THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Тема 3.2. Нормы образования и употребления глаголов и глагольных форм

    1. Нормы образования и употребления глаголов.

    2. Особенности употребления глагольных форм.
1.Нормы образования и употребления глаголов

При употреблении глаголов в речи наибольшие трудности обычн о вызывает соотношение глаголов по виду и образование некоторых форм:

1.Правильными в русском языке считаются следующие формы глаголов: сох, кис, мок, глох, хрип, чах (а не: сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул). Это же касается приставочных глаголов: высох, прокис, оглох Цветок без воды сохнул в вазе. Пёс оглохнул от старости.

2. Следует запомнить формы глагола «жечь»: жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут. Крапива в огороде сильно жгётся.

3. В современных словарях слова «ложить» нет, но есть приставочные образования: положить, выложить, уложить, переложить, сложить и т.д. Глагол «класть» употребляется без приставок: кладУ, кладёшь, кладИ, клАла (заглавной буквой обозначено ударение, неправильно – клалА). Хотя приставочные формы глагола «класть» в современном литературном языке тоже встречаются: укладывать, накладывать наряду с уложить, наложить . Примеры ошибочного употребления: Зачем ты мне так много ложишь? Он склал все книги в портфель. Я достаю учебники из ранца и ложу их на стол.

4.Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения: высунь, вставь, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи, беги.

Примеры ошибочного употребления: Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. Поклади вещи на место.

5.Рекомендуются следующие формы глаголов несовершенного вида: затрагивать, осваивать, оспаривать, усваивать, успокаивать, застраивать, удваивать, удостаивать; опозоривать, обусловливать, подытоживать, узаконивать, опорочивать, приурочивать, уполномочивать (сохраняется гласный О).

Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах.

6.Из пар видеть – видать, слышать – слыхать, мучить – мучать, лазить – лазать только первые варианты нормативны, вторые характерны для разговорной речи.

Пример нежелательного употребления: Где вы слыхали об этом?

7.Для использования в литературной речи рекомендуются формы полощет, плещет, машет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, сыплет, щиплет (а не: полоскает, плескает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, сыпет, щипет – формы разговорные и просторечные).

Пример нежелательного употребления: По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды.

8.В литературном языке не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени от глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и некоторых других. Отсутствующие формы выражаются описательно: могу очутиться, сумею убедить, одержу победу и т.п.

Пример ошибочного употребления: Если так будет продолжаться, я очутюсь в затруднительном положении.

9.При образовании форм 1-го лица единственного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов II спряжения наблюдается чередование в–вл, ф–фл, б–бл, п–пл, м–мл, ст–щ, т–ч, д/з–ж, с–ш:
ловить – ловлю – ловишь, блестеть – блещу – блестишь, крутить – кручу – крутит, весить – вешу – весишь, видеть – вижу – видишь, возить – вожу – возишь.
Формы типа блестю являются грубейшей ошибкой, а их использование в речи свидетельствует об очень низкой культуре говорящего.
То же самое можно сказать и об ошибках в спряжении глаголов бежать, хотеть (и производных от них). При образовании форм настоящего и простого будущего времен от глагола бежать (и производных от него) основа оканчивается на согласную г в формах 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа: бегу – бегут; вбегу – вбегут. В остальных формах основа глагола оканчивается на шипящую: бежишь, бежит, бежим, бежите. Недопустимы в литературном языке формы бежат, вбежат!
Глаголы хотеть, захотеть имеют чередование согласных только в формах единственного числа: хочу – хочешь – хочет – хотим, хотите – хотят. Недопустимо употребление форм хочут, захочут, хотишь, хотит! Это не только грубая грамматическая ошибка, но и показатель крайне низкой культуры человека.

10. Очень частотны в речи ошибки при образовании форм будущего времени от глаголов выздороветь, обессилеть, ослабеть . Глаголы на -еть указывают на направленность действия на самого субъекта и сохраняют гласную е при образовании форм настоящего времени: я выздоровею, я обессилею, я ослабею . Форма выздоровлю вообще не используется в литературном языке.

11.Иногда в литературном языке возможно сосуществование нескольких равноправных вариантов форм настоящего и будущего времени, например: внимать – внимают и внемлют . Однако в большинстве случаев вариантные формы противопоставлены в каком-либо отношении. Так, и спользование форм каплет и капает от глагола капать зависит от значения: «падать каплями» – С крыш каплет и капает; «лить медленно, по капле» – Он накапает ей двадцать капель микстуры. В употреблении вариантных форм глагола блистать также можно выделить различия в сочетаемости: звёзды блещут – люди блистают.

2.Особенности употребления глагольных форм

Причастие

Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.

1.Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:

писать – писавший, решать – решавший. Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:

нести – нёсший, везти – вёзший.

Обратите внимание, что суффикс -ш- используется также в том случае, если основа инфинитива оканчивается на -шибить-, -ереть: вытереть-вытерший, ушибить-ушибший . Ошибочные формы вытеревший, ушибивший достаточно часто встречаются в речи, но они недопустимы в литературном языке.

2.В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- (-н- ), -енн- (-ен- ) и -т- (убра нн ый, застел енн ый, допи т ый ). В речи достаточно часто встречается ошибка, связанная с использованием одного суффикса вместо другого.

Например, в предложении: В комнате убрато – вместо нормативной формы убрано с суффиксом -н- ошибочно использован суффикс -т- .

3.Не употребляются формы страдательных причастий настоящего времени (с суфф. -ом-, -ем-, -и- ) в глаголах: арестовать, беречь, бить, брать, будить, везти, вертеть, вить, возить, вязать, гладить, глядеть, готовить, греть, громить, грузить, грызть, давить, держать, жалеть, жарить, жать, ждать, жечь, звать, знать, иметь, кипятить, класть, клеить, колоть, кормить, красить, лепить, лечить, лить, мести, молоть, мыть, находить, пахать, петь, печь, писать, пилить, пить, полоть, портить, прятать, рвать, резать, рубить, солить, ставить, сторожить, сушить, сыпать, ткать, тушить, тянуть, учить, хоронить, чистить, шептать, шить и др.

4.В речи достаточно распространённой ошибкой является использование действительных причастий вместо страдательных, и наоборот.

Например, в предложении: У меня был один выигранный билет – неправомерно использовано страдательное причастие, поскольку в этом случае эта конструкция означает: Я выиграл билет , а не определённый приз, сумму денег и т.п. по счастливому билету. Грамматически корректным в такой ситуации будет использование действительного причастия (выигравший билет ), поскольку определяемое существительное не испытывает, а производит действие.

5.Следует помнить, что основным выразителем значения страдательности является именно страдательное причастие, и там, где оно имеется, возвратное причастие обычно недопустимо.

Так, грамматически некорректными будут обороты: ребёнок, одевающийся нянькой ; ящик, сделавшийся столяром . В данном случае обязательным является употребление именно страдательных причастий: ребёнок, одеваемый нянькой ; ящик, сделанный столяром .

6.В русском языке нет причастий будущего времени, поэтому грамматически некорректными будут подобные конструкции:

Уже через несколько лет мы будем иметь целый комплекс предприятий, могущих вызвать экологическую катастрофу.

Деепричастие

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а/-я :

брать – берут – беря; плакать – плачут – плача.

1.Ряд глаголов несовершенного вида образует также деепричастия с помощью суффикса -учи/-ючи :

будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.

Однако сколько-нибудь широкого распространения в литературном языке они не получили. Обычно формы на -учи/-ючи воспринимаются либо как устаревшие, либо как средство стилизации народной и старинной речи.

2.Обратите внимание на формы деепричастия от следующих глаголов: лазать – лазая, плыть – плывя, щипать – щипля, махать – маха (допустимо – маша), страдать – страдая (в художественной речи можно встретить – страждя), сыпать – сыпля (допустимо – сыпя), внимать – внимая и внемля (устаревшее).

3.Не все глаголы несовершенного вида способны образовывать деепричастия. Как правило, не образуют деепричастий глаголы, не имеющие в основах настоящего времени гласных (ср.: ткать – ткут ):

бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать, жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть, шить.

4.Не образуют деепричастий глаголы несовершенного вида на -чь, на -нуть :

беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь, стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мёрзнуть, мокнуть, пахнуть, тонуть, тянуть.

Не употребляются деепричастия несовершенного вида от глаголов:

арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть.

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) глаголов совершенного вида в основном с помощью суффикса :

купить – купив, решить – решив.

1.От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).

В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом : они более кратки и более благозвучны. Неблагозвучность форм, типа написавши, особенно подчёркивал М. Горький. Но следует иметь в виду, что у возвратных глаголов обычно существует только одна форма – засмеявшись, закутавшись . Использование суффикса –ши вместо суффикса характерно и для многих глаголов с основой на согласную: вырасти – выросши; спасти – спасши .

Употребление суффикса -а/-я при образовании деепричастий совершенного вида (ср.: положив – положа, услышав – услыша, заметив – заметя ) было достаточно распространённым явлением в ХIX–начале XX в. Например, такие формы широко использовались М. Горьким: наклоня, подойдя, сойдя и др. В настоящее время многие из этих форм вышли из употребления.

2.Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого.

Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку – ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом . От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса , но нормативным вариантом будет форма с суффиксом (положив трубку ).
Контрольные вопросы


  1. Приведите примеры ошибочного употребления глаголов.

  2. В чем особенности употребления причастий?

  3. Какие трудности связаны с формообразованием деепричастий?
Тема 3.3. Нормы образования и употребления существительных и прилагательных

1.Трудные случаи употребления имени существительного

2.Трудные случаи употребления имени прилагательного
1.Трудные случаи употребления имени существительного

Род несклоняемых имен существительных

Родовая принадлежность несклоняемых имен существительных устанавливается на основе частных закономерностей для отдельных групп слов. Рассмотрим некоторые из них.

Род неодушевленных несклоняемых существительных

По общему правилу заимствованные нарицательные неодушевленные существительные, не имеющие форм изменения, относятся к среднему роду: новое пальто, густое молочное какао и т. п. В качестве исключения обычно называют слово кофе -- мужской род (черный кофе). Однако современные грамматики русского языка допускают его употребление в разговорной речи и в среднем роде: сгущенное кофе с молоком.

Другие исключения объясняются влиянием слова, выражающего более общее родовое понятие (сирокко -- ветер), или слова-синонима(авеню -- улица). Так, нормативными в настоящее время считаются следующие употребления: мужской род -- знойный сирокко, подул торнадо (ветер); красивый урду, хинди, фиджи (язык); великолепный пенальти (штрафной удар); распаханный га (гектар); новый авто (автомобиль) и некоторые другие; женский род -- новая авеню (улица), вкусная салями (колбаса), африканская бери-бери (болезнь), прямая стрит (улица) (но Уолл-стрит, Уолл-стриту... и т. д.).

В связи с этим в современном русском языке существует ряд вариативных употреблений:

Эсперанто (язык) звучал, звучало.

Цунами (волна) возникла, возникло.

Крепкое бренди и крепкий бренди (напиток).

Широкое авеню и широкая авеню (улица) (но Пятая авеню, Десятая авеню и т. д.).

В следующих вариантных выражениях предпочтительнее в литературном языке употребление существительного во множественном числе: новое галифе и новые галифе; очередное ралли и очередные ралли, опущенное жалюзи и опущенные жалюзи.

Род неизменяемых существительных исконного происхождения определяется следующими правилами:

1. Субстантивированные несклоняемые слова относятся к среднему роду: светлое завтра, вежливое "здравствуйте", громкое ура.

2. Название букв всегда среднего рода: русское а, строчное б , заглавное М . Но при употреблении родового наименования согласование осуществляется с ним: русская буква а , письменный знак и и т. п.

3. Названия звуков имеют равноправные родовые варианты: безударное (о ) и безударный (о ) (звук) , глухое (т ) и глухой (т ).

4. Спряжение (изменение по лицам и числам) – есть только в изъявительном накл. НАСТОЯЩЕГО и БУДУЩЕГО времени.

Определяется по - окончанию, если окончание ударное

Инфинитиву, если окончание безударное

2 спряжение 1 спряжение

ПОМНИ! Сохраняй вид: что делать? (несов.в.) выполнять(1 спр.) – выполняешь

Что сделать? (сов.в.) выполнить (2 спр.) - выполнишь

Непостоянные признаки:

1. Наклонение 2.

изъявительное

только оно изменяется по ВРЕМЕНАМ

Прошедшее

Настоящее

Будущее

читал, прочитал

Нет у сов. вида (читаю – несов в.)

простое (прочитаю – сов.в.)

повелительное

приказ, совет, просьба

живи (-те), верь

условное

(сослагательное)

глагол прош.вр. + БЫ

узнал бы, замерз бы, понял бы

Примечание:

БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ (явления природы, состояния человека)

– не сочетаются с И.п.: НЕТ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЛИЦА

светает, хочется, дышится, знобит (нельзя кто? что?)

Урок - лекция 4. Употребление глаголов и их форм в речи.

Среди всех частей речи глагол вызывает наибольшие трудности в использовании грамматических форм и категорий. Большинство грамматических категорий имеет вариантные формы (ср.: вывеси – вывесь, грозить – грозиться и др.); кроме того, глаголы одного наклонения могут употребляться в значении другого (скажи – сказал бы ), глаголы одного времени в значении другого (пришел – прихожу ). Поэтому стилистические возможности глагола весьма значительны.

4.1. Каждое наклонение имеет свои формы выражения. Так, изъявительное наклонение проявляется в формах настоящего, прошедшего и будущего времени. Сослагательное (условное) наклонение образуется от глаголов с суффиксом и прибавлением частицы бы (показал бы, сделал бы ). Повелительное наклонение, кроме форм 2-го лица единственного и множественного числа (вспомни – вспомните ), имеет многообразные (синонимичные) формы, выбор одной из них обусловлен эмоционально-экспрессивной или функциональной окраской речи.

Синонимия наклонений связана с наличием у них близких значений.

Так, повелительное наклонение употребляется вместо условного для обозначения условно предполагаемых фактов:

С оттенком случайности действия: Знай я ремесло – жил бы в городе .

Со значением пожелания: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Грибоедов).

Со значением необходимости, долженствования: А женщина что бедная наседка: сиди себе да выводи цыплят (Пушкин).

Эти формы эти придают высказыванию разговорный характер.

В значении изъявительного наклонения может использоваться условное наклонение: Я хотел бы поставить вопрос резче. (Ср.: я хочу поставить вопрос ) . Я просил бы вас здесь не курить . Ср.: я прошу вас .)

В значении повелительного наклонения могут выступать глагольные формы:

Условное наклонение: Ефим, ты бы пошел к нему значение осторожного, учтивого пожелания;

Изъявительное наклонение: К двум часам ты обязательно вернешься домой – выражение приказания; Пойдем скорее со мной; Давай улетим; Давайте поедем значение побуждения к совместному действию;

Инфинитив: Воротить его! Позвать ее! Всем встать! значение категорического распоряжения.

Взаимозамена наклонений вносит дополнительные смысловые и экспрессивные оттенки: желание предполагаемого действия, вежливое приглашение к совершению действия.

4.2. Трудности употребления некоторых форм глагола:

Глаголы, различающиеся функциональной окраской

Нейтральные:

брезгать

видеть(ся)

влезать

выздороветь

выстлать

разостлать

дряхлеть

затапливать

испечь

класть

лазить

мучить

нарубить

положить

похудеть

сажать

слышать

Имеющие разговорно-просторечный характер:

*брезговать

*видать(ся)

*влазить

*выздоровить

*выстелить

*расстелить

*дряхнуть

*затоплять

*спечь

*покласть

*лазать

*мучать

*нарубать

*ложить

*похудать

*садить

*слыхать

Глагол класть употребляется только без приставок, потому неправильно: * покласть, *поклали, *поклади. Надо: положить, положили .

Глагол кушать используется только для приглашения гостей к еде и по отношению к детям. В остальных случаях употребляется глагол есть : ем, ешь, ест, едите, едят, поела, поем и т. д., не следует употреблять глагол кушать в 1-ом лице (*кушаю).

Вызывает затруднения и выбор форм глагола с гласными о и я в корне слова:

У некоторых глаголов существуют параллельные формы с суффиксами -изирова- и -изова- :

легализоваться – легализироваться,

локализировать – локализовать,

стандартизировать – стандартизовать,

нормализовать – нормализировать (реже).

  1. Варианты форм причастий:

Некоторые причастия образуют две формы, из которых одна является устаревшей или разговорной, а другая соответствует нормам современного литературного языка. Например (в каждой паре на первом месте стоит литературная форма ):

забредший – *забравший,

приобретший – *приобрёвший ,

приплетший – *приплёвший,

вышибленный – *вышибенный,

заклеймённый – *заклеймлённый,

изрешечённый – *изрешетённый,

обезопасенный – * обезопашенный,

пронзённый – *пронжённый

Синонимичны формы причастий, образованных от глаголов с суффиксом - ну- . Возможны варианты с -ну- и без него.

Причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом -ну-, обычно сохраняют его (мокнувший, липнувший, глохнувший и т. д.), а образованные от приставочных глаголов употребляются без -ну- (промокший, прилипший, оглохший).

4.4. Синонимичны и некоторые формы деепричастий.

Так, деепричастия совершенного вида с основой на гласный звук употребляются в двух формах: с суффиксами -в и вши :

взяв – взявши,

дав – давши,

написав – написавши,

закрыв – закрывши

Формам на -вши присущ разговорный или просторечный характер, иногда оттенок устарелости. Ср. употребление их в пословицах и поговорках: Давши слово, крепись; Снявши голову, по волосам не плачут.

Вместо форм вышедши, выметши, обретши (на -дши/-тши ) употребляются формы выведя, выметя, обретя и т. п.

Без заметного различия используются формы:

замерев – замерши,

заперев – заперши,

затерев – затёрши,

простерев – простёрши.

В парах: положив – положа (положа руку на сердце),

разинув – разиня (слушать разиня рот),

скрепив – скрепя (скрепя сердце),

сломив – сломя (броситься сломя голову),

спустив – спустя (работать спустя рукава ) и т.д. вторые формы устарели и сохраняются преимущественно в устойчивых фразеологических сочетаниях.

ПРАКТИКА

Употребление глаголов

Образование форм глаголов

ошибочными являются формы:

следует употреблять:

1л., ед.ч. от некот. глаголов с основами на черед. гласные: ощутить, победить, пылесосить, убедить, чудить (ошибочно: пылесошу);

Описательные формы (чищу пылесосом, одержу победу, смогу убедить);

3 л., ед.ч. (ошибочно: полоскает, плескает, сыпет, чишет, щипет);

Полощет, плещет, сыплет, чихает, щиплет;

Бесприставочных глаголов прош.вр. с суффиксом –ну- (ошибочно: мокнул);

Мок, сох;

Бесприставочных глаголов с корнем –лож- (ошибочно: ложить);

Класть, положить;

Некоторых глаголов с –ся (ошибочно: стираться, играться, полоскаться);

Стирать, играть, полоскать;

Некоторых глаголов повелительного наклонения (ошибочно: положь, едь).

Положи, поезжай.

Тест 1. Отметьте нарушения норм образования глагола.

1. смогу победить 4. часто чишет

2. махает руками 5. сох на солнце

3. укласть вещи 6. буду полоскаться

Ответы: 2346

Различайте!

глаголы с чередованием о-а в корне

Тест 2. Отметьте правильные формы глагола.

1. а) обусловливать б) обуславливать

2. а) сосредоточивать б) сосредотачивать

3.а) уполномочивать б) уполномачивать

4. а) узаконивать б) узаканивать

5.а) оплочено б) оплачено

Ответы: 1аб2аб3а4а5б

Тест 3. Отметьте нарушения норм употребления глаголов.

  1. Не ложи книги на полку.
  2. Они хочут идти в театр.
  3. Продолжали вестись исследования в области теории поля.
  4. Я надел пальто и вышел на улицу.
  5. Создается впечатление, что журналисты хотят показать свою осведомленность.
  6. Поезжай на море!
  7. Пошлите в кино!
  8. В субботу я буду стираться.
  9. небо охватывается заревом.
  10. Без воды цветы сохнули в вазе. Ответы: 1237810

Тест 4. Отметьте нарушения норм употребления глаголов.

  1. Где вы слыхали об этом?
  2. Куда же я положила свою книгу?
  3. Бывайте здоровы!
  4. Машина за машиной подходили и нагружались овощами.
  5. Когда кот хочет есть, он мяукает.
  6. Если так будет продолжаться, я очутюсь в затруднительном положении.
  7. На нашей улице часто ездиют машины.
  8. Я пока, пожалуй, пол пропылесошу.
  9. Может, тебе лучше постелиться и лечь?
  10. Помоги мне одеться. Ответы: 1346789

Видо – временная соотнесенность глаголов

Тест 5. Отметьте нарушения видо – временной соотнесенности глаголов.

  1. После окончания школы Фролов поступает в профессиональный лицей, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.
  2. Он мечтает посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил занятия литературой.
  3. Скоро Анна Федоровна организует экскурсию в библиотеку, познакомит ребят с е фондами.
  4. В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались в тесном мирке личных интересов.
  5. В небольшом по объему произведении автор затрагивает вопросы современности, коснулся важных проблем образования и воспитания.
  6. Сердито гудят прибрежные камни; деревья качают вершинами, сгибаются, точно хотят вырвать корни из земли.
  7. Спектакль шел на сцене 18 лет. За это время состарились актеры и зрители, но, мне кажется, настроение зала не изменялось.
  8. Неправильную позицию занимает руководство завода: оно спокойно отнеслось к технологическим нарушениям.
  9. Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед.
  10. Свистит ветер с моря и бешено гонит на берег вспененные волны.

Ответы: 124589

Обобщающий тест

  1. К жанру сказки Щедрин на протяжении своего творчества обращался неоднократно, а собственно в 80-е годы, когда этот жанр ему особенно импонирует.
  2. Лошадь пасется на лугу.
  3. После химической обработки детель помещается в ванну.
  4. Мастер сказал, что строители сейчас ложат перегородки внутри помещений.
  5. Старик жил один: жена его ушла три года назад.
  6. Ты лягешь спать на раскладушке.
  7. Формулы упрощаются и будут иметь такой вид…
  8. Едь один, я позже приеду.
  9. Повесь пальто на крючок.
  10. Празднество приурочено к юбилейной дате.

Ответы: 1345678


Образование и использование в речи глагола и глагольных форм должно быть нормативным, в случае же нарушения норм возникают грубые грамматические ошибки. Глагол представляет собой довольно сложную с точки зрения формоупотреблениюя часть речи. Ошибки при использовании глагола и его форм связаны с:

· неправильным образованием;

· незнанием стилистических различий отдельных глагольных форм;

· несоблюдением чередований в основе глагола;

· ненормативным образованием форм повелительного наклонения;

· неверным образованием видовых пар глаголов.

Среди русских глаголов есть группа слов, называемых недостаточными глаголами. Обычно эти глаголы лишены формы 1 (иногда 2) лица единственного числа настоящего и будущего времени. Так, в нельзя в языке (если это не делается с особой стилистической целью) сказать: я телюсь или отпочковываюсь, теку или ржавею , так как эти действия обозначают процессы, происходящие в неживой природе или в животном и растительном мире, к ним также относятся действия, связанные с особенностями функционирования человеческого организма (рассосаться, слипнуться) и отвлеченными значениями (гласить, заключаться).

Отсутствуют в системе языка и формы 1 лица от глаголов победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дерзить, дудеть, гудеть, обессмертить, ерундить, шкодить, так как, образуемые теоретически, эти формы не очень приятны для слуха. Если необходимо употребить их в речи, следует использовать описательную форму: смогу убедить, хочу очутиться и т. д.

Другая группа слов образует так называемые изобилующие глаголы: полоскать, кудахтать, мурлыкать, капать, двигать, плескать, рыскать, колыхаться, брызгать – которые предполагают две формы настоящего времени: напр., кудахчут и кудахтают . Следует отметить разговорный характер второй формы. А в других же глаголах дублетные формы выражают смысловую дифференциацию: так, брызгать (брызгает) – «спрыскивать, окроплять», а брызгать (брызжет) – «разлетаться каплями, разбрасывать капли».

Несоблюдение чередований в основе глагола связано с влиянием просторечия: нельзя сказать жгет, берегет, стерегет – следует жжет, бережет, стережет.Использование форм типа обусловливать – обуславливать, подытоживать – подытаживать, сосредоточивать – сосредотачивать с чередованием гласной в корне относится к диспозитивной норме употребления, но формы с – О являются достоянием книжной речи. По этой причине верной следует признать фразы: Развитие науки обусловливает технический прогресс. В конце занятия следует подытоживать все сказанное. Из форм прошедшего времени типа сох – сохнул, мок – мокнул предпочтение отдается более короткой. Не следует употреблять в речи просторечные формы: бегим, хочим, (следует – бежим, хотим) так эти глаголы имеют особую систему спряжения, называютсяразноспрягаемыми.

Трудности возникают при образовании форм повелительного наклонения от глаголов ехать, поехать. Формы ехаай(те) и едь(те ) имеют просторечный оттенок и не должны употребляться в литературном языке. В качестве замены следует использовать форму - поезжай(те), хотя самого глагола поезжать в системе языка уже нет.

Речевые ошибки при образовании видовых пар глагола возникают при замене разнокорневых видовых пар однокорневыми (класть – накласть, ложить - положить ) и при образовании несуществующего в системе языка глагола (делить – разделивать ). Норма предполагает использование пары класть и положить, делить и разделить, прокладывать и проложить.

Нужно быть осторожнее и с двувидовыми глаголами типа ранить, казнить, велеть, женить . В их использовании ошибка понимания влечет за собой ошибку говорения и письма, когда носителем языка двувидовой глагол ощущается как одновидовой: он поженился на ней.

Видовой разнобой (или временной разнобой) может возникнуть при немотивированном употреблении в одном предложении глаголов как несовершенного, так и совершенного вида: Как только попадаешь в лес, сразу увидишь золотой убор осени. (Следует: как только попадешь… ) Подобная ошибка случается также с неправильным употреблением причастия на -щий со значением будущего времени от глаголов совершенного вида: В книге описываются события, имеющие место в 15 веке (Следует: имевшие место в15 веке ) Ошибки назалоговый разнобой могут быть связаны с неправильным выбором залога глагола, в том числе залога причастия: Игрушки, выпускающиеся фабрикой Загогрска, известны во всем мире. Или: Несмолкаемые аплодисменты. (Следует: выпускаемые… несмолкающие. )

При образовании причастий нужно помнить, что причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом –ну-, обычно сохраняют его (мокнуть - мокнувший, липнуть –липнувший,глохнуть- глохнувший), а образованные от приставочных глаголов, как правило, употребляются без него (промокнуть промокший, прилипнуть – прилипший, оглохнуть – оглохший.) В отдельных случаях образуются формы с суффиксом (завязнувший, исчезнувший) или параллельные формы – с суффиксом и без суффикса (завянувший – завядший, зачахнувший – зачахший, иссякнувший – иссякший и др. )

Речевая ошибка может возникнуть при злоупотреблении одинаковыми формами глагола (в частности, формами причастия, деепричастия, инфинитива.): Нельзя зимой допускать оставлять воду замерзать в трубах . (Следует: Воду нельзя зимой оставлять в трубах, так как она может замерзнуть). Птицы, прилетающие с юга и занимающие пустующие гнезда, высиживают птенцов. (Следует: Птицы, которые прилетают с юга и занимают пустующие гнезда…)

Достаточно частотны в речи ошибки, связанные с употреблением глаголов и глагольных форм на – ся Глаголы на - ся нельзя употреблять, если у них совпадают два значения – страдательное и возвратное: Огурцы моются под струей холодной воды. Горожане, гуляющиеся по бульвару . (Следует: Огурцы моют под струей холодной воды. Горожане гуляющие по бульвару.) Однако если речь идет об автоматическом действии, форма на –ся не заменяется личным глаголом: Дверь открывается автоматически. Форму на –ся предпочитают в научных текстах,когда важно акцентировать внимание не на субъекте, а на объекте действия: В докладе рассматриваются следующие вопросы.

При употреблении деепричастий нужно помнить, что они образуются от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида, от глаголов каждого из трех залогов: действительного, страдательного и среднего: гулять – гуляя, остановиться – остановившись, обсуждаться – обсуждаясь . Однако от ряда глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются: печь, спать, беречь, колоть и др . Нельзя образовать деепричастия от большинства глаголов с суффиксом –ну-: киснуть, пахнуть, вянуть, глянуть , также от части глаголов 1спряжения, образующих основу неопределенной формы при помощи суффикса –а, а основу настоящего (или будущего простого) без этого суффикса: вязать – вяжу, пахать – пашу, плясать – пляшу. Деепричастие с суффиксом –учи, -ючи кроме будучи употребляются как правило в народно-поэтической речи: глядючи, играючи, думаючи

Деепричастия совершенного вида с основой на гласный могут употребляться в двух формах - с суффиксами –в и -вши: написав – написавши, закрыв – закрывши, нагнув – нагнувши . В современном литературном языке употребляются формы с суффиксом-в. Формам на –вши присущ архаичный, разговорный или просторечный характер: Он сидел закрывши глаза. (Следует: Он сидел, закрыв глаза.) Возможны варианты замерев – замерши, затерев –затёрши, стерев – стёрши (вторая форма в каждой паре имеет разговорный характер). При этом следует произносить только выведя ( не выведши ), выметя (не выметши), обретя (не обретши), отвезя (не отвезши), ошибясь (не ошибившись), пронеся (не пронесши) и т.д.

В парах положив – положа (положа руку на сердце), разинув – разиня (слушать разиня рот), скрепив – скрепя (согласиться скрепя сердце), сломив – сломя (броситься сломя голову), спустив – спустя (работать спустя рукава) и т.п. вторые формы устарели и сохраняются лишь в фразеологических выражениях. Устарелый оттенок наблюдается также в формах вспомня, встретя, наскуча, обнаружа, обратя, оставя, простя, разлюбя, расставя, увидя, услыша, ухватя и др.

Неупотребительны в современном языке формы бежа, жгя, ища, нося, пиша, коля, пляша, ходя, хохоча,чеша и др.

Особенности образования личных форм

Некоторые глаголы (их называют недостаточными ) не образуют формы 1-го лица ед. ч. Можно выделить следующие причины отсутствия этой личной формы:

1. Образованная форма неблагозвучна или труднопроизносима: победить, убедить, очутиться, ощутить и др.;

2. Образованная форма фонетически совпадает с формами, образованными от других глаголов: бужу (от бузить ) и бужу (от будить ), держу (от дерзить ) и держу (от держать ).

При необходимости употребления этих глаголов в указанной форме используются описательные конструкции, синонимы и соотносительные глаголы другого вида: одержу победу, смогу победить; хочу убедить.

Запомните!

133. * Образуйте от приведенных ниже глаголов форму настоящего времени 1-го лица единственного числа.

Бередить, бороздить, взгромоздить, вонзить, вызвездить, вынудить, голосить, досадить, ездить, ерундить, заградить, загромоздить, изрешетить, испестрить, испещрить, кадить, клеймить, кудесить, лазить, лебезить, молотить, надерзить, насладиться, нашкодить, обезлесить, обезлюдить, обессмертить, обессудить, освятить, отдубасить, оформить, ощутить, переубедить, победить, позолотить, прекратить, пригвоздить, принудить, проказить, прослезиться, пылесосить, сбрендить, светить, трусить, тузить, тяготиться, убедиться, снабдить, угораздить, умертвить, умилосердить, учредить, форсить, цедить, чтить, чудить, ютиться.

Особенности спряжения некоторых глаголов

1. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы с прибавлением е перед личным окончанием, они спрягаются как глаголы 1-го спряжения. Личные формы, образованные по типу глаголов 2-го спряжения, являются разговорными: выздоровлю, выздоровишь.

2. Глаголы сыпать, трепать, щипать образуют личные формы с прибавлением согласного л .Варианты без л (сыпешь, сыпят) являются разговорными.

3. Некоторые изобилующие глаголы образуют двоякие формы настоящего времени: колыхать, кудахтать, полоскать и др. Обычно нормативным признается вариант с чередованием: колышет, кудахчет, полощет.. Разговорными являются формы колыхает, кудахтает, полоскает, меряет, мучает и др.



Наряду со стилистическим отмечается и смысловое разграничение параллельных форм. Глагол брызгать в значении «окроплять» имеет личные формы брызгаю, брызгает (водой) ; в значении «разбрасывать капли, сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан) .

134. Запишите рядом с приведенными ниже глаголами вариантные формы настоящего времени, определите характер этих форм (книжная, нейтральная, разговорная, просторечная) или укажите разницу в лексическом значении.

Образец: пыхать - пышет (нейтр., в значении «жарко горит, пылает»: пышет жаром ), пыхает (разг., в значении «пыхтит, выпускает струи воздуха»: пыхает папиросой ).

Алкать, блестеть, блистать, брызгать, глодать, двигаться, жаждать, капать, клепать, кликать, колебаться, колыхаться, кудахтать, лазить, лазать, махать, мерить, метаться, мурлыкать, мучиться, мыкаться, мяукать, плескать, рыскать, сыпаться, фыркать, хлестать, хныкать, щипать.

Особенности образования форм повелительного наклонения от некоторых глаголов

Формы повелительного наклонения образуются с помощью суффикса -и или без суффикса; во множественном числе прибавляется окончание -те : скажи(-те), прочитай (-те).

Запомните!

135.* Запишите приведенные ниже глаголы в форме повелительного наклонения. Разграничьте нормативные литературные, разговорные и просторечные варианты. Отметьте глаголы, не имеющие формы повелительного наклонения.

Образец: портить - порти, порть (разг.). Видеть - глагол не имеет формы повелительного наклонения.

Бегать, бежать, выбросить, выгладить, выглянуть, выйти, вылезать, вылезти, выложить, гнить, доить, ездить, ехать, жаждать, закончить, закупорить, испортить, класть, клеить, клянчить, корчить, кроить, лежать, лезть, летать, лететь, лечь, мазать, морщить, мочь, нянчить, обеспечить, платить, поить, положить, посадить, расчистить, сажать, слышать, составить, таращить, трогать, уведомить, хлестать, хотеть, чтить.

Образование видовых пар

1. При образовании глаголов несовершенного вида с суффиксом -ыва(-ива) с корневым гласным -о - в одной группе глаголов происходит чередование и мена -о - на -а - (вырабо тать - выраба тывать, насто ять - наста ивать) , в другой группе чередование не происходит, сохраняется корневой гласный -о - (отсро чить - отсро чивать, опозо рить - опозо ривать) или наблюдаются колебания в зависимости от условий употребления (обусло вить - обусло вливать, обусла вливать; сосредото чить - сосредото чивать, сосредота чивать) . Некоторые глаголы, допускающие обе формы, различаются стилистически: формы с -о- (сосредоточивать, уполномочивать) являются книжными, формы с -а- (сосредотачивать, уполномачивать) - разговорными.

Необходимо обратить внимание на образование следующих видовых пар:

2. Глагол прочесть раньше характеризовался как книжный по сравнению с глаголом прочитать . В настоящее время, наоборот, словари отмечают форму прочесть как разговорную.

3. Глагол мучать встречался в литературном языке наряду с глаголом мучить . В современном русском языке глагол мучать употребляется преимущественно в разговорной речи, с просторечным оттенком.

4. Параллельные формы мужского рода прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну - : вял - вянул, лип - липнул, слеп - слепнул, отверг - отвергнул, гиб - гибнул, прибег - прибегнул, расторг - расторгнул, опроверг - опровергнул, пух - пухнул равноправны. Формы сохнул, мерзнул, мокнул, гаснул, зябнул имеют разговорную стилистическую окраску при наличии нормативных сох, мерз, мок, гас, зяб .

136. Вставьте пропущенные буквы в глагольные формы. Обоснуйте ответ.

1. Уполном…чивать кого бы то ни было на подобные действия вы не вправе! 2. Все усилия необходимо состредот...чивать на выполнении именно этих задач. 3. Несправедливо было бы запод...зрить наших сотрудников в халатности. 4. Нередко именно мальчишек запод…зривали во всякого рода проделках. 5. Развитие науки обусл...вливает технический прогресс. 6. Павел старался приур…чивать приезд в родной город к традиционной встрече выпускников. 7. Нельзя и дальше отср…чивать принятие этого решения. 8. Павлу нередко приходилось од...лживать деньги у родителей. 9. Подыт...живая сказанное, председатель собрания еще раз обратил внимание на необходимость уск...ривать внедрение научных разработок в производство. 10. Никто не уполном…чивал тебя это делать.

Запомните!


ТЕСТ
по теме «Морфологические нормы русского языка»*


Министерство образования и науки Российской Федерации
Пензенский государственный педагогический университет им. Белинского
Факультет иностранных языков

Реферат по дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Морфологические нормы употребления глагола»

Выполнила
Студентка группы А-11
Фещенко И.А
Проверил
преподаватель
Ширшаков Р.В.
____________
зачтено /не зачтено

Пенза 2011
Содержание:

1)Введение
2)Распространенные ошибки употребления глагола
А) Недостаточные глаголы
Б) Изобилующие глаголы
В) Ошибки при образовании глагольных конструкций
Г) Ошибки при образовании повелительного наклонения некоторых глаголов
3) Морфологические нормы употребления глагольных форм
А) Нормы употребления причастия как особой формы глагола
Б) Нормы употребления деепричастия как особой формы глагола
4) Литература

1.Введение


Морфологические нормы – это нормы образования и употребления слов. В центре внимания данной работы будет проблема морфологических норм русского языка и случаев их нарушения при употреблении в устной и письменной речи глаголов. Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование. При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи. Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, вариантностью норм в области морфологии. В данной работе мы рассмотрим самые распространенные ошибки, связанные с употреблением глаголов. Кроме этого, в мы рассмотрим причины возникновения данных ошибок.


2)Распространенные ошибки употребления глагола. Недостаточные глаголы.

Ошибки в употреблении глаголов, в большинстве случаев, связаны с существованием группы так называемых недостаточных глаголов и с возможным смешением употребления параллельных форм.
Недостаточные глаголы – глаголы, не имеющие полного набора форм по тем или иным причинам. Эта недостаточность иногда обусловлена законами благозвучия (например: победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить). Но глагол может быть недостаточным и из-за смысла. Возьмем, к примеру, такой глагол как «вызревать». Мы можем сказать «сыры вызревают» , «камамбер вызревает». Но мы не можем сказать «мы вызреваем». Это будет бессмыслицей, а значит, все личные формы кроме третьего лица буду невозможны.
В таблице представлены некоторые недостаточные глаголы:
*Повелительное наклонение у некоторых таких глаголов образуется от синонимичных глаголов(смотри, слушай)

Изобилующие глаголы

Изобилующие глаголы образуют двоякие формы одного и того же глагола. Различается два разграничения параллельных форм:
1)Стилистическое
2)Смысловое
Некоторые глаголы образуют двоякие формы настоящего времени,например «полоскать» при наличии нормативных форм «полощу», «полощет», «полощи», «полощущий», «полоща» имеет допустимые формы «полоскаю», «полоскает», «полоскай», «полоскающий», «полоская».То есть варианты различаются стилем речи.
Что касается смыслового, один и тот же глагол, имеющий два или более значения, может иметь разные формы в каждом. Например, глагол «брызгать», в значении « окроплять, опрыскивать» , имеет личные формы «брызгаю, брызгает» (брызгаю водой) , а в значении« разбрасывать капли», « сыпать брызги» имеет личные формы «брызжу» , «брызжет» (фонтан брызжет).
Глагол «двигать» в значениях «перемещать, толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы «двигаю» , «двигает», (двигают мебель, двигаю пальцами, двигает войска); в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков» имеет личные формы «движет» , «движут» (движущие силы, что им движет!); в значении «приводить в движение, в действие» имеет параллельные личные формы «двигает – движет» (пруж ина двигает/движет часовой механизм ).Глагол «капать» ,в значении «падать каплями» имеет параллельные личные формы «капаю», «капает» и «каплю», «каплет» (капают слезы, дождь каплет), но во фразеологизме только: « над нами не каплет»; в значении «наливать, лить каплями» имеет личные формы «капаю», «капает» (капает микстуру).
Глагол «метать» ,в значении «шить», «прошивать стежками», «обшивать петлю» имеет личные формы «метаю», «метает» (метает кофту, метает шов ). Его омоним глагол «метать», в значении «разбрасывать, раскидывать», имеет личные формы «мечу», «мечет» (мечет гром и молнии, мечет гневные взоры; также: мечет икру ). В том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется форма «метает» (метает гранату, диск, копье и т.д.).
В просторечии и в диалектах встречаются формы «кликает» (вместо кличет – от кликать), «мяучит» (от мяучить; литературная форма мяукает - от мяукать).

Ошибки при образовании глагольных конструкций

Речевые ошибки возникают при образовании конструкций со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими разного управления. Для их предупреждения важно правильно поставить вопрос, которым предопределяется падежная форма существительного в подобных конструкциях:

    – обращать внимание (на что?) на факты
    – уделять внимание (чему?) подбору кадров
    – консультировать (кого?) клиента
    – консультироваться (с кем?) с профессором, у профессора
    – требовать (чего?) объяснений
    – требовать (что?) пропуск
    – основываться (на чем?) на фактах
    – обосновывать (чем?) фактическими данными
    – рекомендовать (кого?) агента
    – рекомендовать (для чего?) для участия
    – рекомендовать (к чему?) к употреблению.

    Ошибки при образовании повелительного наклонения некоторых глаголов

    При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе:
    бежать – беги (!), бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги (!); звать – зови; искать – ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.
    Кроме того, у некоторых глаголов при образовании повелительного наклонения не прибавляется суффикс . В большинстве случаев употребление этих форм в речи не вызывает затруднений:
    атаковать – атакуй, командовать – командуй, ночевать – ночуй, следовать – следуй, мыть – мой, встать – встань, одеться – оденься
    Иногда в литературном языке сосуществуют два варианта (с суффиксом и без него):
    выглади и выгладь, чисти и чисть, вычисти и вычисть, очисти и очисть, порти и порть, испорти и испорть, попорти и попорть.
    При рассмотрении морфологических норм употребления глагола следует обратить внимание на образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:
    глядеть - гляди – глядите
    ехать - поезжай - поезжайте
    лазать - лазай - лазайте
    прибыть - прибудь - прибудьте
    лечь - ляг - лягте
    трогать - трогай - трогайте
    мазать - мажь – мажьте
    Нужно обрать внимание также на образование повелительного наклонения от глагола ехать и производных от него: ехать поезжай, поезжайте . Допустима и форма езжай , но совершенно недопустимыми являются распространённые в просторечии формы: ехай, ехайте ! При отрицании в литературном языке следует употреблять формы: не езди, не ездите .

    3) Морфологические нормы употребления глагольных форм. Нормы употребления причастия как особой формы глагола.
    Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.
    Ошибки в образовании причастий обычно заключаются в неверном конструировании формообразующей основы (употребление неверной формы «скакающий» вместо нормативной – «скачущий» ) и в неверном выборе формообразующего суффикса.
    При выборе формообразующего суффикса в образовании формы причастия особое внимание обратите на следующие случаи.
    1) Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:
    писать – писавший, решать – решавший.
    Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:
    нести – нёсший, везти – вёзший.
    2) В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- (-н- ), -енн- (- ен- ) и -т- (убра нн ый, застел енн ый, допи т ый ). В речи достаточно часто встречается ошибка, связанная с использованием одного суффикса вместо другого.
    Например, в предложении: В комнате убрато – вместо нормативной формы убрано с суффиксом -н- ошибочно использован суффикс -т- .
    3) Следует помнить, что при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола. Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов.
    Например, в предложении: Ветер срывал оставшие на деревьях листья – неправомерно опущен суффикс -ся . Грамматически правильным будет такой вариант предложения: Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.
    4)Следует учитывать, что некоторые глаголы характеризуются отсутствием или неупотребительностью отдельных форм причастий. Так, по правилам русской грамматики страдательные причастия образуются только от переходных глаголов:
    прочитать книгу – прочитанная книга; праздновать юбилей – празднуемый юбилей.

      Не может быть образовано страдательных причастий от глаголов типа вставать, лежать и др., поскольку эти глаголы не могут сочетаться с винительным падежом без предлога.
      Не употребляются формы страдательных причастий настоящего времени (суффиксы -ом-, -ем-, -им-
      и т.д.................

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама