THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Скульптура и лепка

СКУЛЬПТУРА – вид изобра-ного ис-ва, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы. Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости.

Основными материалами , применяемыми: глина,камень, бронза, мрамор, дерево . На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие. Существует две основные разновидности скульптуры

2вида: Рельеф(все изображение создается спомощью объемов выступающие из плоскасти фона),барельеф(выпуклое изображение выступает на половина объема), койланаглиф (углубленный рельеф) круглая скульптура(бюст,статутка,статуя), монументальная (паматники),

Пластилин Работать с пластилином легко, но скульпторы чаще всего используют этот материал для создания макетов будущего творения. Сама скульптура из пластилина невелика и недолговечна

Глина и гипс Глина мягкий и пластичным материал.Из глины и гипса, сделать готовую скульптуру. Этот материал способен передать малейшие эмоции и легкие движения, и плавные линии.В глину добавляют краситель, наносят краски поверх уже готовой высушенной скульптуры, еще покрывают слоем лака, чтобы уберечь от внешнего воздействия. Глина и гипс подойдут относительно небольших скульптур. Плюсом этого материала является то, что конечный результат виден в процессе изготовления скульптуры.

Дерево Дерево не очень пластичный материал для изготовления скульптуры. дерево достаточно легкий и распространенный материал. Деревянную скульптуру покрывают краской, покрывать лаком. Такие скульптуры достаточно большие размеры. А широкая разновидность пород дерева дает мастеру практически неограниченные возможности. Главное надо, чтоб дерево требует хорошей сушки, чтобы не растрескаться под воздействием колебания температур.

Камень Разные породы камня имеют разные свойства – структуру, текстуру, пластичность и пр.Мрамор-мягкий камень.Скульптуры из мрамора хорошо передают тонкие особенности человеческого тела. В то же время мрамор очень прихотлив к внешним воздействиям, из-за пористой структуре он, впитывает влагу, из-за чего меняет цвет.Гранит - более выносливый камень, но не такой пластичный, как мрамор. Зато более долговечный и крепкий. Работа с гранитом строится преимущественно на прямых линиях и правильных геометрических формах, так как плавность линий плохо передается плотной структурой камня.

Металл Самый простой в работе для скульптора металл. Для того, чтобы отлить скульптуру, нужен ее точный макет, сделанный из пластилина, глины или гипса..

Метал очень пластичный и стойкий к механическим повреждениям.Скульптуру из металла можно отливать частями и собирать на месте.

Пластик Пластик сегодня – самый распространенный материл для скульптуры. Работать с ним легко и быстро. Он принимает практически любые формы. И хотя мелкие морщинки на лице пластиковой скульптуры сделать довольно сложно, выносливость и практичность данного материала делают его универсальным для практически любого помещения.

Стремление к прекрасному, выраженному в искусстве, - это едва ли не единственное, что отличает человека от животного. С самых древних времен человек пытался создать что-нибудь прекрасное, в перерывах между охотой и выживанием выводя своей пещеры. С развитием человечества развивалось и искусство, которое принимало все новые и новые формы. Одним из главных видов изобразительного искусства является скульптура. и какие её виды существуют - об этом расскажет данная статья.

Главный объект скульптуры - человек, хотя она может изображать также животных или какие-либо другие предметы. В зависимости от того, какой материал используется, выбираются и соответственные методы их обработки. Это может быть лепка, ковка, чеканка или литье.

Прежде чем начать рассмотрение любого понятия, следует дать ему конкретное определение. Что такое скульптура и каковы её характерные особенности? Сложность состоит в том, что ответить однозначно на этот вопрос не так уж и легко. Однако мы попробуем разобраться в нем.

Определение: «Что такое скульптура?» Многообразие вариантов

Любое понятие или феномен трактуются по-разному. Причина этого в том, что каждый искусствовед смотрит на проблему под своим углом. Поэтому каждый вырабатывает свое значение понятия «скульптура». Что такое скульптура, можно узнать из различных толковых словарей.

Согласно толковому словарю Ефремовой, скульптура - это искусство по созданию объемных (рельефных) изображений при помощи лепки, вырезания или литья.

В толковом словаре Ушакова можно отыскать следующее определение: «Скульптура - это искусство изготовления объемных или выпуклых изображения - статуй, барельефов и прочее».

Однако нужно отметить, что все источники сходятся в том, что скульптура - это особый вид изобразительного искусства. И в этом сомневаться уж точно не приходится.

Скульптура. Что такое скульптура?

Сам термин происходит от латинского слова «sculptura», что дословно переводится как «ваяние», или «резьба». Кстати, термин «ваяние» очень часто используется в качестве синонима слова «скульптура».

Очень удачно охарактеризовал ее талантливый молодой художник: «это область чувств, связанная с формой». Основой любой скульптуры должна быть именно форма, древний язык которой доступен и понятен любому человеку.

История скульптуры

Корни этого вида искусства уходят в глубокую древность, в эпоху палеолита, именно тогда возникли первые её произведения. Скульптуры в виде изображений женщины или разных животных, найденные на месте многочисленных палеолитических стоянок в Западной Европе - яркое тому подтверждение. В эпоху неолита многообразие скульптурных памятников расширилось еще больше.

Конечно, наиболее развит был этот вид искусства в эпоху Древней Греции. Именно скульптура становится одной из главных форм выражения древнегреческой философии, в основе которой стояла личность человека - гармонично развитая как духовно, так и физически. Несметное количество изваяний богов, мифических героев и воинов было выполнено мастерами Древней Эллады, для которых делом всей жизни оказалась именно скульптура. Что такое скульптура в понимании древнегреческого мастера? Это прежде всего гибкость, пластичность и органичность форм, основанная на точнейших анатомических деталях. Среди таких великих мастеров можно выделить Фидия, Мирона, Лисиппа, Праксителя и других.

Новый виток развития получила скульптура в XV-XVI веках, в эпоху Возрождения, которая опиралась на античные традиции. Центром ренессансной скульптуры стала Италия, среди великих скульпторов того времени - Микеланджело, Донателло, Верроккьо и другие творцы.

Большое внимание скульптуре уделяли также и советские идеологи. Она стала действенным инструментом пропаганды идей советского социализма. Главной особенностью советской скульптуры можно считать её монументальность. Величественные стелы, массивные монументы и тысячи памятников коммунистическим вождям оставила нам в наследство советская скульптура.

В современной скульптуре на первый план выходит не образ (объект), а выбор цвета, фактуры и материала. Именно цвет становится едва ли не основным инструментом художественной выразительности в современной скульптуре.

Основные виды скульптур

К основным видам скульптуры относятся:

  • круглая скульптура (собственно, статуи и бюсты);
  • рельефная скульптура (барельефы и горельефы);
  • станковая скульптура;

Также выделяются некоторые специфические виды этого искусства: миниатюрная ледяная, парковая и другие. По жанру скульптура бывает портретной, бытовой, исторической, символической.

Процесс изготовления скульптур

Изготовление скульптур - занятие нелегкое, требующее определенных навыков и кропотливого труда. Как только у скульптора появляется идея произведения, он начинает её воплощение с изготовления макета уменьшенного размера. Только когда макет будет полностью готов, можно переходить к самой скульптуре.

Для ваяния статуи нужны фундамент и стальной каркас. Затем художник начинает покрывать этот каркас глиной до тех пор, пока не получит скульптуру, близкую к своему макету по внешнему виду. При этом он использует специальные инструменты для лепки - стеки, а также свои собственные руки. Важно обеспечивать постоянное увлажнение материала при лепке, чтобы он не начал трескаться.

Когда лепка закончена, скульптор делает точный слепок своего творения из материала, который крепче глины. После этого, на основе слепка, скульптуру можно будет изготовить из любого другого материала - камня, стали или бронзы. Стоит отметить, что ни одно великое скульптурное произведение не обходится без предварительной лепки и изготовления слепка. Хотя в истории скульптуры были мастера, которые работали сразу с исходным материалом. Одним из таких был и великий творец Микеланджело.

Скульптура как украшение парков

Одним из видов ваяния является парковая скульптура, традиции которой имеют многовековую историю. Сложно представить себе красивый парк или городской сад без скульптурных украшений. Традицию украшать сады скульптурами учредили еще древние греки. Сложно себе представить и сады Древнего Рима без скульптурных изваяний богов или мужественных воинов.

В XVII веке центром по изготовлению скульптур для парков и садов становится Венеция. Целыми партиями покупали скульптуры для своих личных парков знатные люди из Австрии, Польши и России. Парковая скульптура в то время стала важным элементом украшения Петербурга, который как раз активно строился. Самым выдающимся венецианским мастером можно назвать Пьетро Баратта, творения которого и сейчас можно увидеть в Летнем саду Петербурга или в заповеднике Царское Село.

Особую популярность в современных парках приобретает так называемая топиарная скульптура - это создание настоящих шедевров из живых растений - деревьев или кустов.

Самые известные мировые скульптуры

Знаменитые скульптуры мира завоевали популярность благодаря своим особенностям. Предлагаем вашему вниманию пятерку самых известных мировых скульптур.

1. Самая знаменитая из древних скульптур - это статуя богини Афродиты, известная также как Венера Милосская. Культовое изваяние из мрамора было изготовлено еще во втором веке до нашей эры и сохранилось до наших дней. Сегодня эту двухметровую скульптуру можно увидеть в специальной галерее Лувра.

2. Самая высокая скульптура - это статуя Будды Вайрочана в Китае (провинция Хэнань). Общая высота памятника - 158 метров, работы по его возведению были закончены в 2002 году. Скульптура выполнена из литой меди, а общая стоимость этого проекта составила около 55 миллионов долларов.

3. Самая загадочная скульптура - это изваяния Моаи на острове Пасхи. Ученые предполагают, что статуи - дело рук мастеров древней Полинезии и размыто датируют их первым тысячелетием нашей эры.

4. Самая патриотическая скульптура - это всемирно известная статуя Свободы - своеобразный символ американского народа. Она также является второй по высоте на планете.

5. Самая золотая скульптура - это статуя Будды, находящаяся в Таиланде, в храме Ват Траймит. Трехметровая скульптура уникальна тем, что полностью выполнена из цельного золота.

Скульптура, как вид изобразительного искусства, возникла очень давно. Палеолитическая Венера тому пример.

(Материал из Википедии - свободной энциклопедии)

Скульпту́ра (лат. sculptura , от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов - в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.

Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором, или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

Слово скульптура , помимо самого вида искусства, обозначает также каждое отдельное его произведение.

Разновидности скульптуры

Главные жанры скульптуры - портрет, исторические, мифологические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных). Художественно-выразительные средства скульптуры - построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета.

Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст (изваяние головы с частью груди)), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством; и рельеф. При рельефной скульптуре фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него менее или более чем на половину своей толщины (в первом случае - барельеф, во втором - горельеф). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.

Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка, лепление, или моделировка - искусство работать из мягкого вещества, каковы воск и глина; литейное дело, или торевтика - искусство делать изваяние из расплавленного металла; глиптика, или скульптура в тесном смысле - искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ; к отраслям ваяния можно, сверх того, причислить скульптурную резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).

Скульптура малых форм

Основная статья: Миниатюрная скульптура

Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. Декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют симбиоз друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой составляя единый ансамбль. Скульптура малых форм развивается по двум направлениям - как искусство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Жанры и направления малой скульптуры - портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. Малые, пространственно - объёмные формы, ландшафтный дизайн, и кинетическая скульптура.

Иные разновидности скульптуры

Кинетическая скульптура - разновидность кинетического искусства, в котором обыгрываются эффекты реального движения. Ледяная скульптура - художественная композиция, выполненная изо льда. Песчаная скульптура - художественная композиция, выполненная из песка. Материалы скульптуры - металл, камень, глина, дерево, гипс, песок, лёд и др.; методы их обработки - лепка, высекание, художественное литьё, ковка, чеканка и др.

Техника исполнения

«Изготовление скульптуры в Тибете», 1905 г. (Арнольд Генри Сэвидж Лэндор)

Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает рисунок или фотографию, затем производит математический расчет произведения (определяет центр тяжести изделия, высчитывает пропорции); затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения. Иногда, особенно в том случае, когда задуманное изваяние должно быть велико и сложно, художнику приходится изготовить другую, более крупную и детальную модель. Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением. Если предстоит исполнить статую, то берется для её подножия доска, и на ней утверждается стальной каркас, изогнутый и пригнанный таким образом, чтобы ни одна его часть не выходила за пределы будущей фигуры, и сам он служил для неё как бы остовом; кроме того, в тех местах, где тело фигуры должно иметь значительную толщину, прикрепляются к каркасу стальной проволокою деревянные кресты; в таких же частях фигуры, которые выдаются на воздух, например в пальцах рук, волосах, свесившихся складках одежды, деревянные кресты заменяются крученою проволокой или пенькой, напитанной маслом и свернутой в виде жгутов. Поместив такой остов статуи на треножном, неподвижном или горизонтально вращающемся станке, называемом кобылкою , художник начинает обкладывать каркас лепною глиной так, чтобы получалась фигура, в общих чертах сходная с моделью; затем, удаляя в одном месте излишне наложенную глину, добавляя в другом её недостаток и отделывая в фигуре часть за частью, он постепенно доводит её до желаемого сходства с натурой. Для этой работы ему служат пальмовые или стальные инструменты различной формы, называемые стеками , но ещё больше пальцы его собственных рук. Во все продолжение лепки необходимо, во избежание появления трещин в высыхающей глине, постоянно поддерживать её влажность и для этого, от времени до времени, смачивать или сбрызгивать фигуру водой, а, прерывая работу до следующего дня, окутывать её мокрым холстом. Подобные приемы употребляются и при производстве рельефов значительного размера - с тою только разницей, что для укрепления глины пользуются вместо каркаса большими стальными гвоздями и болтами, вбитыми в досчатый щит или неглубокий ящик, служащий основанием рельефа. Вполне окончив лепку, ваятель заботится об изготовлении точного снимка со своего произведения из материала, более прочного, чем глина, и с этою целью прибегает к помощи формовщика. Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму (á creux perdu ) из алебастра, и по ней отливает гипсовый слепок произведения. Если художник желает иметь слепок не в одном, а в нескольких экземплярах, то они отливаются по так называемой чистой форме (à bon creux ), изготовление которой гораздо сложнее, чем предыдущей (см. Формовка).

Без предварительной лепки глиняного оригинала и отливки его гипсового слепка не обходится создание ни одного более или менее крупного произведения скульптуры - будет ли оно каменное или металлическое. Правда, бывали ваятели, как, например, Микеланджело, работавшие прямо из мрамора; но подражание их примеру требует от художника необычайной технической опытности, и всё-таки он рискует при таком смелом труде впасть на каждом шагу в неисправимые ошибки.

С получением гипсового слепка существенная часть художественной задачи ваятеля может считаться оконченной: остается только воспроизвести слепок, смотря по желанию, в камне (мраморе, песчанике, вулканическом туфе и т. п.) или в металле (бронзе, цинке, сталь и т. п.), что составляет уже полуремесленную работу. При изготовлении мраморного и вообще каменного изваяния поверхность гипсового оригинала покрывается целою сетью точек, которые, с помощью циркуля, отвеса и линейки, повторяются на глыбе, подлежащей отделке. Руководствуясь этою пунктировкой, помощники художника под его надзором удаляют ненужные части глыбы посредством резца, долота и молота; в некоторых случаях они пользуются при этом так называемой пунктирною рамой , в которой взаимно пересекающиеся нити указывают на те части, какие должны быть отбиты. Таким образом, из необделанной глыбы мало-помалу возникает общая форма изваяния; она все тоньше и тоньше отделывается под руками опытных рабочих, пока, наконец, сам художник не придает ей последней отделки, а полировка пемзой не сообщает различным частям поверхности произведения возможное сходство с тем, что представляет в этом отношении сама натура. Для большего приближения к ней в оптическом отношении, древние греки и римляне натирали свои мраморные изваяния воском и даже слегка раскрашивали их и золотили (см. Полихромия).

Использование материалов

Бронза

Важнейшим материалом для скульптур, наряду с мрамором, служит бронза; мрамор наиболее пригоден для воспроизведения нежных, идеальных, преимущественно женственных форм; бронза - для передачи форм мужественных, энергичных. Сверх того, она представляет особенно удобное вещество в том случае, когда произведение колоссально или изображает сильное движение: фигуры, оживленные таким движением, при исполнении их из бронзы не нуждаются в подпорах для ног, рук и других частей, которые необходимы в подобных фигурах, вырубленных из хрупкого камня. Наконец, для произведений, назначенных стоять на открытом воздухе, особенно в северном климате, бронза предпочитается потому, что не только не портится от атмосферного влияния, но и получает вследствие своего окисления приятный для глаза зеленоватый или тёмный налет на своей поверхности, называемый патиной . Бронзовое изваяние исполняется либо посредством отливки расплавленного металла в заранее приготовленную форму, либо выбивается молотком из металлических пластин.

Один из способов производства бронзовых скульптур, это метод полого бронзового литья. Секрет его заключается в том, что первоначальную форму под статуэтку делают в воске, потом наносят глиняный слой и вытапливают воск. И только потом заливают металл. Бронзовое литьё - это совокупное название всего этого процесса.

Что касается до выбивной работы (так называемой работы репуссè ), то она состоит в следующем: берется лист металла, его размягчают нагреванием на огне и, ударяя по внутренней стороне листа молотком, сообщают ему требующуюся выпуклость, сначала в грубом виде, а потом, при постепенном продолжении такой же работы, со всеми деталями, согласно с имеющеюся моделью. Этот приём, для которого художник должен обладать особою ловкостью и продолжительною опытностью, употребляется преимущественно при исполнении барельефов не особенно крупного размера; при изготовлении же больших и сложных произведений, статуй, групп и горельефов, к нему прибегают в настоящее время только тогда, когда необходимо, чтобы они имели сравнительно малый вес. В этих случаях выбивка произведения производится по частям, которые затем соединяются винтами и закрепами в одно целое. C XIX столетия выбивную работу и литье во многих случаях заменяют осаждением металла в формы при помощи гальванопластики.

Дерево

Деревом, как материалом для скульптур, пользовались ещё в глубокой древности; но деревянная скульптура особенно уважалась в Средние века и в начальную пору эпохи Возрождения в Германии, наделяя храмы раскрашенными и раззолоченными статуями святых, затейливыми алтарными украшениями, фигурными жюбé, кафедрами и сидениями для хоров. Для таких поделок служит преимущественно мягкое, легко поддающееся резцу липовое или буковое дерево.

Драгоценные материалы

Благородные металлы, равно как и слоновая кость, употребляются, вследствие своей дороговизны, исключительно для небольших изваяний. Впрочем, слоновая кость в цветущий период древнегреческого искусства находила себе применение и в крупных, даже колоссальных произведениях — в так называемых хрисоэлефантинных скульптурах. Наконец, относительно твердых камней надо заметить, что они с античных времен играют важную роль в мелких пластических произведениях, каковы камеи и геммы. Для подобных работ всего чаще берется оникс, позволяющей художнику благодаря разноцветности слоев этого камня получать весьма живописные эффекты.

Искуственный камень

На современном этапе развития большое значение для изготовления скульптур приобрел икусственный камень или декоративный бетон. Множество скульптур советской эпохи выполнены из него. Наиболее грандиозным призведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане. Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы (гранит, мрамор, известняк и т.д.).

История

Древний мир

Первые проявления художественного творчества в области ваяния кроются во мраке доисторических времен; не подлежит, однако, сомнению, что они были вызваны, как вызывались и впоследствии у молодых племён, потребностью человека, ещё не вышедшего из дикого состояния, выразить чувственным знаком идею о божестве или сохранить память о дорогих людях. На эту причину намекает поэтическая легенда древних греков об изобретении пластики, - легенда, по которой Кора , дочь коринфянина Вутада , желая, при расставании со своим возлюбленным, сохранить себе на память его изображение, очертила контур его головы по тени, брошенной солнцем, а её отец заполнил этот силуэт глиною. Каковы были начальные опыты ваяния в доисторическую эпоху - о том позволяют нам судить истуканы, найденные европейскими путешественниками при первом посещении островов Тихого океана, например на Гавайских островах. Это - простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены. История ваяния начинается приблизительно за тридцать веков до н. э., со старейшего из культурных народов древнего мира, египтян.

Древний Египет

Дочь Нефертити (18 династия Египта)

Скульптура Египта, во все продолжение его исторической жизни, оставалась неразлучной спутницей архитектуры, подчиняясь её принципам и служа к украшению её сооружений изваяниями богов, царей, фантастических существ и пластическими картинами, соответствующими назначению здания. В начале (в мемфисском периоде), под влиянием народного представления о загробной жизни, она выказывала решительную наклонность к реализму (портретные статуи в мастаба и погребальных гротах, статуя фараона Хафра и «Шейх эль Беледа» Каирского египетского музея, «Скриб» Лувра и пр.), но потом застыла в условных, однажды установившихся формах, почти не подвергавшихся изменению до самого падения египетского царства. Удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твердых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия - таковы отличительные качества египетских статуй фивского и саисского периодов, страдающих, однако, отсутствием выражения индивидуального характера и настоящей жизни (громадные фигуры Рамсеса II в Абу-Симбеле, статуи Мемнона и др.). Весьма искусно умели египетские ваятели, при изображении богов, соединять человеческие формы с формами животного мира, но ещё искуснее воспроизводили они фигуры животных (пара львов на лестнице Капитолия в Риме). Рельефы, расцвеченные разными красками, в обилии покрывали, наподобие ковров, стены египетских зданий, изображая подвиги фараонов и достопамятные события отечественной истории - в храмах и дворцах, эпизоды из обыденной жизни и чествование богов - в погребальных сооружениях. Способ исполнения этих рельефов был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне (плоско-выпуклые рельефы, койланаглифы ), либо, наоборот, уходили немного вглубь фона (плоско-впалые рельефы). Отсутствие перспективы, условность композиции и рисунка и другие недостатки не мешают этим изображениям быть до мелочей обстоятельным повествованием о быте, верованиях и истории народа.

Месопотамия

Крылатый бык из Ассирии

Раскопки, произведенные в Месопотамии, в местностях, где некогда царили Вавилон и Ниневия, познакомили ученый мир с халдейско-ассирийским ваянием (1000-600 гг. до н. э.). И здесь эта отрасль искусства находилась в тесной связи с зодчеством, даже в сильнейшей, чем у египтян. Главным своим призванием она имела увеличение блеска царских чертогов. Скульптурные памятники, найденные в развалинах дворцов в Нимруде, Хорсабаде и Куюнджике, состоят в стенных рельефах, изображающих различные эпизоды из жизни царей, военные происшествия, охотничьи сцены. Отличительные черты этих произведений - довольно значительная выпуклость рельефа, суровость концепции, преувеличенное выражение физической мощи в плотных, мускулистых фигурах и отсутствие в них индивидуального характера и духовной жизни. Фигуры эти значительно уступают изображению животных, которых месопотамское искусство воспроизводило с некоторым пониманием природы. По части религиозной скульптуры мы находим у халдеев и ассириян почти исключительно небольшие бронзовые и терракотовые статуэтки благодетельных и злых демонов, представляющие иногда удачное, иногда чудовищное сочетание человеческих форм с формами животных. Из крупных произведений подобного рода можно указать только на крылатых быков и львов с бородатой человеческой головою, увенчанной тиарой, - колоссальных полустатуй, полурельефов, стоявших парами как бы на страже при входах в царские жилища.

Древняя Персия

Искусство Ассирии перешло вместе с её могуществом к мидийцам и через них к персам (560-330 гг. до н. э.), унаследовавшим от неё как употребление скульптуры для декорирования царских дворцов, так и её формы и содержание. Памятники ваяния, найденные в развалинах царских резиденций в Персеполе и Сузах, состоят в рельефах с изображениями, относящимися преимущественно к царю и к придворной жизни, и в фантастических дворцовых привратниках - крылатых животных с человеческою головою. Нельзя, однако, сказать, чтобы персидская пластика сделала значительный шаг вперед по сравнению с ассирийской: напротив, вместо энергичных, полных движения фигур и форм, какие мы видели в этой последней, здесь являются фигуры безжизненные и вялые, повторяющиеся в сложных сценах с утомительным однообразием, в одних и тех же обликах и позах; в одном лишь выказывают персидские скульпторы некоторый успех, а именно в понимании важности, какую имеют складки драпировок для обозначения форм человеческого тела и его движений; но складки у них сухие, резкие, как бы накрахмаленные.

Древняя Индия

«Танцующий Шива», статуэтка XI века (государство Чола)

Религиозные воззрения древних индийцев в сильной степени отразились в их ваянии, старейшие памятники которого относятся приблизительно к половине третьего века до н. э. Эта отрасль искусства и на берегах Инда стояла в непосредственной связи с зодчеством: таинственность, мистичность, нашедшие себе выражение в топах, пещерных храмах и пагодах, ещё яснее проявились в пластических олицетворениях богов и изображениях их символических подвигов, изваянных рельефом на столбах при карнизах и в нишах этих святилищ. Но понятия об индийских божествах возникли не из ясных, чисто человеческих представлений, а из мечтательных и фантастических; поэтому образы богов и история их судеб, глубокий страх перед неведомым, воплощались у индийцев в тёмном цикле причудливых изображений, в утрированных позах и беспокойных движениях фигур, с сильным оттенком страстности и чувственности (особенно в женских фигурах), в причудливом нагромождении голов, рук и вообще членов тела, или в странном соединении человеческих и животных форм. В техническом отношении такие произведения свидетельствуют о значительной умелости их исполнителей.

Советы для тех, кто принял решение приукрасить скульптурой место перед своим офисом, а быть может сделать оформление фасада рельефами. Так или иначе, с чего начать? А начать стоит с правильного и подходящего для Ваших целей материала скульптуры.

Прежде чем окунуться в разнообразие материалов, давайте поговорим о процессе создания скульптуры. Процесс создания начинается с того, что художник рисует эскизы, после чего, по ним делают небольшую рабочую модель. Рабочая модель делается из мягкого и податливого материала, к примеру, из пластилина. Далее, снова используют пластилин или глину для изготовления модели уже в натуральную величину и ещё одну точно такую же, но используют гипс. После чего следует непосредственный выбор материала для изготовления скульптуры и в зависимости от этого, готовится своя форма. Вот теперь собственно и переходим к ознакомлению материалов.

Бронза

Является самым популярным материалом при создании скульптурных групп. По мере определённого времени на поверхности бронзы появляется патина. Патина это очень тонкая плёнка, которая обеспечивает защиту поверхности от загрязнений и разрушающих факторов. Бронзовые скульптуры являются наиболее прочными, вандалам будет весьма непросто навредить им. Потребуются большие усилия, чтобы сломать бронзу.

Пластик

Пластик – пожалуй, самый лёгкий из материалов, из которых изготавливают наружные скульптуры, в этом ему будет трудно составить конкуренцию.

Пластик имеет два основных преимущества перед мрамором и бронзой:

сильная устойчивость к нападкам окружающей среды и, конечно же, малый собственный вес. Использовать пластик для создания скульптурных композицийпросто необходимо, если требуется подъём на значительную высоту.

Есть всё же и одно “но”, пластик является пока ещё относительно новым материалом, все егоположительные свойства на данный момент известны нам лишь в теории. На практике он прошёл испытания в течение 15 лет и сохранил всё свои свойства, а будет ли это также через 50 лет, покажет только время.

В отличие от скульптур из бронзы и камня, они сохранились до наших дней в хорошем состоянии и зарекомендовали себя как отличный материал. Потому, свойства пластика также нужно проверить временем.

Бесспорно, пластик удобный материал и скульпторы повсеместно и более активно работают с ним. Ещё одно его преимущество помимо устойчивости и веса – его стоимость, она на порядок меньше, чем, например, у бронзы.

В отличие от последней, его целостность легко повредить, легко распилить, даже хватит и веса взрослого человека, если вдруг он задумает залезть на скульптуру. Однако, это же навредить и большинству других материалов.

Мрамор

Это благородный камень, его предпочитали многие великие ваятели прошлого. Вопреки техническому прогрессу, который взял под свою опеку практически всё, в работе с мрамором до сих пор самыми лучшими инструментами остаются набор киянок, молоток, троянки, скарпели и конечно же, руки скульптора. Совершенно понятно, что мрамор не прост в обращении, он капризен, требует к себе особого подхода.

Работа по его обработке весьма трудоёмкий и сложный процесс, но всё же, мастера любят работать с ним. Помимо своей неповторимой привлекательности, у мрамора есть и своё слабое место – у него плохая устойчивость к осадкам, в городской среде он будет постоянно притягивать к себе всю пыль и смог.

Потому хорошо подумайте, где бы Вы предпочли любоваться красотой этого камня и где ему будет самое место – снаружи, где через время он потеряет всю свою красоту, или внутри помещения?

Бетон

Хотите привлечь внимание, а соответственно и большее количество, посетителей в Ваш офис? Проявите немного фантазии и превратите унылую клумбу возле Вашего офиса в музей под открытым небом, абстрактные формы или композиции из маленьких фигурок, умело расставленных возле входа в офис. Будьте уверены, такая мелочь привлечет многие взгляды, а бетон подойдет как нельзя кстати для изготовления этих скульптур. На сегодняшний день практически половину малых архитектурных форм изготавливают из бетона. Он уже давно занимает почётное место среди других материалов скульптурного мира. Главными плюсами бетона являются: его низкая цена и технологичность. Хороший пример внешней красоты бетона – жилые комплексы. Нужно помнить о том, что при создании скульптур стоит использовать марку бетона не ниже B250. Также будет полезным знать о том, что скульптуры из бетона могут быть изготовлены двумя способами: высечением из сплошного монолитного куска или заливкой, для неё будет необходима форма.

Дерево

Это самый древнейший из всех перечисленных материалов в скульптурном ремесле, а ещё и самый недолговечныйя и неустойчивый к атакам окружающей среды.Деревянные изделия подвержены множеству опасностей – это и гниение, огонь, оно высыхает, его запросто можно сломать и испортить. По этим причинам будет нецелесообразно использовать его на фасадах, ему самое место среди интерьерной скульптуры.

За счёт своей доступности и несложной обработки, скульптуры из дерева встречаются практически повсюду. Для скульптур из дерева сейчас используют дорогие породы – чёрное и красное дерево, они имеют очень красивые текстуры и большую прочность.

Гипс

Сей материал в скульптуре уже очень давний гость. Он любим и к нему привыкли все мастера. Ранее практически вся лепнина была лишь из гипса. Для того чтобы изготовить скульптуру из гипса необходимо механически перевести скульптурy, выполненую в пластилине или в глине в твердые гипсовые отливы. Иногда применяется способ «прямого моделирования», который требует наивысшего мастерства, потому что стадия мягкой лепки пропускается и скульптор работает с гипсом, шаг за шагом нанося гиповый раствор на каркас и моделируя его инструментом. Этот метод известен с античных времен, и был очень популянер в ХХ веке.

Гипс не так долговечен, нежели бронза и, тем не менее, множество фасадов украшены различными скульптурными изделиями именно из него. Гипсовые фигуры легко можно повредить, отколоть кусочки, но его же плюс в том, что это всё можно исправить. Ещё он более удобен для работы на фасадах, в отличие от бетона – гипс гораздо быстрее бетона схватывается, а за счёт более мелкой структуры из него можно делать самые тонкие детали.

Важен и сложен вопрос выбора материала для скульптуры, связь материала с содержанием и формой, допустимость перевода одного и того же произведения в различные материалы. Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале.

По большому счету скульптуры можно делать из чего угодно. Классическая скульптура - мраморная скульптура. Именно этот великолепный материал - роскошный внешне и удобный в обработке - использовали художники античности и Возрождения. Но времена меняются, и в начале ХХ века скульпторы принялись высекать свои творения преимущественно из гранита. Дело не в том, что мировые запасы мрамора иссякли. Просто этот камень не выносит современной экологии и под воздействием окружающей среды неуклонно разрушается. Современная городская и парковая скульптура чаще всего высечена из гранита или же отлита из металла - в основном бронзы или других стойких к коррозии сплавов. Для русско-советских парков традиционны деревянные скульптуры во главе с национальным символом - косолапым мишкой. Скульптура благородна, стационарна. Художественное литье скульптур по моделям в земляные формы. Это простейший способ получения отливок скульптур. Шаблон скульптуры может быть изготовлен из любого материала - пластилина, гипса (наиболее приемлемые и удобные материалы), из дерева, пластмассы, металла. Моделью может служить и сама скульптура; если нужно сделать такую же (восстановить ее первоначальный вид), то пластилином наращивают на реставрируемой или восстанавливаемой скульптуре недостающие части по начальному образцу.

Материалы для изготовления моделей скульптур:

1. Пластилин, гипс, пластик, дерево.

2. Воск, парафин, стеарин; технический желатин, столярный клей.

3. Полистирол (пенопласт) - ячеистый пластик.

Для получения нескольких одинаковых моделей скульптуры из воска применяют эластичную форму. С целью тиражирования восковых моделей для отливки одинаковых скульптур или деталей художественных произведений, например литых украшений для художественной ограды, изготавливают резиновую пресс-форму. Скульптурные произведения из металла - цветного, черного или драгоценного как завершение всего процесса изготовления обязательно нуждаются в декоративной отделке. Причем она не только улучшает внешний вид скульптуры, ажурной или кованой решетки камина, чеканного рельефа или художественного литья , но и предохраняют произведение, созданные в любой технике, от воздействия внешней среды, продлевает их век. Известно немало рецептов нанесения тончайших защитных покрытий разного цвета, имеющих свою технологию. Выбор того или иного вида декоративной отделки металлического скульптурного изделия диктуется качествами самого металла, а также предназначением того или иного изделия.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама