THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Роль молодежи в истории страны играет существенную роль и выделяет рациональное и эффективное воспроизводство государственных истоков, способствующих современному развитию общественно-политической ситуации в стране.

Молодое поколение всегда готово к политическим изменениям в стране, именно за молодежью закрепляется воспроизводственная функция (биологическая и социальная); она является носителем гражданских устремлений нового качества, лучше других социальных групп чувствует и воспринимает настроения в обществе.

Молодежь - это социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

По возрастной классификации, представленной В.В. Павловским, выделяются 4 группы: 14-16 лет - подростки, для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития; 17-19 лет - юношество, начинается процесс социализации - происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности; 20-24 года - собственно молодежь, студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи; 25-30 лет - старшая молодежь, нашедшая свой путь в жизни .

Важнейшей целью современной России является обеспечение своей глобальной конкурентоспособности, как решающего фактора национальной безопасности и успешного развития. Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Всего выделяют от трех до десяти функций, здесь представлены основные, которые актуальны в РФ:

1. Молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.

2. Молодёжь имеет собственные цели и интересы.

3. Молодёжь отличает несформированность духовно-нравственных, ценностных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.

4. Молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, ей также присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.

5. Молодёжь является социальным слоем общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником увеличения социальной напряжённости.

В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором, как ускорения, так и торможения общественного развития. Это зависит от того, насколько молодёжь:

Знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;

Обладает необходимыми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для решения поставленных задач;

Обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.

С начала XX столетия в России политика государства по отношению к молодому поколению выдвигается в число актуальных задач наравне с программами о социально-экономическом развитии. По данным ежегодного Доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи можно прийти к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности страны. Реализация эффективной молодежной политики в государстве невозможна без четкого уяснения, прежде всего субъектами реализации, самого понятия «молодежная политика» .

Понятие «политика» в переводе с греческого означает «государственные дела», «искусство управления государством». Р. Арон определяет политику как «программу, метод действия или сами эти действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к одной проблеме или совокупности проблем, стоящих перед обществом». Понятие «политика» является родовым по отношению к понятию «молодежная политика». В свою очередь молодежная политика - это сложная, многогранная система отношений.

В «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Верховного совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-I содержится следующее определение: «Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека».

Государственная молодежная политика - одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений.

В Российской Федерации молодежная политика реализуется не только на федеральном и региональном уровнях, но и на муниципальном уровне.

Разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области молодежной политики осуществляется на основе законодательства Российской Федерации о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Муниципальная молодежная политика -- совокупность целей и мер по их реализации, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Эта политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и в русле государственной молодежной политики, придавая ей логическую стройность, системный и целостный характер и делая демократичными механизмы ее реализации .

Муниципальная молодежная политика направлена на использование созидательного потенциала молодежи.

Объектом муниципальной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения.

К ее субъектам относятся муниципальные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

Система становления и реализации муниципальной молодежной политики представляет собой специальное законодательство о муниципальной молодежной политике, муниципальное регулирование молодежной политики, плановое и финансовое обеспечение муниципальной молодежной политики. Формирование и реализация муниципальной молодежной политики осуществляется на муниципальном уровне.

Реализуют молодежную политику муниципальные органы. Деятельность учреждений органов по делам молодежи включает поддержку, оказание социальных услуг и содействие адаптации и реабилитации юношей и девушек.

Основной задачей учреждений органов по делам молодежи является создание условий для физического, духовного и нравственного развития подростков и молодежи. Данные службы оказывают психологическую, социально-педагогическую, правовую и информационную помощь, содействуют занятости подростков и молодежи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляют поддержку молодых семей, содействуют в решении их жилищных проблем, поддерживают талантливую молодежь, детские и молодежные общественные объединения, молодежные инициативы, формируют и развивают кадровый потенциал.

Основными целями муниципальной молодежной политики являются:

Содействие социальному, культурному, культурному и физическому развитию молодежи;

Недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;

Создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

Реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи .

Муниципальная молодежная политика в Российской Федерации основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан, реализация которых в отношении молодежи осуществляется на некоторых принципах.

Принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом.

Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса.

Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.

Основные факторы, влияющие на реализацию молодежной политики:

1. Поиск оптимальной модели управления, интеллектуального и кадрового потенциала, информационного обеспечения, ресурсов бюджетного финансирования, материально-технической базы, а так же разграничение функций в области организационно-правового подхода к реализации государственной молодежной политики как межотраслевой сферы, с одной стороны, и как самостоятельной отрасли, имеющий свои институты, организационно-финансовые механизмы, систему соподчиненности, собственные кадровое, информационное, научно-методическое обеспечение, стандарты деятельности.

2. Расширение рыночных отношений, вследствие чего трудовые коллективы утратили прежний опыт поддержки молодых тружеников и решения проблем молодежи.

3. Необходимость расширения участия молодежи в государственном управлении.

Все вышеперечисленные факторы указывают на то, что формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны.

Молодежная политика является самостоятельной частью государственной политики с четкой структурой и тесным взаимодействием составляющих. И каким бы ни был Федеральный закон о молодежной политике, он в той или иной степени должен опираться на следующие теоретические предпосылки:

Молодежная политика является самостоятельным направлением деятельности государства;

Государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность самой молодежи;

Эффективность реализации молодежной политики зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.

Таким образом, проанализировав все вышесказанное, можно сказать, что молодежная политика в РФ представляет собой единую систему, которая имеет свои цели, задачи и принципы, реализуемые всеми уровнями власти и ориентирована на конкретные проблемы молодежи. Каждый уровень власти имеет исключительную компетенцию в формировании и реализации молодежной политики, о чем пойдет речь в следующем параграфе.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ФАКУЛЬТЕТ <Наименование факультета >

КАФЕДРА <Наименование кафедры >

реферат

по учебной дисциплине <Менеджмент в молодежной политики >

ТЕМА: <Муниципальная молодежная политика >

Выполнил:

Студент 4_курса группы 42 росп

Ломакин Иван Алексеевич

Преподаватель: Кандидат экономических наук, доцент,Горбова И.Н


Введение ………………………………… …………………..2-4

Государство и молодежь……………………………………..5-7

Цели и задачи государственной муниципальной молодежной политики и ее принципы….....................................................8-10

Проблемы молодежной политики…………………………..9-12


Введение

Опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что политических и экономических успехов добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи, что устойчивое развитие демонстрируют именно те общества, которые пересмотрели систему традиционных взглядов на новые поколения, на систему взаимоотношений между поколениями и на их значение для политического и социально-экономического развития.

Очевидно, что стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые научатся эффективно использовать человеческий потенциал и в первую очередь тот инновационный потенциал развития, носителем которого является молодежь.

Россия традиционно находится в центре глобальных политических и экономических процессов. Задача обеспечения ее поступательного, устойчивого развития и безопасности требует эффективной и адекватной реакции на современные вызовы, достижения национальной конкурентоспособности во всех сферах.

Поэтому необходимость особой политики в отношении молодежи определяется самой спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.

Условиями формирования ответственности молодежи за будущее государства являются: расширение демократического участия молодежи в развитии общества; искоренение нищеты и значительного социально-экономического неравенства; расширение прав детей и молодых граждан в политической и экономической областях и обеспечение их представительства на всех уровнях принятия решений; оказание поддержки информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах управления, а также при принятии решений по экономическим и социальным вопросам.

Реализация молодежной политики на муниципальном уровне - системный процесс, призванный оказывать влияние на молодежь в контексте целого ряда факторов: воспитание, образование, здравоохранение, досуг, занятость и т.д. В этот процесс в качестве активной стороны вовлечено целое множество отраслевых и территориальных институтов


Государство и молодежь

В обществе молодежь является социальной категорией, в наибольшей степени определяющей его будущее. Именно в молодые годы у каждого человека формируется его мировоззрение и моделируется собственная жизнь: определяются важнейшие жизненные цели и ценности, выбираются направления и средства их реализации, устанавливается отношение к себе и миру, обществу и государству. И от того, каким будет каждый из этих выборов, непосредственно зависит и то, какой будет сегодняшняя молодежь, которой предстоит созидать человека, общество и государство как ближайшего, так и отдаленного будущего. А это значит, что вектор социального прогресса всегда определяется в настоящем, и находится в руках тех, кто молод сегодня. Это обстоятельство делает вопрос о молодежи вопросом стратегического характера. Вполне естественно, что каждый молодой человек нуждается в определенных условиях для своего духовного становления и социальной самореализации. Тем, каковы эти условия и наличествуют ли они в повседневной жизненной реальности, прежде всего и задаются ключевые духовные и социальные параметры молодежной среды, устанавливаются соответствующие им типы организации жизни молодых, формируется определенный общественный и государственный «заказ на молодежь». В силу ряда характерных особенностей отечественного национального менталитета и происходящих в стране социально-экономических преобразований, далеко не всегда и далеко не каждый молодой человек способен самостоятельно обеспечить надлежащие условия для собственного становления и развития без соответствующей этому политики государства. Таким образом, вопрос об особых условиях для молодежи является основообразующим для того, какой будет сегодняшняя молодежь, и, соответственно - ближайшие поколения граждан и общество в целом.

В этой связи, учитывая исключительную значимость вопроса о молодежи для судеб народа и страны, необходимо считать постоянный и всесторонний интерес, внимание, заботу и поддержку государства по отношению к молодежи одной из приоритетных задач в сфере государственной социальной политики. Именно и только такой подход является залогом общественного процветания и прогресса.

Однако реалии таковы, что осуществление этого подхода на практике всегда носило проблемный и двойственный характер. С одной стороны государство всегда сознавало его очевидность и безусловную правильность, так как от этого зависели стабильность, процветание и могущество самого государства. Поэтому в любой исторический период, когда само государство было достаточно сильно, оно о молодежи заботилось, обращая особое внимание на ее воспитание и образование, или, по крайней мере, эти заботу и внимание декларируя. С другой стороны, в обществе всегда доминировало неприязненно-подозрительное отношение к молодежи и некоторое раздражение по поводу протекционистской политики государства по отношению к ней, что не могло не сказываться на реальном отношении государства к молодежным проблемам. Начиная с 1992 года молодежь оказалась в чрезвычайно сложном и новом для себя положении. В условиях начавшегося перехода к экономической модели свободного рынка и «шоковой» терапии, все существовавшие ранее системы и механизмы защиты и реализации интересов и прав молодежи вместо их адаптации к изменившимся условиям были практически полностью разрушены. Вместе со страной, партией и комсомолом исчезли традиционные источники идеологии и технологии политики государства по отношению к молодежи, разорвались межнациональные и международные связи, перестала действовать в новых суверенных государствах нормативно-правовая база СССР по молодежным вопросам, были катастрофически ослаблены система молодежного туризма, система воспитания и отдыха детей, подростков и молодежи, система социализации юношества, уменьшилась социальная защищенность и поддержка различными институтами власти талантливой молодежи, прекратилось строительство молодежных жилищных комплексов, распалась сеть культурных и спортивных учреждений для детей и молодежи.

Таким образом, начавшиеся экономические, политические и социальные реформы на значительный период времени практически полностью вытеснили молодежь и ее проблемы из сферы внимания общества и государства, что повлекло за собой существенное обострение всех основных проблем молодежи, существовавших ранее и появление новых. Это проблемы общих жизненных ориентиров и жизненного пути, самоутверждения и самореализации, делового и социального поведения, взаимосвязей с обществом и государством, защиты прав и стартовых возможностей. Наиболее остры в этом ряду такие проблемы, как образование, занятость, семья, жилье. Отсутствуют или неэффективны системы воспитания, социальной помощи, правовой защиты, информационного обеспечения. Отсутствуют или слабы государственные и общественные механизмы контроля ситуации в молодежной среде и решения проблем молодежи ее собственными силами. Наиболее проблемными возрастными сегментами в общей массе молодежи представляются диапазоны в 14-17 лет (старшие школьники, учащиеся училищ и техникумов, незанятая молодежь этого возраста) и 22-27 лет (студенты старших курсов, аспиранты, молодые специалисты, рабочая молодежь). Среди больших социальных слоев - студенчество, старшеклассники, сельская молодежь, военнослужащие, а также - такие специфические социальные группы, как несовершеннолетние преступники, беспризорные подростки, выпускники детских домов, молодые наркоманы, и т.д., особенно - в переходные моменты (выпуск, освобождение, демобилизация, излечение и т.п.).

Сегодняшняя ситуация в молодежной среде носит двойственный характер. С одной стороны наблюдается существенное изменение самосознания значительной части молодежи. Она все больше осознает свою роль и значимость для общества, считая особое к себе отношение безусловной обязанностью государства, хотя особо на него не рассчитывает, и полагается в основном на собственные силы. Весомый потенциал этой молодежи не задействован ни в решении ее собственных проблем, ни в общественном развитию в целом. С другой стороны, в условиях сильнейшего социального расслоения также немалая часть молодежи является наиболее криминогенной средой. Криминальный мир и нелегальный бизнес активно втягивают молодежь в асоциальную и преступную деятельность. Кроме того, в молодежной среде уже сформировались апатичность и бездеятельность, социальное иждивенчество. Молодежь находится в ситуации вынужденной самостоятельности, а ее общественные объединения, призванные отстаивать интересы молодежи - слабы, разрозненны, непредставительны, а потому - не являются реальной силой. При этом, кроме уже обозначенных существуют и еще две больших социальных слоя молодежи. Первый из них - это молодежь, обладающая очень высоким коэффициентом инертности в мышлении и поведении, совершенно не готовая и плохо приспособленная к самостоятельному определению собственных жизненных перспектив и направленным на это практическим действиям. Второй - это та часть молодежи, которая в силу особых условий (состояния здоровья, низкого жизненного старта, неблагополучной семьи, криминального опыта и прочих причин) оказалась в положении, не позволяющем в полной мере задействовать собственные силы и ресурсы для продуктивных действий по устройству собственной жизни.

Ключевые слова

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МУНИЦИПАЛЬНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / YOUTH POLICY / MUNICIPAL YOUTH POLICY / THE STATE YOUTH POLICY / THE DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY / THE DEVELOPMENT OF TERRITORIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Бутова Татьяна Витальевна, Дунаева Анастасия Игоревна, Удачин Никита Олегович

Государственная молодежная политика является одним из специфических направлений деятельности органов законодательной и исполнительной власти, рассматривается в качестве элемента системы государственной безопасности государства, который отвечает за участие молодежи в общественно-политических, социальноэкономических, который обеспечивает модернизацию общества -формируя новые социальные нормы через систему работы с молодежью. Несмотря на это, жизненные установки молодежи не всегда и не во всем соответствуют потребностям страны и ее территорий в инновационном развитии. При этом остаются неопределенными система построения, механизмы осуществления, методы оценки эффективности молодежной политики . Работа с молодежью характеризуется ситуативностью и противоречивостью. Всё это говорит о том, что в настоящее время реализация государственной молодежной политики в муниципальных образованиях не всегда эффективна. Работа с молодежью характеризуется ситуативностью и противоречивостью. Данная статья отражает основные проблемы, которые возникают при осуществлении молодежной политики на муниципальном уровне, а также выделены основные направления по изменению данной ситуации. В качестве примера авторами была представлена молодежная политика города Красноярска. Особое внимание авторами уделено муниципальным учреждениям молодежной политики , а также методам совершенствования реализации молодежной политики .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Бутова Татьяна Витальевна, Дунаева Анастасия Игоревна, Удачин Никита Олегович

  • Молодёжная политика в современной России

    2018 / Парфиненко Мария Андреевна, Павлова Галина Геннадьевна
  • Основные проблемы развития сферы государственной молодежной политики

    2017 / Чуев Сергей Владимирович, Поляков Михаил Борисович
  • Проблемы реализации государственной молодежной политики в Свердловской области

    2017 / Зерчанинова Т.Е., Гаранина Е.О.
  • Совершенствование управления молодежной политикой в Ростовской области

    2015 / Гончаров Александр Викторович
  • Информатизация реализации государственной молодежной политики в городе екатеринбург: анализ официальных сайтов администраций

    2016 / Калугина Д.А., Климова Г.Г.
  • Перспективные механизмы реализации государственной молодежной политики: региональные практики

    2016 / Соколов Вадим Вячеславович
  • Кадровое обеспечение реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

    2014 / Елисеев А. Л.
  • Стратегия развития государственной молодёжной политики: региональный аспект

    2007 / Федин Сергей Александрович
  • Государственная молодежная политика в российском обществе: этапы, основные направления, показатели результативности

    2018 / Андрюшина Евгения Владимировна
  • Российская специфика становления и реализации государственной молодежной политики

    2015 / Меркулов Павел Александрович, Орлова Валентина Николаевна

State youth policy is one of the specific activities of the legislative and executive authority shall be considered as an element of public security of the state, which is responsible for youth participation in political, social and economic, which provides modernization of society, forming new social norms through the work with youth. Despite this, the attitudes of young people do not always fully correspond to the needs of the country and its territories in the innovative development. At the same time remain uncertain system construction, implementation mechanisms, methods of evaluating the effectiveness of youth policy . Working with youth is characterized by situational and contradictory. All this suggests that the current implementation of the state youth policy in the municipalities is not always effective. Working with youth is characterized by situational and contradictory. This article reflects the main issues that arise in the implementation of youth policy at the municipal level, as well as the basic directions to change this situation. As an example, the authors have presented the youth policy of the city of Krasnoyarsk. Particular attention is given to the authors of municipal institutions of youth policy , as well as methods for improving the implementation of youth policy .

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации молодежной политики на муниципальном уровне»

УДК 351.858 (045)

Бутова Татьяна Витальевна

Россия, Москва1

Заместитель декана факультета «Г осударственное и муниципальное управление»

по воспитательной работе Кандидат экономических наук E-Mail: [email protected]

Дунаева Анастасия Игоревна

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва

Студентка факультета «Г осударственное и муниципальное управление»

E-Mail: [email protected]

Удачин Никита Олегович

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва

Студент факультета «Государственное и муниципальное управление»

E-Mail: [email protected]

Проблемы реализации молодежной политики на муниципальном уровне

1 119454 г. Москва, ул. Лобачевского, дом 92, корп. 3, кв. 61

Аннотация. Государственная молодежная политика является одним из специфических направлений деятельности органов законодательной и исполнительной власти, рассматривается в качестве элемента системы государственной безопасности государства, который отвечает за участие молодежи в общественно-политических, социальноэкономических, который обеспечивает модернизацию общества -формируя новые социальные нормы через систему работы с молодежью. Несмотря на это, жизненные установки молодежи не всегда и не во всем соответствуют потребностям страны и ее территорий в инновационном развитии. При этом остаются неопределенными система построения, механизмы осуществления, методы оценки эффективности молодежной политики. Работа с молодежью характеризуется ситуативностью и противоречивостью. Всё это говорит о том, что в настоящее время реализация государственной молодежной политики в муниципальных образованиях не всегда эффективна. Работа с молодежью характеризуется ситуативностью и противоречивостью. Данная статья отражает основные проблемы, которые возникают при осуществлении молодежной политики на муниципальном уровне, а также выделены основные направления по изменению данной ситуации. В качестве примера авторами была представлена молодежная политика города Красноярска. Особое внимание авторами уделено муниципальным учреждениям молодежной политики, а также методам совершенствования реализации молодежной политики.

Ключевые слова: молодежная политика, муниципальная молодежная политика, государственная молодежная политика, развитие муниципального образования, развитие территорий.

Идентификационный номер статьи в журнале 163БУЫ314

Реализация молодежной политики происходит на всех уровнях власти по приоритетным направлениям. Для реализации данных направлений происходит выделение средств из федерального, регионального и муниципального бюджетов, а также идет создание целевых комплексных программ.

На муниципальном уровне молодежная политика характеризуется совокупностью целей и мер, которые принимаются органами местного самоуправления для создания и обеспечения гарантий и условий самореализации личности молодых людей и развития молодежных инициатив, движений и объединений.

Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала. При осуществлении молодежной политики в муниципальных образованиях используются отраслевые органы местной власти, на которые в соответствии с п.34 ст.16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации" которые занимаются организацией и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью.

Начиная с 2003 года в муниципальных образованиях процесс осуществления молодежной политики происходит на основе программно-целевого метода- происходит сотрудничество органов местного самоуправления, учреждений и организаций всех форм собственности, общественных объединений, широкое привлечение внебюджетных финансов, внедрение новых управленческих технологий.

Молодое поколение рассматривают в качестве гаранта социально-экономической стабильности, будущего индивидуального выживания, а также как общего стратегического ресурса развития общества. Несмотря на это, жизненные установки молодежи не всегда и не во всем соответствуют потребностям государства и его территорий в инновационном развитии. При этом остаются неопределенными система построения, механизмы осуществления, методы оценки эффективности молодежной политики. Работа с молодежью характеризуется ситуативностью и противоречивостью.

Всё вышесказанное свидетельствует о том, что на сегодняшний момент процесс реализации государственной молодежной политики не всегда эффективен. К этому приводят определенные причины:

Отсутствуют четко обозначенные цели и критерии молодежной политики на государственном уровне, которые не позволяют ей занять свою нишу, что приводит к недопониманию роли молодежной политики со стороны представителей других сфер деятельности.

Органами муниципальной власти недооценена роль молодежи в процессах развития общества, в результате чего появляется молодежь, которая не верит в себя, а также у которой пропадает желание и способность к участию в социально-экономических и общественно-политических отношениях территории;

Отсутствуют в некоторых муниципальных образованиях учреждения среднего и высшего профессионального образования, которые способствуют высокой степени миграции молодежи в крупные города;

Существует территориальная разобщенность поселений и отсутствует районный центр в некоторых районах, в результате чего обеспечивается единая тактика реализации молодежной политики.

Отсутствуют квалифицированные кадры в поселениях муниципальных образований для работы с молодёжью.

Данные проблемы являются угрозой для муниципального образования потому, что на их фоне наблюдается низкая активность молодежи в процессах местного самоуправления. На сегодняшний день существует необходимость создания направлений совершенствования молодежной политики на муниципальном уровне. На данный момент в этом направлении уже делаются первые шаги.

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и Закон «О государственной молодежной политике Красноярского края» регулируют региональную молодежную политику. Данные документы определяют приоритетные направления и задачи государственной молодежной политики, на основании которых выстроена система работы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края. В работе с молодежью региона выделяются 13 основных направлений работы:

«Гражданское общество», «Добровольчество», «Историческая память», «Беги за мной -Сибирь», «Экстримспорт», «Робототехника и Научно-техническое творчество», «Креативные индустрии», «Творчество», «КВН», «Молодежное предпринимательство», «Трудовые отряды», «Студенческие отряды», «Корпорации».

В городе Красноярске, на основании региональных нормативно-правовых документов, в целях совершенствования молодежной политики по приоритетным направлениям на территории Муниципального образования, реализуется муниципальная программа Красноярского края «Молодежная политика города Красноярска на 2014-2016 годы».

Центр авторского самоопределения молодёжи «Зеркало» был создан с целью формирования условий для массовой работы с молодёжью, развития творчества, расширения сети молодёжных клубов по военно-патриотическому, гражданско-патриотическому, трудовому, досуговому и другим направлениям в сфере молодёжной политики.

Сегодня здесь реализуется большое количество проектов, таких как фестиваль межнационального общения «Здравствуй», фестиваль молодёжного видеотворчества «Золотая стрекоза», спортивно-экологическая игра «Чистим заповедник «Столбы», работает киностудия «Открытый взгляд», проводятся курсы режиссуры кино и т.д. Вся деятельность центра разворачивается в рамках концепции «Школа авторского действия». В настоящее время проводниками социальных новшеств являются представители молодёжи. При этом современный человек стремится быть творческим и активным, не теряя своей индивидуальности. Значимость авторства и творчества очень высока. А их популяризация и создание культурного пространства в Красноярске, задавало бы молодому поколению высокие морально-этические и культурные стандарты и ориентиры.

Огромный вклад в реализацию молодёжной политики вносят Молодежные центры на территории район, мероприятия которого посещают около 67,6% молодежи района. Большое количество программ реализовано с помощью работы молодежных центров. Для совершенствования работы с молодёжью на курсы повышения квалификации, курсы повышения профессионального мастерства, тренинги личностного роста направляются не только специалисты отрасли молодёжной политики, но и работники культуры, рабочая молодежь, лидеры общественных объединений.

В городе действует Муниципальное бюджетное учреждение "Центр продвижения молодёжный проектов "Вектор" Работа центра ведётся по нескольким направлениям, в числе

которых консультации по написанию проектов, поддержка творческой молодёжи, пропаганда донорства и добровольчества, военно-спортивное и пр. Молодёжный центр постоянно проводит мероприятия и акции районного и городского масштаба. Участие во всех мероприятиях молодежного центра - будь то выездной фестиваль бардовской песни «Осенние струны», военно-спортивные игры, внедорожный джип-триал или донорские акции -абсолютно бесплатно для участников. Общее количество постоянных участников - 280-290 чел. Возрастная категория - 14 -35 лет.

В городе с 1994 года работает Центр путешественников, и организует работу детских и подростковых клубов и секций (туристских, технического творчества, детское речное пароходство), школ для молодежи (школы инструкторов, спасателей, спелеологов, альпинизма и скалолазания), молодежного экскурсионного агентства, курирует работу Трудового отряда главы города. Всего в подразделениях центра (не считая Трудового отряда главы города) постоянно занимается более 400 человек.

Основные направления работы - это организация экспедиций, летнего отдыха, сборов, соревнований для подростков и молодежи, трудоустройство несовершеннолетних, - всё это активные виды деятельности. Молодой человек, прошедший через клубы, секции Центра путешественников укрепляет свою жизненную позицию, идет к успеху и развитию.

В настоящее время в школах и клубах Центра путешественников ежегодно обучается более 400 человек. Проводятся спортивные сборы, соревнования, выездные лагеря. Подростки и молодежь получают альпинистскую, скалолазную и спелеологическую подготовку, знакомятся с различными видами туризма: пешеходным, горным, водным, лыжным, спелеотуризмом; выполняют массовые спортивные разряды; получают инструкторскую и судейскую квалификации; участвуют в инновационных, молодежных и экологических проектах.

Совершенствование механизма реализации молодежной политики муниципальных образований возможно при решении ряда задач первоочередного характера, одна из которых является разработкой стратегии развития муниципальных образований, которая будет учитывать данные мониторинга изучения общественного мнения, связь с общественностью, а также использовать динамику экономических и социальных факторов, включая демографические. Данные стратегии позволят задать ориентир для работы с молодым поколением и будут способствовать разработке системы мер улучшения общественной самоорганизации и проявления молодежных инициатив во всех сферах жизнедеятельности местного сообщества. Создадутся реальные перспективы для активизации молодежи в процессах местного самоуправления.

Следует наладить межведомственное сотрудничество всех отраслей муниципальных образований, которое будет способствовать осуществлению к реализации молодёжной политики в территориях.

Учитывая особенности территорий в муниципальных образованиях, открытие отделений молодежных центров обеспечит доступ молодежи всех сел к услугам, которые предоставляются молодежными центрами и будет способствовать созданию условий для возникновения в поселениях молодежных проектных команд как гибких временных творческих групп, ориентированных на разработку новых социальных проектов.

Совершенствование молодежной политики невозможно без квалифицированных кадров. Существует необходимость учета системы мер поддержки специалистов отрасли молодежной политики для закрепления специалистов для работы с молодёжью на селе.

Следует создать систему мониторинга социального развития, которая будет способствовать повышению эффективности молодежной политики и появлению возможности

оперативного реагирования на изменения, происходящие в молодежной среде, и учету их при разработке и реализации направлений молодежной политики.

Следовательно, несмотря на то, что молодежная политика на данный момент оформляется в нормативном и организационном отношении, следует сказать, что уже существует необходимость принятия дополнительных мер, которые направлены на придание ей системного характера, позволяющего развивать муниципальную молодежную политику в едином направлении со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Главными результатами совершенствования молодежной политики должны стать улучшение положения молодежи в Муниципальных образованиях и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие своих территорий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные вопросы организации работы с молодежью: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24 апр. 2009 г. / ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; под ред. Н.Ю. Масленцевой. Екатеринбург, 2009. с.108

2. Данилин П.М. Новая Молодежная политика 2007-2010. М.: Европа, 2009.-254 с

3. Завьялов А.А. Что делать в молодежной политике: методические рекомендации; ООО «Новые компьютерные технологии». Красноярск, 2012.-стр.3

4. Лукьянова Е.А. Современная молодежная политика в концепции местного

самоуправления: на материалах Московской области. -дис. кандидата

социологических наук, - Москва, 2006

5. Федеральная целевая программа "Молодежь России" // Нормативно-правовая система "Гарант"

6. Зотов, В.Б. Система муниципального управления: учебное пособие для высших учебных заведений / В.Б. Зотов. - 3-е изд. - М.: Голос, 2006. - 560 с.

7. Бабочкин, П.И. Социализация молодежи: опыт, проблемы, мероприятия /П.И. Бабочкин // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - №1 - С.281-285.

8. Апокин, А. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда / А. Апокин // Вопросы экономики. - 2008. - №6. - С.98-110.

9. Забелин, П.В. Молодежная политика. Стратегии, идеи, перспективы / П.В. Забелин. - М.: Луч, 1998. - 123 с

10. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. Теория. История / И.М. Ильинский. - М.: Голос, 2003. - 696 с.

11. Абдуллин А.Р., Фаррахетдинова А.Р. Способы оценки потенциала науки и ее кадров // Науковедение, 2013, №4 [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/20evn413.pdf

Рецензент: Беляева Ирина Юрьевна, заведующая кафедрой «Корпоративное

управление», доктор экономических наук, ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

Russia, Moscow E-Mail: [email protected]

Anastasia Dunaeva

«The Financial University under the Government of the Russian Federation»

Russia, Moscow E-Mail: [email protected]

«The Financial University under the Government of the Russian Federation»

Russia, Moscow E-Mail: [email protected]

Problems of policy implementation at the municipal level

Abstract. State youth policy is one of the specific activities of the legislative and executive authority shall be considered as an element of public security of the state, which is responsible for youth participation in political, social and economic, which provides modernization of society, forming new social norms through the work with youth. Despite this, the attitudes of young people do not always fully correspond to the needs of the country and its territories in the innovative development. At the same time remain uncertain system construction, implementation mechanisms, methods of evaluating the effectiveness of youth policy. Working with youth is characterized by situational and contradictory. All this suggests that the current implementation of the state youth policy in the municipalities is not always effective. Working with youth is characterized by situational and contradictory. This article reflects the main issues that arise in the implementation of youth policy at the municipal level, as well as the basic directions to change this situation. As an example, the authors have presented the youth policy of the city of Krasnoyarsk. Particular attention is given to the authors of municipal institutions of youth policy, as well as methods for improving the implementation of youth policy.

Keywords: youth policy, municipal youth policy, the state youth policy, the development of the municipality, the development of territories.

Identification number of article 163EVN314

Topical issues of work with young people: Materials Vseros. scientific-practical. conf., Ekaterinburg, April 24. 2009 / HPE "Ros. Reg. Prof.-ped. Univ ed. NY Maslentsevoy. Ekaterinburg, 2009. P.108

Danilin PM New Youth Policy 2007-2010. M.: Europe, 2009.-254 with

Zav"yalov AA What to do in youth policy: guidelines; «New computer technologies." Krasnoyarsk, 2012.-p.3

Lukyanov EA The modern concept of youth policy in local government: on the materials of the Moscow a domain, dis. candidate of sociological sciences, - Moscow, 2006

Federal target program "Youth of Russia" / / The legal system "Garant"

Zotov, VB Municipal management system: a textbook for higher educational institutions / VB Zotov. - 3rd ed. - M.: Voice, 2006. - 560.

Babochkin, PI Socialization of youth: experience, problems, events / PI Babochkin / / Socio-humanitarian knowledge. - 2006. - № 1 - S.281-285.

Apokin, A. Analysis of student employment in the context of the Russian labor market / A. Apokin / / Problems of Economics. - 2008. - № 6. - P.98-110.

Zabelin PV Youth policy. Strategies, ideas, perspectives / PV ZABELIN. - M. Ray, 1998. - 123 with

Il"inskii IM Youth and Youth Policy. Philosophy. Theory. History / IM Il"inskii. - M.: Voice, 2003. - 696.

Abdullin A.R., Parahybana A.R. ways of estimating the potential of science and its frames // the science of Science, 2013, №4 - access Mode: http://naukovedenie.ru/PDF/20evn413.pdf

Молодежная политика на муниципальном уровне тесно связана с государственной политикой, но в то же время представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации, поскольку предполагает учет самых острых проблем молодежи конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем. На муниципальном уровне должна быть сформирована целостная система социальной поддержки молодежи, ее обучения и трудоустройства, которая создает возможности регулирования процессов молодежной миграции, обеспечения защиты прав и реализации интересов молодых людей, поддержки молодых семей, способствует развитию молодежного и детско-юношеского движения.

Механизмы реализации муниципальной молодежной политики призваны обеспечить прямое взаимодействие с молодежью и включают в себя:

  • ? создание системы молодежных проектов, соответствующих приоритетным направлениям государственной молодежной политики в Российской Федерации, предоставляющих возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса;
  • ? разработку и реализацию федеральных, региональных и муниципальных программ для молодежи;
  • ? привлечение на конкурсной основе в качестве исполнителей по реализации основных приоритетных направлений молодежной политики молодежных общественных объединений;
  • ? предоставление на конкурсной основе субсидий для финансирования проектов и программ молодежных общественных объединений. Порядок предоставления субсидий определяется законодательством РФ;
  • ? привлечение внебюджетных средств и других материальных ресурсов для реализации молодежной политики в муниципальном образовании.

Практика реализации молодежной политики показывает, что наиболее перспективным является программно-целевой подход к реализации муниципальной молодежной политики. Он предполагает развитие на муниципальном уровне системы ежегодных государственных и муниципальных социальных заказов в сфере молодежной политики, которые распределяются на открытой конкурсной основе по итогам юридической, финансовой и социальной экспертизы. Получение социального заказа предполагает, что представленные на конкурс проекты и программы имеют необходимое ресурсное обеспечение. В частности, экономические ресурсы предусматривают следующее: возможность федерального софинансирования или получения гранта, самофинансирование за счет разработки и осуществления самоокупаемых проектов прежде всего на рынке информационных услуг, поиск спонсоров, заинтересованных в конечном результате.

Муниципальные органы реализации молодежной политики.

Для реализации молодежной политики и осуществления мероприятий по работе с детьми в муниципальных образованиях создаются структурные подразделения по делам молодежи, которые осуществляют следующие функции (рис. 5.9).

Рис. 5.9.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Что такое муниципальная молодежная политика и каковы ее основные цели?
  • 2. Каковы приоритетные направления муниципальной молодежной политики?
  • 3. Какие новые механизмы финансирования молодежной политики внедряются и развиваются в настоящее время в рамках реализации приоритетных национальных проектов?
  • 4. На какие органы государственной власти возложены в настоящее время функции по разработке государственной молодежной политики?
  • 5. Какие функции выполняет муниципальный орган по делам молодежи и молодежной политике?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели и принципы молодежной политики. Муниципальный уровень реализации молодежной политики в Российской Федерации. Методы управления молодежной политикой. Анализ проблем и опыт реализации в сфере муниципальной молодежной политики в городе Нижнекамске.

    дипломная работа , добавлен 25.11.2010

    Понятие и сущность современной молодежной политики. Основные принципы и направления реализации государственной молодежной политики. Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации. Анализ состояния молодежи в Свердловской области.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2015

    Необходимость выделения молодежной политики в самостоятельный объект исследования. Характеристика ситуации в молодежной среде в современных условиях. Методы реализации молодежной политики. Основные направления молодежной политики в крупном городе.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2012

    Общая характеристика молодежи как социально-демографической группы, с которой связаны реальные перспективы развития государства. Сущность государственной молодежной политики, ее цель, принципы и механизм реализации. Правовая база молодежной политики РФ.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2014

    Основные принципы государственной молодежной политики в Российской Федерации. Молодежная политика на Ставрополье. Демография и здоровье молодежи, образование и трудоустройство. Реализация молодежной политики в сфере культуры. Патриотическое воспитание.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2009

    Сущность и содержание молодежной политики. Методы реализации молодежной политики в Российской Федерации. Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации. Пути эффективной реализации молодежной политики в Республике Саха (Якутия).

    дипломная работа , добавлен 12.10.2009

    Основные направления реализации молодежной политики в Курганской области. Деятельность общественных формирований, органов и учреждений по работе с молодежью в регионе. Должностные обязанности сотрудников органов и учреждений региона по делам молодежи.

    отчет по практике , добавлен 29.07.2017

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама