Страница 4 из 34
Сущность и структура национальной экономики. Кругооборот доходов и продуктов
Национальная экономика – совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. При этом, как правило, принято выделять два основных типа национальной экономики: децентрализованную и централизованную. Если децентрализованная экономика может быть определена как рыночная, предпринимательская и экономика с косвенным вмешательством государства в социально-экономические процессы, то централизованная – это планово-административная экономика в тоталитарно действующем государстве, которое определяет ее задачи, средства их выполнения и сроки. Современная форма организации экономики – смешанная экономика, в которой рыночный механизм органически сочетается с государственным регулированием.
Структуру национальной экономики представляет совокупность пропорций и отношений, которые характеризуют национальную экономику в данный момент времени. Наиболее целесообразно выделить следующие два типа структур.
Экономические структуры характеризуют деятельность простых и комплексных экономических единиц. Их основными формами являются: структура производственной деятельности, воспроизводственная структура, структура потребления, структура рабочей силы, структура накопления и структура внешнеэкономической деятельности.
Структуры обрамления образуют окружающую среду экономической деятельности. К ним относятся демографические, институциональные, социальные, ментальные структуры.
Выделенные типы структур национальной экономики представляют собой “чистые’’ формы, при помощи которых изучают действительность. Своеобразие той или иной национальной экономики заключается не в специфической для нее форме, а в способе, которым осуществляется комбинация указанных “чистых’’ форм, в той преобладающей роли, которую играют некоторые из них.
Не является исключением и национальная экономика России. Она представляет собой эклектическую (от греч. eklektikуs – выбирающий) экономическую систему, состоящую из элементов централизованной и децентрализованной экономики. Ее основная задача – обеспечить переход к смешанной экономике современного типа.
Чтобы представить национальную экономику как органическое целое, т.е. не просто совокупность предприятий, домохозяйств, отраслей, сфер, комплексов, а как самовоспроизводящуюся систему, рассмотрим процесс общественного воспроизводства.
Общество не может перестать потреблять, не может перестать производить. А всякий процесс производства, рассматриваемый как непрерывное и постоянно возобновляющееся явление, есть общественное воспроизводство.
Хозяйственная деятельность в национальной экономике поразительно многообразна. Между хозяйствующими субъектами существуют самые различные отношения. Предприятия (фирмы) являются основным созидающим звеном экономического оборота. Они создают товары и услуги и реализуют их домохозяйствам. В свою очередь предприятия закупают на рынках факторов производства необходимые им ресурсы, продавцами которых выступают домохозяйства. Указанные расходы – издержки предприятий, но представляют они заработную плату, ренту, процент и прибыль домохозяйств. Те, в свою очередь, осуществляют потребительские расходы и покупают продукцию у предприятий. Эти взаимосвязи осуществляются через куплю-продажу на рынках потребительских товаров и факторов производства.
Для того чтобы упростить все множество запутанных процессов в национальной экономике и представить непрерывное повторение актов производства и потребления, вспомним модель кругооборота доходови продуктов, рассмотренную нами в юните 1. Однако теперь мы введем в модель кругооборота сектор “государство” и рассмотрим многочисленные потоки, возникающие в результате подключения правительства к экономическому процессу (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Кругооборот доходов и продуктов
Правительство осуществляет покупки как на рынке продуктов, так и на ресурсном рынке. В свою очередь, оно выплачивает жалование государственным чиновникам, оплачивает вооружение армии и содержание ее личного состава, местные органы власти содержат штат учителей, милиционеров, пожарных и т.п. Правительство предоставляет также общественные блага и услуги (образование, здравоохранение, общественный транспорт и др.) как домохозяйствам, так и предприятиям. Их финансирование требует налоговых платежей со стороны предприятий и домохозяйств.
Домашние хозяйства платят государству прямые налоги (подоходный, поземельный, за владение автомобилем и др.), а получают от государства трансфертные платежи – доходы, не требующие каких-либо прямых ответных услуг экономического характера (пенсии, пособия, стипендии, дотации на квартирную плату).
Предприятия платят прямые налоги (на прибыль, социальный налог, на имущество и др.) и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, промысловый налог и др.), а получают от государства трансфертные платежи в форме субсидий, налоговых льгот, льготныхкредитов, оплаты текущих расходов бюджетных организаций и т.д.
В данной модели одинаковые хозяйственные единицы объединяются (агрегируются) в сектора (хозяйствующие субъекты), а аналогичные хозяйственные операции – в величины потока (поток товаров и услуг, или товарное обращение, и денежный (монетарный) поток, или денежное обращение).
В рыночной экономике все находящиеся в экономическом обороте блага имеют двоякую форму: натурально-вещественную и денежную. Эти формы не просто сосуществуют, а противостоят друг другу. Направления их движения противоположны: натурально-вещественная форма – против часовой стрелки, а денежная – по часовой.
Исходным пунктом экономического кругооборота являются домохозяйства, которые для удовлетворения своих потребностей в пище, одежде и других благах предлагают в качестве ресурсов производства землю, труд, капитал, предпринимательские способности. Но домохозяйства, с другой стороны, представляют собой и конечный продукт экономического кругооборота, его конечную цель. Производство функционирует для обеспечения потребления. Таким образом, цель потребления достигается через продажу ресурсов, производительное их потребление, производство и продажу материальных благ.
Эта модель характеризует экономический оборот в закрытой национальной экономике. Если страна ведет открытую экономическую политику, то в данной модели появляется еще один хозяйствующий субъект – заграница.
Кругооборот ресурсов в рыночной экономике – система рыночного взаимодействия макроэкономических субъектов на основе движения доходов , расходов и имущества, позволяющая воспроизводить экономическую систему в целом (рис. 36.1).
Рис. 36.1. Модель оборота ресурсов в открытой экономике
Модель кругооборота предполагает участие каждого макроэкономического агента в качестве как продавца, так и покупателя:
у = C + I + G + X, (36.1)
где у – произведенный в стране национальный продукт, составляющий совокупное предложение благ на рынке ;
C – потребительские расходы населения на различные виды товаров и услуг;
I – инвестиционные расходы фирм на средства производства как для расширения производства, так и для замены выбывшего оборудования;
G – государственные расходы на покупку товаров и услуг и содержание государственного сектора экономики (электростанции, больницы, школы, оборона и т. д.);
X – чистый экспорт как разность между импортом и экспортом;
- домохозяйства поставляют в экономический оборот исходные ресурсы: труд, землю, капитал , предпринимательские способности, получая взамен на рынке доходы в форме заработной платы , ренты, прибыли и процента;
- фирмы, расходуя денежные средства , приобретают на рынке ресурсов необходимые им факторы производства, которые преобразуются в товары и услуги, а затем продают их на товарном рынке, где продавцы и покупатели факторов производства меняются ролями;
- государство взаимодействует с домохозяйствами и фирмами на тех же принципах: получает от них налоги, платежи за выполнение им общественных функций и оплачивает закупки у фирм и на рынках факторов производства, а также формирует поток трансфертов, субсидий населению;
- заграница взаимодействует с национальными секторами экономики посредством экспортно-импортных операций, итоговыми результатами которых является чистый экспорт.
В развитой экономической системе всегда присутствует финансовый рынок. Через него проходят сбережения населения и инвестиции фирм, займы правительства , формируется государственный бюджет и платежный баланс.
Кругооборот ресурсов в национальной экономике помимо модели потока доходов и расходов можно представить в виде:
- системы национальных счетов – балансовых таблиц, в которых учитываются поступления средств в секторы экономики и расходы каждого сектора. В этом случае каждый поток будет учтен дважды: на стороне прихода средств и на стороне их расхода;
- матрицы, показывающей одновременно движение всех потоков и доходов по принципу «затраты – выпуск».
Упрощенная версия кругооборота для рассматриваемой экономической системы представлена на рисунке 1. Потоки товаров и услуг направлены по часовой стрелке, а потоки денег – против часовой. Рынки продуктов – это рынки, на которых домохозяйства приобретают производимые фирмами товары и услуги. Рынки ресурсов – это рынки, на которых фирмы приобретают у домохозяйств ресурсы.
Процессы, показанные стрелками, называются потоками, т.к. эти процессы непрерывны и продолжительны.
Под национальным доходом (НД) понимают суммарную величину зарплаты, ренты, процентных выплат и прибыли, составляющих доход домохозяйств.
Под национальным продуктом (НП) понимают оценку суммарной стоимости всех товаров и услуг, произведенных в экономической системе.
Рис.1. Кругооборот доходов и продуктов в простой экономической системе
В рассматриваемой системе величины НД и НП равны по определению. С одной стороны, в качестве связующего звена между НД и НП выступают суммарные расходы домохозяйств. Весь свой доход они тратят на приобретение товаров и услуг сразу, как только получат его. Фирмы продают все произведенные продукты непосредственно домохозяйствам.
Величина денежных платежей, которые осуществляют покупатели, должна быть равна величине денежных поступлений, полученных продавцами:
С другой стороны, связующим звеном выступают платежи за труд и др. факторы производства. Когда фирмы получат платежи за проданные продукты, они выплачивают зарплату, ренту и %, остается прибыль. Таким образом, платежи за ресурсы и прибыль полностью переходят к домохозяйствам, образуя НД.
20. Круговорот ресурсов, продуктов и дохода в рыночной экономике.
Субъектами рынка являются: домашние хозяйства (индивидуумы); фирмы; государство.
Под термином "домашнее хозяйство" не понимается какое-то производство, семейное предприятие, личное подсобное хозяйство, он никак не связан с процессом производства. Человек может работать на каком-то предприятии либо быть собственником предприятия, но одновременно являться членом домашнего хозяйства. Домашние хозяйства, владеющие ресурсами, получают факториальные доходы (доходы собственников производственных ресурсов).
Выделяют следующие укрупненные виды ресурсов: труд, капитал, земля (природные ресурсы), предпринимательская способность. Их собственниками являются исключительно индивиды (домашние хозяйства), фирмы не владеют ресурсами. Правда, некоторые виды ресурсов (земля, капитал) могут также находиться в государственной собственности. С собственностью на ресурсы связаны доходы домашних хозяйств (рис.4.4).
Человек, который работает по найму, продает свой труд, получая взамен доход в виде заработной платы. Доход собственника капитала - процент с капитала. Собственник земли может сдавать ее в аренду и получать ренту (следует оговориться, что понятие "рента" в экономической науке и практике имеет много других значений, кроме приводимого здесь). Наконец, человек, занимающийся предпринимательской деятельностью, использует свой специфический ресурс - предпринимательскую способность и получает доход в виде прибыли.
Вторая категория участников рынка - это фирмы. Они занимаются производством благ, в процессе которого используют ресурсы, покупаемые у домашних хозяйств. Соответственно, плата за привлекаемые ресурсы составляет издержки фирм, а выручка от продажи произведенных благ - доходы фирм.
Домашние хозяйства, получив доходы от продажи на рынке своих ресурсов, тратят их на покупку благ, производимых фирмами. Так осуществляется кругооборот доходов и товаров в экономике (рис.4.6).
21. Несовершенства рынка. Функции государства в современной рыночной экономике.
Модель государственного регулирования рыночной экономики была предложена английским экономистом Дж. М. Кейнсом в конце 30-х гг. XXв.
Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику вызвана следующими причинами:
1. В результате усиления конкурентной борьбы с рынка удаляются наименее эффективные, старые производства, т.е. рынок сам по себе не способен обеспечить защиту слабых, наименее приспособленных к рынку производителей и работников.
2. В рыночной экономике имеется целая группа товаров и услуг, производство которых не может быть монополизировано. Они называются «общественными благами». К ним относятся освещение городов, охрана окружающей среды, система здравоохранения, образования, обороны и др. Производством таких благ занимается государство.
3. Рынок самостоятельно не может защищать производителей и потребителей от недобросовестной деловой практики (выпуска некачествен. товаров, недобросовестной конкуренции, установления необоснованно высоких цен и т. д.). Это делает государство.
4. Рынок сам по себе не способен рационально использовать ресурсы в интересах всего общества. Это берет на себя государство.
5. Рынок самостоятельно не может бороться с инфляцией, безработицей и т. д. Это может сделать только государство (правительство).
Эти и другие принципы приводят к необходимости регулирования рыночной экономики.
Регулируемая рыночная экономика – это такая экономика, в которой создаются экономические предпосылки для рационального использования ресурсов, защиты окружающей среды, ускорения научно-технического прогресса, для удовлетворения потребностей всех субъектов рыночной экономики.
Государственное вмешательство в экономику осуществляется в соответствии со следующими принципами:
государство должно быть ориентировано на социально значимые отрасли, в которых не заинтересован частный бизнес;
государственное предпринимательство должно помогать развитию частного бизнеса;
государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
гос. вмешательство тем эффективнее, чем более «рыночные» формы оно имеет;
особую значимость государственное регулирование приобретает в период кризиса.
Обычно выделяют следующие функции государства по регулированию экономики:
установление и регулирование рыночной среды и создание условий для свободы выбора экономической деятельности, свободы конкуренции и т. д.;
определение положения и судьбы предприятий-монополистов;
обеспечение социально-экономической справедливости путем перераспределения доходов;
стабилизация экономики, сдерживание безработицы и инфляции, поддержание обороноспособности, экономического и политического порядка;
ограничение или запрет нежелательных с точки зрения общества видов экономической деятельности;
поддержка некоторых форм предпринимательства и т. д.
Показатели, используемые в макроэкономическом анализе, по-разному характеризуют состояние экономической системы: либо измеряют движущийся поток ценностей между секторами экономики, либо оценивают накопленное имущество и характеризуют его использование.
Показатели потоков (инвестиции, сбережения, ВНП и др.) измеряются в расчете на год, а показатели запасов (национальное богатство, имущество, реальные кассовые остатки и др.) – на определенную дату.
Взаимосвязь запасов и потоков будет основой моделирования кругооборота.
Модель оборота ресурсов в национальной экономике
Кругооборот ресурсов в рыночной экономике – система рыночного взаимодействия макроэкономических субъектов на базе движения доходов, расходов и имущества, позволяющая воспроизводить экономическую систему в целом (рис. 36.1)
Рисунок № 36.1. Модель оборота ресурсов в открытой экономике
Модель кругооборота предполагает участие каждого макроэкономического агента в качестве как продавца, так и покупателя:
у = C + I + G + X, (36.1)
где у – произведенный в стране национальный продукт, составляющий совокупное предложение благ на рынке;
C – потребительские расходы населения на различные виды товаров и услуг;
I – инвестиционные расходы фирм на средства производства как для расширения производства, так и для замены выбывшего оборудования;
G – государственные расходы на покупку товаров и услуг и содержание государственного сектора экономики (электростанции, больницы, школы, оборона и т. д.);
X – чистый экспорт как разность между импортом и экспортом;
- домохозяйства поставляют в экономический оборот исходные ресурсы: труд, землю, капитал, предпринимательские способности, получая взамен на рынке доходы в форме заработной платы, ренты, прибыли и процента;
- фирмы, расходуя денежные средства, приобретают на рынке ресурсов необходимые им факторы производства, кᴏᴛᴏᴩые преобразуются в товары и услуги, а затем продают их на товарном рынке, где продавцы и покупатели факторов производства меняются ролями;
- государство взаимодействует с домохозяйствами и фирмами на тех же принципах: получает от них налоги, платежи за выполнение им общественных функций и оплачивает закупки у фирм и на рынках факторов производства, а также формирует поток трансфертов, субсидий населению;
- заграница взаимодействует с национальными секторами экономики посредством экспортно-импортных операций, итоговыми результатами кᴏᴛᴏᴩых будет чистый экспорт.
В развитой экономической системе всегда присутствует финансовый рынок. Через него проходят сбережения населения и инвестиции фирм, займы правительства, формируется государственный бюджет и платежный баланс.
Кругооборот ресурсов в национальной экономике помимо модели потока доходов и расходов можно представить в виде:
- системы национальных счетов – балансовых таблиц, в кᴏᴛᴏᴩых учитываются поступления средств в секторы экономики и расходы каждого сектора. В ϶ᴛᴏм случае каждый поток будет учтен дважды: на стороне прихода средств и на стороне их расхода;
- матрицы, показывающей одновременно движение всех потоков и доходов по принципу «затраты – выпуск».