THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Можно горевать, что исчезают старинные резные наличники по городам и деревням России, и фотографировать на память то немногое, что ещё осталось, а можно попытаться продолжить традицию и изготовить новый резной наличник на окно самому, что я и сделал.

Изготовление наличника

Мне посчастливилось — я не только сделал точную копию старинного резного наличника из Ярославской области, но при этом имел возможность сверяться при изготовлении с оригиналом, постигая секреты и нюансы старинного ремесла на практике.

В процессе работы над наличником я всё больше и больше преисполнялся уважением и восхищением перед прежними русскими мастерами. И действительно, как не восхищаться, когда видишь, что старинные наличники по рисунку, конструкции и мастерству вполне сопоставимы с шедеврами церковного искусства — киотами и иконостасами.

Во-первых, материал для наличников использовался очень качественный — сухие доски без сучков. При пропильной резьбе первый же сучок вылезет со временем из дерева, чем испортит всю картину.

Вообще на Руси сухое дерево использовалось не только для столярных работ, но и при строительстве дома. И сейчас в тех же США везде продаётся исключительно высушенное дерево, и только у нас, как в какой-то дикой третьесортной стране, везде лежат на продажу штабеля сырых пиломатериалов.

Во-вторых, потрясающие композиции — выверенный эстетически и символически рисунок, гармония узоров и орнаментов, грамотное соотношение пропорций деталей наличника, стилистическое единство наличника со всем домом, — всё это говорит о безупречном художественном вкусе былых мастеров. Не сравнить с современными наличниками, выпиливаемыми потоком на станках, — за редкими исключениями, выглядят они весьма убого и пошло.

В-третьих, впечатляющее мастерство изготовления. При кажущейся с первого взгляда лёгкости и ажурности старинных наличников, когда сам начинаешь делать такой наличник, убеждаешься в том, что это вполне серьёзное изделие, требующее опыта и владения ремеслом. Чего стоят те же верха наличников — если присмотреться, можно увидеть, насколько сложны эти элементы по своим формам и резному оформлению.

И тем более удивительно повсеместное распространение красивейших резных наличников по Руси, учитывая, что даже если сейчас, при наличии электрических инструментов и станков, у меня ушло прилично времени на изготовление наличника, то насколько труднее и сложнее было их делать тогда вручную!

И это понятно — красота русской души, вдохновлённой и одухотворённой верой православной в Господа нашего Иисуса Христа, отражалась во всём, от предметов кухонной утвари до шедевров церковного зодчества, как каменного, так и деревянного.

На Руси русский человек воспринимал окружающий мир как целостный Божий микрокосмос, в котором всё связано и всё гармонично, всё имеет свой смысл и всё символично.

Отразилось это мировосприятие и на декоре русского наличника.

Символика русского наличника

Многие отмечают исключительную особенность старинной России в украшении домов и наличников. Я думаю, причин к тому несколько. Во-первых, ощущая себя частичкой микрокосмоса и видя красоту и гармонию Божьего творения, русский человек стремился и от себя внести долю прекрасного от трудов своих. Мы и сейчас, любуясь старинными русскими наличниками, испытываем те же восторг и благодарность, которые в давние времена вложил в декор русский мастер.

Во-вторых, украшение дома несло охранительную функцию, пробуждая в смотревших на дом людях положительные эмоции вместо отрицательных, оберегая, так сказать, живших в доме от негативной энергии.

И в-третьих, через украшение дома самовыражался сам хозяин, как бы показывая через рукодельную красоту широту своей души и мастерство своих рук. А то и не думая о других, а просто делая ради собственной потребности к красоте и благоустройству.

Всё в Божьем мире имеет свой смысл, не исключение и резьба на наличниках. Зная основы орнаменталистики, можно долго простоять перед наличником, находя в его декоре новые смыслы и значения.

Итак, пройдёмся кратко по символике русского наличника. Отмечу, что эта символика вполне соотносится с орнаментикой прочих традиционных русских ремёсел — вышивки, резного декора церковных предметов и домовой резьбы, росписи, чеканки, и так далее.

Весь наличник в целом является символом окружающего нас мира, и делится на три части:

Верхняя часть. Мир небесный — Божий. Часто был двухуровневым. Верхнее небо называлось «небесной твердью» и часто изображалось в виде двускатной или полукруглой крыши. На верхней доске, но чуть ниже, нижнее небо — «небесная хлябь».

Центральная часть — срединный мир — реальный. Боковые стороны наличника называются «полотенцами». Полотенце у русских известно как особый символ, знак принадлежности к определенному семейно-родовому коллективу, полотенцами-рушниками украшали иконы и полки для икон, рушники часто жертвовали в храмы и часовни.

Нижняя часть — твердь земная. Карниз (завершение наличника).

Каждая часть оформлялась соответствующим орнаментом.

Солярные символы

Солнце — символ Господа нашего Иисуса Христа. В Библии и Евангелии множество мест, где Господь Иисус Христос называется Солнцем: «Ибо Господь Бог есть солнце и щит» (Пс.83, 12), «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал.4, 2), «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет , и нет в Нём никакой тьмы» (1Иоанна 1, 5).


И в богослужениях православной церкви Господь часто называется Солнцем правды, Солнцем истины. Естественно, что этот символ отразился и в декоре наличника, особенно его верхней части.

Можно встретить резьбу пяти солнц — одно в середине и четыре по сторонам, не трудно догадаться, что это символ Господа Иисуса Христа и четырёх Евангелистов, часто используемый также в иконописи и храмовой росписи. Вообще количество солнц на наличниках перекликается с количеством куполов на храмах — та же символика, то же значение.

В мирском значении солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу, что вполне логично — ведь без солнца не будет урожая, а без урожая не будет благосостояния.

Символы воды


Как вода, так и её символы чрезвычайно мистичны и многозначны. Водой совершается крещение, очищение от грехов, рождение духовного человека и освящение. Вода, смешанная с вином, в причастии означает человеческую природу Христа, а само вино — Его божественность. Вода является источником и символом жизни.


Воды бывают небесными (верхняя часть) и подземными (нижняя часть), как сказано в Библии: «И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью» (Быт. 1, 7).

В виде дождя вода несёт оплодотворяющую силу Бога, что символизирует плодородие. Как роса, она олицетворяет благовещение и благословение, духовное обновление и свет восхода. Бегущая вода означает жизнь и её источник, символом которого является волнистая линия, спираль или меандр. Вода, подобно дереву, роще, камню и горе, может символизировать космос во всей его полноте.

В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения. Вода, смешанная с вином, символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, «зачатие от воды и от Духа», смешение низшего и высшего в человеке. Согласно св. Киприану, Христос — это вино, а вода — тело Христово. В христианском искусстве смирение изображается как вода, смешанная с вином. Роса — символ Благовещения.

И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам, капли-кружочки, чередующиеся ступеньки — это всё знаки воды во всех её значениях и символах.

Символы земли

Тоже, как и вода, имеют множество значений.

Земля — одна из основных (наряду с водой, огнём, воздухом) стихий мироздания; центральная часть трёхчастной вселенной (небо — земля — преисподняя), населённая людьми и животными; символ женского плодоносящего начала и материнства.


Земля, порождающая деревья и травы, и дающая человеку жилище, часто используется в качестве символа Церкви, которая питает человека духовной верой и предлагает ему убежище. Таким образом, земной шар, на котором воздвигнут крест, иногда передаёт это символическое значение.


Наконец, земля — то, чем жил русский крестьянин, она давала ему урожай, обеспечивала пропитанием, одеждой и жильём.

Знаки аграрной символики, пожалуй, самые простые, одни из самых распространённых. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы, квадратики — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

Женские символы

Изначально происшедший из культа славянских языческих богинь типа макош и берегинь, в христианской Руси символ женщины с широкими бёдрами и раздвинутыми ногами и поднятыми руками трансформировался в общий символ материнства, плодородия и плодовитости.

Как считалось на Руси, у человека три матери — мать-земля, родная мать и Божья Матерь, и все эти значения вполне присущи символу берегини.

Вот так берегиня изображалась в вышивке.


Женские символы в резных наличниках часто настолько утрированы, что с первого взгляда кажутся простым узором, но при внимательном рассмотрении нетрудно найти этот материнский символ.


Изображённые в декоре четыре женские фигуры символизируют четыре христианские добродетели: справедливость, благоразумие, храбрость и умеренность.

Символы-звёзды

Основные признаки символов звёзд — количество и конфигурация лучей. При этом важно, что все образующие её форму лучи одинаковы, что отличает этот символ от изображений солнца.

Вообще звезда в христианской символике чаще всего означает Бога, иногда Церковь. Наиболее часто в русской орнаментике встречаются шести- и восьмиконечные звёзды.


Шестилучевая звезда — знак Творения и Печать Соломона. Это комбинация мужского и женского начал, а также огня и воды, союз духа и материи, основа действия и неподвижности, единство противоположностей.

Восьмилучевая звезда — символ Пресвятой Богородицы: в православной иконографии Божью Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звёздами на плечах и на челе в знак Её Вечного Девства — до, во время и после Рождества Христова. Также в виде восьмиконечной звезды изображают Вифлеемскую звезду, явившуюся во время Рождества Христова и приведшую к родившемуся младенцу Христу трёх волхвов и пастухов.

Также восьмиконечная звезда — сочетание двух крестов. Часто вырезали и простые кресты — четырёхконечные звёзды.

Символы животных

Агнец, вол — ветхозаветный прообраз жертвы Христа; символ мучеников, которых убивали за Христа.

Змея, уж — их изображение происходит из языческого культа ужей-господариков. Обычай держать в домах ужей с глубокой древности известен всем славянам: ужи считались охранителями зерна и дома от мышей. Изображения ужей археологи встречают на многих предметах.

В этом контексте ужи символизируют мудрость, плодородие и благосостояние.

Кони — в народной традиции одно из наиболее мифологизированных животных, воплощение связи с миром сверхъестественного, «тем светом», атрибут мифологических (эпических) персонажей. Связан одновременно с культом плодородия (солнца и т. п.), смертью и погребальным культом. Отсюда роль коня (и соответствующих обрядовых персонажей при ряжении и т. п.) в календарных и семейных обрядах (прежде всего в свадьбе), гаданиях и др.

Естественно, что символизм коней не потерял своего значения и в христианской Руси.

В христианском искусстве конь выступает символом Солнца, отваги и смелости, благородства, щедрости, а также победы, например, мучеников над грешным миром.

Высеченные в древнеримских катакомбах изображения коней символизируют бег времени и быстротечность жизни, они нередко относятся к миру мёртвых, либо служат свидетельством отречения от римской религии.

В Средние века конь считается атрибутом чувственной любви, набожности и вдохновенной веры.


Лев — символ неусыпной и духовной бдительности, крепости — поскольку считалось, что он спит с открытыми глазами. Часовой, поддерживающий устои Церкви. Символ воскресения, т.к. считалось, что лев вдыхает жизнь в львят, рождающихся мёртвыми. Поэтому льва стали связывать с воскресением из мёртвых и сделали его символом Христа.


Лягушка — символ непрерывности жизни и воскресения.

Птицы — утки, голуби, лебеди, петухи, фениксы, в общем, всё, что имеет крылья и способность к полёту.

Очень глубокий и многозначный символ. В Ветхом Завете о Боге говорится, как о птице или крылатом существе: «Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня» (Пс. 16, 8).

В христианстве птицы — символ всего духовного и боговдохновенного, вознесённость духа, души верующих (в раю, под божественным покровительством и т. д.). Младенец Христос часто изображается с птицей в руках или привязанной на верёвке.

Связь со сферой божественного, благовествование, быстрота мысли проявляются в различных мотивах: св. Матфей пишет своё Евангелие под диктовку голубя — Святого Духа; схождение Святого Духа; птицы гнездятся в дереве в момент благовествования ангела Анне.

Различным видам птиц придаются определённые характеристики:

аист — символ благоразумия, бдительности, набожности и целомудрия. Поскольку аист возвещает о приходе весны, его связывают с Благовещением Марии — с благой вестью о пришествии Христа. Возможно, что существующее североевропейское поверье относительно того, что детей матерям приносит аист, произошло от того, что эту птицу связывали с Благовещением;

бабочка — символ воскресения и вечной жизни. Короткая жизнь бабочки делится на три этапа. Первый, в котором нет никакой красоты — ползающая личинка, гусеница, или, как люди называют её, червь. Второй — когда это существо превращается в куколку (кокон). Личинка покрывается оболочкой, как бы запечатывается в конверт. Третий — когда обитательница кокона разрывает свою шёлковую оболочку и выходит наружу. Это уже зрелая бабочка с прекрасным обновлённым телом и ярко раскрашенными крыльями. Крылья вскоре крепнут, и бабочка взмывает ввысь.

Поразительно, как эти три этапа жизни бабочки похожи на жизнь в уничижении, смерть и погребение, а затем славное воскресение Христово. Рождённый в человеческом теле, в образе слуги, наш истинный Господь, как писал Исайя, не имел «ни вида, ни величия». Говоря: «Се Человек», Пилат указывал на истерзанное тело, которому вскоре предстояло оказаться в могиле. Наш Господь был погребён в могиле. Но на третий день Иисус воскрес в прославленном Теле, а через сорок дней вознёсся на Небеса.

Все верующие во Христа также переживают три этапа. По природе греховные, смертные существа, они живут в унижении. Приходит смерть, и их безжизненные тела предаются земле. Но в Последний День, когда Христос вернётся во всей Своей славе, христиане последуют за Ним в обновлённых телах, созданных по образу прославленного Тела Христова;

ворон — символ уединения и отшельнической жизни;

голубь — воплощение Божьего Духа, символ чистой души. Голубь также воплощает добродетели умеренности и согласия;

гусь — символ предусмотрительности и бдительности;

ласточка — чистая, святая птица, наделённая женской символикой и сочетающая в себе небесное и земное начала. В песне ласточка уподобляется Божьей Матери:

«Ой на Дунаечку, на бережечку,

Там ластівочка та купалася,

То не ластівочка, то Божа Мати…»

Ласточка и голубь — любимые Богом птицы. Своим пением ласточка славит Бога. Щебетание её воспринимается как молитва: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». В народной легенде о распятии Христа ласточки старались избавить Его от мучений: кричали «умер, умер!», похищали гвозди, вынимали колючие тернии из Его венца и носили Ему воду.

Даже раздвоенность ласточкина хвоста имеет значение — согласно южнославянским легендам, ласточка после всемирного потопа спасла человека от кровожадной змеи, которая откусила ласточке хвост, отчего он стал раздвоенным.

Также ласточка — символ домашнего счастья и крепкой семьи;

лебедь — чистота, милосердие и символ Девы Марии;

орёл — символ вознесения и души, которая ищет Бога; также орёл символизирует справедливость или такие достоинства, как храбрость, веру и религиозное размышление. В более общем смысле орёл стал символом вдохновляющей идеи Евангелий;


петух — символ бдительности и предостережения. «Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру» (Марк. 13:35). Бодрствование и готовность к исповеданию — признаки живой веры. Один из символов Христовой любви — поющий петух;


утка — символ брачного союза и преданности. Часто на Руси деревянные ковши вырезали именно в форме уток. Также в декоре наличников (на концах полотенец) очень часто используется символ утиных лапок, который, впрочем, можно истолковать и как символ ласточкина хвоста.

Рыба — символ Господа Иисуса Христа. Греческое слово ihtis (рыба), было символом Христа ещё и потому что каждая литера в греческом языке составляет слова «Иисус Христос, Божий Сын Спаситель» (Isus Hristos Teu Ius Soter).

Рыба с монетой во рту — символ Чуда, совершённого Иисусом Христом. Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошёл он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Пётр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми, и, открыв у ней рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя. (Мф. 17:24-27). Он совершает чудо: если Иисус знал, что во рту рыбы, которая первой попадётся Петру, окажется проглоченная ею монета, — Он всеведущ. Если же Он монету эту сотворил у неё во рту — Он всемогущ.


Ящер, ящерица — символ возрождения, омоложения посредством линьки, страстного стремления к духовному свету.

В раннехристианском тексте «Физиологус» сообщается, что, когда ящерицы стареют, и глаза у них затухают, они вползают в щели стен, обращённых к востоку. И когда встает Солнце, «их глаза открываются, и они выздоравливают. И ты, человек, когда... глаза сердца твоего замутятся, таким же путём ищи восходящее солнце справедливости, Господа нашего Иисуса Христа, и Он откроет глаза сердца твоего». Слепая ящерица, которая ищет страну, где восходит солнце, символизировала грешника, ищущего помощи у Бога.

Растительные символы

Виноград вместе с пшеничными колосками — это обычный орнамент на церковных киотах и на колоннах иконостасов. Сам Христос называет себя виноградной Лозой, Своего Отца Небесного Виноградарем, а своих учеников — ветвями. «Я истинная виноградная Лоза, — говорит Христос, — а мой Отец Виноградарь… Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы ветви». (Ион.15, 1-5.). Пшеничный хлеб и вино освящаются во время св. Литургии в Пресвятые Тело и Кровь Господню.

Трилистник — символизирует Святую Троицу, объединение, равновесие. Он может символически заменяться на один большой лист.


Цветы — символизируют новую жизнь: Господь пришёл на землю — и расцвели цветы. Цветы были привычным украшением на гробах мучеников в катакомбах как символ проходящей человеческой жизни. В книге Иова читаем: «Человек, который родится от женщины, веком короткий и тревоги полный. Вырастает словно цветок, и вянет, и бежит тенью без остановки» (Иов.14,1-2). Св. Апостол Пётр поучает: «Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве, засохла трава, и цвет её опал» (1 Петра 1, 24).

Другие символы


Русалки — мифические существа, наполовину женщина с длинными волосами и девственной грудью, наполовину рыба с чешуйчатыми хвостом и плавниками. В существование русалок всерьёз верили в древние времена, вплоть до 19-го века. Символизируют любовь, чувственность, стремление к высшему.


Символ «S» — ассоциируется с лебедем, поскольку он напоминает лебединую шею. Но его относят и к символам огня и солнца, с другой стороны, он также может выполнять функцию «луча» у «солнц». Также символ «S» может быть интерпретацией символа воды — часто повторяющиеся линии «S» создают ощущение волн, растительных символов — вьющиеся ветви, и тех же ужиков-господарей.

Цвета

Помимо символики отдельных элементов, своё символическое значение имеют и цвета, в которые окрашен наличник.

Белый — символ святости, чистоты и духовности. Ангелы на небесах — в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру. Особенно важным является такое значение белого, как чистота и непорочность, освобождение от грехов.

Жёлтый — символ Святого духа, божественного откровения, просветления.

Зелёный — символ жизни, весны, цветения природы, юности; также цвет Святителя Николая Чудотворца — купола на его храмах часто окрашены именно в зелёный цвет. Зелёный цвет — природный, живой. Это цвет травы и листьев, надежды, вечного обновления.

Коричневый — цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь на иконах с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

Красный цвет символизирует кровь Христа, пролитую ради спасения людей, а, следовательно, — и Его любовь к людям. Также это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии, символ Воскресения — победы жизни над смертью.

Синий — цвет небесной истины, философии, покорности Божьей воле и смирения. Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное, и небесное. Росписи во многих храмах, посвящённых Богоматери, наполнены небесной синевой, купола окрашены в синий цвет.

Чёрный цвет — цвет зла и смерти. В иконописи чёрным закрашивали пещеры — символы могилы — и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на чёрном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос — старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Чёрные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, — это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

http://otherreferats.allbest.ru/religion/00222211_0.html

Поставить наличники на окна своими руками – самый простой и дешевый способ придать наружному виду дома индивидуальность и выразить его характер, доживший с древности до наших дней, см. рис. В старину неграмотный пришлый, ориентируясь по наличникам, мог найти жилище нужного мастера, специалиста, чиновника, присутственное или злачное место. В наше время функции наличников на окнах преимущественно декоративные, но узоры на них не потеряли своего значения, см. далее.

История

Наличники на окнах жилищ народов, практиковавших массовое деревянное зодчество, появились одновременно с окнами, «застекленными» рыбьим пузырем и слюдой. Первоначально их назначение было сугубо функциональным: прикрыть утеплитель и ветроизоляцию – конопать – в щели между оконницей и срубом.

Наличники с сакральным узорами впервые отмечены у древних кельтов, но подлинный расцвет искусства создания резных наличников связан с объединением возрождающейся Руси под началом Москвы и свержением монгольского ига; мастера России в резьбе по дереву не знали себе равных. Большевики записали наличники в пережитки мещанства и объявили им войну на уничтожение, но в настоящее время художественно оформленные оконные наличники переживают второе рождение.

Эта статья предназначена по мере возможности удовлетворить читательский спрос на то, как сделать красивые наличники на окна своими руками, как придать им художественную выразительность и установить на место.

Конструкция

Виды конструктивного исполнения оконных наличников показаны на фото. Накладные наличники (поз. 1) крепятся к стене; вставные, или коробчатые (поз. 2) – к откосам оконного проема окон (так лучше) или в раме окна (хуже). Накладные наличники ставят на окна заподлицо со стеной; вставные – на окна в нишах.

По возможностям изоляции и защиты утеплителя окна наличники делятся на обрамление (поз. 3) и портал, поз. 5. Наличник-портал часто дополняется козырьком. Наличник-обрамление практически не защищает оконный утеплитель/уплотнение от замокания и ставится на окна изнутри или на окна, выходящие под навес, напр., на веранду.

Установка

Традиционно установка наличников производится креплением к стене или откосам окна. Сейчас для этого лучше всего использовать саморезы (4,2-6)х(80х150), если стена не деревянная – в пропиленовых дюбелях. Точки крепления располагают по возможности равномерно из расчета 1 точка на 5-7 кв. дм поверхности наличника, очерченной его наружным контуром. При креплении к откосам точки крепления располагают в ряд с шагом 150-300 мм (зависит от массы наличника, которая, в свою очередь, зависит от его художественного исполнения, см. далее) по осевой линии выступающей наружу части несущей (базовой) стены. Лунки с головками крепежа либо прячут в вязи верхних уровней (см. далее), либо зашпаклевывают и закрашивают основным тоном.

Наличники-«телескопы»

В современных домах, снаружи утепленных и обшитых сайдингом/вагонкой, окна часто ставят заподлицо с базовой стеной, иначе окно вообще утонет в стене. В таком случае для крепления наличника не остается ничего, кроме рамы окна. На такой случай придуманы т. наз. телескопические наличники, но вполне надежно они будут держаться только на окнах в усиленных рамах, предназначенных для регионов с суровым климатом; материал рамы – упрочненный ПВХ или модифицированная древесина (см. далее), особого значения не имеет.

Вся «телескопичность» наличников сводится к установке их на подрезаемые по месту доборные элементы, жестко связанные с рамой окна. Надежнее всего наличники на пазовых доборах, слева на рис. Телескопические системы наличников с пазом в раме (напр., справа на рис.) не предназначены для наружной установки: порывом ветра наличник может выломать, сломав заодно и раму.

Если рама окна современная деревянная или ПВХ с пазом под шпонку, телескопические наличники к такому окну можно ставить, не вынимая его. Если же ПВХ окно с стене с недоступной базовой поверхностью не предназначено для установки наличника, то нет другого выхода, как вынуть окно, поставить в проем короб под наличник, прикрепив его к базовой стене, и вновь установить окно. В таком случае короб наличника должен иметь пазы, приходящиеся на места крепления анкеров окна.

Дерево для наличников

Расписные, вырезные и прорезные наличники деревянные наличники (см. далее) делают из качественной прямослойной сосны или лиственницы без сучков. Толщина досок – от 30 мм. Суковатая ель не годится: снаружи сучки скоро обрисуются под любым покрытием, а там и выпадать начнут.

Для резных наличников требуется древесина, пригодная для резьбы – мелкослойная, вязкая, достаточно плотная – и стойкая к наружным условиям. Лучшие породы для этого – дуб и бук, но они довольно дороги. Липа, ольха и осина годятся после 2-х кратной пропитки (первая пропитка – до просачивания насквозь) водно-полимерной эмульсией; масляная, силиконовая и минеральная (раствором буры) пропитка от гниения не увеличивает вязкости и поверхностной прочности древесины. Береза абсолютно непригодна: снаружи никакая пропитка не спасет ее от поражения грибами.

Примечание: великолепный резной наличник очень просто получается из самой дешевой фанеры, дважды пропитанной водно-полимерной эмульсией. Подробнее о наличниках из фанеры см. в конце.

Щит для наличника

Иногда одной доски не хватает на желаемую ширину наличника, но скреплять 2-3 доски в щит стальным крепежом в этом случае – грубая ошибка. Деревянный щит на стали снаружи скоро расщелится, затем крепеж в зазоре между наличником и стеной поржавеет и рассыплется. Но и собирать доски в щит для наличника по-мебельному без дополнительного укрепления тоже нельзя, ведь шкаф или стол не предназначены выдерживать сильные ветра, дождь и снег. Сплачивают щиты из досок для наличника след. образом, см. также рис. ниже:

  1. На столе или верстаке расстилают полиэтиленовую пленку с 3-х кратным запасом по ширине будущего щита;
  2. Доски складывают в пакет на пленке и склеивают ПВА или водостойким столярным клеем;
  3. Когда клей схватится, пакет досок оборачивают пленкой;
  4. Под пакет в пленке подкладывают и на него накладывают фанерные щеки;
  5. Пакет со щеками туго обматывают бельевым шнуром;
  6. Под витки шнура подбивают пары деревянных клиньев, чтобы шнур натянулся как можно туже;
  7. Спустя 2-3 времени полного высыхания клея шнур, щеки и пленку снимают;
  8. С испода (тыльной стороны) щит дополнительно подкрепляют, набив бруски 40х20, уложенные плашмя, поперек досок.

Примечание: доски в пакет собирают, соблюдая правила чередования ориентации слоев дерева, как и мебельные щиты, см. слева на рис.

Не дерево

Деревянные некрашеные наличники неважно смотрятся на любой не деревянной стене, даже если ее материал хорошо имитирует расцветку дерева. В таких случаях лучше или поставить комплектные к окну простые ПВХ наличники (слева на рис.), или более дорогие наличники из полиуретана, остальные поз. на рис. Полиуретановые наличники могут имитировать наружную лепнину и раскрашенные многоуровневые вырезные наличники (справа на рис.); последний вариант может быть сборным на клею из приобретаемых по отдельности элементов.

Художества разные

Художественно оформленные оконные наличники возможно выполнить, во-первых, рамными (поз. 1 на рис. ниже) или в окладе, поз. 2; функциональность, т.е. защита уплотнения окна, тех и других одинаковы. Наличники в окладах наиболее информативны и значимы сакрально, о чем мы поговорим ниже. Рамные наличники помимо функционала преимущественно декоративны.

С точки зрения работы по дереву рамные наличники, в порядке возрастания ее сложности, делятся на:

  • Вырезные – доски или щиты обрезаются по фигурному контуру, поз. 3.
  • Прорезные, поз. 4 – в доск/щите выпиливается узор. Встречаются относительно редко, т.к. непрочны.
  • Прорезные многоуровневые, поз. 5, до 5 и более уровней – выпиленные узорчатые модули прикрепляются к прочной простой или вырезной основе. Помимо прочности, многоуровневые наличники хороши тем, что мощный крепеж к стене прячется в вязи верхних уровней, а сами верхние уровни можно крепить мелким незаметным крепежом.
  • С накладными рельефными деталями, поз. 6. В наше время технологически могут оказаться проще вырезных, т.к. на дереве вполне уместно смотрится соотв. окрашенный покупной полиуретановый рельеф.
  • С низкой выпуклой резьбой, поз. 7 – великолепно смотрятся, но очень трудоемки, нужно выбирать много древесины.
  • С низкой вдавленной резьбой, поз. 8 – трудоемкость меньше, но работа сложнее, т.к. очень трудно исправить видимые огрехи.

Примечание: на поз. 8 показан наличник с т. наз. подушечной резьбой – углы выступающих фрагментов сглажены. Смотрятся наличники с подушечной резьбой почти так же роскошно, как с выпуклой, но и трудоемки почти так же.

Что касается красочного декора, то наличники могу быть расписными, поз. 3, некрашеными лакированными, поз. 4, или естественного вида, поз. 7, окрашенными в разные цвета по уровням, поз. 5, 6, и окрашенными целиком, поз. 8. Расписными выполняются почти исключительно вырезные наличники, а естественными – из особо стойких пород дерева (мореный дуб и т.п.)

О скульптуре наличников

Вообще, о наличниках со скульптурной резьбой, высокой (круглой, полукруглой) и низкой, см. рис., можно было бы и не упоминать в статье с тегом «своими руками». Тому, кто умеет так резать по дереву, ни к чему объяснения, как сделать и поставить наличник на окно. Но есть один момент, мало известный и опытным мастерам.

МДФ – слыхали? На самом деле это калька с MDF, medium density fibreboard, деревоплита средней плотности. Всем известная ДВП это low density fibreboard, деревоплита низкой плотности. А есть еще HDF, high density fibreboard, древесноволокнистая плита высокой плотности, у нас мало известная вследствие относительной дороговизны. Все эти материалы вполне экологичны, т.к. получаются горячим прессованием древесной массы без синтетического связующего, разница только в температуре и давлении пресса.

Так вот, HDF, во-первых, при условии 2-кратной пропитки водно-полимерной эмульсией стойка в наружных условиях. А по вязкости и плотности пригодна для тонкой резьбы по дереву, но гораздо дешевле пород дерева для художественной резьбы и выпускается большими абсолютно однородными плитами. Режется HDF не так хорошо, как орех, но вполне подобно дубу и буку.

Оклад

Полный набор элементов русского оклада наличника показан слева на рис; там же даны наименования его частей. В конкретных изделиях те или иные модули могут отсутствовать, т.к. они в значимости дублируют друг друга.

Главное сакральное значение имеют теремец с кокошником и фартук; информативно-функциональную нагрузку несут, как правило, оголовки и свесы. Тимпан с фартуком обычно обереги от зла, а кокошник с оборой, ризы и подоконник – талисманы, привлекающие добро. Конкретные фигуры для того и другого были в старой Руси свои не то что в каждой деревне, но едва ли не в каждом доме. Общего для добра прослеживается круг с радиусами, лучами или крыльями (Солнце), птица (жар-птица – наследница то ли феникса, то ли симурга), конь – символ зажиточности и общественного положения, и рыба – исконный положительный символ христианства. Универсальные обереги от зла – стилизованный растительный орнамент на основе полезных растений.

Примечание: крыло, как часть птицы, несущая ее в небе, имеет то же сакральное значение, что и птица. Крылатое Солнце – добрый вестник. Христианский шестикрылый серафим не что иное, как языческое крылатое Солнце с ангельским ликом.

В европейско-восточной традиции универсальные символы добра – картуш и медальон. Медальон, понятное дело, Солнце, а картуш это или стилизованное древо жизни, или на нем же птица феникс. То и другое ничуть не противоречит и христианству, и древним славянским верованиям. На Руси даже взялись совмещать картуш с медальоном, для чего теремец наличника сделали разрезным, справа на рис.

Обереги

В городе наибольшее значение имели оберег на тимпане и кокошник, они от порчи, дурного глаза и т.п. Шаблоны верхних оберегов наличника окна городского дома даны на рис. Верхний – с картушем, стилизованными птичками, рыбами (хвосты ясно видны) и еще не менее чем 12-ю позитивными элементами, заметными человеку сведущему.

Нижний – более для приверженцев исконных верований. Там в стилизованном солнечном круге некое древнеславянское божество. Какое – не вполне понятно, но определенно доброе. Добро это попирает зло в виде змея: обратите внимание, что нижние элементы этой доски несимметричны.

На селе и тем более в лесу нужным считалось уберечься в равной степени от верхнего (сглаз, оговор и пр.) и нижнего зла: ползучих гадов и лесной нечисти. Помочь в этом призваны были наличники с утяжеленным или тяжелым фартуком, по высоте равным или большим верхнего оберега. Пример верхней и нижней досок наличника-берегини с утяжеленным фартуком деревенского дома дан на рис. Расшифровать его можете попробовать самостоятельно.

Орнамент

Орнаменты наличников окон строятся обычно на основе т. наз. раппортов – самосопряженных в одном направлении элементов, образующих линейный бесшовный узор, слева на рис. Меняя размеры и количество раппортов, можно достаточно быстро разработать прорезной наличник на любое окно. Комбинируя всего 2-3 раппорта, возможно получить большое разнообразие узоров; трафареты нескольких видов полносопряженных раппортов даны справа на рис.

Раппорты узора не обязательно должны полностью сопрягаться друг с другом, это позволит сделать узор зрительно сложнее и эффектнее. Напр., узор верхнего ряда на след. рис. строится переворачиванием «вверх ногами» каждого последующего фрагмента относительно предыдущего. Раппорты остальных орнаментов на рис. сопряжены либо по ломаным, либо по кривым линиям (отмечено красным).

Примечание 5: оформление углов рамных наличников обычными для линий раппортов оконечными элементами нередко оказывается затруднительным, просто места на углу не хватает. На такой случай на след. рис. даны шаблоны равнобоких оконечников орнамента. Повернув на 45 градусов, из них можно строить и линейные орнаменты. Детали эти лучше всего выпиливать из фанеры, см. в конце.

Резьба

Если вы захотите сделать себе уникальные резные наличники, то главная трудность на этом пути – подбор инструмента. Помимо плоских стамесок на 5, 10, 16/18 и 24 мм (поз. А на рис.) понадобятся косые тех же ширин, но обязательно парами – правая и левая, поз. Б. Угловых стамесок достаточно будет 6, 12 и 18/24 мм на угол 90 градусов, поз. В.

Гораздо больше потребуется полукруглых стамесок, поз. Г: для начала 4, 8, 13 и 16 мм нормальных, с глубиной желоба, равной его ширине. 4 и 8-мм стамески нужны будут также глубокие, т. наз. U-образики, а 13 и 16-мм еще и отлогие.

Для тонкой художественной резьбы понадобятся еще изогнутые стамески-клюкарзы нормальные, отлогие и угловые на 60 градусов, поз. Д1, Д2, Д3. Для подушечной резьбы не обойтись без обратных клюкарз для сглаживания углов, поз. Д2а. Минимально необходимые типоразмеры отмечены на поз. Д красным.

Искать стамески для резьбы по дереву нужно в художественных магазинах, но покупать все первоначально необходимые вразброс обойдется очень дорого. Лучше сразу взять набор для резьбы по дереву, но не для тонкой скульптурной из 40-60 предметов (поз. Е), он не дешевле обойдется, а вам на первых порах просто непонятно будет, что большинством этих инструментов делать. Нужно брать набор для начинающих из 12-15 предметов, поз. Ж, к нему надо будет только прикупить ножи-косяки на 90 и 60 градусов (показаны стрелками на поз. Е). Инструментами из такого набора можно будет облагородить вырезные накладные элементы и выполнять довольно тонкую геометрическую резьбу, см. рис.:

Примечание: если у вас есть возможность воспользоваться ручной фрезерной машиной по дереву, то вырезной или прорезной наличники можно будет значительно улучшить зрительно, пустив по его краю фасонной фрезой фигурную фаску – калёвку, см. рис. справа.

Фанера

Самая дрянная упаковочная фанера после 2-кратной пропитки водно-полимерной эмульсией становится пригодной для художественной резьбы среднего уровня, а под покраской вододисперсионной краской и лакировкой акриловым лаком оказывается снаружи стойкой, как дуб. Но что еще важнее – прочность фанеры, в отличие от досок, практически равна по всем направлениям. Необходимая для наличника минимальная толщина в 30 мм это 5 слоев фанеры и 5 уровней художественного оформления наличника. Таким образом можно сделать наличники из фанеры, зрительно почти не уступающие шедеврам мастеров прошлого; сравните слева и в центре на рис.

Старинные резные наличники, современный фанерный наличник и лобзиковый станок для выпиливания из фанеры

Однако ручным лобзиком пилить столько фанеры долго и неточно получится, а столярный электролобзик для такого тонкого кружева недопустимо груб. Нужен лобзиковый станок, он же стационарный электролобзик, справа на рис. Фирменные лобзиковые станки стоят дорого, но не уступающие им можно сделать своими руками из ручного электролобзика (который от этого не портится и остается пригодным для основной работы), старой швейной машинки и др. способами, см. напр. след. видео.

Видео: самодельный лобзиковый станок для резьбы по дереву

Примечание: станки из швейных машинок самые безопасные и могут быть не электрифицированными, если машинка с ножным приводом. В таком случае частота ходов пилки и регулируется элементарно безо всякой электроники: надо только чаще или реже дрыгать ногами.

Мастер-класс по рисованию оконного наличника в графике.


Думлер Татьяна Петровна, учитель изобразительного искусства МАОУ гимназии №56
Назначение: данный мастер-класс предназначен для учащихся 4 классов, для педагогов, родителей и всех интересующихся людей.
Цель: выполнение зарисовки оконного наличника в графике.
Задачи:
- формировать основы изобразительной грамотности;
- совершенствовать графические умения;
- развивать пространственное мышление, воображение и фантазию;
- развивать уважительное отношение к истории и культурным традициям России.
Материалы: лист бумаги для рисования, простые карандаши, ластик.
Прививать любовь к искусству наших предков, которое и сейчас, по истечении веков, удивляет и восхищает нас, мы будем вместе с вами на уроках рисования. Сегодня я приглашаю вас на увлекательное путешествие в город Томск.

Томск, один из старейших городов Сибири. В XVII веке Томск - крепость и город «служилых» людей, предназначенный для защиты местных народов и русских переселенцев от набегов кочевников. В XVIII Томск становится торговым центром обширного края. В конце XIX века становится ареной революционного рабочего движения, в котором горячее участие принимает передовое студенчество.
Ныне Томск - промышленный, культурный, учебный и научный центр страны. И один из красивейших в стране.


Томск, как и большинство городов в России, всегда был деревянным. Но ему повезло больше других: провинциальный статус помог сберечь значительно больше деревянных построек, чем в крупных городах.


В конце 1880-х архитектуру ждали серьезные перемены: на авансцену вышла резьба. Раньше ее можно было увидеть только в церквях, жесткие регламенты не позволяли украшать деревянными кружевами здания. Но в 1880-е обязательные проекты отменили. И фасады домов мгновенно преобразились! Резьба глухая, ажурная, прорезная, пропильная, объемная - из нее-то и получалось деревянное кружево.


Для томских домов периода эклектики характерно обилие высоких окон, фронтончики вместо фронтонов (они в первую очередь декоративный элемент, не влияющий на конструкцию). Их обычно украшали солярными знаками.



Разнообразную деревянную архитектуру, изумительную резьбу по дереву можно встре-тить во многих местах необъят¬ной России. Но в Томске искусство деревянной домовой резьбы достигло редкостной силы, обрело уникальные черты - Богатство резьбы, разной по тематике, форме и технике!


Резной оконный наличник - элемент деревянной архитектуры, знаком каждому. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой, тем самым защищая её от разрушающих воздействий окружающей среды.
Томские наличники имеют отличительные особенности: живое дерево и отсутствие всякой краски, объёмная резьба с растительным орнаментом.


Наличник не просто украшение - это оберег, охраняющий дом. Ведь окна - глаза избы, а глаза, как известно - зеркало души... Вот душу каждого дома и охраняют разнообразные по форме и резьбе оконные стражи.


Оконные наличники - символ красоты давно ушедшего, деревянного мира. Резные наличники красивы, необыкновенны и интересны. Это элемент традиционной, народной архитектуры тепло принимаемый всеми!
Попробуем нарисовать резной наличник. Возьмём лист бумаги и простые карандаши.
Рисовать будем без линейки, развивая твёрдость руки и глазомер.


Начнем с прямоугольника в центре листа – это оконный проём.


Проведём внутри прямоугольника линии параллельно данным на одинаковом расстоянии – это рама.


Покажем оконный переплёт – проводим внутри линии, толщина такая же как у рамы.


Вокруг рамы показываем доску – наличник. Форма и размеры могут быть разными. Мы выбираем вариант томских наличников – не большой ширины и характерным закруглением в верху.


Традиционно доска украшалась деталями объёмной резьбы (выполнялись отдельно, тщательно моделировались и затем с помощью длинных тонких гвоздей без шляпок набивались на основу). Мы начинаем моделировать украшение доски и нарисуем одинаковые узоры по углам.


Дальнейший узор может состоять из сочетания геометрических элементов. Важно рисовать узор справа и слева на одинаковом расстоянии – симметрично.


Завершив моделировать боковые части наличника переходим к верхней. Начнём с обозначения центра, затем развиваем растительный узор то в право, то в лево.


В нижней части наличника намечаем центр и направление завитков.


Развиваем растительную тему по всей нижней части доски.
Деревянные узоры присутствуют не только на доске, но и за её пределами. Начнем рисовать их с низу. Задаём траекторию растительного кружева.


Добавляем параллельные линии, усложняем узор.


Рисуем профилированный карнизный пояс сверху. Добавляем симметричные линии-завитки для навершия наличника.


Каждый завиток прорисовываем второй параллельной линией, усложняем узор.


Теперь нарисуем дополнительные узоры по бокам наличника.


Осталось добавить горизонтальные линии – это доски (брёвна) стены.


Для тонировки фона используем твёрдый карандаш. Заштриховываем, используя приём «растяжка» - сверху бревна светлее, снизу темнее.



Наличник тонируем слегка, оставляя узор белым (ведь он набивается сверху доски)


Мягким карандашом тонируем прямоугольники - внутреннее пространство дома.


Почти всегда, вглядываясь в окна, можно увидеть занавески, разные по рисунку и по-разному задрапированные. Я предлагаю показать занавески приёмом стирания ластиком.


Ребятам нравиться работать с ластиком, но его периодически нужно чистить (потереть о другой лист бумаги)


Очень трудоёмкая и кропотливая работа завершена, теперь настало время полюбоваться результатом!

Традиция украшать окна резными наличниками пришло со старых времён. Считалось, что отделка окна причудливыми узорами не только защищает помещение от сквозняков и холода, но и служит своеобразным защитным оберегом от нечисти или сглаза.

Подборка шаблонов для резных оконных наличников

Как сделать трафарет для наличника

Трафарет – это приспособление для нанесения одинаковых узоров и символов на нужную поверхность. Прежде чем начинать работу по изготовлению наличников, понадобится достать трафареты и шаблоны. Найти эскиз для резного наличника не составит труда – их можно бесплатно и в большом многообразии скачать в интернете, приобрести в специализированных магазинах или найти в журналах.

В готовом виде трафареты и шаблоны могут быть изготовлены на бумаге, картоне или древесном волокне. Их нужно только приложить к поверхности будущего наличника и обвести. Сделать трафарет самостоятельно можно несколькими способами:


Трафареты и шаблоны – главные помощники в создании резных наличников. В чертеже нужно учесть, какой рисунок будет выбран для различных составляющих наличника.

Резные наличники включают в себя следующие основные детали:

  • верхняя планка наличника;
  • вертикальные рейки наличника или рама;
  • нижняя планка или профилированный подоконный поясок.

Это только основные элементы, резные наличники могут включать ещё множество декоративных деталей: диадема, плечики, вазончики и прочее.

Перенесение контура рисунка на заготовку

После того как эскиз создан, нужно изготовить непосредственно трафарет, на который переносятся все элементы рисунка для резных наличников. Перенести контур на заготовку можно следующими способами:


Вырезание наличника по шаблону
  1. Самый распространённый способ, когда рисунок вырезается из плотной бумаги или картона. Полученные шаблоны прикладываются к доске и обводятся по контуру ручкой, фломастером или карандашом.
  2. Трафарет можно не вырезать, а перенести на будущие наличники через копировальную бумагу.
  3. Можно продавить контур эскиза через бумагу на дерево ручкой (остаётся малозаметный след). Сделать контур более чётким можно и без копирки, нанеся с обратной стороны листа слой графита мягким простым карандашом.

Располагать трафареты на заготовке нужно вдоль волокон дерева: в будущем резьба такого наличника не растрескается. Для удобства места, где будут выполнены пропилы, можно сделать цветными.

Наличники – способ декоративного оформления оконных проемов. Однако, помимо украшения, они являются незаменимой функциональной частью, помогая закрыть щели, неровные скосы и другие погрешности.

Кроме того, они помогают сохранять тепло внутри помещения, предотвращают попадание в него осадков и пыли, а также уменьшают уровень проникновения уличного шума.

Выбор узора

Можно купить готовые наличники (самые простые или же необычные, которые готовятся на заказ). Не существует промышленного производства этих деталей, они изготавливаются мастерами на заказ в столярных мастерских. А можно проявить всю свою фантазию и собственными руками создать уникальные и неповторимые наличники. Самое главное – это наличие желания и огромного терпения!

Узоры, которые будут украшать готовое изделие, также можно найти, обратившись к тематическим источникам на бумаге или расположенным в интернет-сети. Кроме того, существует немало фирм и дизайнеров, которые готовы справиться с реализацией всех мыслей заказчика в готовый узор.

Создание рисунка можно произвести и своими руками. Лучше выбирать такие узоры, которые не перенасыщены мельчайшими деталями. Желательно, чтобы общий вид изображения легко разбирался на достаточном отдалении. Рисунки верхней и нижней части должны выполняться в едином стилистическом направлении.

Если не имеется достаточного опыта столярных работ, лучше отдавать предпочтения узорам, не требующим сложного исполнения. Тематика их может быть самой разнообразной – флора и фауна, стихии природы, солнечные знаки и т.д.


Примеры для вырезания элементов из дерева

Необходимые материалы и инструменты

Наличники могут быть изготовлены из самого разного материала:

  • Дерево (предпочтительнее всего);
  • Металл;
  • Пластик;
  • Пенопласт;
  • Полиуретан и т.д.

Кроме того, для работы также пригодится и некоторый инструмент, запастись которым следует заранее:

  • листы наждачной бумаги различных номеров;
  • электрический лобзик, с помощью которого возможно создание практически любого узора;дрель и набор сверл к ней;
  • набор стамесок;
  • различные по исполнению ножи.


Эскиз наличников

Определившись с узорами, которые будут использованы, необходимо приступить к созданию эскиза будущих наличников. Выполняя эскиз, нужно прорисовывать все элементы, включая:

  • нижнюю планку или поясок, выполняющий роль подоконника;
  • раму или вертикальные рейки;
  • верхнюю резную доску.

Кроме обязательных элементов прорисовываются также и все декоративные компоненты – диадемы, вазончики и другие.


Эскизы наличников на окна

Изготовление трафарета

По готовым эскизам и узорам будет создан трафарет. Существует несколько вариантов его создания (перенесения эскиза на материал).

С помощью графического редактора можно отредактировать абсолютно любое резное изображение. Для начала его нужно отыскать и обработать с помощью специальной программы – фотошопа. На любом компьютере присутствует стандартное приложение, которое позволяет редактировать, рисовать и раскрашивать. Именно здесь есть возможность создавать собственные изображения.

Если есть фотография конкретного узора, можно сделать его ксерокопию. После этого нужно задать необходимые параметры и получить готовый шаблон желаемого рисунка или фигуры в натуральную величину.

Также можно сканировать изображение для дальнейшей его распечатки на компьютере. Некоторые люди готовы тратить длительное время на создание эскизов. Для начала необходимый орнамент расчерчивается на равносторонние прямоугольники, при этом используется масштабирование.

Таким образом можно получить наиболее правильный трафарет наличников – даже пропорции узоров могут быть изменены собственноручно по своему усмотрению.

Чаще всего для создания трафарета используются листы плотного картона. Свой собственный шаблон должен быть создан для каждого элемента, узора или орнамента.

Следующий этап – перенесение шаблона на деревянную заготовку. Это может быть сделано с использованием самого обычного грифельного карандаша или шариковой ручки. Также шаблоны реально подготовить, воспользовавшись копировальной бумагой.

Чертеж закрепляется с помощью канцелярских кнопок и не съезжает. Далее, из полученного трафарета, происходит вырезка всех необходимых элементов.

Изготовление наличников

Для изготовления наличников своими руками потребуется цельная деревянная рама, которая состоит из нескольких частей, соединенных между собой. В первую очередь необходимо подобрать нужный материал.

Бук, береза, орех, дуб и ольха – наиболее часто используются именно эти породы дерева. Перед проведением основных работ выбранный материал поддается обработке водоотталкивающей смесью, красится или может быть покрыт лаком.

Нужно помнить о том, что наличники на всех окнах должны быть одинаковыми. Форма, размеры, узор – все должно быть идентично. Их внешний вид должен гармонировать с общим дизайнерским решением строения. Стиль выполнения резьбы может быть самым разнообразным – классический, фольклор, кантри и т.д.

  • Снятие всех необходимых замеров с оконных проемов.
  • Затем подготавливается пиломатериал. Толщина доски должна соответствовать следующим размерам: не меньше 30 мм, если используется прорезной способ, и не менее 10 мм для накладного способа нанесения узора. Сухие доски нужно строгать со всех сторон.
  • Следующий этап – вырезание заготовок.
  • Затем происходит вырезание узоров и сверление отверстий.
  • Потом проделанные отверстия поддаются обработке с помощью наждачной бумаги , пылесосом удаляется вся скопившаяся пыль и грязь.
  • Если при изготовлении была использована накладная техника нанесения узоров, то скрепление всех деталей происходит с помощью гвоздей без шляпок. Также можно произвести фиксацию при помощи клея. А вот использовать саморезы категорически не рекомендуется!

Установка наличников

После выполненных работ по изготовлению наличника необходимо позаботиться о том, чтобы правильно провести его монтаж.

Крепление может осуществляться двумя способами:

  • Глухой шип – в этом случае все крепежи находятся в наличниках, а в раме для них подготавливаются соответствующие по размеру отверстия. Шип должен быть обработан с помощью клея, затем он вводится в паз. Это позволяет сохранять внешний вид таким, какой он есть.
  • Сквозной шип – этот способ проще в установке, но в надежности он значительно уступает первому. Здесь крепеж монтируется там, где его будет непросто заметить. А место соединения деталей закрывается каким-нибудь декоративным элементом.

Вставать в гнезде шип должен плотно, но без применения особых усилий. Шипы могут быть зафиксированы и с помощью , изготавливаемых из дерева твердых пород. Клей же не могут выполнять свои функции продолжительное время из-за агрессивного воздействия природных сил.

Всегда необходимо брать во внимание то направление, куда открываются окна. Если они открываются в наружном направлении, наличник размещают выше оконных створок на 30 мм. Кроме того, не должно создаваться препятствий для полного открытия рамы.

Правила изготовления наличников

Если исходным материалом является дерево, то ширина доски должна составлять 30-40 мм. Кроме того, могут быть использованы листы металла, пластика и другие.

Ширина материала должна быть достаточной для того, чтобы скрыть края стен, а также защитить их от негативного воздействия влажности воздуха.

Расположив резные элементы вдоль древесных волокон, их растрескивание будет предотвращено. Особенно это актуально при использовании хвойных пород дерева. Также следует помнить о том, что у ажурных наконечников и изгибов толщина значительно меньше, чем у конструкции в целом, именно поэтому они наиболее хрупкие.

После установки всей конструкции не должны возникать помехи для комфортного открытия и закрытия окон. Для этого внутренний размер наличника должен быть больше на пару сантиметров размера рамы. Нижняя часть обязательно крепится под небольшим углом, что обеспечивает нормальный сток воды. Планка нижней части делается на 1 см шире верхней.


  1. Использование трафаретов при вырезании деталей – обязательно, иначе невозможно будет добиться задуманного результата!
  2. Если не хочется делать большие затраты сил и времени , рекомендуется изготовление плоских наличников.
  3. Материал для изготовления наличника должен быть устойчив к изменениям температуры и повышенной влажности. Поэтому для изготовления фасадных элементов не рекомендуется использование и фанеры.
  4. Также материал, выбираемый для изготовления наличников , должен уверенно противостоять и ветровой нагрузке.
  5. Для всех наличников необходимо соблюдать единство общего стиля.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама