THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ТРОП

Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты . Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово - многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом писателя или поэта.
Обратите внимание! При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.

Рассмотрим разные виды тропов:

ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать:
прилагательные: кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок);
причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева);
существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).

Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка - не эпитет, так здесь нет художественного определения, деревянное лицо - эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ.
Различают устойчивые (постоянные) фольклорные эпитеты: удаленький дородный добрый молодец, ясно солнышко, а также тавтологические, то есть эпитеты-повторы, однокоренные с определяемым словом: Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная! (А.Блок).

В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:

  • образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты ;
  • создать атмосферу, настроение: хмурое утро;
  • передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: "Куда поскачет наш проказник ?" (А.Пушкин);
  • совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).

Обратите внимание! Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.

СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.

Примеры сравнений:

Сравнение также играет в тексте определенные роли: иногда авторы используют так называемое развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям. Нередко произведение целиком строится на сравнении, как, например, стихотворение В.Брюсова "Сонет к форме":

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение ("Край ты мой заброшенный" С.Есенина, "Мама и убитый немцами вечер", "Скрипка и немножко нервно" В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры (см. далее).

Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.

ГИПЕРБОЛА (греч. Hyperbole, преувеличение) - это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда включают в свод тропов, но по характеру использования слова в переносном значении для создания образа гипербола очень близка тропам. Приемом, противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА (греч. Litotes, простота) - художественное преуменьшение.

Гипербола позволяет автору показать читателю в утрированном виде самые характерные черты изображаемого предмета. Нередко гипербола и литота используются автором в ироническом ключе, раскрывая не просто характерные, но негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета.

МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что "слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство".

Примеры метафоры:

МЕТОНИМИЯ (греч. Metonomadzo, переименовывать) - вид тропа: образное обозначение предмета по одному из его признаков.

Примеры метонимии:

При изучении темы "Средства художественной выразительности" и выполнении заданий обратите особенное внимание на определения приведенных понятий. Вы должны не только понимать их значение, но и знать терминологию наизусть. Это оградит Вас от практических ошибок: твердо зная о том, что прием сравнения имеет строгие формальные признаки (см. теорию по теме 1), Вы не перепутаете этот прием с рядом других художественных приемах, также строящихся на сопоставлении нескольких объектов, но не являющихся сравнением.

Обратите внимание, что вы должны начинать свой ответ или с предложенных слов (переписывая их), или со своего варианта начала полного ответа. Это касается всех подобных заданий.


Рекомендованная литература:
  • Литературоведение: Справочные материалы. - М., 1988.
  • Поляков М. Риторика и литература. Теоретические аспекты. - В кн.: Вопросы поэтики и художественной семантики. - М.: Сов. писатель, 1978.
  • Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.

Русский язык богат и разнообразен, с помощью него мы задаем вопросы, делимся впечатлениями, информацией, передаем эмоции, рассказываем о том, что запомнилось.

Наш язык позволяет рисовать, показывать и создавать словесные картины. Литературная речьподобна живописи (рис. 1).

Рис. 1. Живопись

В стихах и прозе яркая, живописная речь, которая побуждает воображение, в такой речи используются изобразительные средства языка.

Изобразительные средства языка - это способы и приемы воссоздания действительности, дающие возможность сделать речь яркой и образной.

У Сергея Есенина есть следующие строки (рис. 2).

Рис. 2. Текст стихотворения

Эпитеты дают возможность посмотреть на осеннюю природу. С помощью сопоставления автор дает читателю возможность увидеть, как падает листва, словно стая бабочек (рис. 3).

Рис. 3. Сопоставление

Словно является указанием на сопоставление (рис. 4). Такое сопоставление называется сравнение .

Рис. 4. Сопоставление

Сравнение - это сопоставление изображаемого предмета или явления с другим предметом по общему для них признаку. Для сравнения нужно:

  • Чтобы между двумя явлениями нашлось что-то общее;
  • Особое слово со значением сопоставления - будто, точно, как, как будто, словно

Рассмотрим строку стихотворения Сергея Есенина (рис. 5).

Рис. 5. Строка стихотворения

Сначала читателю представляется костер, а потом уже рябина. Это происходит из-за уравнивания, отождествления автором двух явлений. В основе лежит сходство гроздьев рябины с огненно-красным костром. Но слова будто, словно, точно не используются потому, что автор не сравнивает рябину с костром, а называет ее костром, это метафора.

Метафора - перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства.

Метафора , как и сравнение, основана на сходстве, но отличие от сравнения в том, что это происходит без использования особых слов (так, словно, будто).

При изучении мира можно увидеть что-то общее между явлениями, и это отражается в языке. На сходстве предметов и явлений основаны изобразительные средства языка. Благодаря сравнению и метафоре речь становится ярче, выразительнее, можно увидеть словесные картины, которые создают поэты и писатели.

Иногда сравнение создается без особого слова, по-другому. Например, как в строках стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...» (рис. 6):

Рис. 6. Строчки из стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...»

Месяц сравнивается с жеребенком , который растет на наших глазах. Но слов, указывающих на сравнение, нет, используется творительный сравнения (рис. 7). Слово жеребенком стоит в Творительном падеже.

Рис. 7. Использование творительного падежа для сравнения

Рассмотрим строки стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая...»(рис. 8).

Рис. 8. «Отговорила роща золотая...»

Кроме метафоры (рис. 9), используется прием олицетворения, например, в словосочетании отговорила роща (рис. 10).

Рис. 9. Метафора в стихотворении

Рис. 10. Олицетворение в стихотворении

Олицетворение является разновидностью метафоры, когда неодушевлённый предмет описывается как живое. Это один из самых древних речевых приемов, потому что наши предки одушевляли неживое в мифах, сказках и народной поэзии.

Задание

Найдите сравнения и метафоры в стихотворении Сергея Есенина «Береза» (рис. 11).

Рис. 11. Стихотворение «Береза»

Ответ

Снег сопоставляется с серебром , потому что схож с ним внешне. Используется слово точно (рис. 12).

Рис. 13. Творительный сравнения

Метафора используется в словосочетании горят снежинки (рис. 14).

Рис. 15. Олицетворение

  1. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. М.: Просвещение, 2014.
  2. Русский язык. 4 класс. Часть 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: Просвещение, 2013.
  3. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 5-е изд., перераб. М., 2013.
  4. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Рамзаева Т.Г. М., 2013.
  5. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. М., 2013.
  1. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей ”Открытый урок”» ()
  2. Интернет портал «literatura5.narod.ru» ()

Домашнее задание

  1. Для чего используются изобразительные средства языка?
  2. Что необходимо для сравнения?
  3. Чем отличается сравнение от метафоры?

В лексике основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. - поворот, оборот, образ ) - специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении.

К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония.

Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка (тропы)

Эпитет (в пер. с греч. - приложение, прибавление ) - это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.

От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными.

Например: грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев), седой туман, лимонный свет , немой покой (И. А. Бунин).

Эпитеты могут также выражаться:

- существительными , выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета.

Например: волшебница -зима; мать - сыра земля; Поэт - это лира , а не только няня своей души (М. Горький);

- наречиями , выступающими в роли обстоятельств.

Например: На севере диком стоит одиноко .. .(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);

- деепричастиями .

Например: волны несутся гремя и сверкая ;

- местоимениями , выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души.

Например: Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие ! (М. Ю. Лермонтов);

- причастиями и причастными оборотами .

Например: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении.

С точки зрения типа переносного значения слова, выступающего в роли эпитета, все эпитеты делятся на:

метафорические (в их основе лежит метафорическое переносное значение.

Например: тучка золотая , бездонное небо, сиреневый туман, облако ходячее и дерево стоячее .

Метафорические эпитеты – яркая примета авторского стиля:

Ты - мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?

(С.А.Есенин. «Я красивых таких не видел?»);

Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!

(Тютчев. «О чем ты воешь, ветр ночной?»).

метонимические (в их основе лежит метонимическое переносное значение.

Например: замшевая походка (В. В. Набоков); царапающий взгляд (М. Горький); березовым веселым языком (С. А. Есенин).

С генетической точки зрения эпитеты делятся на:

- общеязыковые (гробовое молчание, свинцовые волны ),

- народно-поэтические (постоянные) (красное солнце, буйный ветер, добрый молодец ).

В стихотворном фольклоре эпитет, составляющий вместе с определяемым словом устойчивое словосочетание, выполнял, помимо содержательной, мнемоническую функцию (гр. mnemo nicon - искусство запоминания).

Постоянные эпитеты облегчали певцу, сказителю исполнение произведения. Любой фольклорный текст насыщен такими, по большей части «украшающими», эпитетами.

«В фольклоре, - пишет литературовед В.П.Аникин, - девица всегда красна , молодец - добрый , батюшка - родный , детушки - малые , молодчик - удалый , тело - белое , руки - белые , слезы - горючие , голос - громкий , поклон - низкий , стол - дубовый , вино - зеленое , водочка - сладка , орел - сизый , цветок - алый , камень - горючий , пески - сыпучие , ночь - темная , лес - стоячий , горы - крутые , леса - дремучие , туча - грозная , ветры - буйные , поле - чистое , солнце - красное , лук - тугой , кабак - царев , сабля - острая , волк - серый и пр. »

В зависимости от жанра, подбор эпитетов несколько видоизменялся. Воссоздание стиля, или стилизация фольклорных жанров предполагает широкое использование постоянных эпитетов. Так, ими изобилует «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова » Лермонтова: солнце красное , тучки синие , златой венец , грозный царь, удалой боец, дума крепкая , дума черная , сердце жаркое , плечи богатырские , сабля острая и т.д.

Эпитет может вбирать в себя свойства многих тропов . Основанный на метафоре или на метонимии , он может сочетаться также с олицетворением...туманная и тихая лазурь над грустно-сиротеющей землею (Ф. И. Тютчев), гиперболой (Уже знает Осень, что такой Глубокий и немой покой - Предвестник долгого ненастья (И. А. Бунин) и другими тропами и фигурами.

Роль эпитетов в тексте

Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.

Помимо этого, эпитеты могут:

Усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов.

Например: Меж скал блуждая, желтый луч В пещеру дикую прокрался И гладкий череп озарил... (М. Ю. Лермонтов);

Уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):.

Например: Лес, точно терем расписной , Лиловый , золотой , багряный , Веселой , пестрою стеной Стоит над светлою поляной (И. А. Бунин);

Создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л. Н. Толстой), блистательная тень (Е. А. Баратынский);

Передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: ...Дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев); И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский); Что же значит это улыбающееся , благословляющее небо, эта счастливая , отдыхающая земля? (И. С. Тургенев)

Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку («в тумане моря голубом », «на мертвом небе » и т. п.).

В выразительных (лирических) эпитетах , напротив, ясно выражается отношение к изображаемому явлению («мелькают образы безумные людей », «томительная ночи повесть »).

Следует иметь в виду, что указанное деление достаточно условно, так как и изобразительные эпитеты имеют эмоционально-оценочное значение.

Эпитеты широко используются в художественном и публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи.

Сравнение - это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно : в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Например: Горят аулы, нет у них защиты. Врагом сыны отечества разбиты, И зарево, как вечный метеор , Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

Сравнения выражаются различными способами:

Формой творительного падежа существительных.

Например: Соловьем залетным Юность пролетела, Волной в непогоду Радость отшумела. (А. В. Кольцов) Луна скользит блином в сметане. (Б. Пастернак) Звездопадом летела листва. (Д. Самойлов) На солнце золотом сверкает дождь летучий. (В. Набоков) Стеклянной бахромой висят сосульки. (И. Шмелев) Узорным чистым полотенцем Свисает радуга с берез. (Н. Рубцов)

Формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

Например: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее . (А. Ахматова) Девичьи глаза ярче роз. (А. С. Пушкин) Но глаза синее дня. (С. Есенин) Кусты рябин туманней глубины. (С. Есенин) Вольнее младость. (А. С. Пушкин) Правда дороже золота. (Пословица) Светлее солнца тронный зал. М. Цветаева)

Сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.

Например: Как хищный зверь , в смиренную обитель Врывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов) Глядит апрель на птичий перелет Глазами синими, как лед . (Д. Самойлов) Здесь каждая деревня так люба, Как будто в ней красоты всей вселенной . (А. Яшин) И стоят за дубровыми сетками Словно нечисть лесная , пеньки. (С. Есенин) Как птичка в клетке , Сердце запрыгает. (М. Ю. Лермонтов) Моим стихам, как драгоценным винам , Настанет свой черед. (М. И. Цветаева) Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь , битва отдыхает . (А. С. Пушкин) Прошедшее, как дно морское , Узором стелется в дали. (В. Брюсов)

За рекою в непокое
Вишня расцвела,
Будто снегом за рекою
Стежку залила.
Будто легкие метели
Мчались во весь дух,
Будто лебеди летели,

Обронили пух.
(А. Прокофьев)

При помощи слов подобный, похожий, это .

Например: На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза (А. Ахматова);

При помощи сравнительных придаточных предложений.

Например: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Точно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду . (С. А. Есенин) Дождик сеет, сеет, сеет, С полуночи моросит, Словно занавес кисейный За окошками висит. (В. Тушнова) Тяжелый снег, крутясь, закрыл Бессолнечную высь, Как будто сотни белых крыл Бесшумно понеслись . (В. Тушнова) Как дерево роняет тихо листья , Так я роняю грустные слова. (С. Есенин) Как царь любил богатые чертоги , Так полюбил я древние дороги И голубые вечности глаза! (Н. Рубцов)

Сравнения могут быть прямыми и отрицательными

Отрицательные сравнения особенно характерны для устной народной поэзии и могут служить способом стилизации текста.

Например: То не конский топ, Не людская молвь... (А. С. Пушкин)

Особый тип сравнения представляют развернутые сравнения, с помощью которых могут быть построены целые тексты.

Например , стихотворение Ф. И. Тютчева «Как над горячею золой... »:
Как над горячею золой
Дымится свиток и сгорает
И огнь сокрытый и глухой
Слова и строки пожирает
-

Так грустно тлится жизнь моя
И с каждым днем уходит дымом,
Так постепенно гасну я
В однообразье нестерпимом!..

О Небо, если бы хоть раз
Сей пламень развился по воле -
И, не томясь, не мучась доле,
Я просиял бы - и погас!

Роль сравнений в тексте

Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.

Например:
Мне, дружок мой, нравится,
Когда слово плавится
И когда оно поет,
Жаром строчку обдает,
Чтоб слова от слов зарделись,
Чтоб они, идя в полет,
Вились, бились, чтобы пелись,
Чтобы елись, будто мед .

(А. А. Прокофьев);

В каждой душе словно живет, горит, светится, как звезда на небе , и, как звезда , погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетает с наших губ... Бывает, погасшая звезда для нас, людей на земле, горит еще тысячу лет . (М. М. Пришвин)

Сравнения как средства языковой выразительности могут использоваться не только в художественных текстах, но и в публицистических, разговорных, научных.

Метафора (в пер. с греч. - перенос ) - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Иногда говорят, что метафора – это скрытое сравнение.

Например , метафора В саду горит костер рябины красной (С.Есенин) содержит сравнение кистей рябины с пламенем костра.

Многие метафоры стали обычными в повседневном употреблении и потому не привлекают внимания, утратили в нашем восприятии образность.

Например: банк лопнул, хождение доллара, кружится голова и др.

В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова.

В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.

Например: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.

Все метафоры делятся на две группы:

1) общеязыковые («стертые»)

Например: золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла ;

2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические)

Например: И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари (М. Волошин); Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова); И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу . (А. А. Блок)

Метафоры Сергея Есенина: костёр рябины красной, берёзовый весёлый язык рощи, ситец неба ; или кровавые слёзы сентября, поросли дождевых капель, булки фонарей и пышки крыш у Бориса Пастернака
Метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов как бы, вроде, подобно, словно и т.п.

Существует несколько видов метафоры: стертая, развернутая, реализованная .

Стертая - общепринятая метафора, переносный смысл которой уже не ощущается.

Например: ножка стула, спинка кровати, лист бумаги, стрелка часов и т.п.

На метафоре может строиться целое произведение или большой отрывок из него. Такая метафора называется «развернутой», в ней образ «развертывается», то есть раскрывается подробно.

Так, стихотворение А.С.Пушкина «Пророк » - пример развернутой метафоры. Превращение лирического героя в глашатая воли Господа - поэта-пророка, утоление его «духовной жажды », то есть желания познать смысл бытия и найти свое призвание, изображается поэтом постепенно: «шестикрылый серафим », посланец Бога, преобразил героя своей «десницею » - правой рукой, которая являлась аллегорией силы и мощи. Божьей властью лирический герой получил иное зрение, иной слух, иные мыслительные и духовные способности. Он смог «внять », то есть постичь, возвышенные, небесные ценности и земное, вещественное бытие, ощутить красоту мира и его страдания. Этот прекрасный и мучительный процесс Пушкин изображает, «нанизывая » одну метафору на другую: глаза героя обретают орлиную зоркость, уши наполняет «шум и звон » жизни, язык перестает быть «празднословным и лукавым», передавая полученную в дар мудрость, «сердце трепетное » превращается в «угль, пылающий огнем ». Цепочка метафор скрепляется общей идеей произведения: поэт, каким хотел видеть его Пушкин, должен быть провозвестником будущего и разоблачителем человеческих пороков, своим словом воодушевлять людей, побуждать к добру и правде.

Примеры развернутой метафоры часто встречаются в поэзии и прозе (курсивом отмечена основная часть метафоры, подчеркнуто ее «развертывание»):
… простимся дружно,
О юность легкая моя!
Благодарю за наслажденья,
За грусть, за милые мученья,
За шум, за бури, за пиры,
За все, за все твои дары…

А.С.Пушкин "Евгений Онегин "

Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами…
Лермонтов "Чаша жизни"


… мальчик, схваченный любовью
К девушке, окутанной шелками…

Н.Гумилев "Орел Синдбада "

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.

С.Есенин "Отговорила роща золотая …"

Грустя, и плача, и смеясь,
Звенят ручьи моих стихов
У ног твоих,
И каждый стих
Бежит, плетет живую вязь,
Своих не зная берегов.

А.Блок "Грустя, и плача, и смеясь.. ."

Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма…
О.Мандельштам "Сохрани мою речь навсегда …"


… бурлила, королей смывая,
Улица июльская кривая…

О.Мандельштам "Я молю, как жалости и милости… "

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
М.Горький "Песня о Буревестнике "

Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль.
М.Горький "Челкаш "

Реализованная - метафора , которая вновь обретает прямое значение. Результат этого процесса на бытовом уровне часто бывает комическим:

Например: Я вышел из себя и вошел в автобус

Экзамен не состоится: все билеты проданы.

Если ты ушел в себя , не возвращайся с пустыми руками и т.п.

Простодушный шутник-могильщик в трагедии В.Шекспира «Гамлет » на вопрос главного героя о том, «на какой почве » «потерял рассудок» молодой принц, отвечает: «На нашей датской ». Он понимает слово «почва » буквально - верхний слой земли, территория, в то время как Гамлет имеет в виду переносный смысл - по какой причине, вследствие чего.

«Ох, тяжела ты, шапка Мономаха ! » - жалуется царь в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов ». Корона российских царей со времени Владимира Мономаха имела форму шапки. Она была украшена драгоценными камнями, поэтому была «тяжелой» в буквальном смысле слова. В переносном – «шапка Мономаха » олицетворяла «тяжесть », ответственность царской власти, тяжкие обязанности самодержца.

В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин » важную роль играет образ Музы, которая с античных времен олицетворяла источник поэтического вдохновения. Выражение «поэта посетила муза» имеет переносный смысл. Но Муза - подруга и вдохновительница поэта - появляется в романе в образе живой женщины, молодой, красивой, веселой. В «студенческой келье » именно Муза «открыла пир младых затей » - шалостей и серьезных споров о жизни. Именно она «воспела » всё то, к чему стремился юный поэт, - земные страсти и желания: дружбу, веселое застолье, бездумную радость – «детские веселья ». Муза, «как вакханочка резвилась », а поэт гордился своей «подругой ветреной ».

Во время южной ссылки Муза предстала романтической героиней - жертвой своих пагубных страстей, решительной, способной к безрассудному бунту. Ее образ помогал поэту создать в стихах атмосферу загадочности и таинственности:

Как часто ласковая Муза
Мне услаждала путь немой
Волшебством тайного рассказа
!..


В переломный момент творческих исканий автора именно она
Явилась барышней уездной,
С печальной думою в очах…

На протяжении всего произведения «ласковая Муза » была верной «подругой » поэта.

Реализация метафоры часто встречается в поэзии В.Маяковского. Так, в поэме «Облако в штанах » он реализует ходовое выражение «нервы разгулялись » или «нервы шалят »:
Слышу:
тихо,
как больной с кровати,
спрыгнул нерв.
вот, -
сначала прошелся
едва-едва,
потом забегал,
взволнованный,
четкий.
Теперь и он, и новые два
мечутся отчаянной чечеткой…
Нервы –
большие,
маленькие,
многие, -
скачут бешеные,
и уже
у нервов подкашиваются ноги
!

Следует помнить, что граница между различными видами метафоры весьма условная, зыбкая и точно определить тип бывает сложно.

Роль метафор в тексте

Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста.

Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта («Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого - это признак таланта» (Аристотель).

Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.

Например: Мне душно в этой атмосфере! Коршуны ! Совиное гнездо ! Крокодилы ! (А. П. Чехов)

Помимо художественного и публицистического стилей, метафоры характерны для разговорного и даже научного стиля («озоновая дыра », «электронное облако » и др.).

Олицетворение - это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.

Чаще всего олицетворения используются при описании природы .

Например:
Катясь чрез сонные долины,
Туманы сонные легли ,
И только топот лошадиный,
Звуча, теряется вдали.
Погас, бледнея, день осенний,
Свернув душистые листы,
Вкушают сон без сновидений
Полузавядшие цветы .

(М. Ю. Лермонтов)

Реже олицетворения связаны с предметным миром.

Например:
Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? Довольно?..
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.
Смычок все понял , он затих ,
А в скрипке эхо все держалось...
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.

(И. Ф. Анненский);

Что-то добродушное и вместе уютное было в физиономии этого дома . (Д. Н. Мамин-Сибиряк)

Олицетворения - тропы очень давние, своими корнями уходящие в языческую старину и потому занимающие столь важное место в мифологии и фольклоре. Лиса и Волк, Заяц и Медведь, былинные Змей Горыныч и Идолище Поганое - все эти и другие фантастические и зоологические персонажи сказок и былин знакомы нам с раннего детства.

На олицетворении строится один из самых близких к фольклору литературных жанров - басня.

Без олицетворения и сегодня немыслимо представить художественные произведения, без них немыслима наша повседневная речь.

Образная речь не только наглядно представляет мысль. Её достоинство и в том, что она короче. Вместо того, чтобы подробно описывать предмет, мы можем его сравнить с уже известным предметом.

Нельзя представить поэтическую речь без использования этого приёма:
"Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет ,
То заплачет, как дитя."
(А.С. Пушкин)

Роль олицетворений в тексте

Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.

Олицетворение как выразительное средство используется не только в художественном стиле, но и в публицистическом и научном.

Например: рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике.

Наиболее распространены метафоры, образованные по принципу олицетворения, когда неодушевленный предмет получает свойства одушевленного, как бы приобретает лицо.

1. Обычно два компонента метафоры-олицетворения представляют собой подлежащее и сказуемое: «вьюга злилась », «ночевала тучка золотая », «играют волны ».

«Злиться », то есть испытывать раздражение, может лишь человек, но «вьюга », метель, погружая мир в холод и мрак, тоже приносит "зло ". «Ночевать », спокойно спать ночью, способны лишь живые существа, «тучка » же олицетворяет молодую женщину, нашедшую неожиданный приют. Морские «волны » в воображении поэта «играют », подобно детям.

Примеры метафор такого типа мы часто находим в поэзии А.С.Пушкина:
Не вдруг восторги бросят нас…
Над ним летает смертный сон...
Промчались дни мои…
Жизни дух проснулся в нем...
Отечество тебя ласкало…
Пробуждается поэзия во мне…

2. Многие метафоры-олицетворения построены по способу управления: «лиры пенье », «говор волн », «любимец моды », «счастья баловень » и др.

Музыкальный инструмент подобен человеческому голосу, и он тоже «поет », а плеск волн напоминает тихую беседу. «Любимец », «баловень » бывают не только у людей, но и у своенравной «моды » или у переменчивого «счастья ».

Например: «зимы угрозы», «бездны глас», «утеха грусти», «день уныния», «сын лени», «нити… веселья», «брат родной по музе, по судьбам», «жертва клеветы», «соборов восковые лики», «радости язык», «скорби груз», «надежду юных дней», «страницы злобы и порока», «святыни голос», «волею страстей».

Но существуют метафоры, образованные иначе. Критерий различия здесь - принцип одушевленности и неодушевленности. Неодушевленный предмет НЕ получает свойств одушевленного.

1). Подлежащее и сказуемое: «кипит желанье », «глаза горят », «сердце пусто ».

Желание в человеке может проявляться в сильной степени, бурлить и «кипеть ». Глаза, выдавая волнение, сияют и «горят ». Сердце, душа, не согретые чувством, могут стать «пустыми ».

Например: «я рано скорбь узнал, постигнут был гоненьем», «не вдруг увянет наша младость», «полдень… пылал», «луна плывет», «текут беседы», «рассказы расстилались», «любовь… угасла», «я тень зову», «жизнь упала».

2). Словосочетания, построенные по способу управления, тоже могут, являясь метафорами, НЕ являться олицетворением: «кинжал измены », «гробница славы », «цепью облаков » и др.

Холодное оружие - «кинжал » - убивает человека, но «измена » подобна кинжалу и тоже может уничтожить, сломать жизнь. «Гробница » - это склеп, могила, но похоронены могут быть не только люди, но и слава, любовь мирская. «Цепь » состоит из металлических звеньев, но «облака », причудливо переплетаясь, образуют в небе подобие цепи.

Например: «лести ожерелья», «сумерки свободы», «лес… голосов», «тучи стрел», «шум стихотворчества», «колокол братства», «стихов накал», «огонь… черных глаз», «соль торжественных обид», «науку расставанья», «пламя крови южной» .

Многие метафоры такого рода образованы по принципу овеществления, когда определяемое слово получает свойства какого-либо вещества, материала: «окна хрусталь», «золото волос» .

В солнечный день окно кажется сверкающим, как «хрусталь », а волосы приобретают цвет «золота ». Здесь особенно заметно скрытое сравнение, заложенное в метафоре.

Например: «в черном бархате советской ночи, В бархате всемирной пустоты», «стихов… виноградное мясо», «хрусталь высоких нот», «стихов гремучим жемчугом».

Эпитет. (от греч. epitheton – приложение) – художественное, образное определение. В нем воплощается уникальность мироощущения, присущего личности. Средство, позволяющее ощутить авторскую позицию. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (А. С. Пушкин), «Белеет парус одинокий» (М. Ю. Лермонтов), «Гремят раскаты молодые…» (Ф. М. Тютчев), «Сколько там было кудрявых берез…» (Н. А. Некрасов)

Фольклористы пользуются термином «постоянный эпитет» . Ведущая особенность образности устного народного творчества. Такие эпитеты были средством типизации. Дороженька столбовая, девица красная, молодец добрый, море синее, поле чистое, тучи черные.

Роль эпитета в художественном тексте могут играть не только прилагательные. М. Ю. Лермонтов. Ведь были ж схватки боевые? Да, говорят, еще какие! (Местоимение, выражающее превосходную степень) Ф. И. Тютчев. Чародейкою зимою…(существительное) С. Есенин. Что ты жадно глядишь на дорогу… (наречие)

Найдите эпитеты в примерах 1)Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана… М. Ю. Лермонтов 2)Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Ф. И. Тютчев 3)Подруга думы праздной, чернильница моя… А. С. Пушкин 4)Идет добрый молодец по пескам сыпучим, по лесам дремучим… Русская народная сказка.

Проверь себя 1)Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана… М. Ю. Лермонтов 2)Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Ф. И. Тютчев 3)Подруга думы праздной, чернильница моя… А. С. Пушкин 4)Идет добрый молодец по пескам сыпучим, по лесам дремучим… Русская народная сказка.

Сравнение. Один из тропов художественной речи, сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. » (Н. В. Гоголь) В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Этим данный троп отличается от метафоры, где присутствует только второй элемент.

Сравнения выражаются различными способами: При помощи союзов «как» , «словно» , «будто» , «точно» , «чем» ; Сравнительной степени прилагательного или наречия («обнявшись крепче двух друзей»); Формой творительного падежа («красота уходящего лета обнимала их сотнями рук»); Слов типа «похожий» , «подобный» и т. п. («Промедление смерти подобно»)

Метафора. Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. «Газетная шапка» , «сладкий голос» , «блистать эрудицией» , «Глаголом жги сердца людей» , «Деревья в зимнем серебре» . В поэзии и прозе метафора не только средство лексической выразительности, но и способ построения образов.

Олицетворение. Является разновидностью метафоры и состоит в переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Однако метафора представляет собой отдельное словосочетание, а олицетворение – это целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, имеющий в произведении самостоятельно предметное значение.

Примеры: Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось. «Слово о полку Игореве» Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… А. С. Пушкин.

Метонимия. Перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности. «Ну, скушай же тарелочку, мой милый!» «читаю Пушкина» «голова прошла» «Бразилия выиграла у Испании» «Все мое» , - сказало злато; «Все мое» , - сказал булат. «Все куплю» , - сказало злато; «Все возьму» , - сказал булат. Синекдоха. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. «Все флаги в гости будут к нам» «Золотая, дремотная Азия опочила на куполах» «Мы все глядим в Наполеоны» «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» «Пуще всего береги копейку»

Перифраз. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. «Смиритель стран Казанских» ; «Колумб российский» ; люди в белых халатах; лесной доктор; солнце русской поэзии.

Гипербола – образное выражение, содержащее преувеличение размера, силы, значения. «Я тебе тысячу раз говорил об этом!» Литота – выражение, содержащее непомерно приуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления. «Я на минуточку»

Найдите соответствия. 1. Эпитет 2. Метафора 3. Сравнение 4. Метонимия 5. Литота 6. Перифраз 7. Олицетворение А) Казалось, в души людей въедалась тонкая пыль вины. Б) Людей подхватило, как пыль ветром, и их закружило в общем вихре. В) История человечества начинается камнем, но дорогу к цивилизации оно прорубило себе железом. Г) Страна стояла в миллиметре от пропасти, нас от катастрофы отделял миг, вернее даже не миг, а полмига. Д) Голос природы звучал торжественно и величаво, ее горды очи таинственно сверкали с вышины, и снисходительная улыбка чуть трогала ее губы. Е) Нет, на нашу землю пришли не наследники Гете и Шиллера, это потомки гордых тевтонцев захотелось мирового господства. ж) Он пропел трагический и грозный гимн своей отчизне.

Проверь себя: 1. Ж 2. А 3. Б 4. В 5. Г 6. Е 7. д

Интонационно-синтаксические средства художественной выразительности. Фигуры речи. Анафора, анадиплосис (композиционный стык), антитеза, асиндетон, восклицательные предложения, градация, инверсия, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, оксюморон, парцелляция, рефрен, синтаксический параллелизм, элипсис, полисиндетон, эпифора,

Риторический вопрос. Не с целью получить ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению Когда же мы начнем беречь природу?

Риторическое обращение. Подчеркнутое обращение к кому-либо или к чему-либо для усиления выразительности. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? С. Есенин

Синтаксический параллелизм Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана. В душе затаилась угрюмая боль.

Полисиндетон последовательность соподчиненных слов или предложений соединение всех членов такого ряда союзами (напр. : «И чувства нет в твоих очах, И правды нет в твоих речах, И нет души в тебе» Ф. И. Тютчев)

Асиндетон последовательность соподчиненных слов или предложений без соединения их союзами (напр. : «Швед, русский, колет, рубит, режет» - Пушкин)

Эллипсис. опущение какого-нибудь члена в предложении (напр. : «Я - в театр» , вместо «Я иду в театр»)

Инверсия. изменение порядка в расположении частей предложения. Подобного рода изменения могут преследовать как логические, так и чисто звучальные цели. Так, несомненно, что совершенно различный оттенок имеют выражения: «Погода была великолепная» и «Была великолепная погода» .

Антитеза. (греч. ’Αντι θεσις, противоположение) - фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов. Существенным условием антитезы является соподчинение противоположностей объединяющему их общему понятию, или общая на них точка зрения. Напр. : «Начал за здравие, а свел на упокой» , «Ученье свет, а неученье тьма» .

Антитеза может не ограничиваться двумя контрастными образами, но быть и многочленной. Так, в «Дорожных жалобах» Пушкина мы находим ряд многочленных антитез: «Долго ль мне гулять на свете, То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком? »

Оксюморон. (греч. το οξυ μορον, остроумная глупость) - стилистическая фигура, состоящая в намеренном сочетании противоречивых понятий. «Красноречивое молчание» , «живой труп» , «выйти сухим из воды» - ходячие оксимороны обыденной речи. Существенным признаком оксиморона является подчеркнутость в нем противоречия между понятиями, входящими в его состав

Парцелляция. экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения ("И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь" П. Г. Антокольский).

Ирония. вид насмешки, отличительными чертами которого следует признать спокойствие и сдержанность, нередко даже оттенок холодного презрения, а, главное, личина вполне серьезного утверждения, под которой таится отрицание достоинства того предмета или лица, к которому относится. Так, напр. , на глупые слова иронически замечают: «Как это умно!» , а о дурном деле отзываются: «Очень хороший поступок!»

Аллитерация. повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности» . Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. (К. Бальмонт)

Звукопись. Это прием звукового повтора с содержанием текста, при котором возникает «слуховой» образ изображаемого явления как дубликат его словесного описания. В таком случае повторы гласных или согласных звуков в поэтическом произведении приобретают функцию непосредственного выражения смысла. …Бывало Когда гремел мазурки гром, В огромном зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы… А. С. Пушкин

Ассонанс. повторение одинаковых гласных. Ассонанс преследует те же цели, что и аллитерация, и является подобно последней, часто при том сочетаясь с ней, могучим средством выразительности поэтического языка. Примером замечательного употребления ассонанса служит следующий, отмеченный Вячеславом Ивановым, в ряду других отрывков из «Цыган» Пушкина - отрывок: Ах, быстро молодость моя Звездой падучею мелькнула. Но ты, пора любви минула Еще быстрее; только год Меня любила Мариула, - Однажды, близ Кагульских вод Мы чуждый табор повстречали

Диалектизмы. Диалектные слова, употребляемые в составе литературной речи. Вводятся автором для характеристики речи персонажа. Они указывают на социальное положение говорящего и его происхождение из определенной местности. «Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водются» , - говорит Илюша герой произведения И. Тургенева.


ЭПИТЕТОМ называют художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. В отличие от логического определения, которое отделяет признаки одного предмета от признаков других (например, «Стену нужно покрасить синей краской», то есть не желтой, не красной, а именно синей), эпитет вызывает в нашем сознании целостное представление о предмете. Так, например, в стихотворении Блока «Незнакомка» мы можем прочитать: И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу.


Эпитетами чаще всего бывают прилагательные, но нередко в качестве эпитетов выступают и существительные («волшебница- зима», «мать - сыра земля»); наречия («на севере диком стоит одиноко»); деепричастия («волны несутся, гремя и сверкая»). Бывают случаи, когда в роли эпитетов выступают местоименные слова, выражающие превосходную степень того или иного состояния человеческой души. На это указал А. Квятковский в своем «Поэтическом словаре» («Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие!»).


Эпитеты можно разделить на изобразительные и лирические (выразительные). Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку: «...в тумане моря голубом»; «на мутном небе» и т.д. В лирических эпитетах, напротив, ясно выражается отношение автора к изображаемому явлению: «томительная ночи повесть»; «мелькают образы бездушные людей». Подобное деление достаточно условно: изобразительные эпитеты, внешне нейтральные, всегда имеют эмоционально- оценочное значение. В народном поэтическом творчестве встречаются постоянные эпитеты: солнце красное; море синее; ветер буйный и т.д., которые могут быть использованы поэтом для создания определенного художественного эффекта.


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ Упражнение 1. Прочитайте предлагаемые ниже словосочетания, выделите в них эпитеты, объясните их смысловое и эмоциональное содержание. Оцените их традиционность. 1) Зловещая дума; 2) ветрила гордых кораблей; 3) звезда печальная; 4) на обнаженной ветке; 5) роковой огонь сражений; 6) надежда сладостная; 7) безумное волненье; 8) в ясной лазури; 9) по бархатным лугам; 10) судьба жестокая; 11) тщетный шум пиров; 12) счастливый край.


Упражнение 2. Составьте словосочетания по схеме «цифра-буква». а) луч 1) неприступный б) замок 2) бледный в)луна 3) ликующий г) сон 4) роковой д)тайна 5) страшный е)жизнь 6) золотой Упражнение 3. Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты. Солнце сирень Чувство туман Муза огонь Тишина свет


СРАВНЕНИЕ. Этот прием заключается в уподоблении какого-либо явления другому. Сравнения выражаются различными способами: творительным падежом («и с каждым днем уходит дымом»); формой сравнительной степени прилагательного или наречия («Душа ее зефира тише/ И зрак прекраснее рая»); оборотами с различными союзами (как, будто, точно, словно и т.д.: «Безумных лет угасшее веселье/ Мне тяжело, как смутное похмелье»). лексически (при помощи слов подобный, похожий, это: «Твои глаза подобны звездам»).


По своей форме сравнения могут быть прямыми и отрицательными. Отрицательные сравнения, в отличие от прямых, построены на отделении одного явления от другого, однако внутренне сближают их, поясняя одно другим. Использование отрицательного сравнения, характерного для устной народной поэзии, может служить знаком стилизации: Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится... Довольно часто в стихах используются развернутые сравнения, которые состоят не в одномоментном уподоблении единичного признака, а в последовательном представлении целой образной системы. Пример использования развернутого сравнения можно найти в стихотворении Ф. Тютчева «Как над горячею золой».


Упражнение 1. Определите оценочные функции используемых сравнений. Он был крепок и могуч (как трехлетний бык; как былинный богатырь; как кряжистый дуб; как степной смерч; как свекольная самогонка есаула Громобоева, хлебосольного хозяина, который, лукаво улыбаясь, любил потчевать своим напитком беспечных гостей на Троицу; как реликтовый мастодонт; как тибетский як). Его глаза сияли (как яркие звезды на темном небосводе; как медяки на заскорузлой купеческой ладони; как озера в знойный полдень; как не могут сиять человеческие глаза, так могут сиять только очи влюбленного ангела).


Упражнение 2. Придумайте несколько сравнений разной стилевой окраски. Строчки быстро ложились на бумажный лист, словно За дверью раздался шум, который походил на Упражнение 3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Третья встреча явила мне Блока ч..тающ..м замечательные стихи о России и он мне казался подавле(н,нн)ым этой любовью целой жизни он был похож на рыцаря который любит Недосяжимую и сердце его истекает кровью от любви. Блок мне к..зался таким дорогим и бли..ким как в весенн..м кусте соловей который поет мне песню но ул..тит если я к нему подойду и как свежевыпавший снег которого (не) нужно касаться. (К. Бальмонт)


МЕТАФОРА - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слов. «Метафора не украшение, не побрякушка - она мощнейшее средство, позволяющее поэту выразить свою жизненную философию», - писал известный стиховед Е. Эткинд. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков: цвета, формы, объема, назначения и т.д.


Метафоры, основанные на сходстве предметов в цвете, особенно часто используются при описании природы: «В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря». Общие черты в характере действия открывают широкий путь для метафорического использования глаголов: «Лениво дышит полдень». Сходство во временной последовательности явлений позволяет использовать такие формы метафоризации: «Догорит золотистым пламенем из телесного воска свеча, и луны часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час». Часто в стихах мы встречаем такие выражения, как «железный стих», «туманная юность». В этих случаях метафоричны определения. Они выполняют функцию эпитета и метафоры, потому и называются метафорическими эпитетами.


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ является разновидностью метафоры и состоит в переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Однако метафора представляет собой отдельное словосочетание, а олицетворение - это целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, имеющий в произведении самостоятельное предметное значение: «Ветер со стоном метался по безлюдному острову. Его печальный голос тоскливо звучал над притихшим лесом».


Упражнение 1. Смоделируйте метафоры. Укажите смысловые комплексы, которые становятся источником для их создания. Например: ветер воет (зверь). 1) море 2)луна 3)время 4)любовь 5)земля 6) сомнение а)глотнуть золотого вина из чаши, протянутой солнцем б)догорать, как отблески заката в)терзать г)грозно реветь д)тяжелые шаги е)мутный зрачок


Упражнение 2. Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «город - огромное чудовище». «Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными________. Он_____ в небо тучами дыма и_____________, как обжора, страдающий ожирением. Войдя в него, чувствуешь, что попал в _____из камня и железа, - в__________, который проглотил несколько миллионов людей и растирает,___________их. Улица - скользкое, алчное__________, по нему куда-то вглубь__________плывут темные__________пищи города - живые люди».


МЕТОНИМИЯ - перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности. Смежность может быть проявлением связи: 1) между содержанием и содержащим: Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! 2) между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита,/ Зато читал Адама Смита. 3) между действием и орудием этого действия: Их села и нивы за буйный набег/ Обрек он мечам и пожарам.


4)между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале. 5)между местом и людьми, находящимися на этом месте: И едва ли кто в городе спал: Ночью пушечный гром грохотал. Не до сна! Вся столица молилась, Чтоб Нева в берега воротилась. Метонимические замены позволяют сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придают изображаемому предметную наглядность.


СИНЕКДОХА - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного: К нему и птица не летит, И зверь нейдет. Ученики часто путают метонимию с метафорой: например, рассматривая оборот «гуляло все село», они резонно говорят, что здесь неживой предмет «село» олицетворяется, следовательно, перед нами пример метафоры.


Есть достаточно надежное и простое правило, позволяющее отличить два этих приема: метафора легко переводится в сравнение при помощи слов «как бы», «словно», «вроде» и т. д., а метонимию трансформировать в сравнение нельзя. Сравните два выражения: «спит усталый ветер» и «спит усталый город». Мы можем сказать: «ветер спит подобно человеку» (ветер соотносится по действию с живым существом), попытка подобным образом записать второе выражение приводит к логической несуразице: ясно, что в городе спят находящиеся в домах люди.


Упражнение 1. Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях: а)его ожидали скипетр и золотая мантия; б)он снял с полки Бунина; в)лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно; г) весь зал оглушительно захлопал; д)перо кипело страстью; е)истину нельзя добыть кулаком; ж)вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка.


Упражнение 2. Выделите в тексте метонимию. Определите ее художественные функции. Просторечие - разговорная речь преимущественно городского населения: части дворянства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства. Оно сильно отличалось и от архаизированного книжного языка, и от офранцуженной речи светского круга. Образцом просторечия Пушкин считал язык московских улиц, живое слово шумных торговых рядов.


ПЕРИФРАЗ - оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (Мы часто говорим: «автор «Героя нашего времени» вместо «М.Ю. Лермонтов»). Перифраз особенно был характерен для классицистической поэзии, поскольку позволял «оборачивать» изображаемое явление кружевами высокой, торжественной образности: «Колумб российский через воды/ Спешит в неведомы народы»; «Смиритель стран Казанских». Перифраз позволяет придать тексту торжественное, возвышенное звучание. Он может быть также использован для создания комического эффекта. Очень часто перифраз позволяет избежать неоправданных повторов и служит для связи предложений.


Упражнение 1. Найдите соответствия. 1) спаситель Капитолия а) муза 2) блистающая сталь б) зима 3) солнце русской поэзии в) Прометей 4) весна человеческой жизни г) швед 5) седая чародейка д) сабля 6) пермесская богиня е) гусь 7) потомок викингов отважных ж) Пушкин 8) волшебный прибор Левенгука 3) Гомер 9) прикованный к скале Титан и) микроскоп 10) бессмертный творец «Илиады»к)юность


ГИПЕРБОЛА и ЛИТОТА. Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота -выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н. Некрасов). Использование гиперболы и литоты позволяет писателю усилить выразительность образа, выделить мысль, придать ей необычную форму и яркую эмоциональную окраску. Так, Некрасов заканчивает стихотворение, посвященное Николаю Добролюбову, следующими строчками: Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни...


Гиперболизация основана не на переносе значения, а на демонстративно- преувеличенном изображении каких-либо качеств, свойств, признаков явления. Например, можно сказать: «Мужчина крикнул громко». А вот иной вариант сообщения о том же самом явлении: «Он так кричал, что в соседних домах стекла повылетали». Содержание фразы как будто бы осталось прежним: нам сообщили о мужчине, который издал очень громкий крик, но использование преувеличения позволило, во-первых, придать ей образность, во-вторых, сообщение приобрело явную эмоциональность


Художественный эффект гиперболы (как и литоты) основывается на удивительном парадоксе: она самым очевидным образом противоречит законам объективной действительности, формальной логике, эмпирическому опыту. Но при этом она воспринимается не как обман, а как факт художественной реальности, как особая форма существования истины, сила которой не в соответствии здравому рассудку, а в ее эмоциональной убедительности.


Упражнение 1. Создайте гиперболы и литоты. Чтобы вы могли понять, какой нос был у Ландоцкого, представьте Она узнала о его смерти на следующий день, и с тех пор солнце больше__________________________. Он схватил пудовый котел с кашей, которой хватило бы, чтобы досыта_________________дюжих молодцов, и___________________________". Руки у нее были тоньше__________________. Таких глаз не было_____________________. Стало так тихо, что можно было услышать, как на другом конце Земли___________________________




Повтор - одна из самых распространенных стилистических фигур. Существуют разнообразные виды повторов, но общее их значение состоит в том, что автор повторяет те звуки, те слова, те выражения, те предложения, которые он считает наиболее значимыми. Задача исследователя - выявить, какую художественную роль играет усиленный повтором компонент. Простейший вид повтора имеет вид «АА» и представляет собой простое повторение какого- либо слова (или слов): «Душа, душа, спала и ты». В тексте обычно используются более сложные комбинации - такие, как анафора, эпифора, анадиплосис (подхват) и т.д.


А) Анафора - единоначалие (схема А... А...), повтор слова или группы слов в начале некоторых стихов, строф или фраз. («Жара вставала стеной. Жара душила его своими горячими руками. Жара сводила с ума...») б)Анадиплосис (подхват) - повтор последнего слова (группы слов) предыдущего предложения в начале следующего. («Тогда он тихонько запел песню. Песню, которой его научила мать».) в) Рефрен - повтор самостоятельного предложения, логически обособленного от основного текста. г) Градация - всякая цепь элементов высказывания с постепенным нарастанием значимости («ни позвать, ни крикнуть, ни помочь») или убыванием («Все грани чувств, все грани правды в мирах, в годах, в часах»). По аналогии со стилистической градации говорят о сюжетной градации.


Параллелизм - (от греч. parallelos - находящийся или идущий рядом) тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ. Синтаксический параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. («По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана. В душе затаилась угрюмая боль».) Анализируя текст, вы можете столкнуться с еще одним видом параллелизма - композиционным. Он основан на сходстве сюжетных линий, смысловой параллельности частей: например, описание осенней распутицы предваряет описание внутреннего состояния персонажа.


Многосоюзие (полисиндетон) - повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, чаще всего используется в положении анафоры. («Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр».) Бессоюзие (асиндетон) - такое построение предложений, при котором однородные члены предложения или части сложного предложения связываются без помощи союзов. («Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари...») Эллипсис состоит в пропуске подразумеваемого слова. В зависимости от контекста создает эффект бытовой небрежности, мудрого лаконизма, «телеграфной» деловитости, лирической взволнованности, разговорного просторечия и т.д. («Ввели и - чарку - стук ему!»)


Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или их сочетаний. Она состоит в поста­новке выделяемых слов на синтаксически необычное для них место. Поэтому инверсия предполагает нарушение обычного порядка слов. Так, например, логика развития мысли требует, чтобы в повествовательном предложении на первом месте стояло подлежащее, а сказуемое - на втором. Если поэт меняет их местами, то, скорее всего, мы имеем дело с инверсией.


Инверсивными считаются в русском языке следующие сочетания: а)определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой, в темнице сырой (сырая темница); б)обстоятельство (наречие) стоит после главного слова: На севере диком стоит одиноко (одиноко стоит); в)дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед главным словом: Часов однообразный бой (однообразный бой часов); г)сказуемое стоит перед подлежащим: Роняет лес багряный свой убор (лес роняет убор).


Антитеза - это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. («Ученье -свет, а неученье - тьма»). Оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. (Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание).


Упражнение 1. Сравните предложения. Он купил себе большой дом, надел новую рубашку и вышел на улицу. - Ему купили большой дом, одели в рубашку и вывели на улицу. Лето было сырым, холодным. - Сырое лето. Холодно. - Лето, сырость, холод. Солнце показалось из-за туч, и по серой степи побежали золотистые лучи. - Солнце! Пробейся сквозь густые тучи и своим лучом золотым разруби это жуткое черное чудище. Ночь опустилась на землю. - Ночь опустилась на землю!


Упражнение 4. Сгруппируйте парами антитезы по схеме «цифра-буква». а) нищенские лохмотья поражение б) блеск медяков триумф в) гибельный закат царская мантия г) славная победа маршальский жезл д) горький плач ликующие крики е) нож мясника величественное сияние правды ж) разочарованный вздох радужные надежды

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама