THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Одной из таких религий можно считать религию шумеров. Около 100 годов назад общество не понимало ни о шумерах, ни об их цивилизации. Памятников об их существовании не было даже в литературе. 1-ые шуммерско-аккадские тексты были найдены в Ниневии при раскопках дворца царя Ашшурбанипала. Исследуя эти записи, историки в первый раз столкнулись со следами древней цивилизации Месопотамии. Сами понятия Шумер и шумеры/шумерийцы в первый раз вошли в научный обиход в конце 80-х годов XIX века, а шумерология стала новейшей отраслью гуманитарного познания.

Похоже, в Шумере истоки религии имели чисто материалистические, а не «этические» корешки. Культ Богов имел целью не «очищение и святость», а призван был обеспечить неплохой сбор и военные успехи. Самые древнейшие из Шумерских Богов, упомянутые в древних табличках «со перечнями богов» (середина III -го тысячелетия до н.э.), олицетворяли силы природы — небо, море, солнце, луну, ветер и т.д.. Потом появились боги — покровители городов, хлеборобов, пастухов. Шумеры утверждали, что все на свете принадлежит богам — храмы были не местом пребывания богов, обязанных хлопочет о людях, а житницей богов — амбарами.

Слово «бог» для нас много несуразных ассоциаций, шумеры же не мучались таким комплексом. Они называли собственных богов AN. UNNA. KI, что в буквальном переводе значит: «Те, кто с Небес на Землю сошел». В пиктографических письменах они обозначались DIN. GIR. Пиктографический символ GIR обычно значит просто предмет с заостренными концом, но подлинное его значение можно осознать, рассмотрев пиктографический символ КА. GIR, на котором очевидно виден GIR с обтекаемым корпусом, установленный в подземном помещении - шахте. Пиктограмма первого слога DIN не имеет смысла, пока она не соединяется с пиктограммой GIR, образуя сложную пиктограмму DIN. GIR . Эти два слога, написанные совместно, полностью согласуются, представляя, как гласит Захария Ситчин (исследователь шумерской цивилизации, ученый, писатель), «изображение ракетного галлактического корабля с интегрированным в него аппаратом приземления». Полное значение знака DIN.GIR, который обычно переводится как «боги», передается в переводе Ситчина как «Праведники с пламенных ракет».

Сотворение мира

Главными божествами Шумерского Пантеона были АН (небо — мужское начало) и КИ (земля — женское начало). Оба этих начала появились из первозданного океана, который породил гору из крепко связанных неба и земли. На горе небес и земли Ан зачал богов – Ануннаков. От этого союза родился и бог воздуха — Энлиль, разделивший небо и землю.

Существует догадка, что сначала поддержание порядка в мире являлись функциями Энки, бога мудрости и моря. Но потом, по мере возвышения города-государства Ниппура, богом которого числился Энлиль, конкретно он занял руководящее место посреди богов.

Рождение человека

Тяжело сначала жилось богам, все приходилось делать самим, некоторому было им служить. Тогда они и сделали людей, для услужения для себя. После жалоб Богов на их тяжелую долю и требования сотворить им «служителя для Богов», бог мудрости и морских глубин Энки встал во главе «потрясающих и царственных мастеров», и обратился к Богине — Мамы (первородному океану):

О, мама моя, существо, имя которого ты именовала, уже есть-

Запечатлей в нем образ богов…

Замеси сердечко глины, что над пучиной —

Потрясающие и царственные мастера сделают глину густой

Ты же дай рожденье конечностям….

Нинти отщипнула четырнадцать кусков глины;

Семь из лих она положила справа, Семь отложила слева,

Меж ними положила форму….Волосы она….Ножик для отрезания пуповины…

Мудрейшая и ученая Богиня приняла два раза семь родов,

Семь родилось мужского рода, Семь - дамского рода.

Богиня Рождения вызвала Порыв дыхания жизни.

Они создавались парами, Они создавались парами в ее присутствии.

Эти сотворения были людьми, Сделанными Богиней-Матерью.

Эти новые существа именуются в шумерских текстах LU. LU, что в буквальном переводе значит «смешанные». Захария Ситчин считает, что приведенные выше слова о взятой с земли глине, которую «юные понимающие боги» доводят до подходящей кондиции, может означать, что человек был сотворен как гибрид из бога и простого человекообразного.

Что все-таки такое эта «глина», из которой был создан человек? В Библии тоже говорится, что человек был сотворен из «пыли (праха) земной». С научной точки зрения это вопиющее заявление, но вправду ли тот материал, из которого мы были сделаны, была «пыль» либо «глина»? Один узнаваемый ученый указал, что примененное в Книжке Бытия древнееврейское слово «tit» перебежало из самого старого шумерского языка. На шумерском TI.IT значит «то, что обладает жизнью». Так, может быть, Адам был сотворен из уже живой материи?

Любопытно знать

Издревле людей интриговало то событие, что согласно Ветхому Завету, бог сотворил Еву таким типичным методом, а конкретно из ребра Адама. У бога ведь было вволю глины, из которой он мог бы вылепить и даму, как вылепил мужчину. Клинописные таблички, выкопанные в развалинах Вавилона, дали прямо-таки сенсационное объяснение этой загадки. Оказывается, вся эта история базирована на очень смешном недоразумении. А конкретно: в шумерском мифе у бога Энки болело ребро. Hа шумерском языке слову «ребро» соответствует слово «ти». Богиня, которую позвали, чтоб она вылечила ребро у бога Энки, зовется Hинти, другими словами «дама от ребра». Hо «нинти» значит также «дать жизнь». Таким макаром, Hинти может в равной мере означать «дама от ребра» и «дама, дающая жизнь». И тут конкретно коренится источник недоразумения. Древнееврейские племена поменяли Hинти Евой, так как Ева была для их знаменитой праматерью населения земли, другими словами «дамой, дающей жизнь». Но 2-ое значение Hинти («дама от ребра») как-то сохранилось в памяти евреев. В связи с этим в народных сказаниях вышел конфуз. Еще с месопотамских времен запомнилось, что есть что-то общее меж Евой и ребром, и благодаря этому родилась странноватая версия, как будто Ева создана из ребра Адама.

Пантеон богов

Шумерский пантеон богов работал как ассамблея во главе с богом-царем. Ассамблея состояла из групп, основная группа популярная как «Великие Боги» состояла из 50-ти божеств и, по верованиям шумеров, вершила судьбу населения земли. Также божества делились на креативные и некреативные. Креативные боги были несут ответственность за небо (Ан), землю (богиня-матерь Нинурсаг), море (Энки), воздух (Энли). Казалось бы, Ан, подобно другим богам-творцам был должен иметь ведомую роль в шумерской мифологии. И, вправду, его почитали, правда вероятнее всего символически. Его храм в Уре именовался E.ANNA - «Дом AN». 1-ое королевство называли «Королевство Ану». Но по представлениям Шумеров, Ан фактически не вмешивается в дела людей и потому главная роль в «ежедневной жизни» перебежала к другим богам, во главе с Энлилем. Но и Энлиль был не всесилен, ведь верховная власть принадлежала совету из пятидесяти основных богов, посреди которых особо выделялись семь основных богов «вершащие судьбу».

Считается, что структура совета богов повторяла «земную иерархию» — где правители, энси, правили вместе с «советом старейшин», в каком выделялась группа более достойных.

Шумерские заповеди

Одной из основ шумерской мифологии, четкий смысл которой не установлен, являются «МЕ», игравшие в религиозно-этической системе Шумеров гигантскую роль. В одном из легенд названо более 100 «МЕ», из которых удалось прочитать и расшифровать меньше половины. Тут есть такие понятия как правосудие, доброта, мир, победа, ересь, ужас, ремесла и т.д. – все, так либо по другому связанное с публичной жизнью. Некие исследователи считают что «ме» — это макеты всего живого, излучаемые богами и храмами, «Божественные правила».

Мэ - это набор правил, данных каждой галлактической функции и культурному парадоксу, с целью нескончаемого поддержания их функции соответственно кланам создавшего их божества. Правила Мэ:

королевская власть

искусство

Вообщем, в Шумере Боги были как Люди. В их отношениях встречаются сватовство и войны, изнасилование и любовь, обман и гнев. Существует даже миф о человеке, овладевшем во сне богиней Инанной. Броско, но весь миф проникнут симпатией к человеку.

В шумерском раю недостаток пресной воды

Любопытно, что шумерский рай не предназначен для людей — это обитель богов, где неопознаны печали, старости, заболевания и погибель и единственная неувязка, волнующая богов — это неувязка пресной воды.

Кстати, в Старом Египте концепции рая не было вообщем. Шумерский ад — Кур — сумрачный черный подземный мир, где на пути стояло три служителя — «человек двери», «человек подземной реки», «перевозчик». Припоминает древнегреческий Аид и Шеол старых евреев. Это пустое место, отделяющее землю от первозданного океана, заполненное тенями погибших, блуждающих без надежды на возврат и демонами.

Шумеры – одна из древнейших (а по некоторым источникам – самая древняя) цивилизаций Ближнего Востока, и всё, что с ней связано, овеяно множеством тайн и загадок.

Загадка первая: как возникла цивилизация шумеров?

Временные рамки возникновения этой цивилизации, определённые исследователями, очень размыты. Одни учёные утверждают, что шумерская цивилизация между реками Тигром и Евфратом (юг современного Ирака – «Двуречье») появилась на рубеже 3–4 тысяч лет до н. э., другие считают, что это произошло много раньше – примерно за 6 тысяч лет до н.э.



Странно, что упоминаний о шумерах нет ни в египетских, ни в греческих летописях. Между тем, имеются легенды и мифы шумеров, о которых речь пойдёт чуть позже.

Загадка вторая: кем были шумеры?

Кем были первые шумеры, тоже никто не знает. В это время Ближний Восток почти повсеместно был заселён семитской группой народов, к которой шумеры не принадлежали ни этнически, ни в языковом отношении, ни в смысле культуры. Это был совершенно иной, отличный от семитских племён, народ. И невольно возникает вопрос: как шумеры там оказались?

По одной из версий, они пришли с моря, возможно, из Азии. По другой, было завоевание Месопотамии. Но кем и когда?



Третья версия гласит, что шумеры пришли с гор. В пользу этой версии говорит способ постройки шумерских храмов – они возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича и глиняных блоков холмах – террасах. К тому же в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Правда, у «горной» гипотезы имеются изъяны: в шумерском эпосе упоминается родина шумер, которую они называли прародиной всего человечества, или остров Дильмун, где нет гор!

А между тем находятся подтверждения другой теории, согласно которой шумеры пришли на Ближний Восток морским путём. Ведь, во-первых, они заселялись в устьях рек, а во-вторых, активно занимались ирригационным хозяйством, мореплаванием и судоходством.



Получается, что единственное, на чём сходятся все учёные, это на том, что шумеры – были народом «пришлым», чужеродным для Ближнего Востока. При этом остается тайной, почему они прозвали себя «черноголовыми»?

Загадка третья: куда делась цивилизация шумеров?

Древняя шумерская цивилизация состояла из городов-государств, не имевших политической общности, соперничавших между собой, но в то же время торговавших друг с другом. Таких территориально-общественных образований, во главе которых стояли правители, совмещавшие в себе роли военачальников и верховных жрецов, в Двуречье существовало около полутора десятков, и естественно, им подчинялись более мелкие территории.



Позднее шумерская цивилизация начала незаметно пропадать, тая постепенно, как утренний туман. Поскольку она не имела единой государственной целостности, сначала возникло более сильное шумеро-аккадское царство, затем пропал шумерский язык (его вобрал в себя аккадский), а потом появился и легендарный Вавилон. Так, семиты эволюционно сменили шумеров, которые то ли ассимилировали с другими народами, то ли вовсе исчезли.

Загадка четвертая: письменность шумеров и их открытия

Шумерская письменность считается едва ли не первой на земле. Ярчайшим примером её использования служит табличка из Киша (около 3500 г. до н. э.). За табличкой следуют документы, обнаруженные на раскопках древнего города Урук и датируемые 3300 годом до н. э.



Язык шумеров обладал уникальной агглютинативной структурой; письменность представляла собой пиктограммы, а точнее – клинопись. В шумерском существовало много односложных слов, использовались также логограммы и силлабограммы. Первоначально число шумерских языковых символов достигало тысячи, пока не снизилась до 600.

Загадка пятая: мифы шумеров

Самым известным произведением шумерской литературы слывёт «Эпос о Гильгамеше», где собраны первые легенды, позже переведённые на аккадский язык.



Также в библиотеке царя Ашшурбанапала была найдена табличка с эпосом, где повествуется о легендарном царе Урука Гильгамеше, его друге Энкиду и поисках секрета бессмертия. Любопытно, что одна из глав эпоса, а именно история Утнапиштима, который спас человечество от всемирного потопа, практически дублирует библейское предание о Ноевом Ковчеге. Вообще компетентные исследователи полагают, что шумерские мифы о происхождении мира и всемирном потопе за несколько тысячелетий до появления Библии уже стали достоянием индоиранско-арийской культуры и были отражены в Ригведе.

Не менее известны, чем вышеупомянутые легенды, шумеро-аккадский космогонический эпос «Энума элиш» и серия табличек «Урра-Хубуллу», которые можно рассматривать как своеобразную энциклопедию, состоящую из 24 книг. Помимо перечисленных литературных памятников есть и другие, не менее будоражащие интерес учёных всего мира. К примеру, при археологических раскопках среди развалин Ниневии (столицы Ассирии) была найдена библиотека глиняных табличек с рассказом об истории шумеров и Земли, уходящей в прошлое на сотни тысяч лет! Но самый интересный шумерский миф рассказывает о происхождении вселенной. Он учит нас о том, что изначальный Океан (А-ки-ан: «Не-земля-небо») породил праостров-гору Киан, внутри которого зародился Энлиль («воздушное колыхание», «ветер»), разделивший мать Ки («земля») и отца Ан («небо»).

Загадка шестая: религия шумеров

Некоторые учёные убеждены, что религия древних шумеров нашла своё отражение в индоиранской и других культурах мира.

Для шумерской религии был характерен целый пантеон богов и божеств, именуемый DINIGIR, но в Ниппуре находился Э-кур – храм общешумерского бога Энлиля, которого шумеры чтили как бога верховного. Существовала даже специальная печать, где верховное божество сочетало в себе признаки создателя вселенной Энлиля и бога мудрости Энки.


В целом религия шумеров напоминала язычество Египта и Древней Греции, поскольку необъяснимые и непонятые природные явления шумеры приписывали деятельности богов.

Возвращаясь к мифам, заметим, что в одной из шумерских легенд рассказывается об умирающем и воскресающем божестве. Это свидетельствует о вере шумер в великую цикличность, царящую повсюду.

Ещё шумеры думали, что любое божество может обратиться к кому-то из «избранных», но что самому человеку не дано увидеть бога, ибо его можно лишь услышать.



Любопытным было представление шумеров и о смерти. Они рассматривали смерть не как полное прекращение всего сущего, а лишь как переход в другой мир, в вечность. На земле человек должен был служить богам, однако с приходом болезней он не мог это делать, поэтому на земле становился ненужным и переходил в иной мир. Кроме того, пока человек был жив, он имел своё четко обозначенное место и строгие обязанности по отношению к правителям (жрецам).

Что же касается шумерских храмов, то на их стенах часто встречались изображения лодочников, а также жертвоприношений. При этом рисунки земных жертвенников и участков небес, куда были устремлены жертвоприношения, очень напоминали «решётку» и помещённый вверху над ней Х-образный знак. Щ-образный знак левее «решётки» был похож на жертвователей шумерских печатей, а «ёлочка» правее Х-образного знака сочеталась с принимающими жертву небесными божествами.

Шумерская цивилизация и шумерская мифология по праву считаются одними из самых древних в истории всего человечества. Золотой век этого народа, жившего в Месопотамии (современном Ираке), пришелся на третье тысячелетие до нашей эры. Шумерский пантеон состоял из множества самых разных богов, духов и чудищ, и некоторые из них сохранились в верованиях последующих культур Древнего Востока.

Общие черты

Основой, на которой держалась шумерская мифология и религия, были общинные верования в многочисленных богов: духов, божеств-демиургов, покровителей природы и государства. Она возникла в результате взаимодействия древнего народа с кормящей его страной. Эта вера не имела мистического учения или ортодоксальной доктрины, как было с верованиями, породившими современные мировые религии - от христианства до ислама.

Шумерская мифология обладала несколькими принципиальными чертами. Она признавала существование двух миров - мира богов и мира явлений, которыми те управляли. Каждый дух в ней был персонифицирован - он обладал чертами живых существ.

Демиурги

Главным богом у шумеров считался Ан (другое написание - Ану). Он существовал еще до отделения Земли от Неба. Его изображали в качестве советника и управляющего собранием богов. Иногда он гневался на людей, например, однажды наслал на город Урук проклятье в виде небесного быка и хотел умертвить героя древних легенд Гильгамеша. Несмотря на это, по большей части Ан бездеятелен и пассивен. Главное божество в шумерской мифологии имело собственный символ в виде рогатой тиары.

Ан отожествлялся с главой семейства и правителем государства. Аналогия проявлялась в изображении демиурга вместе с символами царской власти: посохом, короной и скипетром. Именно Ан хранил загадочные «мэ». Так жители Месопотамии называли божественные силы, управлявшие земным и небесным миром.

Энлиль (Эллиль) считался шумерами вторым по важности богом. Его называли владыкой Ветром или господином Дуновением. Это существо управляло миром, расположенным между землей и небом. Еще одна важная черта, которую подчеркивала шумерская мифология: Энлиль обладал множеством функций, но все они сводились к владычеству над ветром и воздухом. Таким образом, это было божество стихии.

Энлиль считался правителем всех чужих для шумеров стран. В его силах устроить гибельный потоп, а сам он делает все для изгнания из своих владений чуждых ему людей. Этот дух можно определить как дух дикой природы, сопротивлявшейся человеческому коллективу, пытавшемуся обжить пустынные места. Также Энлиль карал царей за пренебрежение к ритуальным жертвоприношениям и древним праздникам. В качестве наказания божество насылало на мирные земли враждебные горные племена. Энлиля связывали с естественными законами природы, течением времени, старением, смертью. В одном из крупнейших шумерских городов Ниппуре его считали своим покровителем. Именно там находился древний календарь этой исчезнувшей цивилизации.

Энки

Как и другие древние мифологии, шумерская мифология включала в себя прямо противоположные образы. Так, своеобразным «анти-Энлилем» был Энки (Эа) - господин земли. Он считался покровителем пресных вод и всего человечества в целом. Господину земли предписывались черты умельца, мага и искусника, обучившего своим навыкам младших богов, которые, в свою очередь, делились этими навыками с обычными людьми.

Энки - главный герой шумерской мифологии (один из трех наравне с Энлилем и Ану), и именно он назывался защитником образования, мудрости, писцового ремесла и школ. Это божество олицетворяло человеческий коллектив, пытавшийся подчинить себе природу и изменить среду своего обитания. Особенно часто к Энки обращались во время войн и других серьезных опасностей. А вот в мирные периоды его алтари пустовали, там не делалось жертвоприношений, столь нужных для привлечения внимания богов.

Инанна

Помимо трех великих богов, в шумерской мифологии были еще и так называемые старшие боги, или боги второго порядка. К этому сонму причисляется Инанна. Больше всего она известна как Иштар (это аккадское имя, которое позже использовалось еще и в Вавилоне в период его расцвета). Образ Инанны, появившийся еще у шумеров, пережил эту цивилизацию и продолжал почитаться в Месопотамии и в более поздние времена. Его следы прослеживаются даже в египетских верованиях, а в целом он просуществовал вплоть до Античности.

Так что же гласит о Инанне шумерская мифология? Богиня считалась связанной с планетой Венерой и силой воинской и любовной страсти. Она воплощала в себе человеческие эмоции, стихийную силу природы, а также женское начало в обществе. Инанну называли девой-воительницей - она покровительствовала межполовым отношениям, но сама никогда не рожала. Это божество в шумерской мифологии связывалось с практикой культовой проституции.

Мардук

Как уже отмечалось выше, каждый шумерский город обладал своим богом-покровителем (например, Энлиль в Ниппуре). Такая особенность была связана с политическими особенностями развития древней месопотамской цивилизации. Шумеры почти никогда, за исключением совсем редких периодов, не жили в рамках одного централизованного государства. На протяжении нескольких столетий их города составляли сложный конгломерат. Каждое поселение являлось независимым и при этом принадлежало к одной культуре, связанной языком и религией.

Шумерская и аккадская мифология Двуречья оставила свои следы в памятниках многих месопотамских городов. Повлияла она и на развитие Вавилона. В более поздний период он стал крупнейшим городом древности, где сформировалась собственная уникальная цивилизация, ставшая основой крупной империи. Однако зарождался Вавилон как небольшое шумерское поселение. Именно тогда его покровителем считался Мардук. Исследователи относят его к дюжине старших богов, которую породила шумерская мифология.

Кратко говоря, значение Мардука в пантеоне росло вместе с постепенным ростом политического и экономического влияния Вавилона. Его образ сложен - по мере своей эволюции он включил в себя черты Эа, Эллиля и Шамаша. Так же, как Инанна была связана с Венерой, Мардук ассоциировался с Юпитером. Письменные источники древности упоминают о его уникальных целительных силах и искусстве врачевания.

Вместе с богиней Гулой Мардук умел воскрешать мертвых. Также шумеро-аккадская мифология ставила его на место покровителя ирригации, без которой было невозможно экономическое процветание городов Ближнего Востока. В связи с этим Мардук считался подателем благополучия и мира. Его культ достиг апогея в период (VII-VI вв. до нашей эры), когда сами шумеры уже давно исчезли с исторической сцены, а их язык был предан забвению.

Мардук против Тиамат

Благодаря клинописным текстам сохранились многочисленные сказания жителей древней Месопотамии. Противостояние Мардука и Тиамат - один из главных сюжетов, который сохранила в письменных источниках шумерская мифология. Боги нередко воевали между собой - подобные истории известны и в Древней Греции, где было распространено сказание о гигантомахии.

У шумеров Тиамат ассоциировалась с мировым океаном хаоса, в котором родился весь мир. Этот образ связан с космогоническими верованиями древних цивилизаций. Тиамат изображалась в виде семиголовой гидры и дракона. Мардук вступил с ней в борьбу, вооружившись дубинкой, луком и сетью. Бога сопровождали бури и небесные ветра, призванные им для боя с чудищами, порожденными могучей противницей.

В каждом древнем культе был свой образ праматери. В Месопотамии ею считалась именно Тиамат. Шумерская мифология наделила ее многими злобными чертами, из-за которых против нее и ополчились остальные боги. Именно Мардук был избран остальным пантеоном для решающей битвы с океаном-хаосом. Встретив праматерь, он ужаснулся ее страшному облику, но вступил в бой. Подготовиться к сражению Мардуку помогли самые разные боги в шумерской мифологии. Демоны водной стихии Лахму и Лахаму даровали ему способность призывать наводнение. Другие духи подготовили остальной арсенал воина.

Выступивший против Тиамат Мардук согласился сразиться с океаном-хаосом в обмен на признание остальными богами собственного мирового господства. Между ними была заключена соответствующая сделка. В решающий момент битвы Мардук вогнал в пасть Тиамат бурю, чтобы та не могла закрыть ее. После этого он пустил внутрь чудища стрелу и таким образом победил страшную соперницу.

У Тиамат был муж-консорт Кингу. Мардук расправился и с ним, отняв у чудовища таблицы судеб, с помощью которых победитель установил собственное господство и сотворил новый мир. Из верхней части тела Тиамат он создал небо, знаки зодиака, звезды, из нижней - землю, а из глаза две великие реки Месопотамии - Евфрат и Тигр.

Затем герой был признан богами их царем. В благодарность Мардуку было преподнесено святилище в виде города Вавилона. В нем появилось много храмов, посвященных этому богу, в числе которых оказались знаменитые памятники древности: зиккурат Этеменанки и комплекс Эсагилы. Многие свидетельства о Мардуке оставила шумерская мифология. Создание мира этим богом является классическим сюжетом древних религий.

Ашшур

Ашшур - еще один бог шумеров, чей образ пережил эту цивилизацию. Первоначально он был покровителем одноименного города. В XXIV веке до нашей эры там возникло Когда в VIII-VII столетии до н. э. это государство достигло пика своего могущества, Ашшур стал важнейшим богом всей Месопотамии. Любопытно и то, что он оказался главной фигурой культового пантеона первой империи в истории человечества.

Царь Ассирии являлся не только правителем и главой государства, но и верховным жрецом Ашшура. Так зародилась теократия, основой которой была еще шумерская мифология. Книги и другие источники древности и античности свидетельствуют о том, что культ Ашшура просуществовал вплоть до III века нашей эры, когда уже давно не было ни Ассирии, ни независимых месопотамских городов.

Нанна

Богом луны у шумеров был Нанна (также распространено аккадское имя Син). Он считался покровителем одного из самых важных городов Двуречья - Ура. Это поселение существовало на протяжении нескольких тысячелетий. В XXII-XI вв. до нашей эры правители Ура объединили под своей властью всю Месопотамию. В связи с этим увеличилось и значение Нанны. Его культ имел важное идеологическое значение. Верховной жрицей Нанны становилась старшая дочь царя Ура.

Бог луны был благосклонен к крупному рогатому скоту и плодородию. Он определял судьбы животных и мертвых. Для этой цели каждое новолуние Нанна отправлялся в подземное царство. С его многочисленными именами были связаны фазы небесного спутника Земли. Полную луну шумеры называли Нанной, полумесяц - Зуэном, молодой серп - Ашимбаббаром. В ассирийской и вавилонской традиции это божество также считалось прорицателем и целителем.

Шамаш, Ишкур и Думузи

Если богом луны был Нанна, то богом солнца являлся Шамаш (или Уту). Шумеры считали день порождением ночи. Поэтому Шамаш в их представлении приходился Нанне сыном и слугой. Его образ был связан не только с солнцем, но еще и со справедливостью. В полдень Шамаш судил живых. Также он боролся со злобными демонами.

Главным культовыми центрами Шамаша были Элассар и Сиппар. Первые храмы («дома сияния») этих городов ученые относят к невероятно далекому V тысячелетию до нашей эры. Считалось, что Шамаш дает людям богатство, пленным - свободу, а землям - плодородие. Этого бога изображали в виде длиннобородого старика с тюрбаном на голове.

В любом древнем пантеоне были персонификации каждой природной стихии. Так, в шумерской мифологии бог грозы - это Ишкур (другое имя Адад). Его имя часто фигурировало в клинописных источниках. Ишкур считался покровителем потерянного города Каркара. В мифах он занимает второстепенное положение. Тем не менее его считали богом-воителем, вооруженным страшными ветрами. В Ассирии образ Ишкура эволюционировал в фигуру Адада, имевшую важное религиозное и государственное значение. Другим божеством природы был Думузи. Он олицетворял календарную цикличность и смену времен года.

Демоны

Как и у многих других древних народов, у шумеров была своя собственная преисподняя. Этот нижний подземный мир населяли души мертвецов и жуткие демоны. В клинописных текстах ад часто назывался «страной, откуда нет возврата». Насчитываются десятки подземных шумерских божеств - сведения о них отрывочны и разрозненны. Как правило, в каждом отдельном городе были свои традиции и верования, связанные с хтоническими существами.

Одним из главных отрицательных богов шумеров считается Нергал. Он ассоциировался с войной и смертью. Этот демон в шумерской мифологии изображался в виде распространителя опасных эпидемий чумы и лихорадки. Его фигура считалась главной в подземном мире. В городе Куту существовал главный храм нергаловского культа. Вавилонские астрологи олицетворяли с помощью его образа планету Марс.

У Нергала была супруга и собственный женский прототип - Эрешкигаль. Она приходилась сестрой Инанне. Этот демон в шумерской мифологии считался господином хтонических существ ануннаков. Главный храм Эрешкигаль находился в крупном городе Куте.

Еще одним важным хтоническим божеством шумеров являлся брат Нергала Ниназу. Обитая в подземном царстве, он обладал искусством омоложения и исцеления. Его символом была змея, которая позже во многих культурах стала олицетворением врачебного ремесла. С особенным рвением Ниназу почитали в городе Эшнунне. Его имя упомянуто в знаменитых вавилонских где говорится, что подношения данному богу носят обязательный характер. В другом шумерском городе - Уре - существовал ежегодный праздник в честь Ниназу, во время которого устраивались обильные жертвоприношения. Его сыном считался бог Нингишзида. Он сторожил заключенных в подземном мире демонов. Символом Нингишзиды был дракон - одно из созвездий шумерских астрологов и астрономов, которое греки назвали созвездием Змея.

Священные деревья и духи

Заклинания, гимны и рецептурники шумеров свидетельствуют о существовании у этого народа священных деревьев, каждое из которых приписывалось определенному божеству или городу. Например, тамариск особенно почитался в ниппурской традиции. В заклинаниях Шуруппака это дерево считается Тамариск использовался экзорцистами в обрядах очищения и лечения болезней.

О магии деревьев современная наука знает благодаря немногочисленным следам заговорных традиций и эпоса. А вот о шумерской демонологии известно еще меньше. Месопотамские магические сборники, по которым изгоняли злые силы, составлены уже в эпоху Ассирии и Вавилонии на языках этих цивилизаций. О шумерской традиции можно наверняка сказать лишь несколько вещей.

Различались духи предков, духи-охранители и враждебные духи. К последним причислялись убитые героями чудища, а также олицетворения болезней и заболеваний. Шумеры верили в призраков, очень похожих на славянских заложных покойников. Обычные люди относились к ним с ужасом и страхом.

Эволюция мифологии

Религия и мифология шумеров прошла три этапа своего становления. На первом общинно-родовые тотемы эволюционировали в хозяев городов и богов-демиургов. В начале III тысячелетия до нашей эры появились заговоры и храмовые гимны. Сложилась иерархия богов. Она начиналась именами Ана, Энлиля и Энки. Затем шла солнца и луны, боги-воины и т. д.

Второй период также называется периодом шумеро-аккадского синкретизма. Он ознаменовался смешением разных культур и мифологий. Чуждый шумерам аккадский язык считается языком трех народов Месопотамии: вавилонян, аккадцев и ассирийцев. Древнейшие его памятники относятся к XXV веку до нашей эры. Примерно в это время начался процесс слияния образов и названий семитских и шумерских божеств, выполнявших одинаковые функции.

Третий, заключительный период - период унификации общего пантеона во времена III династии Ура (XXII-XI вв. до н. э.). В это время возникло первое тоталитарное государство в истории человечества. Оно подвергало жесткому ранжированию и учету не только людей, но и разрозненных и многоликих до того богов. Именно во времена III династии во главе собрания богов был поставлен Энлиль. Ан и Энки оказались по обе руки от него.

Ниже шли ануннаки. К ним были причислены в том числе и Инанна, Нанна, а также Нергал. Еще около сотни малых божеств разместились у подножия этой лестницы. Тогда же произошло слияние шумерского пантеона с семитским (к примеру, стерлась разница между шумерским Энлилем и семитским Белой). После падения III династии Ура в Месопотамии на некоторое время исчезло Во втором тысячелетии до нашей эры шумеры потеряли независимость, оказавшись под властью ассирийцев. Помесь этих народов позже дала начало вавилонской нации. Вместе с этническими переменами происходили перемены и религиозные. Когда исчезла прежняя однородная шумерская нация и ее язык, в прошлое канула и мифология шумеров.

Почти все письменные источники, по которым можно судить о космологии и теологии шумеров, относятся к концу III тыс. до н.э., когда уже сложилась целостная религия Шумера, поэтому изучение более ранних религиозных взглядов весьма затруднительно. Формирование мифологических и религиозных представлений можно проследить по материалам изобразительного искусства, начиная с середины VI в. до н.э. Самые первые пиктографические тексты периода Урука и Джемдет-Наср, датируемые концом IV - началом III тыс. до н.э., включают в себя символические изображения таких богов, как Энлиль, Инанна и др. Список богов Фары, относящийся к XXVII - XXVI в. до н.э., уже перечисляет их имена в порядке значимости. Самые древние гимны и некоторые мифы также восходят к этому периоду. Сохранилось много текстов от времени правления в Лагаше Гудеа (XXII в. до н.э.). Однако основная часть преданий и религиозных текстов дошла до нас от начала II тыс. до н.э. Это было время, когда шумерский язык уже перестал быть разговорным, но сохранился как язык жрецов. Таким образом, до конца III тыс. до н.э. в Шумере существовало несколько верховных общешумерских божеств. Но наряду с ними в каждой области складывался свой пантеон, своя мифология и жреческая традиция.

Как таковые мифы о строении вселенной у шумеров отсутствуют. Есть лишь упоминания, что вначале было первичное бесконечное море. Каким-то образом в нем зародилась "вселенная" (шумерское слово ан-ки - небо-земля). Земля представлялась плоским диском под куполообразным небом. Между ними находилась некая субстанция "лель", в которой располагались звезды и другие небесные тела. Затем на земле возникли растения, животные и люди. ("Гильгамеш, Энкиду и нижний мир", "Миф о мотыге", "Лахар и Ашнан"). Управлял всем этим целый пантеон божеств, внешне похожих на человека, но гораздо более могущественных и сильных. Такие сверхчеловеческие бессмертные существа именовались дингир, что переводится как бог. Первозданный рай находился на острове Дильмун ("Энки и Нинхурсаг").
Пантеон богов был неоднороден. В нем выделялось семь главных богов-творцов, "вершащих судьбы". Есть все основания полагать, что вначале верховным божеством шумеров был Ан, бог неба. Центром его почитания был город Урук, символом этого бога - рогатая тиара.

Постепенно Ан утрачивал свою значимость и уже к середине III тыс. до н.э. его место занимает бог воздуха Энлиль (шум."владыка ветер"). Его имя встречается в самых ранних пиктографических текстах периода Джемдет-Наср конца IV тыс. до н.э. В списках богов из Фары (XXVI в. до н.э.) он еще стоит на втором месте, но уже в некоторых мифах того времени превосходит своего отца Ана. Ему были подвластны все как разрушительные, так и созидательные силы. Именно он стал инициатором решения богов наслать на людей всемирный потоп. Энлиль создал землю, подобно тому как Ан - небо, он также создал мотыгу, богов скотоводства Эмеша и Энтена, а вместе с Энки - богинь Лахар и Ашнан (скот и зерно) . Символ Энлиля такой же, как у Ана, - рогатая тиара, стоящая на священном алтаре. Главным общешумерским центром его почитания стал город Ниппур. Храм Энлиля в Ниппуре назывался Экур ("дом горы"). Женой верховного бога была богиня Нинлиль, родившая ему первенца бога Луны Нанну. Другими его детьми были бог войны Нинурта, бог-покровитель Лагаша Нингирсу, бог подземного мира Нергал и бог судьбы Намтар.

Третьим великим богом был Энки, ("владыка земли"), покровитель Эриду, хозяин Абзу - подземного мирового океана пресных вод, в глубине которых помещалась мудрость. Люди обязаны Энки своими знаниями, он покровительствовал ремеслам и наукам, кроме того, ему подчинялись и носители тайных знаний - чародеи, прорицатели. Энки наиболее благожелательно из всех великих богов относился к человечеству. Он единственный сообщил Зиусудре о решении богов наслать на землю потоп. Супругой Энки была Дамгальнуна (шум."великая супруга князя").

Особым уважением отличался культ богини-матери Нинхурсаг (шум."владычица лесистой горы"). Она считалась матерью всех живых существ. На первых порах богиня-мать звалась Ки - земля и была женой бога небес Ана. Как богиню-мать почитали также Дамгальнуну, Нинмах, Нинту, Аруру, Бау, Гатумдуг.

К основным богам относился также бог Луны Нанна, первые упоминания о котором относятся еще к архаическим текстам из Урука. Главное место его культа находилось в Уре, святилище Экишнугаль. Нанна был первенцем Энлиля и Нинлиль, родившимся в подземном мире, а затем поднявшимся на небо. Только в новолуние он спускался в царство мертвых. Сам бог Луны имел от своей супруги Нингаль сыновей - солнечного бога Уту и покровителя города Казаллу Нумушда, а также дочь Иннану. Знаком Нанны был или бык, рога которого образуют полумесяц, или сам полумесяц.

Бог солнца Уту (шум."светлый", "день"), сын Нанны, ежедневно странствует по небу, ночью он освещает нижний мир, а утром поднимается из-за гор. У шумеров Уту ассоциировался со справедливым судьей и хранителем истины. Культ бога Солнца процветал в Уруке и по традиции он считался основателем I династии Урука. Его храмы находились также в Сиппаре и Ларсе. Отличительными признаками Уту были лучи за спиной и серповидный зубчатый нож в руке.

Инанна (шум."владычица небес"), богиня плодородия, плотской любви и войны. В шумерской астрологии ей соответствовала планета Венера. Первоначально была покровительницей Урука. Символом Инанны является кольцо с лентой или многолепестковая розетка, возможно изображавшая звезду. В списке богов из Фары упоминается на третьем месте после Ана и Энлиля. В мифологических текстах по Урукской версии она - дочь Ана, а по традиции Ура - дочь бога Луны Нанны. Чаще всего в легендах ее мужем является царь-пастух Думузи, но есть также упоминания о ее браке с богом-воином Забабой, покровителем Киша, а также при III династии Ура ей приписывался брак с верховным богом Аном. Иногда как ее сын, а иногда как возлюбленный выступает воинственный бог Шара, культ которого находился в Умме.

Помимо вышеперечисленных семи основных богов существовали еще боги, называемые ануннаками. По-видимому, под этим именем объединялись божества различных номовых пантеонов. При III династии Ура отцом ануннаков считался бог Ан. Число их по разным текстам колеблется от 7 до 600, но наиболее часто встречается 50. Ануннаки были посредниками между людьми и богами. Их именем скреплялись клятвы. Кроме всего прочего, у каждого человека было личное божество, что-то вроде ангела-хранителя. Никаких упоминаний о борьбе старого и нового поколений богов в шумерской мифологии пока не обнаружено.

Представления шумеров о загробном мире (шум. Кур, Кигаль, Эден, Иригаль, Арали, "страна без возврата") выглядят приблизительно так: умершие проходят через семь ворот подземного мира, где их встречает главный привратник Нети. Границей подземного мира служит река, через которую переправляет умерших перевозчик Ур-Шанаби. Участь мёртвых под землёй тяжела, хлеб их горек, вода невкусна. Представления о суде мёртвых, где судили бы по поведению в жизни и по правилам морали, отсутствует. Сносной жизни удостаиваются души, по которым был исполнен погребальный обряд, а также многодетные и павшие в бою. Судьи подземного мира, ануннаки, сидящие перед Эрешкигаль, владычицей подземного царства, выносят только смертные приговоры. Имена мёртвых заносит в свою таблицу женщина-писец подземного царства Гештинанна. Затем погребенные души пересекают реку, отделяющую их от людей с перевозчиком подземного мира Ур-Шанаби, а непогребенные возвращаются на землю и приносят несчастья.

О сотворении людей повествует миф "Энки и Нинмах", по которому боги вылепили человека из глины подземного мирового океана Абзу и определили его судьбу - он должен был трудиться на благо богов.

Ни одного раннего семитского культа нам не известно. Весь аккадский пантеон второй половины III тыс. до н.э. шумерского происхождения. Многие боги Аккада были тождественны шумерским. Так например, аккадский бог солнца Шамаш отождествился с шумерским Уту, богиня Иштар - с Инанной, бог бури Адад - с Ишкуром. Почитание Энлиля осталось, он лишь получил семитский титул Бел -"владыка". С возвышением Вавилона ведущую роль начинает играть местный бог Мардук, но даже его имя имеет шумерское происхождение.

Главные аккадские мифологические источники относятся к концу II - началу I тыс. до н.э. Из более ранних произведений, в отличие от шумерских, ни одно не дошло до нас в полном виде. Космогоническое учение представлено в большой эпической поэме "Энума элиш" ("Когда вверху.."), которая датируется началом Х в. до н.э. В ней главная роль в сотворении мира отводится Мардуку и вводится представление о последовательных поколениях богов. Очевидно, эта концепция была создана для того, чтобы оправдать возвышение Мардука над остальными богами. При этом аккадский Эйя, соответствующий шумерскому Энки, делается его отцом и советником. Интересно, что в ашшурской версии поэмы "Энума элиш" Мардука заменяет главный бог ассирийского пантеона Ашшур.

Долина рек Тигра и Ефрата, называвшаяся в древности греческим именем Месопотамия, что означает Междуречье, стала колыбелью государств, принадлежавших к числу наиболее древних в истории государственных образований. Исторически и географически Месопотамия делилась на южную и северную. Южная Месопотамия в некоторых памятниках называется Сеннааром. Э го название условно принимается в современной исторической науке. 4500–4000 лет до н.э. в приморской части Сеннаара жили шумеры, древнейшие известные нам обитатели страны. Часть шумеров проникла в северную часть Сеннаара, а одна группа продвинулась еще дальше и основала город и государство Мари на Ефрате (на западном рубеже будущей Ассирии). Позднее, вероятно около 3500 лет до н.э., северную часть Сеннаара заняло кочевое скотоводческое племя, пришедшее из Аравии. Оно принадлежало к числу семитских племен и получило название аккадцев по имени главнейшего их города Аккада.

Изучение истории государства Древней Месопотамии стало возможным только в XIX в. До того в распоряжении исторической науки почти не было подлинных источников истории Месопотамии. Это объясняется тем, что государство неоднократно опустошалось многочисленными завоеваниями, разрушавшими до основания города, дворцы, храмы, которые были хранилищами памятников письменности и искусства. Разрушенные города нс восстанавливались, и на их месте оставались лишь холмы и курганы. Раскопки стали проводиться только в первой половине ХТХ в. В ходе работ открывались все новые и новые памятники письменности, культуры, по которым ученым удалось восстановить быт, религию, искусство Древней Месопотамии. Однако памятники письменности могли быть изучены только после дешифровки системы знаков и установления грамматического строя языка, неизвестного ученым начала XIX в.

Религия Шумера

Письменность шумеров представляла собой клинопись – надписи на глиняных плитах или таблицах. Некоторые народы Передней Азии заимствовали эту письменность, которая служила им на протяжении трех тысячелетий, постепенно эволюционируя и совершенствуясь. Изучение подобной литературы имеет ряд трудностей. Во-первых, большинство шумерских текстов дошло до нас в записях-копиях, сделанных, когда сам шумерский язык уже вымирал (XIX–XVIII вв. до н.э.), а по копиям трудно датировать оригиналы. Во-вторых, многие тексты записаны с устных преданий. В-третьих, количество клинописных памятников зависит от результатов трудных археологических раскопок, в ходе которых было найдено около 150 памятников шумеро-аккадской литературы. Многие из них сохранились в фрагментарном виде – это стихотворные записи мифов, сказания, молитвы, плачи, гимны богам и царям, псалмы, любовные песни, поэмы и т.д. Примерами могут служить "Гора небес и земли", "Сотворение людей", "Энки и мироздание", "Инанна и Энки", "Когда вверху", "Сотворение мотыги", "Миф о потопе", "Сказание об Атрахасисе", "Полет орла", "Иштар и Думузи", "Ловец рыбы Адапа" и др. Одним из самых значительных произведений вавилонян является знаменитая "Поэма о Гильгамеше". Основная тема поэмы – смысл жизни и бессмертие.

Из произведений нравоучительной литературы очень интересен "Разговор господина с рабом" – о том, что господин разочаровался в своей жизни и богах. Есть сборники нравоучительных изречений и правил. К числу светских произведений относятся царские надписи исторического содержания. В них иногда в число действующих лиц вводятся боги. Например, в надписи о деяниях лагашского правителя (патеси) Эаннаду и его походе против патеси Уммы и одержанной победы указывается, что вождем похода был бог Лагаша Нингирсу и что он сам участвовал в сражении с войсками Уммы. Такова же надпись царя Шаррукина, в которой он рассказывает о своем рождении, воспитании, избрании его богиней Иштар. В основном вся литература делилась на восхваления и плачи. Произведения восхвалений включают гимны богам, храмам и правителям, которых обожествляли. Они как бы побуждали божественные силы содействовать правителям. Литература плача, наоборот, выражала скорбь но поводу смерти бога, разрушения храма или гибели правителя.

В конце IV тысячелетия до н.э. в Сеннааре сложилось свыше двух десятков мелких государственных объединений. По титулу патеси, который носили их правители, эти мелкие государственные объединения принято называть патесиатами. Каждый патесиат именовался по названию своего городского центра. Наиболее древними патесиатами были Эриду, Ур, Ларса, Шуруппак, Киш. Между патесиатами не было единообразия в религиозных ритуалах и мифологии, хотя они и почитали несколько общих космических божеств. Так, в городе Эриду почитали бога Энки (шум. – владыка земли, владыка низа), Эйя, Эа, Хайа (аккад) – одно из главных божеств шумеро-аккадского пантеона. Он – хозяин Абзу, подземного мирового океана пресных вод, а также поверхностных земных вод, бог мудрости и заклинаний, владыка божественных "ме" и т.д. Письменные сведения о нем восходят к XXVII–XXVI вв. до н.э. Он также создатель вместе с Энлилем первых людей, скота, чудесных растений, устроитель мирового порядка на земле.

Во всех патеси Шумера соблюдался культ бога Энлиля, одного из древнейших шумерских богов, именовавшегося "отцом". Ученые предполагают, что это наименование показывает, что вероятнее всего Энлиль был богом-родоначальником той племенной группы, из которой произошел шумерский народ. Энлиль – бог- покровитель Пиппура, древнейшего шумерского племенного союза, в столице которого – Пиппуре – находился его храм. Его имя уже зафиксировано в пиктографических текстах из Джемдет-Наср (рубеж IV–III тысячелетий до н.э.). В Ниппуре храм Энлиля носил название Экур, что означает дом на горе. Энлиль также считался богом земли. Он победил чудовище Тиамат, которая царила в водяном хаосе, сотворил сушу, землю и людей. Шумерские патеси Сеннаара строили свои храмы в городах, им принадлежащих, в честь Энлиля и делал и обязательные жертвоприношения. Кроме того, шумерские патеси почитали бога Ану (шум. – небо) – главного бога Урука, Нинмах (Мах) – богиню-мать. В городе Адаба ей был посвящен храм. В шумерском мифе "Энки и Нинмах" она выступает как создательница людей.

На севере Сеннаара около 2400 г. до н.э. усилились семитские правители Аккада. Под руководством первого царя царства Аккада Шаррукина (Саргона) произошло объединение Шумера и Аккада. Царство Аккада просуществовало всего 180 лет (2369–2189 гг. до н.э.). Последующие царства – 3-я династия Ура и древневавилонское царство – были преемниками царства Аккада. Культура Шумера во многом повлияла на культуру Аккада.

При последних двух царях 3-й династии Ура из Аравии вторгаются аморейские племена семитского происхождения. Амореи завоевали шумерское царство Мари и основали там свое царство. Постепенно амореи стали проникать и в Аккад. Затем последовало вторжение эламитов, разгромивших Шумер. Однако после победы началась борьба между самими завоевателями. В результате в конце III тысячелетия стал возвышаться Вавилон во главе с аморейскими царями.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама