Слово является основной единицей речи и изучается в различных отделах языкознания. Так, звуковая сторона слова изучается в разделе Фонетика. Тут рассматривается наличие в слове гласных, согласных, количество ударных и безударных слогов и т.д. Его принадлежность к той или иной части речи изучается в разделе Морфология. Роль слова в предложении рассматривает раздел языка Синтаксис. Значение же слова, его смысл, сферу его употребления, стилистическую окраску, его историческое происхождение изучает раздел Лексикология.
- Сходство предметов и явлений, обозначение их новым словом. Например: весть, молва, слух, сообщение, известие.
- Из перехода слов другого языка в русский: зародыш - эмбрион, проводник - гид.
- Из поэтической речи: палец - перст, чело - лоб, глаз - око, берег - брег.
- Из просторечной, разговорно-бытовой, диалектной речи и из устойчивых словосочетаний: глаза - гляделки, свирепый - лютый.
- Из разных корневых слов: метель, вьюга, буран.
- Из терминологических сочетаний слов: воздушный флот - авиация, зубной врач - дантист.
Несколько близких по значению слов синонимов образуют синонимический ряд.
Синонимы русского языка играют большую роль в речи. Они помогают четче передать мысль, избегают ненужных повторений, показывают различные оттенки слов, явлений, качеств. Широко применяются в художественной, научной и разговорной речи: "Я загнул такую крюку, я прошел такую даль, я видал такую муку, и такую знал печаль". (А. Твардовский).
Теперь у вас есть представление о том, что такое антоним и синоним. Перейдём к паронимам.
Паронимы (греч. para - возле, ohyma - имя) - слова одного корня, близкие по звучанию, но имеющие разные значения. Так же, как и синонимы, антонимы, паронимы обогащают речь, помогают точно и правильно выражать мысль. С ними создают много каламбуров. Например: "Однажды медник, таз куя, сказал жене, тоскуя: задам же детям таску я, и разгоню тоску я!". Похожее созвучие, но совершенно разное значение слов дает яркую словесную игру.
Паронимы могут отличаться суффиксами: пойка - поение, отварной - отваренный. Имеют созвучные приставки: поехал - подъехал.
Поупражняйтесь!
Перед вами картина. Назовем ее "Чудеса природы". Действительно, удивительное сочетание льда, снега с пламенем закатного солнца. Попробуйте с помощью антонимов и синонимов составить красивый текст. Сделайте посмотрите, какими членами предложения они могут быть.
Знать, что такое антоним и синоним, пароним, умение употреблять их, украшать ими эмоциональную художественную, научную, разговорную речь дает вам широкие возможности. Они являются очень интересной особенностью любого языка.
Синонимы и антонимы, омонимы и паронимы - сколько сложных терминов в русском языке. Однако на самом деле они не очень-то сложны, особенно если разобраться на примерах.
Давайте же выясним, что такое эти загадочные термины.
Синонимы
Синонимы - это слова, которые имеют одинаковое или очень схожее лексическое значение, но пишутся и звучат совершенно по-разному. Как правило, синонимы принадлежат к одной и той же части речи. Используются синонимы для придания речи выразительности, во избежание тавтологии. Например, синонимами слова "красный" будут слова алый, багряный, багровый, кровавый и т.п.
Антонимы
Антонимы - это слова, которые имеют прямо противоположные лексические значения. То есть, по сути, антонимы - это синонимы наоборот, однако также как и синонимы, они обычно принадлежат к одной и той же части речи. Примеры антонимов - "правда" - "ложь", "жадный" - "щедрый", "смеяться" - "плакать", "правый" - "левый".
Омонимы
Омонимы - это слова, которые имеют различное значение, но одинаковы по звучанию и написанию. Омонимы бывают абсолютные (когда совпадают все формы слов) и частные (некоторые формы слов расходятся). Так, например, слова "наряд (одежка)" - "наряд (распоряжение)", "ключ (источник)" - "ключ (то, чем мы открываем дверь)" - это полные омонимы. А вот слова "ласка" (животное) - "ласка" (проявление нежности) частичные омонимы, поскольку формы родительного падежа множественного числа этих слов различаются ("ласок - ласк").
Есть также омонимы грамматические - слова, которые совпадают по написанию и звучанию только в отдельных формах. Примером таковых является глагол "тереть" и числительное "три", они совпадают только в двух формах: "к трем часам" - "трем морковь", "три апельсина" - "три тщательнее".
Паронимы
Паронимы - это слова, которые сходны по звучанию, однако различны по смыслу. Паронимы довольно часто путают. Особенную "вредность" несут в себе паронимы для изучающих иностранные языки, так например, английские слова live (жить) и leave (покидать) имеют совсем разный смысл, а по звучанию отличаются лишь по долготе гласной, и это явление весьма непривычное для русского человека.
Различают корневые, аффиксальные и этимологические паронимы.
- Корневые паронимы имеют разные корни, а их сходство чисто случайно, примерами таковых являются слова - "экскаватор" - "эскалатор", "костный" -"косный".
- Аффиксальные паронимы имеют общий корень, однако за счет суффиксов - различное значение, например: "экономичный - экономический", "кровавый-кровный", "адресат" - "адресант".
- Этимологические паронимы - это слова, которые заимствованы различными путями несколько раз из других языков. К примеру, слово "проект" из латинского и "прожект" из французского.
План-конспект открытого урока русскому языку
на тему: «Синонимы и антонимы» 27.09.2017г.
Предмет: Русский язык
Тема урока: синонимы и антонимы.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, полученных во 2 классе с элементами проблемного изложения материала.
Цель: систематизировать знания о синонимах и антонимах, научиться находить их в тексте, подбирать к словам антонимы (синонимы), классифицировать их по частям речи, обобщить знания об их роли в предложении, учится контролировать себя, давать самооценку формирования личностных качеств, в результате чего ученик учится учиться.
Форма работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа, деятельностный подход.
Планируемые результаты:
Предметные – овладевают учебными действиями и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Личностные – проявляют навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование самооценки;
УУД (метапредметные):
Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения, формируют навык самоконтроля и познавательной активности;
Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, выявляют пробелы в знаниях и умениях, развивают логическое мышление, анализируют пословицы;
Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные – развивают орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формируют навыки самоконтроля.
Оборудование урока: у чебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс, печатные карточки, листы оценивания своих знаний.
Этап урока: | Ход урока: | |
I. Организационный момент. | Прозвенел уже звонок, Начинается урок. И на парте все в порядке Ручки, книжки и тетрадки. Ножки – вместе, Спинки – ровно И к уроку все готово! | |
II .Повторение изученного. Актуализация знаний. | Дети открывают тетради, записывают число, классная работа. (На доске буквы: г у р щ д ц ) Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету. Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный. Эта буква обозначает гласный звук. Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный. Какое слово у вас получилось? - Какая орфограмма в этом слове? Парная согласная в корне слова. Проверка друг - нет друга. - Как вы понимаете лексическое значение слова друг? Где мы можем его посмотреть? - В толковом словаре. Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе. Друг- это человек, к которому испытываешь симпатию. Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь. Один ученик выходит и читает из словаря Ожегова значение слова «Друг». - Какие пословицы вы знаете о дружбе? (на доске в разнобой висят карточки со словами из пословицы ). Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друг познается в беде. Старый друг лучше новых двух. (пословица на отдельных карточках, собираем её на доске, записывают дети в тетрадь). | |
III .Постановка проблемы урока. | - Подберите к слову друг слова близкие по значению . (запишите их в тетрадь возле слова друг) Приятель, товарищ. - Что общего у этих слов? (Ребята, я спросила, что общего у этих слов?) Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи существительное. Как такие слова называются …(синонимы.) Слова близкие по значению. синонимы . Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. (распечатка лежит у каждого на парте). Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг , А деревьям друг . - Что общего у этих слов? - Враг – друг. (запишите эти слова себе в тетрадь) Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи и т.д. - Такие слова называются …(антонимы.) Слова, противоположные по значению. Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы . | |
IV .Формирование темы и цели урока. | -Сформулируйте тема урока? - Слова синонимы и антонимы. -Какая цель нашего урока? Научиться находить и распознавать в тексте синонимы и антонимы. Работа с учебником: с.42 правило читаем. После прочтения правила, проговариваем его своими словами, приводим примеры. | |
V .Открытия нового знания. | По вариантам выполняем задание: I - вариант подбирает синоним к слову зябнуть (мерзнуть) II – вариант подбирает синоним к слову грустить (печалиться) . Записываем в тетрадь. Самопроверка по словарю в конце учебника, поставить себе на полях «+» или «-» за выполнение задания . -Какой частью речи являются все слова, которые мы записали с вами сегодня на уроке в тетрадь? Возвращаемся к пословице про друга и подчеркиваем в ней волнистой линией прилагательные. Существительные, прилагательные, глаголы. Но есть и другие части речи, которые мы с вами ещё не проходили, тоже имеют синонимы и антонимы, например: громко-тихо, мой-твой, весело-радостно и т.д. | |
VI .Физминутка. | Встаём. Игра с мячом (я кидаю мяч любому ученику и говорю слово, он мне кидает мяч обратно и называет синоним или антоним): 1.подбираем слова-синонимы (путешественник-путник, картина-эскиз, грустный-печальный, смелый-отважный, помидор-томат). 2.подбираем слова-антонимы (умный, здравствуй, красивый, жара, день, доска (нет антонима), кровать (нет антонима). Садимся. | |
VII .Закрепление учебного материала. Постоянная обратная связь от детей, выполняют ли они задания или нет, получается ли у них или нет. | -Давайте сделаем ещё один вывод: Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов, то же самое касается и синонимов. Закрепление. Учебник стр. 44 упр. 73. 2 первых предложения записывают мальчики; 2 следующих предложений записывают девочки. Работаем у доски с обратной стороны, выходят по одному мальчику и девочке. Проверяем правильность выполнения задания с доской. - Какой ещё мы можем сделать вывод? Есть более точные синонимы. -Все справились с заданием, покажите мне знаком? Поставьте на полях карандашом себе «+», за правильное выполнение этого задания. Самостоятельная работа. С утра до вечера светило жаркое (жгучее) солнце. Мы загорали под его жаркими (палящими) лучами. (Вывешиваю на доску или пишу на маленькой доске) - Понравились ли вам предложения по конструкции? Почему? - Как можно избежать повторения слов в предложении? - Замените. Взаимопроверка: дети меняются тетрадями друг друга и ставят «+» или «-». - Для каких целей мы применяем в речи синонимы и антонимы? Благодаря использованию синонимов и антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. | |
VIII. Итог урока. Рефлексия. | -Над какой темой мы сегодня работали? - Синонимы и антонимы. - Какую задачу мы перед собой ставили? Научиться подбирать антонимы и синонимы к словам, правильно использовать их в своей речи. - Научились? Какое сейчас время года в природе? Давайте сделаем так, чтобы частичка осени была и у нас в классе. У вас на партах лежат по три листочка, красные, желтые и зеленые. Посмотрите по своей тетради на «+» и «-», которые вы себе ставили: у кого все «+», поднимите красный листочек. у кого есть «+» и «-» , поднимите желтый листочек. у кого одни «-», поднимите зеленый листочек. Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали. | |
IX .Домашнее задание. | Записываем в дневники домашнее задание: учебник стр. 44, упр. 72. |
Лексические синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению, но разные по звучанию и написанию. Могут обозначать одно и то же, но чаще всего они отличаются друг от друга оттенками значения: красный, багровый, алый; подражать копировать, имитировать.
Синонимы появляются: 1) в результате проникновения близких или одинаковых по смыслу с русскими заимствованных слов: введение - преамбула; проводник – экскурсовод, гид. 2) в результате называния по-разному одного и того же в разных стилях речи: есть – жрать; болтун – балаболка. 3) в результате иной эмоциональной оценки предмета, явления и т.д.: жестокий – свирепый, бессердечный, безжалостный. 4) в результате желания смягчить обозначение какого-либо понятия: толстый – полный и т.д.
Синонимы делятся на семантические, стилистические, семантико-стилистические. Семантические синонимы отличаются оттенками значения: дом, дворец, лачуга и т.д. Стилистические обозначают одно и то же, но употребляются в различных стилях речи: очи глаза, зенки и т.д. Семантико-стилистические совмещают в себе оба вышеуказанных признака: одеваться – выряжаться и т.д. Синонимы, не отличающиеся друг от друга ни одним из перечисленных признаков, называются абсолютными (или полными): языкознание – лингвистика, крохотный – крошечный. Синонимы объединяются в синонимический ряд. Слово, которое наиболее полно выражает понятие, общее для всех слов синонимического ряда, называется доминантой. Доминанта открывает синонимический ряд и является, как правило, общеупотребительным словом: боязливый – пугливый, робкий, несмелый, трусливый и т.д.
Антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по лексическому значению: высокий – низкий, далеко – близко. Антонимы бывают однокорневыми и разнокорневыми: приехать – уехать, красивый – некрасивый; щедрый – скупой, здоровы – больной.
Употребление антонимов в речи помогает более четко и образно выразить мысль, создать контраст, выявить противоречивость описываемого явления и т.д.
Еще по теме СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.:
- ОМОНИМЫ, СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
- Синонимы, типы синонимов. Коммуникативно-стилистическая роль синонимов. Причины ошибок при употреблении синонимов. Словари синонимов.
Что делает нашу речь богатой и красочной? Использование различных художественных и грамматических приемов. В этой статье мы рассмотрим следующие определения: омонимы. Что они обозначают и для чего используются в речи?
Лексика и лексикология
Лексика — это весь словарный состав отдельно взятого языка. Если мы обычно разговариваем и пишем на русском языке, то мы пользуемся лексикой русского языка.
Наукой, изучающей словарный состав языка, является лексикология. Основной единицей изучения этой отрасли знания является слово и его значения. Следовательно, эта наука не оставляет без внимания определения: синоним, антоним и омоним.
Определение понятия синоним
Злой, жестокий, недобрый, негуманный — синонимы. А что это такое? Определение "синоним" очень простое. Это слова, имеющие одинаковое или почти одинаковое значение.
То, что синонимы имеют в значении небольшие различия, помогает дать чему-либо наиболее точные определения. С помощью синонимов можно красочно, избегая повторений описать любое событие. Синонимы можно подобрать практически к любому слову, имеющему смысл, независимо от части речи.
Существительные:
- дом - жилище - изба - квартира - коттедж - здание - пристанище - убежище - крыша над головой - жилье;
- взятка - мзда - подкуп - магарыч;
- глаза - очи - зенки - гляделки - бельма - шары;
- друг - товарищ - приятель - кент.
Прилагательное:
- старый - древний - пожилой - немолодой;
- глупый - неумный - тупой - несообразительный;
- грустный - печальный - подавленный - унылый - невеселый;
- удивленный - пораженный - ошарашенный.
- бежать - нестись;
- слушать - внимать;
- спрашивать - интересоваться - вопрошать - задавать вопрос;
- пропадать - исчезать - скрываться - теряться.
- хорошо - отлично - здорово - прекрасно;
- быстро - споро - скоро - стремглав;
- плохо - худо - неважно;
- громко - шумно.
Антоним
Кроме в лексике русского языка встречаются антонимы — слова с противоположными значениями. Кстати, антонимы принадлежат к одной части речи.
Как вы думаете, являются ли антонимами слова вкусный и одинокий? Нет, не являются, потому что "антоним" предполагает противопоставление слов только по одному признаку.
Существительные:
- здоровье - болезнь;
- женщина - мужчина;
- любовь - ненависть;
- жара - холод;
- тепло - прохлада;
- ум - дурь;
- потеря - находка.
Прилагательные:
- взволнованный - спокойный;
- нервный - уравновешенный;
- виртуальный - реальный;
- широкий - узкий;
- редкий - частый;
- сильный - слабый;
- хитрый - наивный.
Глаголы:
- продолжать - прекращать;
- начинать - заканчивать;
- руководить - подчиняться;
- продавать - покупать;
- спрашивать - отвечать;
- выкапывать - закапывать;
- зарабатывать - тратить.
Наречия:
- хорошо - плохо;
- нарочно - нечаянно;
- правильно - неправильно;
- прекрасно - ужасно;
- очно - заочно;
- сладко - горько;
- быстро - медленно.
Омоним
Омонимы — это слова близнецы.
Однако не стоит путать значение этого понятия с определением синонима. Они только пишутся и произносятся одинаково, но означают совсем разные вещи.
Современный человек, слышащий или читающий существительное "ключ", скорее всего представит себе ключ от дверного замка; а, например, старец, живущий отшельником где-нибудь в лесной хижине, подумает, что имеется в виду родник, бьющий из-под земли.
Сравните предложения:
- Они заметили клуб дыма, поднимающийся над лесом. Девчонки, сходим в клуб после лекций?
- На день рождения Коле подарили таксу. Интересно какая сейчас такса у таксистов?
- Извини, я не смогу прийти, вечером лечу в Турцию. Работаю ветеринаром, лечу животных.
- Иллюзионист показывал простой фокус. Фотографу не удавалось навести фокус.
Итак, мы разобрали несколько основных лексикологических понятий: синоним, антоним, омоним. Все они играют значительную роль в языке: их использование в устной и письменной речи делает ее красивее, богаче и ярче, а нас красноречивее.