THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Скульптура, как вид изобразительного искусства, возникла очень давно. Палеолитическая Венера тому пример.

(Материал из Википедии - свободной энциклопедии)

Скульпту́ра (лат. sculptura , от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов - в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.

Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором, или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

Слово скульптура , помимо самого вида искусства, обозначает также каждое отдельное его произведение.

Разновидности скульптуры

Главные жанры скульптуры - портрет, исторические, мифологические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных). Художественно-выразительные средства скульптуры - построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета.

Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст (изваяние головы с частью груди)), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством; и рельеф. При рельефной скульптуре фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него менее или более чем на половину своей толщины (в первом случае - барельеф, во втором - горельеф). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.

Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка, лепление, или моделировка - искусство работать из мягкого вещества, каковы воск и глина; литейное дело, или торевтика - искусство делать изваяние из расплавленного металла; глиптика, или скульптура в тесном смысле - искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ; к отраслям ваяния можно, сверх того, причислить скульптурную резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).

Скульптура малых форм

Основная статья: Миниатюрная скульптура

Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. Декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют симбиоз друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой составляя единый ансамбль. Скульптура малых форм развивается по двум направлениям - как искусство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Жанры и направления малой скульптуры - портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. Малые, пространственно - объёмные формы, ландшафтный дизайн, и кинетическая скульптура.

Иные разновидности скульптуры

Кинетическая скульптура - разновидность кинетического искусства, в котором обыгрываются эффекты реального движения. Ледяная скульптура - художественная композиция, выполненная изо льда. Песчаная скульптура - художественная композиция, выполненная из песка. Материалы скульптуры - металл, камень, глина, дерево, гипс, песок, лёд и др.; методы их обработки - лепка, высекание, художественное литьё, ковка, чеканка и др.

Техника исполнения

«Изготовление скульптуры в Тибете», 1905 г. (Арнольд Генри Сэвидж Лэндор)

Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает рисунок или фотографию, затем производит математический расчет произведения (определяет центр тяжести изделия, высчитывает пропорции); затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения. Иногда, особенно в том случае, когда задуманное изваяние должно быть велико и сложно, художнику приходится изготовить другую, более крупную и детальную модель. Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением. Если предстоит исполнить статую, то берется для её подножия доска, и на ней утверждается стальной каркас, изогнутый и пригнанный таким образом, чтобы ни одна его часть не выходила за пределы будущей фигуры, и сам он служил для неё как бы остовом; кроме того, в тех местах, где тело фигуры должно иметь значительную толщину, прикрепляются к каркасу стальной проволокою деревянные кресты; в таких же частях фигуры, которые выдаются на воздух, например в пальцах рук, волосах, свесившихся складках одежды, деревянные кресты заменяются крученою проволокой или пенькой, напитанной маслом и свернутой в виде жгутов. Поместив такой остов статуи на треножном, неподвижном или горизонтально вращающемся станке, называемом кобылкою , художник начинает обкладывать каркас лепною глиной так, чтобы получалась фигура, в общих чертах сходная с моделью; затем, удаляя в одном месте излишне наложенную глину, добавляя в другом её недостаток и отделывая в фигуре часть за частью, он постепенно доводит её до желаемого сходства с натурой. Для этой работы ему служат пальмовые или стальные инструменты различной формы, называемые стеками , но ещё больше пальцы его собственных рук. Во все продолжение лепки необходимо, во избежание появления трещин в высыхающей глине, постоянно поддерживать её влажность и для этого, от времени до времени, смачивать или сбрызгивать фигуру водой, а, прерывая работу до следующего дня, окутывать её мокрым холстом. Подобные приемы употребляются и при производстве рельефов значительного размера - с тою только разницей, что для укрепления глины пользуются вместо каркаса большими стальными гвоздями и болтами, вбитыми в досчатый щит или неглубокий ящик, служащий основанием рельефа. Вполне окончив лепку, ваятель заботится об изготовлении точного снимка со своего произведения из материала, более прочного, чем глина, и с этою целью прибегает к помощи формовщика. Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму (á creux perdu ) из алебастра, и по ней отливает гипсовый слепок произведения. Если художник желает иметь слепок не в одном, а в нескольких экземплярах, то они отливаются по так называемой чистой форме (à bon creux ), изготовление которой гораздо сложнее, чем предыдущей (см. Формовка).

Без предварительной лепки глиняного оригинала и отливки его гипсового слепка не обходится создание ни одного более или менее крупного произведения скульптуры - будет ли оно каменное или металлическое. Правда, бывали ваятели, как, например, Микеланджело, работавшие прямо из мрамора; но подражание их примеру требует от художника необычайной технической опытности, и всё-таки он рискует при таком смелом труде впасть на каждом шагу в неисправимые ошибки.

С получением гипсового слепка существенная часть художественной задачи ваятеля может считаться оконченной: остается только воспроизвести слепок, смотря по желанию, в камне (мраморе, песчанике, вулканическом туфе и т. п.) или в металле (бронзе, цинке, сталь и т. п.), что составляет уже полуремесленную работу. При изготовлении мраморного и вообще каменного изваяния поверхность гипсового оригинала покрывается целою сетью точек, которые, с помощью циркуля, отвеса и линейки, повторяются на глыбе, подлежащей отделке. Руководствуясь этою пунктировкой, помощники художника под его надзором удаляют ненужные части глыбы посредством резца, долота и молота; в некоторых случаях они пользуются при этом так называемой пунктирною рамой , в которой взаимно пересекающиеся нити указывают на те части, какие должны быть отбиты. Таким образом, из необделанной глыбы мало-помалу возникает общая форма изваяния; она все тоньше и тоньше отделывается под руками опытных рабочих, пока, наконец, сам художник не придает ей последней отделки, а полировка пемзой не сообщает различным частям поверхности произведения возможное сходство с тем, что представляет в этом отношении сама натура. Для большего приближения к ней в оптическом отношении, древние греки и римляне натирали свои мраморные изваяния воском и даже слегка раскрашивали их и золотили (см. Полихромия).

Использование материалов

Бронза

Важнейшим материалом для скульптур, наряду с мрамором, служит бронза; мрамор наиболее пригоден для воспроизведения нежных, идеальных, преимущественно женственных форм; бронза - для передачи форм мужественных, энергичных. Сверх того, она представляет особенно удобное вещество в том случае, когда произведение колоссально или изображает сильное движение: фигуры, оживленные таким движением, при исполнении их из бронзы не нуждаются в подпорах для ног, рук и других частей, которые необходимы в подобных фигурах, вырубленных из хрупкого камня. Наконец, для произведений, назначенных стоять на открытом воздухе, особенно в северном климате, бронза предпочитается потому, что не только не портится от атмосферного влияния, но и получает вследствие своего окисления приятный для глаза зеленоватый или тёмный налет на своей поверхности, называемый патиной . Бронзовое изваяние исполняется либо посредством отливки расплавленного металла в заранее приготовленную форму, либо выбивается молотком из металлических пластин.

Один из способов производства бронзовых скульптур, это метод полого бронзового литья. Секрет его заключается в том, что первоначальную форму под статуэтку делают в воске, потом наносят глиняный слой и вытапливают воск. И только потом заливают металл. Бронзовое литьё - это совокупное название всего этого процесса.

Что касается до выбивной работы (так называемой работы репуссè ), то она состоит в следующем: берется лист металла, его размягчают нагреванием на огне и, ударяя по внутренней стороне листа молотком, сообщают ему требующуюся выпуклость, сначала в грубом виде, а потом, при постепенном продолжении такой же работы, со всеми деталями, согласно с имеющеюся моделью. Этот приём, для которого художник должен обладать особою ловкостью и продолжительною опытностью, употребляется преимущественно при исполнении барельефов не особенно крупного размера; при изготовлении же больших и сложных произведений, статуй, групп и горельефов, к нему прибегают в настоящее время только тогда, когда необходимо, чтобы они имели сравнительно малый вес. В этих случаях выбивка произведения производится по частям, которые затем соединяются винтами и закрепами в одно целое. C XIX столетия выбивную работу и литье во многих случаях заменяют осаждением металла в формы при помощи гальванопластики.

Дерево

Деревом, как материалом для скульптур, пользовались ещё в глубокой древности; но деревянная скульптура особенно уважалась в Средние века и в начальную пору эпохи Возрождения в Германии, наделяя храмы раскрашенными и раззолоченными статуями святых, затейливыми алтарными украшениями, фигурными жюбé, кафедрами и сидениями для хоров. Для таких поделок служит преимущественно мягкое, легко поддающееся резцу липовое или буковое дерево.

Драгоценные материалы

Благородные металлы, равно как и слоновая кость, употребляются, вследствие своей дороговизны, исключительно для небольших изваяний. Впрочем, слоновая кость в цветущий период древнегреческого искусства находила себе применение и в крупных, даже колоссальных произведениях — в так называемых хрисоэлефантинных скульптурах. Наконец, относительно твердых камней надо заметить, что они с античных времен играют важную роль в мелких пластических произведениях, каковы камеи и геммы. Для подобных работ всего чаще берется оникс, позволяющей художнику благодаря разноцветности слоев этого камня получать весьма живописные эффекты.

Искуственный камень

На современном этапе развития большое значение для изготовления скульптур приобрел икусственный камень или декоративный бетон. Множество скульптур советской эпохи выполнены из него. Наиболее грандиозным призведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане. Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы (гранит, мрамор, известняк и т.д.).

История

Древний мир

Первые проявления художественного творчества в области ваяния кроются во мраке доисторических времен; не подлежит, однако, сомнению, что они были вызваны, как вызывались и впоследствии у молодых племён, потребностью человека, ещё не вышедшего из дикого состояния, выразить чувственным знаком идею о божестве или сохранить память о дорогих людях. На эту причину намекает поэтическая легенда древних греков об изобретении пластики, - легенда, по которой Кора , дочь коринфянина Вутада , желая, при расставании со своим возлюбленным, сохранить себе на память его изображение, очертила контур его головы по тени, брошенной солнцем, а её отец заполнил этот силуэт глиною. Каковы были начальные опыты ваяния в доисторическую эпоху - о том позволяют нам судить истуканы, найденные европейскими путешественниками при первом посещении островов Тихого океана, например на Гавайских островах. Это - простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены. История ваяния начинается приблизительно за тридцать веков до н. э., со старейшего из культурных народов древнего мира, египтян.

Древний Египет

Дочь Нефертити (18 династия Египта)

Скульптура Египта, во все продолжение его исторической жизни, оставалась неразлучной спутницей архитектуры, подчиняясь её принципам и служа к украшению её сооружений изваяниями богов, царей, фантастических существ и пластическими картинами, соответствующими назначению здания. В начале (в мемфисском периоде), под влиянием народного представления о загробной жизни, она выказывала решительную наклонность к реализму (портретные статуи в мастаба и погребальных гротах, статуя фараона Хафра и «Шейх эль Беледа» Каирского египетского музея, «Скриб» Лувра и пр.), но потом застыла в условных, однажды установившихся формах, почти не подвергавшихся изменению до самого падения египетского царства. Удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твердых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия - таковы отличительные качества египетских статуй фивского и саисского периодов, страдающих, однако, отсутствием выражения индивидуального характера и настоящей жизни (громадные фигуры Рамсеса II в Абу-Симбеле, статуи Мемнона и др.). Весьма искусно умели египетские ваятели, при изображении богов, соединять человеческие формы с формами животного мира, но ещё искуснее воспроизводили они фигуры животных (пара львов на лестнице Капитолия в Риме). Рельефы, расцвеченные разными красками, в обилии покрывали, наподобие ковров, стены египетских зданий, изображая подвиги фараонов и достопамятные события отечественной истории - в храмах и дворцах, эпизоды из обыденной жизни и чествование богов - в погребальных сооружениях. Способ исполнения этих рельефов был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне (плоско-выпуклые рельефы, койланаглифы ), либо, наоборот, уходили немного вглубь фона (плоско-впалые рельефы). Отсутствие перспективы, условность композиции и рисунка и другие недостатки не мешают этим изображениям быть до мелочей обстоятельным повествованием о быте, верованиях и истории народа.

Месопотамия

Крылатый бык из Ассирии

Раскопки, произведенные в Месопотамии, в местностях, где некогда царили Вавилон и Ниневия, познакомили ученый мир с халдейско-ассирийским ваянием (1000-600 гг. до н. э.). И здесь эта отрасль искусства находилась в тесной связи с зодчеством, даже в сильнейшей, чем у египтян. Главным своим призванием она имела увеличение блеска царских чертогов. Скульптурные памятники, найденные в развалинах дворцов в Нимруде, Хорсабаде и Куюнджике, состоят в стенных рельефах, изображающих различные эпизоды из жизни царей, военные происшествия, охотничьи сцены. Отличительные черты этих произведений - довольно значительная выпуклость рельефа, суровость концепции, преувеличенное выражение физической мощи в плотных, мускулистых фигурах и отсутствие в них индивидуального характера и духовной жизни. Фигуры эти значительно уступают изображению животных, которых месопотамское искусство воспроизводило с некоторым пониманием природы. По части религиозной скульптуры мы находим у халдеев и ассириян почти исключительно небольшие бронзовые и терракотовые статуэтки благодетельных и злых демонов, представляющие иногда удачное, иногда чудовищное сочетание человеческих форм с формами животных. Из крупных произведений подобного рода можно указать только на крылатых быков и львов с бородатой человеческой головою, увенчанной тиарой, - колоссальных полустатуй, полурельефов, стоявших парами как бы на страже при входах в царские жилища.

Древняя Персия

Искусство Ассирии перешло вместе с её могуществом к мидийцам и через них к персам (560-330 гг. до н. э.), унаследовавшим от неё как употребление скульптуры для декорирования царских дворцов, так и её формы и содержание. Памятники ваяния, найденные в развалинах царских резиденций в Персеполе и Сузах, состоят в рельефах с изображениями, относящимися преимущественно к царю и к придворной жизни, и в фантастических дворцовых привратниках - крылатых животных с человеческою головою. Нельзя, однако, сказать, чтобы персидская пластика сделала значительный шаг вперед по сравнению с ассирийской: напротив, вместо энергичных, полных движения фигур и форм, какие мы видели в этой последней, здесь являются фигуры безжизненные и вялые, повторяющиеся в сложных сценах с утомительным однообразием, в одних и тех же обликах и позах; в одном лишь выказывают персидские скульпторы некоторый успех, а именно в понимании важности, какую имеют складки драпировок для обозначения форм человеческого тела и его движений; но складки у них сухие, резкие, как бы накрахмаленные.

Древняя Индия

«Танцующий Шива», статуэтка XI века (государство Чола)

Религиозные воззрения древних индийцев в сильной степени отразились в их ваянии, старейшие памятники которого относятся приблизительно к половине третьего века до н. э. Эта отрасль искусства и на берегах Инда стояла в непосредственной связи с зодчеством: таинственность, мистичность, нашедшие себе выражение в топах, пещерных храмах и пагодах, ещё яснее проявились в пластических олицетворениях богов и изображениях их символических подвигов, изваянных рельефом на столбах при карнизах и в нишах этих святилищ. Но понятия об индийских божествах возникли не из ясных, чисто человеческих представлений, а из мечтательных и фантастических; поэтому образы богов и история их судеб, глубокий страх перед неведомым, воплощались у индийцев в тёмном цикле причудливых изображений, в утрированных позах и беспокойных движениях фигур, с сильным оттенком страстности и чувственности (особенно в женских фигурах), в причудливом нагромождении голов, рук и вообще членов тела, или в странном соединении человеческих и животных форм. В техническом отношении такие произведения свидетельствуют о значительной умелости их исполнителей.

Понятие скульптуры

Скульптура (от лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю) - ваяние, пластика - вид искусства, произведения которого отража­ют окружающую действительность в объемных, физически трех­мерных изображениях с помощью различных пластических мате­риалов.

Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались си­нонимами, однако смысловая нагрузка их различается. Скульпту­ра - более широкое понятие. Пластика, с одной стороны, техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой - художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность. В отличие от живописи, графики скульптура охватывает меньший круг предметов, явлений, которые могли бы стать объектами для изображения. Выразительные средства в скульптуре разрабатываются с большей тщательностью. Во многом скульптура перекликается с архитектурой. Поскольку оба вида ис­кусства имеют дело с объемом и пространством, подчиняются за­конам тектоники 1 , они материальны по своей природе и часто взаимодополняют друг друга. Однако есть существенное отличие. Архитектура имеет функциональное назначение, она организует определенным образом пространство для жизнедеятельности чело­века, чего нельзя сказать о скульптуре. Реальная, а не изобразитель­ная трехмерность, телесность представляет собой главную особен­ность этого искусства.

Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. Эта способность - необходимый компонент пластического творче­ства, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта. Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувствовать­ся в формообразование, его образность, так как скульптура - это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном мате­риале, выполненный в определенной технике и раскрывающий определенную идею. Полное «прочтение» скульптуры возможно тогда, когда понимается суть материала - его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры.

1. Тектоника (от греч. tektonik6s - относящийся к строительству).

Прохладность и нежность фарфора не могут в полной мере передать мужествен­ность, стремительность, решимость, отвагу, так же как тепло и про­стота дерева не подойдут для создания образа величественного, важною, царственного и амбициозного. Как говорил Лао-Цзы, «горшки делают из глины, но глина перестает быть ею, превращаясь в горшок» . Именно эта особенность позволяет материалу стать материальным носителем образа и делает скульптуру лаконичным искусством. Лаконизм заключается в умении обобщать форму и концентрировать содержание художественного образа. В этом со­стоит один из основных парадоксов скульптуры: с одной стороны, она проста для восприятия, поскольку в ней обобщены и конкре­тизированы формы, с другой - сложна, так как обобщенность обусловлена символизмом, и это усложняет ее понимание. Очень часто простые комбинации форм содержат в себе глубочайшую мысль, и наоборот, декоративные излишества подчеркивают пусто­ту, бессодержательность.

Скульптура как вид искусства интересна тем, что в ней, как в на­стоящем искусстве, очень много недосказанности и это способству­ет развитию образного мышления зрителя, побуждает его к сотвор­честву. Но чтобы участвовать в этом процессе, необходимо овладеть хотя бы минимумом знаний, раскрывающих определенные законы и правила скульптуры. Знание этих закономерностей и выразитель­ных особенностей скульптуры нужны как детям, так и педагогам (настоящим и будущим). В этой связи представляется важным рас­смотреть ряд вопросов, которые помогут разобраться в специфике скульптуры.

Виды скульптуры

Скульптура относится к такому виду искусства, который все больше входит в повседневную жизнь человека незаметно для него самого. Часто мы даже не замечаем, что нас окружают вещи, являющиеся частью скульптуры. Например, брелоки-талисманы, медальоны, монеты, статуэтки на полке, камеи и т.д. Все это гово­рит о многообразии скульптуры и одновременно о ее целост­ности.

Выразительные средства и материалы, используемые в работе, позволяют скульптору создать и величественный памятник герою, и маленький рельефный кулон. Между ними располагается мно­жество различных по виду и по жанру скульптурных произведе­ний

По признаку трехмерного объема:

- круглая скульптура , произведения которой свободно распола­гаются в пространстве, т. е. предполагают круговой обзор, игру объ­ема и пространства. Круглая скульптура имеет несколько разно­видностей :

статуя (фигура располагается в полный рост);

скульптурная группа (две фигуры и более, раскрывающие одну идею и составляющие единое целое);

статуэтка (скульптурная фигурка небольших размеров, гораз­до меньше своих реальных величин);

торс (скульптурное изображение туловища человека);

бюст (погрудное изображение человека);

голова (скульптурный портрет человека, ограниченный изобра­жением головы).

Появилась еще одна разновидность круглой скульптуры -кине­стетическая, которая не требует обхода, она сама себя демонстри­рует благодаря совершаемым движениям;

- рельеф (изображение располагается на плоскости, которая слу­жит фоном, переводится как «приподнятый», «выпуклый»). Основ­ное отличие рельефа от круглой скульптуры состоит в том, что в нем воспринимается только лицевая часть блока, поскольку он связан со стеной. У рельефа имеется несколькоразновидностей, они варьируются в зависимости от его назначения и положения на архи­тектурной плоскости (фронтальная композиция, фриз, плафон, плитки, фрагментарно располагающиеся).

Месторасположение рельефа влияет на его высоту:

барельеф - рельеф, имеющий небольшую высоту, он выступает меньше чем на половину всего объема. Реальный объем в барельефе мало выражен, он заключен в неглубокой зоне между фоном и па­раллельной ему передней плоскостью;

горельеф - рельеф, обладающий большой высотой, он выступа­ет от поверхности больше чем на половину объема. Фигуры горелье­фа напоминают статуи, которые вплотную придвинуты к стене. Го­рельеф можно рассматривать с трех сторон, он как бы обнимает скульптурную форму, свободно проникая до самого фона;

контррельеф - углубленный рельеф, не выступающий на по­верхности, а вынимающий объем из поверхности;

смешанный рельеф имеет элементы нескольких видов релье­фа. Например, на плите располагается выпуклое рельефное изоб­ражение, контур которого выполняется с помощью углубленных желобков.

-монументально-декоративную, непосредственно связанную с конкретным архитектурно-пространственным или природным окружением. Ее основное отличие от других видов скульптуры заключа­ется в совместном, нераздельном существовании с архитектурной постройкой, например, рельефные фронтоны, фризы, статуи на фронтонах, балюстрадах, порталах, в нишах, колонны в виде скульптур (кариатиды, атланты);

- декоративную, предназначенную для украшения парков, садов, улиц, скверов, бульваров, фонтанов. Наравне с архитектурой созда­ет определенный облик города, не связана с отдельным сооружением, ориентируется на ландшафт или архитектурный ансамбль. В декора­тивной скульптуре можно вычленить такиевиды:

садово-парковая - размещается в зонах отдыха (скверах, парках, садах, аллеях, домах отдыха, санаториях и т.д.);

городская - располагается на улицах города, делает порой без­ликие улицы торжественными, интересными, иногда забавными.

В городской скульптуре можно выделить несколько направле­ний:

памятники , посвященные различным деятелям культуры, героям, государственным деятелям;

пластические произведения , связанные с биографией того или иного деятеля (например, скульптура, расположенная возле Москов­ского цирка имени Ю. В. Никулина; скульптурная группа «Натали и А.С.Пушкин», находящаяся на Арбате в Москве);

аллегоричная скульптура , передающая отвлеченную идею по­средством образа. Аллегоричными могут быть произведения скуль­птуры, посвященные сказочным персонажам, историческим собы­тиям (например, скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву» в Петергофе, олицетворяющая победу России над Швецией в Северной войне; сюжет из устного народного творчества «Пермяк - соленые уши» в Перми; «Чижик-пыжик» в Санкт-Петербурге);

скульптура, отображающая собирательный образ какой-либо профессии или общественных явлений (например, памятник собаке, жестоко убитой в метро, скульптура «Сантехник», расположенная на тротуаре, скульптура К. Бранкаузи «Поцелуй»; скульптура «Домуш­ник», прикрепленная к окну жилого дома);

- станковую, имеющую самостоятельное значение и более ин­тимный характер, не связанную напрямую с архитектурой, ландшаф­том. Она не предназначена для какого-то определенного места, на ее восприятие не оказывает влияние место, где она располагается.

Название произошло от слова «станок» - вращающаяся подстав­ка, на которую мастер помещает скульптуру во время работы. Поэто­му станковая скульптура по своим размерам близка к натуральной величине изображаемых объектов (человека, предметов, животных). Чаше всего она располагается в залах музеев, жилых интерьерах, на выставках, которые являются ее привычной средой;

- скульптуру малой формы, многогранную по своей сути и вклю­чающую широкий круг произведений различных по характеру, функ­циям и жанрам. Скульптурой малой формы принято называть не­большие по размеру произведения жанровой тематики, предназна­ченные для жилых интерьеров, культовых помещений;

- мелкую пластику (произведения небольшого, «миниатюрного» размера). Самым древним видом мелкой пластики считается искус­ство глиптики (резьба, выполняемая на твердых полудрагоценных минералах). Часть таких произведений имела множественные углуб­ления, что позволяло использовать их в качестве печатей. Сами изо­бражения называлисьинталиями , которые в разные культурно-исторические периоды были различной формы. Другая разновидность мелкой пластики- резьба по кости (слоновой, моржовой), произ­ведения которой также имеют небольшие размеры. Несмотря на то что в разных частях света занимались этим промыслом, наиболее известными стали немногие. В их число входят фигурки северо­холмогорских мастеров и японские миниатюры - нэцкэ.

Разнообразие произведений мелкой пластики велико. К ним мож­но отнести маленькие фигурки из полудрагоценных камней, дерева, бронзы, фарфора, фаянса, стекла; пластины с рельефным изобра­жением , выполняющие функции фибул (застежек), брошек, амуле­тов, камей, монет, медалей и т.д. С одной стороны, произведения мелкой пластики утилитарны и не имеют большого значения в жиз­недеятельности человека (брелоки для ключей, выполненные в виде рельефных изображений), с другой - несут серьезные религиозные, гражданские идеи. Например, медаль - рельефное изображение определенных символов, располагающихся с двух сторон пластины, или статуэтки идолов, почитавшихся в язычестве, крест с изображе­нием распятого Христа.

По степени приближения скульптуры к реальным объектам окружающей действительности выделяют следующие виды:

- реалистичная - через пластические образы отражает объекты и явления реально существующей действительности;

- аллегоричная - напоминает несложный изобразительный ре­бус, в котором заложена система опознавательных знаков, позволяю­щих разгадать его. Аллегория содержит определенные атрибуты, которые делают скульптуру легко узнаваемой. Например, скульптура, изображающая женщину с завязанными глазами и весами в руках, олицетворяет правосудие.

Разновидность аллегории -персонификация, обозначающая во­площение абстрактного понятия в виде человеческой фигуры. На­пример, Ника, олицетворяющая победу; Фортуна, обозначающая судьбу; Либертас, характеризующая свободу.

В рамках персонифицированных произведений скульптуры очень часто выступают географические персонификации, в которых созда­ется образ рек, гор, городов и даже стран. Чтобы при восприятии была понятна суть этих произведений, к ним обязательно прилага­ется пояснительная записка, объясняющая суть символики;

- абстрактная - заключается в создании собирательного пла­стического образа, раскрывающего только внутреннюю суть изо­бражаемого предмета, объекта, явления или понятия. Внешнее сходство при этом не важно. Какие-то отдельные элементы могут отдаленно напоминать реальную форму, иначе было бы крайне сложно «прочитать» идею скульптуры. В целом пластический образ наполнен символами и атрибутами, позволяющими по-другому взглянуть на привычные вещи. В абстрактной скульптуре ярче, чет- че, тоньше подмечены стержневые моменты того или иного явления (например, «Женщина, расчесывающая волосы» А. Архипенко; «Ле­жащая фигура» Г. Мура; «Вариации» Н.Габо; «Птица» К. Бранкузи).

По признаку формы выделяются следующие виды скуль­птуры:

- памятник - самая распространенная форма скульптуры, основная задача - сохранить в «вечном» материале напоминание об историческом деятеле или знаменательном событии. Благодаря памятникам мы долгие годы помним об ушедших людях, минувших событиях. В этом случае памятник не выступает как отголосок прошлого, он для каждого поколения актуален, поскольку в каж­дом культурно-историческом периоде он символизирует что-то свое;

- монумент очень близок памятнику. Он также призван напоми­нать людям о каких-то значимых событиях. На первый взгляд про­вести границу между памятником и монументом очень сложно. Од­нако у каждого из них есть своя специфика. Во-первых, памятник имеет более камерные формы выражения, а монумент всегда вели­чественен. Во-вторых, памятник выполняется, чтобы изображаемый объект был узнаваем, для этого используют реалии эпохи и атрибуты, характерные для того или иного лица. Монумент же в таких деталях не нуждается, так как атрибуты скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства (например, монумент «Родина-мать» в Волгограде; статуя Свободы в Нью-Йорке, монумент О. Цадкина «Разрушенный город», напоминающий о бомбардировке голландского города Роттердама в 1940 г.).

Есть еще одно отличие памятника от монумента: его располо­жение всегда продиктовано архитектурной средой города. Монумент же требует тщательного подбора месторасположения, так как он выполняет градообразующую роль, занимая одну из центральных частей городского ландшафта, задавая стиль пространству вокруг себя. Для монумента необходима дистанция между ним и зрителем, чтобы можно было прочувствовать его величие. Эффект возвышения достигается постаментом (опора, подставка), который как бы пере­носит монумент в иное пространство, отделяя его от земли и пре­вращая в опознавательный признак выделения из обыденной реаль­ности.

Понятие «пьедестал» тоже означает некую опору, вернее «подно­жье». Однако постамент ассоциируется с монументом, а памятник - с пьедесталом. Пьедестал хотя и устанавливает дистанцию между памятником и зрителем, но она не столь выражена, как в монумен­те. Пьедестал памятника имеет свой изобразительный язык в виде статуй, рельефов, раскрывающих содержание всего образа.

Постамент монумента, пьедестал памятника, подставка под стан­ковую скульптуру, цоколь бюста обладают одним общим свойством; они обозначают границу между художественным образом и зрителем, между миром реальности и миром искусства;

- надгробие - очень близкий по функции к памятнику и мону­менту вид скульптуры также связан с темой вечности. В отличие от памятника и монумента надгробие затрагивает вопросы жизни и смерти, бессмертия и умирания;

- жанровая скульптура отличается от всех предыдущих видов. Она не связана с темой вечной памяти, отображает различные жиз­ненные ситуации и явления во всем их многообразии. По форме может быть реалистичной, аллегоричной и даже абстрактной. Ее специфика заключается в отражении жизни в пластическом образе, с использованием различных жанров искусства.

Жанры скульптуры

Анималистический жанр. Произведения этого жанра раскрыва­ют через пластику образ животного.

Несмотря на то что животных человек изображал с древнейших времен, этот жанр оформился в начале XIX в., когда уже существо­вало несколько направлений.

Первое направление связано с сохранением натурализма в изо­бражениях животных, второе характеризуется произведениями, в которых животные становятся олицетворением человеческих качеств. Форма изображения различна - от стилизации до абстракции, от типизации до аллегории.

Портрет - создание образа человека вообще или конкретной личности. Жанр прост и труден одновременно, поскольку скульпту­ра ограничена в выразительных средствах, что осложняет процесс пластического формообразования.

Одни скульпторы стремятся к натурализму (человек изобража­ется таким, какой он есть); другие идеализируют модель (человек изображается таким, каким он хотел бы видеть себя в глазах окру­жающих).

Развитие портретного жанра в разные культурно-исторические периоды имело свои черты (создавался образ представителя народа, сословия, эпохи), что обусловило выделение в портрете нескольких разновидностей:

- камерный портрет отличается внешней простотой, скрывающей внутренний мир модели. В нем наиболее ярко проявляется нефор­мальное отношение автора к модели;

- парадный портрет выглядит более торжественно и вместе с тем отстраненно от зрителя, как бы возвышаясь над обыденностью и повседневностью благодаря огромному количеству декоративных элементов (элементы костюма, аксессуары, атрибуты и т.д.);

- портрет-жанр - не просто портрет какой-либо личности, а реализация определенной идеи портрета на основе синтеза с другим жанром. Например, изображение исторического деятеля объединяет два жанра: портрет и исторический жанр, статуя Аполлона - портрет и мифологический жанр.

Менее распространены в скульптуре бытовой, мифологический и исторический жанры.

Бытовой жанр предполагает раскрытие в скульптуре тем повсед­невной жизни, знакомство с реалиями быта. Содержательная сторо­на произведений бытового жанра затрагивает темы очень глубокие, имеющие философские корни, побуждающие зрителя задуматься над сложными жизненными вопросами.

Исторический и мифологический жанры имеют более длитель­ную историю развития. Темы истории, мифологии и религии очень давно волновали скульпторов, ведь каждая эпоха характеризуется своим прочтением исторических событий, мифологических или ре­лигиозных сюжетов.

Натюрморт и пейзаж . Изначально они использовались только совместно с каким-либо другим ведущим жанром. Но в последнее время, когда предмет и природа стали отдельным сюжетом для про­изведений пластики, появились скульптуры, дающие возможность зрителю взглянуть на окружающий мир, как на живой организм. Предпосылкой к развитию этих жанров были эксперименты со скуль­птурной формой, позволившие освободиться от жизнеподобности изображаемого и избежать эффекта муляжа.

Жанр фрагмента . В нем самостоятельно существуют отдельные элементы человеческого тела, фрагменты объектов природы и пред­меты.

Художественным стимулом к развитию этого жанра были облом­ки античных скульптур, найденных при археологических раскопках, которые при всей своей нецелостности оставались выразительными и интересными. Именно из-за своей нетипичности они стали пред­метом коллекционирования. Постепенно фрагменты приобрели не­зависимость в скульптуре.

Яркими представителями этого жанра справедливо считают О. Родена, который обратил внимание окружающих на удивительное пластически художественное звучание частей человеческого тела, и У. Боччони, футуристично взглянувшего на вещи, рассмотрев их из­нутри.

Мемориальные комплексы, скульптуры, памятные доски относятся к произведениям и предметам искусства. Они позволяют по особому украсить парки, сады, фасады зданий и помогают на долгие годы увековечить память о каком-либо знаменитом человеке или важном историческом событии. Благодаря современным технологиям и усилиям талантливых мастеров и скульпторов сегодня можно реализовать даже самые сложные проекты.

Основные виды скульптур

  • Бюст. Один из основных видов скульптурного портрета, который обычно изображает голову человека, плечи и грудь.
  • Рельеф. Это объемное изображение на плоскости. В зависимости от предназначения различаются архитектурные рельефы на плитах, фризах и фронтонах.
  • Барельеф. Рельеф небольшой формы, в котором выпуклая часть выступает над плоскостью не более чем на половину от всей скульптуры.
  • Горельеф. Особый вид скульптуры, в котором выпуклое основание над плоскостью фонового изображения выступает более чем на половину объема. Он незаменим для декорирования и создания законченного образа любого помещения или сооружения.
  • Контррельеф. Это углубленный рельеф, который представляет "негатив" барельефа.
  • Маскарон. Уникальное скульптурное декорирование, которое выполнено в виде маски какого-либо знаменитого человека, героя в романтическом, фантастическом или гротескном стиле.
  • Койланаглиф. Это удивительнейшее украшение в виде контура, вырезанного на плоскости. Особой популярностью этот стиль пользовался в античные времена.

Материалы для изготовления скульптур

  • Бронза. Надежный материал для создания скульптурных композиций, которые эффективно позволяют передать всю силу художественной идеи.
  • Мрамор. Благородный камень, который смотрится достаточно богато. Он имеет свою неповторимую привлекательность и эксклюзивность.
  • Гранит. Это природный камень, который помогает придать материалу удивительные формы. Эффективно используется как для декоративно-художественных, так и мемориальных целей.
  • Бетон. Один из самых известных скульптурных материалов, который широко используется для декорирования жилых комплексов. Его неоспоримыми преимуществами является высокая технологичность и низкая себестоимость.
  • Гипс. Наиболее популярный скульптурный материал, который широко используется для ручной лепки. Его недостаток - это хрупкость, в отличие от бронзы он менее долговечен.

Компания "Скульпт Про" на профессиональном уровне занимается изготовлением мемориальных комплексов, памятных досок, скульптур. Мы используем инновационное оборудование и современные инструменты, знаем из чего делают скульптуру и как лучше всего создать то или иное изображение. Наши талантливые мастера искусно украсят садово-парковые центры, музейные залы, улицы крупных городов и могильные комплексы.

Почему стоит заказать скульптуру в "Скульпт Про"?

  1. Огромный арсенал разновидностей скульптур, от декоративных и художественных до мемориальных.
  2. Талантливейшие мастера и специалисты, которые способны создать неповторимый шедевр.
  3. Богатейший опыт. Мы способны реализовать даже самые сложные и нестандартные проекты.
  4. Бюджетные цены. У нас самая лучшая себестоимость на скульптурные работы.

Если вы желаете увековечить память о близком человеке или по особенному украсить городские площади и интерьеры помещений, тогда закажите скульптуру в компанию "Скульпт Про". Наши мастера претворят в жизнь любые ваши мечты и идеи!

Сделать сад разнообразным и интересным можно с помощью собственной фантазии и наличия некоторых материалов.

Все мечтают иметь что-то оригинальное, цепляющее взгляды и завораживающее внимание.

На помощь приходят садовые скульптуры для дачи, которые можно сделать самостоятельно.

Разнообразие материалов, из которых делаются такие изделия, просто поражает. Это и бетон, и гипс, и дерево, и глина.

Из них можно получить любые скульптурные фигурки, различные по форме и размерам.

Но прежде чем приступить к самому изготовлению ярких элементов для украшения сада, нужно определиться с самой идеей, правилом выбора цветов и форм. Поэтому не лишним будет помощь в этом деле.

  • Чтобы территория смотрелась гармонично, следует учитывать тот факт, что скульптура должна красиво вписываться, не создавая противоречивых чувств.
  • Равновесие – один из главных факторов, здесь нельзя использовать огромное количество изделий, которые только рассеют внимание и не дадут насладиться истинной красотой.
  • Если стоит вопрос с расположением будущей скульптуры, то можно попробовать вырезать картонную фигурку, и приставить ее в предполагаемое место. Это очень помогает с выбором.
  • Сочетание с растениями и окружающим экстерьером. Только красивое вписывание в окружение, дополненное некоторыми декоративными элементами, поможет достичь правильного результата.

Эти советы должны быть учтены перед непосредственным изготовлением изделия. А идей предостаточно, чтобы сделать садовую скульптуру своими руками.

Камень — идеальный материал для изготовления скульптур для сада

Именно из камня можно сделать огромное количество садовых скульптур. Стоит только найти его подходящие размеры, проявить смекалку, пофантазировать – и декоративный элемент для украшения участка готов.

Нужно увидеть в природном материале что-то индивидуальное – разрисовать его в подходящем цвете – и образ готов. Это могут быть и божьи коровки, и совы, зайцы, тюлени, грибы – все, что только можно придумать.

Идея скульптуры для сада своими руками:

  • Замок из камней – придание саду торжественности и значимости. Для его изготовления нужно отыскать трубы (сколько башен предполагается, столько материала и нужно), камни, битая плитка, цемент и литров на 1,5 бутылки из-под пива.

Первым делом, бетонируются трубы, они являются основой и несущей конструкцией. Затем следует с помощью камней и цементного раствора их обложить, делать это нужно не спеша, и когда дойдут стенки до предполагаемых окон, требуется подготовить бутылки. Окна получаются путем разрезания последних вдоль на две половины. Они также цементируются.

Когда будет готово, можно брать битую плитку и начитать обкладывать крышу. После основной части можно сделать заборчик, и даже арку.

Скульптуры из гипса

Самодельная скульптура для сада – это результат очень интересной и творческой работы. А если использовать гипс в качестве основного материала, то можно впечатлить всех своей смекалкой и фантазией.

Главное требование к таким изделиям – это устойчивость к плохой погоде и прочность. Если фигура предполагает быть большой, то нужно заранее готовить каркас и основу, для устойчивости.

Садовые скульптуры из гипса очень эффектно смотрятся в общем ландшафте. Это могут быть животные, различные карикатуры и лица, всевозможные природные и декоративные элементы.

Делаются такие изделия достаточно просто. Необходимо гипсу придать подходящую форму (отлить из уже готовой) и высушить. Останется только выкрасить нужными цветами – и скульптура готова. Вариантов имеется очень много: кто-то любит все делать с юмором, а кто-то с чувством духовности и показом внутренних ценностей.

Скульптуры из бетона

Бетон является одним из самых крепких и надежных материалов, которые сохранят на длительное время первоначальный вид изделия. Сам процесс изготовления не отличается сложностью и трудоемкостью. А итог получается очень красивым (это всевозможные вазы, шары, подставки, и другие фигуры).

Садовые скульптуры из бетона можно изготовить одним простым способом. Чтобы материал не прилипал к емкостям, их предварительно нужно обработать маслом, или антипригарным спреем. Для приготовления раствора смешивается цемент с водой, крупным песком и торфом. Все тщательно должно быть перемешано в тазике лопаткой.

Идея скульптуры из бетона для сада:

  • Ваза для цветов – декоративный элемент, который приукрасит любой сад. Пригодятся 2 формы. Первая – силиконовая, для готовки кексов, большего размера, и вторая – поменьше, обычный пластиковый горшок. Их нужно обработать маслом, с внутренней и внешней стороны.

Требуется поставить меньшую форму внутрь большей, и можно заливать раствор. Оставляется все примерно на 2 дня. Потом, все снимается. В итоге – прекрасная вазочка, для украшения сада. Ее можно использовать как интересную малую архитектурную форму для посева цветов и красивых трав.

Прочие материалы для изготовления скульптур

Чтобы приготовить скульптуры можно использовать все материалы, какие только имеются дома. Это и древесина, и проволока, и глина, и даже монтажная пена. Главное, проявить все свое творчество и смекалку.

– отличный материал для создания животных . Например, овечки или барана. Чтобы сделать их фигуры, пригодятся пластиковые бутылки, скотч, около пяти банок монтажной пены и изолон.

Первое, что делается – это каркас из бутылок и скотча. Затем нарезается изолон, полосками, которыми обволакивается каркас и закрепляется скотчем. Сразу прикрепляется небольшой хвост и копытца. И самый последний этап – это заливка с помощью монтажной пены и создание мордашки.

А вот еще некоторые скульптуры из монтажной пены.

Варианты просто бесконечны . Если в саду упала одна из ветвей, то ее можно применить в качестве красивого декоративного элемента. Такой натуральный материал позволит сделать различных сказочных персонажей, небольшие избушки и теремы, для изготовления которых еще пригодится проволока и клей.

Идей для создания садовых скульптур огромное количество. Большинство из них сделать своими руками не составит никакого затруднения, однако существуют варианты требующие соответствующих навыков работ по дереву и определенного мастерства.

Можно придумывать самостоятельно, а можно подсмотреть в различных книжках и интернет-страницах. Только желание и проявленное творчество, украсит любой сад, даже не очень заполненный растительностью и другими малыми архитектурными формами.

Важен и сложен вопрос выбора материала для скульптуры, связь материала с содержанием и формой, допустимость перевода одного и того же произведения в различные материалы. Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале.

По большому счету скульптуры можно делать из чего угодно. Классическая скульптура - мраморная скульптура. Именно этот великолепный материал - роскошный внешне и удобный в обработке - использовали художники античности и Возрождения. Но времена меняются, и в начале ХХ века скульпторы принялись высекать свои творения преимущественно из гранита. Дело не в том, что мировые запасы мрамора иссякли. Просто этот камень не выносит современной экологии и под воздействием окружающей среды неуклонно разрушается. Современная городская и парковая скульптура чаще всего высечена из гранита или же отлита из металла - в основном бронзы или других стойких к коррозии сплавов. Для русско-советских парков традиционны деревянные скульптуры во главе с национальным символом - косолапым мишкой. Скульптура благородна, стационарна. Художественное литье скульптур по моделям в земляные формы. Это простейший способ получения отливок скульптур. Шаблон скульптуры может быть изготовлен из любого материала - пластилина, гипса (наиболее приемлемые и удобные материалы), из дерева, пластмассы, металла. Моделью может служить и сама скульптура; если нужно сделать такую же (восстановить ее первоначальный вид), то пластилином наращивают на реставрируемой или восстанавливаемой скульптуре недостающие части по начальному образцу.

Материалы для изготовления моделей скульптур:

  • 1. Пластилин, гипс, пластик, дерево.
  • 2. Воск, парафин, стеарин; технич еский желатин, столярный клей.
  • 3. Полистирол (пенопласт) - ячеистый пластик. Начало формы

Конец формы

Для получения нескольких одинаковых моделей скульптуры из воска применяют эластичную форму. С целью тиражирования восковых моделей для отливки одинаковых скульптур или деталей художественных произведений, например литых украшений для художественной ограды, изготавливают резиновую пресс-форму. Скульптурные произведения из металла - цветного, черного или драгоценного как завершение всего процесса изготовления обязательно нуждаются в декоративной отделке. Причем она не только улучшает внешний вид скульптуры, ажурной или кованой решетки камина, чеканного рельефа или художественного литья, но и предохраняют произведение, созданные в любой технике, от воздействия внешней среды, продлевает их век. Известно немало рецептов нанесения тончайших защитных покрытий разного цвета, имеющих свою технологию. Выбор того или иного вида декоративной отделки металлического скульптурного изделия диктуется качествами самого металла, а также предназначением того или иного изделия.

Глины, применяющиеся в настоящее время, по цвету разнообразны: желто-зеленые, серо-зеленые, серые, синеватые, желтые, серо-желтые, серо-белые серебристые. В практике наиболее распространены три основных вида глин: серо-зеленая, серо-желтая и серо-белая серебристая.

Скульптор Анна Семеновна Голубкина писала: «Серо-белая серебристая глина - самая лучшая из всех как по своему благородному серебристому цвету, так и по изящной, тонкой и благородной консистенции. Недостатки желтой и зеленой глины у нее совершенно отсутствуют... Найти и оценить ее - большое приобретение для художника».

Цвет глины имеет немаловажное значение. Задумав произведение из конечных светлых материалов, следует лепить модель в глине серо-белых серебристых или других светлых тонов, а для произведения из темных материалов более пригодны глины темных тонов. Иначе светотеневые соотношения, найденные автором в глине, утратят смысл, и работа потеряет в своей выразительности.

Качество скульптурных глин определяется не только пластичностью, но и способностью длительное время не высыхать. Лучшей глиной, обладающей незначительной усадкой, является зеленая.

Существует несколько способов приготовления глины. Некоторые скульпторы предварительно крошат глину на мелкие кусочки и неоднократно поливают водой. Замоченную глину в течение первых двух-трех дней несколько раз тщательно перемешивают, чтобы она равномерно намокла. После этого ее отбивают на деревянной доске железным прутом для достижения однородности и пластичности.

В XVIII веке в Академии художеств скульптурную глину перед употреблением промывали и перемешивали лопатами, затем сушили, толкли и просеивали через тонкие сита, замешивали на сутки с водой и только после этого применяли для лепки. В XIX веке некоторые скульпторы также стремились к получению однородной глины, протирая ее через тряпку для того, чтобы не оставалось никаких посторонних частиц.

Вначале она еще не очень послушна, но зато дает очень интересные капризные образцы материала (следует оставить в ящике неприкосновенный уголок необработанной глины - на случай). В дальнейшем она делается самым послушным материалом на свете, только держать ее нужно в ящике так, чтобы она не лежала ровно, а по мере того, как ее извлекают для работы, образовывались бы неровные массы и колодцы. Тогда в ящике будет лежать глина всякой твердости - от самой мягкой до самой твердой. Количество заготовленной глины должно быть в несколько раз больше, чем ее требуется для данной работы, чтобы был большой выбор. При настоящем углубленном отношении к работе ваша рука сама берет ту или иную глину в зависимости от той формы, над которой вы работаете».

Глина для скульптора - это его палитра, в которой должна быть некоторая «гамма» плотности и пластичности. Вначале, например, нужна мягкая глина, а к концу работы глина постепенно становится более плотной - твердой, что позволяет отрабатывать мелкие детали.

Пластилин обычно состоит из пчелиного или минерального воска и наполнителей. Он служит для выполнения небольшой по размерам скульптуры, эскизов и незаменим при создании миниатюр и медальерных работ, где часто находит применение и воск. Пластилин, как и глина, - отправной материал скульптора. От глины отличается тем, что не сохнет. Поэтому он находит применение главным образом в произведениях, где требуется тонкая и четкая проработка форм. Крупные вещи нельзя лепить из пластилина. Это объясняется тем, что в поисках композиционного решения скульптору приходится иметь дело с большими массами материала, использование же пластилина чрезвычайно затруднительно из-за его неподатливости. Кроме того, в процессе лепки он не изменяет плотности и пластичности. Это осложняет работу скульптора, особенно когда требуется детализация формы. Пластилин не может, например, стать вдруг более твердым, в то время как глину легко в случае надобности подсушить до требуемой твердости. И только в отдельных случаях крупные работы целиком лепят из этого материала. Так, скульптором П. П. Трубецким при лепке памятника Александру III использовался пластилин особого состава. Он был приобретен в Италии и обладал высокой пластичностью.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама