THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Эта студия специализируется на монументальном художественном литье из бронзы, алюминия и чугуна. Кроме того, здесь производятся удивительные гипсовые скульптуры самых разнообразных размеров. Я побывал в двух цехах производства и подготовил для вас виртуальную экскурсию, о том как устроено производство. Итак, приступим к осмотру. Сначала из гипса делают полноразмерную модель будущего памятника.
Иногда памятники делают целиком из гипса, для этого сначала создается масштабная копия, на которой отмечены контрольные точки.
Затем по контрольным точкам сваривается основной каркас.
Который впоследствии обкладывается гипсом, при этом внутри скульптура остается полой.
Памятник, сделанный по этой модели, можно увидеть в конце репортажа.
Этот еще находится в работе. Он обмотан пленкой после первичного придания общей формы. Переходим в цех художественного литья. Здесь намного интереснее.
С рабочей модели, изготовленной из глины или гипса, снимается кусковая гипсовая форма. По полученной форме изготавливаются восковые модели отдельных частей скульптуры.
Восковые модели помещаются в гипсовые формы, где они остывают. В остывшие восковые модели набивают стержневую форму из холодно-твердеющий смеси (ХТС), которая состоит из смолы и песка. Наружные гипсовые формы вскрывают, и автор может по воску произвести необходимую доработку модели для придания будущей отливки соответствия рабочей модели.
Кусковая форма из холодно-твердеющей смеси разбирается. Воск вручную снимается со стрежневой формы их ХТС, а не выплавляется в печи. Внутренняя поверхность разобранной формы покрывается антипригарной краской, которая может быть двух видов: один - для наиболее четкой отливки мелких деталей изделия, второй - для получения идеально гладкой поверхности изделия. В полости, из которых был удален воск, заливается расплавленный металл.
Приготовление холодно-твердеющей смеси (ХТС).
Рабочий процесс.
Все заготовки перемещаются в цеху с помощью электрических лебедок. Уже начали растопку печи.
На доведение одного полного чана в печи до кондиции требуется около 10 минут.
Наливаем из котла расплавленный металл и снимаем «пенку».
Разливаем в заранее подготовленные формы.
А пока готовится второй чан с металлом посмотрим вокруг - вдали цех финишной работы с бронзовыми заготовками.
Повторяем процесс.
Заливаем.
Горячо!
Оставляем металл для застывания.
А лишнее выливаем обратно в печь.
После того, как отформованные детали застынут их необходимо собрать в цельный памятник. Это делается при помощи газовой сварки.
Рабочая модель в масштабе.
А это уже готовый памятник.
Где-то отпиливают, где-то приваривают - и затем все это шлифуют.
Сварка.
В результате получаются вот такие памятники. Работа достаточно кропотливая, но очень впечатляющая.

Основными материалами для изготовления скульптур являются:

Бронза - это наиболее популярный материал для создания скульптур. Ведь спустя время на бронзе образуется тонкая пленка, которая защищает скульптуру от загрязнений и разрушения. К тому же бронза - это наиболее крепкий и надежный материал для изготовления скульптур, ведь чтобы нанести какой-то ущерб или же сломать скульптуру из бронзы, придется приложить немалые усилия. Одним из способов изготовления таких скульптур является метод полного бронзового литья. Создают первоначальную форму под скульптуру из воска, после чего наносится слой глины и вытапливается воск, и только потом в эту форму заливают металл.

Говоря об изготовлении скульптур из бронзы, нельзя не вспомнить многочисленные памятники, встречающиеся в Москве и в других городах. Чтобы память осталась надолго, лучше всего, безусловно, увековечить её в бронзе. Качество бронзовых памятников, проверенное временем, безусловно подтверждает это. Поэтому, если принимается решение об установке памятника, скульптурной композиции, мемориальной памятной доски, плиты, то материалом для их изготовления обязательно должна быть бронза. От традиций никуда не уйти, да и художественно-изобразительных возможностей у бронзы не мало. Однако сегодня современные технологии и появившиеся новые материалы, такие, как литьевой искусственный камень, позволяют добиться изобразительных и эстетических результатов, а также дают возможность создавать абсолютно любые объемные элементы, скульптурные композиции, памятники, монументы, бюсты, мемориальные памятные доски, плиты, портретные барельефы, гербы, эмблемы и многое другое. Для желающих придать интерьеру или садовой территории солидность, такие современные скульптуры окажутся как раз кстати. Возможно также применение в них деталей из других материалов, например, из камня и дерева.

Как материал для создания скульптуры, бронза известна очень давно. Художественная бронза выделена в самостоятельный раздел прикладного искусства. В России большое развитие литье из бронзы приобрело на Урале. Бронзовые скульптуры уральских мастеров литейщиков отличаются великолепным качеством сплава и изяществом исполнения. Скульптура из бронзы остается неотъемлемым атрибутом украшения, создания парадных и жилых интерьеров. Скульптура из бронзы ассоциируется с богатством и знатностью, подчеркивает неординарность и значимость своего владельца.

Бронза обладает удивительными свойствами прочности и пластичности, что позволяет создавать изделия разного уровня сложности, прорабатывая при этом мельчайшие фрагменты. Бронза - это сплав, основой которого является медь, смешанная в различных пропорциях с другими химическими элементами: оловом, алюминием, бериллием, свинцом и т. д. (кроме никеля и цинка). Бронза обладает высокой прочностью, коррозионной стойкостью и антифрикционными свойствами, по этим свойствам она превосходит чистую медь. У бронзы хорошая стойкость в воздушной среде, в воде, в различных растворах и щелочных средах. Почти все бронзы хорошо поддаются сварке и пайке мягкими и твердыми припоями. Бронзу получают сплавлением меди с легирующим элементом, как говорилось выше, в электрических индукционных печах. Бронза, содержащая более 5-6% олова не прокатывается и не куется, ее применяют в литом виде. Бронза обладает высокими литейными свойствами: малая усадка - всего 1%, благодаря чему бронзы применяют для художественного литья. Литье бронзы -- это процесс позволяющий придать расплавленному материалу желаемую форму. После застывания, скульптор, осуществляющий бронзовое литье, придает изделию законченный вид. Литье из бронзы позволяет придать материалу любую форму, размер и художественную эстетику, создавая, таким образом, произведение искусства. Литье позволяет в полной мере использовать все характеристики металла, а податливость бронзы, позволяет прорабатывать мельчайшие элементы скульптуры. Литье из бронзы позволяет создавать архитектурные формы декоративного и прикладного назначения. Художественное литье из бронзы -- это, прежде всего, бронзовая скульптура. Скульптура из бронзы -- уникальна по игре света и грации бликов на полированной поверхности, что позволяет скульптору создавать точные портретные скульптуры и использовать свойства материала при создании монументальных скульптур. Современное художественное литье бронзы требует от скульптора не только таланта и профессионального художественного образования, но знаний технических особенностей материала. Долгие годы скульптор познает тонкости работы с бронзой, учится на примерах великих мастеров, изучает дошедшие труды античных авторов, что помогает ему произвести качественное литье бронзы.

Мрамор - этот материал использовался для изготовления скульптур с давних времен. Хоть сейчас техника шагнула далеко вперед, и практически все производственные задачи делаются машинами, основными инструментами в обработке этого грациозного материала являются молоток и набор киянок. Мрамор гораздо капризнее, и создание скульптуры из него непростой процесс, но, тем не менее, работа с этим красивейшим материалом нравится нашим скульпторам.

Мрамор - безупречно-белый, блестящий, красивый и долговечный камень, имеющий широкий спектр применения. Одним из его основных предназначений является изготовление статуй и скульптур. Скульптуры из этого материала изготавливаются методом выпиливания, обивания и обтачивания камня, однако существует технология, при которой мраморные статуи изготавливаются путём заливки мрамора в форму, фактически это искусственная мраморная статуя. Подобная технология имеет большую историю применения в промышленных и строительных отраслях. Литьевой мрамор (ЛМ) - это современный композитный материал на основе природного минерала. ЛМ не отличается от натурального мрамора, а по ряду параметров даже превосходит его. Для изготовления материала необходима основа и наполнитель, в качестве последнего используется мраморная пудра мелкой фракции. Следует заметить что, чем больше будут фракции минеральных кристаллов, тем больше мрамор будет сиять и переливаться. Что же касается основы, то в её качестве применяют следующие смолы: полиэфирные, полиуретановые или акриловые. Подбор состава производится опытным путём. Изначально я взяла материал, который применяется на производстве, путём проб и ошибок его модифицировала, вводя в состав различные компоненты. Из ЛМ есть возможность отлить работу полой внутри, а это, как известно, немаловажно для шарнирной куклы. Для самой отливки используют силиконовые формы, что позволяет упростить процесс снятия форм и сэкономить время. ЛМ хорошо поддается механической обработке и не требует обжига. Готовая кукла достаточно прочна, но хрупка, как и фарфоровая. Иногда, кажется, что отличить ЛМ от фарфора невозможно, ведь оба материала очень похожи визуально и на ощупь. Еще одно из преимуществ - устойчивость к ультрафиолету, воздействие солнечных лучей даже за десятки лет не сможет изменить белоснежности мрамора. Важно отметить, что материал абсолютно не токсичен, так как изготовлен из натуральных компонентов, а так же влагостойкий и огнеупорный. Конечно, есть и минус, он проявляется изредка в виде небольших пузырьков (правда, дегазацию не пробовала, да и срок жизни материала невелик, для вакуумирования будет недостаточно - увы, против физики не пойдёшь, поэтому приходится мириться). Думаю, со временем удастся исправить этот нюанс.

В завершении статьи хочу показать своих кукол из ЛМ. Надеюсь, эта информация многим принесёт пользу и в ближайшем будущем данный материал займёт свое место в кукольном мире.

Бетон - материал, который обрел популярность за счет того, что не требует больших усилий от мастера и имеет низкую стоимость, при этом имеет высокую прочность.

Существуют 2 способа изготовления скульптур из бетона:

1. Это высечение скульптуры из цельного куска бетона (как при создании скульптуры из мрамора);

2. Это заливка бетона в заранее приготовленную форму. Сегодня почти половина малых архитектурных форма делается из бетона.

Цвет скульптур обычно естественный, то есть такого же цвета каким и был изначально материал. Еще начиная с античных времен до 19 века, скульпторы увлекались полихромной окраской. В 19-20 века скульпторы лишь изредка прибегали к окраске, предпочитая окрашивать скульптуры в однотонный цвет. И лишь в 50-60 гг. ХХ века у скульпторов вновь появляется интерес к многоцветной скульптуре.

Скульптуры, изготовленные из бетона, являются прекрасным украшением придомовой территории. При помощи использования раствора бетона осуществить можно отливку чаш и оформить берега искусственного водоема. Помимо этого из бетона можно изготовить мостики и беседки.

Для изготовления скульптур из бетонного раствора требуется изготовить каркас. При этом требуется в процессе изготовления каркаса постараться придать ему максимально возможную точную форму.

Чем качественнее изготавливается каркас скульптуры, тем легче лепить из бетона изделие. Скульптуру можно сделать как пустотелую, так и монолитную.

Какую скульптуру изготавливать зависит от личных предпочтений. При изготовлении пустотелой конструкции перед началом работы требуется каркас скульптуры обмотать мелкоячеистой металлической сеткой и только после этого начинать наносить раствор.

Раствор на поверхность каркаса скульптуры накидывается слоями, при этом последующий слой накидывается только после того как предыдущий полностью высыхает. Постепенно слой за слоем начинается формирование форм скульптуры.

Последний слой наносится так, чтобы он отражал все тонкости и детали скульптуры. После полного высыхания конструкция подвергается отделке.

При изготовлении монолитной скульптуры для ее установки по месту монтажа может понадобиться автокран.

Выходные данные сборника:

МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СКУЛЬПТУРЫ

Софронова Надежда Иосифовна

старший преподаватель кафедры дизайна и изобразительного искусства,
Вятского государственного гуманитарного университета, г. Кирова,
РФ, г. Киров

Махнёва Наталья Сергеевна

студент 5 курса факультета технологии и дизайна,
Вятского государственного гуманитарного университета, г. Кирова
,
РФ , г . Киров

THE MATERIALS USED FOR CREATION OF THE SCULPTURE

Sofronova Nadezhda

senior teacher of chair
of design and fine arts, Vyatka state humanities university, Kirov,
Russia, Kirov

Natalya Makhnyova

student fifth course faculty of technology and design
Vyatka state humanities university, Kirov,
Russia, Kirov

АННОТАЦИЯ

В данной статье анализируются и сравниваются различные материалы для создания скульптуры и макетов скульптур, для дальнейшего создания произведения искусства, также описывается и собственный опыт создания скульптуры от каркаса до итоговой работы. Раскрываются положительные и отрицательные стороны различных материалов скульптуры таких как: бронза, гипс, мрамор, дерево, глина, скульптурный пластилин.

ABSTRACT

In this article various materials for creation of a sculpture and models of sculptures are analyzed and compared, for further creation of a work of art, also the own experience of creation of a sculpture from a framework before total work is also described. Positive and negative sides of various materials of a sculpture such as reveal: bronze, plaster, marble, tree, clay, sculptural plasticine.

Ключевые слова: скульптура; используемые материалы в скульптуре; свойства материалов.

Keywords: sculpture; the materials used in sculpture; the properties of materials.

Достижение и создания скульптуры в искусстве, одно из высочайших достижений культуры, оставившее большой след в мировой истории. В данной статье анализируются и сравниваются различные материалы для создания скульптуры и макетов скульптур, для дальнейшего создания произведения искусства, так же описывается и свой собственный опыт создания скульптуры от каркаса до итоговой работы. На основе исследований, мы ставим цель раскрытия положительных и отрицательных сторон различных материалов скульптуры таких как: бронза, гипс, мрамор, дерево, глина, скульптурный пластилин. Ведь при создании произведения искусства, скульптор не останавливается на одном материале, а постоянно пробует привнести что-то новое, добавлять свои методики создания и элементы. Скульптуры могут различаться по форме, жанру, манере исполнения, размеру, составу, но именно материал может раскрыть всю суть скульптуры до конца.

Скульптурой называют предметы искусства, которые использовались с давних времен для декоративных целей (ими украшают парки, сады, фасады зданий и внутреннее убранство), а также для увековечивания памяти о каком-либо событии или человеке (памятники).

Мастер перед началом изготовления скульптуры делает уменьшенную копию или эскиз оригинала. Эскизы делают из гибких и пластичных материалов, таких как, например, пластилин. Далее из того же пластилина или глины делается полноразмерная скульптура, после в натуральную величину мастер создает ее копию из гипсокартона и только после этого начинается процесс изготовления окончательного изделия из выбранного материала.

Выразительность каждого скульптурного произведения зависит не только от идеи мастера, техники, лепки, но и от выбранного материала, от освещенности. Каждый материал диктует прием работы. Если работа выполнена в глине, мастер должен подготовить её, хорошо промять, так чтобы в ней не оставалось пузырьков воздуха. Работа выполненная в глине может быть на каркасе, для того что бы удержать массу глины дополнительно каркас усиливается небольшими деревянными крестиками на проволоке. Во время ведения работы в материале - глиняное произведение закрывается плотным целлофаном. Текстура лепки сохраняет прикосновение рук мастера .

Чаще всего для изготовления скульптур используются бетон, мрамор или бронза. Наиболее популярной является бронза, поскольку спустя некоторое время бронза способна защищать себя сама от разрушения и загрязнения, путем образования тонкой защитной пленки. Кроме того, это наиболее надежный и крепкий материал, для того, чтобы сломать или повредить бронзовую скульптуру потребуются значительные целенаправленные усилия. Часто скульптуры из бронзы изготавливают методом литья. На первоначальную форму из воска наносят слой глины, после чего воск вытапливают, а металл заливают в получившуюся форму.

С давних времен используется для изготовления скульптур и мрамор. Несмотря на то, что сегодня большинство задач решается с помощью автоматики, и сейчас мраморные скульптуры остаются исключительно ручной работой - мастер использует набор киянок и молоток. Берется блок (пласт) мрамора, далее мастер отсекает лишнее от него, создавая определённую форму по эскизу, затем прорабатывает основные части скульптуры и завершением мастер высекает уже мелкие детали на своей скульптуре. Это очень непростой процесс, ведь мрамор значительно капризнее и одно неверное движение может все испортить, однако, скульптуры из мрамора получаются крайне красивыми и всегда пользуются популярностью. Скульптор добиваются наивысшей степени выразительности скульптур из мрамора при помощи акцентирования световых плоскостей, соотношения формы, массы и объема. Значительную роль в этом играет создание композиции и цельности фигуры. Здесь важна каждая деталь, ведь в изображении внешнего облика должна содержаться и глубина внутреннего мира, и настроение, и красота.

С бетоном все гораздо проще, за счет высокой прочности, низкой стоимости и легкости изготовления этот материал занял прочное место в производстве скульптур. Из бетона их делают двумя способами. Первый предполагает высечение из цельного куска бетона, а второй - литье жидкого бетона в приготовленную форму. Технологический процесс создания скульптуры в бетоне состоит из: подготовки модели, снятия черновой или кусковой гипсовой формы, приготовления бетона, набивки бетонной смеси в форму, выдерживания бетонной скульптуры во влажностных условиях, удаления формы, снятия швов, удаления дефектов формования и декоративной отделки поверхности бетонной скульптуры. Практически половина современных скульптур изготавливается именно из бетона.

Гипс по простоте применения незаменим как для изготовления форм, так и для отливки скульптуры. Гипс - это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы мягким материалом ни работал скульптор, он всегда затем переводит скульптуру в гипс, дорабатывает ее и только после этого обычно переводит в какой-либо стойкий материал. Гипс является уникальным материалом и для изготовления форм. Гипсовые формы служат не только для отливки скульптуры из гипса, но и для повторения ее в глине, для терракоты, фаянса, фарфора. Кроме того, гипсовые формы применяются для изготовления скульптуры в бетоне, отливки восковых моделей для металлического литья, производящегося по выплавляемой модели, и для отливки скульптуры из пластических масс. При отливках в гипсовые формы немаловажную роль играет смазка, разделяющая форму от отлива. Для отлива гипса наиболее распространена смазка, состоящая из раствора стеарина в керосине, но некоторые скульпторы, для более тонкой передачи поверхности гипсовых отливок, пользуются мыльной пеной, зеленым мылом, промывают формы поташом, кальцинированной содой. В XVIII веке в Академии художеств применялась смазка, приготовленная следующим путем: кусок мыла (величиной с куриное яйцо) растворялся в небольшом количестве деревянного (тунгового) масла и варился в этом масле. Полученная таким путем смазка не пачкала гипсовых отливок. Часто гипс является условно окончательным материалом для данной композиции (что мы нередко видим на выставках), такая скульптура обычно «патинируется» и имитирует бронзу, чугун или терракоту. Но это не означает, что гипс не применялся как окончательный материал. В истории скульптуры имеются многочисленные примеры применения гипса именно как конечного материала, хотя гипс и отличается от других материалов недостаточной художественной выразительностью .

Новейшим материалом является пластическая масса - это новые материалы, открывающие перед скульпторами дополнительные творческие возможности. Некоторые из пластических масс, хотя и не были созданы специально для скульптурных целей, в действительности не только отвечают многообразным требованиям скульпторов, но и обладают новыми и оригинальными качествами декоративного характера. Как каждый материал в скульптуре, так и разнообразные пластические массы обладают своими выразительными средствами. В зависимости от своих декоративных и физико-механических свойств пластмассы требуют такого же понимания и выражения их пластических возможностей, каких требуют мрамор, гранит, дерево или бронза. Эти материалы необычны и еще мало изучены скульпторами. Пластические массы заключают в себе много еще нераскрытых качеств, что позволяет художникам находить новые решения в своем творчестве, не прибегая к имитации других материалов; тем не менее, свойство пластических масс превосходно имитировать многие другие декоративные материалы также должно быть включено в круг их возможного применения. При использовании синтетических материалов для скульптуры перед художниками, естественно, возникают различные проблемы, но все они сравнительно легко разрешаются. В частности, основные технические проблемы репродуцирования в пластмассах уже давно разрешены и не могут являться камнем преткновения для скульпторов. Следует помнить, что пластические массы по своей сущности не служат заменителями металлов или каких-либо других материалов. Пластические массы - это оригинальные, новые материалы с новыми дополнительными декоративными возможностями, они во многих случаях превосходят не только различные виды камня, но и металлы. В пластических массах имеется возможность комбинировать цвета и тонировку, сочетать разнообразные технические приемы, что расширяет декоративные средства скульптора. Естественно, что пластика, цвет, характер декоративной отделки, как и во всяком произведении скульптуры, должны быть органически связаны и присущи данному материалу. Существуют также возможности декоративной отделки скульптуры из пластических масс путем введения в жидкие пластические массы наполнителей, например мраморной, гранитной крошки, цинковых белил, окиси титана и т. п., в зависимости от требований, предъявляемых к отделке. Скульптура из пластических масс не может идти ни в какое сравнение, например, с бетонной скульптурой, не только по декоративным, но, главное, по пластическим качествам. Отливка из пластических масс отличается большой точностью репродуцирования, передает все нюансы лепки и фактуры. Полученная пластмассовая скульптура вполне идентична оригиналу - вылепленной автором глиняной или пластилиновой моделью.

Сплавы и металлы, применяемые в монументальной и крупной станковой скульптуре, дают возможность воспроизводить любую сложную скульптурную композицию. К ним относятся: бронза, сплавы на алюминиевой основе, чугун, листовая медь, листовой алюминий и электролитическая медь для гальванопластической скульптуры. Бронза - один из благороднейших и уникальных статуарных материалов, бронза по своим пластическим свойствам дает возможность выполнять в ней тонкие и ажурные композиции и любые нюансы лепки и фактуры.

О чугуне скульптор П.П. Соколов в 1829 году писал: «Недоверие к чугуну происходит от того, что люди мало видели опытов его достоинств, но в этом они должны винить самих себя. Мы, защитники чугуна, ручаемся, под опасением лишиться всех сведений, не без труда приобретенных нами о его многообразных свойствах, что он выдержит самое строгое испытание на сцене изящных искусств, если своенравная мода вывела его на оную» .

Алюминиевые сплавы. Сплавы алюминия обладают высокими литейными свойствами, дающими возможность современной технике художественного литья воспроизводить любые тонкие детали лепки и фактуры. Пластические свойства алюминиевых сплавов мало отличаются от бронзы, но в то же время эти сплавы имеют некоторые декоративные особенности. Они способны хорошо воспринимать и одерживать полировку и интенсивно отражать свет. Алюминиевые сплавы в обычной фактуре обладают приятным серебристым тоном, напоминающим старое серебро .

Листовые металлы. Скульптура из листовой меди, листового алюминия и нержавеющей стали отличается от литой и гальванопластической скульптуры обобщенностью форм; им свойственны более гладкие поверхности. Обычно в листовых металлах воспроизводится декоративная скульптура, но нередко выполняется монументальная и станковая, в том числе и портретная. Скульптура из этого материала обычно монтируется на стальном каркасе.

Гальванопластическая медь. Этот материал в скульптуре отличается от бронзы исключительной точностью воспроизведения всех нюансов авторской лепки. Гальванопластическая медь неудобна в чеканке в смонтированной скульптуре, поэтому ее чеканку производят до монтажа во избежание смятия металла. Гальванопластика является наиболее экономичной техникой по сравнению с другими способами, так как допускает любую толщину стенок. По своим пластическим свойствам скульптура из гальванопластической меди не отличается от бронзовой и превосходит ее в точности воспроизведения оригинала .

Дерево - единственный скульптурный материал, обладающий в естественном виде цилиндрической формой. Эта особенность материала часто диктует скульптору свои условия: он должен решать свою композицию таким образом, чтобы она вписалась в геометрическую форму заготовленного материала. Это, конечно, не означает, что скульптор должен подчинять свой композиционный замысел форме заготовки. Одновременно скульптору необходимо учитывать в заготовке расположение годовых колец - они должны располагаться таким образом, чтобы сохранялся их ритмический узор и чтобы они не раздробляли пластические формы скульптуры. «Сосна, ель, дуб и бук, распиленные вдоль древесины, могут дать разнообразный и причудливый узор, что обычно очень облагораживает рельеф и обогащает его выразительность». Пластические особенности дерева органически связаны с его породой. «Каждое дерево ведет себя разно. - писала В.И. Мухина, - в зависимости от свойств своего волокна. Некоторые слоистые породы легко скалываются по слою... Другие, наоборот, имеют древесину очень твердую, как кипарис и самшит, так называемое «железное дерево»... Свойства материала требуют различного подхода к трактовке формы. В связи с этим интересно рассмотреть одно и то же произведение, воплощенное автором в дереве и камне. Я говорю о «Марфиньке» Коненкова. Белоснежный мрамор, нежно подкрашенный для придания ему жизненной теплоты, резко отличается от деревянного варианта, где сам материал продиктовал необычайную декоративность решения, удачно сочетающегося с интимной трактовкой образа. Здесь сказался огромный опыт и художественное чутье нашего старейшего мастера, для которого дерево всегда было любимейшим материалом» .

Каждый материал имеет свойства, как положительные, так и отрицательные и к каждому из них нужен свой подход. Из одних получаются первоначальные заготовки, чтобы в дальнейшем их корректировать, из других - окончательный вариант, но настоящее произведение искусства всегда выглядит прекрасно, независимо от вида материала.

Список литературы:

  1. Зощенко М.М. Как и из чего делают скульптуры // Музей Зощенко. - 2013. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.litmuseum.spb.ru/interesnoe/kak-i-iz-chego-delayut-skulptury.html (дата обращения 10.06.2015).
  2. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изобразительное искусство, 1982. - 221 с.

Сделайте набросок своей будущей скульптуры. Всегда рисуйте эскиз скульптуры, которую собираетесь сделать. Этот рисунок не должен быть шедевром изобразительного искусства, но он без сомнения поможет вам четко представить, что куда пойдет и как формы и объемы частей вашей скульптуры сочетаются между собой. Лучше всего нарисовать вашу будущую скульптуру с нескольких ракурсов. Для тех участков, где предполагается много мелких элементов, стоит нарисовать отдельный, детально прорисованный эскиз.

Создайте основание. Если у вашей скульптуры будет основание, то лучше начать весь творческий процесс с него, а потом создавать саму скульптуру уже на нем. Если вы собираетесь добавить основание к уже готовой скульптуре, то ваше творение получится менее прочным. Основание можно сделать из дерева, металла, глины, камня или любого другого материала по вашему выбору.

Сделайте каркас. Каркасом скульпторы называют поддерживающую структуру. Это что-то типа скелета вашей скульптуры. Каркас не даст кусочкам вашей скульптуры отвалиться, хотя не всем частям скульптуры потребуется каркас. Он необходим для таких частей, как руки или ноги, которые отстоят на расстоянии от туловища и могут легко отломиться.

  • Каркас можно сделать из толстой или тонкой проволоки, водопроводных труб, поливинилхлоридных трубок, дерева, палок, штифтов или любого другого материала, который покажется вам подходящим.
  • Создание каркаса обычно начинают с «хребта» и потом делают ответвления для «конечностей». Воспользуйтесь эскизом совей скульптуры для создания каркаса, особенно если эскиз воспроизводит вашу скульптуру в натуральную величину.
  • Закрепите свой каркас на или в основании, прежде чем продолжать.
  • Заполните свой каркас материалом. В зависимости от того, какой материал вы используете для создания своей скульптуры, вы, возможно, захотите сделать сердцевину скульптуры из другого материала. Так, обычно поступают при создании скульптур из полимерной глины. Такая сердцевина поможет снизить стоимость материалов и конечный вес скульптуры, так что обязательно рассмотрите такую возможность.

    • Для наполнения каркаса обычно используют такие материалы, как газеты, алюминиевая фольга, обычный или малярный скотч и картон.
    • Закрепите скотчем не притягивая этот материал внутри вашего каркаса, создавая с его помощью лишь общие очертания вашей будущей скульптуры. Но не увлекайтесь, вы ведь хотите оставить место для основного материала вашей скульптуры.
  • Переходите от создания крупных частей скульптуры к более мелким. Начинайте добавлять основной материал. Начинайте с создания самых больших частей (так называемых «больших групп мышц») и постепенно переходите к маленьким (так называемым «малым группам мышц»). Перемещайтесь от создания крупных деталей к более мелким. Добавляйте или убирайте материал, если это необходимо, но старайтесь не убирать его слишком много, потому что потом у вас могут возникнуть сложности с его добавлением.

    Добавьте мелкие детали. Как только вы закончите создание основной формы своей скульптуры, переходите к таким работам, как сглаживание, прорезание и вообще создание мелких деталей. Сюда относятся такие части вашей скульптуры, как волосы, глаза, очертания и изгибы мускулов, пальцев ног и рук и т.д. Работайте над деталями своей скульптуры до тех пор, пока она не покажется вам достаточно завершенной.

  • Добавьте текстуры. Последний шаг в создании скульптуры - это добавление различных текстур, если вы конечно этого хотите. Это важно для создания более реалистичного образа, но, в принципе, не обязательно, если вы собираетесь работать в другом стиле. Вы можете использовать специальные инструменты для создания текстуры или использовать для этого простые предметы из домашнего хозяйства.

    • С настоящими инструментами скульптора общее правило примерно таково: чем тоньше кончик инструмента, тем меньшую деталь им нужно делать. Закругленные инструменты обычно используются для соскребания лишней глины, а всякие режущие инструменты используются для удаления материала и отрезов.
    • Вы можете соорудить свои собственные инструменты из подручных материалов. Используйте для этого все, что попадется под руку: шарики фольги, черный перец горошком, зубные щетки, зубочистки,цепочки, подшипники, расчески, ножи, иглы для шитья и вышивания и т.д.
  • Важен и сложен вопрос выбора материала для скульптуры, связь материала с содержанием и формой, допустимость перевода одного и того же произведения в различные материалы. Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале.

    По большому счету скульптуры можно делать из чего угодно. Классическая скульптура - мраморная скульптура. Именно этот великолепный материал - роскошный внешне и удобный в обработке - использовали художники античности и Возрождения. Но времена меняются, и в начале ХХ века скульпторы принялись высекать свои творения преимущественно из гранита. Дело не в том, что мировые запасы мрамора иссякли. Просто этот камень не выносит современной экологии и под воздействием окружающей среды неуклонно разрушается. Современная городская и парковая скульптура чаще всего высечена из гранита или же отлита из металла - в основном бронзы или других стойких к коррозии сплавов. Для русско-советских парков традиционны деревянные скульптуры во главе с национальным символом - косолапым мишкой. Скульптура благородна, стационарна. Художественное литье скульптур по моделям в земляные формы. Это простейший способ получения отливок скульптур. Шаблон скульптуры может быть изготовлен из любого материала - пластилина, гипса (наиболее приемлемые и удобные материалы), из дерева, пластмассы, металла. Моделью может служить и сама скульптура; если нужно сделать такую же (восстановить ее первоначальный вид), то пластилином наращивают на реставрируемой или восстанавливаемой скульптуре недостающие части по начальному образцу.

    Материалы для изготовления моделей скульптур:

    1. Пластилин, гипс, пластик, дерево.

    2. Воск, парафин, стеарин; технический желатин, столярный клей.

    3. Полистирол (пенопласт) - ячеистый пластик.

    Для получения нескольких одинаковых моделей скульптуры из воска применяют эластичную форму. С целью тиражирования восковых моделей для отливки одинаковых скульптур или деталей художественных произведений, например литых украшений для художественной ограды, изготавливают резиновую пресс-форму. Скульптурные произведения из металла - цветного, черного или драгоценного как завершение всего процесса изготовления обязательно нуждаются в декоративной отделке. Причем она не только улучшает внешний вид скульптуры, ажурной или кованой решетки камина, чеканного рельефа или художественного литья , но и предохраняют произведение, созданные в любой технике, от воздействия внешней среды, продлевает их век. Известно немало рецептов нанесения тончайших защитных покрытий разного цвета, имеющих свою технологию. Выбор того или иного вида декоративной отделки металлического скульптурного изделия диктуется качествами самого металла, а также предназначением того или иного изделия.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама