THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Экономический либерализм, его сущность и воплощение»


Введение

Экономический либерализм (экономическая свобода) – основополагающий принцип в классической политической экономии. В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается «естественная гармония». Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов.

Либерализм (фр. libйralisme, от лат. libertas – свобода) – политическая, философская и экономическая теория, а также идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью.

Либерализм основывается на убеждении, что главным социальным субъектом является хозяйствующий индивидуум, способный максимально реализовать свои возможности в условиях свободного рынка. Либерализм настаивает на минимализации участия государства в хозяйственной жизни граждан, полагает, что политическое развитие, основанное на непрерывных традициях – в том числе традиционные институты управления, власти и т.д. – ограничивает свободу человека. Либерализм исходит из принципа свободы, и поэтому требует, с одной стороны, наибольшей независимости личности, с другой – участия членов общества в государственных делах.


1. История возникновения и развития либерализма

Впервые либералами назвали группу людей, готовивших текст конституции в Испании (1812). В Европе понятие «либирализм» связано с классическими теориями английских политэкономов, в которых развивалась мысль о невмешательстве государства в экономику.

Либерализм выступал за развитие личной инициативы, свободу торговли, свободное ценообразование и оплату труда, которые складываются в процессе конкуренции между товаропроизводителями на рынке. Традиционно перволиберальные идеи возводят к эпохе античности, в частности, к учению Сократа об истине и его взглядам на справедливое государство. Позднее римские стоики развивали идею об универсальной природе человека, а их этическое учение о внутренней духовной свободе личности и естественном праве вновь привлекло внимание многих философов и политических мыслителей XVII–XVIII вв. В XVI в. критические философские взгляды Декарта, Мильтона и Спинозы на государство, на человека как существо социальное и рациональное, на религию, право и т.д. предопределили характер развития либеральных идей в Европе.

Немаловажную роль сыграло протестантско-реформаторское движение, выступившее с требованием свободы вероисповедания. Религиозное мировоззрение стало ослабевать в последовавший век расцвета знаний и научно-технических открытий, которые были положены в основу развития капиталистического производства. Буржуазные революции в Англии и Франции XVII–XVIII вв. привели к разрушению феодальных отношений, падению абсолютизма и ограничению привилегий аристократии, а также к появлению нового торгово-промышленного слоя – буржуазии.

С возникновением этого социального слоя начинается период развития капитализма, которому и в идеологии, и в экономике, и в политике соответствует определенная система ценностей, воплотившаяся в либерализме. Последний видел в государстве потенциальную угрозу свободе индивида в обществе. Идеи античных мыслителей и их последователей о естественных правах индивида, о правовом государстве – конституционном правлении, основанном на разделении исполнительной, законодательной и судебной власти, неотъемлемых правах человека на свободу слова, вероисповедания, объединения в политические организации составили политическое кредо либерализма.

2. Основные принципы либерализма

либерализм принцип вальрас предпринимательство

Главным принципом либерализма является не абсолютная свобода вообще (ни одна форма правления не допускает абсолютной свободы, – писал Дж. Локк), а максимальная свобода мыслить, исповедовать любую религию, высказывать и обсуждать личные взгляды, организовываться в партии, заниматься предпринимательской деятельностью, продавать товары (в том числе собственный труд) и получать вознаграждение, выбирать себе правителей, а также новую форму государственного устройства, если наличная противоречит свободному развитию общества.

Согласно взглядам Локка и Руссо, человек обладает естественным правом на максимальную свободу, и государство обязано ее защищать, в равной мере как люди вправе защищать свою свободу от государства. Последовательными сторонниками подобных взглядов являлись Д. Юм, И. Кант, Т. Джефферсон, Б. Франклин, Ш. Монтескье, П. Кондорсе и др. Идеи естественного права нашли свое отражение в американской Декларации независимости (1776), во французской Декларации прав человека и гражданина (1789), а также во Всеобщей декларации прав человека.

Исторически идея свободы связана с отношениями людей к собственности, которая определяет их социальное положение и размеры получаемых ими социальных благ. Моральная дилемма отношения индивидов к социальным благам, которую пытались решить философы и просветители, была впервые осмыслена в контексте современного ему общества А. Смитом. Он считал, что система, основанная на естественной свободе индивида, свободе рынка и конкуренции ведет к благосостоянию народа. В свободной конкуренции корыстолюбивых индивидов он видит источник экономического роста, социального порядка и общественного блага. Индивидуализм ведет не к хаосу, а к порядку и процветанию.

В труде «Богатство народов…» Смит высказывает мысль о том, что рынок регулируется самостоятельно в процессе конкуренции частных товаропроизводителей, и через него лежит путь к экономическому росту и изобилию. Д. Рикардо (1772–1823) увидел в накоплении капитала пружину экономического роста. Экономическая политика должна быть направлена на то, чтобы облегчить и способствовать такому накоплению. Он был убежден, что экономическая свобода содействует получению максимальных прибылей, которые могут стать основным источником инвестируемого капитала.

Предпринимательство ведет к максимальному экономическому росту, ибо прибыль составляет основу накоплений, которые необходимы государству для раз вития. В «Трактате по политической экономии» (1803) Ж.Б. Сэйем был сформулирован закон рынка, согласно которому в экономике не может быть дефицита и избытка товаров. Если в одной отрасли экономики возникает перепроизводство, а в других недопроизводство, то падение цен в одних отраслях и увеличение в других заставляет предпринимателей искать способы к исправлению положения. Люди производят товары для обмена. Таким образом, само производство порождает спрос и не может не удовлетворять его. И. Бентам, С. Милль и др. были сторонниками создания социальной системы, основанной на демократических принципах правления большинства.

По мнению Бентама и его последователей, такая социальная система способна максимально увеличить всеобщее благосостояние и распределить его по возможности справедливее. Утилитаристская философия Бентама значительно отличается от классических либеральных взглядов XVIII в., провозглашавших свободу индивида как конечную цель общественной политики. Он увидел возможности потенциального конфликта в идее, что только деятельность индивида может способствовать благосостоянию. Возможно, например, что действия преследующего личные цели человека может повредить другому и таким образом ограничить его свободу. К тому же, человеческое общество организовано созданными самими же людьми социальными институтами. Сознательная деятельность людей может способствовать и появлению социальных форм, которые позволят им жить справедливее. Таким образом, классический либерализм через утилитаризм Бентама допускает вмешательство государства в общественную жизнь ради социального блага.

Экономический либерализм выступает за свободу предпринимательской деятельности, право частной собственности, право на наследство, свободную конкуренцию и невмешательство государства в экономическую деятельность индивидов. Главную задачу государства он видит в том, чтобы оно не препятствовало развитию инициативы и предприимчивости субъектов экономической деятельности, а помогало им. Государство не должно посягать на экономическую свободу, а поддерживать тех, кто взял на себя ответственность и риск за собственное дело. Угрозы, ограничения и жесткие законы еще никогда не способствовали эффективному развитию экономики, а приводили к противоположному результату.

Если ограничена свобода индивидов в праве выбора рода деятельности, в праве создавать промышленные или коммерческие предприятия, едва ли можно говорить о либеральной экономике вообще. Либерализм стремится максимально ограничить вмешательство государства в экономику и видит основными субъектами экономической жизни частные лица. Политический либерализм признает за гражданами право на участие в государственной жизни, которое реализуется в процессе выборов главы государства, представителей центральных и местных органов государственной власти, а также право объединяться в общественные, политические, профессиональные и др. организации, партии.

Гражданам гарантированы свобода совести, слова, печати, право выбора места жительства. Хотя политический либерализм и связан с идеей демократического государства, либеральная экономика совместима и с авторитарными формами политической власти. Неоклассическая либеральная экономическая теория, появившаяся в конце XIX в., нашла свое логическое обоснование в концепции чистой капиталистической экономики Л. Вальраса (1834–1910). Вальрас стремится выйти за пределы специфических социальных и политических реальностей и рассматривать исключительно проблемы производства и распределения ресурсов.

Однако теоретически концепция Вальраса не смогла объяснить неустойчивое развитие капитализма в период между двумя мировыми войнами. Крупнейший английский экономист и политический деятель Дж.М. Кейнс (1883–1946) восполнил этот пробел и предложил новую экономическую теорию, направленную на сохранение и оживление рыночной экономики в Европе. Согласно Кейнсу, капитализм нестабилен, ему имманентно присуща тенденция к стагнации, сопровождающаяся хронической безработицей. Поэтому государственное вмешательство в сферу экономики необходимо, чтобы капиталистическая экономика функционировала эффективно.

В дискуссиях по хозяйственному вопросу я часто обращаю внимание на широко распространенное непонимание сущности современного хозяйства. Оно заключется в том, что очень и очень многие, можно сказать, что большинство, совершенно не воспринимает хозяйство страны или мира в целом, как единую, взаимосвязанную систему. Отсюда растет непонимание и советского хозяйства, и наших коммунистических инициатив.

Конечно, это непонимание сложилось неспроста. Буржуазные экономические теории, в особенности экономикс, теперь преподаваемый практически везде, сделали в формирование этого непонимания огромный вклад. Суть экономикса состоит в том, что с точки зрения его приверженцев, не существует никакого единого хозяйства, а есть лишь толпа разрозненных индивидов, продающих и покупающих, “эффективно” делящих ресурсы и стремящихся к максимизации личной выгоды. Вся эта теория стоит на гранитном постаменте концепции о том, что якобы есть у человека некая неизменная природа, которая и обуславливает все его экономические устремления. Однако, несмотря на пафос этой теории, Г.В. Плеханов превратил этот постамент в крошку сто лет назад в своей прекрасной работе “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю” . В ней он доказал, на примере французского материализма и социалистов-утопистов, что теория о неизменной природе человека внутренне противоречива и не может быть принята. Если заявить, что история человечества объясняется природой человека, то откуда узнать, какова природа человека? Только из истории, из тех событий, из тех общественный учреждений, которые отображают природу человека - отмечал Г.В. Плеханов. Налицо тавтология, определение через определяемое.

И вообще, если бы неизменная природа человека и впрямь бы существовала, то не было бы никакого исторического развития, поскольку в таком случае, человек, с момента своего появления на свет возник бы сразу со всеми знаниями, умениями и общественными учреждениями, соответствующими этой самой неизменной природе. Это, как мы прекрасно знаем, не так. Применительно к неолиберальной трактовке можно сказать, что если бы человек и впрямь по природе был бы Homo economicus со стремлением к максимизации личной выгоды, то сразу же возник бы совершенный равновесный рынок, с оптимальным удовлетворением потребностей и распределением ресурсов. Очевидно же из практики, что нет ничего подобного в действительности.

Если кому-то мало Плеханова, то эту либеральную теорию опроверг такой прожженый буржуй как Джордж Сорос (помимо торговли акциями и валютой, он еще занимался философией), на практике доказавший, что она не стоит и выеденного яйца. Он доказал, что среди участников рынка нет полноты знания, что кривые спроса и предложения нельзя считать данными, и что ожидания, расчеты и прогнозы участников рынка сильнейшим образом оказывают на ситуацию на рынке и порождают тенденции, далекие от равновесия (это было им доказано на практике и сформулировано в виде теории рефлексивности). Иными словами, он доказал, что никакой неизменной природы человека в операциях на фондовом рынке, как и статического равновесия, и близко не просматривается.

Но Сорос не рвался повалить всю либеральную экономическую теорию, потому критиковал только один ее аспект. Мы же пойдем дальше, и увидим более интересные моменты. Другой постулат либерализма состоит в том, что на рынке обращаются сравнительно однородные и легко делимые продукты, сопоставимые между собой через цены. Собственно, классики экономической теории постоянно оперируют простыми продуктами: бушелем зерна, сюртуком, фунтом железа, угля или золота. На деле же, продукты крайне неоднородны, с трудом делимы и еще с большим трудом сопоставимы между собой. К примеру, уголь нельзя считать однородным продуктом, хотя бы потому, что существует 18 основных марок угля, сильно различных по свойствам, и уголь по своему качеству различен даже для одного месторождения. Не все марки угля взаимозаменимы, скажем, антрацит не годится для плавки чугуна и стали, а коксующийся уголь способен прожечь колосник печи. Существуют сотни сортов и марок стали, тысячи видов химической продукции и так далее, и тому подобное. Продукты, производимые человечеством чрезвычайно разнообразные.

Уже из этого следует, что совершенная конкуренция между производителями угля, к примеру, невозможна. Добытчик антрацита не сможет продать его на металлургический завод, а на рынке топлива для печного отопления качественный каменный уголь стабильно вытесняет бурный и тощий каменный уголь, даже если они значительно дешевле (хотя с точки зрения либеральной теории, кто предлагает свой продукт дешевле, тот и победит в конкуренции). Из этого вытекает простая мысль - каждому продукту свое предназначение, свой спектр применимости, и уже это обстоятельство развеивает совершенную конкуренцию как мираж. Со всеми остальными видами продукции, хоть сельскохозяйственной, хоть промышленной - та же самая картина.

Далее, для каждого вида продукции требуется: а) определенная технология производства, б) определенные средства производства, в) определенное место производства, г) рабочая сила с определенной квалификацией. Если первые два пункта, как будто бы, более или менее ясны, то остальные стоит пояснить. Распределение полезных ископаемых в земной коре неравномерно, и потому есть области, где много угля и железной руды, а есть области, где нет ни того, ни другого. Советский академик А.Е. Ферсман разработал специальную теорию о геохимических узлах, а до него интуитивно понимали классики экономической теории, начиная с Адама Смита. Каждый кусочек суши обладает своим набором полезных ископаемых, а в дополнении к нему своим набором природно-климатических факторов, которые определяют произрастаемость тех или иных растений и определяют все сельхозпроизводство. Для того, чтобы добыть, вырастить и произвести, нужны люди, которые умеют это делать. Именно различие в природных условиях и разнообразие продуктов привели к возникновению и огромному развитию специализации в хозяйстве. Маркс был прав, говоря, что специализация увеличивает эффективность производства и производительность труда, но без учета природно-климатических факторов и разнообразия продукции, понятие о специализации будет явно неполным. Начиналась специализация именно с разнообразия, и судя по археологическим данным, началось это еще в неолите (найдены целые “заводы” по производству кремниевых орудий вблизи кремниевых жил, которые потом расходились обменом, то же самое можно сказать про медь и олово, железо, соль).

Специализация также ведет к тому, что рабочий, хорошо освоив какую-то одну профессию, почти не может переучиться на другую профессию. Конечно, есть смежные специальности, но, например, металлург-доменщик не может переучиться на текстильщика. Не говоря уже о возрастных особенностях труда и разнице в квалификации и образовании. Таким образом, и качество рабочей силы оказывается неоднородным и часто несопоставимым.

Исходя из всего этого можно сказать, что совершенная конкуренция есть чистый миф, голая абстракция, не имеющая ничего общего с реальностью. В реальности сложились и продолжают развиваться более или менее обособленные друг от друга сферы хозяйства, связанные с выполнением той или иной технологии, с обработкой того или иного вида сырья, с производством определенного спектра продукции. Эти сферы традиционно получили название отраслей производства. Они базируются на определенных технологиях, комплекте оборудования, комплекте рабочих, на определенных видах сырья, имеющего географическую локализацию. Без выполнения этих условий ничего произведено быть не может. Из этого вытекает, что и представление об экономике, как о разрозненных домохозяйствах, торгующих между собой, совершенно и полностью ошибочно. Речь идет, скорее, о неких довольно крупных сообществах людей, объединенных в производственные сообщества по отраслевому признаку, которые могут включать в себя сотни тысяч и миллионы человек.

Из этого также следует и то, что рынка в том виде, как его представляют себе либеральные экономисты, также не существует. Во-первых, каждое такое производственное сообщество производит продукцию главным образом не для себя, а для остальных производственных сообществ. Случается, конечно, что рабочий отрасли может выступать потребителем собственной продукции, как было на заводах Форда, когда рабочий покупал себе автомобиль. Шахтер может покупать себе угля для отопления, металлург покупать металл для своих нужд, аграрий - зерно для личного хозяйства. Но если мы сравним валовый выпуск продукции в отрасли с подобным потреблением, то увидим, что он составляет ничтожную величину. Скажем, те же шахтеры расходуют для своих нужд тысячные доли процента валового объема своей добычи. То есть, продукция отрасли почти целиком идет на потребление в других отраслях. Через это взаимное потребление продукции складываются связи между отраслями, весьма устойчивые и поддающиеся достаточно точному расчету. Во-вторых, потребление, определяющее спрос, в каждой отрасли вовсе не случайное, а заданное многими факторами, связанными с нуждами самого производства и личными потребностями работников и членов их семей. Из хорошей статистики не столь трудно узнать, сколько и чего именно потребляет та или иная отрасль. На этот спрос накладывает жесткие рамки отмеченная выше разнородность продукции и несводимость ее по качеству к одному показателю. В-третьих, поставка продукции зависит от производительной способности отрасли и характера производства в ней, что также легко можно узнать из хорошей статистики. Отрасль в единицу времени не может поставить на рынок больше того, что она физически способна произвести. В-четвертых, отраслевой характер производства ведет к тому, что число участников рынка всегда достаточно ограничено, как со стороны продавцов, так и со стороны потребителей, а это ограничение существенно влияет на цены, то есть на количественные и качественные отношения обмениваемой продукции.

Вот теперь можно оценить значение института собственности, свойственной для капиталистической экономики. Собственность всегда формируется насильным захватом, территории ли, источников сырья, средств производства, когда некий человек или группа людей объявляет нечто находящимся в их исключительном распоряжении. Собственность, как уже говорилось однажды, имеет две стороны: если у кого-то что-то есть в собственности, то это означает, что у всех других этого нет. Если некто захватил источники сырья, скажем, для выплавки стали, то все металлурги оказываются у него в полной зависимости, поскольку, по вышеописанным причинам рабочие не могут обеспечить все свои потребности, хотя бы потому, что не умеют выполнять все необходимые для самообеспечения работы, не имеют для этого средств производства и сырья. Захват территории есть самый простой способ установления такого контроля над всей хозяйственной деятельностью, поскольку сырье, как мы уже видели, имеет географическую локализацию. В этом случае, ради собственного выживания, рабочие должны идти к новоявленному владельцу и соглашаться со всеми его условиями. Владелец же превращается в полного контролера за процессом производства и во владельца всей производимой продукции, которой он может распоряжаться по собственному усмотрению.

Таким образом, рынок превращается де-факто в двухэтажную общественную структуру. На верхнем этаже находятся собственники, обменивающиеся между собой продукцией, а на нижнем этаже - рабочие и члены их семей. Отношения свободного обмена существуют только на верхнем этаже, тогда как на нижнем этаже формируется распределительная система, собственник распределяет между подчиненными ему работниками часть продукции, полученной по этому обмену. Денежная форма (в виде выплаты заработной платы и последующих покупок предметов личного потребления рабочими) есть лишь только форма этого распределения, которая для многих заслоняет реальную сущность процесса. Для рабочих не существует свободного обмена труда на продукты в форме определенного денежного эквивалента, как часто утверждают, хотя бы потому, что у них нет возможности обеспечить свои потребности вне этого процесса, а голод и нужда принуждают рабочего идти на работу.

То, что рабочий получает плату у одного капиталиста, а покупает нужные ему продукты у других капиталистов, также не говорит о том, что существует какой-то свободный обмен на этом нижнем этаже рынка. Во-первых, потому, что отдельно взятый капиталист может сосредоточить в своих руках продажу всех необходимых товаров для подчиненных ему рабочих (типичные примеры - заводские лавки XIX - начала ХХ века, современные корпоративные столовые, магазины и тому подобные заведения). Во-вторых, уже более ста лет существует объединение капиталистов, совладение активами, финансово-промышленные группы, так, что разные отрасли хозяйства принадлежат, фактически, одним и тем же людям. Нынешние исследования показывают колоссальную концентрацию собственности в руках очень немногочисленной группы компаний, то есть небольшой круг капиталистов владеет, в сущности, всем миром. С учетом этого фактора понятно, что зарплата и приобретение на нее продуктов - есть капиталистическое распределение.

Именно собственность, и контроль за материальным производством дает капиталистам их колоссальную власть над людьми. Деньги, в общем смысле, выступают только средством осуществления обмена материальной продукции, и именно поэтому никакие изменения финансовой системы, никакие “деньги Гезеля” неспособны изменить этого положения.

Итак, при внимательном рассмотрении оказалось, что либеральная теория является мифом. Нет никакого свободного рынка, свободного обмена, равновесия спроса и предложения, неизменной природы человека, а есть нечто другое: производственная система, производящая разнообразные и разнокачественные продукты, объединенная технологическими, а в последние лет пятьдесят и энергетическими связями, а также объединенная сообществом капиталистов, которые осуществляют, по существу, распределение произведенной продукции между отраслями и среди тех, кто не является собственником.

Возникновение либерализма как течения западной экономической мысли относится к ХVIII веку. В его основе лежит политическая философия либерализма, кредо которого - знаменитый принцип “laisser faire" (“не мешайте действовать”) - можно раскрыть, как разрешить людям делать, что они хотят, предоставить им право быть самими собой в экономической деятельности и в вероисповедании, культуре, повседневной жизни и мысли.Неолиберализм - направление в экономической науке и практике хозяйственной деятельности, имеющее в основе принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации.Современные представители экономического либерализма следуют двум, в известной мере традиционным, положениям: во-первых, они исходят из того, что рынок (как наиболее эффективная форма хозяйствования) создает наилучшие условия для экономического роста, и, во-вторых, они отстаивают приоритетное значение свободы участников экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществить контроль там, где отсутствуют эти условия. Практически (и это в большинстве случаев вынуждены признавать неолибералы) государство теперь вмешивается в экономическую жизнь в широких масштабах и в различных формах.По сути, под названием неолибералов выступает не одна, а несколько школ. К неолиберализму принято относить чикагскую (М. Фридман), лондонскую (Ф. Хайек), фрайбургскую (В. Ойкен, Л. Эрхард) школы.Современных либералов объединяет общность методологии, а не концептуальные положения. Одни из них придерживаются правых (противники государства, проповедники абсолютной свободы), другие - левых (более гибкий и трезвый подход к участию государства в экономической деятельности) взглядов. Сторонники неолиберализма обычно выступают с критикой кейнсианских методов регулирования экономики. В США и в некоторых других западных странах современная неолиберальная политика опирается на ряд экономических подходов, получивших наибольшее признание. Это - монетаризм, который предполагает, что капиталистическая экономика имеет внутренние регуляторы и управление должно опираться преимущественно на денежно-кредитные инструменты; экономическая теория предложения, придающая важное значение экономическим стимулам; теория рациональных ожиданий: наличие информации позволяет предвидеть последствия экономических решений.

В целом укреплению идей либерализма в значительной степени способствовал успех экономической политики, основанной на принципах экономической свободы, которую в разные периоды проводили правительства ведущих стран Запада. Наиболее показательным в этом отношении может служить опыт Германии, Великобритании и США. Международный валютный фонд также во многом строит свою деятельность, исходя из идей либерализма, в частности, монетаризма.

Понятие и сущность экономического либерализма

Определение 1

Либерализм представляет собой особое общественно-политическое течение, основанное на незыблемости прав и свобод человека. Впервые о нем заговорили в эпоху Просвещения, позже идеи либерализма получили свое активное развитие в трудах множества ученых и общественно-политических деятелей.

Со временем концепция либерализма разделилась на ряд течений (рисунок 1), одним из которых стал экономический либерализм .

Замечание 1

Экономический либерализм – составная часть классического либерализма, основанная на неприкосновенности частной собственности, свободе торговли и предпринимательства. Его суть заключается в том, что экономика, а правильнее сказать, ее законы действуют подобно законам природы, независимо от деятельности людей.

Данное направление экономической мысли активно выступает на индивидуальные права не только на собственность, но и на свободу контракта. Его девизом выступает «свободное частное предприятие».

Главная задача государства сводится не препятствованию развитию инициатив и предприимчивости экономических субъектов. Институты государственной власти не должны посягать на экономические свободы, напротив, они должны поддерживать тех, кто взял на себя риск и ответственность предпринимательства.

Экономический либерализм А. Смита

Существенный вклад в развитие экономического либерализма вложил Адам Смит, фактически он стал одним из основателей данного течения. В качестве основных принципов экономического либерализма он провозгласил:

  • необходимость наличия личной заинтересованности индивидов для развития экономики;
  • саморегулирование рынка и ограничение роли государства на нем;
  • наличие развитого института частной собственности как основы системы естественной свободы.

В своих трудах А. Смит говорил о том, что законы рынка способны лучшим образом оказывать воздействие на экономику в тех случаях, когда частные интересы стоят превыше общественных. Иначе говоря, интересы общества в целом должны рассматриваться в качестве сумму интересов его отдельных членов (индивидов).

В основе благосостояния общества лежит система, основанная на естественной свободе индивидов, рынка и конкуренции. В условиях функционирования свободной конкуренции источником социального порядка, роста и развития экономики и общественно блага выступают корыстолюбивые индивиды. Таким образом, индивидуализм способствует порядку и процветанию, а не хаосу и анархии.

А. Смит неоднократно говорил о том, что доход рабочих находится в прямой зависимости от уровня национального богатства страны. Деньги он называл «великим колесом обращения».

Центральная роль в трудах А.Смита отводится труду, как основному источнику богатства. При этом богатство общества зависит от двух факторов:

  • доля населения, которая занята производственным трудом;
  • непосредственно производительность труда.

Особое внимание он уделял меновой стоимости. Источником создания ценностей являлся труд. Рынок способен сам устанавливать естественные цены, представляющие собой ни что иное, как денежное выражение меновой стоимости.

Согласно взглядам А. Смита, в условиях обеспечения свободы конкуренции рыночные цены соответствуют цена естественным. Сама же капиталистическая экономика способна находиться в одном из трех состояний: застой, падение или рост.

Помимо прочего, А. Смит выступал за минимизацию государственного вмешательства в экономику и рыночный механизм. Он открыто говорил о том, что государственное регулирование, впрочем, как и само существование на рынке монополий, вредит экономике. Согласно его воззрениям, правительство не должно вмешиваться в процессы появления новых учреждений, а самому росту экономики следует способствовать незаметно. Именно в этом и заключается залог грамотного удовлетворения потребностей социума.

Замечание 2

Таким образом, идеи экономического либерализма А. Смита сводились к минимальному государственному вмешательству в рыночное саморегулирование, которое должно осуществляться посредство свободно складывающихся цен на основе взаимодействия механизмов спроса и предложения.

Основные постулаты концепции экономического либерализма

Основные постулаты (идеи) концепции экономического либерализма как отдельно взятого идейного общественно-политического и философского течения могут быть сведены к двум составляющим (рисунок 2). Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 2. Базовые постулаты концепции экономического либерализма. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Концепция «экономического человека» исходит из постулата о том, что каждый индивид по природе своей эгоистичен и рационален. Каждый человек, стремясь к удовлетворению личных потребностей и личному обогащению, в конечном счете, действует в интересах общества в целом, зачастую даже сам того не подозревая.

Свобода и развитие предпринимательства способствует максимизации роста экономики, поскольку прибыль лежит в основе накоплений, необходимых государству и обществу для дальнейшего развития и процветания.

Вторым основополагающим постулатов концепции экономического либерализма выступает так называемый принцип «невидимой руки». Иначе его принято называть принципом «естественной свободы» или «спонтанного порядка». Его сущность сводится к необходимости обеспечения свободы предпринимательства с одной стороны и невмешательства государства в функционирования рыночных механизмов – с другой.

Определенная роль при этом отводится идеологии фритредерства и принципу, известному в науке как «laissez faire» (невмешательство)

Замечание 3

Помимо прочего, сторонники концепции экономического либерализма придерживаются позиции о том, что социальная справедливость и политическая свобода неотделимы от свободы экономической.

Таким образом, идеи экономического либерализма неизменно сводятся к свободе рынка и минимизации государственного вмешательства в экономику страны. Сама по себе концепция экономического либерализма выступает на обеспечение свободы предпринимательства, а в ее основе лежит свобода частной собственности и права на наследство.

Адам Смит родился в 1723 г. в Шотландии в семье таможенного чиновника. В 1751 г. он был назначен профессором логики в Глазковском университете, а в конце года перешел на кафедру моральной философии. Дружба с экономистом Давидом Юмом привела его к изучению экономической науки.

В 1764 г. он оставил кафедру и принял предложение сопровождать во время заграничного путешествия молодого лорда, пасынка герцога Баклю. Путешествие длилось более 2-х лет. Смит побывал в Тулузе, Женеве, Париже, встречался с Кенэ и Тюрго.

По возвращении в Шотландию он принялся за создание книги «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая вышла в свет в 1776 г.

Предметом изучения экономической науки Смит считал экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Источником богатства является сфера производства.

Основные принципы, из которых исходил Смит, сформировались в тесной связи с учением о «естественном порядке» , созданным физиократами. Однако если последние ставили «естественный порядок» в зависимости от сил природы, то Смит считал, что он определяется человеческой природой и ей соответствует. Человек – эгоист, он преследует только личные цели. Личный интерес одного индивидуума ограничен лишь интересами других. Общество состоит из множества индивидов, а интересы общества складываются из интересов его членов. Следовательно, анализ общественных интересов должен основываться на анализе природы и интересов индивида.

Люди нуждаются друг в друге как эгоисты, они оказывают взаимные услуги, поэтому единственной формой, позволяющей наилучшим образом достигнуть взаимного оказания услуг, является обмен.

Действием «экономического человека» , единственным мотивом которого является стремление к богатству, Смит пытался объяснить все экономические процессы.

Центральное место в его учении занимает концепция экономического либерализма : рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц.

Государство должно поддерживать режим естественной свободы: охранять правопорядок, свободную конкуренцию и частную собственность. Оно должно выполнять и такие функции, как организацию народного образования, общественных работ, систем связи, транспорта и коммунальных служб.

Смит писал: «Деньги – это великое колесо обращения». Доход рабочих, по его мнению, находится в прямой зависимости от уровня национального богатства страны. Он отрицал закономерность снижения величины оплаты труда до уровня прожиточного минимума.

Широко известны взгляды ученого на разделение труда. Центральная идея Смита состоит в том, что источником богатства является труд. Богатство общества он ставит в зависимость от 2-х факторов: доли населения, занятого производственным трудом; производительности труда.

При этом Смит заметил, что второй фактор имеет большее значение. По его мнению, специализация повышает производительность труда. Он выявил универсальный характер разделения труда от простых операций на предприятии до отраслей производства и общественных классов. Поскольку разделение труда вызывает снижение издержек производства, то оно открывает простор для использования машин, так как механизировать можно было лишь простые операции.

Сосредоточив свое внимание на меновой стоимости, Смит обнаруживает мерило в затратах труда на производство товаров. Это лежит в основе обмена. Источником ценности является труд. Под естественной ценой он понимал денежное выражение меновой стоимости и считал, что в длительной тенденции фактические рыночные цены стремятся к ней как к некоемому центру колебаний. При уравновешивании спроса и предложения в условиях свободной конкуренции рыночные цены совпадают с естественными.

Капитал характеризуется Смитом как одна из двух частей запасов, от которой ожидают получить доход, а другая часть – это та, которая идет на потребление. Им было введено деление капитала на основной и оборотный.

Смит считал, что капиталистическая экономика может находиться в 3-х состояниях: роста, падения и застоя. Он разработал 2 взаимосвязанные схемы простого и расширенного воспроизводства. В схеме простого воспроизводства осуществляется движение от общественного запаса к валовому продукту (доходу) и фонду возмещения. В схеме расширенного воспроизводства добавляются фонды сбережения и накопления. Расширенное воспроизводство создает динамику богатства страны, зависит от роста накопления капиталов и от более эффективного употребления. Смит открыл явление технического прогресса как фактора расширенного воспроизводства.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама