THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Что это за кризис и существует ли он на самом деле?


Эта статья посвящена прекрасной половине человечества.

По сути, добрая половина человеческой жизни состоит из кризисов.

Что такое кризис?

Кризис - это состояние глубокой неудовлетворенности одной или несколькими сферами жизни, ощущение тупика и непонимание, как из этого тупика выйти. Кризис сопровождается стремлением человека что-то сделать, чтобы наладить свою жизнь, однако вопрос: что именно для этого сделать, долго остается без ответа. Продолжительные и часто мучительные поиски ответа не приносят позитивных результатов. Внутренне состояние кризиса переживается болезненно, как состояние "все плохо", "все рушится", "то, что есть - не устраивает" и сопровождается раздражительностью и внутренними метаниями.

Когда наступает кризис среднего возраста у женщин и в чем он заключается?

В психологической литературе вы найдете довольно расплывчатый ответ на этот вопрос, суть которого сводится к тому, что после 30 и до 45 лет женщина переживает кризис среднего возраста.

Другие статьи на эту тему: "Зима моей жизни или Как пережить кризис среднего возраста" ,
"Не телом Единым" (что происходит с телом женщины в период кризиса среднего возраста"

По моему опыту, есть несколько моделей и причин возникновения кризиса среднего возраста у женщин.

1.
Если у женщины к 30-35 годам неустроена личная жизнь, если она еще не родила ребенка, то внутренний голос (а часто это еще и голоса родных и близких) начинает бьет тревогу:

Тебе уже, а ты еще не,
- Потом может быть поздно,
- Так и останешься одна,
- У всех есть семьи и дети, а ты чем хуже?
- Надо успеть вскочить в последний вагон...

Женская "неустроенность", а точнее, нереализованность, как суперважная потребность начинает обесценивать все то, чего женщина уже достигла. В ее жизни начинается переоценка внутренних ценностей и приоритетов. Если в юности девушка была нацелена на деловой успех, то к 30-35 годам ее целью становится создание семьи и рождение детей.
Однако такой "переход" дается непросто в силу наработанных женщиной мужских качеств, отсутствия умения подстраиваться под мужчину и непонимания, что для поставленной цели нужен не столько "переход", сколько внутренний "переворот". А кто же добровольно отдаст скипетр и державу?
Начинается период метаний: настоящие мужчины перевелись или давно женаты, остались только слабаки, с кем создать семью, от кого родить ребенка, что делать?..

2.
Если женщина посвятила себя семье, если годами ее жизнь состояла главным образом из домашних хлопот, забот о детях и, конечно, о муже (причем, муж неслучайно попал в конец этого списка), то кризис среднего возраста подкрадывается к ней, когда дети становятся самостоятельными и "вылетают" из "гнезда". Увы, "гнездо" бывает по-настоящему опустошенным, если вместе с детьми из него "вылетает" и муж.

Женщина остается наедине с самой собой, а поскольку она привыкла посвящать всю себя членам семьи, то ощущает свою ненужность, опустошенность. Кризис такой женщины заключается в утрате смысла жизни. Но вместо того, чтобы направить свои усилия на его обретение, она погружается в саможаление, самообвинение и депрессию.

Если же муж остается на прежнем месте, то временами может казаться, что рядом - совсем чужой человек. Всплывают темы семейных конфликтов, которые прежде замалчивались, откладывались и не решались.
Если же скопившиеся проблемы придется решать (это больно и неприятно), то неудачные «разборки» могут привести к разводу. Чтобы избежать опасных выяснений, женщина (не только мужчина) может обратить внимание в сторону, на другого партнера. Мужчины чаще уходят к молоденьким девушкам, чтобы продлить свою молодость, женщины либо поступают также, либо выбирают более состоятельного партнера, чтобы ощутить социальную стабильность.

3.
Другая модель возникновения кризиса среднего возраста у женщин связана темой женственности. Провокаторами кризиса могут стать изменения во внешности, гормональные перемены, "женские" болезни, ощущение - "что-то очень важное так и не раскрылось".
Интуитивное понимание, что качество жизни могло быть совсем иным - наполненным любовью, удовольствием, нежностью, мягкостью, тягучестью, создает ощущение нераспустившегося цветка.
Тогда кризис среднего возраста становится шансом открыть в себе новую женственность (ведь в ежедневной суете обнаружить ее было некогда).

4.
Принято считать, что у мужчин кризис среднего возраста - это кризис собственной состоятельности и отсутствия целей. У современной женщины ближе к 40 годам эта тема также может стать причиной кризиса среднего возраста.
Неудовлетворенность своими достижениями, переоценка своих возможностей (ведь многие из них уже упущены) создают длительное напряженное эмоциональное состояние. Положение усугубляется еще и тем, что после 45 женщин неохотно берут на новую работу, считая немотивированными сотрудниками. Заработная плата в этом возрасте бывает ниже, чем у молодежи, несмотря на разницу в интеллекте и профессиональном опыте.

Кризис среднего возраста может вызвать ощущение, что время не бесконечно, и тогда особенно остро чувствуется необходимость осознать: «Для чего я живу? Туда ли иду? Чего еще я хочу добиться? Что сделать теперь главным в своей жизни?» От того, как вы ответите на эти вопросы, зависит направление вашей дальнейшей жизни. Кто-то меняет профессию, кто-то разводится, кто-то выходит замуж, кто-то рожает ребенка, кто-то заводит любовника, кто-то учится рисовать, лепить, плести бисером и т.д.

Продолжение следует.
Еще читать: "Не телом единым"


Соловьева Евгения
Психолог
Город: Челябинск

ЧАСТЬ 1.
Закономерность и серьезность этапа

«Кризис среднего возраста отменяется!», «Бросьте курить», «Поезжайте в отпуск в Африку», «Не переживайте по пустякам!» или вот, несомненный шедевр: «Несмотря ни на что занимайтесь сексом с женой. Понятно, что не хочется, а вы преодолейте себя. Постепенно втянетесь»…

Я взялась писать эту статью, когда мне вконец надоело читать весь этот бред о кризисе среднего возраста.

Можно ли естественным образом отменить утро? Рождение ребенка? Наступление Нового Года?

Получалось ли у вас утолить предобеденный голод поездкой в далекую экзотическую страну? И «не переживать» по поводу старения своих родителей?

Звучит странновато. Все равно, что путать потолок с завтраком… Но я не преувеличиваю: именно такие советы вы увидите в большинстве открытых статей об этом серьезном периоде жизни.
Противоречие

«Земную жизнь пройдя до середины, я очутился в сумрачном лесу…»

Данте Алигьери


Несколько важных вещей обращают на себя внимание в первую очередь:

1. Кризис среднего возраста относится к нормативным кризисам взрослости, т.е. закономерен в жизни каждого человека.
2. Он может проходить как череда кризисных периодов общей продолжительностью до 10 лет,
3. Его последствия нередко разрушительны: именно на это время приходится наибольшее количество разводов (особенно в возрасте от 38 до 42 лет), неврозов, профессиональных крахов, алкоголизма и даже суицидов. Человека периодически атакуют сомнения, неверие в себя; желание самоизоляции и отказа от отношений; сексуальные крайности (неразборчивость или затруднение в выборе партнера), сомнение в целях, потеря смысла.

При этом

* В отличие от детских и подростковых кризисов, он изучен значительно меньше.
* Серьезного сопровождения в нем практически нет, кроме неспециализированных психологических консультаций и типично бытовых советов (иногда первое и второе совпадает). Приведу самые распространенные: перетерпеть, не опускать руки, не ждать бОльшего (это в период от 30 до 45 лет!), не переутомляться на работе, проводить отпуск разнообразнее.

И все это предлагается как решение одного из самых серьезных трансформационных периодов в жизни человека. А ведь от того, как он будет пройден, зависит качество всей последующей (немаленькой, заметьте!) части жизни. Предлагаемые советы, безусловно, неплохи, но поверхностны. Чтобы усвоить все задачи этой части жизни, нужно несколько иное.
Как понять, что у меня именно он?

«С меня при цифре 37 в момент слетает хмель…»

В. Высоцкий


1. Возраст . Ученые называют достаточно широкие возрастные границы от 30 до 45 лет. При этом считается, что у женщин кризис наступает несколько раньше.
2. По статистике кризис среднего возраста чаще проявляется у мужчин (в России - каждый второй), чем у женщин (каждая третья).
3. «Тревожные симптомы» таковы:

* Беспокойство относительно будущего (боязнь потерять работу, остаться без средств к существованию и пр.),
* Осознание безрадостности своего существования,
* Ощущение, что жизнь проходит как «под копирку»: ничего нового, ничего интересного
* Неврозы, подавленность, апатия, недовольство жизнью,
* Ощущение расшатывающегося здоровья (именно в этот период начинаются более частые обострения хронических заболеваний, появляются первые признаки старения, а у мужчин - проблемы с потенцией),
* Негативная переоценка брака. Партнер - это тот, кто начинает раздражать в первую очередь. Огромное количество жизненных проблем валится именно на нее (него),
* Негативная переоценка карьерного пути. Если жизненный путь выбран неверно, то возникает чувство неудовлетворенности собой, своими достижениями, потребность все изменить, начать жизнь сначала. Но упрямая физиология недвусмысленно дает понять, что уже не все по плечу. Человек начинает очень остро переживать, что его планы расходятся с реальностью.
* Сомнения в правильности выбранного дела: а тем ли я занимаюсь? Периодически хочется бросить все и поехать в Гондурас, помогать голодающему населению,
* В случае отсутствия семьи, дружеских отношений - тяжелые раздумья о собственной состоятельности. Особенно остро этот вопрос встает для женщин.
* Духовные искания, обращения к религии или эзотерике. В этом возрасте мы начинаем задумываться, зачем мы живем? И что там после смерти? Верно ли мы распоряжаемся отпущенным временем?
* В «запущенном случае» - непреодолимое желание бросить все и умчаться на красном Феррари с 18-летней любовницей куда-то по подальше, по направлению к заветной юношеской мечте.

В общем виде, сценариев переживания два:

1. «Молодость прошла, а я так и не успел(-а) ею насладиться»
2. «Я уже в серьезном возрасте, а так ничего и не достиг(-ла)»

В обоих случаях проживается это непросто.
Причины

«Как мало пройдено дорог… как много сделано ошибок»

С. Есенин


Первооткрыватель «хвори», канадский психоаналитик Элиот Жак, 45 лет назад пришел к выводу, что в середине жизни люди испытывают некий кризис. Его первая причина - физиологическая: то, что в молодости давалось легко и просто, сейчас вызывает затруднения и проблемы.

Вторая связана с психологией: средний возраст - своеобразный мостик между двумя поколениями - уже не молодой, но еще не старый. Здесь начинается серьезная переоценка ценностей, о которой речь шла выше.

Третья причина - социальная. Все ли задачи социума, характерные для этого возраста, решил человек: карьера, дети, семья, уважение окружающих, удовлетворенные амбиции, реализованные важные цели, свой Путь и пр.? Если нет - тяжелой рефлексии не избежать.

«Смерть - это то, что бывает с другими»

Иосиф Бродский


Кажется, мы всегда думали о смерти очень обтекаемо, как о чем-то, что может случиться, а не обязательно случится. Мы воспринимаем слова И. Бродского как непреложную истину … до кризиса среднего возраста. Впервые мы начинаем сомневаться в ней лет в 5, затем - после 30, на этот раз всерьез и надолго. Наступление собственной смерти перестает быть абстрактным событием. Начинается обратный отсчет времени - теперь мы думаем, не о том, сколько прожито, а сколько осталось.

Именно в этот момент мы начинаем отчетливо видеть то, что М. Хайдеггер назвал «невозможностью дальнейших возможностей». Некоторых это приводит к «пробуждающим переживаниям», о которых знаменитый психотерапевт И. Ялом говорил так: «Конфронтация со смертью провоцирует страх, но в то же время может сделать жизнь значительно богаче», поскольку понимая конечность жизни, мы стремимся сделать ее более полной и яркой.
Женский вариант

Для женщины творчество - чистая вода и целительная пища

К.П. Эстесс


Раньше считалось, что право на этот «бренд» есть только у мужчин. Поскольку их главное предназначение касается работы. У женщины направленность творчества иная - она вынашивает, рождает и воспитывает ребенка. По природе это и является ее основной работой, предназначением. Но в наше время понятия успех и финансовая свобода вдруг изменили пол и стали женского рода. Женщины подходят к средней поре ничуть не менее уверенными, и с гордо поднятой головой. Надо сказать, что к кризису они подготовлены несколько лучше, просто потому, что привыкли следить за собой, и внимательно относиться к своему возрасту. И если мужчину 40-летие может застать врасплох, потому еще вчера ему точно было 18, то женщине 35 лет наступает не внезапно, а непосредственно после 34.

Направленность женского кризиса может быть несколько другой, чем у мужчин. Для многих женщин в этой поре характерно желание творчества, которое обладает волшебной изменчивостью. Кларисса Эстесс, знаменитая исследовательница женской Души пишет об этом так: «Искусство безупречно выгладить воротничок, разжечь революцию, провернуть крупную сделку, сесть за ткацкий станок, крепко любить кого-то, дорастить ребенка до зрелых лет, помочь народу подняться с колен, лелеять свой брак как сад, добывать душевное золото, обрести свой голос. Все это моменты творческой жизни».

Творческая жажда может выражаться и как

1. Желание найти свой Путь, раскрыть все свои необыкновенные таланты, которые конечно есть, но пока не раскрыты. В этом возрасте женщины активно ищут себя Настоящую. Даже если они уже состоялись в какой-либо из профессий - они готовы к переменам. Теперь, когда пройден трудный период выживания, они хотят радовать себя и окружающих.
2. Желание выглядеть моложе. Без комментариев.
3. Желание рожать. Особенно характерно для тех, кто был увлечен карьерой.
4. Желание делать карьеру. Это про тех. Кто засиделся дома.

Кризис и Семья

Как я уже говорила, в это время семья под ударом. Паре непросто. Нередко в поисках новых впечатлений мужчины уходят (теперь-то мы знаем, что дело не столько в жене, сколько в нем самом). Но при этом, по статистике, они крайне редко сообщают о том, что стали счастливее после коренного разрыва с семьей. 95% из них делают попытки вернуться, однако не все женщины готовы принять их обратно. В статьях на эту тему женщинам, как правило, даются всего два «простых» совета: терпение и мудрость. Не думаю, что женщины и сами об этом не догадались. Вопрос лишь в том, как актуализировать в себе эти золотые ресурсы и пережить длительный период без жертв и разрушений, а в идеале - счастливо.

Без лишних слов: если вы подозреваете кризис среднего возраста у своей половины - не теряйте время, изучите тему, деликатно покажите эту статью супругу (-е), побудите обратиться в «Простые решения» (http://e-solovieva.ru) или обращайтесь сами.

Беда в том, что многие из тех, кто находится в самой середине водоворота под названием «кризис среднего возраста» совершенно не подозревают его у себя; не знают, что это, и как гармонично его пройти. Это делает его проживание мучительным для самого человека и его близких
Часть 2
Как пройти кризис гармонично? Простые решения

Всякий кризис имеет три последовательные стадии: первая - эйфория. Мы еще не предполагаем будущих проблем и активно нравимся себе. Нас устраивает собственное отражение в зеркале, а самочувствие после бессонной ночи не тянет даже на недомогание. Для тех, кто не слышит тонких сигналов тела, вторая стадия наступает неожиданно.

Это, собственно кризис. Трансформация. Что на русский язык переводится как «новое рождение». Роды - процесс болезненный, но, как известно, продуктивный. Именно здесь в муках рождается новое понимание себя и своих ценностей.

На третьем этапе происходит адаптация: человек понимает: «Я - другой!» и адаптирует это понимание к жизни.

Мы не всегда готовы признавать про себя что-то важное. Серьезные проявления кризиса мы продолжаем списывать на рабочую нагрузку, магнитные бури, характер, плохое самочувствие и пр.

Решение 1

Если у вас есть его признаки (см. Часть 1: http://e-solovieva.ru/?p=251) - осознать, что именно с вами происходит. Не бегать от этого Кризис среднего возраста - это своеобразная остановка для переосмысления жизни. Самая верхняя точка воображаемой параболы. Мы вкатились туда, словно легкий шарик, движимые энергией юности и замерли… «точка невозврата». Плато, за которым уже видится правое крыло параболы - спад. Здесь так важно не суетиться, не тратить энергию попусту, тонко и устойчиво слышать себя, свои устремления. Понять, почувствовать, ощутить, что сейчас становится самым главным (как правило, это совсем не то, что казалось важным в юности).
Решение 2

Провести «аудит жизни». Осознать свои важные достижения. Наметить цели на ближайшие 3, 5, 10 лет. Разобраться, истинные ли они? Ваши ли? Все в природе развивается закономерно: за зимой следует весна, за утром день. Можно ли избежать лета или вечера (у многих уже наверняка крутится вопрос, можно ли избежать кризиса)? Мне думается, что ответ очевиден. А вопрос все-таки в другом:

Как сделать вечер незабываемым? Как насладиться всей прелестью лета?

В этот период мы полны сил. Подобно натриево-кальциевому балансу во рту, обеспечивающему наше «стоматологическое благополучие» (помните рекламу по телевизоруJ) в нашей жизни есть важнейший баланс - баланс ЭНЕРГИИ и МУДРОСТИ. Когда мы молоды, энергии хоть отбавляй, но с мудростью пока явные сложности. В старости чаша весов склоняется в ее сторону, но нам не хватает сил. Именно на этом феномене основана поговорка «если бы молодость знала, если бы старость могла».

В среднем возрасте этот баланс находится в идеальном состоянии. Мы уже можем многое и достаточно хорошо знаем себя и мир.

Решение 3

Сосредоточиться не на том, как избежать кризиса, а на том, как максимально использовать его для полноценной реализации себя. Перестать вращаться в орбите сомнений и рефлексии. Осознать важность момента. Его короткость (этот период кажется длинным только при негативном его теченииJ). Действовать. От того, как будет пройден этот этап, зависит многое в последующей части жизни.

Решение 4

Выбрать ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ жизненные цели. Возможно, САМЫЕ важные. Начать их реализацию. Примечание: если вам кажется, что вы уже и так ВСЕ из возможного реализовали - вернуться к решению 2) Помните Р. Баха: «Вопрос: Выполнена ли твоя миссия на земле? Ответ: если ты жив - нет».

В бизнесе один из самых важных вопросов, на которые в середине жизни отвечает каждая организация - это вопрос о выборе между развитием и функционированием: диверсифицироваться или «сохранять достигнутое»? Примерно этот же вопрос решается и человеком, часто - бессознательно. Мы либо «успокаиваемся», либо намечаем новые вершины.

Решение 5

Искать вдохновляющие интересы и мечты, которые вы собираетесь реализовать во второй половине жизни. Проверить то это или нет - просто: ваши планы должны давать вам энергию. Изучение китайского, освоение сноуборда, плавание с китовыми акулами, покупка домика в Италии, кругосветное путешествие и пр. - подойдут J.

Решение 6

Не затягивать. Посетить места, которые всегда хотели посетить. Сделать то, что всегда хотели (даже если немного страшно или непривычно). Пусть Ваша жизнь «Версия-2010» удивит и порадует вас своей полнотой, интенсивностью и качеством. Конечно же, путь из кризиса более легок и гармоничен с профессиональным помощником: хороший коуч помогает скорее и проще осознать и принять те изменения, которые предстоят человеку на пути роста и мудрости, поставить и реализовать важные цели, идти к собственному величию. Из всех возможных сопровождений для этого периода предлагается только психотерапия. Но все готовы воспользоваться ею из-за сложившихся стереотипов. Коучинг более сфокусирован на результатах, и, поэтому более приемлем для людей, привыкших ощущать себя сильными и психологически здоровыми.

Решение 7

Обратиться в коучинговый проект «Простые решения» (http://e-solovieva.ru/), специализирующийся на решении проблем и стоящих задач в кризисе среднего возраста. Не могла не сказать об этом прямо;).
Решение 8

Переоценить свой возраст. Доктор Поль Брегг, например, умер в возрасте 95 лет, но не от старости, а безвременно погиб, катаясь на серфинге в сильный шторм.

Бесценный итог кризиса - зрелость: Ум созрел в мудрость; Способность к контактам - в мягкость и снисходительность; самосознание - в доверие. В череде трансформаций родился зрелый человек - тот, кто чувствует ответственность за других, умеет заботиться, активен в социуме, не боится близости.

В середине жизненного пути человек проходит сложный, переломный этап, где ему предстоит серьезная внутренняя работа, переосмысление жизни, правка отношения к миру и себе. При всей важности темы - помощников на этом пути немного. Мало и информации. Очень важно, вовремя осознать этот период, найти то, что поможет жить счастливо.

Как говорит восточная мудрость: тот, кто не способен оценить всех достоинств своего возраста, обречен испытывать все его недостатки.

P.S.: Да нуууу…Бросьте!», - скажут некоторые, «ерунда это все, нет никакого кризиса!». Спешу разочаровать. Кризис среднего возраста - как раз их тех «природных явлений», что абсолютно не зависят от нашей воли. Он приходит как осень, как полнолуние, независимо от того, что мы думаем по этому поводу. Как его пройти, за сколько лет, какие результаты вынести - решать вам!

P.P.S.: Да, кстати, бросить курить, в отпуск в Африку и не переживать по пустякам, на фоне всего вышесказанного совершенно не помешает J!

3. Факторы разрешения кризиса

Список литературы

1. Общая психологическая характеристика периода середины жизни

Периодом средней взрослости в психологии принято называть промежуток в жизни человека от 35 до 45 лет. Границы данного возрастного периода не фиксированы. Некоторые исследователи к среднему возрасту относят и 30, и 50-летних .

В 40-50 лет жизни человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители, и им требуется помощь. В организме человека начинают происходить закономерные физиологические изменения, к которым ему также приходится приспосабливаться: ухудшается зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психически переносят крайне тяжело. У многих начинают появляться проблемы со здоровьем .

Отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность.

Поэтому вопреки ожиданиям снижения интеллектуального развития после того, как оно достигает своего пика в период юности, развитие определенных способностей человека продолжается в течение всего среднего возраста.

Текучий интеллект максимального развития достигает в юности, в период же средней взрослости его показатели снижаются. Максимальное развитие кристаллизованного интеллекта становится возможным лишь при достижении периода средней взрослости.

Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс.

Особенности интеллектуального развития человека и показатели его интеллектуальных возможностей во многом зависят от личных особенностей человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей.

Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости. В этот период своей жизни человек обладает обширными фактуальными и процедурными знаниями, умением оценивать события и информацию в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью. Несмотря на то что вследствие биологических изменений, происходящих в организме человека в период средней взрослости, быстрота и точность обработки информации снижается, способность пользоваться информации остается прежней. Причем, хотя когнитивные процессы у человека средних лет могут протекать медленнее, чем у молодого человека, эффективность его мышления выше.

Таким образом, несмотря на снижение психофизических функций, средняя взрослость является, вероятно, одним из наиболее продуктивных периодов в творчестве человека.

Развитие аффективной сферы человека в этом возрасте протекает неравномерно.

Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываться о том, что он смертен и что его время уходит.

Одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста.

Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества.

кризис средний возраст психологический

В период средней взрослости Я-концепция личности обогащается новыми Я-образами, принимая во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок, и детерминирует все взаимодействия. Сутью Я-концепции становится самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных ценностей.

Ведущим видом деятельности средней взрослости можно назвать труд, успешную профессиональную деятельность, обеспечивающую самоактуализацию личности.

2. Характеристика кризиса среднего возраста

Как считал К. Юнг, чем ближе середина жизни, тем сильнее человеку кажется, что найдены правильные идеалы, принципы поведения . Однако слишком часто социальное утверждение происходит за счет потери целостности личности, гипертрофированного развития той или иной ее стороны. Кроме того, многие пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелости. Поэтому в 35-40 лет учащаются депрессии, те или иные невротические расстройства, которые и свидетельствуют о наступлении кризиса. По мнению Юнга, сущностью этого кризиса является встреча человека со своим бессознательным. Но для того чтобы человек мог встретиться со своим бессознательным, он должен осуществить переход от экстенсивной позиции к интенсивной, от стремления расширить и завоевать жизненное пространство - к концентрации внимания на своей самости. Тогда вторая половина жизни послужит для достижения мудрости, кульминации творчества, а не невроза и отчаяния.

Близкие взгляды на сущность кризиса "середины жизни" высказывал Б. Ливехуд . Он называл возраст 30-45 лет своеобразной точкой расходящихся путей. Один из путей - это постепенная психическая инволюция человека в соответствии с его физической инволюцией. Другой - продолжение психической эволюции несмотря на физическую инволюцию. Следование первому или второму пути определяется степенью развитости в нем духовного начала. Поэтому итогом кризиса должно стать обращение человека к своему духовному развитию, и тогда по ту сторону кризиса он будет продолжать интенсивно развиваться, черпая силы из духовного источника. В противном случае он становится "к середине пятого десятка трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующим угрозу для себя во всем новом".

Большое значение кризису среднего возраста придавал Э. Эриксон . Возраст 30-40 лет он называл "десятилетием роковой черты", главными проблемами которого является убывание физических сил, жизненной энергии и уменьшение сексуальной привлекательности. К этому возрасту, как правило, появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. И если двадцатилетний человек рассматривается как многообещающий, то сорок лет - это время исполнения данных когда-то обещаний. Успешное разрешение кризиса, по Эриксону, приводит к формированию у человека генеративности (продуктивности, неуспокоенности), которая включает стремление человека к росту, заботу о следующем поколении и о собственном вкладе в развитие жизни на Земле. В противном случае формируется застой, которому могут соответствовать чувство опустошения, регрессия.

М. Пек обращает особое внимание на болезненность перехода от одной жизненной стадии к другой . Причину этого он видит в трудности расставания с выношенными идеями, привычными методами работы, ракурсами, с которых привычно смотреть на мир. Многие люди, по мнению Пека, не хотят или не способны выдержать душевную боль, связанную с процессом отказа от того, что они переросли. Поэтому они цепляются за старые стереотипы мышления и поведения, отказываясь разрешать кризис.

Эмоциональные процессы, сопровождающие кризис среднего возраста. Прежде всего, для кризиса характерны депрессивные переживания: достаточно стойкое снижение настроения, негативное восприятие актуальной ситуации. При этом человека не радует даже то объективно хорошее, что реально имеется.

Основное чувство - это усталость, усталость от всего - семьи, работы и даже детей. Причем чаще всего реальная жизненная ситуация не вызывает усталости. Поэтому можно сказать, что это эмоциональная усталость, хотя нередко сам человек считает ее физической.

Кроме того, люди ощущают снижение интереса или удовольствия ко всем событиям, апатию. Иногда человек может чувствовать систематическое отсутствие или снижение энергии, так что приходится заставлять себя ходить на работу или выполнять домашние дела. Нередко встречаются горькие сожаления по поводу собственной никчемности, беспомощности.

Особое место занимают переживания, связанные с восприятием прошлого, настоящего и будущего. Появляется устремленность в прошлое. Молодость кажется наполненной радостью и удовольствием в отличие от настоящего. Иногда наблюдается желание вернуться в молодость, прожить жизнь еще раз, не повторяя сделанных ошибок. У некоторых людей можно заметить перекос между восприятием прошлого и будущего. Будущее ими воспринимается более коротким и менее наполненным значимыми событиями, чем прошлое. Возникает субъективное восприятие законченности жизни, близости ее конца.

Особое место в депрессивных переживаниях занимает тревога в отношении своего будущего, которая зачастую маскируется тревогой за детей. Иногда тревога становится настолько сильной, что люди совсем перестают строить планы на будущее, думают только о настоящем.

Меняются взаимоотношения в семье. Повышается раздражительность, конфликтность. Частыми становятся размышления о собственной востребованности, которые могут сопровождаться укорами в адрес близких и вызыванием у них чувства вины. Иногда возникает страх взросления собственных детей, поскольку в связи с этим теряется ощущение собственной нужности.

Примерно в этом возрасте происходит подсчет жизненных итогов и сличение его с собственными мечтами и планами, с одной стороны, и общепринятыми стереотипами достижений - с другой. Женщина торопится родить ребенка, если не сделала это ранее. Мужчина пытается успеть совершить желаемый профессиональный рост. По-иному начинает ощущаться время, темп его субъективно ускоряется, поэтому и достаточно распространен страх не успеть. Могут появиться первые сожаления, что надо было строить свою жизнь совсем по-другому.

Убывание физических сил и привлекательности одно из многих проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом. Для тех, кто полагался на свои физические качества, когда был моложе, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Но многие люди находят новые преимущества в знании, аккумулирующем жизненный опыт; они приобретают мудрость.

Второй главный вопрос среднего возраста это сексуальность. У среднего человека наблюдаются некоторые отклонения в интересах, способности и возможности, особенно по мере тoгo, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе. С другой стороны, в художественной литературе встречается немало примеров тoгo, как мужчина или женщина средних лет продолжают рассматривать каждого человека противоположного пола как потенциального сексуального партнера, взаимодействуя с ним только в одном измерении "притяжения отталкивания", а людей одного с ними пола рассматривают как "соперников". В более удачных случаях достижения зрелости, другие люди, принимаются как личности, как потенциальные друзья. "Социализация" замещает в отношениях с людьми "сексуализацию", И эти отношения нередко обретают "ту глубину в понимании, которую прежняя, более эгоцентричная сексуальная установка до известной степени блокировала" .

Согласие в среднем возрасте требует значительной гибкости. Один важный вид гибкости включает "способность изменять эмоциональный вклад от человека к человеку, и от деятельности к деятельности" . Эмоциональная гибкость необходима, конечно, в любом возрасте, но в среднем возрасте она становится особенно важной по мере того, как умирают родители, подрастают и покидают дом дети. Неспособность к эмоциональной отдаче по отношению к новым людям и новым занятиям и ведет к тому застою, о котором писал Эриксон.

Другой вид гибкости, который также необходим для удачнoгo достижения зрелости, это "духовная rибкость". Среди людей зрелого возраста существует тенденция к растущей ригидности во всех взглядах и действиях, к тому, чтобы делать свои умы закрытыми для новых идей. Это умственная жесткость должна быть преодолена или она перерастет в нетерпимость или фанатизм. Кроме того, жесткие установки ведут к ошибкам и к неспособности воспринимать творческие решения проблем.

Стабилизация. Успешное разрешение кризиса среднего возраста включает обычно переформулировку целей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни всякого человека.пpyг, друзья и дети приобретают все большее значение, а собственное Я все более лишается cвoeгo исключительнoгo положения. Наблюдается все усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть и меньше думать о вещах, которых никогда не удастся достичь. Отмечается отчетливая тенденция чувствовать свое собственное положение вполне приличным. Все эти изменения знаменуют собой следующую стадию развития личности, период "новой стабильности".

Для многих процесс обновления, который начинается тогда, когда они сказываются перед лицом своих иллюзий и упадка физических сил, в конце концов приводит их к более спокойной и даже счастливой жизни. После 50-ти проблемы здоровья становятся более насущными и возникает растущее сознание, что "время уходит". Если не считать крупных экономических проблем и проблем, связанных с болезнями, то можно сказать, что 50-ые годы жизни человека продолжают те новые формы стабильности, которые были достигнуты в течение предыдущего десятилетия.

Факторы, затрудняющие разрешение кризиса :

проекция кризиса человеком на свое окружение, а не на самого себя;

страх изменений.

Факторы, способствующие благоприятному разрешению кризиса . Фактор, облегчающий благополучное разрешение кризиса, - это умение быть счастливым, т.е. находить радость и получать удовольствие от имеющейся ситуации. Как правило, основными источниками счастья являются отношения близости, а также возможность творчества. При этом творчество может проявляться как в семейной, так и в профессиональной сфере.

Важным фактором, способствующим успешному разрешению кризиса, является также способность поддерживать баланс между устремленностью в будущее и жизнью в настоящем. Эта способность формируется в юности при решении конфликта между необходимостью думать о будущем и желанием получать удовольствия от настоящего. Хотя, безусловно, в течение последующей жизни под влиянием тех или иных обстоятельств он может нарушаться или, наоборот, формироваться.

По мнению Д. Левинсона, решение кризиса обычно происходит через признание жизненных ограничений и необходимостей, как в профессиональной, так и в семейной сфере. Это ведет обычно к возрастанию самодисциплины, организованности, концентрации усилий вокруг желаемых изменений. Многие обращаются к повышению уровня своего образования. Сейчас становится распространенным получение второго высшего образования. Таким образом, развитие профессиональной карьеры остается основной задачей при переходе 30-летия. Однако существует мнение, что это характерно только для мужчин. У женщин же часто происходит переключение интереса с достижения профессионального успеха на получение удовлетворения от личных, в том числе внутрисемейных, взаимоотношений.

Для современной России характерен такой вариант ухода от разрешения кризиса, как обращение к религии. Многие люди обращаются к религии, реализуя отнюдь не религиозную потребность, а желание восполнить одиночество, получить поддержку, утешение, уйти от ответственности или решить какие-либо другие нерелигиозные проблемы.

В заключение обсуждения проблемы кризиса среднего возраста нужно подчеркнуть, что его переживание обогащает человека и является необходимой ступенью развития в зрелости.

Список литературы

1. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. - М., 2004.

Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы. - М., 2004.

Мухина, В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999.

Психология зрелости. Учебное пособие по возрастной психологии / под ред.Д.Я. Райгородского. - Самара: Издательский дом БАХРАХ, 2003. - 768 с.

Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 651 с.

Чрезвычайно труден вопрос дробления зрелости на качественно своеобразные фаза или периоды, установление переходов и границ, например, между молодостью и средним возрастом, средним возрастом и пожилым. Актуальна задача выделения моментов перехода – качественных преобразований как прогрессивного, так и инволюционного характера, переломных («критических») моментов развития, что необходимо для построения теории индивидуального развития.

Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые чаще всего приходятся личностные сдвиги: около 20 лет, около 30 лет (28-34), 40-45, 55-60 лет и, наконец, поздний возраст.

Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов имеют весьма приблизительный характер.

По поводу хронологических границ кризиса середины жизни, мнения авторов разделяются. Вот некоторые из них:

· О.В. Хухлаева – 35-45 лет;

· Г. Шихи – 40 лет;

· Г.С. Абрамова – 30-35лет;

· Д. Левинсон – 40-45 лет;

· И.В. Шаповаленко – 40-45 лет;

· Э. Эриксон – 30-40 лет;

· В.И. Слободчиков – 39-45 лет и другие.

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что момент возникновения, продолжительность, острота прохождения кризиса середины жизни могут заметно варьировать в зависимости от личных обстоятельств жизни. Движущей силой развития признается внутреннее стремление к росту и самосовершенствованию (такое стремление у каждого человека индивидуально, а с возрастом все больше дифференцируется). Имеет значение также ряд внешних факторов, действующих по принципу «спускового крючка».

Хотя американские психологи назвали его «бунтом сорокатрехлетних», он может грянуть и в 28, и в 35, а длиться порой целое десятилетие. Ведь не все люди с течением времени формируются одинаково. Одни уже в тридцать лет духовно и физически дряхлеют, а другие и после сорока остаются энергичными и свежими, открытыми для новых впечатлений, знакомств и поступков.

Также существует проблема различения кризиса середины жизни и кризиса тридцати лет. Многие авторы не выделяют кризис 30-летия, относя этот период к кризису среднего возраста. Но часть авторов говорят о существовании менее острого кризиса, приходящегося примерно на возраст 30 лет.

Кризис середины жизни - это время, когда переоцениваются ценности; когда еще вчера понятное и привычное - работа, окружение, близкие - вдруг вызывает массу вопросов, а поиск ответов на эти вопросы становится мучительным. Кризис середины жизни, часто описываемый как кризис идентичности, инициирует глубокие размышления относительно своего существования в мире, своего места в нём, собственных возможностей и способов преодоления различных жизненных ситуации.


Возникновение жизненного кризиса связано с дефицитом смысложизненных потребностей человека или невозможности их реализации (Е.А.Донченко). Кризисы могут возникать при неэффективности прежних способов разрешения смысложизненных проблем, изменения жизненной перспективы (Е.И.Головаха). Кризис побуждает пересмотреть жизненные ценности, порождаетр изменения в Я-концепции (Р.А.Ахмеров).

Результатом разрешения кризиса является формирование нового замысла, ценностей и нового образа Я, другими словами, осуществляется переход в новую целостность (Ф.Е.Василюк).

Конструктивный выход из конфликта предполагает повышение профессиональной квалификации, поиск новых способов выполнения деятельности, изменения профессионального статуса, смену работы, переквалификацию.

Исследование показывает, что у женщин кризис осознается как чувство усталости от работы. Женщины со стабильной карьерой в меньшей степени, чем женщины с корректируемой карьерой, заняты поиском смысла жизни, уровень самореализации ее выше. Личностные характеристики женщин со стабильной карьерой имеет большее число «мужских» качеств; большую целостность, так как существует взаимосвязь между осмысленностью жизни, самореализацией и особенностей черт личности.

Факторы, влияющие на кризис среднего возраста

Кризис среднего возраста вызван многими причинами. Во-первых, изменением статуса: к этому времени, как правило, человек многого добивается в профессиональном плане, занимает руководящую позицию, отвечает за проекты, людей, финансы, и этот груз может показаться чересчур обременительным.

Как пишет С.В. Калитина, кризис середины жизни имеет объективные причины и предполагает существенную перестройку личности с учетом изменения положения человека в жизни:

· взрослые дети, уход детей из дома;

· новые семьи у детей, рождение внуков;

· стареющие родители. Меняется социальная роль человека: если до этого он был ребенком своих родителей – о нем заботились, опекали и т.д., то к этому моменту у многих родители умирают, у других – стареют, становятся беспомощными и все больше нуждаются в заботе. Однако люди не готовы к такому кардинальному обмену ролями, с трудом привыкают к ситуации, когда приходится полностью полагаться лишь на себя, брать ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь других людей.

· изменения в физиологической активности организма. Меняется биологическое состояние, все заметнее становятся необратимые физические изменения. Появляется лишний вес, у мужчин намечается лысина, человек слабеет и уже не может делать все с прежней легкостью и беспечностью: работать неделями без выходных, провести всю ночь на вечеринке, хорошо «погулять» с друзьями и т.д. К этому возрасту накапливаются усталость и болезни. Приходится отказываться от любимых и ставших необходимыми привычек, и жизнь от этих ограничений вовсе не кажется привлекательнее. Для многих это становится поводом не только для расстройств, но и для зависти к молодым, даже к своим детям.

· появление признаков старения;

· изменение социального и психологического пространства;

· появление новых родственников.

Это качественно новая ситуация не только освоения новых социальных ролей (дедушки и бабушки, свекра и свекрови, тестя и тещи), но и нового отношения к собственной жизни и к жизни вообще. Все указывает на то, что количество проблем в средней взрослости прибавляется.

Основатель лечебно-педагогического движения Б. Ливехуд, много лет посвятивший практической помощи людям в периоды возрастных кризисов, прямо связывает перспективы дальнейшего развития человека с успешностью преодоления кризиса средних лет. Кризис, по его мнению, вызывается сомнениями в подлинности ценностей той экстенсивной жизни, которую человек вел до сих пор, сомнениями в верховенстве материальных ценностей и достижений, основанных на деловитости, прагматизме.

Кризис середины жизни определен исследователями как душевный дискомфорт, беспокойство и апатия, которые возникают у людей возрасте от 39 до 50 лет. Он, как правило, вызывается опасениями и неприятностями, которые приносит приближающаяся старость.

Ближе к середине жизненного пути человек начинает ощущать расхождение между своими идеальными планами и существующей реальностью. И человек вдруг понимает, что уже очень много не успеет, не сможет сделать, что многие задумки не удастся реализовать.

Как по-разному может восприниматься жизнь в двадцать, тридцать, сорок и пятьдесят лет. В двадцать лет мы чувствуем, что жизнь полна перспектив и всё у нас будет замечательно в семье и карьере. Времени много, жизнь только начинается, кажется, что все успеем. В сорок лет у многих приходит понимание, что достигнуто намного меньше, чем задумывалось, а время с каждым годом летит всё быстрее и быстрее. У одних появляется страх что-то не успеть, у других - непреодолимое желание начать жизнь с чистого листа. Растёт недовольство уровнем служебного положения, которое часто связано с молодым и энергичным поколением, которое заполоняет все свободные профессиональные ниши, достойно конкурируя и щеголяя современным образованием и новейшими технологиями.

Этот период для многих связан с выбором: быть "жертвой первого образования" или получить новую профессию или профессиональный статус, который больше соответствует жизненному смыслу и творческим способностям. Появляется острая потребность найти своё подлинное призвание.

Семейные проблемы в этот период жизни воспринимаются особенно болезненно. Мелкие придирки с годами накапливают критическую массу и на фоне общего неудовлетворения переходят в новое качество. Понимание того, что живёшь один раз, становится не просто концепцией, а тягостным предчувствием, из-за которого не хочется терпеть и притираться, а хочется жить так, как задумывалось.

К этому моменту, естественно, исчезают различные барьеры: подросли дети, умерли родители, которые не одобрили бы подобные перемены, прошли юношеские комплексы и проблемы адаптации. Из-за этого внутрисемейные конфликты приобретают наиболее жесткий и категоричный характер, в которых часто используются шантажные механизмы.

На эмоциональном уровне более глубоко осознаётся различие между "любить" и "быть любимым". Наступает момент, когда один из супругов, который любил, хочет быть любимым, а другой, который был, любим, хочет любить. Это абсолютно разные энергии и, если хотя бы одна из них не удовлетворена, то это будет сопровождаться полуосознанным чувством чего-то упущенного в жизни.

Часто симптомами кризиса являются депрессия, жалость к себе, чувства подавленности, опустошенности. Человеку кажется, что он привязан к однообразной работе, попался в ловушку карьеры или брака. Он думает, что жизнь несправедлива к нему и что он заслуживает большего. Появляется ощущение неудовлетворенности и желание неизвестно чего. Работа кажется рутинной, супружеская любовь утратила былую страсть, поблекла в мелочах быта, дети, цементировавшие семью, выросли и предпочитают жить собственной жизнью, а круг внесемейного общения с годами сузился, да и само оно приобрело монотонность.

"Кризис середины жизни" многолик, и имеет корни в прошлом и будущем человека. Это механизм, требующий исправления ошибок, накопленных за первую половину нашей жизни. Бытовые проблемы в настоящем - это только верхушка айсберга, и осознать все причиноследственные нити чрезвычайно трудно. Важно относиться к кризису как к уникальной возможности раскрыть самого себя, возможности создания новой, более эффективной жизненной программы.

Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценка их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные, эмоционально-тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью, обнаруживающихся вдруг с ужасающей резкостью. Заполняя опросники, люди 35-40 лет начинают не соглашаться с такими фразами, как “есть еще уйма времени, чтобы сделать большую часть того, что я хочу”. Вместо этого они констатируют: “Слишком поздно что-либо изменить в моей карьере”. В 20 и 30 лет человек может быть “подающим надежды” - люди могут сказать о нем: “Вот многообещающий молодой артист, руководитель, психолог или администратор”, но после 40 так уже никто не скажет - это время исполнения обещаний. Человек должен принять тот факт, что он никогда уже не станет президентом компании, депутатом, писателем, пользующимся шумным успехом, и даже больше того - что он никогда не станет вице-президентом или незначительным писателем.

Освобождение от иллюзий, которое не является чем-то необычным для 35 или 40 лет может оказаться угрожающим для личности.

Для некоторых это очень тяжелое время, полное стрессов; у человека возникает ощущение, будто он разрывается между противоречивыми потребностями окружающих.

Рональд Кесслер, американский психолог, считает такое мнение ошибочным: «Все говорит о том, что средний возраст – это лучшее время жизни. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучаетесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я когда-нибудь добиться успеха в работе?».

Исследователи, разделяющие точку зрения Кесслера, считают, что кризис середины жизни – это, скорее, исключение, чем правило. У большинства людей переход происходит незаметно и плавно. Они считают, что средний возраст – это переходный период, связанный с переопределением целей.

Существует также точка зрения, что кризис середины жизни – это «результат того, что этот этап не был правильно пройден в молодости. Фактически, это поздний "кризис взросления" с последствиями различной тяжести: причины одни и те же - необходимость принимать решения и изменять свою жизнь, когда человек к этому не готов».

Существование таких различных и взаимоисключающих взглядов приводит исследователей кризиса среднего возраста в тупик.

Возрастная периодизация - от рождения до смерти определяет возрастные границы этапов в жизни человека. Принятая в обществе система возрастной стратификации.
Деление жизненного цикла на возрастные категории менялось со временем. В настоящее время можно выделить следующие системы отсчета:
1. Индивидуальное развитие (онтогенез «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления как «стадии развития» «возрасты жизни» и концентрируется на возрастных свойствах.
2. Связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система задает «возрастные страты» «возрастные группы» «поколения».
3. Представление о возрасте в культуре. Тут используются такие понятия как «возрастные обряды» и пр.
Периодизация жизни позволяет структурировать события человеческой жизни выделить её ступени, что облегчает её анализ.
Каждый период в той или иной степени изучен, что позволяет сопоставить индивидуальную жизнь с нормами и возможными границами, оценить качество жизни и выделить проблемы, часто скрытые.
Наиболее разработана периодизации детского и юношеского возраста. Большой вклад в исследование возрастов внесли советские учёные.
Согласно взглядам Л.С. Выгодского (см. alphe-parenting.ru) периодизация - процесс развития ребёнка как переход между возрастными ступенями на которых происходит плавное развитие через периоды кризисов.
Кризис - переломный пункт в нормальном течении психического развития. Однако в действительности кризисы не являются неизбежным спутником психического развития. Неизбежны не кризис, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот - это свидетельство не состоявшегося в нужном направлении сдвига.
Существуют:
1. Кризисы социализации (0, 3 года, 12 лет), наиболее острые.
2. Кризисы саморегуляции (1года, 7лет, 15 лет). Имеют яркий поведенческий рисунок.
3. Нормативные кризисы (30 лет, среднего возраста - 45лет и последний, связанный с осознанием старения).

Могут иметь место разные личностные кризисы, связанные с условиями существования и с особенностями личности.
Каждый позитивно разрешённый кризис способствует более лёгкому и позитивному протеканию следующего и наоборот: отказ от разрешения поставленной задачи обычно приводит к более острому прохождению последующего кризиса.
Для анализа жизненного пути удобно выделить 5 стадий, а в них 10 периодов жизни (см. табл).

Стадия

Возраст

Период

Кризис

I.Ранее детство

0-3 года

1. Младенчество (0-1 год)

Новорожденности (0-2 месяца)

2. Младший возраст (1-3 года)

Кризис 1 года

II. Детство

3-12 лет

3. Старший дошкольный период (3-7 лет)

Кризис 3 лет

4. Младший школьный период (7-12 лет)

Кризис 7лет

III. Отрочество

12-19 лет

5. Подростковый период (12-15 лет)

Подростковый кризис 12 лет

6. Юношеский период (15-19 лет)

Юношеский кризис 15 лет

IV. Взрослость

19-60 лет

7. Молодость (19-30 лет)

8. Средний возраст (30-45 лет)

Кризис среднего возраста

9. Зрелость (45-60 лет)

V. Старость

10. Начальный период старости (за 60 лет)

Кризис подведения итогов

Периоды жизни аналогичны фазам психосоциального развития Э. Эриксона. Детально характеристика возрастов и кризисов изложена, в частности, на сайте alphe-parenting.ru. Там дана описание каждого возраста и кризиса по следующим параметрам: х-ка возраста, сфера деятельности, протекание, причина кризисов и его результат к концу периода, ведущие потребности и сфера деятельности, уровни привязанности и др.
Следует отметить, что в реальности периоды и время кризисов строго не фиксированы. Их границы условны.
Характеристика периодов и кризисов реальной жизни, приводимой далее для иллюстрации, будет сопоставляться с их научной характеристикой.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама