THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Array ( => Array ( => Администрация => /about/administration/ => => R => Array () => D => 0 => Array () => Array ( => Администрация) => 1 =>) => Array ( => История => /about/history/ => 1 => R => Array () => D => 1 => Array () => Array ( => История) => 1 =>) => Array ( => Партнеры => /about/partners => => R => Array () => P => 2 => Array () => Array ( => Партнеры) => 1 =>) => Array ( => Социальная ответственность => /about/social-responsibility/ => => R => Array () => D => 3 => Array () => Array ( => Социальная ответственность) => 1 => 1) => Array ( => Социальные объекты => /about/social-responsibility/social-objects-ciam => => R => Array () => P => 0 => Array () => Array ( => Социальная ответственность => Социальные объекты) => 2 =>) => Array ( => Молодым специалистам => /about/social-responsibility/the-council-of-young-specialist/ => => R => Array () => D => 1 => Array () => Array ( => Социальная ответственность => Молодым специалистам) => 2 =>) => Array ( => Ветеранам => /about/social-responsibility/the-council-of-veterans/ => => R => Array () => D => 2 => Array () => Array ( => Социальная ответственность => Ветеранам) => 2 =>) => Array ( => Профсоюзный комитет => /about/social-responsibility/the-trade-union/ => => R => Array () => D => 3 => Array () => Array ( => Социальная ответственность => Профсоюзный комитет) => 2 =>) => Array ( => Закупки => /about/zakupki/ => => R => Array () => D => 4 => Array () => Array ( => Закупки) => 1 => 1) => Array ( => Контактная информация => /about/zakupki/contact-information/ => => R => Array () => D => 0 => Array () => Array ( => Закупки => Контактная информация) => 2 =>) => Array ( => Положение о закупках => /about/zakupki/purchasing-policy/ => => R => Array () => D => 1 => Array () => Array ( => Закупки => Положение о закупках) => 2 =>) => Array ( => Раскрытие информации => /about/disclosure-of-information/ => => R => Array () => D => 5 => Array () => Array ( => Раскрытие информации) => 1 =>) => Array ( => Конкурсы на замещение должностей научных работников => /about/jobs/ => => R => Array () => D => 6 => Array () => Array ( => Конкурсы на замещение должностей научных работников) => 1 =>) => Array ( => Антикоррупционная политика => /about/anti-corruption-policy/ => => R => Array () => D => 7 => Array () => Array ( => Антикоррупционная политика) => 1 =>) => Array ( => Специальная оценка условий труда => /about/working-conditions => => R => Array () => P => 8 => Array () => Array ( => Специальная оценка условий труда) => 1 =>) => Array ( => ЦИАМ 90 => /about/ciam90/ => => R => Array () => D => 9 => Array () => Array ( => ЦИАМ 90) => 1 =>))

  • Администрация
  • История
  • Партнеры
  • Социальная ответственность
    • Социальные объекты
    • Молодым специалистам
    • Ветеранам
    • Профсоюзный комитет
  • Закупки
    • Контактная информация
    • Положение о закупках

Как СССР всех предупредил, что у нас

Как СССР всех предупредил, что у нас долгие крылья

Перелет Чкалова, Байдукова и Белякова через Северный полюс в Америку, 80-летие которого отмечается в июне, сделался почти былинным еще тогда, летом 1937-го. Резко подняв международный рейтинг СССР, он оказался нашим долгоиграющим геополитическим ходом. Его вполне можно вписать в подобный «брендовый» ряд русских достижений, как открытие Антарктиды, подвиг первой дрейфующей станции среди арктических льдов, рывок Гагарина в космос.

Советской краю, превратившей катастрофу сухогруза «Челюскин» в победную героическую эпопею, требовались громкие и безусловные виктории планетарного значения. Тем немало, что десятью годами ранее таковыми отметилась главная цитадель «свободного мира» в лице Чарльза Линдберга, совершившего первоначальный в мире одиночный трансатлантический перелет. В 1935-м Амелия Эрхарт закрепила лидерство американцев, проложив воздушный маршрут над Негромким океаном. Рекорд дальности, впрочем, вскоре оспорила Англия, за ней - Франция.

А что же красная Москва? Наше самолетостроение находилось на подъеме. В 1932-м Андрей Туполев и Павел Сухой создали отличную машину АНТ-25 с кодовым именем «РД», что означало рекорд дальности. Двигатель выбрали полностью отечественный - АМ-34Р Александра Микулина с предельной мощностью 874 л.с. И не промахнулись. Тринадцатиметровая изящная птица с размахом крыльев в 34 метров отлично зарекомендовала себя, пролетев в 1934 году с экипажем летчика-испытателя Михаила Громова без посадки вяще 12 тысяч км, установив новый мировой рекорд дальности безпосадочного полета по замкнутому маршруту.

Леваневский, Громов, Чкалов рвались поучаствовать в трансполярном перелете. Сталин ведал толк в подобных свершениях, но хорошо понимал и цену возможного провала. В августе 1935-го Сигизмунд Леваневский на переделанном под полярные обстоятельства АНТ-25 уже выдал фальстарт, вылетев было из Москвы в Сан-Франциско через Северный полюс. Однако над Баренцевым морем раскатался из-за утечки масла в двигателе. Не стал рисковать, следуя строгому наказу Орджоникидзе…

Нет, теперь осечки быть не надлежит, решил вождь. И поэтому через год новому экипажу «РД» - командиру Валерию Чкалову, второму пилоту Георгию Байдукову и штурману Александру Белякову - разрешили полет не в Америку, а на Далекий Восток. Маршрут получил название «Сталинский» и оказался с блеском преодолен за 56 часов. Звания Героев Советского Альянса, ордена Ленина, денежные премии, прием триумфаторов в столице - все это было престижно и красиво.

Но макушка планеты оставалась непокоренной авиаторами. Руководство края медлило, ожидая начала работы дрейфующей станции «Северный полюс-1», которая смогла бы передавать необходимые для такого перелета долгосрочные метеосводки.

25 мая 1937 года Чкалова, Байдукова и Белякова потребовали в Кремль. Наконец было принято решение, что экипаж первым летит на АНТ-25 через Северный полюс до Канады или США. Вслед тем же маршрутом отправится Громов со своей командой. Чуть не сорвала полет досадная авария на Щелковском аэродроме. В начале июня небольшой истребитель И-5, неаккуратно садясь, своим шасси покалечил покрывало гиганта АНТа, стоявшего на взлетной полосе. Срочно примчавшиеся к месту ЧП сотрудники Туполева и Сухого успокоили летчиков - ремонт несложен и недолог. Еще на неделю приостановили синоптики: Арктику накрыла не самая благоприятная погода. Дамокловым мечом навис другой, московский прогноз: жара разом после 18 июня - и на месяц. Радиаторы охлаждения специально переделали под арктические условия, и при жаркой погоде охладитель с маслом попросту закипели бы на взлете. Чкалов распорядился готовить самолет, заливать в баки горючее. Инстанции все тянули с отмашкой - никому не хотелось потерять головы, если что не так… Пришлось командиру дойти до самого вождя. Тот ответил: «Экипаж знает, когда ему лучше вылетать».

Наконец, настал исторический момент. 18 июня 1937 года на свету 11-тонный АНТ с белым фюзеляжем и красными крыльями оторвался от специально построенной взлетной полосы, взяв курс на север. Чкалов перед этим яростно препирался с врачами и другими специалистами, готовившими полет, уменьшая запас еды и других вещей в пользу лишнего литра бензина. И он сгодился.

Поначалу летели штатно и весело, отдыхали по очереди, обменивались шутками. Ровно гудящий мотор прозвали ласково - «симфонией Микулина». Самым старшим из экипажа был 39-летний Беляков, Чкалову к тому поре стукнуло 33, Байдукову - 30. Первого в кругу друзей называли «Чапай», поскольку в Гражданскую он воевал в дивизии Чапаева. А Егора Байдукова Чкалов упорно кликал на нижегородский повадку «Ягор». Перемещаться по самолету они могли только ползком, протискиваясь между ящиками и мешками. Шутили о ржавой земной оси, торчащей из полюса, и о готовящейся встрече в Америке.

Когда континент остался за спиной, а впереди и позади куда хватало глаз простерлось безбрежное студеное море с плавучим льдом, шутки стихли. На самолет откуда ни возьмись накинулись циклоны. Избегая обледенения, их приходилось облетать, тратя горючку и время. Лишь сквозь сутки внизу показалась Земля Франца-Иосифа. Экипаж сделал пренеприятное открытие: облачность над Арктикой доходила до высоты шесть с половиной километров, желая ученые уверяли, что будет четыре. Пришлось забираться «все выше и выше». Температура в кабине на такой высоте падала до минус девяти, атмосферы не хватало, надевали кислородные маски. В облаках же винт, крылья и кабина быстро схватывались льдом, несмотря на впрыск антиобледенителя. Однако порами, по выражению Байдукова, лезли «в самое пекло» - через сплошной облачный фронт. Сантиметровую ледяную корку со стекол кабины валили финкой, просунув руку в открытое окно.

Часто летели вслепую, по приборам, при этом магнитные компасы, как и предполагалось, у полюса начали сходить с ума. Неплохо, что на капоте мотора конструкторы установили солнечный указатель курса. В какой-то момент обнаружилось, что не работает радиостанция: лампочки моргают, а приема нет. Уже после полета Чкалов, смеясь, признался, что позже они обнаружили: кто-то из них, ерзая по машине, случайно оборвал антенну. Но в Москве десять часов без связи с аэропланом явно не показались смешными. Главные проблемы тем не менее ждали впереди, и каждая могла закончиться трагедией.

Вот как описывает одну нештатную ситуацию Байдуков в воспоминаниях: «Надо было опускаться к земле, вероятно, прекратилось бы обледенение… Я начал быстрый спуск, почти пикируя. В этот момент из передней части капота мотора вдруг что-то брызнуло. Авария! Очевидно, вода застыла и разорвала трубку, по которой поступала в систему охлаждения мотора. Значит, максимум через 20 минут мотор разлетится на кусы, и возникнет пожар. Надо срочно влить воду в систему охлаждения». Летчик принялся бешено работать ручным насосом, дабы заполнить систему охлаждения, и заметил с ужасом, что качать нечего - резервные баки с охладителем пусты. Чкалов быстро вылил из баулов остатки непромерзшей пресной воды, но этого было немного. «Вдруг мне пришла в голову мысль использовать резиновые шары-пилоты, куда каждый из троих сливал свою мочу, - продолжает Байдуков. - Это спрашивал наш милый доктор Калмыков, утверждая, что ее нужно сберечь для анализов после полета». Находчивые пилоты добавили еще чай и кофе из термосов, и помпа основы закачивать спасительную жидкость в радиатор.

Следующее смертельно опасное испытание поджидало, когда АНТ-25 уже перевалил за полюс и летел над Канадой. Уходя от стены облаков, чкаловцы уперлись в Скалистые горы и разрешили пересечь их на пути к Тихому океану. На высоте 6100 у всех, кроме командира, кончился кислород. Поскольку за штурвалом сидел Байдуков, Валерий Павлович отдал ему свою личину, а сам вместе с Беляковым улегся на пол, стараясь реже дышать. Это длилось три часа. Через горы перевалили на грани потери разумы, у Чкалова носом шла кровь.

Спустившись наконец с верхотуры, они попали в сплошную облачную ночь. Так и летели семь часов. К утру, вынырнув на свет, увидали под собой первый американский город - Портленд. Проверили баки с горючим: еще 600 килограммов - хватит до Сан-Франциско. Когда же Беляков уточнил свидетельства датчика, оказалось, что тот врет из-за воздушной пробки. Горючки было значительно меньше, возникла необходимость поворачивать к Портленду.

Байдуков вспоминал об этом: «Валерий Павлович Чкалов внимательно глядел в переднее стекло: самолет шел на высоте 50 метров, внизу видна бетонная полоса аэродрома Портленда. Множество аэропланов на поле, залитом лужами воды. У здания аэропорта огромная толпа. Люди подбрасывают шляпы, машут руками. Неужели встречают?

Ягор, не надо садиться сюда! Распотрошат аэроплан на сувениры».

Спешно порыскав по карте, нашли неподалеку небольшой военный аэродром города Ванкувер. 20 июня АНТ, все так же гладко гудя мотором, коснулся полосы и, пробежав по ней, застыл. Шел мелкий дождь. К самолету с красными крыльями бежали какие-то люд, махая руками. Летчики устало улыбались. Задание Родины было выполнено…

В Америке сталинских соколов встретили восторженно. Им предоставили лучшие костюмы, а их платье, попавшая к владельцам местных магазинов в качестве экспонатов, сделала тем рекламу на годы вперед. Оставшуюся от полета еду герои раздали американским военным, предлагая отведать. Но последние с благоговением отказались, сообщив, что передадут эти кушанья внукам, чтобы они стали такими же счастливыми, как те, кто пролетел над полюсом. Здешние королевы красоты повесили на шеи русской великолепной троице пышные венки. «Как слонов, по улицам водят», - сострил по этому предлогу Чкалов.

Ванкувер, Портленд, Сан-Франциско, Чикаго, Вашингтон, Нью-Йорк - таким кругом почета провезли советских пилотов. И в любом городе ждали пресс-конференции, многолюдные митинги, где их шумно прославляли простые американцы. А штатовские коллеги даже спели на одной из встреч сделавшийся знаменитым «Марш авиаторов» на английском: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» В ответ Чкалов произнес: «Зачислите от ста семидесяти миллионов советских людей привет и дружбу, которую мы вам принесли на своих крыльях». Уже вернувшись домой, Валерий Павлович повествовал об идеологическом эффекте, произведенном за океаном: «Все газеты были полны клеветническими статьями о Советском Союзе. После нашей посадки газетам пришлось изменить тон и строчить о нашей стране хорошо».

Симпатии, вызванные к СССР, его техническим возможностям, бесстрашию людей вкупе с недвусмысленной демонстрацией кратчайшего воздушного линии до Америки, имеющего в том числе и военное значение, сделали свое дело. США в будущей войне выступили союзником нашей края, что, скажем прямо, еще в 1936-м было маловероятно. Жирным восклицательным знаком стал прием, оказанный президентом США Франклином Рузвельтом, выдавшим чеканную формулу: «Три героя из России Чкалов, Байдуков, Беляков свершили то, что десятилетиями не могли сделать советские дипломаты, - они сблизили русский и американский народы».

Сталин же, встречая триумфаторов в Кремле, выразился еще немало эмоционально: «Вы, наверное, и сами не знаете, что натворили!»

Хотя экипаж Чкалова и не добрался до намеченной цели, не побив тем самым всемирный авиарекорд дальности по прямой (что буквально следом сделали Громов, Юмашев и Данилин на другом АНТ-25), красивой преданием он, как это водится у первопроходцев, безусловно, стал. На праздничном правительственном приеме после перелета один из сталинских соколов, налив чарку водки, обращаясь к вождю, предложил: «Товарищ Сталин! Байдукнем по чкалику белячка!» Легенда становилась фольклором, воплощалась в ребяческие дворовые игры, в «чкаловцев», в поэтические образы.

Помнят об этом и в Америке. В 1975-м в Ванкувере на средства жителей был открыт монумент в честь чкаловского перелета. Имя командира прославленного экипажа получили также парк, улица и музей.

Смогут ли ныне молодые люди на родине героев ответить, кто такие Чкалов, Байдуков, Громов? Вопрос, увы, риторический. Но это - совсем другая история.


  • Сигизмунд Леваневский: секрет исчезновения любимчика Сталина

Восемнадцатого июня 1937 года пилоты Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков отправились в необычный полет. Взлетев на самолете АНТ-25 с подмосковного Щелковского аэродрома (ныне эта воздушная гавань носит имя Чкаловский) они взяли курс на Северный полюс. Спустя 63 часа, преодолев в воздухе без посадки 8 504 километра, летчики из СССР приземлились в пригороде американского Ванкувера.Важность этого события, навсегда вошедшего в летопись побед отечественной авиации, была именно в выбранном маршруте: до этого никто не пытался «соединять» континенты через Северный полюс. Первым эта воздушная трасса покорилась советским летчикам. Сайт телеканала «Звезда» вспомнил о малоизвестных фактах этого исторического полета.1. Первым пилотом, пролетевшим через Северный полюс, должен был стать Леваневский. Помешала случайность В командиры экипажа рассматривались три кандидата, причем Чкалов изначально не был в приоритете. Думали о Михаиле Громове, хорошо знавшем АНТ-25 и уже установившем на нем рекорд дальности. Однако тот страдал язвой желудка и даже лежал в госпитале. Кроме того, незадолго до полета, придя в ангар, Громов обнаружил, что мотор с его самолета сняли и переставили на машину Чкалова. Причины он так и не узнал.Вторым претендентом на полет был известный полярный летчик Сигизмунд Леваневский, который за участие в спасении людей с раздавленного льдами парохода «Челюскин» стал одним из первых в стране Героев Советского Союза. Интересно, что Леваневский уже начинал подобный трансконтинентальный перелет, однако его машина была вынуждена вернуться из-за якобы неисправности, позже оказавшейся переливом масла. Второй раз лететь на АНТ-25 пилот отказался. А вот Чкалов не испугался и в итоге возглавил экипаж для дерзкого броска через полюс.2. Против полета выступил Отто Шмидт «Главный полярник» Советского Союза, начальник Главного управления Северного морского пути Отто Шмидт принципиально возражал против этого полета. Он даже написал Сталину докладную записку, где указал, что в случае катастрофы самолета шансы оказать помощь экипажу равны нулю. Даже приведенные аргументы, что летчики снабжены аварийным запасом, в том числе резиновой лодкой, палаткой, лыжами, ружьями и более чем центнером продовольствия, не убедили Шмидта. Специалисты скептически оценивали шансы пилотов продержаться до прибытия спасателей. Однако ледоколы и пароходы Северного флота были ориентированы на оказание помощи команде Чкалова в случае реальной опасности.3. Папанин отправился в дрейф по Северному Ледовитому океану специально для обеспечения радиосвязи этого полета В ходе подготовки к перелету вдоль всего Северного морского пути была введена в строй сеть радиостанций. Кроме того, полет был запланирован специально в период работы дрейфующей полярной станции «Северный полюс - 1» под руководством Ивана Папанина - она стартовала 6 июня 1937 года. Со станции летчикам даже удалось получить сводку погоды, однако как раз во время прохождения этого района на АНТ-25 отказала антенна бортовой радиостанции. Так что над Северным Ледовитым океаном экипаж шел без связи.
4. Во время полета у экипажа замерзли апельсины Арктика встретила экипаж крепким морозом - температура в кабине опускалась до устойчивой минусовой. Спасала теплая одежда. Взятые в яблоки и апельсины превратились в куски льда: их отогревали на отопителе.5. Лед со стекол кабины срезали финкой Штурман Александр Беляков написал в бортовом журнале: «...Определили, что идем над Землей Бенкса. Идем на юго-запад... У Байдукова замерзли стекла. Срезали лед финкой...» На всем пути следования самолету угрожало обледенение лопастей и элементов корпуса. Уже над европейской частью, встретившись с циклоном, пришлось применить антиобледенитель винта. Пока один пилот находился за штурвалом, второму приходилось почти непрерывно качать вручную антиобледенительную жидкость. С угрозой обледенения боролись и путем изменения высоты полета - то поднимались над облаками, то спускались ниже их.6. Когда возникла проблема с охлаждающей жидкостью, Чкалов приказал залить в систему чай и кофе из термосов Байдуков практически пикировал, убрав до предела обороты мотора. Двигатель остыл, из-за чего замерзла дренажная трубка расширительного бачка системы охлаждения. Давление паров в нем возросло, пробив ледяную пробку, но вместе с паром выплеснулось и много воды. Ее уровень понизился, головки цилиндров остались без охлаждения. Это означало, что через несколько минут двигатель перегреется и заклинит над ледяными просторами Арктики. Бросились искать воду, но ее запасы замерзли. Хладнокровие и находчивость проявил Чкалов. Он распорядился залить в систему чай и кофе из термосов. На этой смеси и долетели. Байдуков вспоминал, что именно после этого происшествия впервые заметил в волосах командира седину.7. «Арктический» самолет Именно экземпляр АНТ-25 Чкалова (всего самолетов этой марки было создано два) считался подготовленным к подобному полету. Арктическую модификацию машины специально модернизировали для низких температур: радиатор системы охлаждения уменьшили, на двигатель установили трехлопастной винт, позволяющий выбирать оптимальный режим работы. Машина имела уникальную для тех времен конструкцию - крылья были в 2,5 раза длиннее фюзеляжа, что позволяло брать больше топлива, а также увеличивало планирующие способности. Двигатель, установленный на АНТ-25, был первым отечественным серийным авиамотором большой мощности и превосходил лучшие зарубежные образцы. Спустя несколько лет английская компания «Роллс-Ройс» и американская «Паккард» для форсирования своих моторов переняли у М-34 силовую схему.
8. Байдуков во время перелета был за штурвалом больше времени, чем Чкалов Две трети перелета самолет вел Георгий Байдуков, в том числе, последние 13 часов перед посадкой. Он был одним из лучших в стране мастеров слепого полета - мог часами вести самолет в облаках по приборам, выдерживать курс, не теряя пространственной ориентации. Кстати, опыт трансконтинентальных перелетов пригодился с началом Великой Отечественной войны - Байдукова командировали в США для организации поставок воздушной техники по ленд-лизу. Георгий Филиппович отличился и на фронте: он командовал авиационным соединением, участвовал в освобождении Киева, в операции «Багратион», в штурме Берлина. Дослужился до звания генерал-полковника авиации, ушел в отставку в конце 1980-х.
9. При посадке самолета топлива осталось всего 77 литров На самом деле экипаж преодолел 9 130 километров, однако по прямой расстояние между точками взлета и посадки составило как раз те самые 8 504 километра. Встречные ветры и плохие погодные условия удлинили реальный путь самолета. Кстати, в его баках после приземления осталось всего 77 литров топлива из изначальных 5 700.10. Командир авиабазы, куда приземлился Чкалов, станет позже министром обороны, госсекретарем США и лауреатом Нобелевской премии мира Первым из официальных лиц, встретивших экипаж Чкалова в США, стал начальник гарнизона генерал Джордж Маршалл. Командир провинциальной военной базы, он в компании советских летчиков попал на прием к президенту Франклину Рузвельту. Возможно, именно это и предопределило взлет карьеры генерала: впоследствии Маршалл станет министром обороны США, госсекретарем и лауреатом Нобелевской премии мира, а также автором знаменитого плана, определившего устройство послевоенной Западной Европы.Американцы встретили советский экипаж как настоящих героев: президент Рузвельт принял участников перелета в Овальном кабинете Белого дома, отведя на общение два часа вместо запланированных 15 минут. Есть мнение, что именно этот полет способствовал налаживанию дружеских отношений между двумя странами, стал предпосылкой плодотворного сотрудничества СССР и США во время войны. Кстати, Ванкувер по сию пору чтит память о событиях июня 1937 года: в городе открыт монумент, сооруженный на частные средства местных жителей, а имя Чкалова носят улица, парк и музей, где бережно хранятся сувениры, подаренные в разные годы гостями из России.

Наталья КИСЕЛЁВА, член Российского военно-исторического общества

20 июня 2012 г. Американский город Ванкувер. Ранним туманным утром на территории музея Air Pierson Museum прошла официальная церемония, посвященная 75-ой годовщине Первого Трансполярного Перелёта из Москвы в Ванкувер, шт. Вашингтон, совершённого российскими лётчиками на одномоторном винтовом самолёте АНТ- 25 под управлением командира экипажа Валерия Чкалова, второго пилота Георгия Байдукова и штурмана Александра Белякова.

Многие занимались проблемой освоения Севера. Вспомним экспедиции наших соотечественников Брусилова, Русанова, Седова, шведа Андре, норвежского исследователя Амундсена, американца Ричарда Берда, итальянского воздухоплавателя Нобиле, канадского исследователя Вильямура Стефансона, героическую эпопею в 1934 году наших учёных на корабле «Челюскин» в Северном Ледовитом океане. Неудачей окончилось в 1935 году попытка советского экипажа, возглавляемого лётчиком С.А. Леваневским, совершить беспосадочный полёт через Арктику на самолёте АНТ-25. Потребовались опыт, авторитет, напористость Валерия Чкалова, чтобы такой полёт состоялся.

С развитием авиации в России встал вопрос о прокладке воздушных трасс, которые могли бы связать труднодоступные районы на Севере и Дальнем Востоке. Создание А.Н. Туполевым самолёта с высокими техническими характеристиками подтолкнуло энтузиастов к идее полёта через Северный полюс в Америку. Весной 1936 г. Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в Правительство с предложением организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс.

Сталин не согласился с данным маршрутом и предложил: «Вот вам мой маршрут: Москва – Петропавловск-на-Камчатке».

Правительственная комиссия, председателем которой был Серго Орджоникидзе, постановила: первый беспосадочный перелёт АНТ-25 считать пробным и совершить его в пределах СССР. Тогда же был утверждён состав экипажа: командир – Валерий Чкалов, знаменитый к тому времени лётчик-испытатель, которому исполнилось 32 года. Второй пилот – тоже лётчик-испытатель Георгий Байдуков. Он был на три года моложе. В его послужном списке – перелёты из Москвы в Варшаву и Париж. Штурману Александру Белякову шёл 40-й год. Это был крупнейший специалист аэронавигации, начальник кафедры в Военно-воздушной академии, флаг-штурман отряда Авиации особого назначения.

Валерий Чкалов и члены его экипажа переселились на подмосковный аэродром и целиком посвятили себя подготовке к сложному рейсу. На карте большую часть пути они проложили через Северный Ледовитый океан над совершенно неисследованными районами. В самолёте АНТ-25 были сконцентрированы новинки авиационной техники. Он был первой машиной, на которой поставили убирающиеся в полёте шасси с масляными амортизаторами и электрифицированным подъёмом, антиобледенительное устройство, приборы для ориентировки при отсутствии видимости. Был установлен мотор АМ-34Р талантливого конструктора А.А. Микулина. Воздушный потолок самолёта – 7 тыс. метров, максимальная скорость – 210 км в час.

Старт к полёту на Дальний Восток был дан 20 июля 1936 г. в 5 ч. 45 мин. В конце первых суток столкнулись с циклоном и при его обходе путь самолёта неоднократно менялся. Метеоусловия ухудшались. Лобовой ветер дул со скоростью 70 км в час! Вскоре машина стала покрываться коркой льда. Затрясло с такой силой, что, казалось, могли разрушиться крылья. Пришлось срочно снижаться до 900 метров. Но теперь обрушились потоки дождя. По расчёту внизу находилась Северная Земля. Экипаж очень устал, сказывалась нехватка кислорода. Чкалов и Байдуков попеременно вели самолёт. Над полётной картой и приборами бессменно нёс вахту штурман Александр Беляков. Путь самолёта при обходе циклона менялся 19 раз. Но трудности их не пугали. Чкалов оценивал эту ситуацию так: «В упорной, напряжённой борьбе с циклонами потеряно много времени, много горючего и ещё больше физических сил, но мы летим первыми. История нас не осудит».

22 июля самолёт был над Петропавловском. Небольшой городок на берегу бухты, вулканы и океан. Беляков вырвал из журнала лист бумаги и написал: «Вымпел. Самолёт АНТ-25. 22 июля 1936 года в 3.00 Гринв. времени прошёл Петропавловск-на-Камчатке. Привет жителям Петропавловска от экипажа самолёта. Надеемся, что наши окраины будут скоро такими же цветущими, как и наша столица. Беляков». Вложив в небольшую жестяную коробку и открыв люк в днище самолёта, сбросил вымпел. Сделав круг почёта над городом, самолёт лёг курсом на запад через самое бурное море на нашей планете – Охотское. Самолёт вышел к восточному берегу Сахалина. Густая облачность и сильный дождь заставили снизиться до 30 метров. Вверх подняться невозможно – самолёт начал обледеневать. В ответ на тревожную радиограмму с борта самолёта Орджоникидзе приказал: сесть при первой возможности. На всей территории Хабаровского края были приведены в готовность радиостанции, как гражданские, так и военные. Под самолётом бушевали волны Татарского пролива. Пилоты увидели несколько островков. На одном острове было небольшое количество домиков, он почему-то понравился Чкалову и он закричал: Шасси на выпуск!

22 июля самолёт приземлился на прибрежную полосу маленького острова Удд (ныне Чкалов), омываемого Охотским морем и заливом Счастья. Машина коснулась земли мягко, тремя точками – две пары колёс на правой и левой стойках шасси и хвостовой дутик. Затем невероятное торможение, сильный удар и АНТ-25 остановился, буквально вкопанный в грунт. При посадке в морском песке увязло шасси и отлетело колесо.

С борта ушла радиограмма с сообщением о благополучной посадке.

Постановлением ЦИК СССР от 24 июля 1936 г. Чкалову, Байдукову и Белякову присвоено звание Героя Советского Союза.

Экипажу предстояло подумать, как взлететь с грунтовой полосы. Необходимо построить деревянную взлётную полосу длиной 500 метров и шириной метров 30-50. Руководство Хабаровского края, Особой Дальневосточной армии и Нижне-Амурской областью отправили на остров десант строителей. Находясь в Охотском море, камчатский пограничный корабль «Дзержинский» получил радиограмму с просьбой об оказании помощи. Ранним утром 24 июля 1936 года ПСКР «Дзержинский» прибыл на остров Удд и доставил туда пиломатериалы, из которых была построена взлётная полоса. Механики и слесари корабля выточили ось для сломанного шасси моноплана. Матрос Алфимов сделал на фюзеляже самолёта надпись «Сталинский маршрут».

В этом беспосадочном перелёте было пройдено 9 374 километров за 56 часов 20 мнут, причем, более 10 часов слепого полёта. Самолёт с успехом выдержал сложнейший перелёт! В августе 1936 года на острове Удд моряками был поставлен памятный знак: простая металлическая труба, а наверху самолёт и надпись. В 1986 году на этом острове, носившее уже имя Чкалова, поставлена стела высотой 6 метров, а наверху макет легендарного краснокрылого самолёта.

Полёт экипажа Чкалова на Камчатку и до острова Удд в Охотском море стал генеральной репетицией перед броском через Северный полюс.

Для полёта экипаж Чкалова выбрал тот же туполевский самолёт АНТ-25, оснащенный современной авиационной техникой. В машине установили автопилот и воздушно-вакуумные масляно-нагревательные помпы к нему, а также подогрев масла в главном баке и низа кабины.

18 июня 1937 года экипаж В.П. Чкалова впервые в истории авиации начал беспосадочный трансарктический перелёт из Москвы через Северный полюс в Америку.

Их маршрут проходил через следующие пункты: Москва – Кольский полуостров – Баренцово море – Земля Франца Иосифа – Северный полюс – остров Бенкса – острова Королевы Шарлотты – Ванкувер – Портленд. В эфир летели радиосигналы зимовщикам полярных станций, в том числе высадившимся на льдину папанинцам. Каждые три часа они передавали метеосводки по трассе полёта.

Данный полёт был большим испытанием для советских лётчиков и для советского мотора. Многочасовой слепой полёт сквозь облака. Над Кольским полуостровом началось «фарфоровое» обледенение, которое считается опасным, потому что лёд необыкновенно крепкий и держится в течение 16 часов. Тряска, циклоны, повреждение водяной трубы…

Вскоре полюс преподнёс пилотам сюрпризы. Стрелка компаса штурмана стала бешено вращаться почти по кругу. Пришлось перейти на солнечный указатель курса. У всех огромная физическая усталость, учащённый пульс. Лётчики чаще сменяют друг друга. У Чкалова носом течёт кровь. Кислород кончился, и самолёт вынужден снижаться.

Посадка была совершена 20 июня в Ванкувере шт. Вашингтон в 16.20 мин. по Гринвичу на военном аэродроме Пирсон Филд. Пройден путь 8 582 км за 63 часа 16 минут.

За этот перелёт члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени.

Америка встречала их восторженно и сердечно.

Президент США Франклин Рузвельт готовился к приёму в Белом Доме Чкалова, Байдукова и Белякова. Он попросил телохранителя поднять его (у него были парализованы ноги): «Русских героев я должен встретить стоя».

Английский маршал авиации Джон Салмонд сказал: «Перелёт Чкалова и его спутников поражает человеческое воображение своей грандиозностью. Чудесная сила авиационной техники, которая позволяет преодолеть без остановки такие колоссальные пространства, к тому же явно недоступные для другого вида транспорта. Перелёт был совершён советскими пилотами на советской машине с советским мотором. Это демонстрирует перед всем миром блестящую техническую оснащённость Советской страны».

На приёме экипажа АНТ-25, устроенном Клубом исследователей и Русско-Американским институтом 30 июня 1937 года в Нью-Йорке, советским лётчикам предложили расписаться на большом глобусе, на котором была отмечена трасса их полёта.

Полярный исследователь В. Стефансон сказал: «До них Земля по своим путям сообщения казалась цилиндрической. Они воистину превратили её в шар».

Восхищенные американцы в 1974 г. в Ванкувере создали Трансполярный Чкаловский комитет, который руководил сооружением памятника на месте посадки самолёта АНТ-25. Ежегодно 20 июня на аэродроме Пирсон Филд празднуют эту знаменитую дату.

8 часов 22 минуты. На аэродроме Пирсон Фильд начался митинг и церемония возложения цветов. Открыл церемонию Laureano Mier, менеджер Музея им. В.П. Чкалова. Он кратко напомнил собравшимся об историческом полёте, сказал о важности этого события для всего мирового сообщества и продемонстрировал небольшой макет самолёта, на котором и был совершён перелёт.

Генеральный консул Консульства Российской Федерации в городе Сиэтл Юрий Герасин, также присутствовал на официальной церемонии. «Этот подвиг был, как символ желания иметь добрые отношения» – сказал он о мужественном поступке экипажа и его значении для истории Российско-Американских отношений.

Затем предоставили слово мне. Выразив сердечную благодарность за память о подвиге российских лётчиков, передала приветственные слова жителям Ванкувера от Правительства Камчатского края и администрации Петропавловска-Камчатского.

Королева парада роз Кейт Синнот возложила к подножью монумента три розы, по одной в честь каждого пилота. Огромный букет тёмно-красных роз возложила и я.

Пролетающие в это время в небе самолёты, делали круг над полем в честь подвига Валерия Чкалова, Георгия Байдуков и Александра Белякова.

Имя Чкалова стало символам мужества, бесстрашия и горячей любви к Родине. Его мысли были неразрывно связаны с небом, с защитой Отчества.

Народная любовь к Валерию Чкалову выразилась в присвоении его имени улицам и паркам многих городов, в том числе в Петропавловске-Камчатском и Ванкувере (США). На одном из домов в Ванкувере по улице имени Чкалова висит огромное панно с изображением посадки самолёта АНТ-25 и прикреплены две таблички на русском и английском языках со словами Чкалова:

«Как воды рек Волги и Колумбии,

текущие мирно по этой планете

и впадающие в один мировой океан,

так и народы России и США

должны жить мирно на этой планете

и своим совместным трудом

украшать мировой океан человеческой жизни. 1937 г.».

Экипаж Чкалова выполнил ответственную задачу: совершил подвиг, который превзошёл все другие в истории авиации. Их триумф был триумфом России!

Петропавловск-Камчатский — Ванкувер, США

Наталья Сергеевна Киселёва родилась в городе Чкалове, (ныне Оренбург) в семье военного лётчика. Мать и брат были пилотами. Будучи в Ванкувере, шт. Вашингтон, США, получила приглашение на торжественную церемонию в честь 75-летия трансарктического перелёта самолёта АНТ-25 в 1937 г. из Москвы через Северный полюс в Америку, где ей было предоставлено слово.

Н.С. Киселёва в данное время проживает в городе Петропавловск-Камчатский. В 2012 г. на Камчатке Н.С. Киселёва издала книгу о Герое Советского Союза Валерии Павловиче Чкалове под названием «Зов неба».

15 декабря 1938 года погиб Валерий Чкалов — всемирно известный советский лётчик-испытатель, комбриг в беспрецедентном трансарктическом беспосадочном перелёте, Герой Советского Союза, бесстрашный разработчик фигур высшего пилотажа.

Национальный герой Валерий Чкалов, проживший всего 34 года, настолько любим и популярен в народе, что возникли легенды не только о его жизни, но и о его гибели.

Среди версий — месть то ли комиссара госбезопасности Николая Ежова, то ли Лаврентия Берии, вскоре ставшего наркомом внутренних дел СССР. Ещё одна гипотеза — расстрел по приказу главы советского правительства Иосифа Сталина и затем фальсификация испытательного полёта.

Официальная версия, которую подтверждали очевидцы — Валерий Чкалов едва смог посадить экспериментальную машину авиаконструктора Поликарпова, но с трагическим финалом, так как она была недоработана, изначально опасна.

Именем Валерия Чкалова названы планета, две горы в Антарктиде, остров и мыс, город Чкаловск (переименованная малая родина героя Василёво), улицы, кинотеатры, летные школы и даже минерал чкаловит.

Героическая профессия лётчика была почитаема сама по себе, лётчиков называли покорителями неба, считали прогрессивными строителями будущего, а ещё — романтиками; о них сочиняли песни, кинофильмы, стихи. И Чкалов был успешным представителем той плеяды героев.

Он автор знаменитой замедленной «бочки» и восходящего штопора и ещё более чем десятка фигур высшего пилотажа, он разработал бреющие полёты. Валерий Чкалов испытал около 70 типов самолетов, составлявших тогда основу советской авиации.

Сначала его прозвали воздушным хулиганом за храбрые эксперименты в небе (даже три раза сажали «на сутки»), а позднее признали — такие я кобы трюки ради усовершенствования пилотирования были необходимы. Опытнейший пилот Чкалов стал командиром экипажа первого столь длительного беспосадочного рейса через Северный Ледовитый океан из Москвы на Дальний Восток летом 1936 года, за что весь экипаж удостоен званий Героев Советского Союза. А через год весь мир узнал этот советский экипаж: комбриг Валерий Чкалов, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков. Они совершили беспрецедентный трансполярный перелёт из Москвы в американский Ванкувер.

Будущий герой родился 2 февраля 1904 года в слободе Василёво Нижегородской губернии (теперь — Чкаловск) в семье мастера на судах Волжского речного пароходства. Валера год проучился в ремесленном училище, работал кочегаром. Лётная судьба парня началась, когда его взяли учеником слесаря аэропланов в 4-й военно-авиационный парк. Там он записался в Красную Армию, откуда отправился в Егорьевскую теоретическую школу авиации (1921-1922).

Потом была Борисоглебская школа военных летчиков (1922-1923), Московская школа высшего пилотажа и Серпуховская высшая школа воздушной стрельбы и бомбометания (1923-1924). Валерий Чкалов награжден орденом Ленина и орденом Красного Знамени.

О легендарных беспосадочных перелётах экипажа Чкалова, прославивших пилота.

Иосиф Сталин в 1936 году назначил знаменитого аса командиром в рекордном полете на дальность по маршруту Москва — Дальний Восток. 20-22 июля 1936 года Чкалов, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков перелетели через Северный Ледовитый океан. Маршрут начался в Москве, курс лётчиков был на Петропавловск-Камчатский и далее на остров Удд (теперь — остров Чкалов). Их самолёт АНТ-25 преодолел расстояние 9374 км за 56 ч. 20 мин.

18 июня 1937 года в 4 ч. 5 мин. на Щёлковском аэродроме (сейчас — аэродром Чкаловский) экипаж Чкалова в том же составе на самолёте АНТ-25 (РД) взял старт к США через Северный полюс.

20 июня в 19 часа 30 мин по московскому времени советский самолёт сел на аэродроме ВВС США Пирсон Филд (Барракс) возле города Ванкувер, штат Вашингтон.

Беспрецедентный беспосадочный перелёт длился 63 часа 25 мин. Над суровым океаном и льдами было пройдено более 8000 км, из которых несколько тысяч — в слепом полете. Всего лётчики преодолели 8 504 километра в сложных метеоусловиях. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. Советский ас Чкалов стал кумиром миллионов людей Земли, у него брали автографы голливудские кинозвезды.

Совсем недавно сняли гриф «секретно» с тайных архивов, содержащих две стенограммы выступлений Валерия Чкалова после межконтинентального перелёта. Это выступления комбрига сразу после возвращения из-за границы перед партийным активом Горького (сейчас — Нижний Новгород) и на областной партийной конференции в июле 1938 года.

Выдержки из этих стенограмм.

И от имени всего экипажа я поблагодарил Сталина за колоссальное доверие. Он в свою очередь сказал: «Мы поблагодарим вас, когда долетите».

2. «Решили лететь в середине июня. Звоним в Кремль. В первой инстанции отвоевали разрешение, пошли на вторую инстанцию. Дело застопорилось. Я говорю: «Позвоните товарищу Сталину, я настаиваю на вылете завтра». И Сталин ответил: «Экипаж лучше знает, когда ему лучше вылетать». И мы вылетели 18 июня».

3. «Действительно, в резиновой оболочке антенны обнаружили обрыв. «Долго связи не было?», спрашиваю. Оказалось, часов десять. Представляю, что творилось».

4. «Прилетели в воскресенье …Жара стоит. Дождичек накрапывает. Мы — в полярной одежде, переодеться не во что. Даже не подумали об этом … Я показываю жестом, что нельзя обедать в такой одежде. Генерал ушел и через некоторое время приносит три штатских костюма. Саша Беляков выше меня на голову, а генерал на столько же выше его. Я разделся, примерил брюки, а они мне по шею».

5. «Когда пришли в себя, то увидели, что проснулись в «универсальном магазине». Оказывается, генерал сообщил какой-то фирме, что у нас нет костюмов, и та, невзирая на то, что было воскресенье, доставила нам 60 костюмов — выбирайте… Тут было все: носки, ботинки, запонки… Трояновский (посол СССР в США, прим. С.М.) пояснил: фирма запишет в какие-то торговые книги, что обслуживала советских летчиков, перелетевших через Северный полюс. Им это реклама».

6. «Представитель фирмы попросил у нас: «Разрешите ваши штаны, в которых вы прилетели, вывесить в витрине магазина». Смотрю на Трояновского, он говорит, что можно. И вот, наши штаны висели в витрине, и к ним было паломничество, чтобы посмотреть, в каких штанах мы прилетели».

7. «Нам всем надоело пребывание за границей, и мы сказали себе, что надо отправляться к себе домой, в Советский Союз. Нас посадили на самый шикарный пароход «Нормандия». Я весь пароход не видел, не знаю, можно ли его осмотреть за рейс. Я не представляю, по-моему, нельзя. Это восьмиэтажный пароход, что-то 70 000 тонн водоизмещением, четыре турбины, четыре гребных винта. Каждый винт диаметром пять метров. Скорость больше 50 километров в час, идет и не уменьшает. Этот пароход держит голубую ленту за быстрый переход через Атлантический океан. Все на этом пароходе предоставлено для пассажиров первого класса».

8. «Что такое смокинг, я расскажу. Хочешь — не хочешь, надевай накрахмаленную грудку, наклонишься — она жгутом делается, значит, стой, как истукан. Воротничок высокий подпирает, тебе глотать надо, а воротничок мешает…»

9. «Сидишь, смотришь: все начинают есть, смотришь, кто какую ложку взял, и ты берешь. Мы честно выполнили все традиции капиталистического мира и нисколько не нарушили его своим присутствием».

10. «Население нашей Родины встречало нас на всех станциях. Ночью ждали, пока не придет поезд. Мне лично не пришлось спать ночами, а Байдуков с Беляковым менялись. На каждой станции нас хотели видеть и приветствовать. О приеме в Москве передать трудно. Можно сказать только то, что товарищ Сталин сказал: «Вы, наверное, и сами не знаете, что натворили!»

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама