THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 1):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 2).

Рис. 1. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 2. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.


Государственный бюджет

(Government budget)

Важнейшие части государственного бюджета, государственный РФ

Расходы и доходы государственного бюджета, бюджетный , Российский бюджет, в сфере управления государственными финансами

Государственный бюджет - это, определение

Госбюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Госбюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Госбюджет - это баланс доходов и затрат государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Госбюджет (от англ. Budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и издержек государства на определенный времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег

Госбюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физ. лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Бюджет государственный, составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и затрат государства. Сущность Б. г. каждой страны определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства

Госбюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнения необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий.

Госбюджет - это основной план доходов и издержек государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона .

Сущность государственного бюджета

любой стране госбюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных затрат, государственного займа - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физлицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления .

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение издержек по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности - все это представляет собой единый бюджетный . Весь бюджетный процесс регламентируется законом , в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами. В соответствии с законом должен заблаговременно, задолго до начала бюджетного года принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту. Для этого составляется социально-экономического развития страны, определяется свободный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры проекта бюджета на следующий финансовый год .

В утвержденном бюджете должны быть указаны суммы верхнего предела объема ассигнований бюджета на текущие расходы и на бюджет развития. Дело в том, что если возникает бюджетный дефицит, то, прежде всего, должны быть обеспечены соответствующими доходами ткущие расходы, а бюджет развития, который связан с направлением средств на увеличение объемов производства, на расширение строительства, должен ограничиваться теми суммами, которые первоначально были утверждены при рассмотрении бюджета. В утвержденном бюджете также должны определяться переделы несбалансированной части бюджета, излишек или , причем эти суммы определяются как в абсолютных величинах, так и в процентах от прогнозируемых доходов.

При чрезвычайных обстоятельствах в стране может вводиться чрезвычайный бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер предусматривается принятием специального закона. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики , отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Для выполнения своих функций органы государственной власти на всех уровнях должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержание законодательной власти , аппарата управления и др. В процессе формирования доходов и затрат отдельных видов бюджета, их сбалансировании возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы - организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав представляют собой бюджетное устройство.

В разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и других специфических черт конкретного государства. Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном устройстве. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

Центральное место в системе государственных финансов занимает госбюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий бюджетный год . БК РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Использование федеральными государственными органами иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств России , не допускается, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом и иными федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов ) образуют консолидированный бюджет РФ.

Госбюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политики . Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие издержек. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и затрат государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти . Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике Российской Федерации и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и издержек; денежные потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам , как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополиста на внешнюю торговлю и валютные отношения, государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе России и её бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве России, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации , местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов ». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: госбюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Республики Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в Российской Федерации). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

Первый уровень - федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и затратах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Доходы государственного бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ.

В качестве основы систематизации финансовых операций, обеспечивающей концептуальную базу для решения наиболее широкого круга задач при рассмотрении государственных финансов, может быть использована природа потоков денежных средств, поступающих в органы государственного управления и выходящая из них. Основными критериями, позволяющими объединить финансовые операции в однородные группы, являются следующие: поступления или платежи; возвратные или невозвратные; возмездные или безвозмездные; текущие или капитальные; финансовые активы или обязательства и их подразделение на приобретаемые в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.

Доходы государственного бюджета как экономическая категория выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей организаций и населения в бюджет. По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти.

В соответствии с рекомендацией средства зачисляются в доход бюджета по моменту их фактического поступления (по кассовому методу). В Российской Федерации порядок зачисления определен ст. 40 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой «денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения российским ЦБ или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного бюджетного фонда».

Средства органов государственного управления, образующиеся за счет доходных операций, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов. Агрегированную схему доходов и полученных официальных трансфертов можно представить в следующем виде.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

— прямые и косвенные налоги . В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы госбюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.


В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных затрат на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает , стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, - это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для госбюджета США и ряда европейских стран).

Из зарубежной практики показателен бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетного дефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику государства , сдерживала рост инвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску. Вообще, создание профицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке - средства просто обесценятся.

Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского ссуды: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие . Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к боевым действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства государственного бюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.

Созданный в начале 2000-х в Российской Федерации профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.

Налоги органически вписываются в формируемую в нашей стране систему экономических отношений, основанную на действии прежде всего закона стоимости. При разумных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время как наличие дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности, преследуется государством.

От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, уровень благосостояния граждан. Применение налогов в качестве основного источника доходов бюджета является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Формирование рынка труда, его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости. Такой фонд образуется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей) на стадии распределения первичных доходов.

Проведем анализ значимости налоговых поступлений на примере структуры федерального бюджета РФ.

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения.

Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам начисления налогов позволяет государству полнее реализовать на практике фискальную и экономическую функцию налогов: под налоговым воздействием оказываются и имущество предприятий, создающее материально-техническую основу их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход.

Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и др. Одни из них вносятся из прибыли, другие за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов. Необходимость в подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов. Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

Роль налогов в формировании доходов регионального бюджета определяется показателями удельных весов:

  • · налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
  • · отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
  • · конкретного налога (например, налога на прибыль организации) в общей сумме доходов бюджета;
  • · отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
  • · конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели характеризуют значимость налогов в формировании доходов регионального бюджета в целом и налоговых поступлений в частности. Здесь

Введение

Государственное управление, которое осуществляется в соответствии с экономической политикой, избранной властью, играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Финансовый механизм – финансовая система общества, является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное управление. Главным звеном этой системы является федеральный бюджет. Именно с помощью финансовой системы государство образует централизованные фонды денежных средств и воздействует на формирование децентрализованных фондов, предоставляя государственным органам возможность успешно выполнять возложенные на них функции.

Федеральный бюджет является главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства и тем самым дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Государственная деятельность: управленческая, военная, экономическая, социальная и другие функции государства – требует обеспечения финансированием. Наличие и преумножение доходной части федерального бюджета необходимо для успешной реализации финансовой политики государства, расширенного производство и удовлетворения других общественных потребностей. Именно поэтому значение доходов федерального бюджета сложно переоценить.

Целью данной работы является рассмотрение основ формирования доходов федерального бюджета, обоснование их роли и значения, разработка рекомендаций по решению существующих проблем по формированию доходной части федерального бюджета.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть экономическую сущность, содержание доходов федерального бюджета;

2.Проанализировать состав и структуру доходов федерального бюджета, их динамику на примере нескольких лет;

3.На основе анализа выявить проблемы, связанные с формированием доходной части федерального бюджета, а также пути их решения.


Налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета

Налоговые доходы федерального бюджета

Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.



В настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Налоговый кодекс РФ определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».



Налоги – категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.

Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в пользу государства.

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

Как известно, налоги выполняют две главные функции – фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества.

Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.

Современная налоговая система РФ введена в действия с 1 января 1992г. на основе Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», принятого 27 декабря 1991г. Несовершенство этого Закона РФ связано было наряду с множеством ее недостатков, прежде всего с отсутствием единой законодательной и нормативной базы налогообложения. В целях разрешения сложившихся в налоговой системе проблем в Российской Федерации с 1января 1999 года введена часть первая НК РФ.

Огромное значение для формирования бюджета любого уровня имеют государственные доходы. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.

Источники и виды государственных доходов и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны.

Рассматривая понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий год.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

Местных бюджетов.

В России в настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса – налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2010 год сумма налоговых доходов составляет около 70%. Так же нужно отметить то, что в настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности общества в целом: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства.

1.2.Неналоговые доходы федерального бюджета

Государство может получать доходы различными путями. В одних случаях используется метод принудительного изъятия денег (налоги и другие обязательные платежи), в других – вступает с плательщиком в товарно-денежные отношения, передавая ему в пользование то или иное государственное имущество либо реализуя это имущество, либо получая доходы от деятельности государственных унитарных предприятий и учреждений .

Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет довольно многочисленную группу доходов бюджетов, которую именует неналоговыми доходами.

В эту группу включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет самые различные основания. Поэтому дать обобщающее определение данной группе доходов бюджетов весьма затруднительно. Все их объединяет, пожалуй, лишь одно – все они не являются налогами.

Неналоговые доходы - платежи, классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров, а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников .

Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов имеют характерные черты, отличающие их от налоговых поступлений:

1.Большинство неналоговых платежей имеет двухсторонний характер ;

2.Порядок установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов, согласно которым неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах ;

Большая часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. Их обязательность подтверждается принудительным взысканием в определенном порядке в случае неуплаты в предусмотренных случаях.

Однако основания уплаты обязательных неналоговых и налоговых платежей неодинаковы: налоги уплачиваются при наличии налогооблагаемого объекта, а основанием уплаты обязательных неналоговых платежей является совершение компетентными органами в пользу юридических и физических лиц определенных действий (предоставление тех или иных прав, выполнение работ, услуг). Уплата добровольных платежей, включаемых в группу неналоговых доходов субъекта РФ, основана на соответствующем волеизъявлении юридических и физических лиц. Методы привлечения дополнительных денежных средств на принципе добровольности определены законодательством. К ним относятся: выпуск и распространение государственных ценных бумаг, проведение государственных лотерей, взносы в порядке осуществления благотворительной деятельности и иные законные методы. ;

Целевое направление использования неналоговых доходов государства устанавливается при введении неналоговых платежей и закрепляется в правовых актах, определяющих порядок исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые доходы, как правило, аккумулируются в государственных бюджетных и внебюджетных фондах, формируются на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Однако поступления по некоторым неналоговым доходам государства могут передаваться органам местного самоуправления для зачисления их в соответствующие местные бюджеты в порядке, установленном законодательством. .

Неналоговые доходы государства можно классифицировать по разным критериям:

1.По территориальному уровню – федеральные доходы и доходы субъектов Российской Федерации, муниципальные доходы.

2.По методам формирования – доходы обязательного характера и добровольные поступления от юридических и физических лиц.

3.По источникам их аккумуляции – доходы, аккумулируемые в государственных бюджетных и внебюджетных фондах.

4.По конкретным основаниям взимания платежей, образующих неналоговые доходы государства .

Главным источником правового регулирования, классификации и порядка формирования неналоговых доходов является Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.

По действующему законодательству к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся :

1.Доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ, за исключением имущества автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов.

2.Доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных.

3.Доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации.

4.Части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

5.Платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов.

6.Платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, - по нормативу 100 процентов.

8.Сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов.

9.Доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 20 процентов.

10.Доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - по нормативу 20 процентов.

11.Доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не более 50 процентов.

12.Доходов от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не более 50 процентов.

13.Платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов.

14.Разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов, - по нормативу 100 процентов.

Среди всей системы неналоговых доходов наибольший интерес представляют доходы от пользования имуществом, так как они имеют самый большой удельный вес при формировании бюджетов. Они являются основным источником доходных статей законов на текущий год бюджетов всех уровней бюджетной системы .

Доходы, полученные субъектом Российской Федерации от реализации и использования имущества, находящегося в собственности данного субъекта, относятся к числу постоянных (закрепленных) доходов регионального бюджета.

Отметим, что доходы от использования и продажи имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в рамках неналоговых доходов занимают ведущее место.

Завершая рассмотрение вопроса о неналоговых доходах субъектов Российской Федерации, отметим, что в общей массе доходов бюджетов субъектов Российской Федерации неналоговые доходы занимают довольно незначительное место.

14.4. Налогообложение в формировании государственного бюджета

Государство для обеспечения функционирования собственного аппарата и структуры должно иметь материальные и финансовые средства. Это осуществляется на основе налогов.

Истоки появления налогов и налогообложения связаны с возникновением частной собственности и государства. Первые научные трактаты о налогах и налогообложении появились в Англии 17–19 веках. Определение налога в экономической литературе трактуется различными авторами. Они отличаются отдельными характеристиками в деталях, но общее содержание налога, предложенные этими учеными представляются тождественными. Так, например, А.Смит отмечал, что «налог-это бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрен его размер и порядок уплаты». Далее Ж.Сисмонди писал следующее «налог-жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят пользу». А в современной российской экономической литературе дают определение налога в следующей формулировке: «Налог - это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства».

Здесь нужно отметить, если подходить с позиции фундаментальной экономической науки, то необходимо дать определение налога как экономической категории, рассматривая в содержании отношения между противостоящими субъектами и условиями объединяющих их в целостное явление. Во-первых, налоги выражают экономические отношения между государством и субъектами национальной экономики; во-вторых, объектом этих отношений является часть дохода и результата деятельности, которая должна будет в законодательном порядке изъято от вышеприведенных субъектов в пользу государства. Это позволит государству как главному субъекту реализовывать свои функции в создании условий развития национальной экономики и общества. Тем самым здесь существуют добровольно-принудительные отношения между государством и субъектами хозяйствования для сохранения целостности и развития страны. Из вышесказанного вытекает следующее определение: сущность налога выражают экономические отношения между государством и субъектами общественного хозяйствования по поводу отчисления обязательных платежей из полученных доходов и результатов деятельности последними первому на основе законодательства (публичного договора) для обеспечения условий развития национальной экономики и общества.

Налогообложение представляет механизм изъятия платежей из дохода субъектов национальной экономики в бюджет государства. К основным составным частям его содержания относятся принципы налогообложения.

В экономической литературе отмечают следующие принципы налогообложения, сформулированные еще А.Смитом и А.Г.Вагнером, и принятые современными учеными:

Справедливости, который выражает, что каждый обязан, исходя соразмерно из своих возможностей и дохода, быть участником в финансировании государственных расходов, предназначенных для развития страны;

Учета интересов налогоплательщиков предполагает определенность суммы, простоты способов и времени платежа;

Правильного выбора источников налогообложения;

Достаточности в обеспечении покрытия расходов государства налоговыми поступлениями;

Экономичности выражает превышение суммы сбора по отдельному виду налогов по сравнению на расходы его изъятия или получения;

Освобождения от уплаты налогов части населения с минимальными доходами.

К элементам механизма изъятия из доходов субъектов как платежей в государственный бюджет относятся ставки налогов, которые можно представить в следующих видах:

Твердые ставки. Такие ставки определяют в абсолютной сумме, которая независима от размера дохода и изымается с каждой единицы объема производства или услуг;

Пропорциональные ставки. Они предопределяют одинаковое процентное отношение к объекту налога;

Прогрессивные ставки. Этот вид предполагает повышение ставки налога в зависимости от роста доходов;

Регрессивные ставки представляются противоположностью прогрессивного вида, поскольку по мере увеличения дохода предполагается снижение налога.

В социально ориентированной рыночной экономике налоги выполняют три основные функции: фискальную, экономическую и социальную.

Фискальная функция позволяет государству на основе налогов формировать денежные фонды и финансировать бюджетные расходы.

Экономическая функция налогов выражается в стимулировании и заинтересованности субъектов хозяйствования в производстве различных товаров и услуг, оптимизации соотношений между накоплением и потреблением, перераспределении совокупного дохода между отраслями, территориями.

Социальная функция предполагает учет и стимулирование роста дохода населения, перераспределение части национального дохода в социальную сферу, сдерживание и ограничение до полного снятия с производства отдельных видов товаров вредных для здоровья граждан.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные, общие, специальные, которые проявляются в специфических формах.

Общие налоги характеризуются безадресным поступлением в государственный бюджет. Специальные налоги же поступают с указанием их применения.

К прямым налогам относятся те, которые взимаются государством непосредственно с доходов (прибыли, заработной платы, процентов и т.п.) и имущества налогоплательщиков. В зависимости от ставок прямые налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налоги, взимаемые государством с продавцов и покупателей в виде надбавок к ценам товаров и тарифам услуг, называются косвенным. К данным налогам относят налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы.

Платежи в государственный бюджет проявляются в различных формах.

Распространенной формой является налог на добавленную стоимость (НДС). Данный налог популярен во многих странах, в том числе в России и Казахстане. В странах СНГ размер НДС колеблется от 10 до 25 процентов от объема продаваемых товаров.

НДС эффективно действует на развитие национальной экономики в развитых, цивилизованных странах. Данный процесс основывается на высоком уровне развития производительных сил, техники, технологии, в целом национальной экономики и общества. Однако этот вид налога для стран, перестраивающихся и становящихся на рельсы рыночной экономики, при неумелом использовании может послужить негативным фактором в ценообразовании. Слабая, не сформировавшаяся национальная экономика в масштабе, как внутреннего рынка, так и внешнего ещё не способна выдержать «накрутку» на товарооборот. Тем более, если товар оборачивается несколько раз, пока окажется у конечного потребителя, то такой процесс искусственно увеличивает цены на товары, услуги и отрицательно влияет не только на отдельного потребителя, но и на всю экономику. Но в данном случае, на первый взгляд, выигрывает вроде государство, четко фиксируя товарооборот на каждой сделке и «отстегивая» положительное НДС в бюджет. Этот «выигрыш» является иллюзорным, ибо огромный пресс подавляет развитие мелкого и среднего предпринимательства, наталкивая последних на противозаконные действия и сворачивания своей деятельности.

Налог на добавленную стоимость эффективно действует на крупные фирмы производственного характера, но не на мелкие и средние, а также не на мелкие торговые организации. В государственном регулировании нужно полагаться не на один вид сборов, а на эффективную систему налогов и платежей, которые стимулировали и активизировали бы все звенья в экономической деятельности и все субъекты в макроэкономике.

Большими ставками налогов нужно облагать доход финансовых и кредитных организаций. Особенность финансовых операций заключается в риске, а не в производстве и материальных затратах и большом объеме трудовой деятельности. Поэтому в финансовой сфере должны быть высокие налоги на доходы, приносящие пользу и всему обществу.

Развитие общества и рыночной экономики невозможно без культуры, образования, здравоохранения, научно-технического прогресса. Стимулирование прогресса в культуре, образовании, здравоохранении окупятся многократно. Оно может проявиться в льготных кредитованиях, небольшими платежами в государственный бюджет. Для юридических лиц, организаций названных сфер желательно установить налоги не более 10 % с доходов, а для физических лиц, занимающихся частной практикой в сфере здравоохранения, образования, культуры, - до 5 %.

Особое внимание нужно обратить к научно-исследовательским организациям, социально-экономическим аналитическим центрам, консультативным фирмам. Всемерно содействовать в их функционировании на хозрасчетной основе. При этом ограничить платежи в государственный бюджет не более 5 процентов от дохода вышеназванных организаций.

Для активизации предпринимательской деятельности нужно ввести до минимума налоговый пресс, ограничить количество проверок в плановом порядке до 2 раз в год, а отчетность не должна превышать одного раза в квартал. Необходимо создать условия прозрачности в отношении проверяющих органов государства и предпринимателей.

Государственный бюджет пополняется также и за счет отчисления от заработной платы. Данное отчисление должно стимулировать производство, работу, фирм, организаций, самих наемных работников и государство. Исходя из практики высокоразвитых стран, можно предположить следующую систему налогообложения наемных работников. Представляется целесообразным изымать налоги из заработной платы после вычета суммы за коммунальные услуги, затрат на питание и одежду по нормативу, содержания иждивенцев, налогов за собственность, местных налогов, расходов на медицинское обслуживание, страхование, оплату в пенсионный фонд. После вышеприведенной операции с оставшегося минимального размера, если срок годности строения или дома, квартиры иссяк, то также прекращается оплата налога на данную собственность. Далее, если данный гражданин будет использовать лишнюю недвижимость, дом, квартиру в бизнесе в качестве офиса, производственного цеха или другое, то налог снижается до 0,1 процента от стоимости. Другой пример, если гражданин имеет второй автомобиль, любой автотранспорт, не используемый в бизнесе, производственном процессе, то он выплачивает налог размером 10 процентов от стоимости за год, а за первое авто - 0,1 процента. После 100 процентной выплаты налогов за автотранспорт прекращается отчисление в государственный бюджет.

Далее налогами нужно облагать средства производства, предметы труда, технику, технологию, оборотные средства. В данном виде налогообложения нужно следовать следующему принципу: чем больше средств производства и современной, новейшей высокоэффективной техники и технологии, тем ниже налоги. А на устаревшую технику, технологию вводить повышенную налоговую ставку. Такой подход будет стимулировать фирмы в направлении приобретения современной, высокоэффективной техники и технологии средств производства.

Оптимизация налогообложения и платежей должна происходить по научно обоснованной методике, в противном случае неизбежны перекосы и «перетягивания одеяла» в пользу государства, что негативно скажется непосредственно на субъектах и опосредовано на национальной экономике.

В теорию оптимизации налогообложения была предложена в начале 80-х годов XX века американским экономистом А.Лаффером графическая модель зависимости ставки и поступления налогов, которая в дальнейшем была названа именем автора «Кривая Лаффера». Её можно продемонстрировать на следующем рисунке 27.

Рис. 27. Кривая Лаффера: модель зависимости между изменениями налоговых ставок (R ) и доходами государственного бюджета (Y )

На рисунке 27 по оси абсцисс (горизонтальной линии) отложены налоговые ставки (R ), а ординат (вертикальной линии) - поступления в государственный бюджет (Y ). Увеличение налоговых ставок до пересечения двух прямых координат R 1 и Y 1 позволяет расти доходу в государственный бюджет, затем дальнейший рост R будет снижать бюджетные поступления. Здесь оптимальным вариантом является ставка налога R 1 , позволяющая обеспечить максимальные поступления доходов в государственный бюджет.

Однако к данной модели «Кривой Лаффера» имеются возражения и претензии. Так, например, шведский экономист К.Эклунд пишет: «В определенном смысле кривая Лаффера достаточно тривиальна. Очевидно, что слишком высокие налоги оказывают негативное воздействие на желание людей работать и платить налоги. Но важный вопрос - на который эта упрощенная диаграмма не дает ответа - заключается в том, при каком значении ставки налога это происходит. Ответ будет, несомненно, разным для разных стран - в зависимости от налоговой политики, размеров и структуры государственного сектора и от того, считают ли люди, что они «что-то получают» в обмен на выплату налогов. Что касается США, то оказалось, что Лаффер был чересчур оптимистичен. Рейгановское снижение налогов в 1981 г. привело не к сокращению, а к увеличению бюджетного дефицита». Здесь уместно будет привести и другие точки зрения. Американцы Дж.Сломан и М.Сатклиффпишут: «Кривая может быть несимметричной. Она может достигать максимального значения при ставке в 40, 50, 60 или даже 90 %. Тем не менее Лаффер и другие представители правых утверждали, что налоговые ставки были выше R 1 . На самом деле многочисленные факты свидетельствуют о том, что в большинстве стран они были ниже R 1 в 1980-х гг. и точно являются таковыми сейчас, с учетом снижения ставок подоходного налога, которые были проведены по всему миру за последнее десятилетие». Далее к дополнению можно привести высказывание российского автора А.С.Богданова, который отмечал, что «без сомнения, повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или, наоборот, стимулирующее воздействие на динамику капиталовложений. Однако в целом в условиях рыночной экономики на инвестиции влияет множество факторов, помимо налоговых ставок. Важное место среди этих факторов занимают особенности цикла, соотношение спроса и предложения на продукцию тех или иных компаний, динамика их прибылей».

Для иллюстрации взаимосвязи налога с доходами, спросом и предложением предлагается следующая модель на рисунке 28.

По данному рисунку 28 видно, что при увеличении величины налога от 0 до точки (a ) снижаются совокупный спрос от 0 до точки (b ) и предложение (0–с ), и национальный доход (0–d ). Эта модель демонстрирует налог как инструмент, воздействующий на всю экономику, что требует поиска оптимизации соотношений в повышении его эффективности.

Рис. 28. Модель взаимосвязи изменений величин налога (R ), совокупного спроса (D ), предложения (S ) и национального дохода (Y ).

Большие налоги и платежи свойственны странам СНГ как следствие диктата государства, что служит почвой для развития коррупции и ухода субъектов в теневую экономику. «По некоторым оценкам скрытая деятельность предприятий составила в 1997 г. 20 % ВВП» . Однако она может быть и больше, доходить и до 40–50 %.

Налоговая система в период переходной экономики нестабильна и постоянно изменяется , что говорит об отсутствии научной основы её формирования. Однако этим страдают и высокоразвитые страны. По данному поводу американцы К.Макконнелл и С.Брю пишут: «Проблема заключается в том, что не имеется научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Так, на практике ответ строится на предположениях и догадках, в зависимости от взглядов на проблему налогообложения правящей политической партии, от требований момента и потребности правительства в доходах… Налоговая структура американской экономики в большей степени соответствует концепции платежеспособности, нежели принципу налогообложения получаемых благ».

В данном случае американские экономисты правы в том, что обложение налогами получаемых благ является подходом, позволяющим решать возникающие проблемы. Для научно обоснованного решения проблем налогообложения нужно определять и знать величины издержек воспроизводства, сверхприбыли субъектов рыночной экономики. Как мы знаем, издержки воспроизводства включают издержки (производства или обращения) фирмы (в зависимости от сферы деятельности), амортизацию и инвестиционные отчисления, нормальную прибыль. Здесь необходимо отметить, что амортизация и инвестиционные отчисления от всей суммы прибыли не должны облагаться налогами, поскольку они пойдут на расширение процесса воспроизводства.

Издержки (производства или обращения) фирмы состоят из амортизации основных средств, промежуточного продукта и заработной платы. Далее надо различать минимальные цены (Р 1), нормальные цены (Р 2), максимальные цены (Р 3). Цены товаров или услуг можно определять по следующей формуле:

Р = С + V + m , (152)

где С - амортизация основных средств и промежуточный продукт; V - заработная плата; m - прибыль.

Здесь нужно дифференцировать часть С на составные С 1 + С 2 ; С 1 - амортизация основных средств, С 2 - промежуточный продукт т.е.

С = С 1 + С 2 . (153)

Также прибыль следует разложить на составные части: m 1 - инвестиционные отчисления, m 2 - нормальная прибыль, m 3 - сверхприбыль, т.е.

m = m 1 + m 2 + m 3 . (154)

Такой подход необходим для создания научной системы налогообложения, поскольку он вытекает из механизма действия экономических законов, в частности, закона стоимости. Выделение каждой части в структуре цены и дифференциация составных элементов внутри отдельной части позволяет выявить реальные объекты налогообложения. Обложение налогами данных объектов направлено на реальное стимулирование наращивания эффективности, как отдельных составных частей, так и в целом расходов на производство или услуги.

Объектами налогообложения являются С 1 , С 2 , V , m 2 , m 3 , то есть составные части стоимости товара. Каждая часть [(С 1 + С 2), V , m 2 , m 3 ], облагается налогом в размере 10 % за счет фирмы. При этом нужно отметить, что с С 1 отчисление составит 7 %, С 2 - 3 %. Такое соотношение вытекает из объективного процесса увеличения производства товаров за счет превышения промежуточного продукта. Это достигается путем стимулирования и снижения налогов с оборотных средств по отношению к основным. Налог с физических лиц взимается до 10 %. Таким образом с части (С 1 + С 2) изымается 10 %, с (V ) каждого физического лица - до 10 % и фирмы - 10 %, с нормально прибыли (m 2) и сверхприбыли (m 3), физического лица - 10 %, фирмы - 10 %.

Данное налогообложение осуществимо при реализации товаров и услуг по минимальной цене, образующейся из суммы составных частей:

(С 1 + С 2) + V + m 2 = P 1 , (155)

где Р 1 - минимальная цена.

Значит, общая сумма налогов с минимальной цены (P 1) составит половину. Это худший вариант для фирм.

Однако есть и другой вариант, стимулирующий фирмы и физические лица на перенос и взимания данных сумм налогообложения из сверхприбыли. Для этого фирмам необходимо повысить качество товаров и услуг, производительность труда, чтобы цены включали и сверхприбыль (m 3).

Нормальная цена:

Р 2 = (С 1 + С 2) + V + m 1 + m 2 = С в, (156)

где Р 2 - нормальная цена; С в - издержки воспроизводства.

Максимальная цена:

Р 3 = С в + m 3 , (157)

где Р 3 - максимальная цена.

В случае, когда фирма получает сверхприбыль, нужно изменить источник, с которого взимается налог. Вся сумма налога из частей С 1 , С 2 , V , m 2 будет взиматься из сверхприбыли m 3 , тем самым оставляя в прежних пределах величины вышеназванных составных налогооблагаемых частей. При этом фирма будет нацелена на то, чтобы прибыль была равна сумме

m 1 + m 2 + m 3 = m , (158)

где m 3 ³ r ; r - сумма налогов с частей С 1 + С 2 + V + m 2 .

Такой подход к налогообложению с чистой сверхприбыли (m ч) по отношению монопольным, средним, малым фирмам представляется справедливым и рациональным. Во-первых, крупные фирмы, имея привилегированное положение и власть над ценами, устанавливают монопольно высокие цены, поэтому большая часть чистой сверхприбыли должна быть отчислена в пользу государства и общества. Средним и малым фирмам дают возможность развиваться, оставляя им от 50 до 80 % чистой сверхприбыли. Поскольку их можно отнести к аутсайдерам, и у них более жестко протекает конкурентная борьба, в которой им намного сложнее выжить, чем монополиям.

Здесь нужно отметить, что в случае недостаточности величины сверхприбыли остатки налога изымаются в первую очередь с m 3 , затем V , C 1 , C 2 . Важно знать методы определения m 1 . Величину m 1 надо рассчитывать на основе прироста С 2 и темпов роста производимой продукции или услуг (товарооборота) на планируемый период (год). Ориентировочным темпом предельного роста для определения С 2 должна быть величина не более 15 %, поскольку 15 % - предельная величина роста общественного производства на макроэкономическом уровне, т.е. она может служить средней величиной для каждого субъекта. Могут быть и другие ориентиры: 3 %, 5 % или 7 %, в зависимости от индивидуальных темпов роста производства или услуг субъектов.

Как было отмечено ранее, что с физических лиц части V будут изыматься налоги до 10 %. Здесь нужно дифференцировать налогообложение с физических лиц от 0,5 до 20 или 30 %, в зависимости от величины получаемой заработной платы, но в то же время вся сумма налога с физических лиц не должна превышать 10 % от совокупности V . Также важно определять m 2 , нормальную прибыль. Основой для определения m 2 должна служить величина расходов на жизнь семьи предпринимателя или группы собственников или до 5 % от функционирующего капитала. Такая предельная величина для m 3 выбрана неслучайно, поскольку личное потребление предпринимателей не может превышать 1/3 прироста капитала, или 15 %. Вообще, ограничение взимания налога и платежей с V и m 2 способствует увеличению доходов населения и спроса на товары и услуги, тем самым стимулируются предложение, рост производства и товарного обращения. Справедливое изъятие налога и платежей со сверхприбыли идет в пользу общества, уравновешивая условия функционирования субъектов рыночной экономики.

Предлагаемая выше налоговая система предполагает уровень налогов, не превышающих половины суммы получаемой выручки с минимальной или нормальной цены товаров или услуг, что позволяет субъектам рыночной экономики вести хозяйственную и коммерческую деятельность. В то же время данная налоговая система подстегивает субъекты к повышению показателей хозяйственной деятельности. Этому также служит метод переноса суммы налога с физических лиц, частей С 1 , С 2 , V , m 2 на m 3 если фирмы добиваются получения сверхприбыли, поскольку перенос налогового бремени на m 3 стимулирует повышение эффективности производства или услуг и дополнительно расширяет покупательскую возможность наемных работников и предпринимателей.

В предлагаемой системе налогообложения отсутствует налог на добавленную стоимость (НДС) как повторное изъятие, снижающее стимул к хозяйственной деятельности. Существующая практика налога НДС в странах СНГ показывает, что он отрицательно влияет на ценообразование, искажая, как в кривом зеркале, экономические показатели микро- и макроэкономики, провоцируя повышение «результатов» без реального увеличения затрат, объема продукции и услуг. От этого страдают, в первую очередь, потребители, которым приходится оплачивать. Снижается рента потребителя, следовательно, сокращаются спрос и предложение, что служит тормозящим фактором развития рыночной экономики.

В высокоразвитых странах НДС составляет от 3 до 21 %. Этот налог позволяет снять часть сверхприбыли с субъектов рыночной экономики, поскольку в цивилизованных странах к налогообложению подходят очень гибко и дифференцированно. Так, например, в Японии, чтобы не ущемить интересы субъектов малого бизнеса, продажи до 30 млн. иен вообще не облагают потребительским налогом. Этот пример был бы полезен и для стран СНГ в период становления рыночной экономики. Поэтому предлагается не изымать налоги с предпринимателей, работающих без организации юридического лица, доходы которых не превышают величины средств на полноценную жизнь семьи и расходов, потраченных на воспроизводство его деятельности. Такой подход позволил бы пополнить ряды субъектов малого бизнеса, сократить количество безработных, увеличить доходы населения и товарооборот по горизонтали, тем самым повысить эффективность издержек трансакции и обращения.

В формировании научной системы налогообложения нужно исходить из определения органически взаимосвязанных частей предмета налогообложения, и систему методов налогообложения направить на повышение эффективности издержек субъектов и достижение высоких результатов в рамках как микро-, так и макроуровнях.

Для реального введения в практику хозяйствования предлагаемой налоговой системы необходимо создать правовую систему, адекватно отражающую механизм функционирования этой системы. По этому поводу американские критики писали, что «многие законы социального регулирования плохо составлены, задачи, и стандарты регулирования формулируются часто на юридическом, политическом и техническом языках. В результате преследуются цели, предельные издержки которых превышают предельные выгоды» .

Понятия и термины

Налог; налогообложение; ставки налогов; прямые налоги; косвенные налоги; общие налоги; специальные налоги; налог на добавленную стоимость.

Рассматриваемые вопросы

1. Социально-экономическая сущность налогообложения.

2. Налогообложение в социализации рыночной экономики.

3. Субъекты функционирования налоговой системы.

Вопросы к семинарским занятиям

1. Принципы налогообложения.

2. Функции налогов.

3. Структура и виды налогов.

Упражнения

Ответьте на поставленные вопросы и определите вид проблемы (научная или учебная), обоснуйте свою точку зрения, выявите систему проблем по теме.

1. Какие проблемы существуют в системе налогообложения?

2. В чем различие между прямыми и косвенными налогами?

3. Чем можно объяснить необходимость налогообложения?

Темы для рефератов

1. Налоги в формировании государственного бюджета.

2. Налоги в развитии малого и среднего бизнеса.

3. Совершенствование налогообложения в повышении эффективности национальной экономики.

Литература

1. В. Петти. Трактат о налогах и сборах. 1662г.; А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. 1776г.; Д. Риккардо Начало политической экономии и налогообложения. 1817г.

2. Экономическая теория/Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой.- М., 2005.

3. Экономическая теория. Учебник/Под ред. А.И Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб, 1999: ил.

4. Общая экономическая теория./Под ред. У.К.Шеденова. Учебник.-Актобе, 2004; П.Г.Ермишин. Основы экономической теории. - Таври, 1994. ().

5. США: условия для бизнеса /Отв. ред. М. Иванов. - М, 1991.

6. Эклунд К. Эффективная экономика - шведская модель/Пер. со швед.-М.,1991.

7. Сломан Дж. Экономикс. Экспресс-курс. 5-е изд.-СПб.,2007: ил.

8. Курс экономической теории. Учебник/Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров, 1998.

9. Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления.-М., 1991.

10. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.2. - М., 1992.

11. Япония/Отв. ред. Г.К. Войтоловский и С.А. Дийков. - М., 1990.

Предыдущая

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама