THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В отечественной историографической традиции Древнерусское государство с центром в Киеве в IX -- начале XII в. получило название Киевская Русь. Согласно летописи, понятие «русь» происходит от наименования варяжского племени, из которого происходил Рюрик. Под варягами тогда имелись ввиду норманны, а отсюда и возникла наиболее популярная норманнская теория происхождения Руси. Последователями этой теории были в XVIII в. историки-немцы, М.П. Погодин и др.

Другие ученые считают, что «русью» назывался широкий союз славянских племен, сложившийся в середине I тыс. н. э. в районе реки Рось, являвшейся одним из притоков Днепра южнее Киева. Так возникла противоположная норманнской, славянская версия происхождения Руси. Ее сторонниками в XVIII в. были великий русский энциклопедист М.В. Ломоносов и другие. В XIX в. этой теории придерживался известный историк И.Е. Забелин и др. В последние годы многие историки и публицисты склонны развивать именно эту теорию, считая ее наиболее достоверной и объективной.

Если говорить о становлении государственности Киевской Руси и роли в ней князей-варягов, и, соответственно, о месте, занимаемом ими в древнерусской истории, стоит заметить, что историческая роль варягов на Руси была существенно меньшей, чем роль племен печенегов или половцев, оказывающих значительное влияние на процессы общественно-политического развития Руси в течение четырех веков. Термины «Русь», «Русская земля» изначально в IX в. относились только лишь к киевским и соседским с ними южнорусским землям. И только три столетия спустя, в XII в., это понятие получает свое распространение на всей территории, занятой восточными славянами. При этом, у абсолютно всех славянских народов, в том числе и у восточных славян, отличительной чертой социальной организации являлась высокая степень территориально-политической автономии каждого племени друг от друга. Поэтому, согласно одной из летописей: «Поляне и Древляне и Северо и Радимичи и Вятичи и Хорватии… имяхубо обычая своя и законы отец своихъ и предания кождо своя норов».

Причиной, заставившей Олега покинуть Новгород со своей дружиной, явился еще и тот факт, что новгородцы были убежденными приверженцами вечевой формы государственного управления. Киев, таким образом, оказался единственным из восточнославянских городов, жители которого приняли приоритет княжеской власти над древними вечевыми устоями. Поэтому этот город и стал резиденцией новой варяжской династии, которая захватила власть над племенем полян после убийства наследников Кия. Но, несмотря на это, договор с жителями Новгорода еще сохранял свою юридическую силу.

Таким образом, территория словенильменских на весьма оригинальных автономных условиях по-прежнему формально находилась в сфере влияния наследников Рюрика, при этом, договор обязывал их, не нарушая принципов «старины», т.е. вечевого управления, защищать Новгород от внешних врагов. Из этого можно сделать вывод о том, что с момента легендарного утверждения Русского государства, на его территории совмещались две формы правления: республиканско-вечевая и самодержавно-монархическая, которые смогли продержаться вплоть до образования централизованного Московского государства при Иване Грозном.

Характерной чертой экономики Киевской Руси являлась многоукладность. Экономическую основу Древнерусского государства составляла, в первую очередь, феодальная собственность на землю. В этом заключалось основное отличие древнерусского государства от западноевропейских и ряда других стран, в которых становление государственности было неразрывно связано с господством рабского труда. Феодальная собственность на землю существовала на Руси в двух видах: как вотчина -- земельная собственность крупного феодала, позже боярина, которая могла передаваться по наследству. В нее входили феодальная усадьба и прилегающие к ней крестьянские дворы; а также поместья -- земли, которые князь мог пожаловать своим дружинникам в качестве условного владения в награду за верную службу. При этом право на владение поместьем дружинник имел только лишь в период службы.

Вместе с тем в древнерусском государстве IX-X вв. отмечалось активное развитие ремесел. В Киевской Руси было распространено около 150 различных ремесленных специальностей. Развитие ремесел наряду с другими причинами стало в свою очередь причиной стремительного роста и расширения городов. Взяв за источники летописи, историки подсчитали, что в IX --X вв. на Руси насчитывалось 24 города, в XI в. -- 64. Самыми крупными городами, ставшими общественно-политическими центрами древней Руси, были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов. В Скандинавии Русь в те времена прозвали Градарикой -- страной городов.

Дальнейшее усиление социального разделения труда, повышение производительности земледелия, стремительное развитие различных ремесел, способствовало к увеличению и расширению зоны торгового обмена как между городом и деревней, так и торговых оборотов между различными автономными княжествами Киевской Руси и, самое главное - ее самой со многими странами: Персией, Аравией, Францией, Скандинавией. Главным торговым партнером Руси стала Византия, с которой Русское государство вскоре объединила общая религия - после принятия Русью православия в 988 году. Следует отметить, что приобщение Руси к христианскому миру в корне изменило ее положение на политической арене средневековой Европы - значительно расширились торговые связи, стали складываться военно-политические союзы и заключаться династические браки между славянскими княжескими родами и европейскими монаршими домами.

Установление феодальной формы собственности на земельные владения привело в результате к созданию четко оформившейся к этому времени социальной структуры общества и заложило основы формирования крепостной зависимости крестьян.

На вершине социальной лестницы стоял великий киевский князь. Он являлся крупнейшим собственником земли, проводил регулярный сбор дани с подчиненных ему племенных князей и остальных земельных собственников и жаловал поместьем за военную службу. Следующую по нисходящей линии ступень занимали крупные собственники земельных владений - бояре и поместные князья. Они платили дань великому киевскому князю и имели право на сбор дани со своих вассалов, проживающих и работающих на принадлежащих им землях. Примерно такое же положение заняло впоследствии и высшее духовенство.

В географическом плане Русь заняла уникальное положение, оказавшись на стыке Северной и Южной Европы, ее западной и восточной частей. В Х-ХI вв. она получила выход сразу к четырем морям. На севере к Белому, на западе к Балтийскому, а на юге к Черному и Азовскому. Подобного удобного расположения в то время не имела ни одна страна мира. В итоге восточнославянские земли перестали быть периферией мировой цивилизации и заняли важное место в геополитическом раскладе сил. Этому также способствовало и то обстоятельство, что по территории Руси протекали самые большие реки Европы. В ее состав входил весь бассейн Днепра, Верховья Волги и Дона, связывающие Европу с Кавказским регионом, Средней Азией, Персией и Ближним Востоком. Укрепившись в низовьях Дуная Русь поставила под свой контроль важную транспортную артерию, связывающую Запад Европы со странами Азии. Положение Руси на Черном море оказалось настолько прочным, что оно стало носить название Русского.

Основные этапы формирования Древнерусского государства

В процессе формирования Древнерусского государства можно выделить три основных этапа:

I этап (VIII-середина IX вв.). Происходит вызревание предпосылок государственности в восточнославянских племенах . В этом процессе решающую роль играли внутренние факторы:

Этническая общность,

Определенная схожесть экономических интересов,

Близость территории,

Необходимость защиты от внешних врагов (соседних племен и государств),

Потребность в расширении территории путем военных походов.

Начиная с VI в. у восточных славян обособляется и укрепляется власть родовой аристократии, прежде всего военных вождей, опирающихся непосредственно на реальную вооруженную силу - дружину . Этот тип общественного устройства получил название «военной демократии».

На этом фоне складываются межплеменные союзы и выделяются их центры. К VIII в. у восточных славян возникли определенные предгосударственные формы. Исторические источники свидетельствуют о существовании союзов восточнославянских племен:

· - Валинана (у волынян в верховьях р. Буг),

· - Куявия (отождествляют с Киевом),

· - Славия (связывают с Новгородом),

· - Артания (местоположение неизвестно, возможно в районе современного г. Рязани).

Появляется система полюдья (сбор дани с общинников в пользу вождя-князя, пока добровольно, воспринимающийся как возмещение за военные расходы и управленческую деятельность).

II этап (II половина IX-середина X вв.). Процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов), которые заставляли платить дань славянские и финно-угорские племена.

Но о действительных началах древнерусской государственности можно говорить в первую очередь тогда, когда власть князя стала восприниматься как особенная государственная власть (вторая половина IX-первая половина Х вв.). О её характере можно судить, прежде всего, по организации сбора дани и полюдью, по активной внешней политике, в особенности по отношению к Византии.

Призвание Рюрика новгородцами (862 г.) и объединение его преемником Олегом (879-912 гг.) Северной и Южной Руси под властью Киева в IX в. позволили сосредоточить власть киевских князей над территорией от Ладоги до низовьев Днепра .

Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с князем киевским . Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех входящих в это объединение племен.

Олег , опираясь на мощь славяно-норманнской дружины и «воев» (вооруженных свободных общинников), совершает успешные походы на Византию в 907 и 911 гг . В результате были подписаны выгодные для Руси договоры , обеспечивающие ей право беспошлинной торговли на территории империи и ряд других привилегий.

Игорь (912-945 гг.)

а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов .

В 944-945 гг. он совершил два похода на Византию , нарушившую свои соглашения с Русью, но, потерпев поражения, вынужден был заключить менее выгодный договор с империей.

В договоре с Византией 945 г. встречается сам термин «русская земля ». В этом же году во время полюдья он был убит древлянами за требование дани сверх обычной.

III этап (II половина X-начало XI вв.). Он начинается с реформ княгини Ольги (945-964 гг.). Отомстив древлянам за смерть мужа, она в целях предотвращения в дальнейшем случившегося с Игорем установила фиксированную норму сбора дани («уроки»), а для ее сбора установила особые места («погосты»), где «сидел» (т.е. следил за сбором дани) боярин с малой дружиной.

«Полюдье» превращалось в «повод ».

Погосты стали опорой княжеской власти на местах .

Политика сына Ольги, князя Святослава (964-972 гг.) направлена была в основном на борьбу с внешним врагом . Разгром Хазарии и походы на Дунай требовали больших сил, средств и времени. В связи с этим вопросами внутреннего устройства государства князь-воин (так звали Святослава и в народе, и в летописях) практически не занимался.

Новые шаги в развитии русского государства связывают с деятельностью незаконнорожденного сына Святослава - Владимира I (980-1015 гг.), пришедшего к власти в результате жестокой, кровопролитной борьбы с братьями за киевский престол.

1. Он расширил территорию Киевского государства, присоединив к нему юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) славянские земли.

Кроме того, чувствуя опасность для прочности своей власти, связанную с ущербностью своего происхождения (сын рабыни Малуши - ключницы княгини Ольги), Владимир стремился укрепить княжескую власть в принципе -

· введение монотеистической религии (единобожия) .

· введение института наместников

Сначала он делает это путем создания пантеона из 5 богов во главе с Перуном , который особенно почитался дружинниками. Но эта реформа не прижилась, и он пошел на радикальные изменения - ввел единобожие, приняв сам и заставив принять всю Русь христианство .

Введение христианства не только создало основу для духовного единства русского народа, но и укрепило верховную власть в государстве («един бог на небе, един князь на земле»), повысило международный авторитет Киевской Руси, переставшей быть варварской страной. Кроме того, христианская мораль призывала к смирению, что оправдывало феодальную эксплуатацию простых общинников со стороны князя, его окружения и землевладельцев-бояр, бывших опорой княжеской власти.

Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, стала замена Владимиром племенных князей наместниками (ими были 12 сыновей Владимира и приближенные бояре), назначаемыми киевским князем. Наместники должны были

· защищать новую веру

· и укреплять власть князя на местах, будучи «оком государевым».

Укрепление власти дало Владимиру возможность организовать население страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах государства и переселить сюда часть населения из более северных территорий (кривичей, словен, чюди, вятичей). Это позволило вести успешную борьбу с набегами печенегов . В результате князь, как свидетельствуют былины, стал восприниматься в народном сознании не просто как воин-защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.



Завершающий шаг в формировании русской государственности сделал сын Владимира I, Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.), положивший начало русскому письменному законодательству. Им была создана первая часть первого письменного свода законов - «Русской правды» («Правда Ярослава»). Она была написана еще в 1015 г., в бытность его наместником в Новгороде, и предназначалась для новгородцев. Вступив в 1019 г. на киевский престол, Ярослав распространил ее на территорию всего государства. Впоследствии, в течение полутора веков «Правда Ярослава» дополнялась его сыновьями («Правда Ярославичей») , Владимиром Мономахом («Устав Владимира Мономаха») и последующими правителями русского государства и существовала как законодательная основа вплоть до принятия первого Судебника в 1497 г.

Появление письменного свода законов в начале IX в. стало необходимым, так как при разложении родовой общины многие простые люди теряли свой статус и терпели обиды, не имея возможности обратиться к родовым коллективам. Единственной защитой для общинников и простых горожан становился князь и его дружина. Это еще больше увеличивало власть князя.

«Русская правда» как развивающийся памятник дает представления об усложняющейся социальной структуре , категориях свободного и зависимого населения, т.е. собственно объектах и субъектах государственного управления.

Будучи преимущественно процессуальным сборником, «Русская правда» мало говорила о судебной организации (упоминаются князь и судьи как органы суда, и княжий двор - как место суда). Дело в том, что многие споры решались вне суда, силами самих заинтересованных сторон.

Значение «Русской правды» состоит в том, что она повлияла на развитие местного законодательства и в дальнейшем общегосударственного.

Кроме того, в ней проводилась идея ответственности власти в судебных делах, прежде всего перед Богом, а суд своекорыстный в интересах самой власти квалифицировался как неправый.

В целом первый письменный законодательный свод Руси представляет собой важное свидетельство зрелости государства.

Таким образом, к началу XI в. Киевская Русь имела основные черты сформировавшейся государственности :

Единую территорию, охватывающую место проживания всех восточных славян;

Главная > Документ

«Образование Древнерусского государства»

1. Формирование древнерусской государственности с.4

2. Политика первых киевских князей с.6

3. Современные трактовки норманнской теории с.10

Заключение с.14

Список использованной литературы с.15

Введение

Происхождение русской государственности и русской культуры едва ли не самая древняя и наиболее популярная тема в отечественной исторической мысли. Непредвзятое изучение событий этого периода показывает, что сложение древнерусской государственности стало возможным в результате процесса естественной эволюции социально-экономической и культурной жизни восточных славян при определенном влиянии внешнего фактора. Точное знание и понимание процессов, приведших к образованию Киевского государства как первой политической системы, сплотившей многочисленные племена и народы и поднявшей их от примитивного первобытного состояния к могучей феодальной державе с единым религиозным мировоззрением, необходимо для того, чтобы здоровый интерес ко всему ценному, что есть в каждой национальной культуре, не вырождался в попытки отгородиться от объективного процесса взаимодействия и сближения национальных культур. Сложившееся древнерусское государство можно характеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ. Среди них – отражение набегов кочевников – печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

1. Формирование древнерусской государственности

Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологических регионов – земледельческого, скотоводческого, промыслового. Трех типов образа жизни – оседлового, кочевого, бродячего; в смешении нескольких этнических потоков – славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского, в пересечении влияния нескольких религиозных потоков. Таким образом, на основной территории Древнерусского государства мы не можем говорить о численном преобладании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений – это язык. В VI-IX веках идет процесс интенсивного развития народов, населявших Восточно-европейскую равнину. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяется ремесло, завязываются тесные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой. Усиленно развивается торговля, которая велась значительными капиталами (о чем свидетельствовали найденные клады арабских монет, рассказы арабских писателей). В торговле с Востоком большое значение имели контакты с хазарами, которые открыли славянам безопасный путь в Азию, познакомили с религиями Востока. Успешно развивалась торговля с Византией. К X веку сложились определенные формы и традиции торговых соглашений. Об этом свидетельствуют договоры, подписанные князьями Олегом и Игорем с греками. Они были составлены на двух языках – русском и греческом. Это подтверждает то, что письменность у славян появилась задолго до принятия христианства, а также то, что до появления первого свода законов «Русской правды» складывалось и законодательство. В договорах упоминалось о «Законе русском», по которому жили славяне. Под именем «русов» славяне торговали в Западной Европе. С древних времен рядом с земледелием и скотоводством население Древней Руси успешно занималось торговлей. При таком условии можно предположить раннее существование городов, уже в VII-VIII веках. Летопись не приводит времени их появления. Они были «изначала» – Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев – все на речных, торговых путях. Города являлись не только пунктами племенной обороны и культа. К XI веку они – центры политической, культурной жизни, ремесленного производства. С появлением частной собственности, богатых земледельцев, возникают грады – хоромы (замки). В скандинавских сагах IX века Древняя Русь называлась «Гардариком» – страной городов. Формирующаяся культура Киевской Руси была городской. Таким образом, до второй половины IX века, до образования государства, восточные славяне имели уже значительную историю, успели достигнуть заметных успехов в области материальной культуры, которая являлась основой общественной жизни. Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. Язычество – это религиозная форма освоения человеком мира. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив. Можно выделить несколько этапов развития языческой культуры. На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы. Они считали воду стихией, из которой образовался мир. Славяне населяли ее различными божествами – русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца – Даждьбог, бог ветра – Стрибог. Славяне думали, что их родословная происходит от богов. Автор «Слова о полку Игореве» называет русский народ «Даждьбоговыми внуками». На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Почитали Рода – творца Вселенной и Рожаниц – богинь плодородия. Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело. Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом. На третьем этапе развития языческой религии появляется «Бог богов», удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии боров. В VI веке повелителем Вселенной признавали бога – громовержца Перуна. В договорах X века с греками русские князья клялись двумя богами: Дружинным – Перуном (впоследствии – княжеским богом), а купцы – Белесом – богом скота (впоследствии – богом богатства и торговли). У славян существовали довольно развитые формы языческой обрядности, т.е. организованной, упорядоченной системы магических действий, практическая цель которых в том, чтобы воздействовать на окружающую природу, заставить ее служить человеку. Поклонение идолам сопровождались языческими ритуалами, которые не уступали христианским по пышности, торжественности и воздействии на психику. Языческая обрядность включала и различные виды искусств. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали славяне, давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей (амулеты, обереги). Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины), в зодчестве – на кровлях жилищ вытесывались изображения птиц, конских голов.

2. Политика первых киевских князей

Образование Киевской Руси – закономерное завершение длительного процесса формирования феодальных производственных отношений и складывания раннеклассовых структур в Древней Руси, подготовленное всем ходом социально-экономического развития полутора десятков восточнославянских племенных союзов. Сложившееся государство можно характеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы класса феодалов и феодального государства тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, необходимостью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с расширением его территории, а также защитой его границ. Среди них – отражение набегов кочевников – печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внешнюю политику киевских великих князей. Киевский князь Олег стал создавать опорные пункты в землях восточных славян, собирать с них дань и требовать участия в походах. Но много земель восточных славян еще не было связано с Киевом, а само древнерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль великого водного пути по Днепру, Ловати, Волхову. Вскоре после вокняжения Олега в Киеве дань ему начали платить словене, кривичи, меря, древляне, северяне, радимичи. В 911 г. Олег с войском подошел к стенам Константинополя (Царьграда). «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. Он взял с собой множество варягов, и славян, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев... Со всеми ними пошел Олег на конях и кораблях». В результате этого похода был заключен договор с греками. Согласно договору русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать константинопольского императора о своем приезде. Итогом похода была также и крупная дань, выплаченная греками. Договор Олега с ними обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912–945). В его княжение в 944 г. был подтвержден договор с Византией. При Игоре произошло первое народное выступление, – описанное в летописи – восстание древлян в 945 г. Сбор дани в землях древлян осуществлял варяг Свенельд со своими дружинниками. Однажды он собрал большую дань, что вызвало ропот в дружине Игоря, «воины Свенельда богато изоделись оружием и портами, а мы обеднели. Пойдем собирать дань, и ты получишь, и мы». Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся обратно «желая больше имения». Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: «Повадится вояк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили. После смерти Игоря его жена Ольга (945–964) жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря в качестве мужа своего князя Мала было заживо закопано в земле, второе сожжено в Киеве. Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам выдать ей в качестве дани по одной птице с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакля, и, когда те прилетели в свои старые гнезда, в древлянской столице вспыхнул пожар. В результате этого выгорела столица древлян Искоростень. В огне пожара погибло, по словам летописи, около 5 тыс. человек. Исходя из опыта восстания древлян, Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила «уроки» – размер дани и «погосты» – места для сбора дани. Были выделены специальные лица для сбора дани, так называемые «данщики». В княжения Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и древлян, что говорит о дальнейшем развитии процесса консолидации восточного славянства в рамках единого государства. Правление Святослава (964–972) сына Ольги и Игоря – историки оценивали по-разному. Одни считали его талантливым полководцем и государственным деятелем, другие утверждали, что это был князь-авантюрист, видевший цель своей жизни в войне. Достаточно своеобразной была внешность Святослава: «среднего росту, не слишком высок, не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми, длинными, висящими на верхней губе волосами. Голова была у него совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода; шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным». Всю свою жизнь он провел в военных походах. Отсутствием Святослава в Киеве часто пользовались печенеги, которые появлялись у южных границ Руси в начале X в. и постоянно угрожали своими набегами. Перед Святославом стояла задача защищать Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справлялся успешно, что позволяет думать о нем, как о способном государственном деятеле и полководце. Святослав в результате многочисленных походов присоединил земли вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и вел упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже раздумывал о перенесении столицы своего государства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут «сходиться блага из разных стран»: шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, медь, меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно: Святослав был окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но Дунайские земли пришлось вернуть. По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую печенеги (возможно по подстрекательству греческих агентов) устроили у днепровских порогов. Он был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом и никому не позволял даже притрагиваться к ней. При сыне Святослава Владимире (980–1015) произошло слияние всех восточнославянских земель в единое древнерусское государство. При Владимире происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стучне был сооружен ряд крепостей. Видимо здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри. Приготовления Владимира оказались на редкость своевременными. 16 крупных войн и несчитанное число мелких столкновений пришлось выдержать Руси, пока наконец удалось устранить печенежскую опасность на юге. Развитие феодальных производственных отношений, рост и укрепление государственности, возникновение и эволюция государственного права требовали изменений и в идеологии. На месте племенных богов и культов, религиозной пестроты, обусловленной различными этапами развития социальных отношений, должен был установиться единый пантеон богов, который бы соответствовал тому объединению земель и племен, которого добилась светская власть Руси. Этот пантеон богов, этот единый культ должен был освятить перемены, происшедшие в социальной и политической жизни Руси, освятить нарождающиеся феодальные порядки, новый государственный строй. Позднее одной из причин религиозной реформы выступает внешнеполитическая деятельность Русского государства. Вначале Владимир предпринял попытку объединить различные божества, которым поклонялись в разных частях страны. Культ Перуна, который был объявлен главным богом, насаждался в Древней Руси самыми жестокими мерами. Однако попытка Владимира превратить язычество в государственную религию потерпела крах. В 988–989 гг. Владимир провел вторую религиозную реформу. В качестве новой государственной религии было принято христианство. Около 988 г. Владимир, крестившись сам, приказал крестить своих бояр, а затем и весь народ. «... повелел (Владимир) ниспровергнуть кумиры, – одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы... После этого Владимир послал по всему городу (Киеву) со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убого ли, нищего или раба, тот идет против меня». Распространение христианства встречало протест народных масс, почитавших своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно, и на окраинах Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и в Новгороде. Христианство вынуждено было идти на уступки, освещая и приспосабливая старые языческие обряды, обычаи, праздники, священные места и самих богов. Принятие христианства, при всей его реакционной сущности, имело большое значение для развития русских земель. Оно укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Принятие христианства имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилось теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. С принятием христианства на Руси возникла церковь как особая феодально-религиозная организация. После смерти Владимира в результате жестокой кровопролитной междоусобной борьбы между его сыновьями на Киевский престол вступил Ярослав, которого впоследствии стали называть Мудрым (1019–1054). Ярославу Мудрому, также как и Владимиру, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. При нем Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав год назад разрубил печенегов, был возведен Софийский собор – храм мудрости, божественному разуму, якобы правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота – парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по обучению грамоте, переписке и переводу книг на русский язык. Рост силы и авторитета Руси позволил Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона – русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненного из цельного куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении царя нашего». При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за венгерского короля, бывшего одновременно и германским императором. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Время Ярослава Мудрого – это время расцвета древнерусского государства – Киевской Руси. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

3. Современные трактовки норманнской теории

Первые русские историки-летописцы не могли пройти мимо вопроса о начале Русского государства. Самым древним общерусским летописным сводом является так называемая Начальная летопись – «Повесть временных лет». В ней описываются события от времени сыновей легендарного Ноя и до вокняжения Владимира Мономаха в Киеве в 1113 г. Традиционно автором первой редакции «Повести временных лет» считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор, хотя русские историки высказывали различные мнения по этому поводу. За авторство Нестора говорят упоминание о Несторе-летописце в послании Поликарпа и существование некоторых списков с прямым указанием на Нестора как автора летописи. Труд Нестора в дальнейшем не раз дополнялся, переписывался, редактировался. На этот счет существует обширная специальная литература, рассматривать которую в рамках контрольной работы просто невозможно. Из наиболее авторитетных изысканий приведем мнение академика Б.А. Рыбакова: «Из среды летописцев особо выделяется киевлянин Нестор (начало XII века). Он написал широко задуманное историческое введение в хронику событий – «Повесть временных лет». Хронологический диапазон введения – от V–VI веков нашей эры до 860 года, когда русы впервые выступили как сила, равная Византийской империи. Историко-географическое введение Нестора в историю Киевской Руси, написанное с небывалой широтой и достоверностью, заслуживает полного доверия с нашей стороны». Новгородская летопись началом русской государственности считает призвание на нашу землю варягов (норманнов) во второй половине IX в. К этой дате (862 г.) некоторые летописцы подгоняли все остальные известные, им события ранней русской истории. Легенда о призвании варягов послужила основанием для широкого распространения так называемой норманской теории образования государства на Руси. Она была принята историками-монархистами и отражала точку зрения официальной историографии русского самодержавия. В вопросе образования государства на Руси дореволюционная историография исходила из следующих двух положений: во-первых, это важное историческое событие однозначно датировалось 862 г.; во-вторых, оно прямо и непосредственно связывалось с добровольным призванием на Русь варяжского князя Рюрика и его двух братьев – Сииеуса и Трувора. Оба этих утверждения далеки от истины. Дата «862 г.» не выдерживает критики хотя бы потому, что задолго до этого на землях восточных славян уже были государственные образования. Варяги сыграли значительную роль в политической истории восточных славян. Однако в свое время оценка их влияния в деле создания русского государства оказалась завышенной, что породило «норманнскую теорию». Суть ее состоит в утверждении, будто именно варяги принесли нашим предкам государственность, правопорядок и культуру. «Норманнская теория» основывается на летописном рассказе о призвании новгородцами варяжского военачальника Рюрика с братьями Синеусом и Трувором для вокняжения в словенских землях: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да пойдете княжить и володети нами». Варяги откликнулись на призыв: Рюрик начал княжить сначала в Ладоге, затем в Новгороде, Синеус и Трувор якобы – на Белоозере и в Изборске. (Лингвисты доказали, что Синеуса и Трувора не существовало: летописец неверно истолковал древнешведские словосочетания: sine hus и thru varing, означающие «свой род» и «верная дружина».). Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то переход к нему власти в Новгороде все же не означал создания древнерусского государства, т.к. государство возникает в результате социально-экономического развития общества на том этапе, когда появляются раннеклассовые структуры, а не как следствие действий отдельных выдающихся личностей и завоеваний. После смерти Рюрика, не оставившего после себя наследника (по другой версии им был Игорь), власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов – Олег. В 882 г. спустившись по великому торговому пути «из варяг в греки» воины Олега, представившись купцами, обманом убили киевских князей и захватили Киев. Город стал центром объединенного государства. Киевский князь стал создавать опорные пункты в землях восточных славян, собирать с них дань и требовать участия в походах. Но много земель восточных славян еще не было связано с Киевом, а само древнерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль великого водного пути по Днепру, Ловати, Волхову. Вскоре после вокняжения Олега в Киеве дань ему начали платить словене, кривичи, меря, древляне, северяне, радимичи. История «призвания норманнов», рассказанная в «Повести временных лет», становится одним из самых спорных эпизодов начального периода русской истории. Отношение к рассказу летописи становится проверкой на «патриотизм». «Норманнисты» и «антинорманнисты» рождаются 6 сентября 1749 г. В этот день член императорской Академии наук в Санкт-Петербурге, официальный императорский историограф Герхард Фридрих Миллер читал ежегодный доклад. На этот раз он был посвящен происхождению русского народа и его имени. Опираясь на труды своего предшественника Готтлиба Зигфрида Байера, академик Миллер изложил теорию создания Киевской Руси норманнами. Но едва он успел развить свою идею, как его прервали крики слушателей. Академик Н.И. Попов, астроном, объявил, что докладчик «бесчестит наш народ». Спор был представлен на рассмотрение императрицы Елизаветы Петровны, которая назначила комиссию для расследования. В комиссию вошел также знаменитый русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Его мнение было однозначным: взгляды немцев «ночи подобны», работы Миллера вредят интересам и славе Российской империи. Публикации академика Миллера были конфискованы и уничтожены, ему было запрещено заниматься древней русской историей. Однако Ломоносов и его малочисленные сторонники не смогли одержать верх над норманистами. Почти вся историческая наука XIX в. – от Н.М. Карамзина до С.М. Соловьева – приняла норманнскую концепцию, а защита норманизма от нападок инакомыслящих стала явно выраженной официальной позицией – царствующая династия Романовых находила ее для себя политически более благонадежной. Спор продолжал бушевать в XIX и XX вв. «Норманнисты» и «антинорманнисты» добывали убедительнейшие аргументы в пользу своих взглядов, опираясь на те же самые источники. Ожесточенность дискуссии нагнеталась патриотическими чувствами противников «норманнской» теории. В 30-е годы XX в. советские историки получили указание считать «антинорманнские» взгляды единственно правильными, следовательно, научными. В разгар войны с Германией академик Б. Греков в статье, опубликованной органом ЦК партии «Большевик», отвергал, как антипатриотическую, теорию «приглашения варягов», утверждая, что сильное, высокоразвитое русское государство существовало уже в VI в. Смерть Сталина не изменила официального советского отношения к истории Древней Руси. В 1963 г. Андрей Амальрик был исключен из Московского университета за студенческую работу «Норманны и Киевская Русь». В 1978 г., комментируя «Повесть временных лет», академик Д. Лихачев настаивает: «Легенда о приходе из-за моря Рюрика, Синеуса и Трувора... чистый домысел, трафарет исторического мышления летописца, его гипотеза, с которой пора перестать считаться». Следует признать, что летописец излагает событие, которое не перестает вызывать споры, чрезвычайно туманно. Новгородские послы отправляются, по свидетельству Нестора, «за море», что достаточно неопределенно. А затем он разъясняет: «И пошли за море к варягам, к Руси. Те варяги назывались Русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы...» Возникает множество вопросов. Прежде всего – главный: приглашали чужеземцев княжить или нет? Почему Нестор считает наименования «варяг» и «Русь» синонимами? Иначе говоря: каково происхождение слова «Русь»? Откуда взялось название государства? И дополнительный вопрос: каково отношение между славянами и Русью? Нестор отвечает на это: «А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались Русью, а прежде были славяне». «Антинорманнисты» категорически отвергают утверждение летописца о тождестве варягов и руссов. Поиски ответов на исторические загадки продолжаются. Выдвигаются новые гипотезы и теории. Идут поиски славянских племен, обитавших в Прибалтике, которые могли бы решить проблему: приглашенные были бы «варягами», но бесспорно славянского происхождения. На острове Рюген в Балтийском море, начиная с VI в., жило славянское племя, которое немецкие хроники называли руссами, русинами. Высказывается предположение, что в Новгород прибыли славяне-руссы. В состав дружины входили также скандинавские викинги. Обосновавшись в Новгороде и его окрестностях, дружины руссов и норманнов спустились по Днепру и основали Киевское государство. Омельян Прицак, американец украинского происхождения, профессор Гарвардского университета, предложил еще более неожиданную теорию. Используя письменные источники VI–VIII вв. на арабском, греческом, латинском и других языках, историк обнаруживает «Русь» в римской Галлии, на юге современной Франции, в окрестностях города Родез, который в VIII в. назывался Рутеницис по-латыни, Руси – по-французски. Арнольд Тойнби производил «рус» от шведского «родгер» – гребец. Вопрос о происхождении термина «Русь» в нашей историографии, к сожалению, довольно искусственно запутан. Ныне, однако, в общем вполне доказано, что термин этот пришел с севера: так называли финские аборигены пришельцев из Скандинавии, а от них этот же термин стал использоваться и славянами первоначально в том же смысле Правда, сходный термин (форма «рось») существовал издавна и на юге, В иранских языках он означал «светлый» и как таковой фигурировал в различных иранских же этнонимах (роксоланы – светлые аланы, роксамоны – светлые мужи и т.д.). Одно время ряд учений предполагал двойное происхождение термина «Русы» от своеобразного слияния северного «русы» и южного «рось». В принципе это могло случиться, однако нельзя забывать, что местная «туземная» форма этнонима, и от него – названия земли, страны, именно «рус, Русь», тогда как «Рос, Росия» появились первоначально в греческом языке по ассоциации с библейским северным народом Рос (древнеевр. «рош»), которым Библия запугивала цивилизованные народы Средиземноморья еще со времен ветхозаветных пророков. Любопытно, что на Руси форма «Рос» (Россия) появилась поздно (не ранее XVI в.) и стала общепринятой лишь с XVIII в. Исследования истории Древней Руси, не принося окончательного, невозможного, по всей видимости, ответа на вопросы, поставленные далеким прошлым, расширяют наши знания о былом, если не настаивают на их обязательном характере. Хорошо известно, что в спорах истина не рождается.

Заключение

Трудно переоценить историческое значение Киевской Руси. В киевский период своей истории восточные славяне сложились в древнерусскую народность – предка современных русского, украинского и белорусского народов. Наследием киевской поры всех трех восточнославянских народов является яркая, красочная, самобытная древнерусская культура. Культурное наследие Киевской Руси выдержало испытание времени, распространилось и охватило все более многочисленные слои населения. Древнерусская культура оказала огромное влияние на культуру неславянских племен и народов Восточной Европы, входивших в состав древнерусского государства. Вместе с ней широко распространился древнерусский язык. В период Киевской Руси у восточных славян сложились феодальные отношения, что было шагом вперед по сравнению с первобытнообщинными отношениями и отражало развитие производительных сил. Древнерусское феодальное государство явилось более высокой формой объединения восточных славян, чем племенные союзы и племенные княжения. Оно положило начало государственности не только славян, но и других, неславянских народов и племен Восточной Европы, впервые начавших свою политическую жизнь в государственных формах в границах Киевской Руси. Древнерусское государство отстояло независимость восточных славян и неславянских народов и племен и от норманнов, и от степных кочевников. Киевская Русь встала стеной на пути продвижения орд степных кочевников, ослабив их натиск на Византию и страны Центральной Европы. Русь сыграла большую роль в отношениях между Западом и Востоком, выступая восточным форпостом европейского феодального христианского мира.

Яркой и многообразной культурой, богатством и могуществом своих ратных сил Русь проложила себе путь в ряды сильнейших и влиятельнейших стран Запада и Востока.

Список использованной литературы

1. Думин С.В., Турилов А.А. «Откуда есть пошла русская земля» // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начало XX в. / Сост. С.В. Мироненко. М., 1991. С. 7–33.

2. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.,1992. 268 с.

3. Ионов И. Н. Российская цивилизация IX – начала XX в. М., 1995. С. 32–40.

4. История России: Тексты лекций / Под ред. Ю.Н. Бакаева, Л.Н. Булдыгеровой, А.Н. Гридуновой. Хабаровск: Изд-во ХГТУ 1998. С. 4-10 .

5. Новосельцев А.П. Образование древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. 1991. №2–3. С. 3–20.

6. «Повесть временных лет» (Извлечения) // История России IX–XIХ вв. в документах / Сост. Н. Т. Кудинова, Т.А. Рямова. Хабаровск, 1992. С. 3–5.

7. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М.,1984. 351 с.

8. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1975. 429 с.

9. Фроянов И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. 1991. №6. С. 3–13

Российское государство возникло более тысячи лет назад как славянское государство - Киевская Русь. Это было в IX веке. Его территория простиралась на юге до Чёрного моря, а на севере - до Балтики. Его столица - Киев - мать городов русских - ядро восточнославянского мира, торговых, политических, культурных связей Руси. Киевская Русь, по словам историка Б. А. Рыбакова, - это юность и молодость трёх братских славянских народов - русского, украинского и белорусского, - живших одной семьёй, образуя единую тогда древнерусскую народность.

В IX веке сложились два крупнейших центра формирования русской государственности - Новгород (основан в 859 году) - столица славян, кривичей, части - финно - угорских племён и Киев (основан в 860 г.) - центр полян, северян и вятичей, между которыми шла напряжённая борьба за лидерство в объединении восточнославянских земель. Победил в этой борьбе Север в лице Новгорода и политический центр создания Древнерусского государства был перенесён в Киев.

В вопросе об образовании Древнерусского государства нет единого похода. Здесь существуют две теории: норманнская и антинорманская. Сторонники первой теории, возникшей в XVIII веке, считают, что славяне не способны были создать своё государство. Это якобы им принесли варяги (норманны, пришельцы из Скандинавии), они и создали древнерусское государство.

Крупные дореволюционные историки Карамзин, Соловьёв, Ключевский с доверием относились к этой теории.

Антинорманисты (Шахматов, Костомаров, Иловайский, а также М. В. Ломоносов) считают, что в этой теории о роли варягов больше домыслов, они отрицают это предположение и полагают, что славяне к моменту прихода варягов уже имели государственность. Споры эти продолжаются. Спор и до сих пор идёт и о происхождении слова «Русь». Норманисты считают, что оно северного, варяжского происхождения; антинорманисты считают, что оно славянского присхождения. Историк Рыбаков считает, что « Русь» происходит от славянского племени.

«Рось» или «Русь», жившего по берегам реки Рось - притока Днепра.Сегодня на Западе господствует и теория «неонорманизма», учитывающая роль внутреннихфакторв в создании древнерусского государства и роль варягов.

Историки считают, что варяги, их дружины сыграли роль ускорителя процесса образования древнерусского государства, в объединении восточнославянских земель, в складывании феодальных отношений на Руси. В древнем источнике «Повесть временных лет», написанной монахом Киево - Печерского монастыря Нестором, есть рассказ о призвании Новгородом в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора на княжение, и в качестве наёмной дружины, которые затем захватили власть и использовали её для распространения своего влияния. Причины же образования Древнерусского государства связаны не с личностью того или иного человека, а с объективными процессами, проходившими в экономической и политической эволюции восточных славян.

Объединение славянских племён ускорялось и внешней опасностью, необходимостью обороны от кочевников. С VIII в. - с хазарами, а с конца IX в. с печенегами. Экономическая ситуация IX в., когда формировался путь «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию), требовала единства славян, объединения всей территории вдоль этого пути. Реальное осуществление этого единства выпало на долю новгородского князя, потомка Рюрика Олега, который в 882 г. с дружиной, спустившись по Днепру, захватил Киев, убив княживших там Аскольда и Дира, сделал этот город столицей. Это и считается условной датой образования Древнерусского государства.

Положение Киева на южной оконечности пути «из варяг в греки, да ещё рядом с ответственными на Волгу и Дон, было особенно значительным. «Кто владел Киевом, - писал Ключевский, - тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли».

Установив свою власть в Киеве, Олег сумел в короткий срок привести к покорности соседние племена древлян, северян, радимичей, а его приемник - князь Игорь - уличей и тиверцев. Сын Игоря Святослав (наиболее воинственный князь из первых Рюриковичей) воевал против вятичей, покорил Волжскую Болгарию, предпринял ряд удачных походов на Византию. В ходе этих многочисленных походов и войн в основных чертах оформилась территория, подвластная киевскому князю.

В начале XI века Русь объединяла почти все восточнославянские земли и стала крупнейшим государством Европы.

Период княжения Олега (882-912 гг.) - первого правителя Древнерусского государства, овеян противоречивыми легендами, одна из них осталась в народной памяти как эпическая песня о смерти Олега от своего собственного коня, обработанная А.С.Пушкиным в его «Песне о вечном Олеге).

Мощным фактором объединения Руси послужило христианство, принятое князем Владимиром в конце XI века (988г.) из Византии. До середины X века господствующей религией оставалось язычество. Решающим фактором в создании на Руси собственного государства явились реальные внутренние предпосылки. Как писал известный исследователь Киевской Руси Б.Д.Греков «образование государства есть не внезапное происшествие, а процесс, причём процесс длительный. Этот процесс заключается в образовании наиболее сильного экономически и политически класса, который берёт в свои руки власть над массой населения, организует эту массу».

Для глубокого осмысления и понимания сути процесса складывания государства на Руси необходимо обратиться к внутренним фактором её развития - экономическим, социальным, политическим, оказавшим определяющее влияние на формирование древнерусской государственности.

Предпосылки образования Древнерусского государства вызревали в течении веков, с VI по VIII вв. В это время произошли значительные изменения в социально-экономической жизни восточных славян. У них на смену подсечному «огневому» земледелию, связанному с коллективным трудом, пришло пашенное земледелие. Совершенствовались орудия труда (железные сошники, плуги). Следствием земледельческого прогресса было то, что на смену родовым коллективам в 100 человек приходило хозяйство одной крестьянской семьи. Родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, «соседской» общине (верви). Общинников объединяло уже не родство, а общность территории и хозяйственной жизни.

Разложению родового строя способствовали отдельные ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. За счёт внешней торговли обогащалась в первую очередь племенная знать. Опираясь на постоянные военные дружины, племенная знать (князья, воеводы) облагали данью крестьян-общинников.

Так складывались социально-экономические предпосылки образования государства. Значительные изменения произошли и в политической жизни восточных славян. В древности они делились на 150-200 отдельных племён. Однако в VI-VIII вв. явилось 14-15 больших племенных союзов. Упомянутые в Повести временных лет восточнославянские племена - поляне, древляне, дреговичи, славяне ильменские и другие представители собой уже племенные объединения. Во главе таких объединений стояли князья и племенная знать, однако большим влиянием ещё пользовалось народное собрание - вече. Союзы племён - это политическая форма эпохи военной демократии, то-есть того переходного периода, который связывает последние этапы развития первобытнообщинного строя с первыми этапами нового феодального строя.

Древнерусское государство по своей природе являлось раннефеодальной монархией. Во главе государства стол наследственный князь - великий князь киевский, опирающийся на многочисленную и хорошо вооружённую дружину. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьёй, адресатом дани. По всем делам управления он советовался с дружиной. Наиболее уважаемые старшие дружинники,составлявшие постоянный совет, «думу» князя, стали именоваться боярами. «Гридни», «отроки» и «детские» младшей дружины выступали в качестве представителей высококняжеской администрации, выполняли отдельные поручения, обслуживали дворцовое хозяйство, были отборной частью войска.

Власть на местах осуществляли княжеские родственники, наместники из старших дружинников. Княжеские даньщики, мечники, вирники и другие администратиные лица разъезжали по всей стране, собирали дань, вершили суд и расправу от имени киевского великого князя.

Ежегодно с наступлением зимы князь с дружиной или по его поручению бояре отправлялись в «полюдье» - собирать дань мехами, мёдом, воском, хлебом и другими продуктами хозяйствами крестьян-общинников. Часть дани предназначалась для продажи в Константинополь, на остальное князь кормил и одевал дружину. Иногда вместо части дани князь предоставлял дружинникам право собирать себе дань с определённой территории.

Важную роль в Киевской Руси продолжали играть народные ополчения. На ряду с дружинниками, «вои» постоянно упоминаются на страницах летописи. Княжеская власть была ограничена элементами сохранения народного самоуправления. Народное собрание - «вече» , активно действовало в IX-XI вв. и позднее.

Вопрос о социально-политическом строе Древнерусского государства является достаточно спорным. Наиболее существенным источником для характеристики социального строя древней Руси является древнейший свод законов - Русская Правда.

Основным населением страны были свободные крестьяне - общинники, «люди», как их называет Русская Правда. Существует и другая точка зрения, согласно которой основным крестьянским населения страны были не раз упоминавшиеся в источниках смерды. Однако Русская Правда, говоря об общинниках, постоянно употребляет термин «люди», а не «смерды». За убийство Людина полагается штраф в размере 40 гривен, а за убийство смерда - всего 5.Видимо смерды были несвободными или полусвободными княжескими данниками, сидевшими на земле и нёсшими повинности в пользу князя.

Значительное место Русская Правда уделяет рабам. Они были известны под разными названиями: челядь, холопы. Главным источником рабства был плен. Холопы были полностью бесправны. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию. В XIIв. На Руси появляются закупы, разорившиеся общинники, попавшие в долговую зависимость за «купу» (ссуду) от князя или его дружинника. Закуп отличался от раба; он имел право (скорее всего) выкупиться на волю, вернув купу. Мог отправиться на заработки, чтобы выплатить свой долг. Закуп продолжал вести своё, отдельное от господина. Его хозяйство не являлось собственностью господина. Положение закупа, лишённого личной свободы, но не отдельного от средств производства, близко к статусу будущего крепостного крестьянина.

По Русской Правде известны и другие категории зависимости населения: рядовичи, заключившие «ряд» (договор) с господином, изгои-люди, лишившиеся своего социального статуса.

Таким образом, мы видим, что крестьянство времён Киевской Руси было очень многообразно по степени своей свободы или зависимости.

Основным видом хозяйственной деятельности древнерусского крестьянства было земледелие, где культивировались пшеница, овёс, просо, рожь, ячмень и т.д. Хлеба делились на яровые и озимые, появилась трёхпольная система земледелия. Население занималось также скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством.

Древнерусские крестьяне жили общинами. Эту особенность крестьян воспроизвёл Б. А. Рыбаков. «Русские крестьяне X-XII вв., - писал он, - селились небольшими неукреплёнными деревнями и сёлами. Центром нескольких деревень являлся «погост»; более крупное село, в котором и проходил сбор феодальных оброков.

Одним из важнейших событий, связанных с Киевской Русью, с образованием и развитием Древнерусского государства, является складывание восточного славянства в древнерусскую народность. На смену племени - этической категории первобытнообщинного строя - вместе с развитием феодальных отношений на Руси приходит иная, более развитая общность людей - народность. С течением времени в древнерусскую народность слились все племенные и территориальные объединения восточных славян. Политическое единство обусловило усиление языковой общности, развитие языка народности. Наивысшего могущества Киевская Русь достигла при Владимире Мономахе (1113-1125).После его смерти начался выход князей земель из под власти великого князя. Киев утрачивал своё первенствующее положение. Начиналась феодальная раздробленность. Киевская Русь распалась на три десятка самостоятельных княжеств и территорий со своим порядком управления и хозяйственным укладом. Этот период длился с XII по XV века.

МИНИСТЕРСТВО ОБРОЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по «Отечественной истории» на тему:

Формирование древнерусской государственности

Преподаватель: Борзихина И.В.

Студент: Герасимова Анна Федоровна., экономист., ЭПБп-10Тур

Екатеринбург

План

Введение 2

Основная часть:

1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян. 4

2. Концепции образования древнерусского государства. 7

3. Политическое и социальное устройство древнерусского государства. 9

4. Формирование раннефеодальных отношений. 12

5. Принятие Русью христианства: причины и последствия. 15

Заключение 16

Список литературы 17

Введение.

Изучение прошлого страны имеет большое политическое значение. Историческая и историко-правовая науки, изучая и обобщая опыт прошлого, помогают познать и использовать закономерности общественного развития, избежать повторения ошибок.

История государства и права нашей многонациональной страны есть история государственности и права многих народов, стоявших на разных ступенях развития. Исторические судьбы сложились так, что все они объединились вокруг русского народа, на долю которого выпала высокая миссия создать великое государство. Создание громадного государства, раскинувшегося на одной шестой земного шара, само по себе является великой заслугой русского народа. Оно обеспечило взаимообогащение культур, создало лучшие условия для их мирной жизни, обеспечило стабильность существования.

Конечно, присоединение нерусских народов к России проходило в тех формах, которые были свойственны феодализму во всем мире, хотя в нашей стране имелись и свои существенные особенности. Многонациональный характер Российской империи и исторический тип государства, а также различный уровень развития ее народов обусловили вместе с тем определенное неравноправие и даже угнетение, породившее соответствующие национально-освободительные движения.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых мы говорили раньше, в феодальное государство восточных славян - Древнерусское государство. В литературе разными историками это событие датируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось это государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманнской теорией.

Летопись "Повесть временных лет" дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в Повести об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, что северные племена однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Тут-то и была произнесена знаменитая фраза: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами". Варяжские князья пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере .

Целью данной работы: является изучение истории формирования Древнерусского государства

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян.

2. Концепции образования древнерусского государства.

3. Политическое и социальное устройство древнерусского государства.

4. Формирование раннефеодальных отношений.

5. Принятие Русью христианства: причины и последствия.

1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян.

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.

Выделяют следующие предпосылки возникновения государства у восточных славян.

Духовные предпосылки.

Как и некоторые другие факторы, эволюция языческих представлений славян той эпохи способствовала становлению власти князя. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников.Таким образом, в результате отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины военных успехов, а также в результате выполнения им сложных управленческих функций, он наделялся сверхъестественными силами и способностями. В князе начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все вышеперечисленное приводило к сакрализации, то есть обожествлению княжеской власти, а также создавало духовные предпосылки для перехода от общинных отношений к государственным Внешнеполитические предпосылки.

К внешним предпосылкам следует отнести "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи, а именно норманны и хазары. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, которые связывали Запад с Югом и Востоком, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину, а также меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Византийская империя долгое время считалась подлинным эталоном государственно-политического устройства. Не случайно, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата - хаканами (каганами). Следует отметить и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в 4 -5 вв., авары в 7 в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в конце концов, появлению "зародыша" государственности .

Социально-экономические предпосылки.

Развитие земледелия. В первую очередь следует отметить изменения, происходившие в хозяйстве восточных славян в 7 - 9 вв. Например, развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, а это создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного). На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Как и раньше, такая община состояла в основном из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, которая была разделена на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, которые владели орудиями скотом и труда. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации. Социального же расслоения в самой общине не происходило, поскольку производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда. Помимо этого, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

Социально-политические предпосылки.

Межплеменные столкновения, а также усложнение внутриплеменных отношений ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах. Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В конце концов, власть князя, стремившегося превратить её в наследственную, всё менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы всё более отчуждались от интересов соплеменников. В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы. Однако стоит отметить, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в 9-10 вв.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама