THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Планирование воспитательной работы классного руководителя

(по Е.Н. Степанову)

Трудно представить жизнедеятельность образовательного учреждения без его перспективного и календарного плана, без плана подготов ки и проведения школьного мероприятия, без рабочего плана руководителя учреждения и его заместителей, без плана ра боты с родителями и ученическим само управлением, без плана воспитательной работы в классе и т.п. Такое планирова ние позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в раз витии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядо чить протекание процессов обучения и воспитания школьников. Результаты ис следования Т.В.Ильиной свидетельствуют о том, что педагогическому планированию присущи следующие функции:

    направляющая, связанная с определе нием в процессе планирования сферы,

    цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных на правлений и видов;

    прогнозирующая, заключающаяся в том, что в ходе разработки плана форми руется педагогический замысел, проекти руется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее ф ункционирования и развития;

    координирующая (организаторская), позволяющая педагогам с помощью обос нованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и где должен делать; контрольная, предоставляющая педа гогическому коллективу или отдельному педагогу возможность с помощью состав ленного плана контролировать и коррек тировать траекторию своего пути к дости жению намеченной цели;

    репродуктивная (воспроизводящая), предполагающая то, что через промежу ток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

Под планированием воспитательной ра боты в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руко водителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов орга низации воспитательного процесса и жиз недеятельности в классном сообществе. Основу этой деятельности составляет мо делирование, ведь план воспитательной работы - это не что иное, как модель од ного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса. Чтобы успешно осуществить планирование, необходи мо соблюдать следующие принципы пе дагогического моделирования: системно сти, конкретности, оптимальности, диа лога, индивидуальности, научности, не прерывности. Рассмотрим каждый из пе речисленных принципов.

Принцип системности нацеливает уча стников планирования рассматривать воспитательный процесс как сложную систему, состоящую из совокупности вза имосвязанных и взаимодействующих компонентов. Это люди: классный руководитель, учащиеся класса, их родители, педагоги школы и другие взрослые; их индивидуальные и коллективные интере сы, потребности, ценностные ориента ции; цели, принципы, содержание, формы и способы организации совместной деятельности, общения и отношений; внутренние и внешние связи классного сообщества; критерии, показатели, при емы и методы изучения, анализа и оцен ки состояния и результатов воспитатель ного процесса.

Принцип конкретности содержит реко мендацию разработчикам плана избегать неоправданного копирования проводи мых дел в других ученических коллективах. При планировании важно учесть интересы и потребности членов своего кол лектива, уровень развития своего класса и перспективы роста. Правильность вы бора тех или иных форм и методов вос питательной работы во многом зависит от осознания специфических особенностей педагогической ситуации в конкретной учебной группе. Соблюдение данного принципа предполагает включение в план конкретных дел, определение конкретных сроков и ответственных за их проведение.

Принцип оптимальности связан с тре мя важными обстоятельствами в деятель ности по планированию воспитательной работы в классе.

Во-первых, классный руководитель должен найти наилучший вариант участия детей и взрослых в коллек тивной работе по планированию.

Во-вто рых, результатом этой совместной дея тельности должны стать модельные пред ставления об оптимальном варианте по строения жизнедеятельности в классе и воспитательного процесса в нем.

В-тре тьих, классный руководитель должен из брать оптимальный вариант формы и структуры самого плана воспитательной работы, чтобы создаваемый документ был удобен для использования в повседневной деятельности классного наставника.

Принцип диалога означает то, что диа лог действий, мнений, мотивов участни ков планирования - это необходимое ус ловие подготовки оптимального вариан та плана. Внимательное отношение к мнению каждого члена коллектива, фиксация и учет различных точек зрения имеют су щественное значение для определения наиболее полного спектра возможных путей и способов организации будущей жиз недеятельности классного сообщества.

Принцип индивидуальности нацеливает участников планирования направлять свои усилия на создание модельных пред ставлений о воспитательной системе класса, в которой индивидуальность каж дого учащегося является ценностью, а процесс ее развития и проявления - од ной из главных задач моделируемой сис темы. Принцип индивидуальности пред полагает также учет индивидуальных осо бенностей детей и взрослых при организации коллективной деятельности по раз работке плана.

Принцип научности - это требование к классному руководителю опираться при составлении плана на научные представления о сущности, движущих силах и за кономерностях процесса воспитания и развития ребенка, на теоретические положения современных педагогических кон цепций о воспитании, на технологические разработки отечественных и зарубежных ученых.

Принцип непрерывности обращает вни мание разработчиков плана на одну из важнейших характерных черт процесса планирования - его непрерывность. Ут верждение плана работы классного руко водителя может свидетельствовать лишь об относительной завершенности процес са планирования. Даже опытный клас сный наставник после составления плана вносит в него коррективы, так как воспитательная система класса - это «живой организм», в котором изменяются интересы, потребности, ценностные установ ки детей и взрослых, корректируются межличностные отношения, появляются новые контакты с окружающей социаль ной и природной средой. Все это обуслов ливает внесение изменений в план воспи тательной деятельности классного руко водителя.

Опираясь в совместной деятельности с коллегами, учащимися и родителями на перечисленные принципы, классный ру ководитель составляет календарный или перспективный план работы .

Календарный план воспитательной работы охватывает недельный или месячный промежуток времени и содержит такую информацию, как наименование планируемых дел, дата и время их проведения, фамилии организаторов проводимых мероприятий. Такой план (чаще всего план-сетка) называют рабочим планом классного руководителя. Его составление, как правило, не вызы вает у педагога каких-либо затруднений, поэтому в дальнейшем речь пойдет о тех нологии перспективного планирования, о содержании, форме и структуре плана воспитательной работы в классе на учеб ный год или полугодие.

Сначала об алгоритме разработки перспективного плана. Он представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых действий ков планирования. Основными звеньями этой цепочки являются следующие:

    определение классным руководителем порядка и сроков действий по плани рованию воспитательной работы и жиз недеятельности класса; педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса; моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельно сти и воспитательного процесса в нем; коллективное планирование;

    уточнение, корректирование и кон кретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы.

Правильно осуществляя действие за действием , шаг за шагом любой педагог сможет разработать оптимальный и науч но обоснованный план воспитательной работы. Чтобы классный руководитель лучше представлял механизм составления перспективного плана, целесообразно подробно описать совместные действия детей и взрослых по планированию жиз недеятельности классного сообщества и воспитательной работы в нем.

Первый шаг классного руководителя - это определение порядка и сроков действий по разработке плана . Фактически педаго гу надо сначала составить план по созданию другого плана. На первый взгляд эта фраза может показаться странной, но ошибки здесь нет. Чтобы деятельность классного руководителя и других участни ков планирования была целенаправленной, упорядоченной и эффективной, не обходимо спланировать совместную дея тельность по разработке перспективного плана воспитательной работы. Разумеет ся, что при определении порядка дейст вий классный руководитель использует свои знания об алгоритме планирования. Но кроме них он должен обладать инфор мацией о том, как будет проходить пла нирование воспитательной работы в об щешкольном масштабе. Процессы планирования в образовательном учреждении и его структурных подразделениях должны протекать сопряженно. В этой связи мож но воспользоваться разработанной про фессором Л.В.Байбородовой циклограммой планирования воспитательной рабо ты на новый учебный год (см. табл.).

Сроки

При составлении плана совместной деятельности по осуществлению перспек тивного планирования следует определить формы и способы участия учащихся и родителей в данном процессе, решить с психологом, заместителем директора по воспитательной работе и другими члена ми педагогического коллектива вопросы о психолого-педагогическом обеспечении действий по разработке плана.

Второй шаг в деятельности по плани рованию воспитательного процесса в классе - это анализ воспитательной рабо ты за прошедший учебный год. Такой ана лиз часто воспринимается как трудоемкая и не самая необходимая часть профессиональной деятельности классного руководителя, которая к тому же требует значительных интеллектуальных и физи ческих затрат. Практическая польза аналитической деятельности не всегда очевидна. Однако изучение большого количества планов работы классных ру ководителей и проведение опытно-экс периментальной деятельности в ряде школ Псковской области позволяют сде лать вывод о том, что анализ воспита тельного процесса может и должен стать основой для планирования классным ру ководителем воспитательной работы на последующий период. Это возможно, когда

    анализ проведен неформально;

    педагогический анализ представляет собой не эклектическое (разнородное и не всегда взаимосвязанное) соединение различных фактов и оценочных суждений, а имеет четкую структуру и осуществляет ся согласно определенным научно-мето дическим принципам;

    аналитическая деятельность строит ся в соответствии с разработанным критериально-аналитическим аппаратом;

    анализ является достаточно инфор мативным и содержательным;

    классный руководитель учитывает спектр мнений большинства субъектов педагогического процесса: педагогов, школьников, их родителей, администра ции школы, представителей педагогичес кой общественности, с которыми непо средственно взаимодействует коллектив
    класса.

В современной практике классного руководства наблюдается несколько подхо дов к проведению анализа воспитатель ной работы , например: описательный, полярно-оценочный, проблемный, системный и личностно ориентированный . Отметим их основные черты.

При описательном подходе описывают ся и анализируются события и явления, происшедшие в жизнедеятельности клас са, как правило, по принципу «что вижу, о том и пою».

При полярно-оценочном подходе выделя ются и анализируются положительные и отрицательные моменты и результаты учебно-воспитательного процесса. Пла нируется также анализ причин негатив ных или позитивных явлений в жизнеде ятельности класса.

Системный подход предполагает цело стный анализ педагогического процесса в совокупном единстве и взаимодействии всех его компонентов: субъектов, целей, содержания, средств (форм, методов, при емов), результатов деятельности и воспи тательных отношений. При этом делает ся акцент на «ключевых» моментах педа гогического процесса, считающихся при оритетными в анализируемый период жизнедеятельности класса.

При проблемном подходе происходят выделение, анализ и структурирование проблем и противоречий педагогического процесса.

В последнее время в некоторых инно вационных образовательных учреждениях успешно реализуются принципы лич ностно ориентированного подхода , которые определяют специфику педагогического анализа воспитательной работы классного руководителя. При таком подходе акцент в аналитической деятельности дела ется на таких аспектах, как развитие личности ребенка; становление и проявление индивиду альных особенностей школьников; личностные достижения учащихся; формирование в классе и школе бла гоприятной среды для развития учащих ся; функционирование системы медико- психологического и социально-педагоги ческого обеспечения процесса развития школьников.

В зависимости от организационной культуры школы и традиций воспитатель ной деятельности, личностных особенно стей педагога и исповедуемых им прин ципов педагогического анализа применя ются следующие виды анализа учебно- воспитательного процесса в классе: ана лиз реализации целей и решения задач, анализ основных событий и педагогичес ких ситуаций, критериально-ориентиро ванный анализ.

Делая анализ реализации целей и реше ния задач , классный руководитель оценивает степень достижения целевых устано вок, определенных в плане воспитатель ной работы на предыдущий период. Для этого используются критерии реализации целей, а также показатели, по которым можно судить о решении воспитательных задач.

Для проведения анализа основных событий и педагогических ситуаций важно на личие необходимого объема информации. Одной из форм ее накопления являются информационные или информационно- аналитические справки. В информацион ных справках обычно указывается, что проходило или проводилось, когда и кто проводил мероприятие (комплекс меро приятий), какие результаты получены в осуществленной деятельности. В инфор мационно-аналитическую справку включается дополнительная информация следующего содержания:

    Положительные аспекты проведен ной деятельности: что особенно удалось в определении содержания, форм и спосо бов организации совместной деятельнос ти, кто сумел отличиться, как проведенное дело (мероприятие) содействовало разви тию личности школьников, в решении каких проблем удалось продвинуться.

    Отрицательные аспекты осуществ ленной деятельности: что не получилось, кто не смог справиться со своим поруче нием, какие педагогические и организа ционные задачи не удалось решить до конца.

    Что нового удалось получить в ре зультате подготовки, проведения и подве дения итогов совместного дела? Какие педагогические последствия возможны после проведенного мероприятия? Какие проблемы могут обостриться в ближайшее время, проявиться в отдаленной перспек тиве?

    Как участие и позиция педагогов повлияли на результативность дела? Выводы и предложения о перспек тивах и путях совершенствования совме стной деятельности.

Успешному проведению анализа основ ных событий способствует коллективный анализ жизнедеятельности, предполагаю щий активное участие в аналитическом процессе всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, учащихся, родите лей, друзей класса. Среди форм коллек тивного анализа, которые могут быть ис точниками важной информации, можно выделить устный опрос, анкетирование, заполнение открытого листа мнении, вы пуск различных информационных лист ков, стенгазет; разнообразные формы коллективного творческого анализа (уст ный журнал, «живая газета», «телепро грамма», творческий рапорт и т.п.).

Критериально-ориентированный анализ направлен на выявление изменений ос новных показателей результативности учебно-воспитательной работы в соответ ствии с разработанными критериями эффективности воспитательной деятельно сти. При анализе следует различать критерии результатов и критерии процесса.

Критерии результатов позволяют оценить уровень развития тех или иных качеств личности учащихся, их воспитанности, обученное, социализированное.

Кри терии процесса помогают понять, как осу ществляется воспитательная деятель ность, как действуют механизмы воспитания, какое влияние на результаты вос питания оказывают те или иные факторы (условия). В качестве таких критериев могут быть выбраны следующие: гуман ность воспитательных отношений, вовле ченность учащихся в жизнедеятельность классного коллектива, сформированность деловых и межличностных взаимоотно шений, развитость самоуправленческих начал в классе, наличие социальных свя зей классного сообщества, эффективность психолого-педагогического и медико-со циального сопровождения процесса раз вития учащихся.

В аналитической деятельности классного руководителя можно выделить три этапа: подготовительный, основной и ре флексивный. Предназначение подготови тельного этапа заключается в подготовке самого учителя к осуществлению анали тической деятельности. В этот период классный руководитель определяет пред мет и цель педагогического анализа, раз рабатывает программу и инструментарий (критерии, формы, методы и приемы анализа) аналитической деятельности, преду сматривает участие в этой работе всех субъектов воспитательного процесса.

На основном этапе классный наставник направляет свои усилия на сбор и систем матизацию информации о воспитатель ном процессе, анализ и оценку результа тов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных моментов в жизнедеятельности класса и вос питании учащихся, определение проблем и противоречий в воспитательном про цессе, составление прогноза развития воспитательной системы класса, формулиро вание выводов и предложений по совер шенствованию и обновлению учебно-вос питательного процесса в классном сооб ществе.

На рефлексивном этапе учитель оцени вает проведенную аналитическую дея тельность, устраняет фактические и сти листические неточности в информацион но-аналитических материалах, вносит в них необходимые коррективы.

Третий шаг классного руководителя в деятельности по составлению плана вос питательной работы - это моделирование педагогом образа класса и процесса воспитания в нем.

Под образом класса нами понимается совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщест ва. Основными составляющими образа класса являются: образ учащегося класса, образ жизнедеятельности классного сооб щества, построения в нем деятельности, общения и отношений, представление о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общности. Рассмотрим каждую составляющую обра за класса.

Образ учащегося класса . Данный образ складывается из представлений педагога о наиболее важных качествах, которые должны воспитать у себя члены классно го сообщества. Создавая образ учащего ся, классный руководитель пытается най ти ответ на достаточно трудный вопрос: какими качествами должен обладать ребенок, чтобы успешно справляться с воз ложенными на него социальными функ циями гражданина, сына или дочери, бра та или сестры, ученика или ученицы, члена общественного объединения и др. Эти представления помогут педагогу правильно определить цель и задачи воспитатель ной работы, критерии и показатели ее эффективности.

Образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и отношений. Практически каж дый учитель стремится к созданию в клас се интеллектуально и духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально бла гоприятной атмосферы в классном сооб ществе. Однако не всем удается постро ить такие отношения в классе, так как иногда у педагога отсутствует целостное и детальное представление о характере, направлениях и способах совместной жизнедеятельности членов классного кол лектива. Сначала классному руководите лю надо определить, какой вид или на правление совместной деятельности (ту ристско-краеведческая работа, клубная деятельность, воспитание учащихся на традициях русской национальной культу ры и т.п.) может стать приоритетным в жизнедеятельности класса. Выбор при оритетного вида деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребнос тей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа учебного заведения. Нередко увлеченность клас сного руководителя туризмом или спор том, театром или художественной самоде ятельностью перерастает в общее увлече ние членов классного сообщества, и на этой основе создается воспитательная си стема класса, формируется его индивидуальность. Наряду с приоритетными и другими видами деятельности классному руководителю необходимо предста вить пути, формы и способы совершен ствования общения членов классного сообщества. В последние годы педагоги стали больше уделять внимания делово му и неформальному общению учащих ся, развитию коммуникативной культу ры школьников. В педагогическом арсенале появились тренинги общения, ком муникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуника тивной культуры. Это не только значи тельно обогатило воспитательный процесс, но и способствовало повышению его эффективности.

Успешность жизнедеятельности класса во многом зависит от характера форми рующихся отношений между членами классного сообщества. Классному руко водителю важно отчетливо представлять реальное состояние межличностных и де ловых отношений в классе, возможности и средства их улучшения. В поле зрения педагога должны находиться все члены классного сообщества, но особенно те учащиеся, которые занимают неблагополучное положение в детском коллективе. Желательно, чтобы в формируемых пред ставлениях о будущем класса учитель смог определить нишу для самореализации и самоутверждения личности каждого ре бенка.

Образ класса не будет полным без пред ставления о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общ ности . Формируя образ класса, классный руководитель предусматривает участие своих воспитанников в общешкольных мероприятиях, в совместных делах со сверстниками из классов одной паралле ли, в работе с младшими и старшими школьниками. Стоит подумать и о том, чем жизнедеятельность класса может обо гатить воспитательный потенциал обще школьного коллектива. На наш взгляд, правильно поступают те классные руко водители, которые стараются найти друзей класса в ближайшем социальном окружении. Ими могут быть родители, ба бушки и дедушки, руководители кружков, клубов, секций, народные умельцы, ветераны войны и труда. Друзьями классных коллективов бывают разные люди, отли чающиеся по возрасту, характеру, профес сии, политическим воззрениям, но схо жие по двум очень важным качествам. Во- первых, они чем-то (своим увлечением, жизненным опытом, талантом) интерес ны учащимся; во-вторых, они проявляют желание быть полезными детям. Такая позиция взрослых вызывает адекватную реакцию со стороны учащихся, которые также пытаются стать нужными для ок ружающих.

Завершая описание образа класса, следует заметить, что он должен отображать необходимое, возможное и желаемое со стояние воспитательного процесса. Необходимое - это то состояние, которое мо делируется на основе учета объективных закономерностей и тенденций развития процесса воспитания учащихся данного класса; возможное - это то состояние, ко торое проектируется в соответствии с ре альными условиями функционирования и зоной ближайшего развития классного коллектива, выявленной в ходе аналити ческой деятельности педагога; желаемое - это то состояние, которое создается в мо дельных представлениях, формирующих ся на базе субъективных предпочтений, желаний и интересов педагога и его вос питанников. Только при наличии такого сформированного образа класса у клас сного руководителя можно делать четвертый шаг в деятельности по планированию воспитательной работы.

Четвертый шаг в составлении плана воспитательной работы - это коллективное планирование. В коллективном плани ровании жизнедеятельности класса участ вует не только классный руководитель, но и весь коллектив учащихся класса, а так же родители и друзья классного сообще ства. Профессор Е.В. Титова считает кол лективное планирование самой трудной с методической точки зрения стадией в ор ганизации коллективной творческой де ятельности. В то же время именно она оказывается решающей и во многом оп ределяющей успех последующих совмест ных действий.

Опытные педагоги-практики и методи сты утверждают: если без предваритель ной работы попросить учащихся внести свои предложения в план работы класса на предстоящий учебный год, то вряд ли можно достичь желаемого результата. В этом случае поступят недостаточно обос нованные и примитивные предложения. Очевидна необходимость использования специальной технологии включения учащихся, родителей и других представите лей классного сообщества в совместную деятельность по составлению плана.

Такая технология была детально разработана в теории и практике коммунарско го движения. Она вошла в теоретическую и практическую педагогику под названи ем «коллективное планирование». Осно воположник коммунарской педагогики И.П.Иванов считал, что коллективное планирование - это творческое организа торское дело, когда каждый член коллек тива участвует в раскрытии перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый пе риод, разработке конкретного плана таких дел. Как важнейший этап коллективной организаторской деятельности коллективное планирование включает в себя общий сбор-старт, конкурс на лучшее предложе ние в план, анкеты и др. В последующие годы созданная технология коллективно го планирования пополнилась новыми формами, методами и приемами. К ним можно отнести аукцион идей и предложе ний, открытый лист (стенд) предложений, копилку идей и предложений, журнал-эс тафету, дискуссию, защиту проектов плана и др. Необходимо заметить, что техно логия коллективного планирования ста ла использоваться как при подготовке от дельного дела, так и при выборе совокуп ности дел и мероприятий на какой-то оп ределенный промежуток времени.

Любая технология складывается из последовательно выполняемых действий. На данном этапе планирования воспитательной работы в классе могут быть осуществлены следующие действия:

    предварительное планирование жиз недеятельности классного сообщества на новый период с ученическим и родитель ским активом;

    организация педагогического сопро вождения коллективного планирования;

    осуществление классным сообщест вом перспективного планирования жиз недеятельности в классе;

    проектирование совместно с роди телями и друзьями класса действий по педагогическому обеспечению реализа ции плана жизнедеятельности класса.

Рассмотрим методические аспекты пе речисленных действий.

Во время предварительного планирова ния жизнедеятельности классного сообще ства важно расширить круг разработчи ков плана, увлечь активистов из числа учащихся и родителей перспективами предстоящих в новом году дел и заручить ся их поддержкой. Возможен такой вари ант обсуждения с группой активистов предложений в план работы и порядка действий по вовлечению всех учащихся и их родителей в процесс планирования:

а) осмысление и выделение наиболее актуальных проблем жизнедеятельности класса;

б) выдвижение целей и задач на пла нируемый период;

в) продумывание общих идей (замысла) будущей жизнедеятельности;

г) определение основных дел предсто ящего учебного года;

д) поиск ответа на вопросы о сроках и порядке действий участников коллектив ного планирования;

е) назначение ответственных за прове дение мероприятий по коллективному планированию.

Организация педагогического сопровож дения коллективного планирования предпо лагает создание условий для его успешного осуществления. Для этого необходимо сделать следующее:

    договориться заранее с консультантами класса о времени, месте и содержа нии консультаций;

    организовать своевременное информирование и взаимодействие организато ров и участников планирования;

    помочь ведущим в подготовке к сбо ру-старту и проведению защиты идей и предложений в план работы;

    провести инструктаж руководителей микрогрупп о ходе, сроках и предполага емых результатах коллективного планиро вания, приемах и способах организации работы микрогрупп (как действовать, что бы добиться наилучшего результата);

    оказать помощь ответственным за отдельные направления в работе по пла нированию.

Деятельность классного сообщества по разработке перспективного плана целесо образно разделить на несколько периодов:

I период - сбор-старт коллективного планирования;

II период - консультации со знающи ми людьми;

    период - разведка дел и друзей;

    период - защита идей и предложе ний в годовой план;

V период - составление плана жизне деятельности класса;

VI период - рефлексия итогов коллек тивного планирования.

Проектирование действий по педагоги ческому обеспечению реализации плана жиз недеятельности класса предполагает:

а) определение основных направлений совместной деятельности;

б) назначение из числа взрослых ответ ственных за оказание помощи учащимся в подготовке и проведении отдельных дел и мероприятий;

в) моделирование информационно-ме тодической поддержки организации вос питательного процесса и жизнедеятельно сти в классе;

г) планирование финансового и мате риально-технического обеспечения дея тельности классного сообщества;

д) проектирование действий по оказа нию помощи ученическому коллективу в расширении и укреплении внутренних и внешних социальных связей и отноше ний.

Правильное и последовательное ис пользование перечисленных форм, мето дов и приемов коллективного планирова ния - это залог успешного осуществле ния всей деятельности по составлению плана воспитательной работы.

Заключительным шагом в совместной деятельности по планированию являют ся уточнение, корректирование педагогиче ского замысла и оформление плана воспитательной работы.

Классный руководитель после исполь зования приемов и методов коллективно го планирования, как правило, уточняет и корректирует свой первоначальный за мысел о построении в новом учебном году жизнедеятельности и воспитательного процесса в классном сообществе. Он старается максимально учесть предложения учащихся и родителей и на основе их по желаний сформировать более конкретные представления о целевом, содержатель ном, организационном и оценочно-ди агностическом компонентах предстоящей воспитательной деятельности. На данном этапе классный наставник уже может приступить к оформлению плана воспитательной работы. Для этого ему необходимо избрать наиболее рациональный вариант формы и структуры плана и соблюдать при его составлении требования, предъявляемые к документам педагогического планирования. Ав торы учебного пособия «Педагогика» (Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищен ко А.И., Шиянов Е.Н.), вышедшего в свет в 1997 г., называют следующие тре бования к планам учебно-воспитательной работы:

    целеустремленность и конкретность образовательных задач;

    краткость плана, его компактность;

    разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просве щения и организации деятельности де тей;

    преемственность, систематичность и последовательность;

    сочетание перспективности и акту альности намеченных видов работы;

    единство педагогического руководст ва и активности воспитанников;

    учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

    связь внутриклассной работы с рабо той вне школы;

    согласованность плана с деятельно стью школы и детских общественных ор ганизаций;

    гибкость плана.

Соблюдение перечисленных требо ваний позволит классному руководите лю правильно и эффективно осуществ лять деятельность по составлению и оформлению плана воспитательной ра боты.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Согласовано: Утверждено: заместитель директора Директор МКОУ Первомайская СОШ

по ВР:__________А.Н.Клементьева ______________ А.В.Багадаев

от «____» ______2013 г. от «____» ______2013 г.

План воспитательной работы

Классный руководитель: Клементьева А.Н.

2013-2014 учебный год

Целевая программа воспитательной работы школы:

____________________________________________

Тема по самообразованию: _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Направления:

Сентябрь - ___________________________________

Октябрь - __________________________________

Ноябрь - __________________________________

Декабрь - _________________________________

Январь - ____________________________________

Февраль - ____________________________________

Март - ___________________________________

Апрель - ____________________________________

Май - _____________________________________

Цели и задачи воспитательной работы

Цель: Повысить качество обучения в условиях модернизации

образовательного процесса. Способствовать формированию у учащихся активной и познавательной позиции, воспитание личных качеств учащихся. Обучение приёмам и методам самовоспитания и саморазвития

Задачи:

    Добиться успешного окончания 6 класса;

2. Воспитывать в себе чувства ответственности за свои поступки;

3. Работать над правилами и нормами поведения на улице, школе и других общественных местах;

4. Воспитывать в себе толерантность, обходительность;

5. Формирование личности способной к самоутверждению в современных условиях;

6. Умение найти своё место в современном мире;

7. Нахождение новых форм и методов воспитательной работы;

8. Воспитание активной, творческой личности.

Создать условия для:

    Формирования навыков культурного поведение в школе, дома, на
    улице, в общественных местах.

    Развития гармоничной личности.

3. Возможности самовыражения каждого члена коллектива,
возможности комфортно чувствовать

себя в коллективе.

    Привития интереса к здоровому образу жизни, соблюдению
    гигиенических правил.

    Развития речи учащихся и культуры общения.

    Воспитания патриотов своего Отечества.

    Воспитания уважительного отношения к взрослым, пожилым
    людям.

    Воспитания бережного отношения к природе.

Циклограмма работы классного руководителя

Еженедельно

В течение

четверти

В конце

четверти

В конце

учебного года

Проверка дневников.

Проведение классных часов.

Проверка режима дня учащихся.

Следить за внешним видом учащихся.

Выявление причин отсутствующих учащихся на занятии

Организация питания уч-ся

Дежурство класса по кабинету

Индивидуальная работа с уч-ся

Дежурство по школе.

Посещение детей на дому.

Проведение классных и школьных вечеров и мероприятий.

Организация помощи ветеранам.

Проведение родительских собраний.

Оформление классного уголка.

Работа с родителями по ситуации

Проведение техники безопасности.

Оформление кабинета №5 6 класса.

Посещение уроков в 6 класса

Проведение итоговых классных часов.

Доведение до сведения родителей успеваемость ребят.

Составление планов на каникулы.

Заполнение итоговых оценок за четверть

Анализ выполнения плана работы за четверть

Проведение открытого мероприятия

Оформление личных дел

Анализ плана работы с классным коллективом

Список учащихся

рождения

Обязанности

Увлечения

1

Адамов Василий

Аксаев Сергей

Баранова Маргарита

Желтухин Андрей

Лиханов Михаил

Матвеев Евгений

Поздняков Степан

Свиниников Петр

Синицин Эдуард

Труфанов Николай

Шабурова Юлия

Индивидуальная работа с учащимися

Ф.И. учащегося

Проблема

Дата

Работа с родителями

Общешкольный родительский комитет:

Классный родительский комитет:

1._____________________________

2._____________________________

Тематика родительских собраний

Форма проведения

Руководитель

Сроки проведения

Протокол № _____

родительского собрания

от__________________20_____г.

Тема:

Присутствовали: _______чел.

Повестка собрания:

Слушали:

Решение:

Председатель родительского комитета:

Классный руководитель: А.Н. Дементьева

Индивидуальная работа с родителями

Ф.И. ученика

Обсуждаемая проблема

Дата, роспись

родителей

Работа с трудными учащимися

Ф.И. ученика

Обсуждаемая проблема

Дата проведения


Школьные и классные мероприятия 6 класса

Сентябрь – « Внимание дети!»

Праздничная линейка «Первый звонок»

Беседы в классе по ПДД

Конкурс рисунков «Дорожные знаки – наши добрые друзья»

Конкурс поделок из природного материала «Осенняя сказка»

Родительское собрание

Первенство школы по футболу «Юный футболист»

Первенство школы по легкой атлетике «День бегуна»

Октябрь – «Дорогие мои старики»

День учителя. Концерт «Спасибо вам учителя, за всё спасибо».

Осенний бал

День пожилого человека, участие в концерте

Операция «Забота»

Конкурс «Самый классный классный уголок»

Соревнования по баскетболу

Родительское собрание

Ноябрь – «За здоровый образ жизни»

Конкурс плакатов «Опасная зависимость»

Видеофильм с обсуждением «Защита от всех форм насилия»

Акция «Кормушка для птиц»

День матери «Это нежное слово МАМА».

Декабрь – «Новый год у ворот!»

Урок России «Мне о России надо говорить»

Первенство школы по настольному теннису

Всемирный день футбола. Первенство школы по футболу

Конкурс новогодних плакатов

Операция «Кормушка»

Родительское собрание

Праздник «Новогоднее шоу».

Беседа «Ответственность за использование пиротехнических средств»

Январь – «Живи родник!»

Акция «Кормушка»

Первенство школы по волейболу

Зимние забавы

Конкурс «Новая волна»

Февраль – « Я патриот»

Конкурс рисунков «Природа нашего края»

Конкурс плакатов «Славься, Отечество»

Почта для влюбленных

Конкурс «А ну-ка, мальчики!»

Март – «Я и мое место в мире»

Изготовление открыток учителям-пенсионерам

Концерты и праздники «Милая Мама»

«А ну-ка, девочки»

Родительское собрание

«Школа безопасности»

Апрель – «Быстрее, выше, сильнее»

Участие в конкурсе социально значимых проектов «Мой поселок»

Конкурс рисунков «Мы и космос»

Игра «Здоровый дух в здоровом теле»

Первенство школы по волейболу

Уборка школьной территории.

Май – «Помним дни былые»

Операция «Забота»

Конкурс рисунков, посвященных Дню Победы.

Уборка пришкольной территории

Концерт для родителей и ветеранов, посвященный Дню Победы.

Митинг «Память»

Традиционная легкоатлетическая эстафета

Тематические классные часы по ПДД.

Классный час «Безопасное колесо»

Праздник «Последний звонок»

Родительское собрание


Характеристика классного коллектива

В 6 классе 11 человек - 9 мальчиков и 2 девочки. 5 класс ребята окончили со 100% успеваемостью. Ударники за прошлый учебный год: Лиханов Миша, Буроличева Катя. За летний период убыло два учащихся: Буроличева Екатерина и Константинов Иннокентий. В интернате проживает Шабурова Юлия. Юлия проживает в посёлке Степной (в 14 км. от п. Первомайска). Ребята активно участвуют в спортивных соревнованиях, субботниках и воскресниках. Многие из ребят являются участниками школьных мероприятий. С удовольствием посещают спортивные секции и различные кружки в школе и доме народного творчества. В этом году стоит большая задача по продолжению сплочения детского коллектива. Со стороны родителей наблюдается постоянный контроль. В классе все дети имеют поручения. Дети доброжелательны, правильно реагируют на замечания и стараются исправиться. Трудных детей в классе нет. Все дети готовы к школе: у них есть школьная форма и школьные принадлежности. Родители учеников регулярно посещают школу, родительские собрания, интересуются успехами детей. В классе работает родительский комитет. Ведётся работа по воспитанию сознательного поведения в школе и во внеурочное время, отношения к учёбе.

Анализ воспитательной работы

За прошедший год начал формироваться коллектив, но формирование коллектива нужно продолжить и в 6 классе. Дети подружились между собой. У них появились общие интересы и занятия. Ребята дружат не только в школе, но и за её пределами. Ученики прислушиваются к мнению своих одноклассников, им важно их мнение. К учёбе в школе относятся старательно, но не всегда всё удается с первого раза. Доброжелательно относятся к учителям, ребятам из других классов. Конфликты ещё в коллективе возникают, но быстро гасятся. Дети участвуют в планировании мероприятий только под руководством учителя. Во многих делах дети проявляют недостаточную активность, творчество, организованность. Над этим предстоит работать во 6 классе. Как классный руководитель я занимаюсь организацией досуга детей. В свободное от занятий время дети посещают кружки в ДНТ, спортивные секции, библиотеку. В прошедшем году в классном коллективе были выбраны органы самоуправления. Каждый из детей смог сам выбрать поручение себе по душе. Дети проявляли своё творчество при подготовке и проведении классных мероприятий, концертов, выпуске стенгазет, изготовлении поделок на выставки, участии в выставке рисунков и др. В этом классном коллективе выше среднего познавательная активность и творческие способности. За прошедший год было проведено много внеклассных мероприятий: классные часы, беседы. Пропагандируя здоровый образ жизни, неоднократно посещали снежную горку, спортивный комплекс. Всё это способствовало сплочению школьного коллектива. Есть ещё много проблем, которые предстоит решать в будущем году. Самое главное, чтобы каждый ребёнок не потерял своего лица, чувствовал себя в школе комфортно, и чтобы он с радостью спешил в школу за новыми знаниями.

Текущие дела на год:

Сентябрь Оформление документов по питанию учащихся Оформление классного журнала Инструктаж учащихся по ТБ Выбор актива класса Оформление классного уголка. Оформление журнала. Оформление дневников учащихся. Подготовка классных часов. Участие в жизни школы. Проведение родительского собрания Октябрь Работа с активом ласа Посещение учащихся на дому. Проверка и анализ дневников учащихся. Индивидуальные консультации для родителей. Подготовка к Осеннему балу Участие в жизни школы. Подготовка классных часов. Отчёт по итогам успеваемости за 1 четверть. Составление плана работы на каникулы. Ноябрь Работа с активом класса. Посещение уроков в классе. Проведение родительского собрания. Индивидуальные консультации для родителей. Участие в жизни школы. Подготовка классных часов. Заседание родительского комитета. Анализ посещения учащимися кружков и секции. Сотрудничество со школьной библиотекой. Посещение учащихся на дому Декабрь Работа с активом класса. Посещение уроков в классе. Проведение родительского собрания. Индивидуальные консультации для родителей Участие в жизни школы Подготовка классных часов. Подготовка и проведения родительского собрания. Подготовка к Новогодним праздникам. Отчёт по итогам успеваемости за 2 четверть. Составление плана работы на каникулы. Заседание родительского комитета Январь Работа с активом класса. Посещение уроков в классе. Психолого -педагогическая диагностика в классе. Индивидуальные консультации для родителей Участие в жизни школы Подготовка классных часов. Заседание родительского комитета. Анализ посещения учащимися кружков и секции. Сотрудничество со школьной библиотекой. Посещение учащихся на дому Участие в жизни школы. Февраль Работа с активом класса. Посещение уроков в классе. Проведение родительского собрания. Индивидуальные консультации для родителей Участие в жизни школы Подготовка классных часов. Заседание родительского комитета. Анализ посещения учащимися кружков и секции. Сотрудничество со школьной библиотекой. Посещение учащихся на дому Проверка и анализ дневников учащихся

Март Посещение уроков в классе. Индивидуальные консультации для родителей Участие в жизни школы Подготовка классных часов. Заседание родительского комитета. Анализ посещения учащимися кружков и секции. Сотрудничество со школьной библиотекой. Посещение учащихся на дому Участие в жизни школы. Планирование работы на весенних каникулах Отчёт по итогам успеваемости за 3 четверть. Апрель Индивидуальные консультации для родителей Участие в жизни школы Подготовка классных часов. Заседание родительского комитета. Анализ посещения учащимися кружков и секции Посещение уроков в классе Посещение учащихся на дому Май Работа с активом класса. Посещение уроков в классе. Проведение родительского собрания. Индивидуальные консультации для родителей Участие в жизни школы Подготовка классных часов. Заседание родительского комитета. Анализ посещения учащимися кружков и секции. Сотрудничество со школьной библиотекой. Посещение учащихся на дому Проверка и анализ дневников учащихся Подведение итогов 4 четверти. План работы на летние каникулы Подготовка школьного журнала к сдаче в учебную часть и архив. Написание характеристик на учащихся за год. Работа с личными делами учащихся. Поход по родному краю.

Работа со слабоуспевающими учащимися:

    Вовлечение детей в общественную работу в коллективе;

    Контроль за выполнением поручений, данными ему школьным коллективом либо учителем, классным руководителем;

    Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами

    Индивидуальные консультации родителей по подготовке дополнительных заданий

    Контроль посещения учащимися кружков и спортивных секций в школе, ДНТ, проведения свободного времени

Работа с трудными учащимися:

    Исследование жилищно - бытовых условий учащихся.

    Консультации и беседы с родителями по воспитанию детей.

    Организация досугового времени путём вовлечения учащихся в кружки, секции и другие внешкольные учреждения.

    Консультации родителей и детей с психологом и социальным работником.

    Контроль за выполнением поручений, которые учащиеся выбрали по своему желанию.

    Повышение интереса к учению, путём предоставления им посильных дополнительных заданий по предметам.

Утверждаю: _____________ Утверждаю: _________

Зам. по ВР: Директор школы:

«___» ________________2016г. «____» _______________2016г.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

классного руководителя1,3 классов

Лукянчук Галины Александровны

2016 -2017 учебный год

Пояснительная записка

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А.Амонашвили

Ежегодно, мы педагоги сталкиваемся с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Система поможет развить у учащихся младшего школьного возраста навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, с взрослыми. В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

Воспитательная система – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития.

Цели и задачи воспитательной работы.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: создание условий для самостоятельного осознанного каждой личностью способа существования, стратегии поведения, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

Активизация творческого потенциала учащихся;

Продолжить и расширить работу по изучению личности учащихся (создание портфолио учащихся);

Активизировать деятельность методического объединения классных руководителей;

Стимулировать работу классных руководителей к обмену передовым педагогическим опытом, внедрению в практику новых педагогических технологий;

Совершенствовать систему воспитательной работы в классных коллективах;

Продолжить работу по созданию условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний;

Совершенствовать систему семейного воспитания; усилить роль семьи в воспитании детей и привлечь семьи к организации учебно-воспитательного процесса в школе;

Повысить эффективность работы по воспитанию патриотизма, любви к малой родине, гражданственности;

Создать условия для самореализации личности каждого учащегося через дальнейшее совершенствование системы дополнительного образования;

Поддержать творческую активность учащихся во всех сферах деятельности, создать условия для развития общешкольного коллектива через систему КТД.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

Совершенствование форм и методов воспитательной работы.

Изучение и внедрение новых воспитательных технологий.

Повышение уровня эффективности воспитательной работы через систему контроля.

Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классных руководителей.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. «Я – Человек» (соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности).

2. «Моя Родина» (соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию и предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления, организацию трудовой и профориентационной деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков).

3. «За здоровый образ жизни» (соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся и предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, формирование основ безопасности, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности).

4. «Мир прекрасного» (соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности).

Ожидаемые результаты:

  • Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника.
  • Овладение навыками нового вида деятельности – учения.
  • Изменение самого ученика, его развитие как результат учебной деятельности.
  • Формирование базовых учебных способностей.
  • Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  • Построение модели ученика начальных классов.

Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса .

Работа с коллективом класса, педагогическое сопровождение и поддержка школьников

Формы работы

Задачи работы

Способы работы

Коллективная

  1. Развивать и совершенствовать познавательную деятельность.
  2. Обеспечить условия для формирования коллектива класса.
  3. Воспитывать творческую самостоятельность, организованность.

1. Тематические утренники.

2. Сюжетные и ролевые игры.

3. Конкурсы, викторины.

4. Коллективные творческие дела.

5. Спортивные и интеллектуальные игры.

6. Работа в творческих группах.

7. Система часов общения.

8. Экскурсии.

9 . Индивидуальные беседы со школьниками.

10. Посещение семей учеников классным руководителем.

Групповая

  1. Воспитывать способность к сотрудничеству.
  2. Развивать умение работать в группе.
  3. Формировать культуру общения со сверстниками и педагогами.

Индивидуальная

  1. Выявить способности каждого ребёнка.
  2. Оказывать помощь в конфликтных ситуациях.

Формы работы

Задачи работы

Способы реализации

Коллективная

  1. Согласовать подходы педагогов и семьи к воспитанию детей.
  2. Объединить коллектив родителей.
  3. Проводить психолого-педагогическое просвещение родителей.
  4. Создавать атмосферу сотрудничества взрослых и детей.
  1. Родительские собрания.
  2. Организация и проведение праздников и классных мероприятий.
  3. Совместная трудовая деятельность.
  4. Участие в творческих делах класса.
  5. Анкетирования.
  6. Дни открытых дверей.
  7. Работа родительского клуба.
  8. Групповые и индивидуальные консультации.
  9. Беседы.
  10. Совместные праздники.
  11. Совместные походы.
  12. Посещение семей классным руководителем.
  13. Работа проблемных групп.

Групповая

  1. Координировать работу родителей, детей и учителей по разрешению различных проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.
  2. Привлекать родителей к досуговой деятельности учеников.

Индивидуальная

  1. Обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения.
  2. Оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных способностей их ребёнка.

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ ШКОЛЫ:

Сентябрь

Праздник «Здравствуй школа»

Октябрь

Праздник «День учителя»

Ноябрь

Праздник «День матери»

Декабрь

Новогоднее представление у елки

Февраль

День защитника Отечества

Вечер встречи

Март

Апрель

Экологические субботники

Май

Праздник «Салют, Победа!»

Праздник последнего звонка

Сентябрь – «Прекрасна земля и на ней человек»

Вид деятельности

1неделя (01.09 -09.09)

2 неделя (12.09- 16.09)

3 неделя (19.09 – 23.09)

4 неделя (26.09 – 30.09)

Работа с классного руководителя

1) дежурство по школе вместе с классом; (вторник,четверг)

Оформление классного уголка

(состояние информированности

Учащихся об организации

учебно-воспитательного

Процесса в классе).

МО классных руководителей

" Формы планирования воспитательной работы в школе и классе на 2016-2017 учебный год "
(администрация школы, зам. по ВР Вахнина Т. С.)

Традиционные мероприятия «Мир прекрасного»

Праздник Первого звонка (стихи 1 класс)

Урок знаний. (классный час с посещением родителей)

Принять участие в концерте, посвященному Дню учителя.

В конкурсе «Фантазии осени», в выпуске поздравительной газеты.

«За здоровый образ жизни»

Классные часы, мероприятия по профилактике дорожно-транспортному травматизму, пожарной безопасности в рамках месячника безопасности детей

«Я - человек»

Классный час: "Законы школьной жизни. Права и обязанности учащихся".

«Моя Родина» (гражданско-патриотическое, трудовое воспитание)

Работа с родителями

Участие родителей и общественности в «Дне Знаний».

Родительское собрание «Предупреждение противоправных действий в отношении несовершеннолетних»

Организация работы семейного клуба «Очаг»

Мониторинг

Изучение спроса на кружки дополнительного образования.

Дополнительное образование

Посещение сельской библиотеки. (3 класс)

Посещение сельской библиотеки. (1класс)

Октябрь – «Знание – сила!

Вид деятельности

1 неделя(03.10 -07.10)

2 неделя(10.10 – 14.10)

3 неделя (17.10-21.10)

4 неделя(24.10 – 31.10)

Работа с классными руководителями

Подготовка к празднику День Учителя

Заседание МО классных руководителей . Тема "«Взаимодействие школы с социальными партнерами в развитии социально значимых компетенций учащихся»

Лагеря дневного пребывания

Традиционные мероприятия

«Мир прекрасного» (художественно-эстетическое направлении)

Концерт ко Дню Учителя «Учитель, мне в имени твоем…».

День самоуправления.

Конкурс проектов «Фантазии осени» (классные руководители)

«За здоровый образ жизни»

(физическое, экологическое воспитание, формирование основ безопасности)

Участие в осенней спартакиаде «Мини-футбол»

Инструктаж по ТБ на осенние каникулы.

«Я - человек» (нравственное, духовное, правовое, интеллектуальное воспитание)

Принять участие в международном дне улыбок (1 октября) акция «Улыбка дня»

Классный час «О детской дружбе и выборе друзей»

Международный день школьных библиотек (посещение школьной библиотеки)

«Моя Родина» (гражданско-патриотическое, трудовое воспитание)

Выставка рисунков « Бабушка рядышком с дедушкой »

Ноябрь – «В здоровом теле здоровый дух!»

Вид деятельности

1 неделя (01.11 -04.11)

2 неделя (07.11- 12.11)

3 неделя (14.11-18.11)

4 неделя (21.11-30.11)

Работа пришкольного лагеря

Традиционные мероприятия

«Мир прекрасного» (художественно-эстетическое направлении)

Неделя конкурса рисунков и плакатов

«Я выбираю здоровье» 1-7 классы (рисунки)

Подготовка к концерту

Принять участие в концерте «Спасибо вам, милые мамы!»

Конкурс рисунков, фотоконкурс «Сегодня мамин день»

«За здоровый образ жизни»

(физическое, экологическое воспитание, формирование основ безопасности)

" Состав табачного дыма и его воздействие на организм человека "

Классный час «Я выбираю спорт»

"Осторожно! Грипп!

Беседа с медицинским работником школы.

«Я - человек» (нравственное, духовное, правовое, интеллектуальное воспитание)

Проект «Красота моей деревни»

(2-9 кл)

«Моя Родина»

Мероприятие «День Народного единства»

(Обухов Е. Б.)

Работа с родителями

Консультации для родителей по социальным, правовым и психологическим вопросам.

Общешкольное родительское собрание

Семейный клуб «Очаг»: «Мамина школа»

Мониторинги

Мониторинг участия родителей в общешкольных и классных мероприятиях.

Декабрь – «Здравствуй, здравствуй, Новый год!»

Вид деятельности

1 неделя(1.12-09.12)

2 неделя (12.12-16.12)

3 неделя(19.12-23.12)

4 неделя(26.12 – 30.12)

Работа классного руководителя

Составление плана работы на зимних каникулах;

Традиционные мероприятия

«Мир прекрасного » (художественно-эстетическое направлении)

Подготовка новогоднего праздника:

Мастерская Деда Мороза

Принять участие в Подготовке новогоднего праздника

Праздничное оформление школы, класса.

Новогодний концерт

«За здоровый образ жизни»

(физическое, экологическое воспитание, формирование основ безопасности)

Всемирный день борьбы со СПИДом

Профилактика ВИЧ-инфекции и проблемы, связанные с ней.

Беседа «Осторожно, огонь!» посещение пожарной части.

Инструктажи на зимние каникулы

«Я - человек» (нравственное, духовное, правовое, интеллектуальное воспитание)

«Моя Родина» (гражданско-патриотическое, трудовое воспитание

" День Конституции ". Тематические классные часы

Работа с родителями

  1. Привлечение родителей к участию в новогодних праздниках;
  2. Привлечение родителей к организации отдыха на зимних каникулах

Работа с документацией

Анализ воспитательной работы с классом за 1 полугодие

Дополнительное образование

Районные конкурсы

Январь – «Рождественские колядки»

Вид деятельности

1 неделя(02.01-06.01)

2 неделя (09.01-13.01)

3 неделя(16.01-20.01)

4 неделя(23.01-27.01)

Работа классного руководителя

Выступление на МО «Создание воспитательной среды для интеллектуального саморазвития учащихся»

Традиционные мероприятия

«Мир прекрасного » (художественно-эстетическое направлении)

«За здоровый образ жизни»

(физическое, экологическое воспитание, формирование основ безопасности)

Принять участие в Шахматно- шашечном турнире

«Кто кого?»

«Весёлые пешеходы» занятие – эстафета (1-4 класс)

«Я - человек» (нравственное, духовное, правовое, интеллектуальное воспитание)

День вежливости.

Классные часы «Гадания, колядки…»

«Моя Родина» (гражданско-патриотическое, трудовое воспитание

Работа с родителями

Семейный клуб «Очаг»: «Как-то поздним вечерком девушки гадали… Семейное счастье… в чем оно?»

Дополнительное образование

Февраль – «Растим патриотов»

Вид деятельности

1 неделя(30.01-03.02)

2 неделя(06.02-10.02)

3 неделя(13.02-17.02)

4 неделя(20.02-24.02)

Работа классного руководителя

Традиционные мероприятия

«Мир прекрасного» (художественно-эстетическое направлении)

Выпуск стенгазет «Герои Российской Федерации»

Смотр строя и песни.

«За здоровый образ жизни»

(физическое, экологическое воспитание, формирование основ безопасности)

«Я - человек» (нравственное, духовное, правовое, интеллектуальное воспитание)

Конкурс чтецов «Юное дарование »

«Моя Родина» (гражданско-патриотическое, трудовое воспитание

Акция «Неделя добрых дел».

Классные часы для младшего звена

«Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем!»

Внутришкольный контроль

Работа с родителями

Привлечение родителей к проведению мероприятий, посвящённых Дню защитника Отечества;

Дополнительное образование

Районные соревнования, конкурсы, интернет-конкурсы

Март – «Весну встречаем – семью величаем!»

Вид деятельности

1 неделя(27.03-03.03)

2 неделя(06.03-10.03)

3 неделя(13.03-17.03)

4 неделя(20.03-24.03)

Работа классных руководителей

Составление плана работы на весенних каникулах;

Традиционные мероприятия

« Мир прекрасного» (художественно-эстетическое направлении)

Подготовка Праздничного концерт а

Выпуск поздравительных газет

Помощь в оформлении стенда Оформление стенда « История школы »

«За здоровый образ жизни»

(физическое, экологическое воспитание, формирование основ безопасности)

Инструктажи на весенние каникулы

«Я - человек» (нравственное, духовное, правовое, интеллектуальное воспитание)

Принять участие в Конкурсе иллюстрированных сочинений "Я и моя семья"

Конкурс проектов « Путешествие в прошлое своей семьи»

«Моя Родина» (гражданско-патриотическое, трудовое воспитание

Работа с родителями

Привлечение родителей к созданию родословной ребенка

Родительское собрание «Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности»

Дополнительное образование

Районные конкурсы, интернет-олимпиады

Апрель – «Земля-дом, в котором мы живём!»

Вид деятельности

1 неделя(03.04-07.04)

2 неделя(10.04-14.04)

3 неделя(17.04-21.04)

4 неделя(24.04-28.04)

Работа классного руководителя

Подготовка к общешкольному проекту «День Земли»

МО классных руководителей. «Подведение итогов работы МО классных руководителей за 2016-2017 уч. год» – анализ работы. Отчет по темам самообразования.

«Приоритеты работы классных руководителей на следующий учебный год» – составление проекта плана работы МО на следующий учебный год»

Традиционные мероприятия

« Мир прекрасного» (художественно-эстетическое направлении)

Фестиваль фоторепортажей "Наш класс"

«За здоровый образ жизни»

(физическое, экологическое воспитание, формирование основ безопасности)

Выпуск стенгазет "Огонь - друг. Огонь - враг"

Общешкольный проект «День Земли» (1-9 классы)

Экологические субботники

Общероссийский урок ОБЖ (совместно с МЧС)

«Я - человек» (нравственное, духовное, правовое, интеллектуальное воспитание)

«Моя Родина» (гражданско-патриотическое, трудовое воспитание

Классный час «Подними голову!» (День космонавтики)

Работа с родителями

Выявление летней занятости детей «группы риска»

Родительское собрание ««Основные направления деятельности школы на 2017-2018 учебный год»

Мониторинги

Мониторинг посещения родителями родительских собраний.

Работа с документацией

Дополнительное образование

Районные конкурсы

Май – «Виват, Победа!»

Вид деятельности

1 неделя(01.05-05.05)

2 неделя(08.05-12.05)

3 неделя(15.05-19.05)

4 неделя(22.05-31.05)

Работа классного руководителя

Организация летней занятости учащихся.

Отчеты о проделанной воспитательной работе с классом

Традиционные мероприятия

«Мир прекрасного» (художественно-эстетическое направлении)

День Победы.

Участие в праздничном шествии, посвященному Дню Победы.

Принять участие в празднике «Звени, мой последний звонок»

«За здоровый образ жизни»

(физическое, экологическое воспитание, формирование основ безопасности)


День здоровья

Инструктажи по охране жизни и здоровья во время каникул.

«Я - человек» (нравственное, духовное, правовое, интеллектуальное воспитание)

Ярмарка-выставка творчества

Семей.

Фотоконкурс «Моя семья»

«Моя Родина» (гражданско-патриотическое, трудовое воспитание

Работа с родителями

Участие родителей в Декаде Славы.

Мониторинги

Опрос учащихся о занятости во время летних каникул

1. Закон Правды.

Правда нужна не только тебе, но и окружающим. Будь правдив.

2. Закон Добра.

Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

3. Закон Заботы.

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим.

4. Закон Любви.

Любовь – одно из древнейших и уважаемых чувств. Не стесняйтесь ее.

5. Закон Милосердия.

Тебе сегодня хорошо, а другим, может быть, плохо - не забывай о них.

6. Закон Памяти.

Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.

7. Закон Уважения.

Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других.

8. Закон Старости.

Помни: старость уважается у всех народов. Будь цивилизованным.

9. Закон Свободы.

Будь свободным и отстаивай свою свободу, не забывая о свободе других.

10. Закон Смелости.

Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас - в коллективе: будь смел.

Ежедневно:

Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.

Организация дежурства в классном кабинете. Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно:

1 Проверка дневников учащихся.

2 Проведение мероприятий в классе (по плану).

3 Работа с родителями (по ситуации).

4 Работа с учителями-предметниками (по ситуации).

5 Встреча с фельдшером по справкам о болезни учащихся.

Каждый месяц:

Посещение уроков в своем классе.

Встреча с родительским активом.

Совещание по планированию работы (по графику).

Один раз в четверть:

1 Оформление классного журнала по итогам четверти.

2.Коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

3 Проведение родительского собрания.

Один раз в год:

Проведение открытого мероприятия. Оформление личных дел учащихся. Анализ и составление плана работы класса. Статистические данные класса

Законы воспитания ребенка в семье.

  1. Закон единства требований отца и матери.
  2. Закон значимости похвалы для ребенка.
  3. Закон трудного участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
  4. Закон разделения в равной мере материальных благ между взрослыми и детьми.

Учащийся имеет право :

  • на уважение своего достоинства;
  • открытого выражения своего мнения, касающегося жизни школы, однако не может унижать чье-либо достоинство;
  • участия во внеклассных и внешкольных занятиях;
  • представлять школу в конкурсах, смотрах, соревнованиях и других мероприятиях;
  • на открытую и немедленную оценку его знаний и умений, на получение оценок по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями;
  • на заблаговременное уведомление о сроках и объемах письменных контрольных работ;
  • быть поощренным за свой учебный труд и общественно – полезную деятельность.

Учащийся обязан:

  • настойчиво и творчески овладевать основами наук и навыками самообразования, применять полученные знания в жизни;
  • участвовать в общественно – полезном труде, овладевать науками, выбранного профиля, соблюдать дисциплину, правила техники безопасности;
  • активно участвовать в общественной жизни класса и школы, беречь и умножать лучшие традиции школы;
  • заниматься физической подготовкой, готовить себя к защите Отечества;
  • уважать родителей, проявлять заботу о членах семьи;
  • быть внимательным и предусмотрительным к окружающим;
  • быть нетерпимым к вредным привычкам, аморальным и антиобщественным поступкам;
  • следить за внешним видом: одеваться скромно и со вкусом, в школе носить одежду установленной формы, вести себя корректно и тактично;
  • знать и выполнять правила дорожного внимания, пожарной безопасности и поведения на воде; уметь оказать медицинскую помощь.

Веди себя по отношению к другим так,

Как ты хотел, чтобы относились к тебе.

  1. Входя в школу, здоровайся, называя друзей по имени, а старших по имени и отчеству.
  2. Смени обувь.
  3. Аккуратно сложи свои вещи и сдай верхнюю одежду в гардероб.
  4. Не бегай, не кричи.
  5. Уважительно разговаривай с товарищами и старшими по возрасту.
  6. Приветливо встречай всех, кто приходит в школу.
  7. Следи за своей речью, не допускай бранных слов.
  8. Сохраняй уют в школе, не позволяй портить школьное имущество, не сори.

9.Соблюдай элементарные правила поведения в столовой, буфете: не толкайся, не бросай хлеб, спокойно садись за стол, аккуратно ешь, убери за собой посуду.

  1. заповедей родителям
  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не думай, что ребенок принадлежит тебе, он не твоя собственность.
  3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь. Ты дал ему жизнь, как он может

благодарить тебя: он даст жизнь другому, тот – третьему.

  1. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
  2. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть в жизни дана каждому по силам, и будь уверен, что его

тяжесть не меньше, чем твоя. А может и больше, потому что у него нет привычки.

  1. Не унижай ребенка никогда!

7. Не мучь себя, если не сможешь что-то сделать для своего ребенка.

  1. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  2. Не обманывай ребенка ни в чем!

10.Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Сведения о родителях учащихся.

Фамилия, имя

ребёнка

семьи

Имя, отчество

(матери) или лиц ее заменяющей

Место работы (матери) или лиц ее заменяющей

Имя, отчество

(отца) или лиц его заменяющего

Место работы (отца) или лиц его заменяющего

Домашний адрес, телефон

1

2

3

4

5

6


Воспитательная работа классного руководителя ведется по плану. План работы классного руководителя - важный документ, в котором отмечаются цели, задачи, способы и формы воспитательной деятельности, а также отражаются функции, права и обязанности классного руководителя.

Перед началом учебного года проводятся августовские педчтения, совещания директоров, заместителей директоров школ, школьных психологов, семинары для учителей, конференции, методические чтения. Организуют их Министерство образования, методические центры учебных округов, окружные управления образования.

Работники управления органов народного образования информируют администрацию школы, педагогов об итогах прошедшего учебного года, знакомят с задачами учебно-воспитательной работы на будущий учебный год.

На основе полученной информации классные руководители разрабатывают свои планы учебно-воспитательной работы.

План учебно-воспитательной работы состоит из нескольких разделов.

Раздел I. «Сведения о группе»: количество учащихся (списочный состав), краткие сведения о здоровье, поведении, успеваемости, занятости общественной работой, о занятиях в кружках, спортивных секциях; сведения о семьях (количество полных, неполных, есть ли семьи, где родителей замещают другие лица), адреса, место работы, телефоны.

В этот раздел можно включить «социальный паспорт» социокультурно и педагогически запущенных детей и их семей. «Социальные паспорта» можно сделать на всех учащихся класса, оформить их отдельно.

Раздел II. «Цель и задачи учебно-воспитательной работы». В нем определяются цель и задачи работы с учащимися, отмечаются пути и способы достижения цели и решения задач. В раздел рекомендуется внести «Памятку» классного руководителя - краткий свод правил поведения и общения в коллективе учащихся, например: «1. Всегда сохраняй спокойствие. 2. Уважай ребенка. 1. Считайся с его мнением» и т.д. «Памятку» необязательно вводить в раздел плана, лучше записать ее в дневник работы.

Раздел III. «Организационно-воспитательная работа». В него входят:

а) изучение учащихся, их семей;

б) выборы и работа совета (актива) группы, старосты группы, ответственных за учебную, культурно-массовую, спортивную работу; выборы и работа редколлегии;

в) выбор деятельности для группы, распределение обязанностей, контроль за их выполнением через актив класса;

г) работа с документами: ведение личных дел, журнала, работа с дневниками учащихся; составление списков многодетных, малоимущих, «неблагополучных» семей (часто эти параметры совпадают), план самообразования (может быть включен и раздел «Повышение квалификаций»). Все списки должны быть, как минимум, в двух экземплярах: один сдается заместителю директора, курирующему работу классных руководителей, другой хранится у классного руководителя;Сюда же входит сотрудничество с внешкольными учреждениями.

Раздел IV. «Учебно-воспитательная работа». Сюда относится:

а) работа с преподавателями группы (беседа с ними, приглашение на родительские собрания, педагогические консилиумы, организация консультаций для учеников и родителей);

б) организация дополнительных занятий с отстающими учениками, с учениками, проявившими способности в области некоторых дисциплин, организация консультаций специалистов для учащихся по избранной специальности, связь с преподавателями курсов для абитуриентов, на которых учатся выпускники;

В раздел также входят: проведение викторин (в группе и по параллелям), тематических вечеров, кураторских часов, а также мероприятий по тому виду деятельности, которым занимается группа; индивидуальная работа с учащимися: беседа с детьми, организация консультаций психолога или социального работника, подбор индивидуальных поручений, подбор художественной литературы для чтения, обсуждение каких-либо проблем (лучше индивидуальное, но иногда надо провести и коллективное);

Если в группе уже сложились определенные традиции, например празднование дня рождения (по месяцам), то это тоже надо отразить в плане.

Раздел V. «Внеклассная работа».

Отмечается участие группы в общешкольных мероприятиях. Составляется план экскурсий по согласованию с учителями предметниками, а также план экскурсий в другие города. Планируется участие в городских мероприятиях: олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях. Участие в республиканских конкурсах и соревнованиях, как правило, не планируется: в них участвуют дети, которые занимаются в домах творчества и спортивных школах; в спортивных соревнованиях различных уровней участвуют члены хорошо себя зарекомендовавшей школьной спортивной секции, кроме того, эти дети проходят строгий конкурсный отбор.

Полезно проводить встречи с известными общественными деятелями, деятелями науки и культуры, ветеранами Великой Отечественной войны, вообще с интересными людьми. Такие встречи положительно влияют на коллектив в целом и на отдельных детей: происходит своеобразная «переоценка ценностей», формируется новый взгляд на привычные ситуации, в новом свете предстают хорошо знакомые люди.

Раздел VI. «Работа с родителями». В него входят:

а) работа с активом родителей;

б) проведение родительских собраний; родительские собрания проводятся в определенные дни по плану школы: если проводятся общешкольные родительские собрания, то они тоже включаются в план;

в) собеседования с родителями и консультации для них, которые может проводить классный руководитель, учителя, психолог, социальный работник, представитель администрации ссуза;

г) посещение семей учащихся - для этого можно выделить определенный день и проводить с определенной периодичностью(например, каждая вторая среда месяца);

д) необязательно, но можно внести такой пункт, как психолого-педагогическое просвещение родителей. Можно приглашать специалистов - педагогов, психологов, медиков - на родительские собрания. (Такие же встречи можно организовать и с учащимися, они пользуются большой популярностью.)

Кроме того, в план надо включать и нетрадиционные формы работы с семьей: «День семьи», «Мама, папа, я -дружная семья», «Наши бабушки и дедушки», конференции «Отец как воспитатель» «Многодетная семья» и др.; диспуты, например, «Семейное счастье... что это (в чем оно?)»; «Ринг между родителями и детьми», когда соревнуются две команды - родителей и детей, (Родительская суббота», «Праздник во дворе», который проводят Кители дома и дети, живущие в доме (часто они ходят в одну школу, а некоторые - и в один класс), в празднике могут принять участие и дети, занимающиеся в дворовых клубах «Дог-шоу» и «Кот-шоу». Эти и аналогичные мероприятия надо тщательно подготовить, их сценарий нужно прописать во всех деталях. Желательно провести одну-две репетиции.

Раздел VII. «Работа с психологом и социальным педагогом».

Основное в этом разделе - выработать единый подход к воспитанию детей, единую стратегию и тактику воспитания и соответствующим образом организовать работу учителей данного класса и родителей.

Этот раздел можно включить как составляющий в раздел III «Организационно-воспитательная работа».

Раздел VIII. «Повышение квалификации»: поступление в институт и получение высшего педагогического образования (если педагог имеет среднее специальное образование), участие в семинарах объединений классных руководителей (начальной, средней, старшей школы), подготовка статей для педагогических журналов и газет, разработка авторских программ, участие в различных конкурсах (от школьных до республиканских), учеба на курсах и в институтах повышения квалификации, стажировки (все это по согласованию с администрацией и общешкольному плану), учеба в заочной аспирантуре или подготовка диссертации в качестве соискателя - формы повышения квалификации не ограничены.

В раздел входят изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Это в первую очередь статьи в журналах «Педагогика», «Воспитание школьников», «Магистр» (издается с 1991 г.). «Обруч» (издается с 1995 г.), «Классный руководитель» (издается о 1997 г.), «Учитель» (возобновлен в 1997 г., основан в 1917 г.).

План работы классного руководителя составляется согласно режиму работы школы - по четвертям или триместрам, внутри этого разделения - календарный.

Существует еще ряд моделей составления плана. К ним относится модель по целевым программам типа: «Здоровье», «Учение», «Общение», «Помощь»; модель плана по «ключевым делам» (месяца), модель по видам деятельности.

Название пунктов плана в разных моделях могут располагаться но степени важности, которую придает им классный руководитель или по традициям школы; то же самое касается составляющих плана: их иерархия (или последовательность) определяется целью и задачами, которые ставит перед собой классный руководитель.

В программу также входят цель и задачи. Они носят более общий характер, чем в плане. Программа позволяет добиваться воспитательного результата с более точным учетом конкретных обстоятельств жизнедеятельности коллектива и развития личности. Программа состоит из тех разделов и того их числа, которые педагог считает наиболее оптимальными.

Большую помощь классному руководителю оказывает дневник воспитательной работы, куда записываются результаты наблюдения за учащимися, их поведением, общением, размышления по тому поводу, идеи по подбору методов, средств, форм воспитательного воздействия с учетом индивидуальных особенностей детей. Это поможет классному руководителю избежать рутины в работе и применять нестандартные способы воспитательной работы с детьми.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама