НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
План:
Предмет и задачи курса
Основные макроэкономические показатели и система национального счетоводства
Главные макроэкономические пропорции
Типы национальных хозяйственных систем
Предмет и задачи курса
Республика Беларусь - молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику. Если в советский период экономика БССР была лишь органичной частью единого народнохозяйственного комплекса (ЕHXK) Советского Союза, то с распадом СССР и ЕНХК она стала преобразовываться в национальную экономику, постепенно приобретать черты единого хозяйственного целого в рамках суверенного белорусского государства, ставшего полноправным членом мирового сообщества, субъектом международного права и международных экономических отношений.
За годы независимого существования Беларусь прошла сложный путь построения государственности, наполнения суверенитета реальным содержанием, перехода к рыночным отношениям в трудных условиях преодоления системного социально-экономического кризиса, вызванного распадом СССР.
Термин «национальная экономика» активно вошел в научный оборот, управленческую, хозяйственную практику последнего десятилетия как синоним понятия «экономика суверенной страны» наряду с терминами «народное хозяйство» (National economy - англ., Volkewirtschaft - нем., Gospodarka narodowa - польск.), «экономика республики». Слово «национальный» акцентирует внимание на том, что экономика рассматривается в своей целостности, в масштабе нации, государства, а не только в этническом аспекте.
Следует различать национальную экономику как науку (научное направление и учебную дисциплину) и как область хозяйственной практики.
Как наука национальная экономика имеет свои объект, предмет, инструментарий и субъект научного исследования. Предметом изучения являются социально-экономические процессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональных элементов, потенциалов и механизмов. В качестве объекта выступает национальная хозяйственная система страны. Она исследуется рядом экономических дисциплин: теоретической (политической) экономией, экономической историей, экономической статистикой, эконометрикой, математическим моделированием, экономической и социальной географией и др.
Обобщенные результаты исследований создают научные основы национальной экономики, которые включают совокупность ключевых теоретико-методологических, концептуальных, научно-методических, инструментально-прикладных положений и, прежде всего, понятийно-категориальный аппарат, методологические императивы и методический инструментарий. Наиболее эффективным научным методом в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход . В соответствии с его принципами система представляет собой упорядоченное множество элементов, объединяемых взаимодействиями и отношениями в единое целое. Устойчивая совокупность элементов (компонентов, подсистем) и их отношений образует структуру системы, определяющую закономерности ее функционирования, свойства и характеристики, проявляющиеся в поведении при взаимодействии с внешней средой.
Конкретизация идей, принципов теории систем и системного анализа (в совокупности с общенаучными методами) применительно к различным сферам жизни общества и государства обеспечивается структурно-функциональным подходом , основные положения которого при анализе системных функций экономики заключаются в следующем:
Экономика рассматривается как одна из подсистем системы «общество»;
Системные функции экономики выводятся из структурно-функциональной дифференциация общества и совокупности общественных императивов;
Функциональные императивы подсистем общества, в том числе экономики, реализуются через соответствующие институциональные формы и процессы с помощью специфических механизмов;
Процессы в обществе, отражающие системные функции, могут быть классифицированы по функциональной направленности, структурно-функциональному оформлению и сведены к обозримому числу типов;
Экономика и на уровне общих процессов развития, и на уровне текущего функционирования может рассматриваться как институциональный процесс, т.е. процесс, звенья которого представляют собой комплексы производственно-технологических (включая транспортные) и трансакционных" действий, направленных на создание материальных благ, услуг, имущественных благ и доходов, а также как сфера массового поведения экономических агентов.
B рамках данного подхода модель экономики - это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Модель экономики можно представить как систему институтов, их целей, функций, видов деятельности (и государство, и рынок выступают в ней как совокупности институтов).
Наиболее приемлемым является определение института как устойчивого комплекса формальных и неформальных норм, принципов, законов, правил, регулирующих различные сферы человеческой деятельности, социальные отношения и организующих их в систему социальных ролей и статусов посредством организационных и организационно-экономических структур, в том числе органов государственного управления, учреждений, организаций. Институт выполняет также функцию социального контроля.
Системная модель экономики в данном контексте может трактоваться в двух аспектах: позитивном и нормативном. В первом случае модель - это схематичное описание какого-либо явления или процесса в обществе. Анализ и диагноз экономических явлений и процессов ведутся в основном с помощью дескриптивных (описательных) моделей. Во втором случае модель - это образец, служащий эталоном для воспроизведения. Прогнозы, оптимизационные процедуры, перспективы содержат прежде всего нормативные модели.
Характерной чертой сложных социальных систем, к которым относится и экономика, являются их способность к саморазвитию в пространстве отношений и институтов в соответствии с общесоциальными и общеэкономическими законами. Потенциал (как возможность и способность) развития экономики определяется главным образом источниками, ресурсами, движущими силами, узлами противоречий (проблемами), направлениями и механизмами их разрешения и адаптации к внешним воздействиям и составляет сущностный аспект национальной экономики.
Содержательный аспект раскрывается в. анализе национальной экономики как области хозяйственной практики, анализе состояния, факторов, проблем, тенденций, параметров хозяйственной системы, механизмов ее развития как основы разработки экономической политики, включая цели, направления и пути их достижения, методы и средства подготовки и реализации Макроэкономических решений органов управления и регулирования хозяйственной системы страны.
Органы управления и научные структуры могут выступать в качестве субъектов исследования национальной экономики. Таким образом, национальная экономика - это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия:
Суверенитет нации и государства;
Территориальная целостность;
Единство экономического пространства и юридической среды;
Общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;
Наличие единого платежного средства - национальной денежной единицы - и целостной финансовой системы;
Развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений;
Эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации.
Национальная экономика как сложная система включает комплекс организационных, структурных, функциональных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик (рис. 1.1).
В организационном плане - это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.
В структурном плане - это хозяйственные комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и ряд других.
В функциональном плане - это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственнрго>экологи.че,а?ого и др
В институциональном плане - это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рывка факторов производства, рынка товаров и услуг, валютного рынка, фондового рынка, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и других.
По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровеиь (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного эвена).
Все структурные компоненты, комплексы, потенциалы, сегменты национального рынка опосредованы:
Формами и правами собственности;
Движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном, воспроизводственном процессе и вовлеченных в экономический оборот в виде затрат сырья, энергии, капитала, труда;
Финансовыми потоками (денежной массы - наличных и безналичных денег), движением ценных бумаг всех видов (акций, облигаций, векселей и др.);
Юридической средой (законодательными и нормативно-правовыми актами органов государственной власти всех ветвей и уровней, 3-также системой международных договоров и соглашений).
Социально-экономические процессы, протекающие в национальной экономике, в совокупности образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление. Их функционирование и конечный результат оцениваются комплексом важнейших социально-экономических показателей и макропараметров, в том числе накопления и потребления, характеризующих движение общественного продукта. Динамика воспроизводственного процесса описывается, как правило, тремя основными параметрами: объемом (масштабом) производства; темпом развития (скоростью роста или спада); пропорциями системы и процесса воспроизводства, характеризующими сбалансированность его компонентов, равномерность (пропорциональность) развития. Нарушение пропорций, или диспропорции, например в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах, ведет к падению эффективности и разрушению экономической системы.
Важнейшими характеристиками национальной экономики являются эффективность и конкурентоспособность, отражающие состояние, тенденции, закономерности ее развития, место и роль в системе мирохозяйственных связей, мировой экономике.
Приведенные выше определения и качественные признаки, отражая сущностные характеристика, общее содержание понятия «национальная экономика», позволяют научно обоснованно вести исследование реальных социально-экономических процессов, экономических структур и институтов и логически корректно, доказательно излагать основные цели, способы, характеристики и закономерности функционирования и развития социально-экономической системы Беларуси, ее конкретно-исторической фермы - белорусской экономической модели.
Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики
Национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который охватывает следующие направления:
Формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства;
Преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства;
Глубинные преобразования структуры экономики на основе новых высоких технологий, мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, эффективного международного разделения труда.
Все эти процессы происходят, естественно, в режиме непрерывного функционирования и развития, поскольку экономическую деятельность страны остановить нельзя.
Для успешного осуществления указанных трансформационных процессов необходимы достаточные предпосылки и условия , создание которых позволит придать экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость):
Общесистемные - носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивнлизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества);
Системные - включают единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой;
Внутрисистемные - обусловливают обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования.
Анализ международного опыта эволюции рыночных экономик показывает, что многие страны мира развивались под воздействием европейской идеи прогресса. Благодаря влиянию европейской культуры (системного плюрализма, разнообразия религиозных и культурных традиций, высокой степени индивидуальной предприимчивости, растущей дифференциации общественных структур) во многих странах мира смогли одновременно вызреть множественные предпосылки развития рыночной экономики: экономические, правовые, политические, идейно-культурные, социально-психологические, цивилизационные.
В силу многовековых связей с европейскими государствами Беларусь восприняла многие черты европейской культуры. Однако ее географическое положение в центре Европы, историческое тяготение к славянской культуре, многолетнее вхождение в единый народнохозяйственный комплекс бывшего СССР накладывают долговременный отпечаток на геополитическую ситуацию в стране, выработку ориентиров внешней политики, предпочтений и принципов включения в межгосударственные структуры. Всесторонний учет этих аспектов, а также присущих Беларуси геополитических, географических, социально-экономических, экологических, демографических и других особенностей является важнейшей методологической предпосылкой выбора направлений, моделей и механизмов развития национальной экономики.
Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира. Нынешняя бело русская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из стран СНГ. Поэтому экономическое положение республики в большой степени зависит от экспортных товарных потоков в Россию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья, повышения качества и конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках. Эти принципиальные аспекты должны найти отражение в разработках перспектив и путей развития национальной экономики.
Внутриполитическими предпосылками являются совершенствование политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути становления демократии, оптимизация государственных структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности.
Принципиальной предпосылкой построения, функционирования и устойчивого развития национальной экономики является закрепление; в стратегических программах социально-экономического развития Беларуси долгосрочных ориентиров и общесистемных условий упреждающего характера. Такой опыт в стране есть. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь до 2020 г., в качестве общесистемных условий стратегического характера определены:
Построение и развитие унитарного демократического социального правового государства (в соответствии с Конституцией Республики Беларусь);
Формирование современного гражданского общества;
Создание социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики.
Мировоззренческой и идеологической основой этих предпосылок является новая цивилизационная стратегия, состоящая в смене парадигмы общественного прогресса с переходом на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека, новые концепции социальной справедливости, экономической эффективности и экологической защищенности.
Важнейшей предпосылкой является и уважение социальных, социально-психологических, культурных, ценностных ориентации народа. Исторически сложившийся менталитет нации, нравственные устои, мировоззренческие позиции, основанные на признании принципа социальной справедливости, коллективизма, дружбы народов, - это мощный социальный потенциал развития страны в правовой и институциональной сферах.
Эффективность становления, функционирования и развития национальной экономики обеспечивается также совокупностью системных условий и принципов. В их числе создание единой институционально-правовой среды для страны, ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов в процессе общественного воспроизводства. Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь.
К системным предпосылкам относится и полный учет специфики страны в сфере экономики. Беларусь располагает долговременными факторами развития: высококвалифицированным кадровым, значительными научно-техническим, промышленным и агропромышленным потенциалами, большими запасами отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов. Наряду с этим национальная экономика имеет и устойчивые негативные аспекты: несовершенную структуру воспроизводства; физически и морально устаревшие основные фонды и технологии; медленные темпы их обновления; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП; низкие качество и конкурентоспособность многих видов продукции и услуг и др. Данные явления должны объективно оцениваться при формировании потенциала развития национальной экономики.
Наконец, следующая группа предпосылок обеспечивает создание внутрисистемных условий перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики. Построение системы управления и регулирования экономики на принципах рациональности, стратегической целенаправленности, тактической гибкости, структурной гармоничности, учета социального, экономического и экологического императивов устойчивого развития - обязательная предпосылка эффективного хозяйствования.
Данные предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны, они являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой - постоянно действующими требованиями к преобразованию государства, общества, экономики, обеспечению политической и социальной стабильности в стране.
Все описанные выше группы предпосылок, условий, императивов комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации.
Похожая информация.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
АО «Медицинский Университет Астана»
Тема: Показатели развития национальной экономики
Выполнила:
Аскарова А.Ж.
Проверила:
Шынтаева С.С.
Астана 2015
Введение
1. Понятие национальной экономики
2. Система показателей национальной экономики
3. Показатели национальной экономики Казахстана с 1991 года
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер: материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.
Важнейшей составной частью национальной экономики является материальное производство, в котором создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления. В материальное производство входят такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь.
Понятие "национальная экономика" тесно связано с понятием "экономическая система", т.к. конкретизирует экономическую систему, отражает специфические черты, обусловленные географическим положением страны, ее участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.
Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития. Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.
Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам.
1. Понятие национальной экономики
Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:
1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.
3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.
В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство, преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.
Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.
Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:
1. Стабильного роста национального объема производства;
2. Стабильного уровня цен;
3. Поддержание равновесного внешнего баланса;
4. Высокого и стабильного уровня занятости.
1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства . Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов. Следствием экономического роста страны становится сглаживание социальных, политических, национальных противоречий. Растущая экономика характеризуется приростом годового национального объема производства, который может использоваться не только для эффективного удовлетворения потребностей, но и для разработки социальных или научно-технических программ. Если растет общественное производство, то в условиях ограниченности ресурсов не приходится решать дилемму: либо повышать уровень потребления, либо бороться с бедностью и загрязнением окружающей среды. Растущее производство позволяет осуществлять и то, и другое. Таким образом, экономический рост облегчает решение проблемы ограниченности ресурсов.
Факторами экономического роста являются:
*природные ресурсы (необходимо наиболее полное их извлечение и комплексная переработка);
*трудовые ресурсы (повышение уровня образования, улучшение здоровья, совершенствование организации труда);
*основной капитал (оборудование предприятий, транспортные средства и т.п.);
*научно-технический прогресс;
*совокупный спрос.
2. Стабильность цен . Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.
3. Поддержание внешнеторгового баланса . На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты -- величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.
4. Высокий уровень занятости . Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.
Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.
Ими являются:
Фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);
Денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);
Политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);
Внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).
Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов.
Общей закономерностью рыночной экономики является цикличность ее развития: от подъема к спаду, за ним следует застой в производстве и деловой жизни (депрессия), который сменяется оживлением и подъемом. Цикличность рыночной экономики обусловлена объективными факторами. Материальной основой цикличности является физическое обновление основного капитала, хотя непосредственным толчком для кризиса могут быть самые разные причины, и, прежде всего, денежно-кредитные потрясения.
2. Система показателей национальной экономики
Целью функционирования всей народнохозяйственной системы, производственной и непроизводственной является создание благ и услуг, которыми страна наполняет и расширяет материальные и духовные основы жизни общества. Свое материальное выражение блага находят в непрекращающемся процессе производства различных по назначению видов продукции. Весь поток создаваемого продукта многолик, количество его видов и подвидов исчисляется миллионами, каждый из которых измеряется различными единицами, между собой несопоставимыми.
Следовательно, необходимы показатели, которые могли бы объединить все это разнообразие и суммарно выразить объемы производимой продукции. В качестве такого универсального измерителя практика определила денежную единицу, а в качестве оценки объема - стоимостные показатели.
Экономическая теория и хозяйственная практика для оценки уровня развития общественного производства использует макроэкономические показатели.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Для анализа национальной экономики выделяют следующие показатели:
Валовой продукт, национальный доход, экспорт, импорт, товарооборот внешней торговли, уровень безработицы, инфляция, дефицит бюджета, уровень государственного долга.
Валовой продукт - это обобщающий показатель имеет такие разновидности: валовой общественные продукт (ВОП), валовой национальных продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП).
ВОП как оценочный показатель в настоящее время не используется. Исчисленный этим показателем объем продукции не выражал реального содержания, так как в его составе допускался повторный счет. ВОП включал в свой состав как конечный, так промежуточный продукт.
Конечный продукт - это товары и услуги, которые выходят за пределы производства и покупаются для конечного пользования.
Промежуточный продукт - товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку и перепродаются несколько раз прежде чем попасть к конечному потребителю, т.е. продукт, произведенный в данном году и в этом же году потребленный для создания конечного продукта.
Валовой национальный продукт определяется как рыночная стоимость все произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год. При подсчетах ВНП суммируется стоимость лишь конечных продуктов, поступающих в потребление. Промежуточные продукты не входят в ВНП. Такой метод исчисления позволяет избежать повторного счета и искусственное завышение ВНП.
Это общий и наиболее точный показатель, который охватывает конечные результаты экономической деятельности всех хозяйственные единиц - и в производственной сфере и сфере услуг.
В мировой практике сложились два метода исчисления валового национального продукта. Первый метод расчета ВНП по расходам.
ВНП - это огромный поток всевозможных товаров и услуг, который по своему материально-вещественному содержанию и назначению подразделяется на потребительские товары и так называемые инвестиционные товары - средства производства.
ВНП по этому методу включает:
Потребительские расходы населения (С);
Государственные закупки товаров и услуг (G);
Валовые накопления и инвестиции, которые представлены амортизационными отчислениями и чистыми (дополнительными) инвестициями (J)$
Валовый внутренний продукт . ВВП близок по содержанию к показателю ВНП. В нем учитывается весь продукт, произведенный на территории данной страны, независимо от национальной принадлежности предприятий. ВВП суммирует ДС всех производителей товаров и услуг, которые называются резидентами. В ВВП включают сальдо торгового баланса страны, но не учитывают продукт, произведенный на предприятиях данного государства вне его пределов.
Как свидетельствуют статистические данные, разность между показателями ВНП и ВВП по их объему незначительна и колеблется в пределах 1%.
ВВП подсчитывается тремя методами: производственным, распределительным, методом конечного использования.
Производственный метод предполагает исчисление ВВП следующими способами:
1. Как стоимости валового выпуска товаров и услуг в национальной экономике в основных ценах, за исключением стоимости промежуточного продукта, плюс сумма налогов на добавленную стоимость и чистых налогов на импорт:
ВВП = валовой выпуск -- промежуточный продукт + налоги на добавленную стоимость + чистые налоги на импорт.
2. Как суммы добавленных стоимостей отраслей или секторов экономики в рыночных ценах (включая чистые налоги на товары и импорт). Валовая добавленная стоимость -- это разность валового выпуска и промежуточного продукта.
Распределительный метод (по доходам) предполагает суммирование первичных доходов производителей товаров и услуг: заработной платы наемных работников, чистых налогов на производство и импорт, валовой прибыли и валовых смешанных доходов от собственности и предпринимательства. Валовая прибыль -- это та часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников, и чистых налогов на производство и импорт. Доходы от собственности включают доходы, получаемые субъектами хозяйствования от предоставления в пользование финансовых и нефинансовых активов (процент, рента). Детализируя вышесказанное, обозначим основные компоненты ВВП:
1.Заработная плата -- оплата труда рабочих и служащих и дополнительные выплаты по социальному обеспечению и социальному страхованию (W). национальный экономика казахстан развитие
2.Рента, или арендная плата -- доход, получаемый собственниками земли, помещений, жилья за использование сданных в аренду наличных объектов (R).
3. Процент -- плата за предоставленный в кредит денежный капитал. Он выплачивается и по вкладам населения в банке (r).
4. Валовая прибыль -- ее получают предприниматели единоличных хозяйств, партнерств, корпораций (Рвал). Валовую прибыль можно рассчитать как сумму чистой прибыли экономики (Р) и амортизации (А). Амортизация -- часть дохода фирм, идущая на восстановление израсходованного оборудования.
5. Налоги на прибыль фирм и косвенные налоги, служащие источником доходов государства, в том числе на импорт (Т).
Таким образом,
Y= W + R + P + A + r + T.
Метод конечного использования. Отечественная конечная продукция расходуется на потребление на внутреннем рынке, на сбережение, идет на экспорт. Поскольку на внутреннем рынке, помимо отечественных товаров, потребляются для накопления также импортные товары, сумма всех расходов на потребление и накопление за вычетом стоимости импорта с добавлением стоимости экспорта -- это ВВП по конечному использованию (или по расходам). Итак, суммирование конечного потребления или расходов (G) домашних хозяйств (или потребителей) и государства (государственных расходов, G), валового сбережения (ВС), сальдо экспорта и импорта (NX) -- третий метод измерения ВВП. Следует иметь в виду, что валовое сбережение есть прирост запасов оборотных средств и капиталовложений (Iвал):
Y=C + Iвал+G + NX.
Номинальный ВВП включает сумму всех товаров и услуг, произведенных за год и измеренных в текущих рыночных ценах. Следует учитывать, что часто рост ВВП оказывается фиктивным из-за роста цен. Поэтому, если ВВП оценивается в сопоставимых ценах, то есть при его оценке вычтен прирост цен за счет инфляции, -- это реальный ВВП.
Под потенциальным ВВП понимается возможный национальный объем производства, полученный при полной занятости и стабильном уровне цен.
Наконец, фактический ВВП -- это национальный объем производства, созданный в условиях циклической безработицы.
Национальный доход (НД) как показатель состояния национальной экономики также используется широко. Он с наибольшей точностью, в сравнении с показателем валовой продукт, характеризует уровень экономического развития страны, его экономическую структуру, а также уровень благосостояния населения и экономические возможности развития в перспективе.
Величина показателя НД может быть исчислена как сумма всех первичных доходов (до их прямого налогообложения), получаемых собственниками ресурсов (заработная плата + прибыль на капитал + рента):
НД = L + P + R
Наряду с этими основными в практике анализа состояния экономики используют и следующие показатели:
Чистый национальный продукт (ЧНП), исчисляемый как ВНП минус амортизационные отчисления;
Личный доход (ЛД), исчисляемый по показателю НД за исключением взносов на социальное страхование, налогов на прибыль, нераспределенные прибыли корпораций плюс трансфертные платежи;
Реальный доход (РД), он равен ЛД за минусом налога на личный доход.
Инфляция - обесценивание денег
Дефицит бюджета - превышение расходов над доходами
Уровень безработицы - соотношение между безработными и трудоспособным населением
Сальдо торгового баланса - разница между экспортом и импортом. Чем больше положительное сальдо, тем лучше, потому что это основной путь поступления валюты в страну;
3. Показатели развития национальной экономии Казахстана с 1991 года
После распада СССР наиболее трудной задачей стало формирование рыночных отношений. Практически был осуществлен переход на новую социально-экономическую формацию. Нужно было не только объявить экономическую свободу, но и создать практические условия для ее реализации, становления свободного предпринимателя, бизнесмена, частного собственника. Важным шагом перехода на качественно новые отношения стали приватизация и разгосударствление государственной собственности. В результате 4 этапов приватизации (малой, массовой, индивидуальной) за 1991-2000 гг. новым частным собственникам через коммерческие, инвестиционные, открытые конкурсы за купоны, рубли и тенге продано 34,5 тыс. объектов государственной собственности на общую сумму 215,4 млрд. тенге. Сам процесс приватизации, вызвавшей много яростных споров и острых дискуссий, привел к появлению в стране невиданного ранее класса частных собственников и свободных предпринимателей.
Так, число наиболее массовой сферы предпринимательства - малого бизнеса (индивидуальных предпринимателей, фермеров, работников МСП) - значительно выросло с 19,0 тыс. малых предприятий в 1993 г. до 67,0 тыс. в 2000 г. и 675,2 тыс. действующих субъектов МСП в 2011 г. В этой сфере занятость выросла со 132,4 тыс. чел. в 1997 г. до 2,5 млн. Из них на 1 сентября 2011 г. 699,2 тыс. чел. работали в средних предприятиях, 661,7 тыс. в малых, 697,1 тыс. в индивидуальных предприятиях, 429,5 тыс. в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
И если в 1996 г. 39,5% всей собственности страны находилось в руках у государства и 57,1% в негосударственной, то в 2010 г. доля государства снизилась до 10,8%, а 72% находилось в частной собственности, 17% - иностранной собственности. Уже в 1997 г. 79% объема промышленной продукции выпускалось в частных предприятиях, государственных - 6,6%. В 2009 г. 77% продукции выпускалось в частных предприятиях, 22,1% - в иностранных, 0,9% - в государственных. На 1 сентября 2011 г. из 296,1 тыс. юридических лиц 253,6 тыс. (85,6%) являлись частными, 27,2 тыс. государственными, 15,3 тыс. иностранными и 9,5 тыс. совместных. Частная собственность в стране стала доминирующим субъектом экономических отношений.
Существенно изменилась экономическая роль государства. Его задачами стали создание нормальных условий для предпринимательства, регулирование экономических и финансовых отношений между государством и бизнесом, забота о финансовой устойчивости и обеспечение социального развития страны. За годы независимости финансовая база государства укрепилась. Для построения правильных взаимоотношений предпринимательства и государства была сформирована фискальная система, создана законодательная, нормативно-правовая основа экономических отношений. Главные социально-экономические принципы были закреплены в Конституции страны. Приняты Гражданский, Трудовой, Налоговый, Таможенный кодексы. Гарантировалось право собственности, предоставлены экономические права и свободы, в особенности право на свободное предпринимательство. За эти годы были созданы условия для реализации этих прав и свобод, обеспечены правовая защита, укрепилась материальная основа и расширились масштабы государственной поддержки бизнеса, предпринимательства. Неоднократно снижались ставки налогообложения.
В свою очередь предпринимательство страны обеспечило работой более 6,2 млн. чел., из них 2,7 млн. самозанятые. Выросли доходы населения. Среднемесячная зарплата увеличилась с 6 тыс. тенге в 1998 г. до 24 тыс. в 2000 г. и до 93 тыс. в 2011 г. В результате более чем в 5 раз сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума1), % |
||||||||||||||||
Значительным рычагом подъема ведущих сфер экономики стало привлечение масштабных иностранных инвестиций, как прямых, так и портфельных. Эти инвестиции в условиях острого дефицита финансовых ресурсов, особенно в начальный период независимости, позволили не только восстановить базовые отрасли, но и модернизировать производство, обеспечить выход продукции на мировой рынок, превратить эти сферы в основной источник национального богатства страны, решать ключевые проблемы социального и экономического развития страны.
Следует особо подчеркнуть, что на мировом рынке инвестиций конкуренция не ослабевает. За привлечение инвестиций ведут интенсивную и упорную борьбу практически все страны, включая США, ЕС, Китай, Индию и другие страны.
По данным ЮНКТАД, в 2010 г. приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире достиг 1 244 млрд. долл. Крупнейшими получателями ПИИ стали США, Китай, Гонконг, Бельгия, Бразилия, Германия, Великобритания. В 2010 г. половину из 20 ведущих стран по поступлению ПИИ составили развивающиеся государства.
Казахстану за 20 лет удалось выработать и реализовать результативную инвестиционную политику. Был определен стратегический инвестиционный курс, проводилась ясная инвестиционная политика, создан благоприятный климат, законодательно гарантированы долгосрочные инвестиции, обеспечена стабильность сохранения и исполнения заключенных соглашений. В результате за годы независимости достигнуты рекордные значения, объем иностранных инвестиций в экономику страны превысил 131,9 млрд. долл. Более 71% приходится на последние 5 лет. Объем ПИИ в Казахстан в 2010 г. составил 17,3 млрд.
Один из основных интегральных показателей развития страны - рост внутреннего валового продукта (ВВП).
Динамика ВВП РК за 1992-2011 гг.
Млрд. тенге |
|||||||||||
Млрд. долл. |
|||||||||||
Млрд. тенге |
|||||||||||
Млрд. долл. |
Объем ВВП Казахстана за 20 лет вырос в 53,6 раза и вместе с итогами 2011 г. составит 994,5 млрд. долл. Этот показатель сравним с годовым уровнем ВВП Турции, Ирана.
Очевидно, что не все задачи за 20 лет решены. Сохраняются безработица, разрыв в доходах между богатыми и бедными, региональные различия. Однако также очевидно, что за годы независимости построена другая страна, занимающая достойное место в мире, решившая множество проблем и определившая новое качество жизни своего населения. Время - важный фактор. Если таких результатов Казахстан достиг всего за 20 лет, то в будущем при сохранении и приумножении созданного потенциала страна, несомненно, может выйти на более высокие вершины.
Заключение
Переход национальной экономики к рынку невозможен без структурной перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Целью преобразований является не только установление эффективной экономической структуры народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение социальных проблем и в конечном итоге - формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромным вложением финансовых средств, в т.ч. иностранных инвестиций.
С писок использованной литературы
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов; высших учебных заведений. М., 2003.
2. Данилов А.С., Юлдашев З.Ю. Национальная экономика: Учебное пособие, Т., 2003.
3. http://www.nomad.su/?a=4-201110100035
4. http://credonew.ru/content/view/1108/67/
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Понятие национальной экономики. Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны. Система показателей национальной экономики. Международная экономика и ее показатели. Динамика иностранных инвестиций.
реферат , добавлен 08.10.2008
Цели и структура национальной экономики, предпосылки ее становления, функционирования и развития в Республике Беларусь. Исследование состояния национальной экономики государства в условия мирового финансово-экономического кризиса.
контрольная работа , добавлен 16.10.2011
Изучение структуры национальной экономики и ее особенностей в Республике Беларусь. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. Основные макроэкономические показатели и пропорции (уровень цен, занятости и ставка процента).
курсовая работа , добавлен 30.03.2015
Теории структурных реформ национальной экономики. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики. Показатели системы национальных счетов. Общее экономическое равновесие. Основные макроэкономические показатели России за 2011 год.
курсовая работа , добавлен 10.05.2012
Виды моделей национальной экономики. Макроэкономическая модель и смешанная экономика. Социальная устойчивость как главный критерий социально ориентированной рыночной экономики. Формирование и методика оценки белорусской модели национальной экономики.
курсовая работа , добавлен 28.08.2011
Национальная экономика: ее структура и цели. Методологические аспекты макроэкономических показателей. Структура валового внутреннего продукта. Социальные результаты функционирования национальной экономики. Анализ развития рыночной экономики в России.
реферат , добавлен 13.12.2010
Рассмотрение основных особенностей структуры национальной экономики. Рыночная инфраструктура как совокупность единиц национальной экономики, общая характеристика элементов: небанковские учреждения, банковские системы. Сущность понятия "демократия".
курсовая работа , добавлен 27.04.2013
Понятие, признаки и субъекты национальной экономики, ее структура и условия сбалансированности. Факторы модернизации национальной экономики через развитие региональной производственной инфраструктуры и на основе стратегии инновационного развития.
курсовая работа , добавлен 21.10.2013
Основные виды структур национальной экономики. Инфраструктура экономики, ее виды и значение для национальной экономики. Экономические ресурсы: их виды и свойства. Национальное богатство - часть совокупного экономического потенциала национальной экономики.
реферат , добавлен 13.04.2015
Национальная экономика как сумма всех финансовых сделок, происходящих в государстве. Экономические показатели, отражающие состояние экономики. Соотношение экспорта и импорта, свободная торговля и политика протекционизма, периоды роста и спада экономики.
Развитие национального хозяйства каждой страны мирового сообщества, как и всего мирового хозяйства, осуществляется пи д влиянием ряда законов . К важнейшим из них относятся;
■ закон стоимости "
■ закон международной конкуренции;
■ закон неравномерного экономического развития государств!
■ закон интернационализации производства.
Сущность закона стоимости заключается в том, что цена товара определяется затратами работ. Его международная форма проявляется в том, что цена товара на мировом рынке зависит от нескольких факторов:
■ средней интенсивности труда в масштабах мирового хозяйства и интенсивности национального труда в странах мира;
■ средней производительности труда в мировом хозяйстве и производительности национального труда;
■ уровня сложности труда - чем сложнее, тем дороже.
Влияние национальной стоимости труда на интернациональную стоимость зависит от удельного веса товаров, произведенных в конкретной стране по отношению к их общемирового производства.
Заков международной конкуренции является главным источником развития мировой системы хозяйства, способствует развитию НТП, росту производительности труда, улучшению качества продукции. Главные объекты международной конкуренции - мировая торговля и рынки сбыта. Субъекты конкуренции - национальные компании и многонациональные (транснациональные корпорации (ТНК), отдельные государства и международные организации. Конкурентная борьба ведется между ТНК, внутри ТНК, между различными представительствами (зарубежными филиалами) и фирмами. Международный институт развития и управления, Всемирный экономический форум (ВЭФ) определяют 12 важнейших факторов конкурентоспособности страны
■ качество институтов;
■ инфраструктура;
■ макроэкономическая стабильность;
■ здоровья и начальное образование;
■ высшее образование и профессиональная подготовка;
■ эффективность рынка товаров и услуг;
■ эффективность рынка труда;
■ развитость финансового рынка;
■ технологический рынок;
■ размер внутреннего рынка;
■ конкурентоспособность бизнеса;
■ инновационный потенциал.
Особое значение в повышении конкурентоспособности экономики страны играет хозяйственное управление. Для постсоциалистических стран это особенно важно, учитывая неприспособленность персонала их предприятий к наступательной стратегии в конкурентной борьбе на мировом рынке. При этом в этой борьбе выигрывают те страны, в которых внутренний спрос ориентирован, прежде всего, на продукцию отечественных предприятий.
Закон неравномерного экономического развития государств обусловлен рядом исторически сложившихся причин:
■ разной обеспеченностью природными ресурсами;
■ экономико-геоирафичним положением;
■ темпами и времени процесса накопления капитала.
Неравномерность экономического развития государств влияет также неравномерность развития отраслей мирового хозяйства (те страны, которые специализировались на малоэффективных отраслях, естественно, оказываются в худшем состоянии). Неравномерно развиваются и предприятия внутри отраслей. Закон неравномерного экономического развития государств действует не только в глобальном отношении, но и внутри отдельных экономических группировок и даже ТНК (между их различными национальными представительствами).
Закон интернационализации производства проявляется в международном географическом разделении труда, который в своем развитии идет от общего сотрудничества стран в производстве продукции в предметной и подетальной специализации и кооперирования. Это ведет к экономии затрат общественно-полезного труда, материально-технических ресурсов и повышения общенациональной производительности труда.
Кроме перечисленных выше общеэкономических законов, на развитие и размещение мировой экономики действуют такие закономерности
1. Пропорциональности развития компонентов территориальных социально-экономических систем.
2. Рационализации территориально-экономических связей (экономико географического тяжести).
3. Территориальной концентрации производительных сил (пространственной агломерации).
4. Территориальной дифференциации.
5. Территориального комплексирования.
Благодаря действию первой закономерности обеспечивается наиболее рациональный обмен энергией, веществом, информацией между социальными, экономическими, техническими и природными составляющими территориальных социально-экономических систем - от отдельных районов - к глобальной мировой системы в целом. Под влиянием этой закономерности достигаются оптимальные пропорции развития отраслей народного хозяйства отдельных стран и мировой экономики в целом.
Под влиянием второй закономерности осуществляется процесс отбора выгодных контрагентов экономического сотрудничества (экономико-географическое притяжения технологических звеньев, источников сырья и его переработки, трудовых ресурсов и мест приложения труда и т.д.). Она определяет международную экономическую и производственно-технологическую кооперацию стран и народов.
Действие третьей закономерности заключается в том, что после достижения определенного уровня накопления в отдельных регионах и странах мира производственной мощности, капиталов, материально-технических и трудовых ресурсов в них начинают развиваться практически не подвластны управлению процессы агломерирования (концентрации) производственной деятельности. Они формируют крупные промышленные узлы, агропромышленные комплексы, индустриальные районы мира (Рурский район Германии, Северо-Восток США, Донбасс и Приднепровье в Украине и т.д.).
Действие четвертой закономерности заключается в том, что под влиянием природных, социальных, экономических, демографических и других факторов создаются условия для международной специализации стран на производстве отдельных товаров и видов услуг в рамках глобального географического разделения труда (например, Швейцария - важнейший регион банковской деятельности, Австралия - крупнейший район овцеводства и производства шерсти).
Благодаря действию пятой закономерности обеспечивается взаимосвязь систем расселения с развитием и размещением производства, предприятиями непроизводственной сферы, а также создание и развитие рациональных технолого-экономических звеньев, формирующих международные территориальные производственные комплексы и комбинаты на базе региональной экономической интеграции.
В развитии мирового хозяйства четко прослеживается соблюдение определенных принципов, под которыми подразумевают сознательно проведена отдельными государствами и мировым сообществом экономическая политика, направленная на осуществление опознанных законов и закономерностей в развитии мировой и национальных экономик.
Главными принципами в развитии и размещении мирового хозяйства является принцип экономии общественно-полезных затрат (по А. Вебером), принцип возможности получения максимальной прибыли (по А. Леша), а также экологический принцип рационального использования и охраны окружающей природной среды человека .
К важнейшим принципам относятся также:
■ рациональность размещения производства;
■ учета международного географического разделения труда;
■ сохранение экологического равновесия;
■ ограничения централизма.
Принцип рационального размещения производства заключается в максимальном учете действия факторов производства (земля, труд, капитал, предпринимательство). Экономическое содержание принципа - обеспечение высокой эффективности функционирования народного хозяйства за счет преимуществ имеющихся факторов производства в той или иной стране мира. На практике он реализуется с помощью приближения материалоемких, энергоемких, водосодержащих производств к источникам сырья, топлива (энергии) и воды. При этом экономия общественно-полезных расходов должна осуществляться не только на транспортных расходах, но и на комплексном использовании природных ресурсов; приближения трудоемких производств в районы сосредоточения дешевой рабочей силы, позволяет эффективно использовать трудовые ресурсы с учетом их половозрастной структуры и квалификации; приближения массового производства малотранспортабельной продукции к местам ее потребления (мебель, железобетонные изделия и конструкции, стеновые материалы и т.п.).
Принцип учета международного разделения труда состоит в том, что государство должно стремиться развивать такие отрасли и виды производства, для которых оно имеет лучшие условия, и продукция которых пользуется спросом на мировом рынке. Системой государственных льгот страна должна способствовать развитию таких производств. Одновременно государственная торговая политика должна либерализовать импорт тех товаров, которые в стране не производятся в силу природных условий или большие расходы.
Некоторые страны всю экономику строят на экспорте одного или двух-трех товаров. Такая экономика называется экспортоориентированной. Например, ОАЭ, Кувейт, Бруней живут в основном за счет экспорта нефти, Сенегал - за счет экспорта арахиса, центрально-американские страны - экспорта бананов, Ямайка - тростникового сахара, бокситов и др. Экспортоориентированная экономика характерна для развивающихся стран, и не имеют, как правило, емкого внутреннего рынка. На более высокой стадии экономического развития страны переходят к развитию импортозамещающих производств (прежде всего, в базовых отраслях), продукция которых имеет широкий внутренний спрос позволяет избавиться от их импорта (большие латиноамериканские страны, страны Юго-Восточной Азии и др.).
Принцип сохранения экологического равновесия. Хозяйство всех стран (как и мировое хозяйство в целом) должно быть сбалансировано по большинству параметров, однако, если при этом возникает экологическая напряженность, то оно не может считаться оптимальным с экономической точки зрения. Принципа экологического равновесия должны быть подчинены все остальные принципы, поэтому он может называться принципом экологического императива. Данный принцип со временем лег в основу Концепции устойчивого развития
Концепция устойчивого развития стала логическим следствием процесса экологизации научных знаний и социально-экономического развития, бурно начался в 1970-х pp.
В 1987 г.. Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКНСР) составила доклад "Наше общее будущее". В ней акцентировалось внимание на необходимости устойчивого развития мирового госцодарства, которое бы могло "удовлетворять потребности настоящего времени, но не ставило под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности". В основу деятельности МКНСР возложена новая триединая концепция устойчивого (эколого-социально-экономического) развития, к основным факторам которого относятся:
■ политическая система, обеспечивающая участие широких масс населения в принятии решений;
■ экономическая система, которая обеспечивает расширенное воспроизводство и технический прогресс на собственной базе, постоянно укрепляется;
■ социальная система, обеспечивающая снятие напряженностей, которые возникают при негармоничном экономическому развитию;
■ система производства, сохраняет эколого-ресурсную базу;
■ технологическая система, обеспечивающая постоянный поиск новых решений;
■ международная система, способствует устойчивости торговых и финансовых связей;
■ административная система, достаточно гибкая и способна к самокоритування.
В дальнейшем понятие устойчивого развития было углубленное на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в 1992 году. В заявлении этой конференции устойчивое развитие определен как "стратегия, реализованная таким образом, чтобы в равной степени обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды как нынешнего, так и будущего поколений ". С тех пор это понятие широко вошло в политической терминологии и научного обихода.
Как официальная доктрина устойчивое развитие был принят большинством стран мира. Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию (межправительственный, неправительственный и научный форум) в 2002 г.. Подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития для долгосрочного удовлетворения основных человеческих потребностей при сохранении систем жизнеобеспечения планеты Земля.
Принцип ограничения централизма. Централизм в политике и экономике на первых этапах развития общества оказывает, как правило, положительное влияние, о чем свидетельствует история европейских государств и СССР. Однако со временем централизм превращается в тормоз развития производительных сил. Это интуитивно понимал свое время руководитель СССР Н. С. Хрущев, который заменил отраслевое управление и планирование народного хозяйства региональным (территориальным) с помощью созданных совнархозов. Многие положения региональной экономической политики, проводимой в конце 1950-х - начале 1960-х годов в бывшем СССР, а также плановое ведение хозяйства заимствованы и успешно реализуются в США, Канаде, Японии, Франции, Германии, Испании и других странах. В странах Евросоюза возникла и получила признание "Концепция регионов", согласно которой все больше полномочий по развитию региональных экономик передаются от центральных органов власти на места, то есть органам местного самоуправления.
Основные принципы современной региональной экономической политики:
■ преимущество интересов района перед интересами отраслей, отдельных предприятий и организаций;
■ всесторонний учет экономических, технологических, этнических, экологических и социально-демографических предпосылок и факторов развития и размещения производительных сил мировой экономики в разрезе регионов;
■ приоритет интенсивного, ресурсосберегающего подхода к размещению производительных сил и ограничения материалоемких производств;
■ постепенное выравнивание уровней социально-экономического развития регионов мира.
Особенностью мирового хозяйства является его целостность, которая обеспечивается механизмом международных отношений. Целостность сложилась благодаря взаимосвязанным процессам - образованию новых независимых государств и интеграции их экономик, под влиянием которых формировалась современная политическая карта мира. Эту целостность поддерживает деятельность международных организаций и мощных ТНК.
Универсальный связь между национальными хозяйствами осуществляют международные экономические отношения.
Международные экономические отношения (МЭО) - комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства.
В целом понятие "мировое хозяйство" как совокупность национальных экономик и международных экономических отношений, можно отразить в виде математической модели:
где НЕ - национальные экономики; МЭО - международные экономические отношения.
- The Global Competitiveness Report 2012-2013 (Electronic Re ео urse). - Way of access www3. weforum.org/docs/WEF_GLobalCompetitivenes8Report_2012 13.pdf
Национальная экономика. Под ред. Савченко П.В.
М.: Экономистъ, 2005. - 813 с.
В учебнике в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования изложен учебный курс «Национальная экономика».
На основе обобщения мирового опыта раскрывается содержание экономической политики государства для различных типов национальных хозяйств.
Дается описание конкретных инструментов макроэкономического анализа, используемых для определения путей последующего развития, оценки экономического потенциала страны, выработки экономических прогнозов. Оценивается степень и направления развития конкурентного режима, особенности воспроизводственных процессов в условиях, совмещающих задачи повышения зрелости рыночного хозяйства и необходимости перехода к постиндустриальному обществу. Отражены достижения российской экономической школы в обосновании адаптационного механизма экономики России и ее продвижении к более зрелому рыночному хозяйству.
Для студентов экономических специальностей вузов, аспирантов, научных работников.
Формат: pdf / zip
Размер: 4 ,1 Мб
/ Download
файл
Оглавление
К читателю. ................ 15
Предисловие. ............. 19
РАЗДЕЛ I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА «НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
Глава 1. Предмет национальной экономики 21
1.1. Национальная экономика как отрасль экономических наук
и учебная дисциплина.................................. 21
1.2. Этапы развития национальной экономики и критерии
их разграничения...... 27
Выводы. 32
Термины и понятия .................
Вопросы для самопроверки ..............................................................................................
Глава 2. Основные экономические показатели 34
2.1. Макроэкономические показатели.................................................................... 34
2.2. Система национальных счетов..................................................................... 43
2.3. Система таблиц «Затраты - Выпуск»............................................................... 50
Выводы ..... 64
Термины 65
Вопросы для самопроверки ........................................................................................ 6 5
Глава 3. Типы национальных экономик 66
3.1. Классификация национальных экономик......................................................... 66
3.2. Модели развития национальных экономик с разным уровнем развития. . 70
3.3. Особенности развития стран с переходной экономикой................................. 77
3.4. Варианты рыночных моделей развития............................................................ 80
3.5. Глобализация и ее последствия для развития национальных экономик... 88
Выводы ........................................................................................................................... 91
Термины и понятия ...................................................................................................... 91
Вопросы для самопроверки. ......................................................................................... 91
Глава 4. Особенности общественного развития России 93
4.1. Начало новой эры общественного развития.................................................... 93
4.2. Общественная трансформация России и ее дальнейшие варианты... 101 Выводы. 106
Термины и понятия .................................................................................................... 107
Вопросы для самопроверки " ....................................................................................... 107
Глава 5. Национальное хозяйство и социально-экономическая мысль 108
5.1. Национальное экономическое мышление, его отличие от классового, националистического, индивидуалистического 108
5.2. Специфика российской школы экономической мысли................................... 113
5.3. Трактовка основных категорий национальной экономики российскими экономистами. .." 115
Выводы. ........................................................................................................................ 122
Термины и понятия .................................................................................................... 123
Вопросы для самопроверки. ....................................................................................... 123
РАЗДЕЛ II . СИСТЕМА ПОТЕНЦИАЛОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Глава 6. Потенциал развития национальной экономики 12 S
6.1. Общее понятие об экономическом потенциале.............................................. 125
6.2. Национальное богатство в традиционном понимании................................... 130
6.3. Природные ресурсы....................... :............................................................... 138
6.4. Расширенная концепция национального богатства....................................... 142
6.5. Потенциал управления.................................................................................... 150
6.6. Накопление экономического потенциала. ,.............................................. 153
Выводы ......................................................................................................................... 160
Термины и понятия .................................................................................................... 162
Вопросы для самопроверки ......................................................................................... 163
Глава 7. Научный потенциал 164
7.1. Переход к экономике знаний.......................................................................... 164
7.2. Развитие науки в России................................................................................. 168
7.3. Развитие высоких технологий в России......................................................... 172
7.4. Сохранение и дальнейшее развитие потенциала науки и высоких технологий - важнейшее условие устойчивого экономического роста России 175
Выводы ......................................................................................................................... 178
Термины и понятия .................................................................................................... 179
Вопросы для самопроверки ......................................................................................... 179
Глава 8. Экономико-географические условия 180
8.1. Размеры территории и природные условия................................................... 180
8.2. Заселенность территории............................................................................... 184
Выводы .................................................. i ..................................................................... 193
Термины и понятия .................................................................................................... 193
Вопросы для самопроверки ......................................................................................... 194
Глава 9. Федеративное устройство России 195
9.1. Сущность и содержание современной региональной государственной политики 195
9.2. Единое и общее экономическое пространство.............................................. 197
9.3. Принципы федерализма.................................................................................. 199
9.4. Проблемы развития федеративных отношений в России............................... 204
Выводы ......................................................................................................................... 206
Термины и понятия ........................................................................................... ч . 207
Вопросы для самопроверки ........................................................................................ 207
Глава 10. Регионы в системе национального хозяйствования 208
10.1. Население российских регионов.................................................................. 211
10.2. Валовой региональный продукт............................................................... 215
10.3. Инвестиции регионов для расширения воспроизводства............................. 220
Выводы ..................................................................................................................... 225
Термины и понятия ................................................................................................. 225
Вопросы для самопроверки ........................................................................................ 226
РАЗДЕЛ III . МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ
Глава 11. Топливно-энергетический комплекс 227
11.1. Газовая промышленность.............................................................................. 227
14.1. Нефтяная промышленность.......................................................................... 229
11.1. Угольная промышленность........................................................................... 231
11.2. Электроэнергетика.................................................................................... 232
11.3. Ядерный энергетический комплекс............................................................... 235
11.6. Сектор нетрадиционных и альтернативных видов энергии........................ 236
Выводы ............................................................................. ". . . J ............................... 238
Термины и понятия .................................................................................................... 238
Вопросы для самопроверки. ....................................................................................... 239
Глава 12. Машиностроение, оборонно-промышленный комплекс и строительство . . . 240
Выводы ......................................................................................................................... 251
Термины и понятия .................................................................................................... 252
Вопросы для самопроверки. .................................................................................... 252
Глава 13. Комплексы сырьевых и конструкционных материалов 253
13.1. Химический комплекс................................................................................... 253
13.2. Лесопромышленный комплекс....................................................................... 257
13.3. Металлургический комплекс........................................................................ 260
Выводы ......................................................................................................................... 262
Термины и понятия. ................................................................................................... 262
Вопросы для самопроверки. .................................................................................... 262
Глава 14. Агропромышленный комплекс 263
14.1. Понятие и определение агропромышленного комплекса............................. 263
14.2. Изменение агропромышленного комплекса в период реформ..................... 265
Выводы ...................................................................................................................... 274
Термины и понятия. .................................................................................................... 274
Вопросы для самопроверки. ........................................................................................ 274
Глава 15. Потребительский комплекс национальной экономики 275
15.1. Сущность потребительского комплекса национальной
экономики, его структура............................................................................ 275
15.2.
Особенности функционирования и развития потребительского
комплекса национальной
экономики............................................................
280
Выводы ..................................................................................................................... 285
Термины и понятия. .................................................................................................... 286
Вопросы для самопроверки. ........................................................................................ 286
Глава 16. Транспортный комплекс 287
16.1. Железнодорожный транспорт....................................................................... 288
16.2. Автомобильный транспорт........................................................................... 289
16.3. Авиационный транспорт. . . "................................................................... 291
16.4. Морской транспорт...................................................... "............................... 292
16.5. Речной транспорт......................................................................................... 293
16.6. Трубопроводный транспорт..................................................................... 294
Выводы ......................................................................................................................... 295
Термины и определения ........................................................................................... 296
Вопросы для самопроверки. ....................................................................................... 296
Глава 17. Связь и телекоммуникации 297
17.1. Основные виды связи..................................................................................... 298
17.2. Информатизация и компьютеризация........................................................... 300
Выводы ......................................................................................................................... 303
Термины и понятия. ................................................................................................... 304
Вопросы для самопроверки. ....................................................................................... 304
Глава 18. Место и роль сферы услуг в национальной экономике 305
18.1. Методология выделения комплекса услуг в национальной
Экономике..................................................................................................... 305
18.2. Структура и особенности развития сферы услуг в развитых странах
и в России..................................................................................................... 305
18.3. Организационно-экономический механизм системы образования. . . 307
18.4. Особенности организации и финансирования здравоохранения.... 309
18.5. Особенности организации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) 314
Выводы ......................................................................................................................... 321
Термины и понятия .................................................................................................... 322
Вопросы для самопроверки . , ................................................................................. 322
РАЗДЕЛ IV . ВОСПРОИЗВОДСТВО - ТЕМПЫ, ПРОПОРЦИИ, СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ЭКОНОМИКИ
Глава 19. Факторы и динамика экономики 323
19.1. Типы экономического роста........................................................................ 323
19.2. Факторы развития экономики....................................................................... 331
19.3. Динамика экономики, темпы воспроизводства............................................. 341
19.4. Деформации процесса воспроизводства....................................................... 351
Выводы ......................................................................................................................... 362
Термины и понятия .................................................................................................... 363
Вопросы для самопроверки ......................................................................................... 363
Глава 20. Пропорции экономики , 365
20.1. Пропорции первичных факторов................................................................. 365
20.2. Пропорции производства и использования продукции................................ 369
20.3. Стоимостные пропорции воспроизводства.................................................. 377
Выводы ......................................................................................................................... 388
Термины и понятия ............... v .................................................................................. 390
Вопросы. ...................................................................................................................... 390
Глава 21. Инвестиции 391
21.1. Инвестиции: содержание и формы................................................................ 391
21.2. Особенности развития инвестиционной сферы в период трансформации экономической системы 392
21.3. Динамика и факторы развития инвестиционной
деятельности в реальном секторе российской экономики............................ 394
21.4. Основные тенденции развития инвестиционной деятельности..................... 396
21.5. Инвестиционный климат в экономике России.......................................... .400
21.6. Основные меры государственного регулирования повышения инвестиционной активности 403
Выводы ...................................................................................................................... , 405
Термины и понятия ................................................................................................. .405
Вопросы для самопроверки ........................................................................................ 406
Глава 22. Устойчивое развитие и экономический рост 407
22.1. Новая парадигма устойчивого развития...................................................... 407
22.2. Устойчивость биосферы............................................................................... 408
22.3. Естественная компенсация антропогенных воздействий
и биосферная рента...................................................................................... 409
22.4. Устойчивость и развитие социума 411
22.5. Индексы устойчивого развития: Россия и мир........................................ .415
22.6. Этапы перехода России к устойчивому развитию....................................... 417
22.7. Обеспечение устойчивости экономического роста.................................... 418
Выводы ........................................................................................................................ 423
Термины и понятия .................................................................................................... 424
Вопросы для самопроверки ........................................................................................ 424
РАЗДЕЛ V . РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Глава 23. Теория саморегуляции рыночной экономики ................................... .425
23.1.
Функциональные
экономические системы - основа взаимодействия
государства и
рынка.....................................................................................
425
23.2.
Основные
виды функциональных экономических систем в России... 428
Выводы
440
Термины и понятия. ................................................................................................... 441
Вопросы для самопроверки. .................................................................................... 441
Глава 24. Собственность в системе национальной экономики 442
24.1. Собственность и структура экономической системы.............................. 442
24.2. Формы собственности в России................................................................... 448
24.3. Реформирование земельной собственности в России.................................. 459
Выводы ........................................................................................................................ 466
Термины и понятия. ................................................................................................... 467
Вопросы для самопроверки ...,.."........................................................................ 46 7
Глава 25. Конкуренция и монополии в России 468
25.1. Условия формирования конкурентной среды............................................... 468
25.2. Особенности монопольного рынка в переходной экономике. . . . 471
25.3. Формирование конкурентной среды и процесс демонополизации экономики 473
Выводы ......................................................................................................................... 476
Термины и понятия. ............................ ,...................................................................... 477
Вопросы для самопроверки. ........................................................................................ 477
Глава 26. Место и роль корпораций в российской экономике 478
26.1. Акционерный механизм корпоративного управления.................................. 479
26.2. Экономические преимущества корпораций.................................................. 484
26.3. Формирование институтов корпоративного предпринимательства
в Российской Федерации.............................................................................. 485
26.4. Основные формы корпораций в России....................................................... 488
26.5. Предпринимательский доход корпораций.................................................... 49.2
Выводы ......................................................................................................................... 493
Термины и понятия. ................................................................................................ 494
Вопросы для самопроверки. ....................................................................................... 494
Глава 27. Малый бизнес 495
27.1. Критерии субъектов малого предпринимательства...................................... 496
27.2. Функции малого предпринимательства........................................................ 498
27.3. Особенности малого предпринимательства России..................................... 501
27.4. Поддержка малого предпринимательства..................................................... 504
Выводы ......................................................................................................................... 507
Термины и понятия. ................................................................................................... 508
Вопросы для самопроверки. ............................................................................ , . . 508
Глава 28. Бюджетное регулирование национальной экономики 509
28.1. Экономическая роль бюджетных отношений, формирующих основу финансовой базы государственного регулирования 509
28.2. Механизмы бюджетного регулирования...................................................... 514
28.3. Бюджетное регулирование финансовых потоков........................................ 519
Выводы ........................................................................................................................ 524
Термины и понятия. ................................................................................................... 525
Вопросы для самопроверки. ....................................................................................... 525
Глава 29. Государственная налоговая политика 526
29.1. Сущность, функции и виды налогов............................................................. 526
29.2. Основы налогообложения организаций и граждан...................................... 529
29.3. Налоговый кодекс РФ и его совершенствование.......................................... 536
Выводы ......................................................................................................................... 539
Термины ....................................................................................................................... 539
Вопросы для самопроверки. ........................................................................................ 539
Глава 30. Кредитная и банковская системы 540
ЗОЛ. Содержание, структура и элементы кредитной системы............................. 540
30.2. Банковская система и особенности ее развития в России............................ 545
30.3. Центральный банк как регулирующая Часть банковской системы. . . 551
30.4. Коммерческие банки как элементы национальной банковской
системы ......................................................................................................... 554
30.5. Денежно-кредитное регулирование и банки 559
Выводы ......................................................................................................................... 567
Термины и понятия .................................................................................................... 568
Вопросы для самопроверки ........................................................................................ 568
Глава 31. Регулирование рынка ценных бумаг 569
31.1. История вопроса. Российский опыт............................................................. 569
31.2. Современное состояние и перспективы регулирования............................... 571
Выводы ......................................................................................................................... 576
Термины и понятия .................................................................................................... 576
Вопросы для самопроверки ......................................................................................... 576
Глава 32. Инфляция и ее регулирование 577
32.1. Общая характеристика инфляции................................................................. 577
32.2. Особенности инфляции в России.................... -........................................... 581
Выводы ......................................................................................................................... 586
Термины ....................................................................................................................... 587
Вопросы для самопроверки ......................................................................................... 587
РАЗДЕЛ VI . СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Глава 33. Особенности социального развития и социальной политики
в России, их роль в национальной экономике 588
33.1. Место социального развития в системе активной социальной < политики. 588
33.2. Формирование национальной модели социальной политики
в России........................................................................................................ 593
Выводы ......................................................................................................................... 600
Термины и понятия .................................................................................................... 601
Вопросы для самопроверки ........................................................................................ 601
Глава 34. Трансформация мотивационных механизмов в экономике
России ..................................................................................................... 602
34.1. Экономическая природа и национальные особенности мотивации
к труду.................................................. ,...................................................... 602
34.2. Эволюция мотивации к труду в разные периоды развития
национальной экономики............................................................................. 604
34.3. Экономические и социально-психологические побудительные
мотивы, их формирование и приоритетность............................................. 607
Выводы ....................................................................................................................... -.610
Термины и понятия .................................................................................................... 610
Вопросы для самопроверки ...................................................................................... .611
Глава 35. Уровень и качество жизни населения России 612
35.1. Индикаторы*уровня и качества жизни......................................................... 612
35.2. Государственная политика борьбы с бедностью.......................................... 619
Выводы ........................................................................................................................ 622
Термины ....................................................................................................................... 622
Вопросы для самопроверки. ....................................................................................... 622
Глава 36. Системы защиты от безработицы: закономерности
формирования и национальные особенности 624
36.1. Система 1 защиты от безработицы в рыночной экономике. ,................. 624
36.2. Эволюция системы защиты от безработицы................................................. 625
36.3. Модели защиты от безработицы................................................................... 628
36.4. Формирование моделей защиты от безработицы в переходных экономиках .629
36.5. Российская модель защиты от безработицы................................................. 630
В ыводы .......................................................................................................................... 634
Термины и понятия .................................................................................................... 634
Вопросы для самопроверки. ....................................................................................... 634
РАЗДЕЛ VII . ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Глава 37. Основные задачи и принципы прогнозирования 635
37.1. Роль и место социально-экономического прогнозирования
в регулировании национальной экономики. ,.......................................... 635
37.2. Основные типы прогнозов............................................................................ 637
37.3. Основные принципы и методы социально-экономического прогнозирования 640
37.4. Структура и классификация прогнозных моделей........................................ 645
37.5. Структурные элементы и этапы разработки комплексных социально-экономических прогнозов. 648
Выводы ......................................................................................................................... 651
Термины и понятия .................................................................................................... 652
Вопросы дм самопроверки. ......................................................................................... 652
Глава 38. Производственные функции как инструмент прогнозирования 653
Выводы ......................................................................................................................... 662
Термины и понятия .................................................................................................... 663
Вопросы для самопроверки. ....................................................................................... 663
Глава 39. Прогнозирование структуры экономики 664
39.1. Прогнозирование коэффициентов прямых затрат....................................... 667
39.2. Методы прогнозирования отраслевых элементов конечного
спроса........................................................................................................ .669
39.3. Учет внешних ограничений 671
Выводы ......................................................................................................................... 674
Термины и понятия .................................................................................................... 675
Вопросы для самопроверки. ................................................... *. ................................. 675
Глава 40. Прогнозирование инвестиционно-фондовых процессов
г и инновационного развития 676
40.1. Прогнозирование инвестиционно-фондовых процессов......................... .676
40.2. Прогнозирование инновационного развития. . . ,...................... 682
Выводы ........................................................................................................................ 694
Термины и понятия .................................................................................................... 694
Вопросы для самопроверки. ....................................................................................... 695
Глава 41. Прогнозирование доходов и потребления населения 696
41.1. Инструментарий прогнозных расчетов........................................ , . . . 696
41.2. Технология прогнозных расчетов............................................................ 699
41.3. Расчет структуры расходов населения на товары и услуги.................... .704
Выводы ......................................................................................................................... 705
Термины и понятия. ................................................................................................... 705
Вопросы для самопроверки. ........................................................................................ 705
РАЗДЕЛ VIII. РОССИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Глава 42. Переход России к открытой экономике и его последствия 706
42.1. Эволюция внешней торговли России и СССР (1911-1991 гг.).................. 706
42.2. Переход к открытой экономике и современная структура торговли. . . . 714
42.3. Проблемы повышения эффективности внешних связей
и изменение положения России в международном разделении труда. . . 720
Выводы ...................................................................................................................... .727
Термины и понятия. ................................................................................................... 729
Вопросы для самопроверки. ........................................................................................ 729
Глава 43. Цели государственного регулирования внешнеэкономических
связей и пути их осуществления ................................................ ". . . 730
43.1. Государственная монополия внешней торговли: механизм
ее осуществления и последствия................................................................... 730
43.2. Регулирование внешнеэкономических связей в условиях
открытой экономики................................................................................. 733
43.3.
Поддержка экспортного
производства и стимулирование экспорта
....
741
Выводы
.747
Термины и понятия. ................................................................................................ 749
Вопросы для самопроверки. ........................................................................................ 750
Глава 44. Иностранный капитал в российской экономике 751
44.1. Тенденции движения иностранного капитала в российской
экономике..................................................................................................... 751
44.2.
Основные меры
государственного регулирования иностранных
инвестиций....................................................................................................
755
44.3. Участие в международных финансовых организациях................................ 759
Выводы ......................................................................................................................... 761
Термины и понятия. ................................................................................................... 762
Вопросы для самопроверки. .................................................................................... .762
Глава 45 Валютное положение и валютное регулирование. .............................. 763
45.1. Состояние платежного баланса и золотовалютных резервов
страны........................................................................................................... 763
45.2. Валютное регулирование............................................................................. 767
Выводы ......................................................................................................................... 774
Термины и понятия. ................................................................................................... 775
Вопросы для самопроверки. ....................................................................................... 775
Глава 46. Участие России в международных организациях и интеграционных
процессах .................................................................................................. 776
46.1. Проблемы вступления России в ВТО........................................................ 776
46.2. Россия и региональная интеграция.......................................................... .783
Выводы ........................................................................................................................ 790
Термины и понятия. ................................................................................................... 791
Вопросы для самопроверки. ....................................................................................... 792
Глава 47. Россия и СНГ 793
47.1. Общее состояние интеграционного сотрудничества в рамках СНГ . . . 793
47.2. Попытки организации разМОСКОрОСТНОГО интеграционного сотрудничества внутри СНГ.798
47.3. Особенности функционирования ЕврАзЭС................................................ 800
47.4. Этапы российско-белорусского сотрудничества. Проблемы формирования Союзного государства Белоруссии и России 801
47.5. Перспективы формирования единого экономического пространства (ЕЭП) 802
Выводы ......................................................................................................................... 804
Термины и понятия .................................................................................................... 804
Вопросы для самопроверки ........................................................................................ 805
Литература.................................................................................................................... 806
Краткие сведения об авторах....................................................................................... 811
О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "
В пределах единой национальной экономической системы обычно:
- участники рынка тесно взаимодействуют друг с другом. Основой такого взаимодействия выступает разделение труда;
- существует общий центр (государственные органы власти), который осуществляет контроль над всеми экономическими игроками;
- применяются законодательные документы и правовые нормы, принятые либо одобренные парламентом (законодательным органом), действуют единые кодексы (налоговый, гражданский и др.);
- используется общая финансовая система и единая денежная единица.
Характеристики национальной экономики
Любая национальная экономическая система обладает:
- Игроками-субъектами, которые осуществляют экономическую деятельность.
- Территориями с определенными особенностями.
- Ресурсами (человеческими, материальными, природными).
- Разнообразными формами производства.
Субъекты национальной экономики
Игроками-субъектами нац. экономики являются:
- отдельные лица, которые создают добавочный продукт (работают), участвуют в товарно-денежных отношениях — приобретают за заработанное то, что произвели другие игроки нац. экономики;
- предприятия с различной формой собственности, чья главная цель — произвести и продать тот или иной продукт или услугу;
- государство.
Влияние государственной «надстройки»
Без политической «надстройки» понятие «нац. экономика» теряет всякий смысл. Именно государство создает условия для любой экономической активности. Оно:
- регулирует деятельность экономических субъектов. Госмашина создает «правила игры» и выступает в роли верховного арбитра, который неустанно следит за «игроками» и наказывает их за нарушение правил;
- собирает налоги, чтобы создавать и поддерживать народные «блага» (медицину, образование и др.), а также «подтягивать» отстающих. К примеру, за счет крупных налогов, собранных с большого бизнеса, правительство может субсидировать малое предпринимательство;
- обеспечивает стабильность денежной единицы и делает все возможное, чтобы экспорт и импорт были приблизительно равны (торговый баланс был близок к нулю);
- борется с безработицей и пытается минимизировать инфляцию.
Территориальное деление национальной экономики
По территориальным особенностям национальную экономику принято подразделять на:
- зоны, в которых созданы определенные «фискальные» условия для экономической деятельности. Это территории, частично свободные от налоговых сборов, или области, где разрешена (или запрещена) означенная деятельность (азартные игры, размещение вредных предприятий);
- комплексы с определенной материально-производственной базой (в РФ это тот же Западно-Сибирский комплекс по добыче и транспортировке газа и нефти).
Ресурсы национальной экономики
Национальная экономика состоит из ресурсной базы. Она включает:
- человеческие ресурсы. Они формируются из отдельных индивидуумов с определенной квалификацией, образованием и покупательной способностью;
- капитал (различные материальные и нематериальные ликвидные активы: недвижимое и движимое имущество, акции, облигации, банковские счета);
- природные ресурсы. К ним относятся полезные ископаемые, благоприятный климат, хорошие плодородные грунты.
Отрасли национальной экономики
Национальная экономика подразделяется на материальные и нематериальные составляющие:
Материальные составляющие
- промышленное производство;
- сельскохозяйственный сектор;
- торговые отношения (купля-продажа, бартер);
- транспортные средства, а также коммуникации (телефонная связь, интернет, воздушные, водные и прочие пути сообщения);
- коммунальные услуги.
Нематериальные составляющие
- предоставление различных услуг (например, юридическая помощь, индустрия развлечений);
- система образования;
- творческая и научная работа, а также спорт;
- охрана здоровья (сеть поликлиник и больниц).