Ассертивным называется поведение, которое позволяет без лишнего беспокойства отстаивать свои интересы, свободно выражать свои чувства и не ущемлять при этом права других людей. Поэтому развитие ассертивности в любой деятельности, несомненно, окажет позитивное влияние на результаты деятельности, особенно у тех людей, чья работа тесно связана с взаимодействием с другими людьми.
Цели тренинга
- Развить навыки ассертивного поведения.
- Выработать позитивное отношение к себе, к другим, умение справиться с конфликтной ситуацией.
- Выработать адекватное реагирование на критику, повышение самооценки.
Методы проведения
Имитационные игры, самоанализ и структурирование опыта, элементы групповой дискуссии, практические упражнения, работа в парах и мини-группах, мини-лекции, презентации, обратная связь.
Программа
Отличие ассертивного от других форм поведения:
- Основные навыки ассертивного поведения.
- Техники ассертивного поведения. "Билль о правах".
Практика:
- Диагностика ассертивности "мой ведущий стиль поведения при взаимодействии: агрессивный, пассивный, пассивно-агрессивный или ассертивный? оценка собственного поведения в нестандартных ситуациях. Отработка методов снятия мышечного напряжения.
Источники неассертивного поведения:
- Природа эмоций, препятствующих уверенному поведению.
- Страх и механизмы страха. Кольцо "неуверенности".
- Защитные механизмы психики: работа с внутренним сопротивлением.
- Самокритика.
Практика:
- Приёмы преодоления страха. Упражнение "Выйти из круга". Упражнение "Рефрейминг".
- Внутренний саботаж успеха: диагностика и перепрограммирование.
Позитивное мышление:
- Мои достоинства и недостатки.
- Принципы переформулирования негативных установок.
- Формирование позитивной жизненной позиции.
- Потенциал удачи.
Практика:
- Работа с самооценкой. Упражнение "Круг превосходного состояния".
Развитие уверенности:
- "Треугольник" уверенности.
- Саморегуляция: управление своим состоянием для перехода от неуверенного к уверенному состоянию.
- Техники уверенного поведения в профессионально и личностно значимых ситуациях.
- Проявление уверенного поведения в агрессивной среде.
- Развитие умения устанавливать контакт с незнакомыми людьми.
- Виды критики, методы эффективного реагирования на критику.
- Уверенное поведение и психологическом давлении (варварские и манипулятивные способы влияния).
- Модели уверенного поведения. Корсет уверенности.
Практика:
- Отработка навыков ассертивного реагирования на критику. Тренировка навыков предъявлять требования в уверенной форме, отказывать, не испытывая при этом чувства вины; открытого проявления своих чувств.
Завершение тренинга:
- Подведение итогов и групповая рефлексия.
- Определение для каждого из членов группы "зоны ближайшего развития".
- Постановка задач для самостоятельной работы после окончания тренинга.
Скопировано с сайта «Самопознание.ру»
В этой статье доступным для обычных пользователей языком раскрыты основные понятия ассертивного поведения и его эффективного применения в управлении коллективом. Эта информация будет полезна не только руководителям и психологам, но и каждому человеку для переоценки собственного поведения и умения достигать успеха через его изменение в более позитивную сторону.
Что такое ассертивность — определение
Ассертивность это:
- Умение выразить себя в контактах с другими, а также защитить свою психологическую территорию;
- Положительная реализация своих целей без агрессии, но и без податливости;
- Ассертивное поведение: непосредственное, вежливое, настойчивое и опирающееся на рациональные предпосылки.
Примеры ассертивного поведения
Выражение собственного мнения без атаки на мнение других лиц;
- Отказ без обиды других;
- Защита своих прав решительным, но не агрессивным образом;
- Похвала критика с сохранением уважения к другому человеку;
- Открытое выражение чувств и убеждений.
Польза, проистекающая из ассертивного руководства людьми:
- Уменьшается риск конфликта между начальником и подчиненными;
- Все непонимания можно разрешить сразу же, поскольку коммуникация здесь открытая и непосредственная;
- Больше конкретности и честности в общении с подчиненными;
- Лучше атмосфера на работе, взаимное доверие;
- Увеличивается уверенность в себе руководителя, а также его авторитет в глазах подчиненных;
- Уменьшается риск манипуляции и агрессии в служебных отношениях.
Техники ассертивности. Ассертивная выдача распоряжений
4 элемента ассертивного распоряжения:
- Указываем, кто именно является отправителем распоряжения;
- Обращаемся непосредственно к адресату распоряжения;
- Говорим, кого конкретно оно касается;
- Определяем, когда именно оно должно быть выполнено.
Выдача распоряжений - примеры
Неассертивное поведение
«Пусть это кто-нибудь сделает», «Хорошо бы было, если бы Вы окончили этот доклад…», «Нужно было бы написать этот отчет», «Только такой способный, как Вы, сможет выполнить это задание», «Немедленно выполни это и не задавай никаких вопросов».
Ассертивное поведение
«Иван Иванович, я ожидаю от Вас, что Вы подготовите материал для обучения к концу этой недели. Пожалуйста, принесите мне его, когда он будет готов».
Техника ассертивности. Ассертивная критика
Принципы предоставления критической информации:
- Оценивай поведение данного человека и его последствия, а не самого человека;
- Говори конкретно, не обобщай, не используй слова: «всегда», «никогда»;
- Отделяй факты от интерпретации;
- Будь объективен, не руководствуйся своими предубеждениями;
- Подскажи, как следовало бы поступать правильно;
- Не передавай невербальную агрессию (не криви лицо, говори спокойно);
- Одобри то, что было в оцениваемом поведении положительно;
- Критикуй, чтобы спровоцировать изменение в поведении, а не для того, чтобы разрядить свои негативные эмоции;
- Предоставляй критическую информацию непосредственно после оцениваемого поступка, не напоминай об ошибках через длительный срок;
- Если ты выражаешь собственное мнение, используй «Я-выражения», например, По-моему…, Я думаю, что…;
- Не критикуй при третьих лицах.
Пример ассертивной критики: «В твоем докладе я нашел несколько ошибок. Они приводят к тому, что все остальное не вызывает доверия. Я подчеркнул их красным. Я жду, что ты исправишь их к завтрашнему дню. Если у тебя есть сомнения, мы можем их обсудить».
ЗАПОМНИ! Твое умение критиковать определяет результативность критики!
Неассертивная критика - примеры
- «Не нравится мне эта таблица, Вы могли бы и постараться». Субъективное мнение, отсутствие конкретных претензий.
- «Как всегда твое поведение отличается от принятых норм, ты никогда этому не научишься». Обобщение.
- «Вы мало динамичны и у Вас слишком устарелый взгляд на вещи». Оценивается личные качества.
- «Черт возьми, что ты снова натворил? Уйди с глаз моих долой». Агрессивная критика.
- «Из-за твоей ошибки все мои усилия пропали даром». Вызывается чувство вины.
Техника ассертивности. Ассертивный отказ
Процедура ассертивного отказа:
- Мы говорим «Нет»; говорим, чего мы не сделаем, обосновываем отказ (конкретно, например, несоответствия выражаемой просьбы существующим положениям);
- Техника «заезженной пластинки» — повторение того же самого, если собеседник не уступает;
- Окончание разговора, если на нас продолжают давить.
Ассертивное поведение и Отказ - примеры
Неассертивный отказ
- «Как обычно, ты приходишь ко мне не вовремя и чего-то от меня хочешь. Постыдился бы просить об этом!»
- «Собственно, я не могу сейчас этим заняться, но если тебе очень нужно… Может, урегулируем это очень быстро…»
Асертивный отказ
«Нет, я не согласен повысить вам зарплату. Это не соответствует правилам, которые мы предварительно определили, а также действующим процедурам. Если вы будете настаивать на этом, я буду вынужден прервать этот неконструктивный разговор».
Техника ассертивности. Реагирование на нарушение границ
4-х ступенчатая процедура реагирования на нарушение наших прав и психологических границ:
- информация о том, что нам не нравится (определение проблемы);
- выражение своего мнения и связанных с этим эмоций;
- представление психологических тылов или предложение изменения;
- использование тылов, если вредящее нам поведение продолжается.
Ассертивная реакция на нарушение границ - пример:
«Вы все время разговариваете по служебному телефону. Меня это отвлекает и нервирует, и, кроме того, вы блокируете другие соединения. Занимайтесь своими личными делами после работы».
Или: «Если Вы часами будете сплетничать по телефону, я буду вынужден найти себе другого секретаря».
Тренинг ассертивности, подведем итоги
- Конфликты и проблемные ситуации могут препятствовать развитию отдела или учреждения;
- Управление конфликтом заключается в его обнаружении и поиске решений;
- Одним из инструментов разрешения конфликтов является ассертивное поведение;
- Ассертивность, как или любое другое поведение, — это проблема собственного выбора;
- Использование альтернативного по отношению к ассертивному поведения ведет к углублению конфликтной ситуации.
Видео: развитие ассертивности
Видео: Тренинг ассертивности, упражнения
Непосредственной целью ассертивного тренинга является тренинг уверенного поведения, способствующего формированию уверенности в себе (ассертивности). Под уверенностью в себе понимается способность индивида выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т. д. в отношении своего окружения. Понятие «уверенность» предполагает наличие: а) субъективной установки на самого себя (разрешать себе иметь и действительно иметь собственные притязания); б) социальной готовности и способности ее адекватно реализовать (владеть собственными притязаниями и добиваться их осуществления); в) свободы от социального страха и торможения (способность регистрировать и обнаруживать собственные притязания). Уверенное поведение не означает подавления агрессивных чувств, оно способствует редукции агрессивного поведения и исчезновению поводов для агрессии. Основные цели А. т. реализуются через определенные социальные ситуации, которые тренируются в ролевой игре или в реальных условиях. Они охватывают 4 основные категории самоосознаваемого поведения: 1) выдвигать требования; 2) говорить «нет» и критиковать; 3) устанавливать контакт; 4) открыто обращать внимание на себя, собственные цели и интересы и позволять себе ошибки. К методам ассертивного тренинга относятся: поведенческие упражнения и ролевая игра, тренинг in vivo (домашние задания), оперантное обусловливание, видеообратная связь, последовательное (ступенчатое) приближение, инструкции и самоинструкции, научение (лист обучения), научение по моделям и др.
Первой задачей в обучении пациента вести себя более уверенно является определение уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Для уверенного поведения свойственно откровенное высказывание о предпочтительном поведении или об изменении поведения другого лица, с которым осуществляется непосредственное общение, но без враждебности и самозащиты. Для неуверенного поведения типично непрямое общение, сдержанность, тревога и, возможно, отсутствие попытки принять то, что хочет другой. Агрессивное поведение характеризуется общением, в котором проявляется не предпочтение, а требовательность или враждебность, оно содержит намерение наказать другого. Второй задачей при тренировке уверенности в себе может быть коррекция нерационального (неразумного, нелогичного) поведения: представлений, которые ведут к неуверенному, враждебному или агрессивному ответу; мыслей, в которых пациент наказывает себя за неуместные уверенные ответы, за утверждения, которые не приводят к успеху тотчас же, или за отсутствие ответов. Этап «открытых глаз» означает для пациента принятие им права быть уверенным. Каковы мои права как человека? Каковы мои права в специфических социальных ролях - супруга или родителя? - такие вопросы часто провоцируют распределение домашней работы. Следующие убеждения помогут пациенту начать изменяться: «У меня есть право иметь чувства и выражать их, включая недовольство и критику», «Я имею право устанавливать собственные приоритеты», «Я имею право сказать "нет" без чувства вины». Ассертивный тренинг влечет за собой оценку сильных и слабых сторон пациента при уверенном общении и разработку тренировочных приемов для восполнения пробелов в его навыках.
В руководстве по уверенному поведению (Wolpe J. L, 1975; Walen S. et al, 1992) приводятся следующие рекомендации:
- Когда вы отказываете, говорите решительное «нет», объясните, почему вы отказываете, но избегайте чрезмерно извинительного тона.
- Давайте по возможности быстрый и короткий ответ.
- Просите объяснений, когда вам предлагают сделать что-либо неразумное.
- Смотрите прямо на человека, с которым вы говорите. Выберите «язык тела» (исключите те позы, которые могут выражать непрямоту или недостаток уверенности в себе, например движения рта, перемещение ног); следите за изменением вашего голоса, говорите не слишком громко, не слишком тихо.
- Когда вы выражаете досаду или критику, помните о необходимости комментировать только поведение, избегайте нападать на личность.
- Когда комментируете поведение другого человека, старайтесь использовать Я-утверждения. Например, вместо того чтобы сказать: «Ты животное, ты свел меня с ума», постарайтесь сказать: «Когда вы пренебрегли социальными нормами, это было чрезвычайно неприятно, и я чувствую теперь досаду». Когда это удобно, предложите альтернативное поведение: «Я полагаю, нам будет лучше присесть, попытаться вместе подумать и решить, как избавиться от этого неудобства».
- Сохраняйте заготовки ваших уверенных ответов, помните о них и используйте в беседах с друзьями. Наблюдайте за характером ролей. Помните, что вы не можете отучиться от плохих привычек или приобрести новые навыки за одну ночь.
- Вознаграждайте себя каким-либо образом каждый раз, когда вы смогли уверенно ответить, независимо от того, достигли вы или нет желаемых результатов со стороны другого человека.
- Не ругайте себя за неуверенное или агрессивное поведение; лучше постарайтесь понять, где вы сбились с пути и как лучше управлять подобной ситуацией в следующий раз.
Хорошей моделью для конструирования уверенного взаимодействия, которая взята из литературы по самопомощи, является ОЭОП (описание, эмоции, определение, последствия) - четырехступенчатый блок по взаимодействию:
1) описание: пациент коротко и объективно описывает неприятную ситуацию без редактирования, персонификации или разработки в деталях; 2) эмоции: пациент говорит о своих чувствах (оптимальным здесь является использование Я-языка); 3) определение того, что ты хочешь: пациент просит (не требует) и делает это ясно, конкретно и с учетом специфики;
4) последствия: сообщающий говорит слушающему о тех последствиях, которые могут иметь место в случае принятия просьбы.
Приведем пример, поясняющий эту модель.
Отец (не склонный к опеке) говорит своей бывшей жене:
Описание: когда ты планируешь мероприятия с нашим сыном во время моих с ним встреч без обсуждения этого со мной...
Эмоции: ...я чувствую досаду и разочарование. Я скучаю по сыну, когда не имею возможности видеть его.
Определение: я мог бы изменить свое расписание, если бы ты позвонила мне заранее, за несколько дней, и увиделся бы с ним в другой день.
Последствия: таким образом, мы могли бы сделать то, что хотели.
В литературе наряду с термином «ассертивный тренинг» используются также термины «тренинг уверенности в себе», «тренинг повышения чувства уверенности в себе», «тренинг уверенного поведения», «тренинг самоутверждения», «тренинг умения настоять на своем» и др.
Тренинг ассертивного поведения
Цель: повышение уровня личной уверенности, отработка навыков уверенного поведения.
Программа тренинга ориентирована на приобретение навыков уверенного поведения и использование этих навыков в профессиональной деятельности.
На тренинге каждый участник получает возможность анализа собственного стиля поведения и его коррекции в направлении большей уверенности. Практическая работа направлена на закрепление информации о сути уверенного поведения и на отработку навыков, позволяющих сохранить ощущение свободы, экономить силы и время в различных ситуациях.
Отработка навыков уверенного поведения происходит с учетом специфики реальной деятельности участников группы и реальных отношений с различными людьми.
Отличительной особенностью программы является то, что в ней реализован поведенческий подход (признанный во всем мире одним из самых эффективных при изучении информации, освоении оптимальных моделей поведения, выработке новых умений и навыков).
Этот подход нацелен на практические действия, что позволяет не только усваивать теоретическую информацию, но и получать соответствующий опыт непосредственно на тренинге.
Длительность программы 18 академических часов.
В ходе тренинга активно используется видеоаппаратура, что значительно повышает обучающий эффект.
В программе:
1. Начальные мероприятия
2. Уверенность как решающий фактор профессиональной успешности
- Суть и различия уверенного, агрессивного и неуверенного поведения.
- Вербальные и невербальные признаки уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.
- Практическая работа, связанная с анализом собственного стиля поведения.
- Отработка навыков распознавания агрессивного, уверенного и неуверенного поведения у себя и других людей.
- Психологические установки, формирующие уверенность в себе.
- Эмоции и стереотипы, препятствующие реализации уверенного поведения.
- Анализ участниками собственных установок.
- Методы саморегуляции, направленные на развитие уверенности.
- Способы анализа и коррекции самооценки. Связь самооценки с конкретным стилем поведения.
- Заявление о своих потребностях.
- Алгоритм отстаивания своих требований.
- Работа, направленная на приобретение навыков отказа в различных ситуациях.
- Работа, направленная на отработку техник поведения в агрессивной среде («условное согласие», «заезженная пластинка»…).
- Отработка вербальных и невербальных составляющих уверенного поведения.
- Уверенное поведение при общении с группой людей.
- Реализация уверенного поведения в общении с подчиненными.
- Развитие поведенческой гибкости в нестандартных ситуациях.
- Составляющие уверенного поведения в различных ситуациях профессионального общения.
- Работа с наиболее важными, значимыми ситуациями участников.
- Уверенное поведение в бытовых ситуациях.
- Отработка практических навыков.
- Закрепление полученных навыков и информации в форме практических занятий.
- Получение участниками итоговой обратной связи.
К методам социально-психологического воздействия относятся те методы, посредством которых оказывается воздействие на психологию и социальное поведение отдельных людей или групп. Это, прежде всего, методы, применяемые в средствах массовой коммуникации, в процессе организации и проведения публичных выступлений, в рекламе, пропаганде, агитации, в промышленности, индивидуальной и групповой психотерапии. В современной социальной психологии предлагается их классификация и дается научное обоснование.
В средствах массовой коммуникации, в практике организации и проведении публичных выступлений, рекламе, пропаганде, агитации применяются методы, связанные с формированием и изменением социальных установок людей. Они опираются на общую теорию массовых коммуникаций и социальных установок и связаны с научными представлениями о том, что такое средства массовой коммуникации и как они влияют на психологию и поведение людей, на их социальные установки.
Известно, что эффективность воздействия средств массовой коммуникации на социальные установки людей зависит от восприятия источника информации, отношения людей к нему, от содержания и последовательности передачи и получения людьми информации, от особенностей аудитории, которой эта информация адресована. Соответственно и методы воздействия, реализуемые через средства массовой информации, должны учитывать все эти моменты, быть рассчитаны на их умелое и активное использование.
В политической пропаганде и коммерческой рекламе применяются те же самые методы воздействия, а также способы воздействия, специфические для данных видов деятельности. Так, например, в практике организации и проведения политической рекламы применяют методы, основанные на знании психологии восприятия и понимания людьми друг друга (процедуры формирования образа политика - имиджмейкерство); в коммерческой рекламе используются методы внушения и убеждения людей, их побуждения к покупке, приобретению того или иного товара.
В промышленности применяются методы практического социально-психологического воздействия, включающие в себя оптимальную организацию совместной работы людей, групповых дискуссий, в частности - технику брейнсторминга. Она представляет собой метод организации совместной творческой работы людей, рассчитанный на повышение их умственной активности и нахождение оптимальных решений сложных производственных вопросов (подробнее о технике брейнсторминга см. в части II, главе 7).
Широкое применение в практике нашли методы индивидуальной и групповой психотерапии (психокоррекции). Среди них можно назвать различные способы модификации поведения (поведенческая психотерапия), "промывание мозгов", а также разнообразные способы групповой работы, к которым относят разновидности социально-психологического тренинга, включая тренинг ассертивности, Т-группы, группы встреч, гештальтгруппы, психодраму, группы телесной психотерапии и многие другие.
Модификация поведения - это, в общем случае, процесс целенаправленного изменения поведения человека с использованием социально-психологических методов воздействия.
Термин "модификация поведения" был введен в научный оборот представителем неонеобихевиоризма (социального бихевиоризма) Б. Ф. Скиннером. В созданной им теории и на практике словосочетание "модификация поведения" означало целенаправленное изменение поведения человека или группы людей при помощи системы специально организованных тренировок (обучающих упражнений) и соответствующих подкреплений. Положительные подкрепления в методике модификации поведения даются за совершение человеком социально приемлемых, желательных, формируемых у индивида действий. Социально неприемлемые, нежелательные формы поведения соответственно игнорируются и не наказываются или же получают отрицательные социальные подкрепления.
Термин "модификация поведения" используется и в учении другого ученого, представителя той же бихевиористской школы А. Бандуры, в его социально-когнитивной теории.
Здесь модификация поведения означает изменение поведения людей или социальных групп из-за воздействия не только на поведение как таковое, но и на когнитивные процессы. Главным средством модификации поведения, по А. Бандуре, является моделирование, то есть создание желательных для человека или социальной группы моделей поведения значимыми для них людьми - теми, которых он (группа) уважает и которым он (они) стремится подражать.
В настоящее время практика модификации поведения широко применяется в самых разных сферах деятельности человека; в образовании, медицине, бизнесе, политике, рекламе и других.
Словосочетание "промывание мозгов" в метафорическом смысле слова означает попытку целенаправленного, систематического воздействия властей на зависящих от них людей, рассчитанную на изменение их убеждений, социальных установок, взглядов и оценок. Термин "промывание мозгов" вначале использовался для характеристики чисто пропагандистских воздействий, которым в свое время подвергались в коммунистическом Китае американские военнопленные с целью изменения их психологии и поведения в пользу коммунистической (некапиталистической) идеологии. Затем это понятие вошло в обиход и стало применяться для обозначения любых пропагандистских и агитационных воздействий идеологического или политического характера.
Тренинг ассертивности - это общее название нескольких психотерапевтических методик, которые используются в работе со специфическими психологическими или поведенческими нарушениями. Общим моментом, объединяющим все эти нарушения, является отсутствие у людей так называемой ассертивности - самостоятельности, независимости, уверенности в себе и т. п. Цель тренинга ассертивности заключается в том, чтобы научить людей открыто и уверенно заявлять о себе, утверждать себя как личность, отстаивать свои права и интересы в системе социальных и межличностных отношений.
Основные цели Т-групп следующие:
- познание и принятие человеком себя и других людей такими, какие они есть;
- осознание собственных психологических проблем и проблем, существующих у других людей;
- повышение искренности и открытости в общении с людьми;
- снижение психологических барьеров (барьеров психологической зашиты);
- совершенствование коммуникативных умений и навыков.
В таких группах создаются ситуации, позволяющие участникам изучать складывающиеся между ними взаимоотношения, правильно воспринимать и оценивать свое поведение в группе. Предполагается, что это повысит эффективность групповой работы и позволит членам группы устанавливать между собой хорошие личные и деловые взаимоотношения. Практика работы Т-групп была разработана под руководством К. Левина на основе созданной им теории малых группы. Первоначально эти группы были рассчитаны на анализ группового взаимодействия с целью улучшения результатов групповой работы и познания участниками группы друг друга. Затем Т-группы стали широко применяться и в психотерапевтической и психологической практике.
Группы встречи (группы тренинга сензитивности) представляют собой малые социальные группы, создаваемые в рамках имеющей аналогичное название практики групповой психотерапии. В этих группах внимание участников сосредоточено на интенсивном межличностном взаимодействии (так называемых встречах). Под встречей здесь понимается открытие человеком чего-либо нового в своей психологии и в собственном поведении, в социальном окружении или в психологии и поведении других людей. Цели работы таких групп обычно заключаются в том, чтобы снять психологические барьеры общения и смягчить действие механизмов психологической защиты, достичь необходимой степени доверия и открытости в межличностном общении, искренности и желания устранить трудности общения с людьми. Теорию и практику работы групп встречи разработали американские психологи Я. Морено и У. Шутц. С групп встречи началось "движение по освобождению человеческого потенциала".
Гешталътгруппы - психотерапевтические группы, создаваемые и используемые в практике гештальттерапии. Работа здесь основана на признании того, что большинство проблем психологического и поведенческого характера, возникающих у человека, связано не столько с его прошлой жизнью, сколько с неумением ориентироваться и адаптироваться в настоящем. Метод гештальттерапии предложил и разработал врач-психиатр и психоаналитик Ф. Перлз. Психолог или психотерапевт, пользующийся этим методом, проводит глубокую индивидуальную работу с одним из членов группы на глазах у остальных ее участников, но в данном процессе принимают участие и другие члены группы. Задача гештальттерапии, как ее формулировал сам создатель метода, заключается в том, чтобы выработать у людей "правильные гештальты", то есть верное восприятие себя, окружающих людей, обстановки и человеческих взаимоотношений.
Группы психодрамы - это психотерапевтические или психокоррекционные группы, основу которых составляет организуемый и проводимый в группе людей, нуждающихся в психиатрической или психологической помощи, импровизированный психодраматический спектакль (его также называют психодрамой). В ходе такого спектакля разыгрывается какая-либо реальная жизненная ситуация (драма клиента) с акцентом на выявлении и разрешении тех психологических проблем, с которыми этот человек в своей жизни столкнулся. Сюжет для психодрамы предлагает обычно кто-либо из членов группы, взяв его из своей реальной жизни (данного человека в психодраме называют протагонистом). Этот человек исполняет главную роль в разыгрываемом далее психодраматическом спектакле. Роли распределяются между остальными участниками в соответствии с их психологическим или поведенческим сходством с людьми, составляющими социальное окружение протагониста - теми, во взаимоотношениях с которыми он испытывает трудности. После окончания импровизированного психодраматического спектакля производится групповой анализ того, что в нем происходило, намечаются практические пути решения проблемы протагониста и аналогичных проблем других участников группы. Данная техника была создана американским психологом, социологом и врачом-психиатром Я. Морено.
Группы телесной терапии - это психокоррекционные или психотерапевтические группы, создаваемые и используемые в практике применения методов телесной терапии. В таких группах психологические и поведенческие проблемы человека связываются с состояниями его тела и решаются путем целенаправленного воздействия на физическое состояние и физиологические процессы, происходящие в организме человека. Это делается с надеждой на то, что через соответствующие процессы и состояния можно будет положительно повлиять на психологию и поведение человека (предположение на самом деле спорное, не имеющее убедительных научных доказательств). Соответствующая практика создана на основе биоэнергетических концепций А. Лоуэна и В. Райха, доказывающих существование связей между телесным состоянием человека и его психологическими свойствами.