THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Заиченко Александра Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС ОВ №26 пос.Октябрьский
Населённый пункт: поселок Октябрьский Северский район
Наименование материала: семинар практикум
Тема:
Дата публикации: 16.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

"Педагогическое мастерство воспитателя"

Цель: выявить уровень профессиональной подготовки педагогов.

развивать

сплоченность,

работать

аргументировано

отстаивать свою точку зрения;

2) совершенствовать мастерство педагогов;

систематизировать

педагогов

возможность

осмыслить

собственные подходы к работе.

Педагогическое

мастерство

педагогической

деятельности,

проявляющийся

творчестве

педагога,

постоянном

совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической

деятельности, при котором происходит создание принципиально-нового в

организации

учебно-воспитательного

процесса,

практических проблем.

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с

комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня

самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств педагога-

профессионала,

помогающий

обеспечивать

учебно-воспитательный

процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими

являются

гражданственность

патриотизм,

гуманизм

интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие

и работоспособность. Главные качества педагога-мастера - человеколюбие и

умение общаться с людьми. Педагогическое мастерство с технологической

точки зрения - это система, основными компонентами которой являются

в ы с о ка я

культу р а,

гума н и с т и ч е с ка я

н а п р а в л е н н о с т ь,

профессиональные

творчество

педагогические

способности, технологическая компетентность.

1 Задание. Игра “Вопрос-ответ”

Один уз участников команд выбирает карточку с заданиями, которые им

необходимо обсудить и записать правильные ответы. Ответы сдаются в жюри

(администрация ДОУ).

Цель: проверка знаний санитарно-эпидемиологических требований к

устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ, знание

1 карточка

Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает

коллектив.

Какова ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ? (Не

менее 4-4,5 ч)

Какова продолжительность занятий для детей 5-го года жизни? (Не

более 20 мин.)

2 карточка

Кто несет ответственность за соответствие программ и технологий

обучения и воспитания, методов и организаций учебно-

воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим

возможностям детей: воспитатель, Управление образованием,

администрация ДОУ? (Администрация ДОУ)

Каков максимально допустимый объем недельной образовательной

нагрузки для детей 4-го года жизни? (11 занятий)

Напишите все учреждения, с которыми сотрудничает наше дошкольное

учреждение.

3 карточка

Какова продолжительность занятий для детей 4-го года жизни? (Не

более 15 минут)

Сколько времени в режиме дня детей 3-7 лет составляет

самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная

гигиена)? (Не менее 3-4 часа)

Напишите имена и отчества технического персонала нашего детского

2 задание. Развитие выразительной речи воспитателя

Командам дается задание:

Произнести слово «МОЛОДЕЦ!»:

1 команда : тихо, громко, ласково, требовательно.

2 команда : удивленно, таинственно, иронично, нежно.

Члены команды выбирают педагога, который сможет справиться с данным

заданием. В случае необходимости он может обратиться за советом к

коллегам.

3 задание. Речевая игра «Узнай стихотворение».

Загадать небольшое детское стихотворение и составить описательный

команд должны его назвать.

Вопрос 1 команде: «Детеныш парнокопытного домашнего животного,

передвигаясь по неустойчивой деревянной поверхности, переживает за свою

жизнь».

(«Идет бычок качается»).

Вопрос 2 команде: «Питомец коварной девочки, попавший под водную

стихию, не может шевельнуть ни рукой, ни ногой».

Как называется это стихотворение? («Зайку бросила хозяйка»).

4 задание. Математика.

Ведущий. Каждый месяц в своей группе вы подсчитываете количество

дней, пропущенных по болезни, фактические дни, энки и т. д. В это время

дети задают разные вопросы, отвлекая Вас, но Вы все равно продолжаете

От каждой команды приглашаются по одному педагогу. На доске для

каждого написано по одному математическому примеру.

Вы должны самостоятельно решить пример, в то время как я задаю

вопросы - отвлекающий момент. Побеждает та команда, чей представитель

решит пример первым.

Фамилия, имя, отчество второго воспитателя в вашей группе?

Фамилия, имя, отчество помощника воспитателя в вашей группе?

Сколько детей в вашей группе?

Сколько девочек в вашей группе?

В каком году вы пришли работать в детский сад?

Педагогический стаж Вашей работы?

5 задание. Решение педагогических ситуаций.

Каждой команде раздаются конверты с заданиями. Необходимо проиграть

педагогическую ситуацию и найти правильное решение.

Педагогические ситуации:

1. Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании

рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их

физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее

внука не брали на прогулку, т.к. он часто простывает. Аргументировала она

данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно

же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том,

как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в

детском саду, будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с

работы. Как организовать работу с родителями Сережи?

2. Во время дневной прогулки Настя заигралась в песочнице, и когда

воспитательница позвала детей собирать игрушки, она не слышала. Построив

детей, воспитательница повела их в детский сад. Настя увидела, что дети

уходят, и побежала вслед за строем и упала. Раздался громкий плач (у

ребенка серьезная травма). Назовите ошибки воспитателя. Действия педагога

6 задание. Музыкальный конкурс (проводит музыкальный руководитель).

как робот, со скоростью улитки, с пулеметной скоростью, как пятилетняя

девочка, с максимальной громкостью, волнообразно, как будто вы страшно

замерзли; как будто у вас во рту горячая картошка;, словно вас сейчас

расстреляют. Однажды в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был

сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая

хворосту воз.

В завершении Совета педагогов жюри подсчитывает фишки и оглашает

результат. Помимо этого совместно определяются педагоги, принимавшие

наиболее активное участие в проведении Совета и на основе данных которого

в конце учебного года проводится поощрение сотрудников. ПРОЕКТ

Выходные данные сборника:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Якушева Светлана Дмитриевна

канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры педагогики МГПИ, г. Москва

Новиченко Елена Олеговна

воспитатель, ГОУ «Центр развития ребенка» детский сад № 2042, г. Москва

Педагог – личность, обладающая суммой знаний, опытом, способностью обучать воспитывать и развивать. Это личность, наделенная любовью к детям, с высокой нравственной и культурной позицией, способная не просто дать информацию детям, но суметь открыть ребенку увлекательный мир знаний, обогатить его пока маленький жизненный опыт и наполнить духовным содержанием.

На современном этапе развития педагогики ученые все чаще стали уделять внимание педагогическому мастерству, особо акцентируя при этом педагогический артистизм.

Существенное значение для нашего исследования имело изучение научного наследия Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатовой, Н.Н. Чемьянко, В.И. Загвязинского, А.С. Макаренко, С.Д. Якушевой.

Сущностные особенности педагогического артистизма как компонента профессионального мастерства воспитателя детского сада еще недостаточно изучены и разработаны в дошкольной педагогике. В связи с этим рассмотрение этого вопроса обусловили и выбор темы нашего исследования - «Педагогический артистизм как компонент профессионального мастерства воспитателя детского сада». Целью его является выявление значимости педагогического артистизма в профессиональной деятельности воспитателя детского сада.

Итак, педагогический артистизм, являясь необходимым профессиональным качеством воспитателя детского сада, будет воплощаться в его деятельности эффективнее, если осуществиться:

1) развитие творческого потенциала воспитателей детского сада;

2) сотворчество воспитателя и воспитанника;

3) развитие коммуникативных умений воспитанника посредством педагогического артистизма.

Профессиональная подготовка современного специалиста включает в себя фундаментальные общеобразовательные, психолого-педагогические и специальные знания, изучение современных педагогических технологий, формирование установки на инновации и творчество. В связи с этим важнейшей стороной профессионального становления педагога (воспитателя) является постижение педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство , по утверждению С.Д. Якушевой, - это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.

Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность. Педагогическое мастерство проявляется в деятельности, доминантой которой является артистизм .

Изучением проблемы педагогического артистизма занимались ведущие отечественные педагоги и психологи - Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатова, Ж.В. Ваганова, Г.А. Гарипова, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Е.П. Ильин, А.С. Макаренко, С.Д. Якушева и другие.

Использование достижений театральной педагогики в учебно-воспитательном процессе, по утверждению Г.А. Гариповой, признано в педагогической теории перспективным. Она понимает под артистизмом целостную систему личностных качеств, способствующую свободному самовыражению личности, представляя его в виде совокупности комплекса взаимосвязанных структурных компонентов: психофизического, эмоционально-эстетического, художественно-логического .

В.И. Загвязинский считал артистизм особым, образно-эмоциональным языком творения нового; проникновенным стилем сотворчества педагога и ученика, ориентированным на понимание и диалог с другим. Это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями; это богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблемы, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы .

О.С. Булатова в свою очередь считает, что артистизм - способность не только красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, но и передать, эмоционально воздействуя на воспитанника. Он представляет собой проявление духовно богатого внутреннего мира личности и формируется в процессе духовно-практического освоения человеком определенных видов творческой деятельности с целью удовлетворения потребности в профессиональном самосовершенствовании и самообразовании .

С.Д. Якушева в своей работе «Основы педагогического мастерства», развивая основные положения К.С. Станиславского, дает сравнительный анализ деятельности преподавателя с деятельностью актера и режиссера, выделяя следующие общие признаки этих профессий:

2. Целевой - воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера.

3. Инструментальный - личность творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия.

4. Процессуальные признаки - творчество осуществляется публично, регламентировано во времени, результат динамичен; наблюдается общность переживаний актера и зрителя, актера и режиссера, педагога и обучающегося; творчество носит коллективный характер.

5. Структурный - анализ материала, определение проблем, противоречий; рождение замысла; воплощение, анализ результата, корректировка.

Работа над содержанием занятия и ролью имеет три периода: репетиционный – у актера, предшествующий занятию – у преподавателя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ: героя - у актера; занятия - у педагога; технический период , когда разумно, расчетливо выверяется материал и подчиняется собственному творческому закону деятеля. Актер закрепляет, «обкатывает» на репетициях роль, педагог репетирует урок, уточняет его замысел, фиксирует его ход, составляет план; период воплощения творческого замысла . Работа актера на спектакле, преподавателя - в аудитории.

6. Концептуальные признаки: наличие элементов работы, не поддающихся автоматизации; осуществление социальной функции воспитателя; присутствие интуиции, чутья, вдохновения; специфические профессиональные эмоции; необходимость непрерывной внутренней работы (тренировочной и «над предметом») .

О.С. Булатова систематизировала различия между актерской и педагогической деятельностью: в предмете представления (перевоплощение актера в другую личность и отношение педагога к ситуации, диктуемое его ролевой позицией); в границах сферы деятельности (вымышленные у актера и реальные у педагога условия существования); в специфике общения (актер тяготеет к диалогу, преподаватель - к монологу); в продолжительности деятельности (более длительная у преподавателя, чем у актера); в возможностях импровизации (у преподавателя границы творчества шире, импровизация не только допустима, но и необходима); в разнообразии программы деятельности (у преподавателя в один день она может быть разной в рамках разных ролей) и т.д. .

Педагогическое мастерство, и в частности артистизм, это не разовый или многоразовый выход с заученной ролью. От педагога дошкольного учреждения требуется постоянная напряженная творческая деятельность.

Я.Л. Коломинский утверждает, что в процессе преобразующей деятельности воспитателю постоянно приходится вести творческий поиск наиболее оптимальных решений педагогических задач, организовывать смелые и тонкие эксперименты. Все это требует от него самостоятельности, находчивости, способности к творчеству .

На развитие воображения, формирование установки на творчество как непременного условия успешности в педагогической деятельности указывают в своих работах Е.А. Аркин, А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева, В.А. Сластенин и др.

Влияние взрослого на ребенка протекает чаще всего путем бесед, игр, занятий, развлечений и т.п. Успеху в этом процессе в значительной степени способствует эмоциональная выразительность, артистизм, общительность педагога. Как отмечал известный отечественный врач и педагог Е.А. Аркин, если воспитательница входит в круг детей с грустью на челе и с меланхолией в движениях – это плохое физическое воспитание, хотя бы зарядка и физкультурные упражнения добросовестно выполнялись; не надо требовать от воспитателя шумного веселья, раскатистого смеха, но успех всей этой работы связан с радостным восприятием жизни во всех ее многообразных проявлениях и твердой спокойной уверенностью в своих силах .

О важной роли юмора в работе педагога акцентирует С.Д. Якушева. Она утверждает, что для педагога юмор – одно из важных профессиональных качеств и средство актерского мастерства. Владение юмором – это прежде всего умение импровизировать. Под импровизацией понимается совпадение во времени процесса творчества и демонстрации его результатов и говорит о том, что одним из способов психологической разрядки в межличностном общении является использование юмора, который преобразует отрицательные эмоции в источник смеха .

Деятельность воспитателя можно сравнить с деятельностью актера. Именно артистизм сильно воздействует на личность ребенка. Воспитателю надлежит самому овладеть и активно применять на практике приемы педагогического артистизма. Ибо основным организатор деятельности в детском саду является он сам. От него в значительной степени зависит развитие личности и познавательных процессов детей, их здоровье, подготовленность к школе.

С целью выявления артистических способностей педагогов детского сада, а также организации его развития, мы организовали эмпирическое исследование. В исследовании участвовали шесть воспитателей из трех групп государственного образовательного учреждения «Центр развития ребенка» детский сад № 2042 Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы. Для выявления творческого потенциала мы пригласили шесть воспитателей разного возраста по 2 человека: 50-55 лет, 30-40 лет и молодых специалистов.

Была проведена оценка по карте профессионально-значимых личностных качеств педагога (таблица 1).

Участникам были предложены три варианта, в которых оценивались:

1) психологические черты личности педагога;

2) межличностные отношения;

3) профессиональные черты личности педагога.

Таблица 1.

Карта профессионально-значимых личностных качеств педагога

Оптимальные значения

Допустимые значения

Критические значения

Сильный уравновешенный тип нервной системы

Сильный неуравновешенный тип нервной системы

инертный тип нервной системы

Тенденция к лидерству

Властность

Деспотизм

Уверенность в себе

Самоуверенность

Самовлюбленность

Требовательность

Непримиримость

Жестокость

Добросердие и отзывчивость

Недостаточная самостоятельность

Чрезмерный конформизм

Гипертимность

Педантичность

Возбудимость и демонстративность

Оптимальные значения

Допустимые значения

Критические значения

Преобладание демократического стиля общения

Преобладание либерального стиля

Только конструктивные конфликты по принципиальным вопросам

Полное отсутствие конфликта с учащимися и коллегами

Постоянная деструктивная конфликтность по большинству вопросов

Стремление к сотрудничеству с коллегами

Стремление к соперничеству с коллегами

Постоянные приспособления и компромиссы

Нормальная самооценка

Заниженная самооценка

Завышенная самооценка

Уровень изоляции в коллективе равен нулю

Уровень изоляции в пределах 10%

Уровень изоляции более 10%

Оптимальные значения

Допустимые значения

Критические значения

учитывать психологические и возрастные особенности детей

возрастных и педагогической психологии

Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии

эрудиция и свободное изложение материала

только одного предмета

только по конспекту

Темп речи

120-130 слов в минуту, четкая дикция, общая и специфическая грамотность

Темп речи

Темп речи

выше 150 слов в минуту, неразборчивость речи, «проглатывание» окончаний слов и т.п.

Элегантный

внешний вид, выразительная мимика и жесты

Стандартный

внешний вид, отсутствие мимики и жестов

Неряшливый внешний вид, чрезмерная жестикуляция и неадекватная мимика

Мгновенная

реакция на ситуацию, находчивость

Чуть замедленная реакция, находчивость

Отсутствие находчивости, слабая реакция

Обращение к детям по именам

Обращение по фамилиям

Постоянное безрассудное или оскорбительное обращение

Умение четко формулировать конкретные цели

Умение определять только общие цели

Отсутствие умения четкого целеполагания

Умение организовать всех сразу детей

Умение организовывать большинство

Работа только с отдельными ребенком при пассивности большинства

По всем параметрам: общий оптимальный уровень 85-95 баллов; общий допустимый уровень 76-84 балла; общий критический уровень 55-75 баллов.

Каждый воспитатель давал самооценку и оценку своим коллегам по трем уровням: высокий – 5 баллов; 4 – средний; 3 - низкий. Исходя из суммы показателей, были подсчитаны средние баллы каждому воспитателю (результаты представлены в таблице 2).

Таблица 2.

Воспитатель

1. Психологические черты личности, индивидуальности

2. Педагог в структуре межличностных отношений

3. Профессиональные черты личности педагога

Как видно из таблицы, большинство педагогов (4) имеют средние показатели по карте «психологические черты личности педагога»; один педагог имеет высокие баллы и один – низкие.

По карте «межличностные отношения» - все педагоги имеют средние баллы. Наконец, по карте «профессиональные черты личности педагога» один педагог имеет высокие баллы; два – низкие и 3 - средние.

Самые низкие показатели у обследуемых по профессиональным чертам личности. Так, мало кто из воспитателей обладает четкой дикцией, нужным темпом речи и даже отмечены недостатки в грамотности речи. Отмечено отсутствие мимики и жестов, слабая реакция на ситуацию или обращение ребенка.

Учитывая показатели проведенного исследования, были подготовлены рекомендации, способствующие развитию творческого подхода к педагогической деятельности.

Сотворчество педагога и воспитанника - одна из актуальных проблем современного образования. Ей посвящены работы отечественных психологов и педагогов А.В. Петровского, А.И. Донцова, Д.И. Фельдштейна, А.К. Марковой и др.

С.Д. Якушева, рассматривая эту проблему, задает вопрос: «Можно ли научить творчеству, «сформировав» творческую деятельность?» И далее утверждает, что личность нельзя «сформировать», ее можно только воспитать. А это в свою очередь, не что иное, как создание условий для самовоспитания личности. Творчество не только прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности, а и способ «личностного» существования. И хотя уникальность каждого человека не вызывает сомнений, умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность является проблемой для большинства людей .

Чтобы распознать творческие признаки личности, сегодня разработаны системы тестов. Особая роль придается воображению, гибкости ума, дивергентному (т.е. расходящемуся во всех направлениях) мышлению, а также внутренней мотивация творчества. Разработаны также методики стимуляции группового творчества.

Насыщенность образовательного процесса элементами творчества делает его увлекательным, захватывающим, а это, в свою очередь, способствует формированию активно-творческого отношения к процессу познания.

Творческое саморазвитие воспитанников рассматривается в процессе сотворчества учителя и ученика. В ходе осуществления взаимодействия раскрывается динамика и способности личности к рефлексии, творческому саморазвитию, а так же предпринимается попытка снятия психологических барьеров творческой деятельности (по А.Н. Луку), таких как: страх, боязнь неудачи, чрезмерная самокритичность, лень и др.

Аргументы в пользу того, что в дошкольном возрасте основной формой взаимодействия взрослого с детьми в образовательном процессе должна быть совместная партнерская деятельность, а не прямое обучение, мы находим в исследованиях онтогенеза общения, в частности проведенных М.И. Лисиной. Эти исследования свидетельствуют о том, что дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним .

Сотворчество педагога и воспитанника - одна из актуальных проблем современного образования. Воспитать творческость в ребенке можно только в совместной деятельности.

Итак, было установлено, что профессиональное мастерство педагога, его умение общаться с детьми и воздействовать на формирование их личности требует особых знаний и умений.

Изучая артистизм как компонент профессионального мастерства педагога, мы установили, что у педагога (воспитателя) в запасе целый набор невербальных средств, помогающих эмоционально, экспрессивно, а главное правильно построить общение с детьми.

В ходе проведения эмпирического исследования был выявлен уровень педагогического артистизма воспитателей детского сада. Установлено, что самые низкие оценки воспитатели имеют по карте «профессиональные черты личности педагога». В их работе отмечены такие недостатки, как нечеткая дикция, отсутствие нужного темпа речи, нарушения грамотности речи, неумение использовать мимику и жесты, слабая реакция на ситуацию или обращение ребенка.

Кроме того, были выявлены недостатки в организации и проведении воспитателями игр, с целью формирования коммуникативных навыков детей. Учитывая показатели проведенного исследования, были подготовлены рекомендации по развитию творческого потенциала, актерских навыков педагогов. Было рассмотрено показательное занятие с демонстрацией совместной деятельности педагога с детьми. Даны ценные рекомендации педагогам по формированию коммуникативных умений детей в игровой деятельности.

Педагогический артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда деятельность поднимается на желанную духовную высоту . Только педагог-творец, ратующий за кардинальные преобразования в образовании, овладевает мастерством, достигая высот в своей педагогической деятельности.

Список литературы:

1.Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1967.–445с.

2.Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие. [Текст] / О.С. Булатова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.–240с.

3.Гарипова Г.А. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. [Текст] / Г.А. Гарипова. - Казань, 2002.–28с.

4.Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В.И. Загвязинский. - М., 1987.–37с.

5.Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2004.–480с.

6.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986.–144с.

7.Педагогический словарь: учеб. пособие [Текст] / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.–352с.

8.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник [Текст] / С.Д. Якушева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.–256с.

Светлана Павловна Киселева
Педсовет «Профессиональное мастерство педагога ДОУ» (деловая игра)

Цель : провести анализ профессионального мастерства педагогов , выявить наиболее эффективные пути повышения мастерства педагогов ;факторы положительно влияющие на профессиональное мастерство педагогов , вызвать интерес к развитию профессиональных способностей , формировать умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Дошкольное детство – важный этап в жизни человека. Огромная ответственность за воспитание дошкольника лежит на педагогах ДОУ . Воспитатель – это первый, после мамы, человек, который встречается детям на их жизненном пути. Хорошая мать отдает своим детям лучшее, чем она владеет, хороший педагог вкладывает свою душу в своих воспитанников. В этом заключается внутренний смысл профессии . Для педагога отдавать душу трудно и радостно. Трудно потому, что это требует затраты не только душевных, но и физических сил. Радостно потому, что видя результат полученной работы, понимаешь смысл своей деятельности.

Бурное развитие системы дошкольного воспитания и современное общество, особая значимость дошкольного периода жизни в становлении и развитии личности предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовленности воспитателя, вызывают необходимость постоянно совершенствовать его педагогическое мастерство . Так что же такое педагогическое мастерство ? Попробуйте определить это понятие одним предложением. Педагоги передают мягкую игрушку по кругу. Каждый высказывает свое мнение.

А теперь познакомимся с научными определениями.

Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности , проявляющийся в творчестве педагога , в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности , при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

…деятельность воспитателя есть, в сущности, деятельность организатора. И мастерство воспитателя не что иное, как мастерство организатора жизни детей. А. С. Макаренко.

Мастерство – это умение создавать педагогические ситуации , стимулирующие эффективное развитие детей. Не сиюминутное решение вопросов в паре «воспитатель-ребенок» , а организация творческой коллективной деятельности способы создавать условия для воспитательного воздействия на коллектив и каждую личность.

Педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы.

Мастерство педагога выражается , прежде всего, в умении так организовать учебную деятельность, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний воспитанников. Настоящий педагог всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к воспитаннику, зажечь мысль, взволновать его.

Педагогическое мастерство – это высокое искусство воспитания и обучения детей. Знания и основанные на них умения – это основа содержания мастерства воспитателя . К важным умениям воспитателя относятся : «умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка, в различных педагогических ситуациях ; умение анализировать соотношение «цель- средства - результат» применительно к ситуации; умение требовать и доверять; умение быстро ориентироваться и переключать внимание; умение играть с детьми ; умение оценивать ситуацию с различных сторон; умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное; умение в случайном факте увидеть существенное; умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородным приемами воздействия; умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями».(Азаров Ю. П. Искусство воспитывать : Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1985. – С. 418-419.)

Сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях.

С. А. Макаренко

Искусство и мастерство педагога как раз и заключается в умении сочетать сердечность и мудрость. (В. Сухомлинский)

Педагогическое мастерство - это сплав личностно - деловых качеств и профессиональной компетентности воспитателя.

Педагогическое мастерство это обобщенное понятие, включающее в себя постоянное совершенство во владении воспитателем или педагогом совокупностью психологических и педагогических способностей и навыков, которые объединяются с педагогической интуицией , развитым образом мышления, профессиональной увлеченностью и эстетически нравственным отношением к преподаванию как профессиональной деятельности .

Педагогическое мастерство , в первую очередь, выражается в искусстве правильной организации учебного процесса, чтобы даже при неблагоприятных условиях добиваться необходимого уровня развития, воспитанности и знаний обучаемых. Настоящий мастер всегда подберет на нестандартный вопрос соответствующий его оригинальности ответ, сумеет найти особый подход к ученику, вызвать интерес к процессу обучения.

Деловая игра : «Мастерство педагога » .

Педагоги делятся на группы (4) с помощью жеребьевки.

Работа в группах

1. Перечислите основные качества педагога – мастера (каким он должен быть)

Конструктивная и проектированная деятельность предполагает прогнозирование развития ребенка в условиях дошкольного учреждения, подбор индивидуальных методов работы с ним.

Коммуникативные умения – это способность воспитателя находить быстрый контакт как с детьми, так и с родителями.

Гностические умения – это умения, с помощью которых воспитатель изучает ребенка и весь детский коллектив. Изучение ребенка необходимо для более углубленного знания его внутреннего мира и возможностей в целом, что является весьма важным в решении возникших проблем воспитания и развития воспитанника.

Организаторские умения предусматривают систему действий воспитателя и воспитанников по выполнению разнообразных видов деятельности.

Аналитическая деятельность – это анализ проделанной работы, с целью корректировки дальнейшего учебно-воспитательного процесса.

К специальным умениям воспитателя относятся : способность к пению, чтению стихов, актерское мастерство и навыки садовника по выращиванию растений, а также масса других интересных занятий.

Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высокие. Он должен быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду. Воспитатель должен обладать такими качествами, как терпеливость, доброжелательность, справедливость, толерантность, начитанность, эрудированность, развитое чувство эмпатии, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике .

2. Какие пути совершенствования мастерства педагога можно использовать . (самообразование и самосовершенствование, курсы повышения квалификации, посещение открытых мероприятий и проведение открытых занятий самостоятельно, участие в научно-исследовательской работе, методической работе, самоанализ собственной деятельности, обобщение опыта работы, изучение практического опыта работы педагогов )

3. Формы демонстрации педагогического мастерства (открытые занятия, выступления на педсоветах , обмен опытом работы, участие в конкурсах педагогического мастерства , общение в соцсетях.

4. Факторы положительно влияющие на формирование мастерства педагога . (От чего зависит мастерство педагога : уровень знаний, образование, тяга к самосовершенствованию в профессиональном плане , личностные качества педагога , ответственность за порученное дело , творчество, наличие хорошего наставника, создание условий для непрерывного роста, образование, опыт работы, сплоченность коллектива).

После окончания работы все листы вывешиваются на мольберт, зачитываются, дополняются.

Проводится ранжирование.

1. Какими качествами вы обладаете в совершенстве. Педагоги оценивают себя , выбирая три качества.

2. Какие формы повышения мастерства вы считаете наиболее эффективными для вас (каждый педагог выбирает три формы ) .

3. Какие формы демонстрации педагогического мастерства для вас самые удобные.

4. Факторы, положительно влияющие на формирование вашего мастерства Ранжирование помогает выявить сильные и слабые стороны коллектива.

Выводы : Мастерство - это то , чего можно добиться, и как могут быть известны мастер - токарь , прекрасный мастер - врач , так должен и может быть прекрасным мастером педагог . (А. С. Макаренко)

Педагог – мастер – это тот педагог , который осознавая свою ответственность перед обществом, добивается высоких результатов, оптимально использует профессиональные средства , отличается индивидуальным стилем деятельности и наиболее полно реализует свой творческий потенциал. Многогранно развитый воспитатель всегда вызывает только восхищение, как у детей, так и у родителей.

Мастерство воспитателя в каждом отдельном случае есть творчество. Педагог ищет и находит творческие решения в подходе к детям, в выборе средств воздействия на воспитанников. В содержании работы, в подборе средств и методов воздействия на детей не должно быть шаблона и однообразия. Унылая монотонная работа, в которой отсутствует творчество, приводит к преждевременному профессиональному увяданию , к прекращению интеллектуального роста. Отсутствие творчества воспитателя негативно сказывается на развитии детей. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство , используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом, например, устное народное творчество. Каждый воспитатель должен заниматься самообразованием, повышать свой профессиональный интеллект . Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир.

Проводится игра «Ассоциации» . (Продолжить фразу и объяснить свой выбор)

Если педагог – это цвет , то какой?

Если педагог – это настроение , то какое?

Если педагог – это праздник , то какой?

Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?

Если время года, то какое?

Если педагог – это фильм , то название этого фильма …

Если педагог – песня , то какая?

Если педагог – это танец , то какой?

Если педагог – это вид спорта , то какой?

Если педагог – это цветок , то это…

Если педагог – это книга , то это…

Если педагог – это дерево , то какое?

Если педагог – это водная стихия , то какая?

Если педагог – число , то какое?

Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?

Если педагог – это драгоценный камень, то какой?

Если педагог – это напиток , то какой?

Если педагог – это сладкое , то какое?

Если педагог – это игрушка , то какая?

Если педагог – это фрукт , то какой?

Если педагог – это транспорт , то какой?

Педагогическое мастерство определяется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу , работающему по призванию и любящему детей.

Меняется мир, меняются и требования. И современный воспитатель, несмотря на возраст и другие обстоятельства, должен им соответствовать

В конце педсовета педагоги получают брошюру «Мастерство педагога »

Виктория Волгина

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

на тему «Педагогическое мастерство воспитателя»

1. Актуальность, цели, задачи семинара

Одна из главных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества учебно-воспитательного процесса, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребёнка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.

Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально-нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств педагога-профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога-мастера - человеколюбие и умение общаться с людьми. Педагогическое мастерство с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность. Важнейшей частью педагогического мастерства также являются профессиональные знания и умения.

Цель: выявить уровень профессиональной подготовки педагогов.

1) развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

2) совершенствовать мастерство педагогов;

3) систематизировать знания педагогов и дать возможность осмыслить собственные подходы к работе.

Длительность проведения: 90 минут

Предварительная работа: знакомство с литературой по теме

педагогическое мастерство, подборка заданий, кроссворда,

анкет, сертификатов.

Организаторы:воспитатели Волгина Виктория Николаевна,

Степанова Татьяна Викторовна

Участники: заместитель директора по дошкольному отделению,

воспитатели, музыкальный руководитель.

Перед началом каждому педагогу раздается деталь разрезной

картинки для объединения педагогов в две команды.

Предварительное задание: придумать название

команды, девиз и представить команду.

Задание 1 «Аббревиатуры»

Цель: настроить педагогов на работу, упражнять в воображении,

продемонстрировать знания окружающей реальности и свое

интеллектуальное развитие.

Задание 2. Блиц-опрос

Цель: проверить уровень осведомленности и заинтересованности

в учреждении и коллективе детского сада.

Задание 3. Психологический ринг.

Цель: определить уровень знаний психологических терминов.

Задание 4. Закончите стихотворение

Цель: определить уровень владения стихотворной формой.

Задание 5. Театрализация

Цель: проверить уровень владения театрализацией

Задание 6. Скороговорки

Цель: развивать дикцию и четкость произношения фраз воспитателей.

Задание 7. «Молодец»

Цель: проверить выразительность речи воспитателей.

Задание 8. ИЗО-кроссворд

Цель: проверить уровень знаний в области художественно-эстетического

развития.

Задание 9. Зашифрованные картинки

Цель: проверить уровень внимательности, зрительного восприятия

воспитателей.

Задание 10. Креативность

Цель: проверить креативность (уровень нестандартного мышления)

воспитателей.

Подведение итогов.

Подсчет баллов. Заключительное слово жюри. Анкетирование.

Вручение сертификатов.










Отрывок из сказки «Теремок»

Герои: Медведь, мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, рассказчик

Медведь лезет в теремок. Дом начинает шататься и падает.

Жители теремка плачут на развалинах.

Что ж ты, Мишка, натворил?

Мы ж предупреждали.

Теремок наш развалил!

Без угла оставил!

Ну, простите вы меня,

Я ведь не нарочно.

Хоть упал ваш домик с пня,

В нем и так жить можно.

Где же подпол, чтоб хранить

На зиму запасы,

Жарким летом – холодить

Бочку с мятным квасом?

Где же мой большой чулан,

Мокрый, с комарами?

И светелка, чтобы там

Прясть мне вечерами?

Где крылечко в огород?

И сторожка рядом –

Вдруг без спроса кто придет,

А ему не рады?

Да-а! И печки нет, чтоб греть

Мне зимою спину…

Ах, зачем же ты, медведь,

Домик опрокинул?

Жить теперь-то будем как?

Не могу представить!

Лягушка (Медведю)

Если сделал что не так,

То сумей исправить!

Хоть и виноват медведь,

Мы ему поможем!

Чем о домике жалеть,

Лучше новый сложим!

Медведь ставит новый теремок на место старого. Все кричат ура. Конец.

Отрывок из сказки «Зимовье зверей»

Герои: рассказчик, старый волк, второй волк, баран, петух, кот, бык, свинья

Рассказчик

Но однажды волчья стая,

Мимо дома пробегая,

Свет в окошке увидала

И неподалеку встала.

Тут промолвил Старый волк:

Старый волк. Не возьму никак я в толк.

Не видал зимовья летом.

Кто живет в домишке этом?

Второй волк. Дом в лесу увидишь редко.

Ты сходи-ка на разведку.

Старый волк. Коли стану я кричать.

Прибегайте выручать.

Старый волк заходит в избу.

Ведущий. В избу Волк вошел и прямо,

Угодил он на Барана.

Наш Баран забился в угол,

Баран. Бэ-э-э! -

Вот сейчас задам тебе!

Ведущий. Петушок увидел Волка -

Петух. Ку-ка-ре-ку! Прочь, нахал!

Ведущий. Кот мяукнул:

Котофеич. Мяу, мя-y-y!

Я добавлю, если мало!

Бык. Я тебя рогами в бок,

У-у-убирайся, Серый волк!

Ведущий. Услыхала шум Свинья.

Хавронья.

К вам спешу на помощь я!

Кто чужой в зимовье есть?

Хрю, хрю, хрю! Кого тут съесть?

Ведущий. Тут Волчище задрожал,

Хвост поджал и убежал.

Анкета

для оценки качества проведения семинара-практикума

Организаторы: Степанова Татьяна Викторовна, Волгина Виктория Николаевна

Тема семинара: «Педагогическое мастерство воспитателя»

Дата проведения: «_20_»___ мая 2015 г.

№ п/п Вопросы Да Нет Затрудняюсь с ответом

1 Почерпнули ли Вы для себя что-то новое и полезное?

2 Показались ли Вам практические задания интересными?

3 Чувствовали ли Вы себя комфортно?

4 Какие задания вызвали у Вас затруднения?

5 Как Вы оцениваете организацию семинара (по пятибалльной шкале) 1 2 3 4 5

6. Ваши замечания и предложения ___

Спасибо! Ваше мнение важно для нас!

Конспект «Педагогическое мастерство»

Одним из видов деятельности мы рассматриваем проведение педагогических совещаний, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе.
В ДОУ проводятся разные виды педсоветов: инструктивные, проблемные, оперативные, тематические, итоговые.
Опыт показывает целесообразность традиционных педсоветов, на которых обычно решаются текущие вопросы, подводятся итоги, обсуждается состояние работы с детьми и т.д. Но в то же время интересны и новые формы проведения педагогических советов.
Удачно, с нашей точки зрения, проходят педсоветы в формах:
Деловой игры
Аукционов
Обмена мнениями
Экскурсий, путешествий
Мозговой атаки
Семинара - практикума
Совет педагогов - семинар-практикум
(сценарий)

Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ.

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Длительность проведения данного Совета педагогов от 2 часов до 2 часов 20 минут. В случае необходимости отдельные задания могут быть заменены на дополнительные. Все зависит от предварительной подготовки ведущего и членов жюри (карточки с заданиями разложить последовательно, задания должны быть четкими, сетки кроссворда рисуются заранее и т.п.).
Предварительная работа :
- знакомство с литературой по теме Совета педагогов.
Методические рекомендации: Совет педагогов такой формы целесообразно проводить в начале учебного года c целью корректировки работы дошкольного учреждения. Помимо этого методическая и психологическая служба увидят проблемы отдельных педагогов, над которыми необходимо работать индивидуально. В некоторых случаях может быть выявлена тема обобщения передового педагогического опыта или необходимость работы над интегрированной программой.
Необходимо обратить внимание на то, что члены команды совместно должны выбирать педагога для выполнения заданий. Это важно еще и потому, что в данном случае коллеги ближе узнают не только внутренний потенциал, но и духовные качества друг друга.
По данной теме могут быть проведены два совета педагогов - основной и внеочередной. В этом случае на очередном Совете проходит теоретические знакомство с проблемами педагогического мастерства, а на внеочередном - практические выполнение заданий.
ЛИТЕРАТУРА:
Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство".С.Птб.Акцидент. 1997
Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск.1990.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М. Academia .1996.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах.М.Сфера.2001
Стрельченко Г. О нетрадиционных формах методической работы в ДОУ.//Дошкольное воспитание.2003.N11.С.66-68
Ход проведения «Совета педагогов».

Игра "Аббревиатуры" (5-6 минут).
Ведущий (это может быть председатель Совета) предлагает всем участникам прочесть полностью ряд аббревиатур: РФ, ООН, МДОУ, УО, СССР, ЮАР, ФСБ: После того, как распространенные аббревиатуры расшифрованы участниками, предлагается составить (и расшифровать) свои аббревиатуры, тематика которых должна относиться к образованию.
Данная игра помогает педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет их воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие.
1 задание (6-7 минут).
Каждый педагог вытаскивает из пачки билетов с вопросами один, на который отвечает письменно. Ответы сдаются в жюри (администрация ДОУ).
Вопросы следующего содержания:
Напишите имена и отчества родителей детей, посещающих Вашу группу (сколько помните).
Напишите структуру занятия по математике в подготовительной группе детского сада.
Напишите имена и отчества всех педагогов, работающих в нашем детском саду.
Напишите программное содержание физкультурного занятия в подготовительной группе детского сада.

Напишите названия и авторов книг, которыми Вы пользовались в этом учебном году при подготовке к занятиям.
Напишите расписание занятий группы, в которой Вы работаете.
Перечислите художественные произведения и стихотворения об осени, которые Вы изучали с детьми своей группы в этом учебном году.
Напишите имена и отчества технического персонала нашего детского сада.
Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает коллектив.
Напишите все учреждения науки и образования (не только Магадана), с которыми сотрудничает наше дошкольное учреждение.
Напишите название эксперимента, который проходит в нашем ДОУ и его основные цели и задачи. и т.п.
После этого педагоги делятся на команды путем собирания разрезной картинки. В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку.
2 задание. Психологический ринг.(7-8 минут).
Ведущий задает вопросы поочередно каждой команде и та, которая дала правильный ответ, получает фишку.
устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения - ЛИЧНОСТЬ.
систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов - НАБЛЮДЕНИЕ.
психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта - ПАМЯТЬ.
у этих детей преобладает хорошее настроение. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - громким плачем. Все внутренние переживания проявляются внешне. Эти дети с удовольствием берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Чувства и интересы этих детей неустойчивы. Эти дети любят шумные игры, легко переходят от сна к бодрствованию. Их легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Поскольку чувствительность к раздражителю у них понижена, они не реагируют на замечания, сделанные тихим голосом. Речь этих детей громкая, энергичная, ее темп быстрый. Определите тип темперамента. ДЕТИ-САНГВИНИКИ.
у этих детей часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно дети реагируют на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Дети с данным типом темперамента предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Эти дети испытывают трудности в переключении и концентрации внимания, их трудно дисциплинировать. На запреты взрослых они выражают бурный протест. Определите тип темперамента. ДЕТИ-ХОЛЕРИКИ.
дети данного типа темперамента отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляют неявно: тихо смеются, негромко плачут. Для них характерна высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания. Любую деятельность дошкольники выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить и понять, что от них требуется. Эти дети легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение и устоявшихся стереотипов. Для детей этого типа характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. Определите тип темперамента. ДЕТИ-ФЛЕГМАТИКИ.
3 задание. (5-6 минут).
От каждой команды приглашается по одному педагогу, которые получают карточки со следующими заданиями:
- закончите стихотворение, которое написано в карточке (предлагаются отрывки из стихотворений, изучаемых в детском саду, например, С.Есенин "Береза" и т.п.).
За правильный ответ - фишка.
4 задание . "Проверь себя" (4-5 минут).
От каждой команды приглашаются по одному педагогу. На доске для каждого написано по одному математическому примеру.
Педагоги должны самостоятельно решить пример, в то время как ведущий читает какое-либо произведение или звучит детская песня (магнитофон) - отвлекающий момент. Побеждает та команда, чей представитель решит пример первым.

Игра-упражнение "Одновременность" (5 минут).
Всем участникам Совета педагогов дается время, за которое они должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например, 3 секунды - это определяется в момент обсуждения и подготовки) снова хлопнуть и т.д. Игра считается хорошо выполненной, когда ее условия выполняются всеми участниками одновременно (нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях).
В дальнейшем эту игру педагоги могут использовать в работе с детьми 4-7 лет. Одновременность - высокий показатель согласованности действий в группе, коллективе. Упражнение "Одновременность" тренирует подчинение общему ритму, т.к. научиться действовать одновременно с другими - важный навык для ребенка пред школьного возраста. Работая в данном направлении, педагог постепенно сможет добиться того, что к моменту поступления в школу в группе не будет (или останется малое количество детей) тех, кто выполняет любое учебное задание быстрее или медленнее других (единый темпоритм детского коллектива).
5 задание . Определить в какой возрастной группе изучаются названные произведения (7 минут).
Каждая команда получает по одной карточке, в которой написаны 3-4 названия произведений и их авторы. За 1 минуту члены команд должны решить в какой возрастной группе они изучаются. За каждый правильный ответ - фишка.
6 задание. Дружеский шарж (9-10 минут).
Каждой команде предлагается придумать и изобразить с помощью мимики и жестов одного из педагогов другой команды (не более 1 минуты). В случае, если педагоги узнали коллегу (на обсуждение дается не более 2 минут) - они получают фишку.
7 задание . Решение кроссворда по изобразительному искусству (8-9 минут).
Схема кроссворда заранее нарисована на доске. Ведущий задает вопросы, на которые необходимо ответить и сам вписывает их в клетки кроссворда.
Узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-нибудь рисунков или линий - ОРНАМЕНТ.
Произведения искусства, выполненные любыми красками - ЖИВОПИСЬ.
Рисунки, иллюстрировавшие страницы старинных рукописных книг - МИНИАТЮРА.
Белорусский художник, иллюстратор детских книг САВИЧ.
Вид народного орнамента, древнейший способ художественного оформления изделий из войлока, кожи, меха, бумаги, сукна - АППЛИКАЦИЯ.
Линия, передающая внешние очертания человека, животного, предмета - КОНТУР.
Изображение людей по грудь в мраморе, бронзе, дереве - БЮСТ.
Произведение монументальной живописи, украшающее внутренние и внешние стены здания - ПАННО.
Вид краски для рисования - ГУАШЬ.
За правильные ответы команда получает фишки.
8 задание. Деловая игра (8-10 минут) .
Назвать как можно больше параметров содержания педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста в разделе "Приобщение к труду" программы "Детство". Команды поочередно называют по одному пункту.
Каждый правильный ответ поощряется фишкой.
9 задание. Развитие выразительной речи воспитателя (4-5 минут).
Командам дается задание:
произнесите слово "МОЛОДЕЦ!" :
тихо
1 команда
громко нежно-удивленно
2 команда иронично восторженно ласково
3 команда требовательно таинственно
10 задание. В начале Совета педагогов каждой команде дается задание, результаты которого подводятся жюри в конце заседания:
письменно составить краткий перспективный план раздела "Развитие речи детей" (подготовительная группа) программы "Детство";
письменно составить краткий перспективный план раздела "Первые шаги в математику" (старшая группа) программы "Детство";
письменно составить краткий перспективный план раздела "Первые шаги в математику" (средняя группа) программы "Детство".
Члены команды выбирают педагога, который сможет справиться с данным заданием. В случае необходимости он может обратиться за советом к коллегам. Команда, наиболее правильно выполнившая задание, поощряется фишкой.
Дополнительные задания:
Педагог-художник (4 - 5 минут).
Ведущий показывает репродукции картин известных художников, которые используются в учебном процессе детского сада, за 30 секунд команде необходимо определить автора и название картины. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Художественное чтение (12-14 минут).
От каждой команды приглашается по одному участнику, которым предлагается следующее задание:
- используя выразительные средства речи, прочитать предложенный отрывок (например: Н.Носов. "Живая шляпа").
Желательно, чтобы в данном конкурсе принимали участие те педагоги, которые не слишком эмоциональны или говорят очень тихо.
В завершении Совета педагогов жюри подсчитывает фишки и оглашает результат. Все члены команды-победителя получают какие-либо сувениры: ручки, тетради и т.д. Помимо этого совместно определяются педагоги, принимавшие наиболее активное участие в проведении Совета, для того, чтобы отразить это в экране творческой активности (находится в методическом кабинете) и на основе данных которого в конце учебного года проводится поощрение сотрудников.

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ
Разработать карты-диагностики для взаимодействия с педагогами, испытывающими трудности в работе по программе "Детство".
Создать временные творческие коллективы для корректировки перспективных планов по всем разделам программы "Детство".
Оборудовать во всех возрастных группах стенды "Давайте познакомимся!" (на стенде помещаются имена и отчества родителей детей, посещающих группу, воспитателей группы и всех специалистов, работающих с детьми данной группы).
10 заповедей
Заповедь 1. Прежде чем приступить к работе с детьми, оставьте все свои проблемы, обиды, ссоры, освободите от себя все свои плохие, негативные чувства.
Заповедь 2. Дайте ребенку немного расслабиться (можно немного с ним поговорить, посмеяться на какую-нибудь общую тему доступную для ребенка и его возраста).
Заповедь 3. Нельзя говорить с ребенком без улыбки.
Заповедь 4. Ребенка нужно спрашивать, что он понял, из пройденного материала.
Заповедь 5. Воспитывать ребенка нужно в справедливости, и быть строгим в меру.
Заповедь 6. Вести с ребенком демократический стиль общения.
Заповедь 7. Оценивать в ребенке качество трудолюбия, поступки, взаимодействия со сверстниками и воспитателями.
Заповедь 8. Никогда нельзя смеяться над ребенком, и нельзя допускать, чтобы сверстники смеялись над кем-нибудь.
Заповедь 9. Любое начатое дело, доводить до конца.
Заповедь 10. Относитесь к ребенку уважительно.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама