THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

К группе язычковых инструментов относятся гармони, баяны и аккордеоны. Источником звука у них служат металлические язычки, укрепленные на планках и приводимые в колебание струей воздуха, нагнетаемого мехами.

Основными частями инструментов являются корпус, гриф с клавиатурой, правая и левая механики, резонаторы с клапанами и язычками - голосами. Корпус состоит из правой и левой коробок, соединенных мехом. В правой коробке размещены клавишный механизм и планки с язычками для проигрывания мелодий; в левой - все те же узлы для исполнения готовых аккордов и басов, необходимых для аккомпанемента.

Гриф с клавитурой установлен в правой коробке корпуса. У гармоней и баянов гриф имеет прорези для клавиш, у аккордеонов он выполняется по типу фортепианной клавиатуры. Клавиши представляют собой рычаги, на одном конце которых укреплена кнопка, другой конец соединен с клапаном, открывающим доступ воздуха к язычкам. Правая и левая механики служат для подъема одного или нескольких клапанов при нажиме на клавишу.

Механика может иметь дополнительные переключатели - регистры, допускающие включение дополнительных язычков, звучащих выше или ниже на определенный интервал, в результате изменяется тембр звучания инструмента.

Резонаторы представляют собой ряд отдельных деревянных камер, закрытых снаружи латунными или алюминиевыми планками. К планкам одним концом прикрепляют металлические язычки из пружинной стали, бронзы или латуни. На каждую камеру резонатора обычно приходится два язычка, работающих попеременно при сжимании и разжимании меха. Парные язычки могут быть настроены в унисон или на различную высоту звучания.

При нажиме на клавишу правой клавиатуры могут звучать одновременно один, два, три и четыре язычка. Соответственно этому различают инструменты одноголосые, двухголосые, трехголосые и четырехголосые.

Язычковые музыкальные инструменты подразделяют на диатонические и хроматические.

Звукоряд диатонических инструментов построен из основных ступеней без промежуточных полутонов (по диатонической гамме). К диатоническим инструментам относятся гармони-хромки, гармони-венки и национальные гармоники - тульские, саратовские, казанские и др.

Звукоряд хроматических инструментов построен по хроматической гамме, что позволяет исполнять на них более сложные музыкальные произведения. К хроматическим инструментам относятся баяны и аккордеоны.

Основные показатели этих инструментов в прейскуранте обозначают условным шифром, где первая цифра - количество клавишей в правой клавиатуре, вторая - количество кнопок в левой, третья - наибольшее количество одновременно звучащих язычков при нажатии одной клавиши, четвертая (числитель) - количество регистров в мелодии, знаменатель - в аккомпанементе.

Диатонические гармони предназначены для использования несложных музыкальных произведений.

Гармони-венки имеют разные по высоте звуки при сжиме и разжиме меха.

Гармони-хромки получили большее распространение, высота звука у хромки не зависит от направления движения меха. Выпускаются гармони: Г-23Х12-II, Г-25Х25-III и др.

Баян - хроматический язычковый инструмент, отличающийся от гармони большим объемом звукоряда.

При артикуляции инструмента характеристика показателей его обозначается пятью цифрами, причем количество переключателей указывается пятым элементом. Например, шифр Б-52Х100-III-5 означает: баян, 52 клавиши в мелодии, 100 кнопок в аккомпанементе, трехголосый с пятью регистровыми переключателями.

Аккордеон в отличие от баяна имеет фортепианную мелодийную клавиатуру. Настройка «голосов» производится с «разливом», т. е. с некоторым отступлением от основного тона в сторону повышения.

Аккордеоны выпускают преимущественно трехголосые: А-28Х40-III-2; А-34Х80-III-2, А-34Х80-III-5, А-41Х X120-III-2; А-41Х120-III-5/2; А-41X120-III-7/2.

Язычковые музыкальные инструменты по качеству должны удовлетворять следующим требованиям: голосовые язычки точно настроены, легко возбуждаются при слабом движении мехов, не должно быть излишней утечки воздуха (важно, чтобы соединения резонаторов с декой, соединения мехов с корпусом были герметичными), механизм должен работать легко, плавно и сравнительно бесшумно. От поверхности корпуса требуется, чтобы она была отполирована или облицована художественным целлулоидом, не имела пятен, царапин и других дефектов.

Аккордеоны и баяны выпускают в продажу в индивидуальных футлярах с приложением паспорта и инструкции по пользованию инструментом и уходом за ним. Гармони также выпускают в футлярах, но допускается упаковка их в картонные коробки.

Духовые музыкальные инструменты. Духовыми называются инструменты, у которых источником звука является колеблющийся столб воздуха, вдуваемый исполнителем в канал инструмента. Чем длиннее канал, тем ниже по высоте извлекается звук.

В зависимости от способа извлечения звука и конструктивных особенностей духовые инструменты подразделяют на амбушюрные, лингвальные (язычковые) и лабиальные.

В амбушюрных духовых инструментах звук извлекается путем вдувания воздуха в трубку через воронкообразный мундштук при напряженном положении губ исполнителя. Эти инструменты делятся на сигнальные и оркестровые.

Сигнальные духовые инструменты состоят из трубки и мундштука воронкообразной формы. Из них невозможно извлечь все звуки хроматической гаммы. Их используют для подачи сигналов. К ним относятся горн, фанфара, охотничий и пехотный рожок.

Оркестровые духовые инструменты позволяют извлекать все звуки хроматической гаммы. Из них распространены труба, корнет, альт, тенор, баритон, бас, валторна и цугтромбон.

Труба представляет собой металлическую трубку, согнутую в один оборот. Этот инструмент является самым высоким по звучанию из оркестровой группы и часто используется для сольного исполнения.

Корнет, альт, тенор, баритон, бас устроены по одному принципу. Они отличаются размерами (а следовательно, и высотой звучания), а также внешним видом. Эти инструменты называются еще саксгорнами (труба, расширяющаяся от мундштука капсулообразно по всей длине и у раструба).

Валторна - один из наиболее богатых по звучанию инструментов; представляет собой длинную трубку, свернутую в три оборота и заканчивающуюся широким раструбом.

Цуг-тромбон - дважды изогнутая металлическая трубка с широким раструбом. Отличается от остальных оркестровых инструментов тем, что не имеет вентильной голосовой машинки; для изменения высоты звука служит выдвижная труба (кулиса).

Лингвальные (язычковые) духовые инструменты в качестве возбудителя звука имеют язычок - трость, укрепленную в верхней части инструмента. Лингвальные инструменты могут быть с однолепестковой тростью мундштучного типа (кларнеты, саксофоны) и с двухлепестковой тростью безмундштучного типа (гобой, фагот). Для изменения высоты звука все инструменты имеют рычажно-клавишный механизм.

Кларнет состоит из раструба, нижнего и верхнего колена, мундштука. На мундштуке закреплена однолепестковая трость. Канал инструмента цилиндрической формы, все части инструмента разъемные.

Диапазон кларнета три с половиной октавы, тембр гибкий, выразительный.

Саксофон по характеру звучания занимает промежуточное положение между деревянными и медными (амбушюрными) инструментами. Саксофон состоит из мундштука, мундштучной трубки, корпуса с раструбом и рычажно-клапанного механизма.

На мундштуке укрепляется однолепестковая трость. Различаются саксофоны размером и строем.

Гобой по внешнему виду напоминает кларнет, но отличается от него тем, что имеет канал конической формы и двухлепестковую трость (двойной язычок).

Такое устройство придает инструменту своеобразный, слегка гнусавый тембр.

Фагот в отличие от других деревянных духовых инструментов характеризуется низким тембром. Состоит из двух сложенных вместе колен - деревянных трубок с коническим каналом. В мундштучную часть трубки при игре вставляют изогнутую, металлическую трубочку («эсик»), на конце которой укрепляют двойную трость. Фагот имеет более сложный клапанно-рычажный механизм по сравнению с гобоем.

Лабиальные духовые инструменты произошли от народных дудочек. При игре на этих инструментах, струя воздуха продувается под углом к боковому отверстию - лабиуму. Воздух рассекается об отверстие и приходит в колебание.

К этой группе инструментов относятся флейты, которые представляют собой трубку, состоящую из головки и среднего и нижнего колен. В головке сбоку расположено отверстие для вдувания воздуха. Флейты характеризуются высоким холодным тембром звучания.

Запасными частями и принадлежностями к духовым инструментам являются мундштуки, трости, подушки для клапанов, мундштучные машинки, колпачки, сурдины.

Основные требования к качеству духовых инструментов: точность строя, правильное действие голосовой машинки или клапанно-рычажного механизма, тщательность обработки и отделки.

Язычковые инструменты - это семейство музыкальных инструментов, которым характерно звукообразование при помощи язычка - гибкой вибрирующей пластинки небольших размеров.

Шэн - первый язычковый инструмент

Первому язычковому музыкальному инструменту предположительно около 2 тысяч лет. Речь идет о древней китайской гармонике, называемой «шэн». В странах Древнего Востока она считалась священным инструментом и использовалась во время религиозных действ. Шэн существовал на протяжении нескольких тысячелетий и был одним из самых популярных инструментов в Бирме, Лаосе и Тибете. Он также был известен на территории России, куда впервые попал в 10 веке. Сохранились сведения, подтверждающие, что в середине 18 века придворные российского царя увлекались игрой на шэне.

Конструктивно шэн представлял собой небольших размеров круглый короб с вставленными в него по окружности бамбуковыми трубочками, которые в нижнем своем крае были снабжены пластинкой с язычком. Шэн производил звуки в двенадцати тональностях и был прост в использовании.

Ручная гармонь

Не во всех язычковых музыкальных инструментах воздух вдувается ртом, эту роль могут выполнять мехи. Они были изобретены 1,5 тыс. лет до н.э. в Древней Греции или Египте, только использовались они не для звукоизвлечения, а для раздувания огня.

Первая ручная была изготовлена в 1797 году Франтишком Киршником. Он зарабатывал на жизнь настройкой клавикордов и органов. Однажды известный ученый Христиан Кратценштейн пригласил его в свою мастерскую для проведения ряда экспериментов, в результате которых была изобретена новая музыкальная конструкция - язычковые планки. Используя эту конструкцию, Франтишк собирает маленький орган и везет его в Санкт-Петербург.

Ручная гармоника прижилась в России. В Туле было открыто первое производство таких гармоник. Она считалась романтическим инструментом благодаря своему нежному и выразительному звучанию, хорошо аккомпанировала народным песням.

Изобретение губной и ручной гармоники

Губные гармошки в последние годы переживают новый всплеск популярности. А изобрел этот музыкальный инструмент немец Фредерик Бушман, в 1821 году, дав ему красивое имя «Аура». В его гармонике язычки, приводимые в движение выдохом музыканта, могли свободно проскакивать в отверстия рамы и издавать звуки. Такого типа губные гармошки представлены двумя видами - хроматическая и диатоническая.

Год спустя, Бушман изобрел еще одну разновидность язычковых музыкальных инструментов - малую ручную гармонику. Он просто снабдил камертон, который использовался для настройки органов, кожаным мехом.

Аккордеон

Аккордеон - это усовершенствованный вариант малой ручной гармоники Бушмана. Датой рождения аккордеона считается 1829 год, когда в Вене была впервые представлена гармоника нового типа с аккомпанементом на левой клавиатуре. Каждая из пяти кнопок этой гармоники давала один аккорд при сжатии и другой при растяжении мехов. Такого типа гармоники с аккордовым аккомпанементом получили название аккордеоны.

Гармоники венского и немецкого типа

Гармоники принято делить на два типа, в зависимости от страны, где они изготавливаются, и, соответственно, конструктивных особенностей. С точки зрения звучания они кардинальных различий не имеют.

Так, немецким гармоникам диатонического строя свойственно размещение клапанов мелодии на правой крышке, а клавиатуры - на выносном грифе слева. Их иначе называли двух- или четырехпланочными, поскольку в каждом ряду было по две планки.

У венских гармоник было иное расположение клапанов и клавиатуры: на правой крышке - клапаны, а левая клавиатура - уже на крышке аккомпанемента. Эти гармоники иначе называют двухрядками.

Свое название эти инструменты получили из-за того, что звук у них образуется благодаря колебаниям упругих стальных язычков. К язычковым инструментам относятся гармони всех видов, баяны и аккордеоны. Все эти инструменты имеют одинаковые основные узлы: корпус, гриф, клавишный механизм.

Корпус состоит из правой и левой коробок и меха. Внутри каждой коробки имеется фанерная перегородка (дека) с отверстиями для прохода воздуха при растяжении мехов. С наружной стороны деки все отверстия закрываются клапанами, а с внутренней стороны на деке перед отверстиями закреплены планки с голосовыми язычками и резонаторы.

К правой коробке прикреплен гриф с кнопками или клавишами. Клавишный механизм состоит из системы металлических рычагов, соединяющих клавиши с клапанами на деке, которые открывают доступ воздуха при растяжении мехов к голосовым язычкам. Высота звука зависит от размера язычка, который открывает клапан. Корпус изготовляют из березы и облицовывают галантерейным целлулоидом.

В зависимости от количества одновременно звучащих язычков инструменты подразделяются на одно-, двух-, трех-и четырехголосные. Чем больше голосов, тем громче (голосистее) звучание инструмента.

Мех служит для создания давления воздуха, изготовляется из картона, оклеивается ситцем, бязью или дерматином. Углы для прочности оклеивают кожей и окантовывают металлическими пластинами.

По виду используемого звукоряда выделяют две группы язычковых инструментов: диатонические с диатоническим звукорядом (гармони - тульские, саратовские и т. д.) и хроматические - с хроматическим звукорядом (аккордеоны и баяны).

Регистровые переключатели предназначены для изменения тембра звучания инструмента.

Отличительной особенностью тембра аккордеонов является то, что его голоса настроены в "разлив" - серебристый вибрирующий звук, по которому узнается звучание аккордеона.

Маркируют язычковые инструменты с помощью буквенно-цифрового кода: на первом месте буква, обозначающая соответственно А - аккордеон, Б - баян, Г- гармонь; на втором месте - количество кнопок (клавишей) на грифе (правой клавиатуре), на третьем месте - количество кнопок в левой клавиатуре; на четвертом - количество одновременно звучащих язычков (голосов) при нажатии одной клавиши; на пятом - дробь: в числителе количество переключателей регистров на грифе, в знаменателе - в левой клавиатуре.

Например, шифр А 41x120-111-7/2 Тула означает: аккордеон Тула, 41 клавиша на правой клавиатуре, 120 кнопок - на левой, инструмент трехголосый имеет семь переключателей регистров в мелодии и два - на басах. I Гармони относятся к музыкальным инструментам с диатоническим звукорядом.

Диатонические гармони подразделяются на два основных типа "хромки", которые при сжиме и разжиме меха, при нажатой клавише, издают звуки одной и той же высоты; и "венки", которые при сжиме и разжиме издают звуки разные по высоте. Различают гармони одно-, двух-, трех- и четырехголосные. Чем больше звучит одновременно язычков, тем громче звучание. Наиболее широкий диапазон звучания у гармони Рябинушка - Г 25x25-111. Баяны в отличие от гармоней имеют в мелодии хроматический звукоряд с количеством клавиш на грифе не менее 37. По конструкции левой клавиатуры они могут быть с готовыми, выборными и с готово выборными аккордами (ГТВ).

В клавиатуре с готовым аккомпанементом кнопки первых двух рядов дают звуки отдельных басов, остальные ряды - готовые аккорды. У выборных баянов каждая кнопка левой клавиатуры извлекает один звук. Последние обладают большими игровыми возможностями и предназначаются для музыкантов высшей квалификации. Изготовляют также баяны, комбинированные с готовым и выборным аккомпанементом. В этом случае переключение отдельных звуков на готовые аккорды производится с помощью регистров левой клавиатуры. Баяны часто используются для сольного исполнения, для сопровождения вокала и хора. В отличие от аккордеонов имеют строгое, лаконичное оформление.

Ассортимент баянов: Б 43x41-1; Б 52x100-11; Б 52x100-111-7.

Аккордеоны предназначены для эстрадного исполнения, поэтому в их отделке широко используются цветной галантерейный целлулоид, хром, никель, яркие фирменные обозначения, дополнительные ложные клавиши и т. д.

В отличие от баянов, которые имеют прямоугольную форму корпуса, аккордеоны имеют плавные переходы от грифа к корпусу, более удобную для игры стоя, прилегающую форму, клавиатура для правой руки у них чаще рояльного типа. Из-за больших размеров клавиш музыкальный диапазон правой клавиатуры у аккордеонов ограничен. Поэтому в аккордеонах для профессионалов делают правую клавиатуру не с клавишами, а с кнопками. Особенностью аккордеонов является своеобразная "вразлив" настройка голосовых язычков, это придает звучанию инструмента своеобразный джазовый оттенок. Аккордеоны всегда имеют несколько регистров, которые могут включаться в различных вариантах.

Ассортимент аккордеонов: А 34x80-111-3/2; А 37x96-111-3/2; А 41x120-111-5/2; A 41xl20-IV-9/3. Эти аккордеоны имеют различные фирменные названия ("Вельтмейстер", "Орфей" и др.).

Аккордеон "Орфей"- А 75/87x120-11-5/2 - кнопочный аккордеон. Его часто называют баяном. В правой клавиатуре 75 действующих и 12 ложных кнопок. По объему звукоряда и по своим музыкальным возможностям он не уступает баяну.

Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука - палец исполнителя, приводящий его в движение. Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка. Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Усилителями звука являются воздушная струя, направляемая дыханием играющего, и соответственно выбранная позиция артикуляционного аппарата. Кроме того, громкость звука зависит от силы удара исполнителя по язычку кубыза.

Существует три вида кубыза

§ Рамочный — язычок вырезается внутри «пластинки-щепки», что обеспечивает более надёжную конструкцию, но затрудняет прямой доступ исполнителя к язычку инструмента. На пластинке с двух сторон крепятся верёвочки: одна для держания инструмента, а другая для ритмичного подёргивания, в результате которого язычок начинает вибрировать и появляется звук. (К таким видам варганов можно отнести башкирский агас-кубыз, кыргызский жигач-ооз-комус и т.д)
В процессе игры изгибается сама рамка, которая в последствии заставляет вибрировать язычок. (К таким видам варганов относятся вьетнамский данмои, китайский коусян, камбоджийский и филипинский бамбуковые варганы и т.д) прим. «варган-щепка» нередко использовался в качестве детской игрушки.

Кубыз Вахитова - Гибрид №1 (КТ9) http://khomus.ru/market/index.php?SECTION_ID=323&ELEMENT_ID=7183#start

§ Пластинчатый — как правило изготавливается из архаичных материалов: дерево, кость, по традиционным технологиям. Без знания этих технологий сделаный инструмент не будет звучать. В последнее время пластинчатые варганы стали изготавливать из разных металлов: сталь, латунь. Упругий металл предпочтительней для изготовления пластинчатых варганов, так как он обладает лучшими аккустическими качествами. Вероятно, сдерживающим фактором в использовании металла был его недостаток в некоторых культурах Сибири. Но при определённом достатке металл мог применяться для ритуальных варганов, а в наши дни и для песенных. Показательным примером является коллекция пластинчатых варганов из металла, которая найдена археологами в Северном Приуралье — в зоне исторического расселения югорских этносов. Эта коллекция датируется XI-XVвв., т.е. периодом, когда здесь жили южные манси [Казаков, 1977; Головнев, 1998; Напольских, 1998]. Следовательно, находка археологов свидетельствует о том, что в XI-XV вв. у народов Югры варган являлся важным ритуальным предметом, но отнюдь не игрушкой, на изготовление которой можно было израсходовать столь ценный в то время металл. Встречается пластинчатый варган в пяти регионах Сибири: северо-восточный, юго-восточный, западный, северо-западный, юго-центральный и центральный. Пластинчатый варган у тувинцев (юго-центральный район) уникален, и исторически связан с культурными традициями североенисейских этносов. У народов Енисея следует прежде всего обратить внимание на мифологический статус инструмента. У кетов и югов пластинчатый варган пымель, изготавливаемый из берёзы либо мамонтовой или медвежьей кости, является инструментом Кайгуся — покровителя всех животных [МС, 1991, с. 270; Атлас МИН, 1963, с. 147; 1975, с. 193] Кайгусь имел облик медведя и играл на щепе, торчащей из ствола поваленной берёзы. Считалось, что таким образом медведь-хозяин подражал голосам «рыб, зверей, птиц». Он научил охотников с помощью этого жужжащего инструмента собирать зверей. У кетов и югов охотники перед промыслом играли на пымеле и «собирали» рыб, зверей и птиц. [Алексеенко, 1988, с. 19-20]

Тувинский хомус

§ Дуговой — имеет форму изогнутого стержня, на котором закреплён язычок-вибратор. Дуговой варган изготавливается только из металла. Подразделяются на кованные, полукованные и гнутые.

· кованные — форма корпуса варгана выковывается в том виде, в котором и будет использована.

· полукованные — выковывается заготовка, которую в последствии изгибают, придавая необходимую форму.

· гнутые — берётся металлический прут (проволока) и изгибается до требуемой формы.

1.Кубыз (щипковый музыкальный инструмент)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

3.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама