THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Компания Лит-Арт специализируется на монументальном художественном литье из бронзы, алюминия и чугуна. Кроме этого здесь делают любых масштабов.

Итак, приступаем к осмотру. Художественное литье из бронзы. Осторожно - горячо!

Сначала из гипса делают полноразмерную модель будущего памятника:

Иногда памятники делают целиком из гипса, для этого сначала создается масштабная копия, на которой отмечены контрольные точки:

Затем по контрольным точкам сваривается основной каркас:


Который в последствии обкладывается гипсом, при этом внутри скульптура остается полой:

Памятник сделанный по этой модели можно увидеть в конце репортажа:

Этот еще находится в работе. Он обмотан пленкой после первичного придания общей формы:

Переходим в цех художественного литья . Здесь намного интереснее:

С рабочей модели, изготовленной из глины или гипса, снимается кусковая гипсовая форма. По полученной форме изготавливаются восковые модели отдельных частей скульптуры:

Восковые модели помещаются в гипсовые формы, где они остывают. В остывшие восковые модели набивают стержневую форму из смолы и песка. Наружные гипсовые формы вскрывают, и автор может по воску произвести необходимую доработку модели для придания будущей отливке соответствия рабочей модели:

Приготовление смеси из смолы и песка:

На доведение одного полного чана в печи до кондиции требуется около 10 минут:

Наливаем из котла расплавленный металл и снимаем «пенку»:

Разливаем в заранее подготовленные формы:

Повторяем процесс:

Оставляем металл для застывания:

А лишнее выливаем обратно в печь:

После того, как отформованные детали застынут, их необходимо собрать в цельный памятник. Это делается при помощи газовой сварки:

Рабочая модель в масштабе:

А это уже готовый памятник:

В результате получаются вот такие памятники:

Работа достаточно кропотливая, но очень впечатляющая:

Советы для тех, кто принял решение приукрасить скульптурой место перед своим офисом, а быть может сделать оформление фасада рельефами. Так или иначе, с чего начать? А начать стоит с правильного и подходящего для Ваших целей материала скульптуры.

Прежде чем окунуться в разнообразие материалов, давайте поговорим о процессе создания скульптуры. Процесс создания начинается с того, что художник рисует эскизы, после чего, по ним делают небольшую рабочую модель. Рабочая модель делается из мягкого и податливого материала, к примеру, из пластилина. Далее, снова используют пластилин или глину для изготовления модели уже в натуральную величину и ещё одну точно такую же, но используют гипс. После чего следует непосредственный выбор материала для изготовления скульптуры и в зависимости от этого, готовится своя форма. Вот теперь собственно и переходим к ознакомлению материалов.

Бронза

Является самым популярным материалом при создании скульптурных групп. По мере определённого времени на поверхности бронзы появляется патина. Патина это очень тонкая плёнка, которая обеспечивает защиту поверхности от загрязнений и разрушающих факторов. Бронзовые скульптуры являются наиболее прочными, вандалам будет весьма непросто навредить им. Потребуются большие усилия, чтобы сломать бронзу.

Пластик

Пластик – пожалуй, самый лёгкий из материалов, из которых изготавливают наружные скульптуры, в этом ему будет трудно составить конкуренцию.

Пластик имеет два основных преимущества перед мрамором и бронзой:

сильная устойчивость к нападкам окружающей среды и, конечно же, малый собственный вес. Использовать пластик для создания скульптурных композицийпросто необходимо, если требуется подъём на значительную высоту.

Есть всё же и одно “но”, пластик является пока ещё относительно новым материалом, все егоположительные свойства на данный момент известны нам лишь в теории. На практике он прошёл испытания в течение 15 лет и сохранил всё свои свойства, а будет ли это также через 50 лет, покажет только время.

В отличие от скульптур из бронзы и камня, они сохранились до наших дней в хорошем состоянии и зарекомендовали себя как отличный материал. Потому, свойства пластика также нужно проверить временем.

Бесспорно, пластик удобный материал и скульпторы повсеместно и более активно работают с ним. Ещё одно его преимущество помимо устойчивости и веса – его стоимость, она на порядок меньше, чем, например, у бронзы.

В отличие от последней, его целостность легко повредить, легко распилить, даже хватит и веса взрослого человека, если вдруг он задумает залезть на скульптуру. Однако, это же навредить и большинству других материалов.

Мрамор

Это благородный камень, его предпочитали многие великие ваятели прошлого. Вопреки техническому прогрессу, который взял под свою опеку практически всё, в работе с мрамором до сих пор самыми лучшими инструментами остаются набор киянок, молоток, троянки, скарпели и конечно же, руки скульптора. Совершенно понятно, что мрамор не прост в обращении, он капризен, требует к себе особого подхода.

Работа по его обработке весьма трудоёмкий и сложный процесс, но всё же, мастера любят работать с ним. Помимо своей неповторимой привлекательности, у мрамора есть и своё слабое место – у него плохая устойчивость к осадкам, в городской среде он будет постоянно притягивать к себе всю пыль и смог.

Потому хорошо подумайте, где бы Вы предпочли любоваться красотой этого камня и где ему будет самое место – снаружи, где через время он потеряет всю свою красоту, или внутри помещения?

Бетон

Хотите привлечь внимание, а соответственно и большее количество, посетителей в Ваш офис? Проявите немного фантазии и превратите унылую клумбу возле Вашего офиса в музей под открытым небом, абстрактные формы или композиции из маленьких фигурок, умело расставленных возле входа в офис. Будьте уверены, такая мелочь привлечет многие взгляды, а бетон подойдет как нельзя кстати для изготовления этих скульптур. На сегодняшний день практически половину малых архитектурных форм изготавливают из бетона. Он уже давно занимает почётное место среди других материалов скульптурного мира. Главными плюсами бетона являются: его низкая цена и технологичность. Хороший пример внешней красоты бетона – жилые комплексы. Нужно помнить о том, что при создании скульптур стоит использовать марку бетона не ниже B250. Также будет полезным знать о том, что скульптуры из бетона могут быть изготовлены двумя способами: высечением из сплошного монолитного куска или заливкой, для неё будет необходима форма.

Дерево

Это самый древнейший из всех перечисленных материалов в скульптурном ремесле, а ещё и самый недолговечныйя и неустойчивый к атакам окружающей среды.Деревянные изделия подвержены множеству опасностей – это и гниение, огонь, оно высыхает, его запросто можно сломать и испортить. По этим причинам будет нецелесообразно использовать его на фасадах, ему самое место среди интерьерной скульптуры.

За счёт своей доступности и несложной обработки, скульптуры из дерева встречаются практически повсюду. Для скульптур из дерева сейчас используют дорогие породы – чёрное и красное дерево, они имеют очень красивые текстуры и большую прочность.

Гипс

Сей материал в скульптуре уже очень давний гость. Он любим и к нему привыкли все мастера. Ранее практически вся лепнина была лишь из гипса. Для того чтобы изготовить скульптуру из гипса необходимо механически перевести скульптурy, выполненую в пластилине или в глине в твердые гипсовые отливы. Иногда применяется способ «прямого моделирования», который требует наивысшего мастерства, потому что стадия мягкой лепки пропускается и скульптор работает с гипсом, шаг за шагом нанося гиповый раствор на каркас и моделируя его инструментом. Этот метод известен с античных времен, и был очень популянер в ХХ веке.

Гипс не так долговечен, нежели бронза и, тем не менее, множество фасадов украшены различными скульптурными изделиями именно из него. Гипсовые фигуры легко можно повредить, отколоть кусочки, но его же плюс в том, что это всё можно исправить. Ещё он более удобен для работы на фасадах, в отличие от бетона – гипс гораздо быстрее бетона схватывается, а за счёт более мелкой структуры из него можно делать самые тонкие детали.

Сегодня любоваться скульптурами можно не только в музеях и на выставках. Стоит лишь зайти в любой частный дом, и вы увидите, что лужайку украшают милые статуэтки гномов, птиц, цветов и многого другого.

Конечно же, купить готовое изделие не проблема, но намного интереснее сделать скульптуру своими руками. Тем более, не так это и сложно, стоит лишь знать некоторые тонкости технологии и иметь фантазию!

Разновидности скульптур

Изготовить скульптуру можно из бетона, гипса, полимерной и простой глины, монтажной пены. Все зависит от того, для чего вы хотите создать скульптуру и где она будет стоять, в помещении или на улице.

На самом деле себестоимость скульптуры невелика, основной расход - ваше время и терпение.

К примеру, садовые скульптуры лучше делать из гипса и монтажной пены, а вот когда вы набьете руку и будете иметь минимальное представление о навыках и технологии, можно будет перейти на бетон с примесью песка.

Существует несколько способов сделать скульптуру. Профессионалы лепят скульптуру с нуля, любителям же лучше использовать вспомогательные материалы, которые помогут создавать по-настоящему красивые скульптуры своими руками.

С этой целью можно использовать силиконовые формы, проволоку, каркасы.

Сегодня мы расскажем вам, как сделать скульптуру своими руками, и в скором времени у вас появится немало ваших собственных творений!


Как сделать скульптуру своими руками

Сегодня мы предлагаем вам создать самую простую садовую скульптуру. Из этого мастер-класса вы почерпнете неплохие знания и навыки, и в дальнейшем вам будет легче освоить и более сложные работы.

Для создания этой скульптуры своими руками вам понадобится:

  • Скульптурный гипс или цементная смесь,
  • Клей ПВА,
  • Любой лак,
  • Акриловые краски,
  • Циркуль, кисти, карандаш,
  • Нож канцелярский,
  • Пищевая пленка,
  • Небольшая пластиковая бутылка,
  • 2 емкости для шляпки гриба и ножки.

Набор прост и вполне доступен. Все необходимое для создания скульптуры можно найти дома, а специализированные материалы широкодоступны в зарубежных интернет-магазинах!

Берем бутылку с большим горлышком и отрезаем верхушку, это будет форма для ножки гриба.

Для того, чтобы раствор потом легко отстал от пластика, надо бутылку обработать смесью мыла, подсолнечного масла и воды в соотношении 2 к 1 к 7. Мыло натираем на мелкой терке.

Следующий этап - разводим небольшое количество гипса для создания ножки. Для экономии гипса в ножку можно поместить небольшую бутылку и затем уже залить гипс и оставить ножку застывать.

Когда гипс застынет, бутылку разрезаем и удаляем.

Теперь надо взять пиалку, которая будет формочкой для шляпки гриба. Хорошенько покрыть ее пищевой пленкой максимально плотно, чтобы было как можно меньше складок.

Заливаем в нее следующую порцию гипса и вставляем ножку. В таком виде оставляем скульптуру застывать около 40 минут.

Последний шаг - создание основы фигурки.

Теперь оформление фигуры: при помощи циркуля и простого карандаша прорисовываем все необходимые элементы.

При помощи канцелярского ножа или цыганской иглы делаем прорези по наброску.

В соотношении 1 к 2 разводим ПВА и воду и хорошенько грунтуем грибок, даем ему время для высыхания и приступаем к раскрашиванию скульптуры.

После полного высыхания краски грибок покрываем лаком!

Купить все необходимое можно тут:

Китайская площадка АлиЭкспресс предлагает не только шпательки и всевозможные вспомогательные инструменты, но и небольшие декоративные элементы, которые могут дополнить вашу работу.

Теперь вы знаете, как сделать скульптуру своими руками! Для создания следующих шедевров вам надо будет лишь немного пофантазировать и у вас все обязательно получится.

Стремление к прекрасному, выраженному в искусстве, - это едва ли не единственное, что отличает человека от животного. С самых древних времен человек пытался создать что-нибудь прекрасное, в перерывах между охотой и выживанием выводя своей пещеры. С развитием человечества развивалось и искусство, которое принимало все новые и новые формы. Одним из главных видов изобразительного искусства является скульптура. и какие её виды существуют - об этом расскажет данная статья.

Главный объект скульптуры - человек, хотя она может изображать также животных или какие-либо другие предметы. В зависимости от того, какой материал используется, выбираются и соответственные методы их обработки. Это может быть лепка, ковка, чеканка или литье.

Прежде чем начать рассмотрение любого понятия, следует дать ему конкретное определение. Что такое скульптура и каковы её характерные особенности? Сложность состоит в том, что ответить однозначно на этот вопрос не так уж и легко. Однако мы попробуем разобраться в нем.

Определение: «Что такое скульптура?» Многообразие вариантов

Любое понятие или феномен трактуются по-разному. Причина этого в том, что каждый искусствовед смотрит на проблему под своим углом. Поэтому каждый вырабатывает свое значение понятия «скульптура». Что такое скульптура, можно узнать из различных толковых словарей.

Согласно толковому словарю Ефремовой, скульптура - это искусство по созданию объемных (рельефных) изображений при помощи лепки, вырезания или литья.

В толковом словаре Ушакова можно отыскать следующее определение: «Скульптура - это искусство изготовления объемных или выпуклых изображения - статуй, барельефов и прочее».

Однако нужно отметить, что все источники сходятся в том, что скульптура - это особый вид изобразительного искусства. И в этом сомневаться уж точно не приходится.

Скульптура. Что такое скульптура?

Сам термин происходит от латинского слова «sculptura», что дословно переводится как «ваяние», или «резьба». Кстати, термин «ваяние» очень часто используется в качестве синонима слова «скульптура».

Очень удачно охарактеризовал ее талантливый молодой художник: «это область чувств, связанная с формой». Основой любой скульптуры должна быть именно форма, древний язык которой доступен и понятен любому человеку.

История скульптуры

Корни этого вида искусства уходят в глубокую древность, в эпоху палеолита, именно тогда возникли первые её произведения. Скульптуры в виде изображений женщины или разных животных, найденные на месте многочисленных палеолитических стоянок в Западной Европе - яркое тому подтверждение. В эпоху неолита многообразие скульптурных памятников расширилось еще больше.

Конечно, наиболее развит был этот вид искусства в эпоху Древней Греции. Именно скульптура становится одной из главных форм выражения древнегреческой философии, в основе которой стояла личность человека - гармонично развитая как духовно, так и физически. Несметное количество изваяний богов, мифических героев и воинов было выполнено мастерами Древней Эллады, для которых делом всей жизни оказалась именно скульптура. Что такое скульптура в понимании древнегреческого мастера? Это прежде всего гибкость, пластичность и органичность форм, основанная на точнейших анатомических деталях. Среди таких великих мастеров можно выделить Фидия, Мирона, Лисиппа, Праксителя и других.

Новый виток развития получила скульптура в XV-XVI веках, в эпоху Возрождения, которая опиралась на античные традиции. Центром ренессансной скульптуры стала Италия, среди великих скульпторов того времени - Микеланджело, Донателло, Верроккьо и другие творцы.

Большое внимание скульптуре уделяли также и советские идеологи. Она стала действенным инструментом пропаганды идей советского социализма. Главной особенностью советской скульптуры можно считать её монументальность. Величественные стелы, массивные монументы и тысячи памятников коммунистическим вождям оставила нам в наследство советская скульптура.

В современной скульптуре на первый план выходит не образ (объект), а выбор цвета, фактуры и материала. Именно цвет становится едва ли не основным инструментом художественной выразительности в современной скульптуре.

Основные виды скульптур

К основным видам скульптуры относятся:

  • круглая скульптура (собственно, статуи и бюсты);
  • рельефная скульптура (барельефы и горельефы);
  • станковая скульптура;

Также выделяются некоторые специфические виды этого искусства: миниатюрная ледяная, парковая и другие. По жанру скульптура бывает портретной, бытовой, исторической, символической.

Процесс изготовления скульптур

Изготовление скульптур - занятие нелегкое, требующее определенных навыков и кропотливого труда. Как только у скульптора появляется идея произведения, он начинает её воплощение с изготовления макета уменьшенного размера. Только когда макет будет полностью готов, можно переходить к самой скульптуре.

Для ваяния статуи нужны фундамент и стальной каркас. Затем художник начинает покрывать этот каркас глиной до тех пор, пока не получит скульптуру, близкую к своему макету по внешнему виду. При этом он использует специальные инструменты для лепки - стеки, а также свои собственные руки. Важно обеспечивать постоянное увлажнение материала при лепке, чтобы он не начал трескаться.

Когда лепка закончена, скульптор делает точный слепок своего творения из материала, который крепче глины. После этого, на основе слепка, скульптуру можно будет изготовить из любого другого материала - камня, стали или бронзы. Стоит отметить, что ни одно великое скульптурное произведение не обходится без предварительной лепки и изготовления слепка. Хотя в истории скульптуры были мастера, которые работали сразу с исходным материалом. Одним из таких был и великий творец Микеланджело.

Скульптура как украшение парков

Одним из видов ваяния является парковая скульптура, традиции которой имеют многовековую историю. Сложно представить себе красивый парк или городской сад без скульптурных украшений. Традицию украшать сады скульптурами учредили еще древние греки. Сложно себе представить и сады Древнего Рима без скульптурных изваяний богов или мужественных воинов.

В XVII веке центром по изготовлению скульптур для парков и садов становится Венеция. Целыми партиями покупали скульптуры для своих личных парков знатные люди из Австрии, Польши и России. Парковая скульптура в то время стала важным элементом украшения Петербурга, который как раз активно строился. Самым выдающимся венецианским мастером можно назвать Пьетро Баратта, творения которого и сейчас можно увидеть в Летнем саду Петербурга или в заповеднике Царское Село.

Особую популярность в современных парках приобретает так называемая топиарная скульптура - это создание настоящих шедевров из живых растений - деревьев или кустов.

Самые известные мировые скульптуры

Знаменитые скульптуры мира завоевали популярность благодаря своим особенностям. Предлагаем вашему вниманию пятерку самых известных мировых скульптур.

1. Самая знаменитая из древних скульптур - это статуя богини Афродиты, известная также как Венера Милосская. Культовое изваяние из мрамора было изготовлено еще во втором веке до нашей эры и сохранилось до наших дней. Сегодня эту двухметровую скульптуру можно увидеть в специальной галерее Лувра.

2. Самая высокая скульптура - это статуя Будды Вайрочана в Китае (провинция Хэнань). Общая высота памятника - 158 метров, работы по его возведению были закончены в 2002 году. Скульптура выполнена из литой меди, а общая стоимость этого проекта составила около 55 миллионов долларов.

3. Самая загадочная скульптура - это изваяния Моаи на острове Пасхи. Ученые предполагают, что статуи - дело рук мастеров древней Полинезии и размыто датируют их первым тысячелетием нашей эры.

4. Самая патриотическая скульптура - это всемирно известная статуя Свободы - своеобразный символ американского народа. Она также является второй по высоте на планете.

5. Самая золотая скульптура - это статуя Будды, находящаяся в Таиланде, в храме Ват Траймит. Трехметровая скульптура уникальна тем, что полностью выполнена из цельного золота.

Выходные данные сборника:

МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СКУЛЬПТУРЫ

Софронова Надежда Иосифовна

старший преподаватель кафедры дизайна и изобразительного искусства,
Вятского государственного гуманитарного университета, г. Кирова,
РФ, г. Киров

Махнёва Наталья Сергеевна

студент 5 курса факультета технологии и дизайна,
Вятского государственного гуманитарного университета, г. Кирова
,
РФ , г . Киров

THE MATERIALS USED FOR CREATION OF THE SCULPTURE

Sofronova Nadezhda

senior teacher of chair
of design and fine arts, Vyatka state humanities university, Kirov,
Russia, Kirov

Natalya Makhnyova

student fifth course faculty of technology and design
Vyatka state humanities university, Kirov,
Russia, Kirov

АННОТАЦИЯ

В данной статье анализируются и сравниваются различные материалы для создания скульптуры и макетов скульптур, для дальнейшего создания произведения искусства, также описывается и собственный опыт создания скульптуры от каркаса до итоговой работы. Раскрываются положительные и отрицательные стороны различных материалов скульптуры таких как: бронза, гипс, мрамор, дерево, глина, скульптурный пластилин.

ABSTRACT

In this article various materials for creation of a sculpture and models of sculptures are analyzed and compared, for further creation of a work of art, also the own experience of creation of a sculpture from a framework before total work is also described. Positive and negative sides of various materials of a sculpture such as reveal: bronze, plaster, marble, tree, clay, sculptural plasticine.

Ключевые слова: скульптура; используемые материалы в скульптуре; свойства материалов.

Keywords: sculpture; the materials used in sculpture; the properties of materials.

Достижение и создания скульптуры в искусстве, одно из высочайших достижений культуры, оставившее большой след в мировой истории. В данной статье анализируются и сравниваются различные материалы для создания скульптуры и макетов скульптур, для дальнейшего создания произведения искусства, так же описывается и свой собственный опыт создания скульптуры от каркаса до итоговой работы. На основе исследований, мы ставим цель раскрытия положительных и отрицательных сторон различных материалов скульптуры таких как: бронза, гипс, мрамор, дерево, глина, скульптурный пластилин. Ведь при создании произведения искусства, скульптор не останавливается на одном материале, а постоянно пробует привнести что-то новое, добавлять свои методики создания и элементы. Скульптуры могут различаться по форме, жанру, манере исполнения, размеру, составу, но именно материал может раскрыть всю суть скульптуры до конца.

Скульптурой называют предметы искусства, которые использовались с давних времен для декоративных целей (ими украшают парки, сады, фасады зданий и внутреннее убранство), а также для увековечивания памяти о каком-либо событии или человеке (памятники).

Мастер перед началом изготовления скульптуры делает уменьшенную копию или эскиз оригинала. Эскизы делают из гибких и пластичных материалов, таких как, например, пластилин. Далее из того же пластилина или глины делается полноразмерная скульптура, после в натуральную величину мастер создает ее копию из гипсокартона и только после этого начинается процесс изготовления окончательного изделия из выбранного материала.

Выразительность каждого скульптурного произведения зависит не только от идеи мастера, техники, лепки, но и от выбранного материала, от освещенности. Каждый материал диктует прием работы. Если работа выполнена в глине, мастер должен подготовить её, хорошо промять, так чтобы в ней не оставалось пузырьков воздуха. Работа выполненная в глине может быть на каркасе, для того что бы удержать массу глины дополнительно каркас усиливается небольшими деревянными крестиками на проволоке. Во время ведения работы в материале - глиняное произведение закрывается плотным целлофаном. Текстура лепки сохраняет прикосновение рук мастера .

Чаще всего для изготовления скульптур используются бетон, мрамор или бронза. Наиболее популярной является бронза, поскольку спустя некоторое время бронза способна защищать себя сама от разрушения и загрязнения, путем образования тонкой защитной пленки. Кроме того, это наиболее надежный и крепкий материал, для того, чтобы сломать или повредить бронзовую скульптуру потребуются значительные целенаправленные усилия. Часто скульптуры из бронзы изготавливают методом литья. На первоначальную форму из воска наносят слой глины, после чего воск вытапливают, а металл заливают в получившуюся форму.

С давних времен используется для изготовления скульптур и мрамор. Несмотря на то, что сегодня большинство задач решается с помощью автоматики, и сейчас мраморные скульптуры остаются исключительно ручной работой - мастер использует набор киянок и молоток. Берется блок (пласт) мрамора, далее мастер отсекает лишнее от него, создавая определённую форму по эскизу, затем прорабатывает основные части скульптуры и завершением мастер высекает уже мелкие детали на своей скульптуре. Это очень непростой процесс, ведь мрамор значительно капризнее и одно неверное движение может все испортить, однако, скульптуры из мрамора получаются крайне красивыми и всегда пользуются популярностью. Скульптор добиваются наивысшей степени выразительности скульптур из мрамора при помощи акцентирования световых плоскостей, соотношения формы, массы и объема. Значительную роль в этом играет создание композиции и цельности фигуры. Здесь важна каждая деталь, ведь в изображении внешнего облика должна содержаться и глубина внутреннего мира, и настроение, и красота.

С бетоном все гораздо проще, за счет высокой прочности, низкой стоимости и легкости изготовления этот материал занял прочное место в производстве скульптур. Из бетона их делают двумя способами. Первый предполагает высечение из цельного куска бетона, а второй - литье жидкого бетона в приготовленную форму. Технологический процесс создания скульптуры в бетоне состоит из: подготовки модели, снятия черновой или кусковой гипсовой формы, приготовления бетона, набивки бетонной смеси в форму, выдерживания бетонной скульптуры во влажностных условиях, удаления формы, снятия швов, удаления дефектов формования и декоративной отделки поверхности бетонной скульптуры. Практически половина современных скульптур изготавливается именно из бетона.

Гипс по простоте применения незаменим как для изготовления форм, так и для отливки скульптуры. Гипс - это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы мягким материалом ни работал скульптор, он всегда затем переводит скульптуру в гипс, дорабатывает ее и только после этого обычно переводит в какой-либо стойкий материал. Гипс является уникальным материалом и для изготовления форм. Гипсовые формы служат не только для отливки скульптуры из гипса, но и для повторения ее в глине, для терракоты, фаянса, фарфора. Кроме того, гипсовые формы применяются для изготовления скульптуры в бетоне, отливки восковых моделей для металлического литья, производящегося по выплавляемой модели, и для отливки скульптуры из пластических масс. При отливках в гипсовые формы немаловажную роль играет смазка, разделяющая форму от отлива. Для отлива гипса наиболее распространена смазка, состоящая из раствора стеарина в керосине, но некоторые скульпторы, для более тонкой передачи поверхности гипсовых отливок, пользуются мыльной пеной, зеленым мылом, промывают формы поташом, кальцинированной содой. В XVIII веке в Академии художеств применялась смазка, приготовленная следующим путем: кусок мыла (величиной с куриное яйцо) растворялся в небольшом количестве деревянного (тунгового) масла и варился в этом масле. Полученная таким путем смазка не пачкала гипсовых отливок. Часто гипс является условно окончательным материалом для данной композиции (что мы нередко видим на выставках), такая скульптура обычно «патинируется» и имитирует бронзу, чугун или терракоту. Но это не означает, что гипс не применялся как окончательный материал. В истории скульптуры имеются многочисленные примеры применения гипса именно как конечного материала, хотя гипс и отличается от других материалов недостаточной художественной выразительностью .

Новейшим материалом является пластическая масса - это новые материалы, открывающие перед скульпторами дополнительные творческие возможности. Некоторые из пластических масс, хотя и не были созданы специально для скульптурных целей, в действительности не только отвечают многообразным требованиям скульпторов, но и обладают новыми и оригинальными качествами декоративного характера. Как каждый материал в скульптуре, так и разнообразные пластические массы обладают своими выразительными средствами. В зависимости от своих декоративных и физико-механических свойств пластмассы требуют такого же понимания и выражения их пластических возможностей, каких требуют мрамор, гранит, дерево или бронза. Эти материалы необычны и еще мало изучены скульпторами. Пластические массы заключают в себе много еще нераскрытых качеств, что позволяет художникам находить новые решения в своем творчестве, не прибегая к имитации других материалов; тем не менее, свойство пластических масс превосходно имитировать многие другие декоративные материалы также должно быть включено в круг их возможного применения. При использовании синтетических материалов для скульптуры перед художниками, естественно, возникают различные проблемы, но все они сравнительно легко разрешаются. В частности, основные технические проблемы репродуцирования в пластмассах уже давно разрешены и не могут являться камнем преткновения для скульпторов. Следует помнить, что пластические массы по своей сущности не служат заменителями металлов или каких-либо других материалов. Пластические массы - это оригинальные, новые материалы с новыми дополнительными декоративными возможностями, они во многих случаях превосходят не только различные виды камня, но и металлы. В пластических массах имеется возможность комбинировать цвета и тонировку, сочетать разнообразные технические приемы, что расширяет декоративные средства скульптора. Естественно, что пластика, цвет, характер декоративной отделки, как и во всяком произведении скульптуры, должны быть органически связаны и присущи данному материалу. Существуют также возможности декоративной отделки скульптуры из пластических масс путем введения в жидкие пластические массы наполнителей, например мраморной, гранитной крошки, цинковых белил, окиси титана и т. п., в зависимости от требований, предъявляемых к отделке. Скульптура из пластических масс не может идти ни в какое сравнение, например, с бетонной скульптурой, не только по декоративным, но, главное, по пластическим качествам. Отливка из пластических масс отличается большой точностью репродуцирования, передает все нюансы лепки и фактуры. Полученная пластмассовая скульптура вполне идентична оригиналу - вылепленной автором глиняной или пластилиновой моделью.

Сплавы и металлы, применяемые в монументальной и крупной станковой скульптуре, дают возможность воспроизводить любую сложную скульптурную композицию. К ним относятся: бронза, сплавы на алюминиевой основе, чугун, листовая медь, листовой алюминий и электролитическая медь для гальванопластической скульптуры. Бронза - один из благороднейших и уникальных статуарных материалов, бронза по своим пластическим свойствам дает возможность выполнять в ней тонкие и ажурные композиции и любые нюансы лепки и фактуры.

О чугуне скульптор П.П. Соколов в 1829 году писал: «Недоверие к чугуну происходит от того, что люди мало видели опытов его достоинств, но в этом они должны винить самих себя. Мы, защитники чугуна, ручаемся, под опасением лишиться всех сведений, не без труда приобретенных нами о его многообразных свойствах, что он выдержит самое строгое испытание на сцене изящных искусств, если своенравная мода вывела его на оную» .

Алюминиевые сплавы. Сплавы алюминия обладают высокими литейными свойствами, дающими возможность современной технике художественного литья воспроизводить любые тонкие детали лепки и фактуры. Пластические свойства алюминиевых сплавов мало отличаются от бронзы, но в то же время эти сплавы имеют некоторые декоративные особенности. Они способны хорошо воспринимать и одерживать полировку и интенсивно отражать свет. Алюминиевые сплавы в обычной фактуре обладают приятным серебристым тоном, напоминающим старое серебро .

Листовые металлы. Скульптура из листовой меди, листового алюминия и нержавеющей стали отличается от литой и гальванопластической скульптуры обобщенностью форм; им свойственны более гладкие поверхности. Обычно в листовых металлах воспроизводится декоративная скульптура, но нередко выполняется монументальная и станковая, в том числе и портретная. Скульптура из этого материала обычно монтируется на стальном каркасе.

Гальванопластическая медь. Этот материал в скульптуре отличается от бронзы исключительной точностью воспроизведения всех нюансов авторской лепки. Гальванопластическая медь неудобна в чеканке в смонтированной скульптуре, поэтому ее чеканку производят до монтажа во избежание смятия металла. Гальванопластика является наиболее экономичной техникой по сравнению с другими способами, так как допускает любую толщину стенок. По своим пластическим свойствам скульптура из гальванопластической меди не отличается от бронзовой и превосходит ее в точности воспроизведения оригинала .

Дерево - единственный скульптурный материал, обладающий в естественном виде цилиндрической формой. Эта особенность материала часто диктует скульптору свои условия: он должен решать свою композицию таким образом, чтобы она вписалась в геометрическую форму заготовленного материала. Это, конечно, не означает, что скульптор должен подчинять свой композиционный замысел форме заготовки. Одновременно скульптору необходимо учитывать в заготовке расположение годовых колец - они должны располагаться таким образом, чтобы сохранялся их ритмический узор и чтобы они не раздробляли пластические формы скульптуры. «Сосна, ель, дуб и бук, распиленные вдоль древесины, могут дать разнообразный и причудливый узор, что обычно очень облагораживает рельеф и обогащает его выразительность». Пластические особенности дерева органически связаны с его породой. «Каждое дерево ведет себя разно. - писала В.И. Мухина, - в зависимости от свойств своего волокна. Некоторые слоистые породы легко скалываются по слою... Другие, наоборот, имеют древесину очень твердую, как кипарис и самшит, так называемое «железное дерево»... Свойства материала требуют различного подхода к трактовке формы. В связи с этим интересно рассмотреть одно и то же произведение, воплощенное автором в дереве и камне. Я говорю о «Марфиньке» Коненкова. Белоснежный мрамор, нежно подкрашенный для придания ему жизненной теплоты, резко отличается от деревянного варианта, где сам материал продиктовал необычайную декоративность решения, удачно сочетающегося с интимной трактовкой образа. Здесь сказался огромный опыт и художественное чутье нашего старейшего мастера, для которого дерево всегда было любимейшим материалом» .

Каждый материал имеет свойства, как положительные, так и отрицательные и к каждому из них нужен свой подход. Из одних получаются первоначальные заготовки, чтобы в дальнейшем их корректировать, из других - окончательный вариант, но настоящее произведение искусства всегда выглядит прекрасно, независимо от вида материала.

Список литературы:

  1. Зощенко М.М. Как и из чего делают скульптуры // Музей Зощенко. - 2013. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.litmuseum.spb.ru/interesnoe/kak-i-iz-chego-delayut-skulptury.html (дата обращения 10.06.2015).
  2. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изобразительное искусство, 1982. - 221 с.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама