THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Классный час на тему "Добро и зло в современном мире"

Цели : знакомство учащихся с понятиями "добро" и "зло", отстаивать и аргументировать свою точку зрения, развитие умения сопереживать другим людям.

Задачи: воспитывать стремления совершать добрые дела и поступки, развивать представления учащихся о добре и зле, способствовать развитию культуры диалога.

Есть только один способ положить

Конец злу - делать добро злым людям.

Л.Н.Толстой.

Учитель:

Добро -это, что честно, полезно, служит сохранению и развитию жизни, всё, что помогает человеку и природе, идет им на пользу. У меня, например, добро ассоциируется с пламенем свечи. Подобно тому, что от свечи идет свет и тепло, добро также дает людям свет и тепло. Давайте зажжем свечу и пусть ее огонь в течение нашего классного часа будет навевать только добрые мысли. (зажигает свечу - декоративную, большую). Классный час мне хотелось бы начать с притчи :

"Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь".

Учитель:

Как мы понимаем значение слов "добро" и "зло"? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий "добро" и "зло".

(Ученики высказывают свое мнение).

Учитель:

В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям:

Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу.

Зло - худое, лихое, худо, лихо; противоположное добру.

В словаре Ожегова даны следующие определения этим понятиям:

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.

Добро и зло. Какие важные и емкие понятия. На протяжении многих веков люди мечтали о счастливой и благополучной жизни, наполненной высоким смыслом и основанной на идеалах добра и справедливости, верности и чести, красоты и гармонии. Свои мечты люди воплощали в мифах и легендах, преданиях и сказках, в которых добрые поступки, долг, ответственность, стремление помочь ближнему выступали основой отношений между людьми.

Вот об этом и рассказывает старинная китайская притча:

(Инсценировка)

О, мудрейший! Возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.- сказал один юноша мудрецу.

Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец.

Конечно, нет! - ответил юноша.

А воровать?

Нет.

А убивать?

Нет...

Так иди, - воскликнул учитель, - и познай все это. А познав, не делай!

Что хотел сказать мудрец своим странным советом? Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать?

Учитель:

Конечно, мысль мудреца бала такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой?

(Ученики высказывают свою точку зрения).

Учитель:

Это в сказках добро всегда побеждает зло. А как обстоят дела в современном мире? Всегда ли добрые поступки, мысли, стремления остаются замеченными другими, а злодеи бывают наказаны?. Об этом и пойдет наш дальнейший разговор. Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово "зло"?

(Ответы учеников).

Зло- всегда уничтожение, подавление, унижение. Оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга. Добро и зло можно представить как две чаши одних весов, они не всегда находятся в равновесии. Постоянно перетягивает то одна, то другая. А вот какая из них окажется наверху, напрямую зависит от каждого из нас, от наших мыслей, поступков, стремления помочь окружающим, а зачастую от простого желания делать добро людям. Скажите, а вы любите делать добро? Какие добрые дела, поступки вы совершили?

(Ответы учеников).

А приходилось ли вам причинять кому-то зло, пусть даже непреднамеренно?

(Ответы учеников).

Ребята, перед вами лежат листочки. Напишите, какие поступки вы совершили, о которых вам хочется забыть, поступки, которые принесли кому-то неприятности. Или те качества, которые вас не красят, от которых хотелось бы избавиться.

(Ученики делают записи).

А теперь эти листочки разорвите. Будем считать, что от плохих качеств вы избавились частично, а поступки, которые могут причинять зло и неприятности, никогда больше не совершите.

Добро и зло взаимосвязаны друг с другом. Добро в первую очередь связано с умение радоваться и сострадать,сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Добро - это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.

Доброта - морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д. Особый вид доброты - милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.

Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать - это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.

Ребята, а кто из вас может сказать, что он по- настоящему добрый человек?

(Ответы учеников).

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать.

Судить человека надо по его делам. Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?

(Ответы детей).

Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: "Ни один злой человек не бывает счастлив".

А трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года... Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Давайте вместе обсудим некоторые волнующие всех вопросы:

Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?

Можно ли принудить человека быть добрым?

Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?

(Ответы детей).

Учитель:

Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? А почему?

(Ответы детей).

Зло противоречит добру. Какого человека называют злым?

(Ответы детей).

Зло и добро живут в нашем мире. Давайте подытожим:

Зло – всё, что губит душу человека.

Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. (расизм, геноцид, экстремизм).

Добро – это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная помощь, взаимовыручка.

Зло – это наркомания, табакокурение, алкоголь.

Добро – это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближнему. Это нравственная основа нашего общества.

Зло – когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

Добро – когда миром правит любовь!

Ребята, давайте вместе составим правила доброты:

Помогать больным, маленьким, слабым, попавшим в беду;

Прощать ошибки другим;

Не быть жадным;

Проявлять жалость к другим;

Не завидовать;

Помогать людям;

Делиться последним с другом;

Защищать слабых.

Учитель:

Давайте сейчас, в оставшиеся несколько минут до конца классного часа, увеличим хоть немного добра в мире. Давайте вместе создадим эмблему добра. Я считаю, что в центре эмблемы должно быть солнце (на доску – макет солнца). Каждого из вас я попрошу дополнить эмблему лучиками. А на лучиках написать свое понятие добра (у каждого – лучик, прикрепить лучики на доску).

Для меня добро-это бескорыстная помощь людям. И этот лучик я прикрепляю к эмблеме (учитель прикрепляет лучик).

Все присутствующие пишут свои понятия и прикрепляют к эмблеме лучики.

Учитель :

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей

Но зло творится без труда

Добро творить трудней.

Учитель:

Наш классный час подходит к концу. И мне хотелось бы зачитать вам несколько высказываний о добре великих людей:

1. Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».

2. Жан-Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».

3. Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе».

4. Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».

5. Лев Толстой: «Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».

6. Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».

7. Максим Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно».

Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Народные пословицы:

«Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому»

«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём».

«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

Учитель:

На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Сейчас я погашу свечу и надеюсь, что в отблеске ее огня сгорели все наши недобрые мысли. В заключении хочется всем пожелать здоровья, надежды, веры, доброты.
Пусть будет дом согрет любовью и все исполнятся мечты!

Давайте исполним песню “Дорогою добра”(сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова).

(Все исполняют песню)


Нередко мы употребляем в повседневной речи слова «зло» и добро», «хороший» и «плохой», даже не задумываясь над их смыслом. Данные понятия представляют собой наиболее обобщенные формы морально-этической оценки, которые служат для разграничения нравственного и безнравственного.

Общие определения

С древних времен добро и зло традиционно истолковывались в качестве основных господствующих сил. Они наделены безличностной природой. Данные категории являются центральными в вопросах морали. Суть добра и зла изучалась на протяжении столетий философами, учеными, богословами, людьми искусства. Зло представляет собой этическую категорию, которая по своему содержанию противоположна добру.

В обобщенной форме оно отсылает ко всему безнравственному, которое противоречит требованиям общественной морали и заслуживает всяческого порицания и осуждения. С другой стороны, с категорией добра неразрывно связано понятие добродетели - положительного свойства личности, указывающего на ее высокую моральную ценность. Противостоит добродетели порок.

Что представляет собой благо

Под понятием добра имеется в виду все то, что способствует жизни, помогает удовлетворить потребности человека (и духовные, и материальные). Это природные ресурсы, образование, различные предметы культурного потребления. Причем полезность не всегда эквивалентна благу. К примеру, искусство не имеет ровным счетом никакой утилитарной пользы. С другой стороны, развитие промышленности ведет человечество на грань экологической катастрофы.

Добро представляет собой вид духовного блага. В морально-этическом смысле данное понятие нередко употребляется в качестве синонима «благо». Данные слова (добро, благо) указывают на наиболее общие интересы, устремления - то, что должно случиться в жизни, и что заслуживает одобрения.

Современная этика раскрывает понятие добра в нескольких разных, но связанных между собой аспектах:

  • Добро как качество определенного поступка.
  • Как совокупность моральных норм позитивного характера.
  • Как нравственная цель деятельности.
  • Как моральное качество личности.

Проблема добра и зла: диалектика понятий

В философии считается, что категории хорошего и плохого находятся в теснейшей взаимозависимости. Нет абсолютного блага, равно как и абсолютного худа. В каждом злом деянии есть хотя бы крохотная частица добра, а в каждом добром содержатся элементы зла. Помимо этого, благо и худо могут меняться местами. Например, в Спарте новорожденных детей, имеющих физические изъяны, сбрасывали в пропасть. А в Японии когда-то старых и беспомощных людей переносили живыми в так называемую «долину смерти». То, что в настоящее время называется варварством, когда-то считалось благим деянием.

Даже в наше время один и тот же поступок может быть расценен как дурной и хороший одновременно. Это напрямую зависит от контекста ситуации. Например, если в перестрелке сотрудник полиции лишает жизни серийного убийцу, то в данном случае убийство правонарушителя будет расценено как благо.

Чем является зло

Зло представляет собой этическую категорию, противоположную добру. Оно обобщает в себе разнообразные представления о безнравственных деяниях, а также о качествах личности, наносящих вред другим людям. Данные действия и качества заслуживают морального порицания. Зло - это все то, что противостоит благу общества и отдельно взятого человека: болезни, расизм, бюрократия, различные преступления, шовинизм, алкоголизм, наркомания.

Хорошее и плохое в Каббале

Сторонники древнего иудаистского учения под названием Каббала полагают: сколько в мире хорошего, ровно столько же присутствует и зла. Ценить человек должен и первое, и второе, принимая с благодарностью любые подарки судьбы.

Как правило, человек пытается избегать зла и стремится к добру. Однако каббалисты полагают, что это не совсем правильный подход. Добро и зло должны цениться одинаково, ведь последнее представляет собой необходимый элемент реальности, уравновешивающий жизнь.

Человек должен благодарить за зло точно так же, как и за добро. Ведь оба эти явления существуют ради одной цели - подтолкнуть людей к более высокой ступени развития. Зло существует только ради того, чтобы божье создание могло существовать. Если бы существовало одно лишь добро, его невозможно было бы рассмотреть. Ведь добро - это явление Творца. И чтобы его ощущать, человек должен изначально иметь в себе противоположную природу.

Религиозные представления

Религия, в частности православие, утверждает: добро и зло являются определяющими силами в жизни человека. С этим сложно не согласиться. Каждый человек говорит о себе, что он стремится к добру. Если человек не определился в том, что является для него хорошим, а что плохим, что черно, а что бело, то он ступает на зыбкую почву. Такая неопределенность лишает его каких-либо нравственных ориентиров.

Отцами церкви добро и зло не признаются как два равнозначных начала. Подобный дуализм возник в еретических учениях гностиков и манихеев. Творческая сила принадлежит одному лишь добру. Зло же - это испорченность, полное отсутствие бытия. Оно не имеет самостоятельного значения и существует только лишь за счет добра, искажая его истинную природу.

Представления философов о природе человека

Рассуждения о благе и худе заставляют задуматься над одним из важнейших вопросов: какой человек - добрый или злой? Одни считают его добрым по своей внутренней природе, другие - злым. Третьи полагают, что человек ни хорош, ни плох.

Ф. Ницше называл человека «злым животным». Руссо в своем «Рассуждении о неравенстве» писал о том, что личность изначально добра по своей внутренней природе. Только лишь общество делает ее злой. Утверждение Руссо можно считать антитезой религиозной доктрине о первородном грехе и последующем обретении спасения в вере.

Интересно и представление о добре и зле в человеке И. Канта. Он считал, что природа человека зла. В ней содержится неистребимая склонность к сотворению злого. Однако при этом в людях есть и задатки добра. Моральное воспитание личности должно состоять в том, чтобы дать жизнь этим задаткам. Так они получают шанс одержать победу над пагубной склонностью творить плохое.

Многие философы полагают, что изначально человек все же является добрым. Тот же, кто отдал предпочтение злу в своей жизни, представляет собой аномалию, некое исключение из правил. Добро и зло в мире могут быть соотнесены как здоровье и болезнь. Тот, кто выбирает благо, нравственно здоров. Злой же страдает от нравственной болезни, уродства.

На что опирается правоведение?

В праве имеется принцип, опирающийся на данное представление. Это презумпция невиновности. Согласно данному понятию, человек считается невиновным, пока для доказательства его вины не будут приведены веские аргументы. Иными словами, все граждане считаются изначально добропорядочными - не нарушающими законов и морали. Виновным человек признается только в одном случае - по решению суда. Если бы люди были изначально злы или же не злы и не добры, то данный принцип не имел бы ровным счетом никакого морального оправдания.

Есть и еще один косвенный аргумент в пользу того, что люди внутренне добры, - это понятие добросовестности. Вряд ли кто-то станет отрицать, что добросовестность представляет собой непременное условие любой профессионально-творческой деятельности. Все то, что создано человеком на планете Земля, - результат его добросовестности.

Добавлено ли «добро» в составе слова «добросовестность» только лишь для красного словца? Или все же это существенное условие определения описанного феномена? Ответ здесь однозначен: если бы человек не был внутренне направлен на добро, то и не было бы совестности, честного выполнения своего дела.

Какого сорта люди преобладают в мире

Сложно дать однозначный ответ на вопрос о том, каких людей больше - добрых или злых. Ведь определенно хороших и плохих не бывает. Каждая личность содержит в себе и то, и другое. Но иногда случается так, что человек совершает больше ошибок, нежели правильных действий. И тогда о нем могут сказать, что он зол, хотя это и не будет характеризовать его природу в полной мере. Ошибки - это неотъемлемое свойство человека разумного. Избежать их нельзя.

Добро и зло в мире нередко бывает сложно распознать. Доброта может скрываться от посторонних людей. Например, хороший человек совершает благие поступки, руководствуясь библейским принципом: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». С другой стороны, зло всегда лучше организовано. Есть всевозможные преступные группировки и банды, которыми правят деньги и разбой. Чтобы их «планы» исполнялись, бандитам приходится быть лучше организованными. Так как это заметно, создается впечатление, что в мире больше злых людей.

Противостояние блага и худа: что побеждает?

Нередко люди задаются вопросом о том, почему добро побеждает зло. Действительно, во многих сказках и кинофильмах справедливость в конечном счете торжествует, а все враги и отрицательные персонажи получают по заслугам. В жизни человек, сотворивший плохое дело, тоже через некоторое время должен «платить по счетам». Если его не накажут ему подобные, об этом позаботится сама судьба. Добро и справедливость побеждают по той причине, что для сотворения хорошего нужна активность, смелость, отвага. Иными словами, быть злым всегда легко и просто. Чтобы быть добрым, нужно прилагать усилия. Так как зло лишено творческого начала, оно всегда оказывается недолговечным.

Классный час на тему "Добро и зло в современном мире"

Цели : знакомство учащихся с понятиями "добро" и "зло", отстаивать и аргументировать свою точку зрения, развитие умения сопереживать другим людям.

Задачи: воспитывать стремления совершать добрые дела и поступки, развивать представления учащихся о добре и зле, способствовать развитию культуры диалога.

Есть только один способ положить

конец злу - делать добро злым людям.

Л.Н.Толстой.

Учитель:

Добро -это, что честно, полезно, служит сохранению и развитию жизни, всё, что помогает человеку и природе, идет им на пользу. У меня, например, добро ассоциируется с пламенем свечи. Подобно тому, что от свечи идет свет и тепло, добро также дает людям свет и тепло. Давайте зажжем свечу и пусть ее огонь в течение нашего классного часа будет навевать только добрые мысли. (зажигает свечу - декоративную, большую). Классный час мне хотелось бы начать с притчи :

"Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь".

Учитель:

Как мы понимаем значение слов "добро" и "зло"? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий "добро" и "зло".

(Ученики высказывают свое мнение).

Учитель:

В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям:

Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу.

Зло - худое, лихое, худо, лихо; противоположное добру.

В словаре Ожегова даны следующие определения этим понятиям:

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.

Добро и зло. Какие важные и емкие понятия. На протяжении многих веков люди мечтали о счастливой и благополучной жизни, наполненной высоким смыслом и основанной на идеалах добра и справедливости, верности и чести, красоты и гармонии. Свои мечты люди воплощали в мифах и легендах, преданиях и сказках, в которых добрые поступки, долг, ответственность, стремление помочь ближнему выступали основой отношений между людьми.

Вот об этом и рассказывает старинная китайская притча:

(Инсценировка)

О, мудрейший! Возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.- сказал один юноша мудрецу.

Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец.

Конечно, нет! - ответил юноша.

А воровать?

Нет.

А убивать?

Нет...

Так иди, - воскликнул учитель, - и познай все это. А познав, не делай!

Что хотел сказать мудрец своим странным советом? Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать?

Учитель:

Конечно, мысль мудреца бала такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой?

(Ученики высказывают свою точку зрения).

Учитель:

Это в сказках добро всегда побеждает зло. А как обстоят дела в современном мире? Всегда ли добрые поступки, мысли, стремления остаются замеченными другими, а злодеи бывают наказаны?. Об этом и пойдет наш дальнейший разговор. Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово "зло"?

(Ответы учеников).

Зло- всегда уничтожение, подавление, унижение. Оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга. Добро и зло можно представить как две чаши одних весов, они не всегда находятся в равновесии. Постоянно перетягивает то одна, то другая. А вот какая из них окажется наверху, напрямую зависит от каждого из нас, от наших мыслей, поступков, стремления помочь окружающим, а зачастую от простого желания делать добро людям. Скажите, а вы любите делать добро? Какие добрые дела, поступки вы совершили?

(Ответы учеников).

А приходилось ли вам причинять кому-то зло, пусть даже непреднамеренно?

(Ответы учеников).

Ребята, перед вами лежат листочки. Напишите, какие поступки вы совершили, о которых вам хочется забыть, поступки, которые принесли кому-то неприятности. Или те качества, которые вас не красят, от которых хотелось бы избавиться.

(Ученики делают записи).

А теперь эти листочки разорвите. Будем считать, что от плохих качеств вы избавились частично, а поступки, которые могут причинять зло и неприятности, никогда больше не совершите.

Добро и зло взаимосвязаны друг с другом. Добро в первую очередь связано с умение радоваться и сострадать,сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Добро - это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.

Доброта - морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д. Особый вид доброты - милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.

Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать - это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.

Ребята, а кто из вас может сказать, что он по- настоящему добрый человек?

(Ответы учеников).

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать.

Судить человека надо по его делам. Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?

(Ответы детей).

Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: "Ни один злой человек не бывает счастлив".

А трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года... Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Давайте вместе обсудим некоторые волнующие всех вопросы:

Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?

Можно ли принудить человека быть добрым?

Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?

(Ответы детей).

Учитель:

Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? А почему?

(Ответы детей).

Зло противоречит добру. Какого человека называют злым?

(Ответы детей).

Зло и добро живут в нашем мире. Давайте подытожим:

Зло - всё, что губит душу человека.

Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. (расизм, геноцид, экстремизм).

Добро - это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная помощь, взаимовыручка.

Зло - это наркомания, табакокурение, алкоголь.

Добро - это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближнему. Это нравственная основа нашего общества.

Зло - когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

Добро - когда миром правит любовь!

Ребята, давайте вместе составим правила доброты:

Помогать больным, маленьким, слабым, попавшим в беду;

Прощать ошибки другим;

Не быть жадным;

Проявлять жалость к другим;

Не завидовать;

Помогать людям;

Делиться последним с другом;

Защищать слабых.

Учитель:

Давайте сейчас, в оставшиеся несколько минут до конца классного часа, увеличим хоть немного добра в мире. Давайте вместе создадим эмблему добра. Я считаю, что в центре эмблемы должно быть солнце (на доску - макет солнца). Каждого из вас я попрошу дополнить эмблему лучиками. А на лучиках написать свое понятие добра (у каждого - лучик, прикрепить лучики на доску).

Для меня добро-это бескорыстная помощь людям. И этот лучик я прикрепляю к эмблеме (учитель прикрепляет лучик).

Все присутствующие пишут свои понятия и прикрепляют к эмблеме лучики.

Учитель :

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей

Но зло творится без труда

Добро творить трудней.

Учитель:

Наш классный час подходит к концу. И мне хотелось бы зачитать вам несколько высказываний о добре великих людей:

1. Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».

2. Жан-Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».

3. Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе».

4. Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».

5. Лев Толстой: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».

6. Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».

7. Максим Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно».

Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Народные пословицы:

«Час в добре пробудешь - все горе забудешь», «Кто живет в добре - тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро - век не забудется», «Бедного обижать - себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому»

«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём».

«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

Учитель:

На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Сейчас я погашу свечу и надеюсь, что в отблеске ее огня сгорели все наши недобрые мысли. В заключении хочется всем пожелать здоровья, надежды, веры, доброты.
Пусть будет дом согрет любовью и все исполнятся мечты!

Давайте исполним песню “Дорогою добра”(сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова).

(Все исполняют песню)

Добро и зло – основные понятия морали. Каждый человек с детства научен этим аспектам. Все соизмеряют свои действия с этим мерилом. Ему есть название – мораль. Каждого ребёнка учат различать добро и зло, что такое хорошо, а что такое плохо. Дети не в состоянии до конца оценивать свои поступки и их последствия. Но подростки уже чётко понимают, что есть что. И порой осознанно избирают злые и подлые поступки.

Добро – это действия человека, направленные во благо другому живому существу. Добрые люди нужны всегда и везде. Они приносят свет, тепло и радость. Жить без таких людей невозможно. Они удерживают общество от морального разложения. Добро – единственное спасение в бурном океане жесткой жизни.

Если бы не было доброты, миру бы вскоре пришёл конец. Сильные уничтожили бы слабых, не задумываясь. Жестокие законы можно ясно увидеть в дикой природе. Страшно то, что хищник неумолим, у него нет жалости и сострадания. Но у него есть цель и он её достигнет любым путём. К сожалению, сегодня в среде людей всё больше и больше «хищников», жестких и безжалостных. Их может остановить только жестокое отношение, если их прижмут к стене. Сами они никогда не остановятся. Этим и страшно зло. Оно не остановится. Остановить его можно только грубой силой, но ей не каждый обладает.

Жизнь заключается в борьбе. Борьбе добра и зла. Каждый человек сам решает, чего в его жизни будет больше. Всё упирается в нравственный выбор. Если индивид выбирает добро, то его жизнь будет наполнена любовью, нежностью и светом. Другие люди будут тянуться к нему. Но, если выбор падёт на зло. Раз, два и больше. Жизнь человека будет становиться хуже и хуже. Человек будет наполняться злобой, грубостью, ненавистью и ярость. Вскоре для окружающих станет несносным. Все будут избегать его и сокращать общение по максимуму. Мало кто захочет общаться со злой личностью. Она не помогает расти и развиваться, а только тянет вниз, к деградации.

Но и с этого есть выход. Всё начинается с осознания и признания проблемы. Это шаг к исправлению. Далее, следует изменить мышление и плохие привычки. Это самое сложное. Нужно начинать делать добрые дела и помогать другим. Со временем жизнь поменяется и придёт радость.

Вариант 2

С самого детства мы знакомы с понятиями добра и зла. Взрослые каждые день объясняют нам, что хорошим быть хорошо, плохим быть плохо. Милиционеры твердят о переходе дороги только на зеленый свет или по зебре, врачи уговаривают нас, что болеть - это плохо. Почему плохо? Если это позволяет не ходить в школу, валяться в постели и кушать много вкусных блюд приготовленных заботливой мамой. Пожарные предупреждают, что спички не игрушка и в неумелых руках являются злом.

В школе твердят, что четверка - это хорошо, а тройка - плохо. Но нам никто не может ответить на вопрос о том, кто так решил и почему.

Всю жизнь людей ставят в ситуации, где им противопоставляется различное в черном и белом, в хорошем и плохом, в добре и зле. И человек обязан выбирать одну из сторон, он не имеет права занимать нейтралитет, ведь в обществе ты либо достойный гражданин, либо нет.

Даже в религии имеется свое добро и свое зло. Не могут и сказки обходится только положительным примером. Им обязательно нужны злые стороны жизни в виде Змея Горыныча и Соловья Разбойника.

Помогать нуждающимся - это добро, унижать слабых - это зло. Все просто и понятно. И совсем не сложно разграничивать два этих понятия. Только вот, что из них сильнее по природе и от природы? Ведь сегодня зло преподносится, как добро. А точнее сказать, если раньше люди категорически говорили: «украл - значит вор!», то сейчас находят кучу аргументов, чтобы продолжить логическую цепочку: «украл - значит вор, значит хитрый, значит богатый, может купить себе и своим близким комфортную жизнь, значит молодец!».

Тонкая грань между светлым и темным стерта. И стерли ее не обстоятельства, а люди, которые занимаются сегодня подменой понятий. Если быть добрым выгодно - я буду, если быть злым практично - я буду. Двуличность людей пугает. Стало совсем не понятно, куда делось: чистое, тихое и бескорыстное добро. Хотя если сильно задуматься, то ответ находиться. Зло поглотило добро.

Теперь, чтобы быть добрым нужно пройти через семь ступеней зла. Украсть, обмануть, погубить. А потом строить церкви, помогать больным детям и улыбаться на камеры, бесконечно улыбаться и тешиться от такого прекрасного, и доброго самого себя. Добряка, который загубил тысячи душ, прежде чем решил заложить фундамент нового храма или больницы.

Нет сейчас понятий добра и зла. Они не выступают отдельным фронтом, они единый кулак, который бьет тогда, когда не надо и гладит, когда уже не нужно.

Сочинение рассуждение Добро и зло

Тема добра и зла стара как мир. Издавна эти два кардинально противоположных понятия ведут борьбу за право восторжествовать друг над другом. С незапамятных времён добро и зло заставляют людей спорить о том как отделить черное от белого. В жизни все относительно.

Понятия добрый и злой собирательные. Иногда, казалось бы добрый, благой поступок приводит к негативным последствиям. Также как и в недобром деле некоторые находят для себя плюсы.

Добро и зло всегда неразделимы, одно не исключает другого. Например, если для одного человека какая то новость приносит радость и несёт в себе добро, у другого эта новость может вызвать огорчение и негативные эмоции, соответственно нести в себе зло. Иногда со злом люди отождествляют некоторые предметы и явления: «деньги-зло, алкоголь-зло, война-зло». Но если посмотреть на эти вещи с другой стороны? Чем больше денег, тем более независим и обеспечен человек- он сыт и счастлив, он готов нести в мир добро. Алкоголь в малых дозах, как это ни парадоксально тоже может нести в себе добро - фронтовые сто граммов служили на войне добрую службу, поднимая боевой дух солдат и выступая в качестве обезболивающего при тяжёлых ранениях.

И даже сама война, вроде бы совершенно негативное явление, тоже несёт в себе частичку пусть не добра, но определенной пользы: завоевание новых земель, сплочённость и братство союзников, воспитание воли к победе.

По традиции в сказках и фильмах добро всегда побеждает зло, однако в жизни далеко не всегда торжествует справедливость. Но собираясь сделать кому то подлость, нужно всегда помнить про всемирный «закон бумеранга» - «зло, излученное тобой, к тебе вернётся непременно». Давайте начнем с себя, будем друг другу добрее и милосерднее и может быть тогда в нашем жестоком современном мире добра станет чуточку больше, чем зла.

Жизнь полна жестокости, лжи и эгоизма. Мы часто ощущаем на себе агрессивность людей. И как бы ни боролось человечество, в мире продолжает существовать ненависть и непонимание друг друга. Из-за этого между людьми часто вспыхивают конфликты, которые в дальнейшем они никак не могут решить, чтобы пойти на общее согласие. Наступает вражда. Из века в век злоба, неприязнь и разногласия были поводом для очередной «войны».

В современном мире доброта постепенно начинает терять свою значимость. Люди всё больше совершают плохих поступков, лгут родным людям. В непреодолимых ситуациях человек начинает чувствовать себя сломленным, и поэтому совершает безумные деяния, потому что не видит иного выхода. Совесть – она, как и душа человека, будет «грызть» тебя за содеянное день и ночь. А вот люди, которые всю жизнь совершали одно зло, не ощущают, что их мучает совесть. Они считают, что их поступки, слова, мировоззрение на мир – это правильно, но это не так. Такие люди нечестны с другими, и сердце их «черное».

Последнее время мы всё чаще сталкиваемся с подростковой ненавистью к своим сверстникам. В средствах массовой информации периодически появляется видео с жестокими расправами над одноклассниками, которые неспособны постоять за себя. Не так давно в Новосибирске был подобный случай, где молодые люди избили своего знакомого только из-за того, что им не понравилась его прическа. Меня возмущает то, что всё это снимается на камеру, а затем выкладывается в интернет. Таким образом, они хотят показать своё превосходство над другими сверстниками, тем самым стараясь подчинить их себе. Издеваясь над человеком, подростки получают удовольствие от этого, видя, что человеку больно, снимающий человек воспринимает происходящее за камерой, как шутку, при этом смеясь и комментируя. Мне очень жаль, что они думают, что останутся безнаказанными. Избиения, совершаемые подростками, приобрели популярность в Интернете. Поэтому общество стало остро реагировать на эти ужасающие видео, подписывая петиции. Благодаря чему, любые попытки навредить, унизить достоинство человека, нанося побои, попадут в руки Правоохранительных органов, что отразится на будущем этих ребят.

Но не только люди, над которыми издеваются, попадают под объектив камеры, а также и животные. Главными героями снова оказываются подростки. Чуть больше месяца назад в Хабаровске две девушки были обвинены в жестоких расправах над маленькими, беззащитными животными. И та же ситуация, все происходящее было снято на мобильный телефон и выложено в Интернет. Меня поражает, откуда столько ненависти берётся в детях. Они даже не познали жизнь, а уже совершают подобные преступления. Они показывают себя «сильными» на фоне слабых, тем самым говоря, что они такие-то особенные, что им всё можно. Подростки даже не задумываются, что же чувствует бедное животное. Оно воет от боли, но они продолжают издеваться. Возможно, поводом этих деяний является именно недостаток внимания, и видеоролики выкладывают в социальные сети, чтобы их заметили. Две девушки, которые расправлялись с животными, думали только о себе, не подозревая, что будут чувствовать родители, и как они отреагируют на «совершенное» их детьми. Люди стали очень жестокими и не отвечают за свои поступки. Я считаю, что нужно запретить выкладывать такие видео, ведь младшее поколение может это увидеть и будет вести себя так же агрессивно, подобно тем, кто это снимает. У некоторых может не выдержать психика, и в дальнейшем будут большие проблемы.

Чаще всего подростки ведут себя безжалостно и не по-человечески только потому, что смотрят на некоторых взрослых, которые ведут себя подобным образом. Примером послужат те же самые жестокие расправы над животными. В Интернете полно видеороликов, где именно взрослые люди по-зверски относятся к этим существам, мучая и издеваясь часами, после чего бедное животное погибает. Конечно же, это страшные вещи со стороны старших. Смотря такое видео, подростки воспринимают это нормально, и пытаются подражать авторам. Отсюда и агрессия со стороны младшего поколения. Нельзя допускать, чтобы видеоролики с расправами над животными, так и над людьми попадали в интернет. Взрослые всегда служили примером для детей. У подростков формируется человеческая личность вместе с ними, потому что большинство подражают именно старшим. Причиной проявления агрессии у подростков являются не только взрослые люди, но и фильмы, компьютерные игры с убийствами. Они все меньше читают художественную литературу, где описывается истинное добро, отдавая предпочтение просмотру фильмов с кровью, жертвами и.т.д. Они начинают относиться к этому абсолютно нормально и даже с желанием. Из ранее описанных преступлений, подростки, совершая такие поступки, просто воспринимали это как игру.

Жестокость в мире проявляется не только издевательствами и унижениями, но и безответственностью. Проходя по улицам, можно заметить, что полно бездомных кошек и собак, которые оказались там не по своей воле. Чаще всего именно люди являются причиной этого, потому что, взяли кошку или собаку к себе домой, а через некоторое время это животное оказывается на улице из-за того, что оно человеку просто надоело. Люди не задумываются о том, что животные привыкают к дому, к теплу, к хозяину, к тому, что его постоянно кормят, ухаживают. Оно становиться домашним, и даже не имеет понятия, что такое «улица», и что там происходит. Животное просто-напросто погибнет. Человек несет ответственность за того, кого приручил. Если уж приютил животное у себя дома, то нужно серьёзно относиться к нему, потому что оно тоже живое существо, и нельзя по своей прихоти выбрасывать его на улицу. Любое домашнее животное никогда не навредит своему хозяину, защитит его тогда, когда это нужно, тем самым, выражая любовь и уважение.

На сегодняшний день огромное значение для нынешнего поколения имеет власть. Она была и есть превыше всего! Богатые люди, зарабатывающие миллионы, думают, что если есть деньги, значит, есть и власть. Они считают, что, имея у себя в кошельке огромную сумму, могут управлять другими, им подвластно всё. По их мнению, если нарушать законы, то им ничего не будет, что деньгами можно подкупить людей, чтобы прикрыть себя. Шантажировать, чтобы удовлетворить свои потребности. Младшее поколение смотрит на богатых и берет пример с них. Молодые стремятся получить как можно больше денег, надеясь, что постепенно придет и власть. А какая власть? Власть жестокости и конкуренции? Вот в таком мире мы и живем. Такие люди уверены в том, что вся их жизнь пройдет идеально, но это не так. Они как будто больны неизлечимой болезнью – ее диагноз: зависть, жестокость и жадность. Жестокость была всегда, но в современном мире – у нее свое лицо. Может, я и не во всем права. Я – восьмиклассница, живу в такое свое время, которое и сформировало мою точку зрения.

«Доброта – она превыше всех благ», – говорил известный русский писатель М. Горький. Борьба между добром и злом была и будет всегда. Но фундаментом любого общества являются такие ценности, как справедливость, готовность помочь человеку, совесть и доброта. В наши дни доброта проявляется по-разному. Люди создают благотворительные фонды для сбора денег на операции больных детей и взрослых, вступают в волонтёрские программы для защиты животных и людей. Создаются заповедники, чтобы сберечь исчезающие виды, приюты для собак и кошек, чтобы у них был дом, чтобы была надежда на то, что они вновь найдут себе новых хозяев.

Отрадно, что в социальных сетях люди выкладывают не только истории о совершенном кем-то зле, но и видеоролики о совершенном добре. Не так давно в СМИ показывали видеоролик, где мужчина спасает тонущую собаку. Он не остался равнодушным, не дал животному погибнуть. Это называется подвиг, где человек, не жалея себя, совершает добро во благо других. Также один из примеров людей с «золотым» сердцем – недавно погибшая в авиакатастрофе – доктор Лиза. Она помогала людям, не имеющим место проживания; оказывала медицинскую помощь пострадавшим и осуществляла сбор материальных средств. Доктор Лиза спасла немало жизней, за что ей благодарны многие. Она делала это по своей инициативе, потому что хотела помочь тем, кто в этом сильно нуждается. Больше бы таких людей, как она. Любого человека должна окружать атмосфера любви, доброты и красоты. Человеческая доброта способна спасти наш мир. Она всегда может облегчить боль и страдания. Только совершаться она должна от чистого сердца.

Доброта, подаренная тобой, обязательно вернется и принесет радость и искренние улыбки, а гуманность и забота только улучшат человеческую жизнь. Актуальны для нашего времени слова русского историка В. О. Ключевского: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла». Дело за каждым из нас. Не должна чаша зла переполниться…

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама