THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это расстройство, которое вызывает проблемы с концентрацией внимания, гиперактивность и импульсивное поведение. Его первые признаки часто обнаруживаются в детстве. СДВГ может влиять на мышление ребёнка, его успеваемость в школе, поведение, чувства и отношения с другими людьми. Он часто сохраняется во взрослой жизни. Подробнее о симптомах СДВГ и о том, как распознать синдром – читайте
Лечение СДВГ включает медицинские препараты, поведенческую терапию, психологическое консультирование и различные изменения в школе и/или дома. Эти методы лечения могу быть применены как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Лучший метод или комбинация методов лечения зависит от состояния вашего ребёнка. Врач или медсестра могут сопровождать вас и вашего ребёнка, когда начнётся лечение.

НУЖНО ЛИ ЛЕЧЕНИЕ МОЕМУ РЕБЁНКУ С СДВГ?

Некоторые родители задаются вопросом: нужно ли лечить СДВГ? Большинство экспертов согласны с тем, что нераспознанный или не вылеченный СДВГ может вызывать серьёзные последствия, в том числе школьную неуспеваемость, уход из школы, депрессию, плохое поведение, неудачные отношения, низкую продуктивность на работе и повышенный риск несчастных случаев. Лечение может помочь ребёнку:
●улучшить отношения с родителями, учителями, братьями и сёстрами, сверстниками (например, играть без драк во время перемены)
●лучше учиться в школе (например, доделывать школьные задания до конца)
●соблюдать правила (например, слушаться учителя)

Какое лечение самое лучшее? - Поведенческая терапия обычно рекомендуется детям дошкольного возраста. Иногда при необходимости добавляются лекарственные препараты. Самым эффективным методом лечения для большинства школьников с СДВГ является стимулирующие лекарственные препараты. При необходимости иногда добавляется поведенческая терапия и психологическое консультирование.
Родители, которые предпочитают, чтобы их ребёнок школьного возраста не принимал лекарств, должны активно взаимодействовать с детским врачом или медсестрой. И, хотя применение только поведенческой терапии кажется достаточно разумным, этот метод лечения может работать не настолько хорошо, как использование только лекарственных препаратов.
Американская академия детской и подростковой терапии, в сотрудничестве с Американской психиатрической ассоциацией, разработала медицинское руководство для родителей
Лечение других расстройств - У некоторых детей с СДВГ есть другие проблемы, в том числе проблемы с обучением, тревожностью, настроением или со сном. Лечение смежных проблем может помочь уменьшить симптомы СДВГ и/или улучшить функционирование в школе и обществе. Однако лечение смежных проблем не может заменить необходимость медикаментозного и поведенческого лечения СДВГ.

СТИМУЛИРУЮЩИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ СДВГ

Стимулирующие лекарственные препараты – первоочередной метод лечения СДВГ у детей школьного возраста. Однако прежде чем рассматривать использование лекарств, должны присутствовать показания к их применению. Кроме того, родители (и, по возможности, ребёнок) должны понимать необходимость постоянного наблюдения во время лечения.
Несмотря на своё название, стимуляторы не делают ребёнка более возбуждённым, а, наоборот, улучшают связи между несколькими областями головного мозга. Это помогает улучшить внимание, концентрацию и самоконтроль. Тем не менее, лекарства не излечивают СДВГ и не учат ребёнка, как себя вести, хорошо работать в команде, соблюдать правила в школе или быть мотивированными. Для решения этих проблем может быть добавлена поведенческая терапия.
Два лекарственных препарата – метилфенидат и амфетамины – являются наиболее часто используемыми для лечения СДВГ стимуляторами.
●Метилфенидат – Метилфенидат (примеры торговых марок: Концерта, Фокалин, Метадат, Метилин, Риталин) выпускается в виде таблеток, капсул и жидкости.
Лекарства с формулой короткого действия обычно начинают принимать с одного раза в день, и затем увеличивают до двух-трёх раз.
Лекарства с формулой длительного действия обычно принимают один раз в день.
Метилфенидат также выпускается в виде пластырей (торговая марка Дейтрана); ребёнок носит пластырь до 9 часов в день.
●Амфетамины – Амфетамины также бывают с формулой короткого и длительного действия (примеры торговых марок: Аддеролл, Декседрин, Декстростат, Виванс).

Насколько хорошо работают стимуляторы? - Если доза стимулятора короткого действия подобрана правильно, то он начнёт работать в течение 30-40 минут. Если же доза неверна (например, если она слишком маленькая, что является распространённым явлением в начале лечения), то большинство экспертов рекомендуют подождать от 3 до 7 дней, прежде чем увеличивать дозу. Ваш врач или медсестра скажет вам, когда и нужно ли увеличить дозу стимулятора для вашего ребёнка.
По меньшей мере 80% детей реагируют на лечение стимуляторами. Тем не менее, неясно, приносят ли стимуляторы пользу мышлению, школьной успеваемости, поведению или чувствам в долгосрочной перспективе.
Побочные эффекты - стимулирующие лекарственные препараты имеют долгую историю безопасной и эффективной работы при надлежащем использовании, и лишь у небольшого количества детей наблюдаются серьёзные побочные эффекты. Стимуляторы не вызывают привыкания. Вероятность возникновения побочных эффектов у метилфенидата и амфетаминов одинакова. К некоторым из наиболее распространённых относятся:
●Снижение аппетита
●Проблемы со сном
●Потеря веса
К менее распространённым побочным эффектам относятся учащённое сердцебиение, повышенное давление, головная боль, социальное отчуждение, нервозность, раздражительность, боль в желудке, ухудшение кровообращения в руках и ногах, перепады настроения.
Многие из этих побочных эффектов лёгкие и временные. Снижение аппетита может быть улучшено за счёт приёма лекарств после еды или приёма пищи не позднее чем через 30-40 минут после приёма лекарства.
Серьёзные побочные эффекты появляются редко. К таковым относятся:
●Сердечно-сосудистые эффекты – Стимуляторы не рекомендуются для детей с серьёзными проблемами сердца. Изредка сообщалось о серьёзных побочных эффектах, таких как внезапная неожиданная смерть у детей, принимающих стимулирующие лекарственные препараты. Однако неясно, был ли стимулятор причиной смерти. Миллионы детей принимали стимуляторы, и лишь очень немногие из них имели серьёзные побочные эффекты.
●Психиатрические эффекты – иногда поступали сообщения о том, что у детей, принимающих стимуляторы, развиваются суицидальные наклонности, галлюцинации и агрессивное поведение.
Позвоните лечащему врачу или медсестре, если заметите раздражительность, беспокойство, панику, проблемы со сном, враждебность, суицидальные мысли или поведение или другие необычные изменения в поведении. К тому же ребёнок должен регулярно посещать доктора или медсестру в период приёма стимулирующих препаратов.
Дозировка - Приём стимуляторов обычно начинают с маленькой дозы по выходным, чтобы родители могли более внимательно наблюдать за ребёнком. Дозировка и время приёма лекарства при необходимости могут быть скорректированы (это называется постепенным «подбиранием» дозы).
Ребёнку, возможно, потребуется попробовать не одно лекарство в различных дозировках, чтобы найти то, которое работает лучше всего и имеет меньше всего побочных эффектов. Как правило, в курсе лечения используется только один стимулятор.
Если ребёнку нужно принять лекарство в школе, он или она должны иметь отдельную бутылку. Школьная медсестра или преподаватель должны держать это лекарство у себя и в нужное время дать его ребёнку. Во избежание злоупотребления и потери, ребёнок не должен хранить лекарство в своём рюкзаке или на парте.
Лекарственные каникулы - «Лекарственные каникулы» — это время, когда препарат не принимается на выходных или во время школьных каникул. Если вашему ребёнку захочется поучаствовать в лекарственных каникулах, поговорите об этом с врачом или медсестрой.
Определённые группы детей могут рассмотреть возможность поучаствовать в лекарственных каникулах, в том числе те, кто:
●нуждается в лечении СДВГ только в учебные дни
●имеет проблемы с потерей веса из-за лекарств от СДВГ
Прекращение приёма стимуляторов - Длительность лечения стимулирующими медицинскими препаратами зависит от состояния ребёнка. Для некоторых детей с СДВГ резонно подумать о пробном периоде без лекарств. Поговорите с детским врачом или медсестрой о рисках и пользе прекращения лечения.

АТОМОКСЕТИН
Атомоксетин (торговая марка Страттера) – это нестимулирующее лекарственное средство, используемое для лечения СДВГ. Оно дороже по сравнению со стимулирующими лекарствами. Атомоксетин – альтернатива стимуляторам, его можно использовать пациентам, которые в прошлом употребляли наркотики, или тем, чьи члены семьи употребляли наркотики. Его также можно использовать детям, у которых проявляются непереносимые побочные эффекты при приёме стимуляторов.
Атомоксетин обычно принимают 1-2 раза в день, и он выпускается только в форме капсул. Капсулы не следует открывать или жевать. При приёме атомоксетина не рекомендуются лекарственные каникулы.
Атомоксетин оказывает такое же действие при лечении СДВГ, как и метилфенидат.
Побочные эффекты - к побочным эффектам атомоксетина могут относиться: потеря веса, снижение аппетита, рвота, тошнота, расстройство желудка и проблемы со сном. Сообщалось о серьезном повреждении печени у детей и взрослых, которых лечили атомоксетином. Обратитесь к детскому врачу, если у ребёнка появляется желтуха (пожелтение кожи или белков глаз), которая является признаком повреждения печени.
Существует также немного повышенный риск появления суицидальных мыслей при приёме атомоксетина, так же, как и при приёме стимулирующих лекарственных средств. (См. Побочные эффекты выше.)
Другие лекарства - существуют другие лекарства для лечения СДВГ, если стимуляторы или атомоксетин не работают или имеют неприемлемые побочные эффекты. В таких случаях обычно требуется консультация педиатра, специализирующегося на нарушениях поведения и развития, детского психиатра или психофармаколога.

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ПРИ СДВГ

Поведенческая терапия при СДВГ включает изменения в окружающей обстановке ребёнка, которые призваны помочь ему изменить своё поведение.
Поведенческая терапия применяется для решения проблем в следующих областях:
●Поведение и обучение в школе

●Отношения с друзьями, родителями, братьями и сёстрами
●Выполнение просьб взрослых
Для родителей рекомендуется профессиональная учебная программа, потому что изучение этих приёмов и эффективное их применение без поддержки может вызвать затруднения. Взрослые могут оказать влияние на поведение ребёнка с СДВГ с помощью следующих приёмов:
●Соблюдайте распорядок дня
●Сведите к минимуму отвлекающие факторы
●Предоставьте ребёнку конкретные и логичные места, в которых он мог бы хранить школьные принадлежности, игрушки и одежду
●Ставьте небольшие, достижимые и чёткие цели
●Награждайте за хорошее поведение (например, таблица стикеров с большей наградой за определённое количество наклеек)
●Используйте схемы и памятки, чтобы помочь ребёнку сосредоточиться на задании
●Предлагайте перерывы, связанные с физической активностью, во время выполнения заданий, требующих концентрации внимания
●Ограничьте выбор
●Найдите занятия, в которых ребёнок может быть успешным (например, рисование, спорт)
●Применяйте успокаивающие практики (например, перерыв, отвлечение внимания, отстранение ребёнка от проблемы)

СДВГ И ШКОЛА

Детям, у которых диагностируют СДВГ, могут понадобиться изменения в том, как их учат, включая дополнительную помощь с работой на уроке и после него. Эта помощь может быть предоставлена в классе или методическом кабинете.
Кроме того, предлагается следующее:
●Записывать домашние задания (на бумаге или отсылать по электронной почте)
●Сажать ребёнка в передней части класса
●Предоставлять ребёнку дополнительное время на то, чтобы закончить школьные задания
●Подавать ребёнку знак, когда он или она «не выполняет задание»
●Использовать ежедневную отчётную карточку, чтобы помочь родителям следить за симптомами ребёнка, за тем, насколько хорошо работает текущий план лечения СДВГ

Иногда у детей с СДВГ также есть нарушения способностей к обучению. Если внимание и поведение улучшаются по мере лечения, но ребёнок по-прежнему испытывает трудности с отдельными видами работы в школе (например, с пониманием прочитанного или математикой), возможно, потребуется провести исследование на определение конкретных нарушений обучаемости.

UpToDate

Нам важно знать — понравилась ли Вам статья. Комментируйте, подписывайтесь, пожалуйста, на нас и делитесь с друзьями.

Помощь учителю в обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Синдромом дефицита внимания.

По незнанию гиперактивного ребенка можно принять за непослушного, хулиганистого, упрямого либо попросту невоспитанного, то есть неудобного для воспитателя или учителя. Однако это не так.

У таких детей действительно есть ряд недостатков, которые могут навредить как самому ребенку, так и окружающим, но при правильном отношении и коррекции можно развить сильную и творческую личность.

Слабые стороны :

Трудности в концентрации внимания (ребенок не способен сконцентрировать внимание на деталях, например, не обращает внимания на изменение указаний в процессе выполнения задания);

Не может сосредоточиться на выполнении заданий, требующих продолжительной концентрации внимания (такие как домашние задания, хотя, занимаясь тем, что ему нравится, ребенок может быть более внимательным);

Слушает, но не слышит (родителям и учителям приходится повторять по несколько раз);

Не выполняет инструкций и не доводит задания до конца;

Часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и повседневной деятельности;

Может быть неаккуратен (как в выполнении школьных заданий, так и по отношению к своему внешнему виду);

Отвлекается на посторонние раздражители (после того, как отвлекся, вовсе может забыть, чем занимался);

Нередко проявляет забывчивость в повседневных ситуациях:

Ребенок постоянно вертится на стуле или встает со стула;

Ребенок встает тогда, когда должен сидеть (ходит по классу во время урока);

Болтлив;

Начинает отвечать на вопрос, не дослушав до конца;

Ребенок не может дождаться своей очереди, когда того требует ситуация;

Ребенок мешает другим, вмешиваясь в их разговор или в игру (может раздражать других детей).

Сильные стороны :

Щедрые (даже в ущерб себе);

Отзывчивые (может быть помощником как дома, так и в школе);

Энергичные (активны в спорте и на физкультуре);

Добрые;

Смелые;

Творческие;

Веселые (могут стать центром внимания в кругу детей);

Дружелюбные;

Непосредственные;

С повышенным чувством справедливости.

У гиперактивных детей присутствуют проблемы с успеваемостью, это так называемые «качели успеваемости». Сегодня ребенок «приносит» домой одни девятки и десятки, а завтра по тем же предметам может получить два. Это очень расстраивает родителей и удивляет учителей. Учителя предполагают, что ребенок не подготовился сегодня к уроку или попросту незахотел ответить хорошо.

На самом же деле причиной таких результатов может быть нарушение режима дня и ребенок попросту не выспался. Обычный ученик даже если и не выспался, то к середине урока может собраться и ответить, а ребенок с гиперкинетическим расстройством в течение всего дня будет несобран, импульсивен и капризен. Вследствие этого показывает результаты хуже, чем мог бы.

Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) при выполнении каких-либо заданий сильно отвлекается на посторонние раздражители, например, звуки. В итоге ни одно из дел не доводится до конца или делается поверхностно. Постоянно перескакивает с одного занятия на другое, невозможно чем-то увлечь его на длительное время. В этом кроется и причина неуклюжести, проявляющаяся в том, что они постоянно что-то роняют, сбивают, натыкаются на мебель.

Помощь такому ребенку будет заключаться в обучении саморегуляции и контролю над собственным телом. Следует обучить ребенка техникам расслабления, научить получать удовольствие от отдыха. Этого можно достичь путем медитативных сказок, дыхательных упражнений, прослушивания расслабляющей музыки. Также необходимо направить ребенка на обучение развития скорости реакции и координации движений.

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности зачастую присутствуют дополнительные проблемы: заикание, дислалия, дизартрия, высокая утомляемость и агрессивное поведение, вследствие чего у ребенка возникает недостаточное усвоение школьной программы, заниженная самооценка, социальная изоляция. В таких ситуациях как можно раньше следует обратиться к специалистам: неврологам, психиатрам, психологам, логопедам и дефектологам.

Одна из больших сложностей у детей с СДВГ - трудности в самоорганизации. Такие дети часто опаздывают, не могут распределять свое время. Отвлекаясь на посторонние раздражители, они часто не успевают выполнить контрольную работу или тест за ограниченное время, однако знаний для успешного выполнения контрольной вполне достаточно. В таких случаях негативные методы воздействия, такие как ругань или одергивания, не действуют на детей с СДВГ и вызывают протестную и агрессивную реакцию.

В первую очередь, следует ставить перед ребенком конкретные цели и давать короткие и однозначные указания.

Следует поощрять ребенка, что будет стимулировать его усилия к достижению поставленной задачи.

Если ребенку пора поменять вид деятельности, то следует предупредить его об этом за 5-10 минут.

Многие родители обращаются к специалистам в связи с трудностями адаптации ребенка в коллективе, большую часть этих детей учителя направляют к детскому психиатру, а в некоторых случаях это решение принимает педсовета. Родители опускают руки и теряют надежду, становятся агрессивными. Доведенные до отчаяния родители применяют к детям строгие дисциплинарные меры в виде наказаний, окриков, шлепков и т.д. Все это не дает положительного результата, а наоборот вызывает агрессию.

Ведущую роль в коррекции СДВГ отводят поведенческой психотерапии, включающей обучение детей и их окружения. Часто в семьях, в которых растет гиперактивный ребенок, нарушен психологический микроклимат, между родителями происходят ссоры по поводу воспитания такого малыша. Поэтому акцент следует делать на развитии эмоциональной устойчивости самих родителей и выработке единой стратегии воспитания с преобладанием методов поддержки и поощрения. Кроме того, в семье должен поддерживаться четкий режим жизни ребенка.

Все больше и больше гиперактивных детей обучается в школах, и совсем не просто подобрать к ним подход. Ведь у учителя есть другие ученики, которые требуют внимания. Гораздо легче перевести его в другой класс или в другую школу. Достаточно часто такие дети, несмотря на удивительные способности и креативность, уже к концу первого класса оказываются в числе неуспевающих.

Если в классе учится ребенок с СДВГ, ему однозначно следует уделять больше внимания, создать более приятную атмосферу, и впоследствии он может оказаться очень способным и ярким учеником.

В первую очередь, следует организовать рабочее место таким образом, чтобы ребенок как можно меньше отвлекался.

1.Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может его отвлечь.

2.Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания.

3.Используйте как можно больше наглядных средств обучения.

4.Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, займите его (дайте ему прочитать вслух часть учебного параграфа или условие задачи).

5.Если ребенок отвлекается, незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию или просто подойдите к нему и дотроньтесь до плеча, дав понять, что он неправильно себя ведет, не ругаясь и не крича при этом.

6.Поощряйте стремление к учебе (доска лучших учеников дня, недели, месяца).

7.Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует. Удостоверьтесь, чтодети знают, какого поведения от них ожидают.

8.Сообщайте родителям не только об отрицательных сторонах ребенка, но о положительных.

9.Сократите количество экзаменов и проверочных работ, ограниченных во времени. Подобные экзамены не имеют большой образовательной ценности и не позволяют многим детям с СДВГ продемонстрировать свои знания.

10.Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте указания на доске до окончания занятий. Есть ученики, которые не могут самостоятельно записать или запомнить устные указания.

11.Позволяйте себе шутить, быть оригинальными. Это может разрядить обстановку.

12.Если одноклассники не уважают ребенка с СДВГ и посмеиваются над ним, давайте ему важные задания в присутствии других детей и объясните насколько важно выполнить его хорошо. Это повысит самооценку и ответственность.

13.Организуйте творческие уроки, где ребенок с СДВГ может показать свои творческие способности.

Таким образом, обучение детей с СДВГ требует большого внимания и сил как стороны родителей, так и со стороны учителя, в классе которого учится такой ребенок. В этом случае родителям следует еще более тщательно выбирать учителя, способного понять и быть терпеливым в его обучении. Необходим постоянный диалог между родителями и учителем для быстрого и качественного реагирования на изменения в поведении и учебных результатах ребенка. Это будет способствовать своевременной коррекции поведения ребенка и поможет ему построить хорошие отношения с одноклассниками.

ЛИТЕРАТУРА

1.Болотовский, Г. В. Гиперактивный ребенок / Г. В. Болотовский, Л. С. Чутко, И. В. Попова. - СПБ: НПК «Омега». - 2010. - 160с.

2.Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ACT, Астрель. - 240 с.

3.Оклендер, В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. - М.: Класс, 1997. - 336с.


Принимая во внимание неуклонный рост числа детей и подростков с синдромом дефицита внимания во всем мире и мнение специалистов о том, что учащиеся с данным диагнозом часто страдают от школьной дезадаптации, в настоящее время остро встает вопрос о специфике обучения таких детей, о подготовке психологов и педагогов для работы с ними. Уникальные характеристики учащихся с синдромом дефицита внимания с гипперактивностью могут затруднить для них и процесс обучения, и формирование позитивной самооценки, и возможность выражать себя и приобретать определенные учебные навыки. В то же время учет таких особенностей может стать основой для эффективного обучения (Мамайчук И. И., 2003; Сиротюк А. Л., 2001), и ответственность за поиск методов обучения, способствующих раскрытию потенциала этих учащихся, лежит на взрослых, которые по роду своей деятельности взаимодействуют с гиперактивными детьми. Для этого педагогам желательно либо иметь дополнительное психологическое образование (курсы переподготовки), либо сотрудничать с психологом, который будет направлять работу учителя, поможет выработать приемы взаимодействия в группе детского сада или в классе. Причем психологам также желательно в рамках повышения квалификации (хотя бы один раз в пять лет) пройти не только теоретический курс, включающий информирование о физиологических и психологических особенностях детей с СДВГ, но и методический тренинг, который поможет им в дальнейшем эффективно работать с детьми, педагогами и родителями. Несмотря на достаточный для обучения уровень развития и готовности к школе, дети с СДВГ зачастую оказываются, по выражению Майкла Гриндера (1995), выброшенными со «школьного конвейера».

Специалисты отмечают у гиперактивных детей высокую степень вероятности отставания в учебе, второгодничества, расстройства поведения, отказа от обучения в школе, меньшую вероятность благополучного окончания средней школы и поступления в вуз, чем у их сверстников без СДВГ. Главной проблемой детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может стать снижение продуктивности учебной деятельности, низкий уровень академических достижений. Поданным Н. Н. Заваденко(1999), многие дети с СДВГ имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков письма и счета. 66%обследуемых детей с данным синдромом обнаружили признаки дислексии и дисграфии, 61% — признаки дискалькулии.

Во время урока детям тяжело концентрировать внимание, они быстро отвлекаются, не умеют работать в группе, требуя к себе индивидуального внимания учителя, часто не могут завершить работу, мешая при этом одноклассникам. Ребенок с СДВГ уже на 7-8-й минуте после начала урока проявляет двигательное беспокойство, теряет внимание. Зачастую, стремясь быть замеченным педагогом и одноклассниками, он добивается внимания взрослого и сверстников единственным известным и доступным ему способом — исполняя роль «классного шута».

Поскольку каждый учитель сталкивается с данной проблемой в классе, в настоящее время необходимо вводить спецкурс для студентов — будущих педагогов, раскрывающий специфику обучения детей и подростков с диагнозом синдром дефицита внимания и гиперактивность , и обучать психологов образования техникам, приемам взаимодействия с детьми с СДВГ, их родителями и педагогами. Одним из принципов подготовки кадров, которым предстоит работа с детьми с данным синдромом, должен стать принцип осведомленности, подразумевающий информированность будущих педагогов об особенностях развития и поведения детей и подростков с СДВГ. Это продиктовано тем, что достаточно часто таких учащихся воспринимают как невоспитанных, капризных, педагогически запущенных. Зачастую «неудобного» ребенка стремятся перевести в другой класс, а затем и в другую школу, мотивируя это тем, что он не способен усвоить программу гимназического или лицейского уровня. Поэтому важно рассказывать не только учителям, но иногда и родителям о том, что отмечаемая ими симптоматика хотя и носит физиологический характер, далеко не всегда связана с невозможностью освоения учебной программы и не может быть снижена только с помощью дисциплинарных взысканий.

У детей с СДВГ лобные доли коры головного мозга, отвечающие за контроль поведения, формируются позднее, чем у их сверстников, поэтому они, имея нормальный и даже высокий уровень развития интеллекта, не обладают способностью к самоконтролю (Садовникова И. Н., 1997). Это затрудняет процесс их обучения и вынуждает педагога искать способы, позволяющие помочь таким детям. На первых этапах это может быть индивидуальная, затем — групповая работа.

Среди детей с СДВГ авторы условно выделяют такие группы: дети с развитыми визуальными, но сниженными слуховыми навыками; дети, у которых снижены визуальные, но развиты слуховые навыки; дети со снижением обоих навыков (Гарднер Р., 2002; Леви Г. Б., 1995; СиротюкЛ. С, 2000, и др.). Работа педагога на начальном этапе опирается на активное использование сильной стороны учащихся, а не на устранение недостатков. С детьми первой категории важна опора на визуальные представления ребенка, включение тактильных и кинестетических стимулов (ощупывание одновременно с чтением слова); второй категории — фонетический подход (на начальном этапе — мультисенсорный подход); третьей категории — мультисенсорный подход: ребенок одновременно смотрит на слово, произносит его вслух, контролирует ощущения в глотке (Леви Г. Б., 1995). Симптомы СДВГ могут проявляться и усиливаться при увеличении нагрузок на нервную систему, в результате чего происходит разбалансировка психических процессов, что негативно отражается на процессе обучения (Аристова Т. А., 1998). Поэтому желательно не перегружать ребенка занятиями с репетиторами, бесконечным переписыванием неаккуратных работ, длительным выполнением домашних заданий. По этой причине, выбирая школу для ребенка с СДВГ, лучше остановить свой выбор не на гимназии с усложненной программой, а на обычном классе с базовой программой. Находясь в комфортных для него условиях, ребенок быстрее адаптируется к школьной жизни, и за период обучения в начальной школе (3-4 года) при соответствующем режиме обучения (без переутомления) работа мозга полностью нормализуется (Ясюкова Л. А., 1997). В противном случае интеллектуальные и физические перегрузки только усилят симптоматику СДВГ, и ребенок, даже обладая большим потенциалом, не сможет соответствовать школьным требованиям. Сам ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью зачастую неспособен структурировать свое время, поэтому на первых этапах обучения (как и на любом другом этапе, если это не было сделано раньше) взрослые должны помочь ему рационально распределить время, чтобы не было перегрузок, а школьные задания были выполнены. В некоторых случаях, даже отдавая изрядную долю ответственности за обучение самому ребенку, родители все же должны контролировать выполнение им домашних заданий на протяжении всех лет обучения в школе. И. Н. Садовникова (1997) считает, что недостаток понимания и помощи со стороны взрослых (родителей и учителей) может привести к проявлениям агрессивности со стороны ребенка, к отказу выполнять учебные задания или к выполнению их только под страхом наказания). Следует заметить, что занятия с гиперответственным родителем, которому хочется добиться идеального выполнения ребенком домашних заданий, тоже может привести к агрессивным вспышкам, к снижению мотивации и к конфликтам в семье.

Коррекция детей с СДВГ может включать функциональные упражнения (развитие произвольности и самоконтроля, элиминация импульсивности), дыхательные, глазодвигательные упражнения и др. (Сиротюк А. Л., 2001; Сиротюк Л. С, 2000). Часть упражнений можно отрабатывать на занятиях с психологом, часть — на уроке со всем классом, часть — в домашних условиях. Важно отметить, что на начальных этапах обучения у таких детей отсутствует учебная , поскольку мотивационный уровень обучения обеспечивается лобными долями коры головного мозга, которые формируются у детей этой категории позже, чем у их сверстников. Поэтому одним из важнейших направлений работы с учащимися с СДВГ является формирование учебной мотивации.

Коррекционно-развивающее обучение детей и подростков с СДВГ оказывается эффективным, если педагоги и психологи следуют некоторым принципам, вытекающим из особенностей учащихся данной категории.

Результаты наших исследований подтвердили, что помощь должна носить комплексный характер (Монина Г. Б., Михайловская О. И., 1999; Монина Г. Б., 2006). Как правило, в команду заинтересованных участников входят врач-невролог, психолог, педагог и обязательно родители. Зачастую именно педагог (воспитатель, учитель) направляет ребенка к психологу, заметив первые симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности , которые пока еще трудно выявить, общаясь с ним в ситуациях, требующих меньшего напряжения, чем учебная деятельность. И именно педагог может дать врачу и психологу обратную связь, касающуюся эффективности выбранного врачом метода лечения или используемых психологом приемов работы.

Целенаправленная совместная деятельность специалистов и родителей необходима ребенку, которому гораздо легче выполнять единообразные требования взрослых, окружающих его, находиться в едином воспитательном пространстве, чем приспосабливаться к разноречивым, а иногда и взаимоисключающим указаниям, неизбежно приводящим к стрессу (Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2000). В том случае, если непосредственное взаимодействие педагога и врача является проблематичным, родители могут обратиться к врачу с просьбой составить письменные рекомендации для работников образовательного учреждения (психолога, педагогов, дефектолога, логопеда и др.), которые будут учтены в процессе работы в классе и при разработке коррекционной программы.

Только при комплексном подходе к решению проблем обучения ребенка с СДВГ можно рассчитывать на снижение его эмоционального напряжения и более полной реализации его потенциала (Монина Г. Б., 2004).

Следующий принцип обучения ребенка с синдромом заключается в том, что меры педагогического воздействия на него принесут свои плоды только в случае систематического их применения. Как правило, единичные мероприятия, даже если в них участвуют медицинские специалисты, педагоги, родители и психологи, не приведут к ожидаемому результату. И хотя данное требование желательно выполнять при обучении детей любой категории, при взаимодействии с гиперактивными учащимися оно должно выполняться обязательно, поскольку им трудно самим структурировать время и пространство, они должны четко знать, какое педагогическое воздействие последует за тем или иным действием с их стороны. Причем для ощущения их безопасности они должны быть уверены, что характер и сила данного воздействия не зависят от настроения родителей, психолога, учителя, а является постоянным правилом. Принцип поэтапности в работе с гиперактивными учениками предполагает, что, учитывая их индивидуальные физиологические особенности, желательно сначала выделить время на установление контакта, затем осуществлять индивидуальную работу по развитию произвольности действий (умение слушать инструкцию, подчиняться правилам); отработку (поочередную) дефицитарных функций, развитие умения рефлексии и лишь после этого переходить к групповой работе в классе (Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С, 2002; Лютова Е. К., 2000; Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2000). Данный принцип является одним из основополагающих в работе школьного психолога, осуществляющего коррекцию. Наличие трех типов СДВГ (с преобладанием невнимательности, с преобладанием гиперактивности и импульсивности, комбинированного) диктует необходимость выявления доминирующего симптома и построения поэтапной коррекционной работы в соответствии с этим. Опираясь на сильные стороны ребенка, психолог начинает с работы с одной отдельной функцией (например, контроль двигательной активности). Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например к устранению дефицита внимания и контролю двигательной активности. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивают все три дефицитарные функции одновременно (в случае комбинированного типа СДВГ). Реализация данного принципа предполагает, что коррекционная работа с ребенком с СДВГ будет носить длительный характер, что очень важно сообщать родителям и педагогам. Гетерогенность проявлений СДВГ предопределяет необходимость осуществления при взаимодействии с гиперактивными детьми принципа индивидуализации, значимость которой обусловлена в данном случае кроме гетерогенности и несформированностью у ребенка с СДВГ отдельных психических структур, в некоторых ситуациях — отсутствием интереса к учебе, стилем умственной деятельности и т. п.

Индивидуализация обучения — важнейший фактор, влияющий на формирование учебных навыков (Занков Л. В., Зверев М. В., 1973; Кирсанов А. А., 1963; Монина Г. Б., 2004), и предполагает сознательные усилия педагога, направленные на отбор и адаптацию методик обучения, на структурирование учебного процесса в соответствии с потребностями каждого ребенка. Это не только принятие и понимание ребенка, это система мероприятий, сознательно используемых учителем в ходе педагогического процесса.

Традиционно индивидуализация процесса обучения предполагает не только принятие и понимание каждого отдельного ребенка, но и систему мероприятий, которые учитель сознательно внедряет в ходе педагогического процесса (назовем это индивидуализацией I типа). По мнению И. С. Якиманской (1966), образовательная программа должна быть гибко приспособлена к познавательным возможностям ученика, динамике его развития в процессе обучения. Безусловно, педагог стремится, учитывая особенности ребенка с СДВГ, создать самые благоприятные условия для его обучения. Однако это далеко не всегда приводит к глубокой личностной включенности ученика, поскольку инициатива исходит от учителя. Кроме того, в условиях классно-урочной системы усилия учителя могут оказаться неэффективными. Тогда становятся необходимыми усилия учителя, направленные на создание условий для «самоиндивидуализации» ученика (назовем это индивидуализацией II типа), на выявление каждым учеником собственного стиля учебной деятельности и на переход к саморегуляции (Якиманская И. С, 1999, с. 39). Таким образом, специфика обучения учащихся с СДВГ заключается в реализации таких принципов, как комплексность, системность, поэтапность, и в необходимости осуществления индивидуализации.

Выбор конкретных мер педагогического воздействия на конкретного ученика будет обусловлен как особенностями самого ученика, так и возможностями учителя. Кроме того, большое значение при выборе стратегии будет иметь цель, которую преследует учитель: профилактическая помощь ребенку или экстренная реакция на непредвиденное событие.

Что такое истинная индивидуализация

Нет ни одной методики обучения, которая была бы одинаково эффективна для всех детей в классе, а значит, и учить их надо по-разному, исходя из учета актуального уровня ребенка, социокультурных условий, психофизиологических особенностей, стиля преподавания и др. (Борисова Ю., Гребенов И., 2003; Леви Г. Б., 1995).

Еще 10-15 лет назад под индивидуализацией обучения понимали подбор педагогом способов, приемов и темпа обучения, степени трудности заданий в зависимости от индивидуальных различий школьников, уровня развития их способностей (Марон А. Е., Кужано-ва Н. И., 2002). В работах А. А. Кирсанова (1963, 1980), Е. С. Рабун-ского (1970,1975) индивидуализация трактуется как приспособление процесса обучения к индивидуально-личностным и познавательным возможностям обучаемого. Однако процессы индивидуализации и социализации являются взаимосвязанными компонентами единого процесса личностного развития, определенный уровень которого порождает самодетерминацию, самоуправление личности, сознательно организующей собственную деятельность (Фельдштейн Д. И., 1995). В связи с этим, говоря об индивидуализации, так важно делать акцент на возможности ребенка самому принимать решения и отвечать за результаты своей учебы (Марон А. Е., Кужанова Н.
И., 2002).

Подлинная индивидуализация — это предоставление каждому ребенку широкого поля деятельности как на уроке, так и на коррекционных занятиях, для нахождения возможностей успешного освоения учебного материала. Именно поэтому взрослому, обучающему ребенка или подростка с СДВГ, необходимо ориентироваться на учебные возможности каждого ученика, создавать условия самореализации, самостоятельности каждого ученика, помогать ученику раскрывать и максимально использовать опыт, который уже имеется у каждого, а не заставлять действовать по образу и подобию родителей или даже учителя. Учащимся надо предоставлять возможность выполнять учебные задания разными способами, чтобы они среди них выбрали оптимальный для себя, но при этом обязательно оказывать им помощь в отсеивании явно нерациональных (Рабунский Е. С, 1975). Эта помощь особенно важна в работе с детьми и подростками с СДВГ, часто испытывающими трудности при самостоятельном выполнении учебных заданий.

Сначала с помощью взрослого (психолога, учителя, родителей), а затем самостоятельно ребенок научается выявлять эффективные способы деятельности и закрепляет те из них, которые приемлемы лично для него.

Проведенные нами исследования (Монина Г. Б., 2004) подтвердили, что можно говорить о двух возможных типах индивидуализации (психолог, учитель — обучающий всех и индивидуализирующий процесс обучения; психолог, учитель — создающий условия для самообучения — самоиндивидуализации ученика). Осуществление II типа индивидуализации способствует более полной личностной включенности обучающегося в процесс обучения, в связи с чем повышается уровень его познавательной мотивации, мотивации достижения успеха, самореализации.

Однако как показывает практика, в некоторых случаях (некоторые психофизиологические особенности ребенка, педагогическая запущенность, отсутствие мотивации к обучению и др.) на первых этапах взаимодействия с учащимися, не готовыми к принятию ответственности за собственную учебу, в процессе коррекционной работы психолога или работы учителя на уроке (или взаимодействия родителей и ребенка при выполнении домашних заданий) целесообразно осуществление индивидуализации I типа, предполагающей контроль взрослого над деятельностью школьников

В зависимости от способа восприятия мира (и учебного материала в частности) учащиеся условно делятся на интуитивистов и логистов. Очень важно, чтобы взрослый, обучающий ребенка (психолог, педагог, родитель) не ломал присущий ребенку стиль обучения, учил «самопомощи»: помогал выявить, осознать тот способ, который удобен ученику (тем самым поддерживая его стремление к самостоятельности), давая возможность выполнять задания иным способом (Божович Е. Д., 2002; Мурашов А. А., 2000).

Для одних детей (одаренные дети, дети со сформированным познавательным интересом) важен самостоятельный поиск решения учебной задачи, интеллектуальное усилие, которое необходимо применить. В этом случае желательно организовать поисковую работу по выявлению закономерностей выбора способа действия. Для других детей особо важной представляется практическая направленность изучения какого-либо правила, что предполагает комментарии взрослого о важности освоения данного материала в дальнейшем обучении (или в профессиональной деятельности). А для отдельных детей необходима совместная работа по созданию стройного алгоритма действий в тех или иных ситуациях, возникающих в процессе обучения.

Переход учащихся к саморегуляции, самоиндивидуализации

Итак, основная задача индивидуализации II типа — формирование у учащихся собственной позиции и ответственного отношения к процессу обучения, выявление собственных способов действия, связанных с успешным выполнением учебных заданий (например, освоение посредством правила или на интуитивной основе).

Кроме того, необходимое условие эффективности обучения детей и подростков с СДВГ — обязательность дальнейшего формирования тех структур, которые оказались не в полной мере сформированными на предыдущих этапах освоения учебной программы.

Причем обучение окажется продуктивным, если будет направлено не столько на коррекцию уже допущенных ошибок (по математике, русскому языку и др.), но прежде всего на предвосхищение возможности ошибок. Как правило, данные задачи решает в ходе учебной деятельности учитель, зачастую прибегая к многочисленным занятиям после уроков. Иногда для улучшения успеваемости родители обращаются за помощью к репетиторам, которые занимаются с ребенком тоже в послеурочное время. Некоторые родители пытаются сами справиться с трудностями обучения сына или дочери, просиживая с ними долгие вечерние часы, ликвидируя пробелы в знаниях. Однако практика показала, что подобный подход редко приносит пользу, поскольку ребенок переутомляется. Поэтому желательно не перегружать ребенка дополнительными занятиями, а прибегнуть к помощи психолога, который в процессе систематических занятий, построенных в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями школьника, поможет ощутить ему собственную успешность, повысить учебную мотивацию.

Формирование мотивации достижения успеха (но не стремление быть лучшим во всем) — одно из главных условий эффективности работы на всех этапах ее прохождения (Маркова А. К., 1990).

роме работы психолога на коррекционных занятиях, работы учителя на уроке по реализации принципов индивидуализации (I и II типа), обучения самих учеников эффективным способам усвоения материала достаточно часто встает вопрос о том, чтобы передать родителям ребенка частичные функции. При невозможности реализации данного варианта помимо классно-урочной работы должна проводиться дополнительная индивидуальная работа с ребенком по особой индивидуальной программе, осуществляемая совместно педагогом и психологом. Основная стратегия обучения школьников с СДВГ заключается в том, что взрослый (психолог, учитель, родитель), предлагая учащимся общее задание, дает установку каждому ученику попытаться определить, какую пользу приносит ему применение того или иного конкретного приема выполнения задания, то есть на поиск каждым учеником той существенной для него информации, которая важна именно ему.

В целом процесс коррекционно-развивающего обучения детей и подростков с СДВГ можно условно разбить на несколько блоков, каждый из которых имеет кроме общих свою наиболее значимую для данного направления цель. И задача взрослого-учителя в классе или психолога на специальных занятиях — создать условия для:
формирования у учащихся мотивационной обусловленности обучения; развития познавательной сферы ребенка, непосредственно значимой для освоения учебного материала (объем восприятия, характеристики внимания, памяти, мышления и др.);
постепенного перехода учеников к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю: самостоятельному анализу учебного материала, процесса произвольного выполнения учебных заданий и самоанализу допущенных ошибок;
снижения уровня негативных эмоциональных проявлений учащихся к процессу обучения, снижения уровня школьной тревожности как фактора, влияющего на общую успешность и на процесс освоения грамотного письма (фронтальная и индивидуальная работа учителя). Таким образом, работа по обучению школьников с СДВГ имеет несколько направлений, однако деление на блоки носит условный характер, поскольку в конкретных видах заданий все они являются взаимосвязанными. Например, формирование у учащихся мотивационной обусловленности обучения, снижение негативных эмоциональных переживаний — необходимое основание реализации содержания остальных блоков работы педагога.

Центральным направлением в работе с детьми и подростками с СДВГ является создание условий для осмысления каждым учеником используемых им способов успешного выполнения учебных действий, своего стиля усвоения учебного материала и для перехода учащихся к самоконтролю, к саморегуляции, к самоуправлению собственной деятельностью (все остальные направления вплетены в эту деятельность).

По незнанию гиперактивного ребенка можно принять за непослушного, хулиганистого, упрямого либо попросту невоспитанного, то есть неудобного для воспитателя или учителя. Однако это не так.

У таких детей действительно есть ряд недостатков, которые могут навредить как самому ребенку, так и окружающим, но при правильном отношении и коррекции можно развить сильную и творческую личность.

Слабые стороны:

  • трудности в концентрации внимания (ребенок не способен сконцентрировать внимание на деталях, например, не обращает внимания на изменение указаний в процессе выполнения задания);
  • не может сосредоточиться на выполнении заданий, требующих продолжительной концентрации внимания (такие как домашние задания, хотя, занимаясь тем, что ему нравится, ребенок может быть более внимательным);
  • слушает, но не слышит (родителям и учителям приходится повторять по несколько раз);
  • не выполняет инструкций и не доводит задания до конца;
  • часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и повседневной деятельности;
  • может быть неаккуратен (как в выполнении школьных заданий, так и по отношению к своему внешнему виду);
  • отвлекается на посторонние раздражители (после того, как отвлекся, вовсе может забыть, чем занимался);
  • нередко проявляет забывчивость в повседневных ситуациях:
  • ребенок постоянно вертится на стуле или встает со стула;
  • ребенок встает тогда, когда должен сидеть (ходит по классу во время урока);
  • болтлив;
  • начинает отвечать на вопрос, не дослушав до конца;
  • ребенок не может дождаться своей очереди, когда того требует ситуация;
  • ребенок мешает другим, вмешиваясь в их разговор или в игру (может раздражать других детей).

Сильные стороны:

  • щедрые (даже в ущерб себе);
  • отзывчивые (может быть помощником как дома, так и в школе);
  • энергичные (активны в спорте и на физкультуре);
  • добрые;
  • смелые;
  • творческие;
  • веселые (могут стать центром внимания в кругу детей);
  • дружелюбные;
  • непосредственные;
  • с повышенным чувством справедливости.

У гиперактивных детей присутствуют проблемы с успеваемостью, это так называемые «качели успеваемости». Сегодня ребенок «приносит» домой одни девятки и десятки, а завтра по тем же предметам может получить два. Это очень расстраивает родителей и удивляет учителей. Учителя предполагают, что ребенок не подготовился сегодня к уроку или попросту незахотел ответить хорошо.

На самом же деле причиной таких результатов может быть нарушение режима дня и ребенок попросту не выспался. Обычный ученик даже если и не выспался, то к середине урока может собраться и ответить, а ребенок с гиперкинетическим расстройством в течение всего дня будет несобран, импульсивен и капризен. Вследствие этого показывает результаты хуже, чем мог бы.

Ребенок с и гиперактивности (СДВГ) при выполнении каких-либо заданий сильно отвлекается на посторонние раздражители, например, звуки. В итоге ни одно из дел не доводится до конца или делается поверхностно. Постоянно перескакивает с одного занятия на другое, невозможно чем-то увлечь его на длительное время. В этом кроется и причина неуклюжести, проявляющаяся в том, что они постоянно что-то роняют, сбивают, натыкаются на мебель.

Помощь такому ребенку будет заключаться в обучении саморегуляции и контролю над собственным телом. Следует обучить ребенка техникам расслабления, научить получать удовольствие от отдыха. Этого можно достичь путем медитативных сказок, дыхательных упражнений, прослушивания расслабляющей музыки. Также необходимо направить ребенка на обучение развития скорости реакции и координации движений.

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности зачастую присутствуют дополнительные проблемы: заикание, дислалия, дизартрия, высокая утомляемость и агрессивное поведение , вследствие чего у ребенка возникает недостаточное усвоение школьной программы, заниженная самооценка, социальная изоляция. В таких ситуациях как можно раньше следует обратиться к специалистам: неврологам, психиатрам, психологам, логопедам и дефектологам.

Одна из больших сложностей у детей с СДВГ - трудности в самоорганизации. Такие дети часто опаздывают, не могут распределять свое время. Отвлекаясь на посторонние раздражители, они часто не успевают выполнить контрольную работу или тест за ограниченное время, однако знаний для успешного выполнения контрольной вполне достаточно. В таких случаях негативные методы воздействия, такие как ругань или одергивания, не действуют на детей с СДВГ и вызывают протестную и агрессивную реакцию.

В первую очередь, следует ставить перед ребенком конкретные цели и давать короткие и однозначные указания.

Следует поощрять ребенка, что будет стимулировать его усилия к достижению поставленной задачи.
Если ребенку пора поменять вид деятельности, то следует предупредить его об этом за 5-10 минут.

Многие родители обращаются к специалистам в связи с трудностями адаптации ребенка в коллективе, большую часть этих детей учителя направляют к детскому психиатру, а в некоторых случаях это решение принимает педсовета. Родители опускают руки и теряют надежду, становятся агрессивными. Доведенные до отчаяния родители применяют к детям строгие дисциплинарные меры в виде наказаний, окриков, шлепков и т.д. Все это не дает положительного результата, а наоборот вызывает агрессию.

Ведущую роль в коррекции СДВГ отводят поведенческой психотерапии, включающей обучение детей и их окружения. Часто в семьях, в которых растет гиперактивный ребенок, нарушен психологический микроклимат , между родителями происходят ссоры по поводу воспитания такого малыша. Поэтому акцент следует делать на развитии эмоциональной устойчивости самих родителей и выработке единой стратегии воспитания с преобладанием методов поддержки и поощрения. Кроме того, в семье должен поддерживаться четкий режим жизни ребенка.

Все больше и больше гиперактивных детей обучается в школах, и совсем не просто подобрать к ним подход. Ведь у учителя есть другие ученики, которые требуют внимания. Гораздо легче перевести его в другой класс или в другую школу. Достаточно часто такие дети, несмотря на удивительные способности и креативность , уже к концу первого класса оказываются в числе неуспевающих.

Если в классе учится ребенок с СДВГ, ему однозначно следует уделять больше внимания, создать более приятную атмосферу, и впоследствии он может оказаться очень способным и ярким учеником.

В первую очередь, следует организовать рабочее место таким образом, чтобы ребенок как можно меньше отвлекался.

    Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может его отвлечь.

    Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания.

    Используйте как можно больше наглядных средств обучения.

    Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, займите его (дайте ему прочитать вслух часть учебного параграфа или условие задачи).

    Если ребенок отвлекается, незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию или просто подойдите к нему и дотроньтесь до плеча, дав понять, что он неправильно себя ведет, не ругаясь и не крича при этом.

    Поощряйте стремление к учебе (доска лучших учеников дня, недели, месяца).

    Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует. Удостоверьтесь, чтодети знают, какого поведения от них ожидают.

    Сообщайте родителям не только об отрицательных сторонах ребенка, но о положительных.

    Сократите количество экзаменов и проверочных работ, ограниченных во времени. Подобные экзамены не имеют большой образовательной ценности и не позволяют многим детям с СДВГ продемонстрировать свои знания.

    Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте указания на доске до окончания занятий. Есть ученики, которые не могут самостоятельно записать или запомнить устные указания.

    Позволяйте себе шутить, быть оригинальными. Это может разрядить обстановку.

    Если одноклассники не уважают ребенка с СДВГ и посмеиваются над ним, давайте ему важные задания в присутствии других детей и объясните насколько важно выполнить его хорошо. Это повысит самооценку и ответственность.

    Организуйте творческие уроки, где ребенок с СДВГ может показать свои творческие способности.

Таким образом, обучение детей с СДВГ требует большого внимания и сил как стороны родителей, так и со стороны учителя, в классе которого учится такой ребенок. В этом случае родителям следует еще более тщательно выбирать учителя, способного понять и быть терпеливым в его обучении. Необходим постоянный диалог между родителями и учителем для быстрого и качественного реагирования на изменения в поведении и учебных результатах ребенка. Это будет способствовать своевременной коррекции поведения ребенка и поможет ему построить хорошие отношения с одноклассниками.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Болотовский, Г. В. Гиперактивный ребенок / Г. В. Болотовский, Л. С. Чутко, И. В. Попова. - СПБ: НПК «Омега». - 2010. - 160с.
  2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ACT, Астрель. - 240 с.
  3. Оклендер, В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. - М.: Класс, 1997. - 336с.

В медицинской практике принято, когда ребенок рождается абсолютно здоровым, без каких-либо физических либо умственных отклонений. Однако бывают случаи, когда рождается гиперактивный малыш с синдромом дефицита внимания.

К сожалению, существуют болезни, которые невозможно заранее предугадать либо предусмотреть. Такие болезни принято в медицинской практике называть врожденными, когда у человека наблюдается генетическая предрасположенность к определенным заболеваниям, стабильно передающиеся из одного поколения в другое. Одним из таких заболеваний является гиперактивность (ее еще принято называть синдромом дефицита внимания) . Заболевание носит серьезный характер и требует обязательного медицинского вмешательства, как со стороны лечащего врача, так и детского психолога. Крайне остро в данном случае стоит вопрос воспитания и обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сдвг) . Однако, прежде, чем приступить к рассмотрению вопроса обучения, целесообразно ознакомиться с причинами и основными признаками заболевания. Это важно потому, что некоторые другие заболевания очень схожи с рассматриваемым по своим проявлениям. Нужно уметь различать эти симптомы, что выбрать правильного врача и, соответственно, проходить грамотное лечение.

Причины гиперактивности носят разносторонний характер, однако мнения многих специалистов в данной области сводятся к тому, что основными факторами заболевания могут быть следующие. На первом месте, как было сказано выше, стоит генетическая наследственность. В данном случае признаки гиперактивности наблюдаются у малыша с момента его рождения. Дети с гиперактивностью, достигнув определенного возраста, нуждается уже в обследовании и прохождении лечения. Второе место занимают биологические факторы, связанные с родовыми травмами, органическими повреждениями мозга малыша во время беременности. И, наконец, на третьем месте стоят социально-психологические факторы, обусловленные алкоголизмом родителей, микроклиматом в семье, социальными условиями проживания, неправильным подходом к воспитанию. Рассматриваемые факторы носят уже приобретенный характер и оставляют отпечаток на психике ребенка на протяжении его роста и формирования. Определившись с причинами синдрома дефицита внимания и гиперактивности, следует разобраться с признаками заболевания. Как правило, они носят ярко-выраженный характер, поэтому не заметить у ребенка данные проявления практически невозможно. Основными признаками являются: дефицит (либо отсутствие) внимания, гиперактивность и импульсивность.

При дефиците внимания у ребенка снижается избирательное внимание, у него проявляется неспособность длительное время сосредоточиться на одном предмете либо определенных деталях предмета, ему свойственны небрежные ошибки, которых не допустили бы другие дети. Кроме того, гиперактивные дети с признаком дефицита внимания проявляют невозможность сохранять внимание, ребенок не в состоянии выполнить задание до конца. Создается впечатление, что он вообще не слушает, когда к нему обращаются. Такие дети не в состоянии организовать свою деятельность, они испытывают определенные трудности при переключении с одного предмета или вопроса на другой. Когда дело касается задач или вопросов, требующих повышенного умственного внимания, ребенок их избегает или игнорирует. Вдобавок к перечисленным признакам дефицит внимания проявляется у ребенка потерей вещей, легкой отвлекаемостью на совершенно ненужные и посторонние вещи и шумы, повышенной забывчивостью в повседневной деятельности.

Что касается гиперактивности и импульсивности, то данные признаки проявляются в виде интенсивных движений руками и ногами, ёрзания на стуле, частых и порывистых подъемов со стула, невозможности участия в спокойной атмосфере. Во время занятий ребенку не удается спокойно сидеть на месте, он ведет себя как «заведенный», ерзает постоянно, громко выкрикивает, привлекая внимание окружающих, проявляет другие шумные выходки, мешая рядом сидящим и отвлекая учителя. Вдобавок ко всему, ребенок всегда отвечает на вопросы раньше времени, проявляя нетерпение. Постоянно вмешивается в разговоры посторонних, перебивает их, пытается привлечь их внимание и высказать свое мнение.

Поэтому и возникает вопрос, как обучать детей с сдвг, если они непослушные, нетерпеливые и неуправляемые. Несмотря на тот факт, что гиперактивные дети очень подвижные, за ними наблюдается неуклюжесть, неловкость в движениях, они постоянно роняют предметы, случайно ломают игрушки, часто падают и повреждаются. Совсем не удивительно, что у таких детей наблюдаются на теле синяки, ушибы, царапины, шишки и другие болячки, ведь они постоянно в движении и постоянно падают и ушибаются. Поскольку дети слишком активны в течение всего дня, спят они только ночью, дневной сон не для них. Правда, специалисты утверждают, что с возрастом, ближе к подростковому, гиперактивность снижается, некоторые симптомы теряют силу, и ребенок становится более спокойным. Тем не менее, лечение в детском возрасте необходимо, чтобы еще более не усугубить состояние малыша и помочь ему пресечь трудности.

При диагностике, на приеме у врача, ребенок проходит три этапа обследования. На первом этапе врач собирает подробную информацию о том, как проходил процесс беременности, роды, были ли осложнения, какими заболеваниями болел малыш и прочее. На втором этапе проводится психологическое обследование, при котором ребенок проходит специальные тесты. Результаты этих тестов помогают врачу определить и измерить параметры внимательности малыша. И, наконец, на третьем этапе проводят электроэнцефалографическое исследование либо магнитно-резонансную томографию. Данные методы позволяют регистрировать электрические потенциалы мозга и выявить соответствующие изменения. Процедуры являются абсолютно безболезненными и безопасными. Совокупность полученных результатов от обследования дают полную картину о наличие у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

В воспиани ребенка с сдвг всегда встает вопрос его обучения. В процессе обучения участие принимают не только учителя, но и родители. Если учителя вовлекают ребенка в процесс обучения в школе, то родители — дома. Как же учитель должен организовать обучение ребенка с сдвг? Процесс обучения состоит из: повышения учебной мотивации ребенка, организации учебного процесса, развития дефицитарных функций, обучения учащегося конструктивным формам взаимодействия с учителем и сверстниками.

Повышение учебной мотивации ребенка характеризуется применением системы поощрений; использованием нетрадиционных форм работы, например, можно позволить ребенку самому выбрать домашнее задание; повышением самооценки ребенка. Организация учебного процесса включает более широкий спектр действий по сравнению с повышением учебной мотивации. В зависимости от того, как быстро устает ребенок на занятиях, ему предоставляется смена видов деятельности. поскольку ребенок слишком активен, учитель разрешает ему двигаться во время занятий, но не когда ему заблагорассудится, а как посчитает нужным сам педагог. Например, ученик может выполнять такие поручения учителя, как: раздать тетради, стереть с доски, принести журнал, помыть губку. Это делается для того, чтобы ребенок некоторое время двигался, а на уроке проявил внимание. Во время уроков учитель должен провести с ребенком некоторые упражнения для отдыха и релаксации мышц. Что касается проверки знаний, она должна проводиться в начале занятий, когда ребенок не слишком утомлен и проявляет какое-то внимание. Со стороны учителя не должно быть никакой критики, задания должны быть четкими и ясными.

Дефицитарные функции заключаются в повышении уровня внимания ребенка, снижении импульсивности, снижении деструктивной двигательной активности. Что же касается конструктивных форм взаимодействия с учителем и сверстниками, они носят разносторонний характер и позволяют ребенку во многом преуспевать своих сверстников. Обучение направлено на то, как отработать навыки выражения гнева в требуемой форме, как уметь разрешать конфликты во время уроков, каким образом структурировать учебное время, как научиться контролировать себя и свое время, как управлять собой и своими эмоциями.

Кроме указанных форм обучения, сам педагог должен осуществлять следующие действия. Если ребенок балуется, проявляет чрезмерную активность, учитель должен не замечать этих шалостей, уметь сдерживать свое раздражение, не кричать, поскольку от крика ребенок становится еще более возбужденным и не отвечает за свои действия. В некоторых случаях от учителя потребуется, чтобы он погладил ребенка по головке, прижал к себе, успокоил. Кроме того, таких детей следует чаще хвалить, проявлять восторг и быть с ним вежливее.

Как было сказано выше, воспитание ребенка с сдвг не должно осуществляться без участия родителей. Каждый родитель должен помнить о том, что обучение и воспитание не дадут ожидаемых результатов, если принуждать ребенка и говорить с ним в приказном тоне. Каждое действие должно быть направлено на то, чтобы ребенок воспринял информацию и обучался всему тому, чему его учат. Для этого же необходимо сдерживать свои эмоции и не срываться на ребенке, если он чего-то не понял или во время обучения стал отвлекаться. Для гиперактивного ребенка любой крик, запрет, приказ выглядят как пустой звон. И, наоборот, каждый похвал, искреннее удивление служат стимулом к другим действиям. Поэтому после каждого задания, выполненного ребенком, его следует похвалить, поощрить, сказать добрые и теплые слова. У ребенка появится стимул работать и обучаться дальше. Кроме того, для ребенка с сдвг очень важны зрительные стимулы. Если в некоторых случаях преподносимый материал в устной форме не запечатлевается в его голове, то объясняемый урок в виде рисунков надолго запомнится ему. Поэтому нужно по мере возможности проводить с ним интересные занятия с демонстрационными материалами.

Если в течение всей недели ребенок был послушным и выполнял все задания, на выходные его должны ждать увеселительные прогулки в качестве поощрения. Такой подход к обучению послужит стимулом к освоению новых материалов. При этом следует помнить, что гиперактивные не любят скопления, поэтому во время занятий с ним не следует всем членам семьи собраться в одной комнате или, что еще хуже, над его головой. В такой атмосфере ребенок становится еще более раздражительным и капризным, каждая мелочь начнет его нервировать и раздражать. В комнате должны оставаться только ребенок и то, кто проводит с ним интересные и красочные занятия.

Все указанные меры и формы обучения крайне важны для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, поскольку благодаря этому он начнет контролировать свои действия и поведение, уметь держаться в обществе, не отвлекаться на ненужные вещи и мелочи. Вдобавок ко всему, всегда нужно помнить о том, что для ребенка важную роль играет микроклимат в семье. Не должно быть никаких криков, выяснений отношений между взрослыми, упреков, гнева, хлопаний дверьми и прочих действий, нагнетающих атмосферу. Гиперактивный ребенок чересчур чувствителен к таким вещам, которые могут вывести его из равновесия и еще больше расстроить его нервную систему. Для него важны спокойствие, благоприятная атмосфера в доме. Он должен быть уверен в том, что между родителями все хорошо, что в любой момент ему попадут руку помощи, полюбят, приласкают.

Таким образом, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности требует повышенного внимания и особого подхода к обучению, в котором должны принимать участие не только учителя в школе, но и его родители.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама