THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Бронепоезд «Железняков» - бронепоезд № 5 Береговой обороны Главной базы ЧФ «Железняков», прозванный немцами «Зеленый призрак», построен 4 ноября 1941-го на Севастопольском морском заводе. Бронепоезду удалось вести боевые...

Бронепоезд «Железняков» - бронепоезд № 5 Береговой обороны Главной базы ЧФ «Железняков», прозванный немцами «Зеленый призрак», построен 4 ноября 1941-го на Севастопольском морском заводе. Бронепоезду удалось вести боевые действия – с 7 ноября 1941 года по 28 июня 1942 года, совершив 140 рейдов и нанося существенный урон противнику.

На небольшой территории осажденного Севастополя бронепоезд мог «выжить» только благодаря скорости и скрытности. Каждый рейд «Железнякова» тщательно планировался. Перед бронепоездом на позицию всегда выходила дрезина, проверяющая состояние железнодорожных путей.

Немцы предприняли немало попыток подавить бронепоезд. Железнодорожное полотно было пристреляно тяжёлой артиллерией, а над дорогой постоянно дежурил самолёт корректировщик. Но ни артиллерии, ни авиации всё же не удалось нанести серьёзный урон бронепоезду. По свидетельствам пленных, немецкие солдаты назвали неуловимый бронепоезд «зеленым призраком».


В 1941-1942 годах бронепоезд произвел более 140 боевых выходов. Только с 7 января до 1 марта 1942 года «Железняков», по данным командования Севастопольским оборонительным районам, уничтожил девять дзотов, тринадцать пулеметных гнезд, шесть блиндажей, одну тяжелую батарею, три самолета, три автомашины, десять повозок с грузом, до полутора тысяч солдат и офицеров противника.

15 июня 1942 года «Железняков» вступил в бой с колонной немецких танков, подбив не менее 3 бронированных машин.

21 июня отходящие к Севастопольской бухте защитники города подорвали на Северной стороне всю оставшуюся артиллерию. Мощной артиллерийской единицей остался только бронепоезд, который теперь базировался в Троицком тоннеле. «Железняков» обстреливал немецкие части на Северной стороне до тех пор, пока на стволах орудий не начинала гореть краска.

Немецкая авиация несколько раз обрушивала вход в тоннель. 26 июня 1942 года более 50 бомбардировщиков противника нанесли мощный удар по Троицкому тоннелю. Многотонная глыба обрушилась на 2-ю бронеплатформу. Часть экипажа удалось вытащить через десантные люки в полу вагона, затем рельсы лопнули, и приваленная глыбами бронеплощадка оказалась прижатой ко дну тоннеля.

28 июня 1942 года, немецкая авиация обрушила последний выход из тоннеля. Бронепоезд погиб, но его экипаж еще сражался, установив несколько минометов в районе ГРЭС. Остатки экипажа дрались до 3 июля.

Бронепоезд «Железняков» — бронепоезд № 5 Береговой обороны Главной базы ЧФ «Железняков», прозванный немцами «Зеленый призрак», построен 4 ноября 1941-го на Севастопольском морском заводе. Бронепоезду удалось вести боевые действия - с 7 ноября 1941 года по 28 июня 1942 года, совершив 140 рейдов и нанося существенный урон противнику.

На небольшой территории осажденного Севастополя бронепоезд мог «выжить» только благодаря скорости и скрытности. Каждый рейд «Железнякова» тщательно планировался. Перед бронепоездом на позицию всегда выходила дрезина, проверяющая состояние железнодорожных путей.

Немцы предприняли немало попыток подавить бронепоезд. Железнодорожное полотно было пристреляно тяжёлой артиллерией, а над дорогой постоянно дежурил самолёт корректировщик. Но ни артиллерии, ни авиации всё же не удалось нанести серьёзный урон бронепоезду. По свидетельствам пленных, немецкие солдаты назвали неуловимый бронепоезд «зеленым призраком».

В 1941-1942 годах бронепоезд произвел более 140 боевых выходов. Только с 7 января до 1 марта 1942 года «Железняков», по данным командования Севастопольским оборонительным районам, уничтожил девять дзотов, тринадцать пулеметных гнезд, шесть блиндажей, одну тяжелую батарею, три самолета, три автомашины, десять повозок с грузом, до полутора тысяч солдат и офицеров противника.

15 июня 1942 года «Железняков» вступил в бой с колонной немецких танков, подбив не менее 3 бронированных машин.

21 июня отходящие к Севастопольской бухте защитники города подорвали на Северной стороне всю оставшуюся артиллерию. Мощной артиллерийской единицей остался только бронепоезд, который теперь базировался в Троицком тоннеле. «Железняков» обстреливал немецкие части на Северной стороне до тех пор, пока на стволах орудий не начинала гореть краска.

Немецкая авиация несколько раз обрушивала вход в тоннель. 26 июня 1942 года более 50 бомбардировщиков противника нанесли мощный удар по Троицкому тоннелю. Многотонная глыба обрушилась на 2-ю бронеплатформу. Часть экипажа удалось вытащить через десантные люки в полу вагона, затем рельсы лопнули, и приваленная глыбами бронеплощадка оказалась прижатой ко дну тоннеля.

28 июня 1942 года, немецкая авиация обрушила последний выход из тоннеля. Бронепоезд погиб, но его экипаж еще сражался, установив несколько минометов в районе ГРЭС. Остатки экипажа дрались до 3 июля.

Терентьев Андрей


Экипаж бронеплощадки бепо "Железняков" ведет огонь по противнику. Май 1942 года. Эта бронеплощадка с 76-мм пушкой 34К и дальномером, хорошо видна установка пулемета ДШК на зенитном станке.

70 лет назад, 15 июня 1942 года состоялся один из самых, пожалуй, необычных боев в мировой истории с участием бронепоезда. Защищавшему Севастополь бронепоезду «Железняков», прозванному немцами «Зеленым призраком», пришлось атаковать только для того, чтобы добыть рельсы для восстановления пути.

Вот как об этом вспоминал один из участников этого боя, старшина группы пулеметчиков «Железнякова» Николай Иванович Александров:

«15 июня командующий приказал бронепоезду обстрелять скопление танков в лощине кордона Мекензи. Комендоры Кочетова и Буценко зарядили орудия бронебойно-зажигательными.

Выйдя из-за поворота, «Железняков» с расстояния четырехсот метров открыл огонь по танковой колонне. Вспыхнули два головных танка. Задымила и машина, замыкавшая колонну.

Танки начали беспорядочную стрельбу. Продвинуться вперед или назад они не могли - дорогу преграждали подбитые машины, а свернуть в сторону не давали крутые скаты выемки. «Железняков» бил и бил из всех пушек и минометов. Мы, пулеметчики, тем временем косили немцев, выскакивавших из люков танков.

На выручку своим танкистам поспешила фашистская авиация. Нам не очень-то хочется связываться с нею, тем более что и снарядов осталось маловато. Берем курс к тоннелю.

Но бомбардировщики пытаются не упустить добычу. Бомбы рвутся совсем рядом. На бронеплощадках появились убитые и раненые.
Подносчику снарядов Володе Дмитриенко оторвало руку. Ксения Каренина и Саша Нечаев тут же, на ходу, оказывают первую помощь. Вместо раненого Нечаев сам стал на подачу.

Бронепоезд, отстреливаясь от самолетов, полным ходом шел в укрытие. И вдруг на пути встал огромный столб дыма. Бомба разрушила полотно.

Ведя непрерывный огонь по «юнкерсам», бронепоезд маневрирует на уцелевшем отрезке пути. Ремонтная группа тем временем меняет рельсы и шпалы. С балластной платформы сгружены все запасные рельсы. Но их не хватает. Где взять? Головенко вспомнил, что рельсы есть около станции Мекензиевы горы. Но там уже враг...

Доложили командиру.
— Полный вперед! — приказывает командир.

Бронепоезд, как метеор, влетел на станцию, открыл огонь из всех видов оружия. Пока мы вели бой, железнодорожники под командой Головенко и Андреева на руках перенесли два звена рельсов.

Мчимся назад.

За несколько минут путь исправили, и бронепоезд нырнул в укрытие. Только втянулись в тоннель, тяжелой бомбой завалило вход.

Дождавшись ночи, бронепоезд вышел с другого конца тоннеля. И пока саперы расчищали вход, мы выходили в рейды на другие участки».

Изготовленный в ноябре 1941 года бронепоезд «Железняков», названный в честь героя гражданской войны, обладал серьезной огневой мощью. На бронеплощадках установили пять 100-миллиметровых орудий, 15 пулемётов. Была специальная площадка с 8 миномётами.

В конце 1941 года место четырёх 82-миллиметровых минометов поставили три 120-миллиметровых и 3 новых пулемёта. Помимо бронепаровоза состав имел дополнительный мощный локомотив. Экипаж «Железнякова» был укомплектован моряками.

В 1941 году бронепоезда Красной Армии, на которые до войны возлагались большие надежды, оказались весьма уязвимыми под ударами господствовавшей в воздухе немецкой авиации.

Но моряки из экипажа «Железнякова» нашли способы эффективного использования своего бронепоезда и в таких условиях. Закамуфлирован бронепоезд был так умело, что обнаружить его с воздуха было очень непросто.

После короткого, но мощного артиллерийского и миномётного удара по целям, заранее разведанным, «Железняков» быстро уходил на участки, где железная дорога проходила в узких вырубленных в скалах выемках, или в тоннели, до того, как немцы успевали пристреляться артиллерией или поднять авиацию.

К бронепоезду была прикомандирована специальная восстановительная бригада, которая под огнем противника восстанавливала повреждённое железнодорожное полотно.

Действуя таким образом, «Железняков» произвел более 140 боевых выходов. Лишь в последние дни обороны Севастополя, обрушив авиаударами все выходы из тоннеля, немцы смогли заблокировать бронепоезд…

Командир бронеплощадки с дальномером ДМ-1,5 и 76-мм орудием 34-К бронепоезда "Железняков" готовится к отражению воздушного налета противника. Севастополь, май 1942 года. 12,7-мм пулеметы ДШК установлены на морских тумбах .


Расчет 76-мм зенитной пушки Лендера образца 1914/15 года бронеплощадки бепо "Железняков" ведет огонь по наземным целям. Севастополь, май 1942 года. Левый откидной щит поднят, правый опущен, хорошо видна дверь для посадки экипажа.

Бронепоезд "Железняков" готов вести огонь по немецким самолетам. Севастополь, май 1942 года. 76-мм пушки на максимальном углу возвышения, слева видна штанга для телеграфного провода. Снимок сделан с дальномерного поста.

Боевой путь

Сейчас в Севастополе на пьедестале на вечной стоянке возвышается паровоз Эл-2500. В годы Великой Отечественной войны он водил в огненные рейсы «Железнякова». Укрываясь в железнодорожных тоннелях, бронепоезд совершал стремительные вылазки, в течение нескольких минут интенсивно обстреливая позиции врага. И также быстро исчезал. Фашисты окрестили бронепоезд «зеленым призраком».

Строили его коллективы морского завода и железнодорожного депо. 4 ноября 1941 года бронепоезд был готов к выполнению боевых заданий. Строители и личный состав бронепоезда с восторгом приняли предложение комсомольцев назвать бронепоезд именем легендарного героя гражданской войны, и в тот же день на его бортах появилась надпись «Железняков».

Враг стоял недалеко от Севастополя. В своем первом рейсе «Железняков» обстрелял скопление войск противника в районе селения Дуванкой. Фашисты были застигнуты врасплох. Отлично работал орудийный расчет братьев Лутченко. Вдвойне чувствовали себя именинниками командиры расчетов Дроздов, Данилич, Бойко.

Возвратившись на базу, командир «Железнякова» капитан Г. А. Саакян и комиссар П. А. Порозов провели с командой анализ огневого рейса. Командиры предупредили экипаж, что борьба предстоит жестокая, что в сутки придется выходить в рейсы по многу раз, что надо особенно готовиться к отражению вражеской авиации... Дальнейшая боевая жизнь железняковцев потекла, как и предсказали командиры.

На следующий день было совершено пять огневых рейсов. Но фашисты организовали за бронепоездом повседневную охоту. Гитлеровские самолеты-разведчики висели над входом в Троицкий тоннель, где дислоцировался «Железняков». Дневные налеты пришлось отменить и действовать только в темное время суток.

Вот несколько боевых эпизодов, характерных для действий «Железнякова» в то горячее время.

Бронепоезд вышел в ночной огневой налет, вел обстрел позиций противника, одновременно засекая его огневые точки и направляя огонь на их уничтожение. Вдруг на контрольной платформе вспыхнула бочка с горючим. Жидкость разлилась по полу и сделала бронепоезд яркоосвещенной мишенью. Пришлось дать полный назад. А платформу отцепить не догадались. Тогда младший лейтенант П. Андреев перепрыгнул на ходу на пылающую платформу. После невероятных усилий Андрееву удалось ее отцепить от состава. Но дорога шла под уклон, и платформа не отставала от бронепоезда. Одежда на младшем лейтенанте вспыхнула. Он бросал под колеса ломы, лопаты в надежде остановить платформу. Наконец, ему удалось притормозить ее. Расстояние между горящей платформой и бронепоездом медленно начало увеличиваться. Андреев с тормозной колодкой в руках спрыгнул с платформы и подсунул колодку под колесо. Платформа с грохотом налетела на препятствие, встала дыбом и повалилась набок. С нее скатились запасные рельсы и шпалы и, раскаленные, дымящиеся, рухнули на младшего лейтенанта Андреева.

Но герой не погиб. Падая, Андреев попал в канаву. Она и спасла его. Бронепоезд тут же остановился, железняковцы поспешили на помощь и вытащили Павла Андреева из-под груды рельсов и шпал. В госпиталь Андреев выехать отказался, через неделю он уже встал на ноги.

Вместо получившего ранение капитана Г. А. Саакяна прибыл новый командир бронепоезда инженер капитан-лейтенант М. Ф. Харченко. В гражданскую войну прошел он путь от рядового до командира бронепоезда «Ураган»; награжден орденом Красного Знамени.

Однажды в Троицкий тоннель, где базировался «Железняков», пришел приказ во что бы то ни стало задержать фашистов на станции Мекензиевы Горы до подхода наших частей. Эта станция уже неоднократно переходила из рук в руки, и бронепоезд был неизменным участником всех боев. И вот вновь предстояло сражение.

Как всегда в своих огневых рейсах, «Железняков» стремительно ворвался на станцию, где уже хозяйничали гитлеровцы, и открыл огонь с обоих бортов изо всех видов оружия. Посеяв панику среди противника, бронепоезд также стремительно отошел назад. Но фашисты заранее пристреляли железнодорожное полотно. Они, видимо, ждали, что «зеленый призрак» объявится. Один снаряд вырвал целое звено рельсового полотна, другой разорвался у небронированного паровоза. Еще от одного снаряда две контрольные платформы свалились под откос. Бронеплощадка тоже сошла с рельсов, но чудом удержалась на насыпи.

Командир бронепоезда М. Ф. Харченко принял единственно правильное решение: оставить на бронеплощадках сокращенные орудийные расчеты, весь остальной личный состав направить на ремонт полотна. Путь был исправлен, но чтобы поднять бронеплощадку, нужен был паровоз, а он ударом снаряда был выведен из строя. Осколок повредил одну из дымогарных труб.

Об этом эпизоде вспоминает комсорг бронепоезда Н. Александров: «Тут и показал себя Женя Матюш, тихий, скромный помощник машиниста.

— Можно на время заглушить трубу, а уж потом в тоннеле остудить топку и провести более основательный ремонт, — предложил он.

— Но для этого надо лезть в топку, — возразил машинист, — а в ней сейчас все триста градусов, если не больше. Выход один — спускать пар.

— Нельзя этого делать, — упрямо возразил Женя. — Разрешите, я полезу в топку и заглушу трубу.

— Чудак, ты же вспыхнешь, как свечка, а в лучшем случае — сваришься, как рак, — сказал командир бронепоезда.

— А вы мне поможете, — продолжал настаивать Женя, — будете поливать из шланга, чтобы не поджарился. Лазил же матрос Гребениченко в топку крейсера. Вы сами об этом рассказывали. А там котлы куда больше паровозного и опаснее. Надо же спасать бронепоезд, того и гляди снова налетят самолеты. Посмотрите, ничего со мной не случится.

Командир согласился, надо было спешно выводить бронепоезд в безопасное место. Матюш вытащил из кармана комбинезона комсомольский билет, фотографии и, передавая, сказал:

— Поберегите пока, а то еще испортятся.

Женю обули в валенки, надели ватную куртку, брезентовые брюки, укутали в дождевик, лицо покрыли марлей, сложенной в несколько раз, нахлобучили шапку и с ног до головы окатили водой из шланга. С помощью товарищей Женя втиснулся в пышащую жаром темную дыру. Направили в топку сильный луч аккумуляторного фонаря. Время от времени машинист Поляков поливал смельчака холодной водой.

Рядом с паровозом гремели взрывы, от которых стальная махина вздрагивала, как живое существо. Но все с напряженным вниманием прислушивались к звукам из топки. Наконец оттуда донесся слабый голос:

— Вытаскивайте.

Вбить другую заглушку со стороны дымовой коробки уже не составляло труда. Вскоре топка загудела, паровоз снова был на ходу. Через несколько минут была поднята на рельсы и бронеплощадка. Крепость на колесах вышла из-под обстрела».

И еще об одном случае нужно рассказать, который тоже произошел в Мекензиевых Горах. Это был один из удачных налетов «Железнякова» на позиции врага. Станция и ее окрестности были усеяны трупами фашистов. Бронепоезд направился обратно к себе в тоннель, когда по бронеплощадкам разнеслась страшная весть: на станции, где только что разгромили фашистов, в одном из складов найдены тела шести красноармейцев, раздетых, изуродованных.

Комиссар принял решение: надо, чтобы каждый железняковец увидел содеянное варварами. Стиснув зубы и сжав кулаки, проходили моряки мимо замученных товарищей, каждый желал как можно скорее отправиться в бой и бить извергов за их преступления.

В двадцатых числах мая наши войска были вынуждены оставить Керченский полуостров, и фашисты все свои силы бросили на Севастополь. В начале июня на город сыпались тысячи авиабомб и снарядов. Казалось, что после такой обработки на нашей стороне ничего не останется. 7 июня фашисты начали третье наступление на город. Гитлеровцы, конечно, не думали, что дорогу им вновь преградит «зеленый призрак». А он выскочил навстречу вражеским колоннам и открыл шквальный огонь. Враг отступил.

15 июня поступил приказ: обстрелять скопление танков в лощине около Мекензиевых Гор. Не доезжая метров четырехсот до цели, открыли огонь бронебойно-зажигательными снарядами. Вспыхнули две передние машины и одна в хвосте колонны. Начался переполох. У колонны не было движения, собственные дымящие танки мешали.

На помощь машинам с крестами поспешила авиация. Самолетов налетело очень много. Не желая рисковать, железняковцы решили уйти в тоннель. Летящую неприятельскую армаду они встретили дружным огнем. «Мессеры» и «юнкерсы» чувствовали себя в небе не совсем уютно. Бомбы летели мимо цели. Но все же одна из них попала в железнодорожную колею. Это был излюбленный способ борьбы противника с советскими бронепоездами. Опять предстоял ремонт под непрерывным огнем вражеской артиллерии и авиации. Выяснилось, что рельсы так исковерканы, что ставить их обратно на место нельзя, а на контрольной платформе запаса рельсов нет. Кто-то подсказал, что на станции Мекензиевы Горы их лежит множество. И ничего, что там на станции сейчас фашисты. На полном ходу ворвался туда бронепоезд, как обычно, стреляя по удивленному и ошарашенному неожиданностью противнику с обоих бортов, остановился, взял к себе на контрольную платформу с десяток рельсов и помчался назад. Полотно было исправлено. «Железняков» направился в Цыганский тоннель, в свое убежище. Фашисты в ярости вновь подняли бомбардировщики. Едва бронепоезд втянулся в тоннель, как ударом бомбы вход в него был завален. Но ведь у тоннеля есть и выход... Ночью бронепоезд отправился в свой очередной огневой рейс с другой стороны.

Вскоре «Железняков» передислоцировался в Троицкий тоннель, ближе к черте города. Там уже спасались от бомбежек около 400 жителей. Стали возникать проблемы с заправкой бронепоезда, со снабжением продовольствием горожан.

«Железняков» продолжал жить и воевать. Днем, когда бронепоезд был в тоннеле, бойцы снимали с платформ минометы и вели огонь по противнику. Ночью совершали недалекие вылазки для огневых налетов.

26 июня 1942 года под ударами авиабомб рухнул потолок тоннеля, завалило вторую бронеплощадку. Там были бойцы. Пятерых удалось спасти. Двенадцать оказались погребенными.

Фашисты посчитали «Железнякова» захороненным в тоннеле. Но в ближайшую же ночь бронепаровоз и первая бронеплощадка совершили три огневых налета через противоположный, свободный выход.

Налеты вражеской авиации следовали один за другим. Весь день над тоннелем стоял вой самолетов и грохот бомб. Подъездные пути были разбиты, оба входа в тоннель завалены. Но железняковцы не сложили оружия. С наступлением темноты, а июньские ночи самые короткие, было решено проложить железнодорожную колею на несколько десятков метров, и тогда «Железняков» выйдет в свой очередной 140-й огневой рейс. Этот рейс состоялся, но оказался последним.

Машинисты поддерживали пар в котле, и примерно в половине ночи прозвучала команда: «Тихим ходом вперед!» Бронепоезд выдвинулся на площадку перед входом в тоннель и открыл огонь. Успел сделать 30 выстрелов, и сразу на горизонте появилась стая фашистских бомбардировщиков. Бронепоезд втянулся в тоннель, но на этот раз камень не выдержал разрыва авиабомб, все обрушилось. Расчистить выход из тоннеля более не представилось возможным.

М. Ф. Харченко приказал снять все доступное вооружение и установить его у того выхода, где завалена вторая бронеплощадка. Железняковцы продолжали бой, обороняя город Севастополь вместе с другими войсковыми частями. (Дроговоз И. Г. Крепости на колесах: История бронепоездов. — Мн.: Харвест, 2002.)

4 ноября в осажденном уже Севастополе закончилась постройка бронепоезда №5 Береговой обороны Главной базы ЧФ «Железняков», которому суждено было войти в историю как «Зеленый призрак». Рабочие Севастопольского морского завода вместе с моряками из экипажей разбитых бронепоездов нарастили на обычные платформы под 60-тонные вагоны стальные листы, сшив их электросваркой и укрепив армированной бетонной заливкой (прообраз композитной брони). На бронеплощадках установили пять 76-миллиметровых орудий (три универсальные корабельные установки 34-К с орудиями калибром 76,2-мм, два зенитных орудия 76,2-мм обр 1902/1930,), 15 пулеметов. Бронепоезд имел специальную площадку с 6, по другим данным с 8 минометами. Для повышения скорости помимо бронированного паровоза составу был придан мощный локомотив. Командиром бронепоезда был назначен капитан Саакян.

7 ноября 1941 года «Железняков» вышел на первое боевое задание. Выдвинувшись за Камышловский мост, бронепоезд обстрелял скопление вражеской пехоты у деревни Дуванкой (нынешнее Верхнесадовое) и подавил батарею на противоположном склоне Бельбекской долины.

На небольшой территории осажденного Севастополя бронепоезд мог «выжить» только благодаря скорости и скрытности. Каждый рейд «Железнякова» тщательно планировался. Перед бронепоездом на позицию всегда выходила дрезина, проверяющая состояние железнодорожных путей. После стремительного артиллерийского и минометного удара по целям, заранее разведанным морской пехотой, состав быстро уходил на участки, где железная дорога проходила в узких в скалах выемках, или в тоннели, до того, как немцы успевали пристреляться артиллерией или поднять авиацию. Немцы предприняли немало попыток подавить бронепоезд. Железнодорожное полотно было пристреляно тяжёлой артиллерией, а над дорогой постоянно дежурил самолёт корректировщик. Но ни артиллерии ни авиации всё же не удалось нанести серьёзный урон бронепоезду. По свидетельствам пленных, немецкие солдаты назвали неуловимый бронепоезд «зеленым призраком».

Через месяц из-за ранения Саакяна командование бронепоездом принял лейтенант Чайковский. Позднее бронепоездом командовал инженер-капитан М.Ф. Харченко.

Командир «Железнякова» капитан М.Ф. Харченко

17 декабря 1941 года начался второй штурм Севастополя. «Железняков» поддерживал морских пехотинцев 8-й бригады и части 95-й стрелковой дивизии. Бронепоезд выходил буквально навстречу наступающим немецким частям, ведя огонь не только минометами, но и всеми пулеметами. По приказу командира на переоборудованных контрольных площадках перед бронепоездом разместили бойцов с личным стрелковым оружием и гранатами.

К бронепоезду была прикомандирована специальная восстановительная бригада дорожного мастера Никитина, которая практически каждый день под огнем противника восстанавливали поврежденный железнодорожное полотно. Прекрасно понимая цену атакам «Железнякова», командир 8 бригады морской пехоты Вильшанский специально выделил автоматчиков для прикрытия огневых позиций бронепоезда.

«Бронепоезд все время изменял свой облик. Под руководством младшего лейтенанта Каморника матросы неутомимо расписывали бронеплощадки и паровозы полосами и разводами камуфляжа так, что поезд неразличимо сливается с местностью. Бронепоезд умело маневрировал между выемками и тоннелями. Чтобы сбить с толку противника, все время меняем места стоянок. Подвижной тыл наш тоже в непрерывных разъездах», — вспоминал старшина группы пулеметчиков бронепоезда мичман Н.И. Александров.

«Железняков» действовал не только в районе Мекензиевых гор, но и выходил на Балаклавскую железнодорожную ветку, где немецкие войска рвались к Сапун-горе. Командование Севастопольского оборонительного района очень ценило «Желязняков». Когда во время отхода состава с боевой позиции был разбит путь, и бронепоезд оказался под ударом немецкой артиллерии, которая наводилась самолетом-корректировшиком, на выручку ему было выслано звено советских истребителей, поднимать которые с Херсонесского аэродрома при полном господстве в небе немецкой авиации было очень рисковано.
В конце 1941 года бронепоезд был отправлен в тыл на ремонт. На бронеплощадки поставили часть нового вооружения. Одно из старых орудий заменили двумя новыми автоматическими пушками (всего 5 установки 34-К с орудиями калибром 76,2-мм, и 1 зенитное орудие 76-мм обр 1902/1930). Вместо четырех 82-миллиметровых минометов поставили три полковых 120-миллиметровых (всего 7 миномётов). Установили и 3 новых пулемета, доведя их число до 18.

22 декабря, когда немецкие войска захватили поселок и станцию Мекензиевы горы, бронепоезд ворвался прямо на станцию и в упор открыл огонь по скоплению солдат и техники противника. «Железняков» прикрывал и дерзкую операцию по доставке новых стволов орудий на легендарную 30-ю батарею.

«Как ненавидели этот бронепоезд немцы, и сколько добрых, полных благодарности слов говорилось в его адрес нашими бойцами и командирами, - писал впоследствии участник обороны Севастополя полковник И. Ф. Хомич. - На бронепоезде работали моряки. Отвага черноморцев давно вошла в поговорки. Бронепоезд и в самом деле налетал на противника и вел огонь с такой стремительной неожиданностью, словно бегал не по рельсам, а прямо по неровной земле полуострова».

Немецкая авиация постоянно охотилась за последним крымским бронепоездом (всего в Крыму было построено 5 бронепоездов, но 4 из них были потеряны в боях при обороне полуострова в октябре-ноябре 1941 года), доставлявшим им столько проблем. В ночь с 28 на 29 декабря 1941 года экипаж отведенного на отдых бронепоезда поставил состав не в тоннель, а под отвесную скалу на станции Инкерман, подогнав между скалой и бронепоездом пассажирские вагоны для отдыха. Этим воспользовались немцы, нанеся авиаудар, стоивший жизни многим «железняковцам».

Но в бою 5 орудий и пулеметы бронепоезда были серьезным противником и для . Так, только в первый день 1942 года расчеты «Железнякова» сбили два немецких истребителя, решивших обстрелять остановившийся состав.

Во время боев за Мекензиевы горы немецкой тяжелой артиллерии удалось разбить железнодорожный путь перед движущимся бронепоездом. Под откос полетели балластные платформы, сошла с рельсов бронеплощадка. Осколки очередного снаряда вывели из строя магистральный локомотив, а мощности второго бронированного паровоза не хватало для того, чтобы поднять бронеплощадку на рельсы. Бронепоезд спас помощник машиниста Евгений Матюш. Для ремонта локомотива он забрался в забросанную сырым углем топку. Вода, которой поливали смельчака, тут же испарялась. Закончив работу, Матюш еле успел выбраться наружу и потерял сознание от ожогов. Благодаря его подвигу удалось ввести в строй паровоз, поднять на рельсы бронеплощадку и вывести состав из-под удара тяжелых батарей противника.

Вскоре в Севастополе подошли к концу запасы угля. Несколько раз «железняковцам» удавалось вывезти уголь буквально из-под носа у противника – со станции Мекензиевы горы, которая переходила из рук в руки. Когда закончился и этот уголь, машинист Галинин предложил изготовлять специальные брикеты из угольной пыли и гудрона. Эта идея оказалась вполне жизнеспособной, и угольную пыль собирали на территории железнодорожной станции и по всему Севастополю.
Действия бронепоезда «Железняков» были очень эффективны. В течение почти всей обороны Севастополя в условиях позиционной обороны «Железняков» совершил более 140 рейдов. Из имеющихся данных только в период с 7 января по 1 марта 1942 года бронепоезд совершил 70 боевых рейдов и уничтожил: 9 ДОТ, 13 пулемётных гнёзд, 1 тяжёлую батарею, 3 автомобиля, 3 самолёта, порядка 1500 солдат и офицеров противника. А 15 июня 1942 года «Железняков» вступил в бой с колонной немецких танков, подбив не менее 3 бронированных машин.
21 июня отходящие к Севастопольской бухте защитники города подорвали на Северной стороне всю оставшуюся артиллерию. Мощной артиллерийской единицей остался только бронепоезд, который теперь базировался в Троицком тоннеле. «Железняков» обстреливал немецкие части на Северной стороне до тех пор, пока на стволах орудий не начинала гореть краска.

Немецкая авиация несколько раз обрушивала вход в тоннель. 26 июня 1942 года более 50 бомбардировщиков противника нанесли мощный удар по Троицкому тоннелю. Многотонная глыба обрушилась на 2-ю бронеплатформу. Часть экипажа удалось вытащить через десантные люки в полу вагона, затем рельсы лопнули, и приваленная глыбами бронеплощадка оказалась прижатой ко дну тоннеля.

Второй выход из тоннеля оставался свободным, паровоз вывел уцелевшую бронеплощадку, которая вновь открыла огонь по противнику. Погребенный под толщей скалы «Зеленый призрак» нанес свой последний удар.

На следующий день немецкая авиация обрушила последний выход из тоннеля. Бронепоезд погиб, но его экипаж еще сражался. Оставшиеся в живых железняковцы, сняв пулеметы, продолжали драться с врагом в районе Килен-балки и установив несколько минометов в районе ГРЭС.

30 июня остатки экипажа были блокированы в полузасыпанном тоннеле. Немцы, выслав парламентера, предложили покинуть тоннель скрывавшимся здесь от бомбежек мирным жителям. С ними отправили медсестер бронепоезда. «Железняковцы» держались в тоннеле до 3 июля. Только немногие уцелевшие попали в плен.

Троицкий тоннель, начало 20 века

Сегодня в память о славном боевом пути бронепоезда «Железняков» у Троицкого тоннеля установлена мемориальная доска, а в районе автомобильного и железнодорожного вокзалов на вечный прикол установлен паровоз-памятник, однотипный со вспомогательным паровозом из состава «Зелёного призрака». Хотя есть информация, что это именно тот паровоз.

Троицкий тоннель, начало 21 века

В начале 90-х годов рядом с паровозом разместили железнодорожную артиллерийскую установку ТМ-1-180 которая активно участвовала в боевых действиях, в составе 16-й отдельной железнодорожной артиллерийской батареи береговой обороны Черноморского Флота. И которое принимают теперь за одну из бронеплощадок легендарного бронепоезда «Железняков». Но это орудие не входило в состав бронепоезда «Железняков».

Руденко-Миних Игорь

P.S. В общем «Железняков» это уникальный бронепоезд. Самый что не наесть эрц, он в тоже время концептуально является идеальным бронепоездом. Дешёвая и в тоже время крайне эффективная защита из композитного материала давала надёжную защиту. Два поезда позволяли быстро менять позицию и выходить из под обстрела. Но главное, это был единственный бронепоезд с практически полностью универсальным вооружением. Позволявшим крайне эффективно бороться и с наземными целями. И в тоже время создавать достаточно проблем для воздушного противника. А наличие большого количества миномётов, не оставляло врагу мёртвых зон. Не доступных для поражения с бронепоезда.

Бронепоезд «Железняков» в период обороны Севастополя 1941-42 годов стал кошмаром для немцев, прозвавших его «Зеленым призраком». Для советских людей он стал легендой, примером удачи тщательного расчета боевых операций и отчаянного героизма экипажа.




Недалеко от севастопольского автовокзала, на площади Ревякина стоит памятник самому известному крымскому паровозу, герою Великой Отечественной войны бронепоезду «Железнякову». Ни один турист не проходит мимо, не сделав несколько снимков этого колоритного состава из паровоза Эл-2500 с надписью «Смерть фашизму!» и орудийного транспортера ТМ-1-180 оснащенного внушительной пушкой Б-1-П. Самые некультурные гости города тут же начинают лазить по крыше и механизмам паровоза, не замечая табличек: «Паровоз-ветеран войны и труда. Передан навечно городу-герою Севастополю Крымскими железнодорожниками» и «Паровоз легендарного бронепоезда «Железняков», принимавшего активное участие в героической обороне Севастополя 1941-1942 гг». Ведь ветеран войны и труда, хоть он и паровоз, заслуживает особого уважения.




Необходимо уточнить, что памятник «Железнякову» - это не сам легендарный бронепоезд, а однотипный паровоз с транспортером, который к истории поезда-героя отношения не имеет. Историческая достоверность в его облике не соблюдена, но памятник выполняет свою роль, являясь постоянным напоминанием о легендарном «Зеленом призраке».



Всего во время наступления на Крым 11-й армии Манштейна в строй было введено 7 бронепоездов. На полуострове ощущался сильный дефицит бронетехники, а потому в спешном порядке в железнодорожных мастерских и цехах судоремонтных заводов строились знакомые со времен гражданской войны сухопутные броненосцы. В ход шли остатки корабельной брони и бывшее в наличии оружие. К сожалению, все крымские бронепоезда были быстро ликвидированы фашистами, одному только «Железнякову» удалось длительный период вести боевые действия - с 7 ноября 1941 года по 28 июня 1942 года, совершив 140 рейдов и нанося существенный урон противнику.



Бронепоезд №5 Береговой обороны Главной базы Черноморского флота «Железняков» был введен в строй 4 ноября в уже осажденном Севастополе, на церемонии его открытия был командующий ЧФ и члены военного Совета. Строили бронепоезд работники Севастопольского морского завода при активной помощи уцелевших моряков из экипажей других бронесоставов. Использовались платформы для 60-тонных вагонов, на которые наварили стальные листы и укрепили их армированным бетоном, получив композитную броню. Из оружия было установлено 15 пулеметов, 5 орудий калибра 76 мм, а на специальной площадке расположились 8 минометов. Также был добавлен второй локомотив, что позволило существенно повысить маневренность состава.



Первое боевое задание «Железняков» выполнил 7 ноября в районе деревни Дуванкой (ныне Верхнесадовое): была подавлена батарея и обстреляна неприятельская пехота.


Успешное выживание севастопольского бронепоезда зависело от многих факторов. Его команда умело использовала при маневрировании местный ландшафт с множеством узких оврагов, скал и тоннелей. «Железняков» молниеносно наносил удары по целям, которые разведывала морская пехота, и исчезал, прежде чем его успевала пристрелять вражеская артиллерия или выследить бомбардировщики. «Зеленым призраком» немцы его прозвали за необычайно эффективную камуфляжную раскраску, которую экипаж непрерывно менял, искажая очертания бронепоезда до неузнаваемости, добиваясь его визуальной неотличимости от местности. Также успех операций «Железнякова» обеспечивала дрезина, проверявшая и ремонтировавшая пути.


Во время отражения второго штурма Севастополя 17 декабря бронепоезд поддерживал защитников города, выезжая навстречу наступающим немецким войскам, ведя огонь из минометов и 12-и пулеметов. Прикрытие поезда осуществлялось автоматчиками из 8-й бригады морских пехотинцев. Восстановительная бригада под руководством дорожного мастера Никитина ремонтировала полотно круглосуточно, зачастую под обстрелом.


В конце 1941 года «Железняков» побывал в севастопольском тылу на ремонте и перевооружении. Поставили три новых пулемета, одно старое 76-мм орудие заменили на две новых автоматических пушки, а четыре 82-мм миномета заменили тремя 130-мм полковыми минометами.


Едва не был уничтожен «зеленый призрак» в ходе боев за Мекензиевы горы. Тяжелая артиллерия немцев разбомбила путь прямо перед бронепоездом, с откоса слетели балластные площадки, а одна из бронеплощадок сошла с рельс. Магистральный локомотив был выведен из строя осколками снаряда, а у второго не хватало мощности для того чтобы затащить на рельсы бронеплощадку. Героический поступок совершил Евгений Матюш - помощник машиниста, он полез в закиданную сырым углем топку и поливаемый тут же испаряющейся водой сделал ремонт. Состав был спасен, а Матюш тут же потерял сознание от многочисленных ожогов.


После того как 22 декабря станция Мекензиевы горы была захвачена противником, бронепоезд совершил дерзкое нападение на нее. Буквально ворвавшись на станцию «Железняков» практически в упор стал расстреливать технику и живую силу неприятеля. Также бронепоезд участвовал в отчаянной операции по доставке на 30-ю батарею новых стволов взамен изношенных.


Существенно повредить неуловимый состав фашистам удалось 29 декабря во время авианалета, погибли многие члены экипажа, но уцелевшие смогли отстреляться, используя пулеметы как зенитные орудия. Таким же образом, с помощью 18-и пулеметных стволов 1 января 1942 года было сбито два вражеских истребителя.


Неудивительно, что фашисты ненавидели «Железнякова», ведь только за зимний период 1942 года бронепоезд уничтожил около 1500 солдат противника, 3 автомашины, 10 повозок с грузом, 6 блиндажей, 9 дзотов, 13 пулеметных гнезд, тяжелую батарею. В середине июня бронепоезд вывел из строя 3 немецких танка, вступив в бой с колонной бронетехники.


К концу июня 1942 года «Железняков» остался единственной мощной артиллерийской единицей на Северной стороне Севастополя, с его стволов буквально слазила краска, так они были раскалены от стрельбы. За бронепоездом велась охота с помощью десятков самолетов противника.


26 июня «Зеленый призрак» дал свой последний бой - против него было 50 бомбардировщиков. Один из входов в Троицкий тоннель был обвален массированной бомбежкой, вторую платформу завалило, но поезд вырвался из тоннеля и открыл огонь по врагам. Полностью блокировать бронепоезд удалось только на следующий день, засыпав второй вход в тоннель. Остатки экипажа дрались до 3 июля. Так закончилась история советского «Железнякова»…


…И началась история немецкого бронепоезда «Ойген». Фашисты раскопали легендарный состав, починили его и использовали, оснастив гаубицами калибра 105 мм. «Ойген» был взорван немцами в 1944 году во время наступления советских войск.


По легенде паровоз «Железнякова» - «Ойгена» после войны был отремонтирован и еще долго водил поезда по Крыму. 24 октября 1967 года его доставила из Джанкоя в Севастополь бывшая фронтовая бригада, в которой был машинист М.Галанин, кочегар В.Иванов и тот самый помощник машиниста Е.Матюш.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама