THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Ассертивным называется поведение, которое позволяет без лишнего беспокойства отстаивать свои интересы, свободно выражать свои чувства и не ущемлять при этом права других людей. Поэтому развитие ассертивности в любой деятельности, несомненно, окажет позитивное влияние на результаты деятельности, особенно у тех людей, чья работа тесно связана с взаимодействием с другими людьми.

Цели тренинга

  • Развить навыки ассертивного поведения.
  • Выработать позитивное отношение к себе, к другим, умение справиться с конфликтной ситуацией.
  • Выработать адекватное реагирование на критику, повышение самооценки.

Методы проведения

Имитационные игры, самоанализ и структурирование опыта, элементы групповой дискуссии, практические упражнения, работа в парах и мини-группах, мини-лекции, презентации, обратная связь.

Программа

Отличие ассертивного от других форм поведения:

  • Основные навыки ассертивного поведения.
  • Техники ассертивного поведения. "Билль о правах".

Практика:

  • Диагностика ассертивности "мой ведущий стиль поведения при взаимодействии: агрессивный, пассивный, пассивно-агрессивный или ассертивный? оценка собственного поведения в нестандартных ситуациях. Отработка методов снятия мышечного напряжения.

Источники неассертивного поведения:

  • Природа эмоций, препятствующих уверенному поведению.
  • Страх и механизмы страха. Кольцо "неуверенности".
  • Защитные механизмы психики: работа с внутренним сопротивлением.
  • Самокритика.

Практика:

  • Приёмы преодоления страха. Упражнение "Выйти из круга". Упражнение "Рефрейминг".
  • Внутренний саботаж успеха: диагностика и перепрограммирование.

Позитивное мышление:

  • Мои достоинства и недостатки.
  • Принципы переформулирования негативных установок.
  • Формирование позитивной жизненной позиции.
  • Потенциал удачи.

Практика:

  • Работа с самооценкой. Упражнение "Круг превосходного состояния".

Развитие уверенности:

  • "Треугольник" уверенности.
  • Саморегуляция: управление своим состоянием для перехода от неуверенного к уверенному состоянию.
  • Техники уверенного поведения в профессионально и личностно значимых ситуациях.
  • Проявление уверенного поведения в агрессивной среде.
  • Развитие умения устанавливать контакт с незнакомыми людьми.
  • Виды критики, методы эффективного реагирования на критику.
  • Уверенное поведение и психологическом давлении (варварские и манипулятивные способы влияния).
  • Модели уверенного поведения. Корсет уверенности.

Практика:

  • Отработка навыков ассертивного реагирования на критику. Тренировка навыков предъявлять требования в уверенной форме, отказывать, не испытывая при этом чувства вины; открытого проявления своих чувств.

Завершение тренинга:

  • Подведение итогов и групповая рефлексия.
  • Определение для каждого из членов группы "зоны ближайшего развития".
  • Постановка задач для самостоятельной работы после окончания тренинга.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

В этой статье доступным для обычных пользователей языком раскрыты основные понятия ассертивного поведения и его эффективного применения в управлении коллективом. Эта информация будет полезна не только руководителям и психологам, но и каждому человеку для переоценки собственного поведения и умения достигать успеха через его изменение в более позитивную сторону.

Что такое ассертивность — определение

Ассертивность это:

  • Умение выразить себя в контактах с другими, а также защитить свою психологическую территорию;
  • Положительная реализация своих целей без агрессии, но и без податливости;
  • Ассертивное поведение: непосредственное, вежливое, настойчивое и опирающееся на рациональные предпосылки.

Примеры ассертивного поведения

Выражение собственного мнения без атаки на мнение других лиц;

  • Отказ без обиды других;
  • Защита своих прав решительным, но не агрессивным образом;
  • Похвала критика с сохранением уважения к другому человеку;
  • Открытое выражение чувств и убеждений.

Польза, проистекающая из ассертивного руководства людьми:

  • Уменьшается риск конфликта между начальником и подчиненными;
  • Все непонимания можно разрешить сразу же, поскольку коммуникация здесь открытая и непосредственная;
  • Больше конкретности и честности в общении с подчиненными;
  • Лучше атмосфера на работе, взаимное доверие;
  • Увеличивается уверенность в себе руководителя, а также его авторитет в глазах подчиненных;
  • Уменьшается риск манипуляции и агрессии в служебных отношениях.

Техники ассертивности. Ассертивная выдача распоряжений

4 элемента ассертивного распоряжения:

  • Указываем, кто именно является отправителем распоряжения;
  • Обращаемся непосредственно к адресату распоряжения;
  • Говорим, кого конкретно оно касается;
  • Определяем, когда именно оно должно быть выполнено.

Выдача распоряжений - примеры

Неассертивное поведение

«Пусть это кто-нибудь сделает», «Хорошо бы было, если бы Вы окончили этот доклад…», «Нужно было бы написать этот отчет», «Только такой способный, как Вы, сможет выполнить это задание», «Немедленно выполни это и не задавай никаких вопросов».

Ассертивное поведение

«Иван Иванович, я ожидаю от Вас, что Вы подготовите материал для обучения к концу этой недели. Пожалуйста, принесите мне его, когда он будет готов».

Техника ассертивности. Ассертивная критика

Принципы предоставления критической информации:

  • Оценивай поведение данного человека и его последствия, а не самого человека;
  • Говори конкретно, не обобщай, не используй слова: «всегда», «никогда»;
  • Отделяй факты от интерпретации;
  • Будь объективен, не руководствуйся своими предубеждениями;
  • Подскажи, как следовало бы поступать правильно;
  • Не передавай невербальную агрессию (не криви лицо, говори спокойно);
  • Одобри то, что было в оцениваемом поведении положительно;
  • Критикуй, чтобы спровоцировать изменение в поведении, а не для того, чтобы разрядить свои негативные эмоции;
  • Предоставляй критическую информацию непосредственно после оцениваемого поступка, не напоминай об ошибках через длительный срок;
  • Если ты выражаешь собственное мнение, используй «Я-выражения», например, По-моему…, Я думаю, что…;
  • Не критикуй при третьих лицах.

Пример ассертивной критики: «В твоем докладе я нашел несколько ошибок. Они приводят к тому, что все остальное не вызывает доверия. Я подчеркнул их красным. Я жду, что ты исправишь их к завтрашнему дню. Если у тебя есть сомнения, мы можем их обсудить».

ЗАПОМНИ! Твое умение критиковать определяет результативность критики!

Неассертивная критика - примеры

  • «Не нравится мне эта таблица, Вы могли бы и постараться». Субъективное мнение, отсутствие конкретных претензий.
  • «Как всегда твое поведение отличается от принятых норм, ты никогда этому не научишься». Обобщение.
  • «Вы мало динамичны и у Вас слишком устарелый взгляд на вещи». Оценивается личные качества.
  • «Черт возьми, что ты снова натворил? Уйди с глаз моих долой». Агрессивная критика.
  • «Из-за твоей ошибки все мои усилия пропали даром». Вызывается чувство вины.

Техника ассертивности. Ассертивный отказ

Процедура ассертивного отказа:

  • Мы говорим «Нет»; говорим, чего мы не сделаем, обосновываем отказ (конкретно, например, несоответствия выражаемой просьбы существующим положениям);
  • Техника «заезженной пластинки» — повторение того же самого, если собеседник не уступает;
  • Окончание разговора, если на нас продолжают давить.

Ассертивное поведение и Отказ - примеры

Неассертивный отказ

  • «Как обычно, ты приходишь ко мне не вовремя и чего-то от меня хочешь. Постыдился бы просить об этом!»
  • «Собственно, я не могу сейчас этим заняться, но если тебе очень нужно… Может, урегулируем это очень быстро…»

Асертивный отказ

«Нет, я не согласен повысить вам зарплату. Это не соответствует правилам, которые мы предварительно определили, а также действующим процедурам. Если вы будете настаивать на этом, я буду вынужден прервать этот неконструктивный разговор».

Техника ассертивности. Реагирование на нарушение границ

4-х ступенчатая процедура реагирования на нарушение наших прав и психологических границ:

  • информация о том, что нам не нравится (определение проблемы);
  • выражение своего мнения и связанных с этим эмоций;
  • представление психологических тылов или предложение изменения;
  • использование тылов, если вредящее нам поведение продолжается.

Ассертивная реакция на нарушение границ - пример:

«Вы все время разговариваете по служебному телефону. Меня это отвлекает и нервирует, и, кроме того, вы блокируете другие соединения. Занимайтесь своими личными делами после работы».

Или: «Если Вы часами будете сплетничать по телефону, я буду вынужден найти себе другого секретаря».

Тренинг ассертивности, подведем итоги

  • Конфликты и проблемные ситуации могут препятствовать развитию отдела или учреждения;
  • Управление конфликтом заключается в его обнаружении и поиске решений;
  • Одним из инструментов разрешения конфликтов является ассертивное поведение;
  • Ассертивность, как или любое другое поведение, — это проблема собственного выбора;
  • Использование альтернативного по отношению к ассертивному поведения ведет к углублению конфликтной ситуации.

Видео: развитие ассертивности

Видео: Тренинг ассертивности, упражнения

Непосредственной целью ассертивного тренинга является тренинг уверенного поведения, способствующего формированию уверенности в себе (ассертивности). Под уверенностью в себе понимается способность индивида выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т. д. в отношении своего окружения. Понятие «уверенность» предполагает наличие: а) субъективной установки на самого себя (разрешать себе иметь и действительно иметь собственные притязания); б) социальной готовности и способности ее адекватно реализовать (владеть собственными притязаниями и добиваться их осуществления); в) свободы от социального страха и торможения (способность регистрировать и обнаруживать собственные притязания). Уверенное поведение не означает подавления агрессивных чувств, оно способствует редукции агрессивного поведения и исчезновению поводов для агрессии. Основные цели А. т. реализуются через определенные социальные ситуации, которые тренируются в ролевой игре или в реальных условиях. Они охватывают 4 основные категории самоосознаваемого поведения: 1) выдвигать требования; 2) говорить «нет» и критиковать; 3) устанавливать контакт; 4) открыто обращать внимание на себя, собственные цели и интересы и позволять себе ошибки. К методам ассертивного тренинга относятся: поведенческие упражнения и ролевая игра, тренинг in vivo (домашние задания), оперантное обусловливание, видеообратная связь, последовательное (ступенчатое) приближение, инструкции и самоинструкции, научение (лист обучения), научение по моделям и др.

Первой задачей в обучении пациента вести себя более уверенно является определение уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Для уверенного поведения свойственно откровенное высказывание о предпочтительном поведении или об изменении поведения другого лица, с которым осуществляется непосредственное общение, но без враждебности и самозащиты. Для неуверенного поведения типично непрямое общение, сдержанность, тревога и, возможно, отсутствие попытки принять то, что хочет другой. Агрессивное поведение характеризуется общением, в котором проявляется не предпочтение, а требовательность или враждебность, оно содержит намерение наказать другого. Второй задачей при тренировке уверенности в себе может быть коррекция нерационального (неразумного, нелогичного) поведения: представлений, которые ведут к неуверенному, враждебному или агрессивному ответу; мыслей, в которых пациент наказывает себя за неуместные уверенные ответы, за утверждения, которые не приводят к успеху тотчас же, или за отсутствие ответов. Этап «открытых глаз» означает для пациента принятие им права быть уверенным. Каковы мои права как человека? Каковы мои права в специфических социальных ролях - супруга или родителя? - такие вопросы часто провоцируют распределение домашней работы. Следующие убеждения помогут пациенту начать изменяться: «У меня есть право иметь чувства и выражать их, включая недовольство и критику», «Я имею право устанавливать собственные приоритеты», «Я имею право сказать "нет" без чувства вины». Ассертивный тренинг влечет за собой оценку сильных и слабых сторон пациента при уверенном общении и разработку тренировочных приемов для восполнения пробелов в его навыках.

В руководстве по уверенному поведению (Wolpe J. L, 1975; Walen S. et al, 1992) приводятся следующие рекомендации:
- Когда вы отказываете, говорите решительное «нет», объясните, почему вы отказываете, но избегайте чрезмерно извинительного тона.
- Давайте по возможности быстрый и короткий ответ.
- Просите объяснений, когда вам предлагают сделать что-либо неразумное.
- Смотрите прямо на человека, с которым вы говорите. Выберите «язык тела» (исключите те позы, которые могут выражать непрямоту или недостаток уверенности в себе, например движения рта, перемещение ног); следите за изменением вашего голоса, говорите не слишком громко, не слишком тихо.
- Когда вы выражаете досаду или критику, помните о необходимости комментировать только поведение, избегайте нападать на личность.
- Когда комментируете поведение другого человека, старайтесь использовать Я-утверждения. Например, вместо того чтобы сказать: «Ты животное, ты свел меня с ума», постарайтесь сказать: «Когда вы пренебрегли социальными нормами, это было чрезвычайно неприятно, и я чувствую теперь досаду». Когда это удобно, предложите альтернативное поведение: «Я полагаю, нам будет лучше присесть, попытаться вместе подумать и решить, как избавиться от этого неудобства».
- Сохраняйте заготовки ваших уверенных ответов, помните о них и используйте в беседах с друзьями. Наблюдайте за характером ролей. Помните, что вы не можете отучиться от плохих привычек или приобрести новые навыки за одну ночь.
- Вознаграждайте себя каким-либо образом каждый раз, когда вы смогли уверенно ответить, независимо от того, достигли вы или нет желаемых результатов со стороны другого человека.
- Не ругайте себя за неуверенное или агрессивное поведение; лучше постарайтесь понять, где вы сбились с пути и как лучше управлять подобной ситуацией в следующий раз.

Хорошей моделью для конструирования уверенного взаимодействия, которая взята из литературы по самопомощи, является ОЭОП (описание, эмоции, определение, последствия) - четырехступенчатый блок по взаимодействию:

1) описание: пациент коротко и объективно описывает неприятную ситуацию без редактирования, персонификации или разработки в деталях; 2) эмоции: пациент говорит о своих чувствах (оптимальным здесь является использование Я-языка); 3) определение того, что ты хочешь: пациент просит (не требует) и делает это ясно, конкретно и с учетом специфики;

4) последствия: сообщающий говорит слушающему о тех последствиях, которые могут иметь место в случае принятия просьбы.
Приведем пример, поясняющий эту модель.
Отец (не склонный к опеке) говорит своей бывшей жене:
Описание: когда ты планируешь мероприятия с нашим сыном во время моих с ним встреч без обсуждения этого со мной...
Эмоции: ...я чувствую досаду и разочарование. Я скучаю по сыну, когда не имею возможности видеть его.
Определение: я мог бы изменить свое расписание, если бы ты позвонила мне заранее, за несколько дней, и увиделся бы с ним в другой день.
Последствия: таким образом, мы могли бы сделать то, что хотели.

В литературе наряду с термином «ассертивный тренинг» используются также термины «тренинг уверенности в себе», «тренинг повышения чувства уверенности в себе», «тренинг уверенного поведения», «тренинг самоутверждения», «тренинг умения настоять на своем» и др.

Тренинг ассертивного поведения


Цель: повышение уровня личной уверенности, отработка навыков уверенного поведения.

Программа тренинга ориентирована на приобретение навыков уверенного поведения и использование этих навыков в профессиональной деятельности.

На тренинге каждый участник получает возможность анализа собственного стиля поведения и его коррекции в направлении большей уверенности. Практическая работа направлена на закрепление информации о сути уверенного поведения и на отработку навыков, позволяющих сохранить ощущение свободы, экономить силы и время в различных ситуациях.

Отработка навыков уверенного поведения происходит с учетом специфики реальной деятельности участников группы и реальных отношений с различными людьми.

Отличительной особенностью программы является то, что в ней реализован поведенческий подход (признанный во всем мире одним из самых эффективных при изучении информации, освоении оптимальных моделей поведения, выработке новых умений и навыков).
Этот подход нацелен на практические действия, что позволяет не только усваивать теоретическую информацию, но и получать соответствующий опыт непосредственно на тренинге.

Длительность программы 18 академических часов.

В ходе тренинга активно используется видеоаппаратура, что значительно повышает обучающий эффект.

В программе:

1. Начальные мероприятия

2. Уверенность как решающий фактор профессиональной успешности

  • Суть и различия уверенного, агрессивного и неуверенного поведения.
  • Вербальные и невербальные признаки уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.
  • Практическая работа, связанная с анализом собственного стиля поведения.
  • Отработка навыков распознавания агрессивного, уверенного и неуверенного поведения у себя и других людей.
3. Формирование уверенности в себе
  • Психологические установки, формирующие уверенность в себе.
  • Эмоции и стереотипы, препятствующие реализации уверенного поведения.
  • Анализ участниками собственных установок.
  • Методы саморегуляции, направленные на развитие уверенности.
  • Способы анализа и коррекции самооценки. Связь самооценки с конкретным стилем поведения.
4. Техники реализации уверенного поведения
  • Заявление о своих потребностях.
  • Алгоритм отстаивания своих требований.
  • Работа, направленная на приобретение навыков отказа в различных ситуациях.
  • Работа, направленная на отработку техник поведения в агрессивной среде («условное согласие», «заезженная пластинка»…).
  • Отработка вербальных и невербальных составляющих уверенного поведения.
5. Реализация уверенного поведения в различных ситуациях
  • Уверенное поведение при общении с группой людей.
  • Реализация уверенного поведения в общении с подчиненными.
  • Развитие поведенческой гибкости в нестандартных ситуациях.
  • Составляющие уверенного поведения в различных ситуациях профессионального общения.
  • Работа с наиболее важными, значимыми ситуациями участников.
  • Уверенное поведение в бытовых ситуациях.
  • Отработка практических навыков.
6. Заключительные мероприятия
  • Закрепление полученных навыков и информации в форме практических занятий.
  • Получение участниками итоговой обратной связи.

К методам социально-психологического воздействия относятся те методы, посредством которых оказывается воздействие на психологию и социальное поведение отдельных людей или групп. Это, прежде всего, методы, применяемые в средствах массовой коммуникации, в процессе организации и проведения публичных выступлений, в рекламе, пропаганде, агитации, в промышленности, индивидуальной и групповой психотерапии. В современной социальной психологии предлагается их классификация и дается научное обоснование.

В средствах массовой коммуникации, в практике организации и проведении публичных выступлений, рекламе, пропаганде, агитации применяются методы, связанные с формированием и изменением социальных установок людей. Они опираются на общую теорию массовых коммуникаций и социальных установок и связаны с научными представлениями о том, что такое средства массовой коммуникации и как они влияют на психологию и поведение людей, на их социальные установки.

Известно, что эффективность воздействия средств массовой коммуникации на социальные установки людей зависит от восприятия источника информации, отношения людей к нему, от содержания и последовательности передачи и получения людьми информации, от особенностей аудитории, которой эта информация адресована. Соответственно и методы воздействия, реализуемые через средства массовой информации, должны учитывать все эти моменты, быть рассчитаны на их умелое и активное использование.

В политической пропаганде и коммерческой рекламе применяются те же самые методы воздействия, а также способы воздействия, специфические для данных видов деятельности. Так, например, в практике организации и проведения политической рекламы применяют методы, основанные на знании психологии восприятия и понимания людьми друг друга (процедуры формирования образа политика - имиджмейкерство); в коммерческой рекламе используются методы внушения и убеждения людей, их побуждения к покупке, приобретению того или иного товара.

В промышленности применяются методы практического социально-психологического воздействия, включающие в себя оптимальную организацию совместной работы людей, групповых дискуссий, в частности - технику брейнсторминга. Она представляет собой метод организации совместной творческой работы людей, рассчитанный на повышение их умственной активности и нахождение оптимальных решений сложных производственных вопросов (подробнее о технике брейнсторминга см. в части II, главе 7).

Широкое применение в практике нашли методы индивидуальной и групповой психотерапии (психокоррекции). Среди них можно назвать различные способы модификации поведения (поведенческая психотерапия), "промывание мозгов", а также разнообразные способы групповой работы, к которым относят разновидности социально-психологического тренинга, включая тренинг ассертивности, Т-группы, группы встреч, гештальтгруппы, психодраму, группы телесной психотерапии и многие другие.

Модификация поведения - это, в общем случае, процесс целенаправленного изменения поведения человека с использованием социально-психологических методов воздействия.

Термин "модификация поведения" был введен в научный оборот представителем неонеобихевиоризма (социального бихевиоризма) Б. Ф. Скиннером. В созданной им теории и на практике словосочетание "модификация поведения" означало целенаправленное изменение поведения человека или группы людей при помощи системы специально организованных тренировок (обучающих упражнений) и соответствующих подкреплений. Положительные подкрепления в методике модификации поведения даются за совершение человеком социально приемлемых, желательных, формируемых у индивида действий. Социально неприемлемые, нежелательные формы поведения соответственно игнорируются и не наказываются или же получают отрицательные социальные подкрепления.

Термин "модификация поведения" используется и в учении другого ученого, представителя той же бихевиористской школы А. Бандуры, в его социально-когнитивной теории.

Здесь модификация поведения означает изменение поведения людей или социальных групп из-за воздействия не только на поведение как таковое, но и на когнитивные процессы. Главным средством модификации поведения, по А. Бандуре, является моделирование, то есть создание желательных для человека или социальной группы моделей поведения значимыми для них людьми - теми, которых он (группа) уважает и которым он (они) стремится подражать.

В настоящее время практика модификации поведения широко применяется в самых разных сферах деятельности человека; в образовании, медицине, бизнесе, политике, рекламе и других.

Словосочетание "промывание мозгов" в метафорическом смысле слова означает попытку целенаправленного, систематического воздействия властей на зависящих от них людей, рассчитанную на изменение их убеждений, социальных установок, взглядов и оценок. Термин "промывание мозгов" вначале использовался для характеристики чисто пропагандистских воздействий, которым в свое время подвергались в коммунистическом Китае американские военнопленные с целью изменения их психологии и поведения в пользу коммунистической (некапиталистической) идеологии. Затем это понятие вошло в обиход и стало применяться для обозначения любых пропагандистских и агитационных воздействий идеологического или политического характера.

Тренинг ассертивности - это общее название нескольких психотерапевтических методик, которые используются в работе со специфическими психологическими или поведенческими нарушениями. Общим моментом, объединяющим все эти нарушения, является отсутствие у людей так называемой ассертивности - самостоятельности, независимости, уверенности в себе и т. п. Цель тренинга ассертивности заключается в том, чтобы научить людей открыто и уверенно заявлять о себе, утверждать себя как личность, отстаивать свои права и интересы в системе социальных и межличностных отношений.

Основные цели Т-групп следующие:

  • познание и принятие человеком себя и других людей такими, какие они есть;
  • осознание собственных психологических проблем и проблем, существующих у других людей;
  • повышение искренности и открытости в общении с людьми;
  • снижение психологических барьеров (барьеров психологической зашиты);
  • совершенствование коммуникативных умений и навыков.

В таких группах создаются ситуации, позволяющие участникам изучать складывающиеся между ними взаимоотношения, правильно воспринимать и оценивать свое поведение в группе. Предполагается, что это повысит эффективность групповой работы и позволит членам группы устанавливать между собой хорошие личные и деловые взаимоотношения. Практика работы Т-групп была разработана под руководством К. Левина на основе созданной им теории малых группы. Первоначально эти группы были рассчитаны на анализ группового взаимодействия с целью улучшения результатов групповой работы и познания участниками группы друг друга. Затем Т-группы стали широко применяться и в психотерапевтической и психологической практике.

Группы встречи (группы тренинга сензитивности) представляют собой малые социальные группы, создаваемые в рамках имеющей аналогичное название практики групповой психотерапии. В этих группах внимание участников сосредоточено на интенсивном межличностном взаимодействии (так называемых встречах). Под встречей здесь понимается открытие человеком чего-либо нового в своей психологии и в собственном поведении, в социальном окружении или в психологии и поведении других людей. Цели работы таких групп обычно заключаются в том, чтобы снять психологические барьеры общения и смягчить действие механизмов психологической защиты, достичь необходимой степени доверия и открытости в межличностном общении, искренности и желания устранить трудности общения с людьми. Теорию и практику работы групп встречи разработали американские психологи Я. Морено и У. Шутц. С групп встречи началось "движение по освобождению человеческого потенциала".

Гешталътгруппы - психотерапевтические группы, создаваемые и используемые в практике гештальттерапии. Работа здесь основана на признании того, что большинство проблем психологического и поведенческого характера, возникающих у человека, связано не столько с его прошлой жизнью, сколько с неумением ориентироваться и адаптироваться в настоящем. Метод гештальттерапии предложил и разработал врач-психиатр и психоаналитик Ф. Перлз. Психолог или психотерапевт, пользующийся этим методом, проводит глубокую индивидуальную работу с одним из членов группы на глазах у остальных ее участников, но в данном процессе принимают участие и другие члены группы. Задача гештальттерапии, как ее формулировал сам создатель метода, заключается в том, чтобы выработать у людей "правильные гештальты", то есть верное восприятие себя, окружающих людей, обстановки и человеческих взаимоотношений.

Группы психодрамы - это психотерапевтические или психокоррекционные группы, основу которых составляет организуемый и проводимый в группе людей, нуждающихся в психиатрической или психологической помощи, импровизированный психодраматический спектакль (его также называют психодрамой). В ходе такого спектакля разыгрывается какая-либо реальная жизненная ситуация (драма клиента) с акцентом на выявлении и разрешении тех психологических проблем, с которыми этот человек в своей жизни столкнулся. Сюжет для психодрамы предлагает обычно кто-либо из членов группы, взяв его из своей реальной жизни (данного человека в психодраме называют протагонистом). Этот человек исполняет главную роль в разыгрываемом далее психодраматическом спектакле. Роли распределяются между остальными участниками в соответствии с их психологическим или поведенческим сходством с людьми, составляющими социальное окружение протагониста - теми, во взаимоотношениях с которыми он испытывает трудности. После окончания импровизированного психодраматического спектакля производится групповой анализ того, что в нем происходило, намечаются практические пути решения проблемы протагониста и аналогичных проблем других участников группы. Данная техника была создана американским психологом, социологом и врачом-психиатром Я. Морено.

Группы телесной терапии - это психокоррекционные или психотерапевтические группы, создаваемые и используемые в практике применения методов телесной терапии. В таких группах психологические и поведенческие проблемы человека связываются с состояниями его тела и решаются путем целенаправленного воздействия на физическое состояние и физиологические процессы, происходящие в организме человека. Это делается с надеждой на то, что через соответствующие процессы и состояния можно будет положительно повлиять на психологию и поведение человека (предположение на самом деле спорное, не имеющее убедительных научных доказательств). Соответствующая практика создана на основе биоэнергетических концепций А. Лоуэна и В. Райха, доказывающих существование связей между телесным состоянием человека и его психологическими свойствами.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама