механизм, отнимающий у руководителей и служащих разных рангов массу времени на согласование решений.

Поэтому происходит постепенное сокращение сферы влияния метода принятия решений "ринги". Это связано с рядом причин, - в том числе с широким распространением планирования и методов разработки бюджета в японских фирмах (за счет этого отпала необходимость принятия решений по многим, вопросам традиционным методом). Если учесть, что долгосрочное планирование используется, по имеющимся данным, на 83% японских фирм, то масштабы таких перемен достаточно ощутимы. На 63% японских фирм усилены полномочия отдельных лиц по принятию решений, что опять-таки привело к сокращению сферы "ринги".

8. Метод 635. Группа из шести участников анализирует и формулирует заданную (проблемную) ситуацию. Каждый участник заносит в формуляр три предложения по решению задачи (в течение 5 мин) и передает формуляр соседу. Заполняющий формуляр принимает к сведению предложения своего предшественника, а под ними в трех полях вносит еще три собственных предложения. Эти предложения могут использоваться в дальнейшей разработке записанных решений, но могут выдвигаться новые. Процесс заканчивается, когда участники обработали все формуляры.

  • 9. Теория игр. Данный метод служит для моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Изначально была разработана военными с тем, чтобы в стратегии учесть возможные действия противника. Теория игр используется реже, чем другие модели, так как ситуации в реальном мире очень сложны и часто меняются. Но, тем не менее, теория игр полезна для определения наиболее важных и требующих учета факторов в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Благодаря применению данной теории организация может прогнозировать действия конкурентов, что является преимуществом и увеличивает конкурентоспособность.
  • 10. Метод BATNA. BATNA - это акроним следующей фразы: «Best Alternative to a Negotiated Agreement», то есть «наилучшая альтернатива соглашению на переговорах» или «концепция наилучшей альтернативы».

Базовые идеи концепции BATNA были сформулированы знаменитым нобелевским лауреатом, математиком Джоном Нэшем. Окончательно эта управленческая модель была оформлена через несколько десятков лет гарвардскими учеными Роджером Фишером и Уильям Ури.

Суть данной модели заключается в получении результата лучше, чем имеют на самом деле. BATNA -- это стандарт, с которым сравнивают предлагаемое решение. Если решение хуже BATNA, следует подумать о том, чтобы начать разработку нового решения.

11. «Причина-следстие» или «рыбьи кости». Она рассказывает об инструменте поиска истинной причины возникшей проблемы, помогающем провести структурный анализ всех возможных причин и выявить из них главную.

Диаграмма «причина-следстие», которая также называется диаграмма «рыбьи кости», была изобретена Каори Ишикавой в 60-х годах прошлого века. Она наглядна и проста в использовании.

Она позволяет:

  • - позволяет наглядно отобразить структуру проблемы,
  • - помогает определить все возможные причины возникшей проблемы,
  • - показывает, какую информацию необходимо собрать,
  • - за счет структурного анализа позволяет определить ключевую причину возникшей проблемы.

Каждая «кость» обозначает элементы, учитываемые при разработке и принятии эффективного управленческого решения.

12. «Матрица win/win». В теории игр существует такое понятие, как игра с нулевой суммой, когда ресурсы фиксированы, и один игрок может выиграть лишь за счет других, «откусив наибольший кусок пирога». В реальной жизни игры с нулевой суммой практически не встречаются, жизнь многофакторна, два человека или два бизнеса не могут иметь абсолютно одинаковые потребности или идентичные приоритеты.

Данная модель разработана для нахождения точки соприкосновения в решении проблемы. У лица, принимающего управленческое решение взгляд на проблематику может отличаться от точки зрения руководства. У менеджера цели одни, например, решить проблему в своем отделе, секторе, у высшего руководства совсем другие, они более глобальны, например, увеличение конкурентоспособности организации, увеличение прибыли и др.

Частный случай данной модели - это игра с ненулевой суммой, хорошим подспорьем в решении такой бизнес - задачи является знание модели «выиграл/выиграл» («win-win»). Графически она выглядит следующим образом:

Рис. 7.

13. Принцип Парето. В 1906 году итальянский экономист Вильфредо Парето создал математическую формулу для описания распределения капиталов в своей стране и обнаружил, что 20% граждан владеют 80% национального капитала. В конце 40-х годов доктор Журан, создатель концепции Качественного Менеджмента), назвал Правило 80/20 Принципом Парето. Этот принцип в равной степени применим и к макроэкономическому анализу и к микроэкономике небольшого предприятия, и даже к решению частных вопросов.

Ценность Правила Парето заключается в том, что помогает правильно расставлять приоритеты в работе и всегда знать, кто или что входит в ресурсов 20%, приносящие 80% результатов. Или, наоборот, какие 20% сферы деятельности являются причиной 80% проблем.

Анализ Парето, как и любой управленческий инструмент, имеет свои ограничения. Он малоэффективен, если:

  • - число анализируемых категорий меньше четырех;
  • - позиция в рейтинге анализируемых категорий не имеет значения;
  • - статистические данные не стабильны, подвержены сильным колебаниям.

Несмотря на свою простоту, анализ Парето является мощным инструментом разрешения проблем и совершенствования систем.

14. Матрица Пью. Матрицу изобрел Стюарт Пью ее также называют методом Пью. В России она более известна как бально - весовая методика или метод оценки альтернатив. Чаще всего эта матрица используется для выбора технического решения или продукта. Она незаменима при выборе поставщика и отборе кандидата на вакантную должность. Сфера применения данной матрицы очень широка.

Алгоритм составления матрицы:

  • 1. составляют список возможных альтернатив;
  • 2. составляют список критериев, на основании которых будут отбирать наилучший вариант, определяют вес каждого критерия. Самому важному критерию присваивают максимальный вес, наименее важному - минимальный, распределяют остальные критерии между ними по предпочтительности;
  • 3. заполняют таблицу, оценивая каждую из альтернатив по пятибалльной системе;
  • 4. суммируют набранные каждой альтернативой оценки, умножая каждую оценку на вес критерия;
  • 5. анализируют итоговые цифры, сравнивают их с ожидаемыми субъективными впечатлениями.

Матрица заполняется в соответствии с выбранными альтернативами и предоставленными им критериями, как показано в таблице 2:

Таблица 2. Матрица Пью

Основные преимущества данной модели принятия решения:

  • - минимизируется влияние субъективных факторов на решение, оно становится более объективным;
  • - математическая обоснованность решения и наглядность этого обоснования помогают убедить других в правильности принятого решения;
  • - точно знаем, что является вторым наилучшим вариантом и можем прибегнуть к нему в случае сбоя с наилучшей альтернативой.
  • 15. Нормативная модель Саймона. Она является самой известной интуитивной моделью. Она представляет собой математическую модель с массой формул.

Эта модель базируется на том постулате, что у принимающего решение есть серьезные ограничения по времени, количеству вспомогательной информации и другим факторам, влияющим на принятие решения. Такое состояние принимающего решение научно называется «ограниченная рациональность». Нормативная модель предполагает, что в таком случае на принятие решения влияют три фактора:

  • - ограничения в обработке информации;
  • - субъективная эвристика (знания и суждения на основе предыдущей практики);
  • - принцип разумной достаточности.

Если приходится принимать решение в условиях ограниченной рациональности, т.е в 90% всех случаев, не следует пытаться объять необъятное, как говорил Кузьма Прутков. Не получится быть на 100% логичными и проанализировать 100% информации - это не удастся.

Прибегая к данным моделям принятия управленческих решений можно увеличить эффективность их принятия и тем самым достичь поставленных стратегических и тактических целей.

Каждый руководитель в процессе своей деятельности ставит разные задачи, которые нуждаются в их разработке, осмыслении и реализации. Именно управленческие решения соединяют цель с итоговым результатом.

Каждое из них должно быть обоснованным, взвешенным и просчитанным в прямом смысле. Однако вероятность непредсказуемого результата управленческого решения всегда остается. Всё зависит от того, насколько профессионален менеджер, осуществляющий этот процесс.

В любой сфере деятельности начальник вынужден урегулировать самые разные вопросы. При этом качество управленческого решения напрямую влияет на общий уровень руководства в компании и конечный результат работы всего предприятия, а также зависит от большого количества разных факторов. Наиболее важными являются:

  • ясная и четко обоснованная цель;
  • квалификация кадров;
  • информационное обеспечение;
  • методика, организация разработки и реализации управленческих решений;
  • экономические возможности компании;
  • методы управления.

Подходы к принятию управленческих решений

  1. Централизованный подход. В рамках данной линии действий рекомендуется принимать большое количество руководящих сценариев на верхнем уровне. Антиподом является децентрализованный подход, который подразумевает управленческие решения, вырабатываемые на низких уровнях.
  2. Групповой подход подразумевает совместную работу над поиском наилучшего выхода, противоположным видом является индивидуальное принятие решения одним менеджером.
  3. В рамках подхода «система участия» специалист проводит опрос среди всех задействованных в выработке оптимального сценария лиц, однако последнее слово остается за ним. Иной вид («система неучастия») предполагает единоличные действия менеджера.
  4. Демократический подход в системе управленческих решений подразумевает выбор того из них, которое устраивает большинство. Альтернативой стал совещательный подход, в рамках которого необходимо найти компромисс между всеми высказанными мнениями.

Управленческие решения в стиле Ирины Хакамады

Чтобы оставаться лидером, нужно принять на себя ответственность за будущее, положиться на интуицию и научиться получать удовольствие от постоянных перемен.

Подробнее о том, что советует Ирина Хакамада управленцам, читайте в статье электронного журнала «Генеральный Директор».

Методы принятия управленческих решений

1. Метод проб и ошибок.

Для большинства компаний этот способ является самым простым в связи с отсутствием необходимости в особой организации. В рамках данного метода просто перечисляются все возможные варианты действий, направленные на ликвидацию проблемы. При этом процесс принятия управленческих решений не подвергается строгой упорядоченности.

Данный метод может подойти в случае, когда степень новизны проблемы очень высока, или же к этому приему прибегают менеджеры, не обладающие должным уровнем профессионализма.

2. Метод контрольных вопросов.

Этот способ направлен на упорядочивание процесса выбора управленческого решения. Его суть заключается в перечислении вариантов в той последовательности, которая задается с помощью списка наводящих вопросов. Данный перечень, в свою очередь, составляется исходя из особенностей мышления.

В основе лежит логическая последовательность ключевых слов, которые используются на этапах разработки и выбора управленческого решения, например:

  • Какова проблема (в чем заключается проблема)?
  • Кто участвует в ее решении?
  • Кто ее создает?
  • Где она возникла?
  • Какие управленческие решения можно принять?

Несмотря на то, что метод построен на логической структурной основе, уровень аргументации зачастую бывает недостаточно высоким.

3. Морфологический анализ.

Данный метод принятия управленческих решений используется в целях расширения области поиска различных вариантов урегулирования проблемы. В его основе лежит углубленная классификация объектов, которая позволяет путем построения двух- или трехмерной матрицы получить новые варианты действий благодаря составленным комбинациям из элементов этой матрицы (морфологической модели).

Важно уметь проанализировать будущее управленческое решение. Этапы оценки в рамках данного подхода выглядят следующим образом:

  • определение характеристик объекта или основных целей;
  • выявление разновидностей реализации этих задач;
  • формирование матрицы, в которой вертикальные элементы – совокупность задач, а горизонтальные – варианты их реализации в рамках определенного управленческого решения;
  • получение комбинаций элементов морфологической модели, где каждое новое решение представляет собой сочетание пунктов, взятых по одному из каждой строки модели;
  • анализ на предмет выявления совместимости компонентов в полученной комбинации между собой. Если элементы вступают в противоречие друг с другом, то данное сочетание убирается из вариантов на рассмотрение. Те комбинации, которые остались, необходимо оценить, провести сравнительный анализ на основании критериев, установленных в соответствии с требованиями решения данной проблемы. В конечном итоге выбирается самый лучший вариант из всех представленных.

4. Метод мозгового штурма.

Иногда случается, что один человек не может прийти к окончательному решению. Именно для таких ситуаций подходит данный прием. Иначе его называют «метод номинальной группы».

В его основе лежит определенный психологический эффект: если в группе из 5–8 человек каждому предложить высказать свои собственные идеи относительно решения конкретной проблемы, то в сумме можно получить N версий. Если затем попросить членов группы высказать коллективные варианты реализации задачи, то это будет уже N*k проектов потенциальных управленческих решений. При этом оказывается, что N*k намного больше N. Во время мозгового штурма происходит цепная реакция, которая приводит к интеллектуальному взрыву.

В рамках менеджмента данный метод активно применяют для поиска управленческих решений в сжатые временные сроки (30–40 минут достаточно для сеанса). При этом членами группы могут быть как эксперты в обсуждаемой сфере, так и специалисты абсолютно из другой области (дилетанты).

Метод мозгового штурма предполагает разделение по времени и по исполнителям. Участников разбивают на генераторов и критиков. Первые высказывают как можно больше идей, а вторые оценивают их.

Правила проведения мозговой атаки:

  • идеи нужно высказывать быстро и кратко (не более 60 секунд);
  • критика выдвинутых предложений не допускается;
  • идея, которая была высказана ранее, может быть развита;
  • предложения стоит записывать на диктофон.

Принято выделять несколько подвидов данного метода.

1. Прямая мозговая атака (мозговой штурм). Во время этого действия задача может быть поставлена в самых разных формулировках, но необходимо максимально четко выразить два ключевых момента:

  • Что нужно получить в итоге?
  • Что мешает достичь этого?

Задача в целом должна быть сформулирована кратко. Это может быть описание ситуации с указанием проблемы. Иногда возникает необходимость в более детальной расшифровке постановки, тогда изложение предмета обсуждения может быть дополнено предварительной формулировкой задачи в соответствии с операцией.

Число участников, в принципе, может быть любым, однако оптимальное количество в подобной группе от 5 до 12 человек.

Целью такой мозговой атаки является выработка управленческого решения с помощью обсуждения всех высказанных идей. Данный метод стоит использовать:

  • когда необходимо найти пути реализации всякого рода вопросов в разных областях;
  • на этапах решения творческих задач и на всех стадиях проектирования каких-либо изделий;
  • в сочетании с другими эвристическими методами.

2. Обратная мозговая атака. Основу этого метода составляет закон прогрессивной конструктивной эволюции. Он гласит, что для перехода к чему-то новому нужно выявить и устранить дефекты в том, что существует на данный момент. Иначе говоря, этот метод подразумевает не генерацию новых идей, а критику тех, что уже имеются.

В основном данный способ предназначен для решения первой творческой задачи путем составления максимально полного списка минусов того объекта, который рассматривается в процессе обратной мозговой атаки. Критика при этом вовсе не ограниченна. В качестве объекта может выступать как конкретная вещь (изделие, материал), так и процесс ее создания или что-то нематериальное.

Задача должна быть сформулирована так, чтобы она отвечала на определенные вопросы:

  • Каким именно является предмет, улучшение которого необходимо провести, и что он из себя представляет?
  • Есть ли недостатки этого объекта, известные на данный момент, и какие они?
  • К какому результату нужно прийти посредством проведения мозговой атаки?
  • На какие нюансы следует обратить особенное внимание?

Метод обратной мозговой атаки можно использовать:

  • в случае потребности уточнить постановку изобретательских и рационализаторских задач;
  • при необходимости конкретизации в процессе составления технического задания или предложения;
  • во время проведения экспертизы проектно-конструкторской документации на любой стадии разработки.

3. Двойная мозговая атака. Основная суть данного метода заключается в проведении двух раундов коллективного поиска решений с перерывом в несколько часов или дней. При использовании данного приема число участников мозговой атаки может составлять более 20 человек. В момент перерыва обсуждение задач также продолжается, однако тут более непринужденная обстановка и разрешается неофициальная критика высказанных ранее идей. После того как пауза закончена, генерация новых предложений продолжается, но уже с учетом возникших замечаний.

4. Теневая атака. Мнения фиксируются на бумаге, затем выполняется их обработка.

5. Метод индивидуального мозгового штурма. Человек поочередно выполняет роли генератора и критика.

5. Метод дерева решений.

В основе данного метода лежит коллективная экспертиза. Суть заключается в том, что группа специалистов оценивает все направления и варианты решений конкретной проблемы. На основе данного анализа выбирается наиболее приоритетный сценарий. Кроме того, такой метод позволяет выявить те проблемные места, которым не уделили должного внимания до этого.

В основе принципа построения дерева решений лежат четкая иерархическая система и полнота.

Результат формируется в несколько этапов.

Этап 1. На первом этапе создается высококомпетентная экспертная группа. В ней может быть 7–15 человек. Уровень компетентности членов группы (К тмп) обычно оценивают, учитывая коэффициент осведомленности (К осв) и аргументации их предложений (К).

Выделяют следующие характеристики осведомленности и аргументированности:

  • наличие научных трудов в данной области у членов экспертной группы, их образование и теоретическая база;
  • имеющийся опыт работы в этой сфере;
  • источники аргументации (ссылки на специальную литературу, периодические и патентные издания, на различные отчеты, электронные средства передачи информации, в том числе Интернет);
  • участие в симпозиумах, конференциях и совещаниях.

По совокупности всех вышеперечисленных характеристик можно оценить подготовку каждого эксперта в рабочей группе.

Принято считать, что уровень компетентности должен быть 0,67 и выше. Только тогда рабочая группа может приступать к экспертной оценке. Если же уровень компетентности ниже, то следует пересмотреть состав группы и отсеять специалистов с меньшим показателем.

Этап 2. На втором этапе необходимо оценить относительную значимость и приоритетность, которая производится рабочей группой экспертов на всех уровнях целевого дерева. Оценка выполняется на основе 5- или 10-балльной системы.

6. Метод функционально-стоимостного анализа (ФСА).

Данный способ можно применять как в технической сфере, так и в процессе принятия управленческих решений различного рода. Этот прием универсален и позволяет добиться максимальной оптимизации затрат на исполнение функций объекта без ущерба их качеству.

В основе метода лежит представление объекта как совокупности функций и решение вопроса о необходимости всего набора. Иначе говоря, вычисляются те моменты, которые могут быть исключены без ущерба для качества.

В практике принятия управленческих решений метод ФСА зарекомендовал себя достаточно хорошо благодаря высокой практической полезности в рамках построения организационных структур управления, в том числе при анализе обязанностей исполнителей. Особенно ценным является тот факт, что этот способ позволяет выбрать максимально оптимальное соответствие качества выполняемых функций и затрат, необходимых на их реализацию.

Принято выделять следующие этапы проведения ФСА.

Подготовительный. На данном этапе:

  • устанавливают объект анализа;
  • подбираются члены исследовательской рабочей группы для поиска решений поставленных задач;
  • определяются сроки и конкретные результаты, которых должна достигнуть экспертная группа, а также обозначается порядок взаимодействия с соответствующими службами.

Информационный. На данном этапе:

  • происходит подготовка, сбор, систематизация информации об объекте ФСА и его аналогах;
  • изучаются потребности и функции, которые нужно удовлетворить;
  • прогнозируется конкурентоспособность предмета исследования;
  • изучается объект и его аналоги;
  • исследуются условия их эксплуатации;
  • изучаются технологии создания объекта;
  • организуется построение структурно-экономической модели предмета исследования;
  • анализируется стоимостная информация, определяются затраты на изготовление и функционирование объекта и его составных частей, а также расходы на его техническое обслуживание и ремонт;
  • дополняется структурно-элементная модель предмета исследования и его составных частей стоимостной информацией;
  • выявляются зоны наибольшего сосредоточения затрат в изучаемом объекте;
  • анализируется патентная информация в данной области, в том числе проводится оценка отклоненных предложений.

Аналитический этап включает в себя:

  • формулирование всех возможных функций объекта и его элементов;
  • классификацию деятельности предмета исследования;
  • построение функциональной модели объекта;
  • оценку значимости функций путем экспертного метода;
  • определение материальных носителей соответствующих функций;
  • оценку связанных с осуществлением обязанностей затрат вкупе с соответствующими материальными носителями;
  • построение функционально-стоимостной диаграммы и модели объекта на основе принципа иерархичности системного подхода. Модель содержит элементы предмета исследования, их шифры, абсолютные и удельные затраты по составным частям, а также доли функций, выполняемых этими компонентами;
  • определение противоречий между значимостью функций и их стоимостной оценкой;
  • формулирование задач совершенствования объекта для после­дующих целей ФСА.

Творческий. На данном этапе нужно:

  • выработать предложения, направленные на совершенствование объекта;
  • провести анализ и предварительный отбор сценариев для реализации;
  • систематизировать предложения по функциям;
  • сформировать варианты выполнения функций.

Исследовательский этап включает в себя:

  • разработку эскизного проекта по отобранным вариантам;
  • экспертизу подготовленных решений;
  • отбор наиболее рациональных их вариантов;
  • создание при необходимости макетов или опытных образцов для проведения тестов;
  • выполнение испытаний;
  • окончательный выбор реализуемых решений;
  • технико-экономическое обоснование действий.
  • рассмотреть представленные технические решения на научно-техническом совете;
  • сделать заключение о возможности их реализации;
  • согласовать мероприятия по осуществлению принятых решений.

Внедренческий. На этом этапе необходимо:

  • включить мероприятия по обеспечению внедрения принятых предложений ФСА в соответствующие планы;
  • проконтролировать выполнение этих планов;
  • провести оценку эффективности управленческого решения и оценить результативность реализации планов;
  • простимулировать работников за внедрение методов ФСА.

7. Метод платежной матрицы.

Данный способ позволяет принимать управленческие решения в тех случаях, когда:

  • число альтернативных вариантов было разумно ограничено;
  • отсутствует полная однозначность возможных событий (то есть имеется неопределенность среды).

В рамках этого метода платеж является денежным вознаграждением за определенную работу с учетом конкретных обстоятельств.

Если представить все платежи и варианты, которые рассматриваются, в виде матрицы, то образуется как раз платежная матрица.

Основные управленческие решения принимает руководитель, поэтому он должен объективно оценить вероятность совершения события и рас­считать ожидаемое ее значение. Она с точки зрения возможности реализации явления может варьироваться от 0 (точно не произойдет) до 1 (точно произойдет). При этом суммой всех вероятностей является 1. Определить этот параметр можно и с помощью экспертной оценки руководителя. Она оказывает прямое влияние на вычисление ожидаемого значения альтернативы.

8. Метод цепных подстановок (МЦП).

МЦП принято использовать в тех случаях, когда проблема является функциональной. При этом сама функция выражается либо в произведении, либо в виде частного от деления одних показателей на другие, либо в виде суммы.

С помощью проведения анализа влияния факторов на функцию определяют, какие именно факторы воздействуют и как они отражаются на функции (вычисляется отклонение фактического значения от планового).

9. Метод сценариев.

Данный способ обычно используют тогда, когда нужно принять управленческое решение в рамках долгосрочного периода.

Сценарий представляет собой картину будущего определенного объекта или фирмы. При этом такая перспектива составляется на основе учета правдоподобных предпочтений.

Как правило, оценку отражает один из следующий вариантов:

  • оптимистический сценарий,
  • пессимистический сценарий,
  • ожидаемый или наиболее вероятный сценарий.

Данный метод имеет широкое распространение для принятия управленческих решений в сфере стратегического развития фирм, регионов, технологий, рынков.

Принято выделять несколько этапов составления сценария.

Этап 1. Формулируем проблему. На данном этапе необходимо собрать и проанализировать информацию, а затем согласовать со всеми участниками проекта формулировку задачи и ее потенциальное решение.

Этап 2. Определяем и группируем сферы влияния. Здесь необходимо выделить элементы бизнес-среды и оценить их с точки зрения потенциального воздействия на будущее компании.

Этап 3. Определяем показатели перспективного развития объекта. Не стоит прибегать к завышенным значениям. В тех сферах, где развитие может происходить вариативно, нужно составить описание с помощью нескольких альтернативных показателей.

Этап 4. Формулируем и отбираем согласующиеся наборы предположений. Для этого нужно определить развитие с учетом того положения дел, которое существует на данный момент, и предусмотреть вероятные изменения. Все альтернативные предложения нужно скомбинировать в наборы, из которых впоследствии оставить только три. Критерии выбора обычно следующие:

  • высокая сочетаемость, совместимость предположений, которые входят в набор;
  • наличие большого числа значимых переменных;
  • высокая вероятность событий, которые относятся к набору предположений.

Этап 5. Сопоставляем намеченные показатели будущего состояния сфер компании с различными предположениями об их развитии. Для этого проводится сравнение третьего и четвертого этапов, а затем завышенные и заниженные значения подвергаются корректировке с помощью данных четвертого этапа. Чтобы повысить точность прогноза, следует сократить его интервал. Иначе говоря, надо разделить его на несколько фрагментов и составить сценарий по каждому.

Этап 6. Вводим в анализ разрушительные события (это могут быть как негативные, так и позитивные моменты).

Этап 7. Устанавливаем последствия путем сравнения стратегических проблем компании и выбранных вариантов ее дальнейшего развития.

  • Управленческие компетенции: что должен знать и уметь руководитель будущего

Этапы разработки управленческих решений

Как же разрабатывается управленческое решение? Процесс принятия сценария действия при традиционном понимании руководства состоит из пяти шагов.

Шаг 1. Выявляем и формулируем проблему.

Шаг 2. Собираем и анализируем информацию о задаче, которую необходимо выполнить.

Шаг 3. Разрабатываем критерии оценки эффективности решения. Самым оптимальным вариантом действия становится тот, который позволяет максимально эффективно справиться с проблемой в соответствии с принятым критерием. При этом малоэффективных или вовсе не рациональных путей может быть несколько, а вот оптимальный – всегда один.

Шаг 4. Разрабатываем альтернативные решения и анализируем возможные варианты действий. Проводить исследование нужно по совокупности параметров результата, соответствующих каждой версии, а правила изучения возможных сценариев развития событий предопределяются заданным критерием оценки эффективности. Каждое решение можно оценить по следующим параметрам последствий:

  • целевой эффект,
  • ресурсные затраты на получение данного эффекта,
  • безопасность.

Когда менеджер выбирает альтернативу, ему необходимо понимать, что реализация конкретного решения включает в себя два этапа:

  • доведение принятого сценария до исполнителей;
  • организация управленческого решения, то есть его осуществление.

Как правило, доводить намерения до персонала нужно, начиная с их разделения на групповые и индивидуальные микроцели, а затем уже выбирать ответственных за их реализацию специалистов. Умение правильно раздать задачи и донести их до исполнителей максимально понятно – главный источник эффективности принятого сценария в руководящей среде.

Управленческое решение может стать успешным и сработать в плюс компании только при отсутствии следующих проблем:

  1. Намерение было сформулировано недостаточно четко изначально.
  2. Решение было ясно выражено, но ответственный специалист не очень хорошо смог его понять.
  3. Исполнитель воспринял четко поставленную задачу, однако не было нужных обстоятельств и ресурсов для того, чтобы данное управленческое решение выполнить.
  4. Соблюдены все необходимые условия, ответственный специалист понял хорошо сформулированные изначально цели, однако внутренне он не согласен с тем, что предложил менеджер. При таком раскладе исполнитель может располагать более эффективным, на его взгляд, вариантом управленческого решения конкретной проблемы.

Шаг 5. Контролируем процесс воплощения управленческого решения в жизнь. Как правило, для отслеживания результатов применяется обратная связь (собирается информация об исполнении поручений и о достижении компанией поставленных целей).

Основная задача данного этапа – своевременное обнаружение каких-либо отклонений от той программы реализации, которая была задана изначально, а также принятие мер по ликвидации этих несоответствий в оптимальные сроки. Важно понимать, что в процессе наблюдения изначальные цели могут видоизменяться на основе новой информации о выполнении принятых управленческих решений. Контроль позволяет не только обнаружить отклонения, но и выявить их причины.

  • 5 обязательных умений сотрудников будущего, которые нужны бизнесу уже сейчас

Какими должны быть принятые управленческие решения

Хорошие управленческие решения должны быть:

  • имеющими четкую и понятную цель;
  • обоснованными, иначе говоря, содержащими количественную, расчетную основу, объясняющую основной мотив, по которому было выбрано именно это решение изо всех возможных;
  • имеющими конкретного адресата (исполнителя) и содержащими четкие сроки реализации;
  • непротиворечивыми (управленческие решения должны быть согласованы с внутренними и внешними обстоятельствами, а также с предыдущими и будущими действиями);
  • правомочными, то есть опирающимися на законодательные акты и иные нормативные документы. Кроме того, управленческие решения должны учитывать обязанности и права руководителей и остальных сотрудников;
  • эффективными (лучшими из всех возможных вариантов в соотношении полученного эффекта и затраченных ресурсов);
  • конкретными (отвечающими четко на вопросы: как, когда, где действовать?);
  • своевременными (способными привести к достижению поставленной цели);
  • полными, краткими, четкими, понятными для исполнителей без уточнений со стороны руководства.

Управленческие решения в условиях неопределенности и риска

В условиях рисков управленческие решения необходимо принимать только после их анализа. Выделяют два вида такой оценки:

  • качественный анализ (определение факторов риска и тех обстоятельств, которые приводят к образованию опасных ситуаций);
  • количественный анализ (позволяет найти величину отдельных угроз и определить риск всего проекта).

Риск стоит оценивать, соблюдая определенную последовательность:

  1. Для начала нужно выявить объективные и субъективные факторы, которые оказывают влияние на определенный вид риска.
  2. Затем нужно проанализировать эти обстоятельства.
  3. Далее необходимо исследовать конкретный вид риска с точки зрения финансов, то есть данная оценка должна определить состоятельность проекта, его целесообразность с точки зрения экономики.
  4. Далее необходимо определить и установить максимально допустимый уровень риска.
  5. Затем анализируются отдельные позиции по выбранному уровню.
  6. И в завершении разрабатываются мероприятия, направленные на снижение риска при принятии управленческого решения.

После того как анализ проведен, начинается процесс создания самого сценария действий, где можно использовать особые приемы учета возможности потерь. Данную работу обычно проводит риск-менеджер.

Риск-менеджмент - особый вид предпринимательской деятельности, которой занимаются специальные институты (страховые фирмы, управляющие финансами и т. д.). Одной из сфер данной деятельности является страховой рынок, на котором объектом купли-продажи выступают услуги по страхованию, предоставляемые компаниям и отдельным лицам страховыми фирмами и негосударственными пенсионными фондами.

При принятии управленческого решения можно использовать различные приемы риск-менеджмента:

  • избежание риска (нужно уклониться от того мероприятия, которое как-то связано с угрозами убытков);
  • удержание риска (риск оставляется за инвестором с расчетом покрытия любых прогнозируемых убытков из его резервных средств).
  • передача риска (то есть ответственность за возможные потери перекладывается на другое лицо, допустим, страховую фирму).
  • снижение степени риска (суть заключается в уменьшении вероятности убытков и в сокращении их ожидаемого объема).

Самыми распространенными приемами, направленными на снижение степени риска, являются:

  • диверсификация;
  • получение дополнительной информации о ситуации принятия решения;
  • лимитирование благодаря установлению предельной суммы расходов, продаж или кредита;
  • самострахование на основе создания натурального и денежного резервного (страхового) фонда или нескольких таких фондов;
  • страхование.

Существует некая особенность принятия управленческих решений – неопределенность и риск вынуждают менеджера проводить анализ всех существующих на данный момент угроз и разрабатывать план мероприятий, направленных на избежание опасности убытка или снижение ее степени.

  • Управление результативностью: 10 шагов от идеи к реальным результатам

Оценка управленческого решения

Критериями оценки эффективности менеджмента являются особые показатели, позволяющие просчитать результативность и изначальную целесообразность принятия тех или иных управленческих решений.

В рамках современной экономики принято выделять две группы данных показателей.

Частные (локальные) критерии . К ним относят:

  • затраты труда персонала, который задействован в производственном процессе;
  • финансовые издержки;
  • скорость оборота средств;
  • срок окупаемости инвестиций;
  • расходование материальных ресурсов на различные нужды;
  • целевое назначение, износ и т. д.

Качественные критерии . В данную группу входят:

  • экономия ресурсов;
  • ответственность организации с точки зрения экологии;
  • постоянное улучшение социального уровня работников и условий труда;
  • рост тиража продукции, относящейся к самой высокой категории качественных показателей.

Существуют специальные методики, которые позволяют оценить экономические результаты от принятых руководящих мер. Согласно им выделяют следующие критерии эффективности управленческого решения:

  • соотношение прибыли за отчетный период к затратам, отнесенным на управление, – общий показатель эффективности руководства;
  • соотношение численности менеджеров высшего звена и общего количества работников, занятых на предприятии, – коэффициент управленческого персонала;
  • отношение общих затрат организации к расходам на административную деятельность – коэффициент расходов на руководство;
  • соотношение управленческих издержек к объему выпускаемой продукции (в натуральном или количественном выражении);
  • экономический эффект за год делится на объем денежных средств, затраченных на управленческие мероприятия, – эффективность совершенствования руководства;
  • разница между совокупной экономией за счет внедренных административных мероприятий и затратами, помноженными на отраслевой коэффициент, – годовой экономический эффект.

Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Решение есть некоторый процесс, складываю­щийся из ряда отдельных актов и процедур. Его волевой фактор является одним из моментов, на­правляющих процесс выработки и принятия решения. В зависимости от волевого фактора решение может быть различным, следовательно, оно неоднозначно. Назначе­ние волевого фактора в том и состоит, чтобы выбрать один вариант.

Решение предполагает предварительное осознание це­лей и средств действия. Осознание - это процесс, ко­торый базируется на информации о цели и средствах действия. Однако это - не простое преобразование ин­формации, а более сложный процесс, предполагающий увязку целей и средств. Если цель задана, то процесс осознания состоит в восприятии и осмыслении того, что задано вместе с установлением взаимосвязей между це­лью и средствами. Если цель не задана и ее надо опре­делить (или, по крайней мере, уточнить), тогда в осо­знание включается волевой акт. Количество возможных целей может быть также очень велико, так что не су­ществует точного способа определить или выбрать наи­лучший вариант. В этом случае решающее значение приобретает волевой выбор. Точно так же волевой мо­мент приобретает решающее значение, когда нет стро­гого способа однозначно выбрать между конкурирую­щими альтернативами, даже если их конечное или не­большое число.

Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения.

Методы принятия управленческих решений - это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Их существует довольно много, например:

Декомпозиция - представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов;

Диагностика - поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Этот метод применяется при ограниченных ресурсах.

Следует различать методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования и методы, основанные на психологических приемах работы в группах.

Методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования

Экспертные методы принятия управленческих решений. Эксперт - это человек, которого лицо, принимающее решение, или аналитическая группа, проводящая экспертизу, считают профессионалом достаточно высокого уровня в каком-то вопросе. Эксперты приглашаются для проведения экспертизы.

Экспертиза - проведение группой компетентных специалистов измерения некоторых характеристик для подготовки принятия решения. Экспертиза позволяет снизить риск принятия ошибочного решения.

При проведении экспертиз используются экспертные оценки, которые бывают нескольких видов. Дадим краткую характеристику каждому виду экспертных оценок.

Количественное выражение предпочтения (оценка) - сравнение значений разных оценок по принципу: на сколько или во сколько раз одна оценка больше другой.

Используются следующие шкалы: отношений; интервалов; разностей; абсолютная. Количественные оценки соответствуют, как правило, объективным измерениям объективных показателей.

Ранжирование - упорядочивание объектов в соответствии с убыванием их предпочтительности. При этом допускается указание на равноценность некоторых объектов (например, определение призеров конкурса, определение лучших, надежных банков).

Попарное сравнение - указывание предпочтительного объекта в каждой паре объектов. Иногда допускается объявление o6oirx объектов равноценными или несравнимыми.

Вербально-числовые шкалы используются для получения и обработки количественными методами качественной экспертной информации.

Метод Дельфи - свое название получил по названию греческого города Дельфы, жрецы которого славились умением предсказывать будущее (дельфийские оракулы). Метод характеризуется тремя основными чертами: анонимностью, регулируемой обратной связью, групповым ответом. Анонимность достигается применением специальных опросников или другими способами индивидуального опроса. Регулируемая обратная связь осуществляется за счет проведения нескольких туров опроса. Результаты каждого тура обрабатываются с помощью статистических методов и сообщаются экспертам. Результатом обработки индивидуальных оценок являются групповые оценки. В основу метода положены следующие предпосылки:

· поставленные вопросы должны допускать ответы в виде чисел;

· эксперты должны быть достаточно информированными;

· каждый ответ эксперта должен быть им обоснован.

Неэкспертные методы принятия управленческих решений. Метод неспециалиста - метод, при котором вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.

Линейное программирование - метод, при котором решаются оптимизационные задачи, в которых целевая функция и функциональные ограничения являются линейными функциями относительно переменных, принимающих любые значения из некоторого множества значений. Одним из примеров задач линейного программирования является транспортная задача.

Имитационное моделирование - способ формирования решения, при котором лицо, принимающее решение, приходит к разумному компромиссу в значениях различных критериев. При этом ЭВМ по заданной программе имитирует и воспроизводит течение изучаемого процесса при нескольких возможных вариантах управления, ему заданных, полученные результаты анализируются и оцениваются.

Метод теории игр - метод, при котором задачи решаются в условиях полной неопределенности. Это означает наличие таких условий, при котором процесс выполнения операции является неопределенным или противник противодействует сознательно, или отсутствуют ясные и четкие цели и задачи операции. Следствием такой неопределенности является то, что успех операции зависит не только от решений принимающих их люден, но и от решений или действий других людей. "Чаще всего с помощью этого метода приходится разрешать конфликтные ситуации.

Метод аналогий - поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления.

Методы принятия управленческих решений на основе творческого мышления (психологические методы). Процесс творческого мышления имеет пять стадий:

1. Подготовка - сбор фактических данных. Используется конвергентное (аналитическое) мышление. Проблема определяется с различных сторон, в разных ее формулировках.

2. Мыслительные усилия - использование дивергентного мышления, которое ведет либо к возможному решению проблемы, либо к фрустрации (разочарованию). (Фрустрация - важный фактор, за ней обычно следует выработка действительно удачных идей.)

3. Инкубация - проблема остается в подсознании, в то время как человек занимается другими делами. За это время слабеет эмоциональное торможение и противодействие новым идеям, а также возникает возможность воспринять новые идеи, которые могут возникнуть за это время.

4. Озарение - «вспышка», дающая возможность решить рассматриваемую проблему.

5. Оценка - анализ всех идей, полученных на предыдущих стадиях.

Стадии подготовки и оценки требуют аналитического мышления, а мыслительные усилия, инкубация и озарение требуют свободы творчества и раскованности. Поощряется высказывание всяческих безумных идей, цель используемых методов - количество идей, а не качество. При обилии идей новые идеи становятся развитием высказанных ранее. Ключом к успешному творческому мышлению является разумное и целенаправленное разделение процессов производства идей и их оценки.

Одним из наиболее распространенных методов творческого мышления менеджера является метод «Брейнсторминга», или «Мозговая атака» («Мозговой штурм»). В отличие от методов, имеющих целью поиск единственно правильного решения проблемы, смысл метода «Мозговой атаки» заключается в предложении сотрудниками максимального количества идей без их оценки или выбора.

Менеджер может пользоваться «Мозговыми атаками»: для поиска новаторского решения; в начале собрания, чтобы «растопить лед» между участниками; для укрепления коллектива.

Существует два способа проведения «Мозговой атаки»: устный и письменный. Предпочтение отдается устному, так как он занимает меньше времени, но письменный - более основателен.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама