THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Негосударственное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 2 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

В 6 КЛАССЕ

Тема: «Художественная обработка изделий из древесины».

Подготовил:

учитель технологии

Рудчик В.И.

р.п.Новохоперский

2014г

Тип урока - комбинированный

Цель: ознакомить учащихся с видами художественной обработки древесины, способами конструирования изделий и переноса изображений на поверхность заготовки. Ознакомить с приемами выполнения простейших видов художественной обработки изделий.

Задачи: привить навыки:

    конструирования

    поэтапной разработки изделия от идеи до конечного результата

    эстетики, сочетания форм изделия с различными видами художественной обработки.

Оборудование: образцы изделий художественной отделки древесины, заготовки из древесины, разметочный инструмент, резцы по дереву.

Ход урока

Организационный момент:

1. Проверка явки учащихся.

2. Подготовленность к уроку.

3. Назначение дежурных.

Повторение пройденного материала. Беседа по вопросам.

1. Дать определение станка.

2. Для какой цели предназначен токарный станок по дереву?

3. Устройство СТД 120 м

4. ТБ при работе на СТД.

А теперь, ребята, давайте вспомним вместе с вами и повторим ранее изученный материал по обработке древесины и попробуем ответить на вопросы для того, чтобы разгадать кроссворд.

Кроссворд

1

3

4

2

5

7

6

8

10

9

11

по горизонтали:

2 Материал, получаемый в результате лущения чурака на лущильном станке. 5 Узкая боковая часть доски. 6 Срез, получаемый в результате поперечного распила доски. 8 Материал, получаемый путем наклеивания друг на друга листов шпона. 9 Пиломатериал шириной и толщиной до 100 мм. 11 Пиломатериал толщиной до 60мм и шириной более чем две толщины.

по вертикали:

1Природный рисунок древесины.3 Широкая часть доски.4 Материал, получаемый путем продольной распиловки бревна. 7 Линия, разделяющая пласть и кромку. 10 Пиломатериал шириной и толщиной более 100 мм.

Основная часть

Изучение программного материала

С древних времен человек украшал жилище и его интерьер деревянными изделиями с художественной резьбой, изготавливал резную посуду, игрушки и другие предметы быта.


Художественная резьба непосредственно связана с понятием "орнамент".

Орнамент-узор, построенный на чередовании в определенном порядке изображений. Он может состоять из геометрических фигур, листьев, плодов, птиц и зверей.

Слово "орнамент" произошло от латинского " ornamentum "- что означает украшение. С давних пор люди начали украшать посуду предметы домашнего обихода, одежду, книги. Часто ритмические узоры наносились на стены, полы и потолки зданий.

Орнаменты могут быть выполнены любыми красками, карандашом, а также средствами скульптуры. Очень много орнаментов в вышивке. Плитками с узорной росписью выложены стены старинных сооружений в Средней Азии. Здесь в узоры иногда вплетали надписи. Многие орнаменты существуют уже тысячи лет. В разные эпохи, в разных странах создавались свои узоры, непохожие на другие. Они бережно передавались из поколения в поколение. В них отразилась национальная культура народов.

Особое место в художественной обработке древесины получила ручная резьба, разновидностями которой является:

Плосковыемчатая;

Геометрическая;

Контурная;

Прорезная.

Плосковыемчатая резьба - характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различной формы ее разновидностью является геометрическая резьба.

Контурная резьба - применяется в основном для изображения фигур (птиц, животных, листьев, цветов).

Прорезная резьба- является наиболее простой и выполняется лобзиком (электролобзиком), применяется при изготовлении дверей, буфетов, ширм и др., для украшения мебели.

Прорезная резьба с рельефным рисунком называется ажурной и используется для украшения мебели в стиле барокко и роккоко.

Прорезная резьба, приклеенная к деревянной основе, называется - накладной .

Для ручной художественной резьбы применяют стамески (резцы):

    Плоские прямые;

    желобчатые

    клюкарзы

    уголки;

    церазики;

    плоские косяки.

Грубые работы по дереву выполняют долотом.

Ребята, а сейчас давайте рассмотрим различные виды художественной обработки изделий из древесины.

Итак, ребята, мы с Вами получили общее представление о художественной обработке изделия, а сейчас давайте попробуем это применить на практике (демонстрирую учащимся задание и на примере показываю, в чем будет заключаться их деятельность на протяжении практической работы)

Практическая работа

Сегодня мы с вами попробуем выполнить изделие с художественной обработкой.

Каждому учащемуся предоставляется возможность для индивидуального выполнения художественной обработки (выделяется заготовка и резец).

Учащимся необходимо подготовить рисунок (изображение) для художественного оформления на лицевую поверхность заготовки. Выполнить художественную обработку материала. В ходе работы необходимо соблюдать элементарные правила ТБ:

    с разметочным инструментом;

    режущим инструментом;

    колющими предметами;

    соблюдать правила организации труда на рабочем месте.

Подведение итогов урока

  • Выполнение изображения (рисунка) на поверхность заготовки.

    Оценка работ.

    Выявление работ более удачно выполненных.

    Уборка мастерской.

Литература

    П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко /Технология/Трудовое обучение /Учебник для учащихся 6 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы /Москва/Издательский центр «Вентана - Граф» 1997г.

    А.Ю. Семенцов/ Альбом орнаментов 3/прорезная резьба/Минск/»Современное слово» 2007г.

    А.Ю. Семенцов/ альбом шаблонов 2/орнаменты розетки панно/Минск/»Современное слово» 2007г.

    Мольнар А.А./Художественная резьба по дереву/Москва/Сезам-маркетинг 1997г.

    И.П. Арефьев/5 класс/пособие для учителей и учащихся/Занимательные уроки технологии для мальчиков/Москва/»школьная пресса» 2004г.

    И.П. Арефьев/6 класс/пособие для учителей и учащихся/Занимательные уроки технологии для мальчиков/Москва/»школьная пресса» 2004г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа»

Нижнегорского р-на Республики КРЫМ

План-конспект Урока

Тема Урока: «Художественная обработка древесины. Резьба по дереву».

Конспект урока по предмету «Технология» в 6 классе. Цели урока: ознакомление учащихся с традиционными видами декоративно – прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной, профессиями, связанными с художественной обработкой древесины; формирование представлений об оборудовании и инструментах для резьбы по дереву; ознакомление с правилами безопасного труда при выполнении художественно – прикладных работ с древесиной; формирование у учащихся знаний видов резьбы по дереву, технологии выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы; формирование умений и навыков выполнения приемов художественной резьбы по дереву; изготовления изделий декоративно – прикладного творчества по эскизам и чертежам; воспитание эстетического вкуса, аккуратности, трудолюбия.

Ожидаемый учебный результат:

Общее представление о технологиях художественно – прикладной обработки древесины, инструментах для резьбы по дереву;

Приобретение опыта самостоятельного выбора и обработки заготовок для последующей художественной резьбы по дереву;

- приобретение навыков резьбы по дереву;

Развитие внимания, трудолюбия, точности исполнения, самостоятельности в принятии решений, эстетического мышления;

- приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии.

Дидактические средства обучения: образцы изделий художественной обработки древесины; плакаты с изображением изделий с художественной резьбой; оборудование и инструменты для резьбы по дереву, эскизы и чертежи изделий, имеющих декоративное оформление резьбой, заготовки из древесины, копировальная бумага, карандаши, дрели, сверла, стамески, лобзики, напильники, надфили, шлифовальная шкурка, шило, лак, кисти, рабочая тетрадь, учебник технологии.

Формируемые УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

План урока:

Из истории художественной обработки древесины

Практическая работа.

Ход урока І Организационная часть

Контроль посещаемости.

Проверка готовности учащихся к занятию.

Сообщение темы, целей и задач урока

Актуализация знаний учащихся.

Учитель:

- Расскажите кратко об изученных ранее технологиях выпиливания лобзиком и выжигания по дереву

- Что такое эстетичность изделия?

Имеются ли в вашем доме изделия из древесины с декоративной резьбой (предметы мебели, кухонные принадлежности, игрушки)

- Назовите область применения изделий из древесины, обработанных художественной резьбой;

ІІ Теоретическая часть

Из истории художественной обработки древесины. Художественная обработка древесины – один из самых древних видов народного декоративного искусства. Изготавливая из древесины многие предметы быта, люди старались сделать их красивыми, радующими глаз. Наиболее древним способом украшения изделий из древесины считается резьба по дереву. Резьбой украшали дома, посуду, мебель, корабли, музыкальные инструменты, колыбели для младенцев, из дерева вырезали игрушки, сувениры.

Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Слово «промысел» произошло от глагола «промыслить», то есть помыслить, подумать, каким образом можно заработать. Наши предки не ждали, когда им кто-нибудь даст хлеба, а искали любую возможность заработать его, чтобы прокормить себя и свою семью.

Так возникли народные промыслы. Бурное развитие их породило множество направлений. Это резьба и роспись по дереву, чеканка и гончарное дело, изготовление игрушек и др.

Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

В России построено множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного зодчеств является ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера с двадцатиглавой Преображенской церковью.

Наибольшее развитие получила резьба по дереву в конце XIX –начале XX в древних Абрамцево и Кудрино. Для абрамцево – кудринской техники характерно сочетание растительных мотивов (побеги деревьев, гирлянды из листьев, ветвей, цветов, ягод) с изображениями птиц, рыб, зверей, всадников. В этой технике создаются декоративные изделия: солонки, лоточки, черпаки, ковшики, сухарницы, конфетницы, блюда, вазы.

В настоящее время резьба применяется в убранстве домов для украшения лестниц, дверей и окон садовых домиков, дачных беседок, детских площадок. При изготовлении домашней утвари: шкатулок, вазочек, подсвечников; кухонных принадлежностей: хлебниц, посуды, разделочных досок, подставок.
Виды резьбы по дереву и технология их выполнения.

Существует множество видов резьбы по дереву. Наиболее простой считают ажурную резьбу. Это резьба, в которой фон удаляется полностью, и рисунок получается сквозным. Ажурную резьбу называют прорезной, если она прорезается стамесками, или пропильной, если участки фона выпиливаются лобзиком или пилой. Ажурной прорезной резьбой с зубчатыми и ступенчатыми орнаментами (рис. 6) украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек.

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что плоская поверхность заготовки является основным фоном, а все элементы рисунка вырезаны в этом фоне, то есть находятся ниже его уровня. Плосковыемчатую резьбу условно разделяют на контурную и геометрическую.

Изображения, выполненные в технике контурной резьбы, имеют плоский графический рисунок с прямыми, кривыми, спиралевидными и линиями другой формы. Рисунок создается выемками, прорезанными по его контуру. Разновидностью контурной резьбы является чернолаковая резьба. Здесь поверхность заготовки покрывают черным лаком, а затем на ней прорезают линии. Таким образом создается узор.

Одним из видов плосковыемчатой резьбы является геометрическая резьба, все элементы которой представляют собой геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями, - треугольники, квадраты, окружности и др.

Геометрическая резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки. Она выполняется в виде выемок: двух -, трех - и четырехгранных, сочетания которых дает причудливый узор на поверхности древесины.

Данный вид резьбы относительно простой в освоение, не требует применен6ие сложного и разнообразного инструмента. Все многообразие элементов геометрического орнамента выполняется одним ножом, так называемом «ножом – косяком»

Основным элементом геометрической резьбы является треугольник, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз.

Треугольники могут иметь самые разнообразные формы и размеры. Стороны треугольники могут быть не только прямолинейными, но и являться частью дуги окружности.
Сочетание различных треугольников образует мотивы геометрической резьбы
Рассмотрим каждую фигуру в отдельности:
Сколышки –
Ромб и витейка –
Пирамида –
Звездочка и розетка –
Сочетая различные фигуры можно создавать различные композиции
Рельефную резьбу условно разделяют на плоскорельефную и кудринскую, или абрамцево – кудринскую. Основателем кудринской резьбы является российский мастер – резчик
В. Ворносков, открывший в 1906 г. школу – мастерскую по обучению резьбе по дереву.
Плоскорельефная резьба образует на поверхности рельеф с одинаковой высотой всех частей рисунка и одной и той же глубиной фона.
Первоначально на поверхность доски копируют рисунок, надрезают и подрезают контур. После этого вырезают весь фон между надрезками сначала отлогими и полукруглыми стамесками, а затем прямыми стамесками и клюкарзами на глубину 4….5 мм. Затем прорабатывают рельеф рисунка.
Скульптурная резьба имеет много направлений. Одно из них – лесная резьба, которая часто применяется в городских парках. Из стволов стоящих высохших деревьев вырезают фигуры людей, сказочных персонажей, животных. Такие фигуры украшают естественный интерьер.
Другим направлением скульптурной резьбы является богородская резьба. Она получила свое название от села Богородское, где еще с XV века занимались резьбой по дереву. В Богородской резьбе не шлифуют полученную скульптуру, а оставляют следы от ножа и стамески, что позволяет увидеть красоту дерева и мастерство резчика.
Оборудование и инструменты для резьбы по дереву.

Инструменты для резьбы по дереву делятся на основные (резаки, стамески) и вспомогательные (пилы, дрели, киянки, молотки, рубанки, рашпили, напильники, разметочные и измерительные инструменты). Резаки применяют для выполнения прямых и закругленных линий вырезаемого рисунка. Их изготовляют из качественной стали.

ІІІ Практическая часть

Вводный инструктаж.

Правила безопасности при выполнении резьбы.
1. Работать можно только хорошо заточенным инструментом.
2.Во время резьбы следует прижимать заготовку к упору на верстаке.
3. Запрещается работать косяком с треснувшей или неплотно насаженной ручкой.
4. Во время работы нельзя низко наклоняться над заготовкой.
5.При выполнении резьбы ножом-косяком нельзя держать свободную руку перед режущим инструментом.
6. Приступать к резьбе только с разрешения учителя.
7. Не ходить по мастерской с режущим инструментом, если появилась необходимость, несите его в футляре или кромкой вниз.
8. Во время работы не отвлекайся, говорить тихо и только о деле.
Выполнение резьбы.
Показ учителем основных приемов работы режущими инструментами.
Вначале производят накалывание вырезаемых элементов. Нож держат в кулаке, кончик ножа вонзают в дерево в центр трёх угловых лучей с таким расчётом, чтобы в центре нож углубился больше, а к вершине треугольника лезвие вышло на поверхность. Наколку делают по всем лучам. Затем, не меняя положения ножа, только наклоняя руку вправо или влево и поворачивая дощечку, производят подрезание наколотых элементов по сторонам треугольников. Из поверхности древесины извлекают трёхгранные фигуры. Отсюда и произошло название этого вида резьбы - трёхгранно выемчатая. Трёхгранно-выемчатая, геометрическая резьба состоит из целого ряда элементов, возникших в результате многовекового опыта народных резчиков: треугольник, ромб, змейка, витейка, ёлочка, квадрат, соты, звёздочка, сияние, розетка и др. Композиция узоров в геометрической резьбе в основном создаётся из сочетания этих элементов. Но тот, кто занимается резьбой, могут вырабатывать и свои узоры. При срезании треугольников, небезразлично в какой последовательности это делать. В первую очередь срезают треугольник, который расположен по слою. Если же удалить сначала два других треугольника, то этот не срежется, а сколется, т.к. вокруг него всё будет углублено. Плоскость будет волокнистой, шероховатой, неопрятной. Нужно будет обязательно делать повторный срез, чтобы добиться гладкой поверхности. Когда же первым срезают треугольник, расположенный по волокнам, по слою то у него есть опора. Поэтому, не скалываясь, он срезается нормально.

Следует иметь в виду, что трудность выполнения разных элементов зависит не только от твёрдости древесины, но и от расположения рисунка узора по отношению к годичным слоям.
Наиболее сложно выполнить различного рода сияния. Тут есть ряд особенностей. Накалывают сияния при резьбе по-разному. Если порода мягкая, однородная (липа, осина, ольха) можно делать наколку лишь по коротким лучам треугольника. Затем, срезав этот маленький треугольничек, сразу без центрального надреза, удаляют длинные треугольники. Если же резьбу делают на хрупких или твёрдых породах, то нужен и центральный надрез по длинному лучу треугольника. Только надрез нужно делать так, чтобы нож постепенно и равномерно выходил из глубины дерева на поверхность к центру сияния. Около центра, где сходятся узкие треугольники, ни в коем случае нельзя делать глубокий надрез. Иначе в этом месте волокна сколятся и центр сияния будет выщербленным. Исправить этот дефект будет очень трудно.

Выразительный эффект возникает от игры светотени на наклонных гранях. Чем глубже резьба и больше угол наклона, тем плотнее теневые участки и резче выделяется узор.

Выполняя резьбу по дереву, нужно работать двумя руками. Правая производит основные усилия при накалывании и подрезании, а левая удерживает дощечку, направляет острие ножа, сдерживает движение или, наоборот, дополняет усилие правой.
Напоминание строгого соблюдения правил безопасности труда.

Самостоятельная работа учащихся – выполнение полученного задания.
Каждому учащемуся раздается заготовка размерами 200х100х20 мм и нож-косячок для выполнения практической работы
Выбор учащимися орнамента геометрической резьбы (из представленных учителем образцов) или самостоятельное выполнение орнамента.
Нанесение (копирование) орнамента резьбы.
Динамическая пауза
Отработка приемов и навыков выполнения геометрической резьбы

(под фронтальным наблюдением учителя)
Проверка организации рабочих мест, соблюдение безопасных приемов работы;

Проверка правильности выполнения элементов геометрической резьбы;

Обучение самоконтролю и взаимоконтролю.

IV Организационно-заключительная часть: 1.Вопросы на закрепление:

Дайте определение геометрической резьбы;
- назовите виды геометрической резьбы;
- перечислите основные виды узоров в геометрической резьбе.
2. Прием учителем выполненных работ 3. Заключительный инструктаж (подведение итога работы за урок, анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы).
4. Сообщение оценок работы каждого учащегося.

Среди художественных работ в нашей стране самой распространенной и любимой в народе издавна была резьба по дереву и мозаика.

Мозаика по дереву - один из видов декоративно-прикладного искусства, обладающий сильным эстетическим воздействием. Декоративные качества древесины позволяют создавать мозаики широкого диапазона, от небольших сувениров и украшений на мебели до монументальных панно.

Так же богато и разнообразно по своим возможностям и искусство резьбы по дереву. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда - прялки, швейки, вальки. Яркостью образов, меткой наблюдательностью, тонким юмором и подлинной красотой отличаются народные деревянные игрушки.

Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании бытовых декоративных изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.

Искусство художественной обработки дерева, имеющее в нашей стране глубокие традиции, широко развивается в краях и областях. Изучение курса художественной обработки древесины позволяет молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания, а также обеспечит ей интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие. Данные цели могут быть достигнуты если необходимое внимание будет уделено качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

Программа непосредственно связана с интегративной образовательной областью «Технология» общеобразовательной школы.

В программе изучаются три различные направления художественной обработки древесины: пропильная резьба, маркетри, геометрическая резьба. Итогом обучения является выполнение проекта. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая способностям и возможностям учащегося.

Основные цели программы

Преподавание резьбы по дереву в системе дополнительного образования детей предполагает следующие цели:

  • формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социальных условиях, начиная от определения потребностей в изготовлении художественной продукции до ее реализации;
  • подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и достижению жизненных целей через самореализацию;
  • формирование эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
  • формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о различных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.

Основные задачи программы

Обучающие:

  • формирование политехнических знаний и экологической культуры;
  • развитие познавательного интереса к труду и художественным ремеслам;
  • приобретение серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием;
  • освоение технологических приемов;
  • решение задач направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям,
  • умение выстроить межпредметные связи.

Воспитательные:

  • воспитание у учащихся, средствами программного материала, бережного отношения к природным ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность;
  • формирование эстетического отношения к труду;
  • формирование у учащихся социальной активности, социальной роли (работник, производитель, потребитель);
  • получение навыков здорового образа жизни (знакомство с дизайнерскими разработками, атмосфера гармонии, работа с экологически чистыми материалами);
  • воспитание патриотизма посредством изучения истории традиционных народных ремесел.

Развивающие:

  • развитие таких деловых качеств, как самостоятельность, предприимчивость, аккуратность, трудолюбие;
  • формирование потребности в саморазвитии;
  • развитие интереса, воображения, фантазии и творческих возможностей школьников,
  • развитие эстетического вкуса.

Особенности программы

Украшения на мебели и других изделиях из древесины имеют многовековую историю. Наиболее распространенные виды декорирования в прошлом - резьба, токарная обработка, мозаикапо дереву и роспись.

Мозаика по дереву - один из видов декоративно-прикладногоискусства, обладающий сильным эстетическим воздействием. Декоративные качества древесины позволяют создавать мозаики широкого диапазона, от небольших сувениров и украшений на мебели до монументальных панно. Так же богато и разнообразно по своим возможностям и искусство резьбы по дереву, которое было самой распространенной и любимой в народе художественной работой. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда.

Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании декоративных бытовых изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.

Художественная обработка древесины предоставляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда.

Анализируя «ПРОГРАММЫ общеобразовательных учреждений по «технологии», рекомендованные Министерством просвещения Российской Федерации сталкиваюсь с тем, что в модуле «Художественная обработка материалов» (Б.И.Орлов, К.А.Скворцов, О.А.Кожина) отводится 3-я четверть в VII классе для мальчиков и 3-я четверть в VIII классе для девочек на изучение программы. Это составляет всего 20 часов за весь курс «технологии» в базовой части учебного плана. Причем художественная обработка древесины и художественная обработка металла предоставляется на выбор. То есть материал представлен в обзорном, ознакомительном виде. В вариативной части учебного плана художественная обработка материалов может изучаться в IX-XI классах. Но, по-настоящему заинтересовать и увлечь ребенка каким-либо занятием можно именно в раннем подростковом периоде, т. е. в 12-13 лет.

На мой взгляд, в существующей программе уделяется непростительно малое внимание художественной обработке древесины, имеющей в нашей стране глубокие традиции.

В существующем банке образовательных программ ЦРТДиЮ Московской области на 2007 год представлены десять программ по данному направлению. Перечислим их:

  • Винокурова Н.И. Программа «Резьба по дереву»,1997 год.
  • Глозман Е.С., Глозман А.Е. Примерная программа «Художественная резьба по дереву», 2001 год.
  • Карпов Ю.В. Программа «Учу резьбе по дереву, 2001 год.
  • Программа «Резьба по дереву» (для средних общеобразовательных учебных заведений),1997 год.
  • Слипак В.П. Программа кружка «Резьба по дереву», 1994 год.
  • Программа «Резьба по дереву», 1997 год.
  • Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Программа «Резьба по дереву», 1997 год.
  • Программа «Художественно-прикладная обработка древесины» (программа для общеобразовательных учебных заведений, 5-7 классы), 1993 год.
  • Программа «Изготовление художественных изделий из дерева» (программы для средних общеобразовательных учебных заведений), 1992 год.
  • Рязанов Л.В., Косогорова Л.В. Программа «Художественная обработка дерева», 2005 год.

Из вышеперечисленных программ, семь – ориентированы на дополнительное образование.

Перечисленные недостатки программ для общеобразовательных учреждений и анализ дополнительных образовательных программ, подтолкнули меня к созданию дополнительной образовательной программы творческого объединения «Художественная обработка древесины», в которой предоставляются большие возможности для изучения предмета.

Основными отличиями от перечисленных программ является:

  • Изложенная программа имеет срок реализации – один год и представляет собой курс введения в деятельность. Воспитанникам творческих объединений, для ознакомления, предоставляется три направления художественной обработки древесины. Итогом годового обучения является выбор ребенком понравившегося направления.
  • Параллельно с практическим обучением, воспитанники получают теоретические сведения о профессиях связанных с деревообработкой, которые могут помочь сделать первый шаг в выборе будущей профессии.
  • Новизной отличается и введение в программу дополнительного образования проектной деятельности, причем проект выполняется по выбранному учеником направлению.

Изготовление своими руками красивых и функциональных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Для дальнейшего развития художественных способностей учащихся, рекомендуется дальнейшие занятия в творческом объединении в последующие годы обучения. Программы для этих занятий разрабатываются мной в настоящее время.

Дерево и в наши дни остается излюбленным материалом художников. Из него создают скульптуру, резные декоративные и утилитарно-декоративные предметы. В области художественной обработки дерева работают народные мастера, и художники-профессионалы, организованно ведется подготовка кадров. И пусть не каждый, обучающийся в творческих объединениях дополнительного образования художественной обработке древесины ребенок, станет профессионалом, но он получит не только навыки работы, но и готовность к обоснованному выбору профессии.

Возраст обучающихся и особенности группы:

  • программа рассчитана на учащихся в возрасте 12 -13 лет что соответствует VI – VII классу общеобразовательных учреждений (не рекомендуется начинать занятия в более раннем возрасте из-за повышенной опасности режущего инструмента и еще не вполне сформировавшейся координации движений ребенка);
  • состав группы рекомендуется постоянный;
  • набор учащихся – свободный.

Возрастные психологические особенности

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. В подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Круг интересов является психологической базой ценностных ориентации подростка. В этот период происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики.

Именно в этом возрасте может сформироваться серьезное увлечение декоративно-прикладным искусством и задача педагога дополнительного образования предоставить на выбор ребенка различные виды народных промыслов и ремесел во всей их красоте.

Режим организации занятий:

  • время, отведенное на обучение составляет 144 часа в учебном году;
  • в неделю проводится 2 занятия по 2 часа;
  • форма обучения по программе – очная;
  • практические занятия составляют большую часть программы.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

  • общие сведения о народных ремеслах;
  • принципы формообразования и композиции;
  • основы столярной (ручной и механической) подготовки поверхности древесины к отделке;
  • особенности отделки древесины лакокрасочными материалами (морение, воскование, лакирование, полировка).
  • виды мозаики (интарсия, инкрустация, маркетри)
  • виды резьбы по дереву (прорезная, плоско-выемчатая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная, домовая).
  • инструменты и материалы для художественной обработки древесины;
  • стадии и процедуры проектирования;
  • критерии оценки проекта.

Учащиеся должны уметь:

  • выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной обработки изделия;
  • подготавливать поверхность изделия под художественную обработку;
  • осуществлять художественную отделку поверхности изделия (прорезной, геометрической резьбой, маркетри, окраской);
  • планировать, организовать и выполнить проект с учетом всех критериев оценки;
  • защитить выполненный проект.

Учащиеся должны обладать компетенциями:

  • по общим основам художественного конструирования;
  • по профессии мастера-краснодеревщика;
  • по профессии резчика по дереву;
  • по выполнению проекта.

В результате обучения ожидается: сформированность у детей самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, потребности в саморазвитии; развитое воображение, фантазия, осознание своих творческих возможностей.

Итогом года обучения является самостоятельная творческая работа (проект) от замысла и разработки дизайна, орнамента, до полного изготовления и отделки целостного изделия, как функционального, так и отвечающего эстетическим требованиям, а также экономическим и маркетинговым критериям.

Художественная обработка металла – древнее мастерство, которое продолжает оставаться на плаву, невзирая на прогресс, полную автоматизацию производства, уменьшение доли ручного труда, и значительное снижения стоимости готовой продукции.

Виды и особенности металлов

Залог удачно проделанной работы - знание особенностей и качеств материала, его технологических и рабочих свойств. Так, при работе с металлами используется как чистое, без дополнительных примесей сырье, так и различные сплавы. Попадающие в производство материалы делятся на две основные группы:

  • черные;
  • цветные.

Основные виды используемых материалов:

  • Углеродистая сталь - упругий металл со способностью к закаливанию. Сталь хорошо куется и режется, и производится как сортовой продукт. При изготовлении изделий из стали методом художественной обработки, используются сорта У8 и У10.
  • - мягкий, поддающийся ковке, красноватый материал, легко обрабатывается, но несколько вязок. Медь хорошо паяется, проводит электричество и тепло, и часто используется для производства художественных изделий.
  • Бронза - соединение меди и олова. Применение бронзы практикуется в и инкрустации.
  • Латунь - сплав цинка и меди, более твердый и менее ковкий материал, чем медь. Латунь легко обрабатывается, и пригодна для инкрустации и чеканки.
  • Цинк - белый с синеватым оттенком металл. Материал плохо куется, но удобен для паяния и несложен в обработке. Цинк часто используется при гравировке и в литье.
  • Олово - мягкий, белый материал. Олово используется для лужения и инкрустации, и входит в множество сплавов.
  • Алюминий - легкий, хорошо поддающийся обработке материал.
  • Свинец - мягкий, плохо окисляющийся металл, часто используется для литья. Оксид свинца чрезвычайно ядовит.
  • Серебро. Вне сплавов, используется редко из-за излишней мягкости, поэтому в готовых изделиях, чаще всего, присутствует сплав серебра и меди. Также серебро применяется при проведении инкрустационных работ.

Художественная обработка металла

Характерные особенности металлов

Качества, которые присущи металлам:

  • Хрупкость материала - качество противоположное пластичности, что на практике означает способность к быстрому саморазрушению, при внешнем механическом воздействии. Так, перекаленная сталь, чугун и бронза легко раскалывается на куски.
  • Упругость - особенность, означающая восстановление формы и объема, при прекращении внешнего воздействия. В наибольшей мере данные свойства присущи отдельным сортам стали.
  • Плавкость - способность металла переходить в жидкое состояние при нагревании. Плавкость широко используется как в промышленном, так и кустарном производстве изделий из металла.

Операции по обработке металла

Обработка металла - механическое воздействие, позволяющее изменить физическое состояние материала. Главная цель обработки - производство необходимых в повседневной жизни изделий, а также предметов роскоши или произведений искусства.

Художественная обработка, в отличие от промышленного производства металлических изделий - мастерство изготовления вещей, удовлетворяющих эстетическое, творческое начало в человеке. В процессе производства изготавливается продукция, обладающая изысканностью, выразительностью и художественной ценностью.

Исскуство из металла

Видами художественной обработки металлов принято считать:

  • литье;
  • ковку;
  • чеканку;
  • металлопластику;
  • гравировку;
  • травление;
  • филигрань;
  • эмалирование.

Литье - древний метод обработки

Метод литья связан с плавкостью металла, качеством, возникающим при на материал. Полученный, в результате плавления, жидкий материал, разливается в нужные, заранее заготовленные формы. После охлаждения, отливки используют, как готовую продукцию, или как составную часть основного изделия.

Форму для отлива готовят до начала основных работ. Если выливаемый продукт обладает сложной конструкцией, готовят несколько форм, а полученные в результате отлива детали соединяют между собой.

Литье подразделяют:

  • по металлу отлива - чугун, медь, серебро или золото.
  • по устройству и материалу форм. Временные формы - песок, земля; оболочковые. Стационарные формы из воска, гипса или металла.
  • по методу литья: центробежное, стандартное.

Плавится металл в особых печах. Поскольку температура плавления у разных материалов отличается, при отсутствии механизма фиксации температуры, необходим визуальный контроль над процессом. После плавления металл разливают по формам, дают заготовкам остыть, затем чистят и шлифуют.

Как осуществляется ковка металлических изделий

Ковка - древний метод обработки металла. Суть процесса - придание заготовке нужной формы при помощи ударов молота. Под ударами молота деталь деформируется и постепенно принимает желаемую форму.

Свойство металла, обеспечивающее «правильную» деформацию, без трещин и разрывов, называется ковкостью. Ковкость, в большинстве случаев, присуща драгоценным металлам, обладающим пластичностью и вязкостью.

Особенности холодной ковки

История сообщает о методе «холодной ковки», повсеместно использовавшемся в Киевской Руси. Посредством « », мастера по золоту, выковывали из слитков драгметалла чаши, ковши и т. д.

Задача кузнеца, на первом этапе работ, состояла в уплотнении изделия под ударами молота. На втором - обработанный металл подвергался отжигу, шлифовки и т. д. В наше время данный способ используется только в ювелирном деле.

Разновидностью холодной ковки считается дифовка, что означает художественную обработку листового металла толщиной до 2 мм. Данный метод применялся, в Древней Греции, величайшим скульпторам античной эпохи Фидием, создававшим золотые одежды для статуй богов.

Чеканка - создание рельефного изображения, на тонком листовом металле, при помощи молотка и специального стержня. Ударяя «разгонным» молотком по стержню, чеканщик оставляет следы на листе и постепенно придает ему объемный вид. Используя короткие и частые удары, мастер выстукивает металл до получения нужной формы. После чего, предварительный этап считается законченным и начинается, непосредственно, процесс чеканки или выбивка декора.

Схема чеканки металла

Для выбивки декора используют стержни - чеканы определенного профиля. Наиболее ценными считаются изделия, изготовленные из цельного куска заготовки.

Чеканка по твердой модели - метод, применявшийся в древности для выделки фигур. Тонкий лист, из драгоценного металла, «разгоняли» по железной модели, а затем снимали получившийся рисунок.

Виды работ по чеканке

Художественная чеканка по металлу делится на два вида работ, качественно отличающихся друг от друга:

  • чеканка по листу;
  • чеканка по литью (оброну).

Чеканка по листу - это создание нового произведения, при помощи специальных инструментов.

Второй случай - доведение до нужного уровня заранее отлитой, или вырезанной методом оброна, формы. Чеканка литья применяется для придания форме четкости и ясности. Подвергаются подобной чеканке отливки, полученные в земляных формах.

Чеканка на высшем уровне

Особенности металлопластики

Металлопластика - метод художественной обработки металла, отдаленно напоминающий чеканку, однако, имеющий ряд существенных отличий.

Для данного способа характерно:

  • тонкие, не более 0,5 мм листы металла, по сути, являющиеся фольгой.
  • использование скульптурных стеков как рабочих инструментов.
  • особенности процесса обработки более похожи на лепку, с ее плавностью линий и движений.

Технология производства:

  • Первый этап работы - отжиг изделия и охлаждение.
  • Затем предварительно созданный рисунок, на прозрачной бумаге, прикладывают к фольге и обводят специальным приспособлением, до тех пор, пока рельеф не отобразится на поверхности.
  • Процедура продолжается до получения нужного результата.

Как осуществляется гравировка

Гравировка - популярный и распространенный метод обработки изделий, предполагающий нанесение рисунка или рельефа на заготовку. Рисунок наносится специальным инструментом - резцом.

Гравировка делится на два вида:

  • плоскостную;
  • обронную.

Плоскостная гравировка означает финальную стадию . Это нанесение контурного рисунка, узоров, тонов, надписей.

Обронная гравировка подразумевает нанесение рельефного рисунка, то есть речь идет о работе в трехмерном пространстве.

Травление кислотой или щелочью

Травление считается разновидностью гравировки. Техника данного метода состоит в покрытии металлического изделия воском, и нанесении рисунка на покрытую воском поверхность. Далее, следует помещение заготовки в кислоту или щелочь, где происходит протравливание изображения и, соответственно, потускнение остальной поверхности.

Для каких изделий применяется филигрань

Филигрань - оригинальный способ обработки металла, применяющийся в ювелирном деле. Изготовление филигранных изделий - исключительно ручная работа, выполняемая специальными инструментами.

Существует множество разновидностей филигранной техники, таких как:

  • напайная;
  • рельефная;
  • напайная с эмалью;
  • ажурная;
  • рельефная;
  • объемная.

Тиражирование изделий из филиграни происходит методом литья и гальванопластики. Использование штампов допускается только для воспроизведения фоновой филиграни.

Художественное эмалирование

Эмалирование - это взаимопроникновение двух различных структур - металла и стекла. В результате процесса изделие остается таким же прочным, но приобретает блеск и стойкость к химическим веществам.

Художественное эмалирование - недорогой и быстрый способ цветового обогащения изделия из металла. Материалом для эмалирования, чаще всего, служит медь и драгоценные металлы. Так производят вазы, бижутерию, картины.

Сама по себе эмаль - это нанесенный на металл тонкий, расплавленный слой массы, обладающей физическими свойствами стекла. Производят эмаль, подвергая термической обработке легкоплавкое стекло.

Художественные эмали делятся на:

  • прозрачные;
  • фондон;
  • непрозрачные;
  • опаловые.

Эмаль производится в промышленных масштабах в виде плиток или порошка, и имеет соответствующую, цветовую маркировку. Однако, окончательный цвет изделия, определяется характером обжига и качественными показателями металла, его реакцией на эмаль при обработке.

Декоративная отделка

Декоративная отделка изделий включает определенный набор характеристик элементов художественной обработки, таких как:

  • Матирование. Матированной считается отличная от полированной декорированная поверхность изделия.
  • . Сплав из серебра, меди, свинца и - чернь, накладывают на заготовку, с предварительно выгравированным рисунком. Поверхность заготовки, не подвергающаяся чернению, должна быть отполированной и не иметь дефектов.
  • Оксидирование. Серебряные или посеребренные изделия подвергают оксидированию химическим или электрохимическим методом. Бесцветное оксидирование происходит при контакте с растворами или электролитами, в состав которых входит двухромовокислый калий. При цветном оксидировании изделиям придаются различные оттенки. Прошедшую процедуру продукцию, для придания блеска, полируют мягкими щетками.

В каких случаях применяется гальваническое покрытие

Гальваническое покрытие - тончайшая металлическая пленка, наносимая на поверхность предметов, для увеличения их износостойкости, прочности, долговечности.

Гальваническое покрытие широко используется и в ювелирной промышленности, где материалами для него служат редкие и драгоценные металлы: золото, серебро, родий.

Видео: Ковка и штамповка

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама