THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В наши дни в США быть потомком отцов-пилигримов - колонистов, приплывших в 1620 году на корабле «Мейфлауэр», - почетнее, чем происходить из аристократов. Но есть нюанс: история поселенцев-первооснователей началась с обмана

Колонисты 1620 года не были первыми британскими поселенцами в Новом Свете - англичане пытались обосноваться на берегах Северной Америки с 1585 года. Не стали они и первой общиной, закрепившейся на негостеприимной чужбине, - в области Виргиния, хартию на заселение которой король Яков I даровал Лондонской компании акционеров, существовали город Джеймстаун, основанный в 1607-м, и несколько поселков вокруг него. Не богачи, не аристократы, не мореходы-авантюристы, они были теми, что называются «маленькими людьми», но именно их по сей день почитают как легендарных патриархов американской нации, а миллионы гордятся тем, что являются потомками отцов-пилигримов. Среди этих миллионов немало знаменитостей: кинозвезды Клинт Иствуд и Ричард Гир, писатель Томас Пинчон, издатель журнала Playboy Хью Хефнер, президенты Буш...

Лейден, Лондон

Кредит на переезд

Почти половину пассажиров «Мейфлауэра» составляла сплоченная община пуритан-браунистов. Браунисты - они же сепаратисты, они же конгрегационалисты, они же «святые» - отличались от прочих пуритан особым свободолюбием, не признавая над собой центральной церковной власти. Их идеалом были маленькие самоуправляемые общины ранних христиан, которые сами выбирали себе лидеров. Как и все пуритане, браунисты ратовали за строгость в быту и ритуале, отвергали пышные богослужения и церковную иерархию англикан. Главой англиканской церкви был британский монарх, и он, разумеется, счел подобные взгляды опасными. «Нет епископа - нет короля», - говаривал Яков I. Власти преследовали еретиков: молитвенные дома пуритан по всей Англии закрывали, их лидеров арестовывали.

Община браунистов из Скруби, Ноттингемшир, в 1608 году переселилась в Голландию и много лет провела в Лейдене, но на чужбине не прижилась: иммигрантам казалось, что иноязычное окружение и местные обычаи дурно влияют на их детей. К тому же истекал срок перемирия голландцев с испанцами - католиками, злейшими врагами пуритан. Английские власти меж тем установили за лейденской конгрегацией слежку: они разыскивали старосту-управителя, издателя Уильяма Брюстера за его памфлеты против Якова I и иерархов англиканской церкви, чтобы судить и повесить.

В Европе не было покоя от королей и епископов, так что мысль обживать Новый Свет, подальше от них, казалась браунистам из Лейдена все более заманчивой. Решение уплыть за океан далось нелегко: они были наслышаны о голоде, непосильном труде на неплодородной целине, кровожадных туземцах и прочих тяготах жизни колонистов. Чуть не выбрали Гвиану, но испугались тропической лихорадки и постановили ехать в Северную Америку. Пуритане из лейденской общины помнили о странствиях библейских пророков и поиске Земли обетованной. Грядущее путешествие казалось им похожим на божественное предназначение, следовать которому - основное правило протестантской этики.

Предшественники
Пропавшая колония

В конце XVI века идея колонизации Северной Америки не давала покоя сэру Уолтеру Рэли, фавориту английской королевы Елизаветы. Сам он туда не плавал, но отправлял экспедиции. Первый снаряженный Рэли отряд из 160 поселенцев высадился на острове Роанок в Виргинии летом 1585 года. Англичане прожили там около года и чуть не вымерли от голода и постоянных стычек с индейцами. В 1586-м колонистов по их просьбе увез обратно в Англию проплывавший мимо знаменитый мореход Фрэнсис Дрейк. В 1587 году Рэли предпринял вторую попытку. Более сотни колонистов моряки отвезли на тот же остров. Переселенцы скоро стали нуждаться в продовольствии, тогда их лидер - художник, ветеран предыдущей попытки колонизации Джон Уайт - уплыл за продуктами и помощью в метрополию. Начавшаяся война Англии с Испанией задержала его возвращение, и когда в 1590 году Уайт все же достиг Роанока, в оставленном им поселении не было ни души. На столбе ограды кто-то нацарапал слово cro - возможно, имелось в виду соседнее индейское племя кроатонов. Колонисты не оставили и условленную метку в виде мальтийского креста, которая означала бы, что они спешно покинули поселение из-за опасности. Впоследствии никого из жителей пропавшей колонии так и не нашли.

Почти три года представители общины в Лондоне добивались от короля Якова I разрешения переселиться за океан. Британская империя владела обширными землями в Северной Америке вдоль побережья Атлантики, но на тот момент у англичан там была всего одна жизнеспособная колония в Виргинии. На этих землях, принадлежавших Лондонской компании, лейденским браунистам в конце концов и было позволено разместиться. Им надлежало отсылать плоды своего труда кредиторам и подчиняться губернатору колонии, которого назначало правление компании из метрополии. Однако собственных средств общине не хватало даже на дорогу, а Лондонская компания находилась на грани разорения. Нужен был кредит, чтобы нанять корабли и запастись продовольствием, - его предоставило объединение лондонских купцов.

Плимут, Новый Свет

Майский цветок

Пока пуритане препирались с кредиторами по поводу условий отработки, те набрали в столице еще с полсотни добровольцев - безработных, обедневших ремесленников и торговцев. Люди, которых лейденские эмигранты прозвали «чужаками», были в основном англиканами, и их в итоге оказалось больше, но именно сплоченная община пуритан-сепаратистов стала, как бы сейчас выразились, инициативной группой будущей колонии. Впоследствии летописец колонии и один из лидеров пуритан Уильям Брэдфорд назвал спутников-единоверцев пилигримами - благочестивыми странниками по воле небес. «Они знали, что они пилигримы, - и возводили очи к небесам, их дражайшему отечеству, и успокаивали свои души» , - писал он о том, как в тревоге будущие колонисты покидали Лейден ради неизвестности. Под именем отцов-пилигримов они и войдут в историю.

Предполагалось, что переселенцы доберутся в Новый Свет на двух кораблях - «Мейфлауэр» («Майский цветок») и «Спидуэлл» («Вероника»), но второе судно, как выяснилось, было непрочным, и от него отказались. Из-за этого нескольким добровольцам пришлось остаться. Среди вернувшихся на берег оказался лейденский браунист Томас Блоссом - предок нынешнего американского президента Барака Обамы по материнской линии . Блоссому с семьей удалось добраться до Нового Света лишь девять лет спустя.

16 сентября 1620 года (здесь и далее даты приводятся по новому стилю. - Прим. «Вокруг света» ) «Мейфлауэр» наконец отчалил из английского порта Плимут и направился к берегам Америки. На его борту было 102 пассажира: мужчины, женщины - даже беременные, дети. Осень - не лучшее время для дальнего плавания: когда начались штормы, команда и пассажиры испугались, что корабль вот-вот развалится, и чуть было не повернули назад. Но «Мейфлауэр» выдержал.

21 ноября 1620 года взволнованные переселенцы высыпали на палубу, вглядываясь в горизонт: вдали показалась земля. Радость довольно быстро сменилась тревогой. Как пишет Брэдфорд: «Все, что они могли видеть, - это дикие заросли, полные диких зверей и таких же диких людей, и никто не знал, какое их тут множество!»

Новая Англия

Намеренная ошибка

Скоро выяснилось, что берег, к которому приплыл «Мейфлауэр», находится на сотни миль севернее устья Гудзона, куда он должен был прибыть по соглашению, да и вообще далеко за пределами владений Лондонской компании. Удивление колонистов выглядело искренним, но была ли это непредвиденная ошибка? С одной стороны, из-за несовершенства навигационных приборов того времени сбиться с курса было легко. С другой стороны, причалили они в итоге южнее мыса Код в Новой Англии, территорией которой по бумагам распоряжалась Плимутская компания, только-только, в ноябре 1620 года, преобразованная в Совет Новой Англии. Ни поселенцев, ни местной администрации тут не было. Некому подчиняться. Весьма заманчивая ситуация для общины, стремящейся к самоуправлению. Такой вариант кажется уж очень подходящим для пуритан, еще 12 лет назад уставших от королевского надзора. При этом предводители пуритан были хорошо осведомлены о регионе, где оказались: они встречались в Лондоне со знаменитым исследователем тех мест капитаном Джоном Смитом и купили составленную им карту побережья и его книгу о Новой Англии.

Мыс Код

Первые выборы

Когда все пассажиры «Мейфлауэра» осознали свое положение, дух свободы начал кружить самые буйные головы. Пошли «недовольные и мятежные», по выражению Брэдфорда, разговоры о том, что отныне переселенцы никому ничего не должны. Назревал бунт и распад сообщества колонистов. Лидеры пуритан решили взять ситуацию в свои руки. Они составили текст договора и представили его на собрании всех совершеннолетних (то есть достигших 21 года) мужчин корабля. Это было знаменитое Мейфлауэрское соглашение - короткий документ, утверждающий объединение переселенцев в самоуправляемый «гражданский политический организм», который сам себя обязывал в дальнейшем жить по законам, каковые сам же и установит. Имя короля и изначальное намерение основать колонию в Виргинии в тексте упомянуты, но и только. Мейфлауэрское соглашение подписали все: и пуритане, и «чужаки». Как выразился историк-американист Александр Самойло, «отцы-пилигримы» заняли территорию Плимута без всяких юридических прав на нее, путем захвата, став таким образом первыми сквоттерами Америки» . По сути, они обманули Лондонскую компанию и короля, ускользнув из-под надзора его функционеров. Только поставщиков продовольствия колонисты не могли позволить себе обмануть - препирательства насчет долговых обязательств затянутся на годы. Но политическое самоуправление - вот что стало самым ценным и самым желанным приобретением переселенцев. Можно себе представить, какие чувства они испытали, когда в 1624 году король ликвидировал Лондонскую компанию и перевел ее земли под свой прямой контроль.

Документ
Мейфлауэрское соглашение

«Во имя Господа Бога, аминь. Мы, нижеподписавшиеся, верноподданные нашего великодержавного государя - короля Якова, Божьей милостью государя Великобритании, Франции и Ирландии, защитника веры, etc. Предприняв во славу Божию, и во имя распространения христианской веры, и в честь нашего короля и страны путешествие с целью основания первой колонии в северных областях Виргинии, настоящим торжественно и по взаимному согласию перед Богом и друг другом обязуемся объединиться в гражданский политический организм для установления у нас наилучшего порядка, и безопасности, и осуществления вышеуказанных целей; и на основании этого составлять, учреждать и формулировать по мере надобности такие справедливые и равные для всех законы, ордонансы, акты, постановления и должности, которые будут сочтены наиболее подходящими и соответствующими общему благу колонии, коим мы обязуемся подчиняться и их всецело соблюдать. В подтверждение чего мы поставили здесь наши подписи у мыса Код 11 ноября (21 по н. ст. - Прим. «Вокруг света» ) 18 года правления нашего повелителя короля Якова Англией, Францией и Ирландией и 24-го - Шотландией, Anno Domini 1620».

Впоследствии Мейфлауэрское соглашение станут считать прообразом Декларации независимости, утвердившей свободу североамериканских штатов от власти метрополии.

В тот же день поселенцы выбрали губернатором Джона Карвера, дьякона общины (одна из трех выборных руководящих церковных должностей в конгрегации), человека зажиточного и уважаемого. «Скорее, утвердили» , - уточняет Брэдфорд, поскольку Карвер и так был одним из лидеров лейденской части пассажиров «Мейфлауэра». Он считается первым в истории колонизации англичанами Америки главой поселения, избранным народом.

Новый Плимут

Холодный дом

Отряд колонистов на лодке, которую они привезли с собой, обследовал окрестности в поисках подходящего места для поселения. В бухте севернее мыса Код присмотрели удобный холм, где протекал ручей с питьевой водой, и 26 декабря «Мейфлауэр» доставил туда всех пассажиров. Ранее Джон Смит назвал эти места Новым Плимутом­; получилось­, что путешественники из Плимута английского в конечном счете приплыли в Плимут американский; так стала называться и их колония.

Праздник
День благодарения

Эпидемия и междоусобицы обошлись индейцам Новой Англии слишком дорого, чтобы воевать еще и с белыми чужаками, поэтому туземцы не нападали на плимутских колонистов, а весной 1621 года отправили к ним переговорщиков. Плимутцы заключили с индейцами мирный договор, которого хватило на 40 лет. Те многому научили колонистов: сажать кукурузу, ставить силки, добывать сахар из кленового сока. Осенью того года плимутцы собрали первый урожай и устроили по этому поводу праздник, на который позвали 90 индейцев-союзников во главе с великим вождем. В 1863 году в память о пире выживших колонистов президент Авраам Линкольн объявил День благодарения национальным праздником. Его стали отмечать в последний четверг ноября. Это один из двух самых «американских» праздников в календаре США наряду с Днем независимости.

Новоприбывшим повезло: несколько лет назад в этом месте была индейская деревня, но в 1617 году все ее население выкосила инфекция, занесенная приплывавшими в эти края рыбаками-европейцами. Когда-то возделанные поля лишь недавно пришли в запустение, и культивировать их было легче, чем целину. И хотя в первую зиму холод, голод и болезни унесли жизни половины поселенцев (предание гласит, что своих мертвых плимутцы хоронили тайком по ночам в безымянных могилах, чтобы индейцы не знали, как быстро тают ряды белых людей), колония продержалась год и собиралась развиваться дальше.

С 1621 года все больше кораблей стало прибывать к берегам Новой Англии. Вдохновленные примером плимутцев, британцы основывали другие колонии - Род-Айленд, Коннектикут, Массачусетс... Первопоселенцы с «Мейфлауэра» создали ценный прецедент: принцип самоуправления и выборности местных властей, по которому они жили, перенимали как нечто само собой разумеющееся колонисты на всей территории Новой Англии. До Войны за независимость было еще далеко, но будущие американцы приобрели нечто важное - традицию. И обязаны ею США десяткам человек, которые пересекли океан в поисках не золота, не романтики первопроходцев, а свободы.

Фото: Getty Images / Fotobank.com, Architect of the Capitol, Getty Images / Fotobank.com, Getty Images / Fotobank.com (x2), Shutterstock (x2)

Отцы-пилигримы (Pilgrim Fathers), так в 19 в. стали называть 102 основателей Плимутской колонии в Америке, к-рые отплыли из Плимута (Англия) в 1620 г. на корабле «Мейфлауэр». Нек-рые О.-п. ранее подвергались преследованиям за отделение от англиканской церкви; в 1608 г. они бежали из Скруби (Ноттингемшир) в Голландию и позже присоединились к остальным. В 1618 г. О.-п. заручились поддержкой синдиката лондонских купцов и получили разрешение поселиться в Вирджинии. Во время плавания они подписали Мейфлауэрское соглашение - договор о самоуправлении. Колонисты высадились у Кейп-Кода (Массачусетс) в декабре и решили здесь же остаться. Лишь половина из них пережила первую суровую зиму. Яркое описание невзгод О.-п. оставил Уильям Брадфорд. Торговля пушниной с индейцами обернулась прибыльным делом, но колония развивалась медленно. Сказывался и огромный наплыв в Массачусетс в 30-е гг. 17 в. переселенцев-пуритан. В 1643 г. Плимутская колония присоединилась к Конфедерации Новой Англии ив 1691 г. вошла в состав Массачусетса. Хотя О.-п. не сыграли сколько-нибудь значит, роли в истории Новой Англии, они стали важным символом европ. колонизации Сев. Америки.

Немилость короля

Пуританизм хоть и возник в XVI веке, но влиятельной религиозной и политической силой он стал в период Английской буржуазной революции. Генрих VIII инициировал в Англии Реформацию, чтобы порвать с папой и Ватиканом и укрепить королевскую власть. Для этого была создана англиканская церковь, которая подчинялась непосредственно королю и должна была объединить всю нацию. Но именно из-за попытки угодить всем, английская Реформация оставалась незавершенной. Хоть монастырское имущество и было секуляризовано, но белое духовенство сохраняло за собой обширные земельные участки, в храмах сохранилось дорогое католическое убранство, а с населения по-прежнему взималась десятина. Недовольные этим буржуазия и новое дворянство требовали довести Реформацию до конца и объединились в борьбе под знаменем пуританизма.

Высадка пуритан в Америке

Свое название «пуритане» получили за стремление «очистить» англиканскую церковь, также они провозгласили себя «избранными» и истинными церковными реформаторами. Особенно радикальные настроения пуритан обострились в годы правления Стюартов — королей Якова I и его сына Карла I. Оба монарха проявляли прокатолические симпатии и вступали в конфликт с действующими парламентами. Каждый из них распустил по три парламента.

Пуритане бежали из Англии от репрессий Стюартов

Суть противостояния сводилась к двум причинам: король, дабы пополнить казну, котел получить право без санкции парламента вводить новые налоги, и явная любовь короля к католицизму привела к преследованию пуритан. Парламент к тому же, состоящий преимущественно из пуритан, пытался всячески пресечь попытки Карла I заморозить реформы в англиканской церкви. Пуритан стали всячески притеснять: священников выгоняли из церквей, их книги сжигали. Видя, что Европа и родная Англия все больше погружается во тьму греха и разврата, пуритане решили действовать.

Живи там хорошо…

Подвергаясь преследованиям со стороны властей, часть пуритан решила перебраться в Голландию, где к их взглядам относились терпимо. К 1617 году там они образовали общину, численность которой возросла до 300 членов. Но многие не могли найти работу в Голландии, а также привыкнуть к культурным различиям, и возвращались в Англию. Общине грозила ассимиляция, а пуритане хотели сохранить свои строгие традиции. Тогда они решили перебраться в Новый Свет и там, на еще неосвоенных территориях, воспитывать своих детей в чистоте и проповедовать учение Господа.


«Корабль Мейфлауэр». Уильям Холсалл, 1882

Выбор пал на недавно основанную (1607) колонию Вирджинию, пуритане надеялись, что ее жители помогут им защититься от враждебных племен. Пуритане подумали, что достаточно большая территория колонии позволит им удалиться от прежних поселений и развиваться самостоятельно. В 1620 году они получили от «Вирджиния Компани» право на землю в Новом Свете в обмен на отработку.

Во время плавания на «Мейфлауэре» родился один ребенок

На корабле «Спидвел» пуритане отправились из Голландии в Англию. Компания оплатила переезд. По пути к ним присоединилась другая группа переселенцев на корабле «Мэйфлауэр». Оба судна направились в Плимут, но «Спидвел» оказался непригодным для длительных путешествий, и все пассажиры перебрались на второй корабль. Так 16 сентября 1620 года со 102 людьми на борту «Мэйфлауэр» вышел в море.

Помощь пришла, откуда не ждали

Во время тяжелого двухмесячного плавания на корабле погибли два человека, а само судно отклонилось далеко на север. 21 ноября переселенцы бросили якорь у мыса Код (штат Массачусетс). Из-за отклонения от курса колонисты оказались далеко от того участка, которой должны были отработать. В связи с этим, было решено считать договор с «Вирджиния Компани» утратившим силу. В этот же день главы 41 семьи переселенцев подписали «Мэйлауэрское соглашение» по которому они обязались основать колонию и подчиняться законам, «которые будут считаться подходящими и соответствующими общему благу колонии».


«Мэйфлауэрское соглашение». Жан Ферри, 1899

С 25 ноября отцы-пилигримы (как принято называть первых поселенцев) постепенно стали высаживаться на берег и обследовать новые территории. Они подверглись нападению индейцев, но благодаря огнестрельному оружию сумели от них отбиться. В Рождество 25 декабря началось строительство Дома собраний, что положило начало поселению Нью-Плимут.


Первая зима была суровой, жить приходилось на корабле, многие не пережили ее. Помощь пришла, откуда не ждали. Индеец Тискуантум, которого переселенцы прозвали Скванто, немного понимал речь колонистов и научил их выращивать тыкву и маис, показал где водится дичь и ловится рыба. Благодаря этим знаниям переселенцы смогли выжить в новом неизведанном краю.


Первый День Благодарения

На следующий год отцы-пилигримы собрали богатый урожай и смогли обеспечить себя продовольствием на следующую зиму. Они восприняли это как подарок небес. Первый губернатор колонистов У. Брэдфорд решил провести этот день в благодарности богу и пригласил на праздник вождя и еще 90 индейцев из племени Скванто. Трапеза, которую поселенцы и индейцы разделили в тот день, стала первым празднованием Дня Благодарения. Позже, этот обычай распространился и на другие колонии в Америке, а в 1789 году первый президент США Джордж Вашингтон объявил 26 ноября общенациональным Днем Благодарения. И по сей день миллионы жителей США имеют хотя бы одного предка из числа отцов-пилигримов.

Пилигримы – кто они, и как появились? Прежде всего, это верующие люди, поставившего себе цель и отправившиеся в путь для ее выполнения. Обычно такой целью становится путешествие к святым местам. В России аналогом этому понятию служит термин паломничество.

Само слово «пилигрим» уходит корнями в латинский язык, в котором оно звучит как «peregrinus», что в дословном переводе означает «странствующий». Этим именем назывались первые христианские паломники, уходившие из Европы в Иерусалим, на родину Спасителя. Сведения о первых таких путешественниках относятся к III в. н. э.

Постепенно, по мере укрепления христианства, движение пилигримов набирало силу. В Средние века на территории Европы стали появляться целые сообщества организованных странников. Расширилось и количество объектов, куда направлялись паломники. Так, помимо Святой земли, появились и другие притягательные места, в частности, Рим или монастырь во Франции, связанный с деятельностью Бернара из Лурда, причисленного к лону святых.

Тонкая политика христианского духовенства по расширению своего влияния на еще неверующих во Христа людей постепенно увеличивалась. Пилигримство как движение было взято под опеку высшим церковным руководством. Доходило до того, что обязательное путешествие к Святым местам становилось мерой искупления для согрешивших. Так, в XI веке таким паломничеством в некоторых случаях заменяли церковное покаяние.

Стать пилигримом в Средние века было почетно. Люди, вернувшиеся на родину из такого путешествия, становились почти святыми. И для этого были свои причины. Сам поход занимал длительное время. В пути богомольцев ожидали многочисленные трудности, поэтому назад возвращались далеко не все отправившиеся в путешествие. Причем гарантией возвращения не становилось даже богатство и знатное происхождение. Так в пути погиб Роберт Дьявол, герцог Нормандский. Отец будущего завоевателя Англии Вильгельма, человек, закаленный в боях, суровый и беспощадный, отправившись в Палестину, умер в Никее.

Уходя в дорогу, пилигрим не должен был иметь при себе оружие. Его оберегали только посох да крест. Учитывая реалии тогдашней Европы, это было слабой защитой путешественнику. Но, даже добравшись до Иерусалима, еще не факт, что пилигрим мог попасть в нужное место. За вход в город каждый путешественник должен был заплатить золотую монету, которой у простого странника не могло быть в принципе.

По этой причине дорога для многих пилигримов заканчивалась под стенами Святого города. Они ходили вокруг Иерусалима, не имея возможности попасть внутрь, и массово гибли, кто от голода и жажды, а кто и от рук местных жителей, не слишком чествующих пришельцев. Но подобные трудности не пугали богомольцев, а наоборот, укрепляли их веру. Умереть же в местах, в которых бывал и терпел лишения Святитель, для многих было счастьем.

Но далеко не каждый желающий мог стать пилигримом. Для этого надо было предварительно получить разрешение у епископа. Кроме того что пилигрим должен был показывать пример истинного благочестия, церковь организовывала специальный трафик для таких путешественников. Каждый отправляющийся в путь получал своеобразный паспорт пилигрима, согласно которому путешественникам предоставляли приют в монастырях, встречающихся на их пути. Рядовым гражданам также рекомендовалось оказывать посильную помощь паломникам.

Постепенно множество монастырей подстроили свою работу специально под прием пилигримов. Как правило, такие религиозные заведения находились в местах, через которые проходил большой поток паломников. Позже такие монастыри стали именоваться госпиталями, то есть сооружениями, предназначенными для принятия гостей. Появился и ряд организаций, предлагающих услуги по помощи и охране пилигримов. Наиболее известным из них стал орден Госпитальеров (Иоаннитов), впоследствии преобразовавшийся в рыцарский.

Нельзя сказать, что пилигримами становились только рядовые граждане. К этому движению иногда присоединялись и люди довольно значительного ранга. Наиболее известными среди них были граф Барселонский Беренгард II и Роберт Фландрский, совершившие свои путешествия в XI веке. Еще один такой путешественник Фулько Черный, граф Анжу, прославился в Палестине как щедрый жертвователь. Будучи по жизни крайне жестоким человеком, он в какой-то момент решил отправиться в Палестину замаливать свои грехи. В пути он буквально переродился во вполне благочестивого человека.

Становясь пилигримами, знатные люди часто отправлялись в путь, сопровождаемые значительной свитой. Например, епископ Камбрэ Луиберт пошел в Палестину с тремя тысячами людей. В народе для таких больших паломнических коллективов придумали название «войска Господни». Впоследствии именно такие организованные паломнические группировки стали прообразом войск, участвовавших в первых крестовых походах на Святую землю.

Плимут, штат Массачусетс, называется еще “городом, где родилась Америка”. Именно здесь причалил в 1620 году корабль “Мейфлауэр” с первыми колонистами. Здесь же был заключен первый мир поселенцев с индейцами, благодаря чему появился на свет замечательный национальный праздник День Благодарения.

Я давно стремилась здесь побывать. Если следовать аналогиям из российской истории, Филадельфия – это колыбель американской революции, а Плимут – мать (или отец?) городов американских.

Сейчас Плимут (в современном варианте пишется Plymouth, в историческом – Plymuth, в городе висят указатели с обоими вариантами) – это один из небольших городков в штате Массачусетс, практически у самого въезда на Кейп Код. Но историческое его значение огромно – основанный в 1620 году, он считается старейшим на восточном побережье Америки. Его основали колонисты, прибывшие из Англии на самом известном, пожалуй, в американской истории корабле – “Мейфлауэр”.

О “Мейфлауэр” я много читала еще в школе, как на уроках истории, так и на уроках английского. Самая поразившая меня тогда информация заключалась в том, что потомки тех, первых колонистов, до сих пор считаются в Америке “сливками”, “столпами общества”, что это очень влиятельные семьи. Мне казалось это дикой и невероятной выдумкой авторов учебника – ну, опять же, по аналогии с СССР, где мы зачастую и собственных-то прапрадедушек не знали. Оказалось – правда!!!

Благодаря замечательному энтузиасту, бывшему военному журналисту Уорвику Чарлтону (1918-2002) была воссоздана полноразмерная копия “Мейфлауэра”, пришвартованная в плимутской бухте в 1957 году. И теперь каждый желающий может подняться на борт и посмотреть, в каких условиях будущие поселенцы пересекали океан. По кораблю разгуливают экскурсоводы – они не только одеты в костюмы колонистов XVII века, но и говорят на том же языке! Понять их было довольно трудно, честно говоря, зато рассказывали они невероятно интересные вещи. Для меня было новостью, что изначально кораблей было два, но один дал течь еще в порту, в Англии, так что все желающие буквально впихнулись в обычный трехмачтовый рыболовный барк.

“Мейфлауэр” был выбран за свою крепкость – до этого судно использовалось как торговое и курсировало между Англией, Францией, Испанией и Норвегией. Но, понятно, где Англия и Франция – и где Англия и Америка. Да и народу на корабль набилось – сто два человека. Сорок один мужчина, девятнадцать женщин (в виду неизвестных трудностей, колонисты старались не брать с собой женщин, как правило, они приезжали уже потом, когда их мужья и отцы обосновывались на новом месте), ну и дети. Один ребенок родился во время плавания, еще один родился на корабле аккурат перед высадкой на берег. Плюс экипаж корабля – порядка тридцати человек. Себя будущие колонисты называли “пилигримами” (отсюда и расхожая фраза “отцы-пилигримы”).
Понятно, что удобств никаких не было. Для туалетов приходилось использовать лодки. Из-за скученности и отсутствия элементарной гигиены быстро вспыхнула эпидемия, несколько человек умерли.
В дороге спали на двухъярусных нарах. Судя по их размерам, люди XVII века были коротышками (по сравнению с нами) – на мой взгляд, хоть в этом им повезло, сложно представить себе нашего современника, свернувшегося на такой, с позволения сказать, кроватке.


А вот корабельная кухня.


Кухарка обладала немыслимыми благами – она спала тут же. Жарко и воняет, зато не тесно, да.

Каюта капитана.


Еще один любопытный для меня факт – оказывается, все веревки и стропы заказывали из Московии. Как рассказал экскурсовод, именно Московия поставляла самую лучшую, самую крепкую пеньку на рынок. Кстати, для создания точнейшей копии корабля полвека назад опять-таки использовали российскую пеньку.

Вот такой вид на плимутскую бухту открывается с носовой бойницы.

Кстати, на корабле сейчас идут реставрационные работы и продлятся они до 2020 года – до 400-летнего юбилея прибытия Мэйфлауэр и первого поселения в Новой Англии. Если есть желание, то можно поучаствовать в сохранении американской истории, пожертвовав на реставрацию любую сумму

В большинстве книг говорится о том, что колонисты сразу прибыли в Плимут – это не так. Сначала они высадились на Кейп Коде, но там им не понравилось – слишком мало свободной земли, слишком много индейцев. Пришлось отправлять отряды разведчиков, причем на лодках (искренне надеюсь, что либо это были другие лодки, либо их отмыли и отскоблили как следует). И вот один из отрядов обнаружил прекрасное место – много земли, холм (значит, легко будет отбиваться от врагов), бухта (значит, легко будет принимать корабли со следующими поселенцами) – и никаких индейских племен в опасной близости. В общем, все колонисты погрузились обратно на “Мейфлауэр” и приплыли в будущую плимутскую бухту. С борта корабля и сейчас можно ощутить себя колонистом: вот эти камни – первое, что увидели пилигримы. Деревянные домики на берегу – магазинчики при корабельном музее, построенные в традиционном для XVII века стиле.


Видимо, колонистам так приелся корабль за все время путешествия, что, как только капитана корабля не стало (Кристофер Джонс был капитаном с 1609 по 1622 года), судно быстренько разобрали на древесину. Никакого уважения к потомкам!

Чем еще примечателен “Мейфлауэр”? Тем, что именно на его борту было подписано Мейфлауэрское соглашение – образчик будущей американской конституции и, по сути, первый документ демократического управления не только в Северной Америке, но и во всем мире. 21 ноября 1620 года все мужчины-пилигримы (женщин, как видно, ни во что не ставили) подписали от своего собственного имени и от имени всех членов своих семей договор. В нем говорится о намерении основать свою собственную колонию. Все обязались подчиняться законам, «которые будут считаться подходящими и соответствующими всеобщему благу колонии» (через 16 лет на основе этого соглашения появился кодекс законов пилигримов). Соглашение это, ставшее основным законом будущей Плимутской колонии, подписали в том числе два лидера среди колонистов – Уильям Брюстер и Уильям Брэдфорд, оба по очереди потом были мэрами Плимута. Однако не стоит забывать, что пилигримы были очень религиозными людьми, пуританами. Поэтому в основные свидетели подписанного соглашения был призван Б-г.

Рядом с кораблем построен небольшой музей под открытым небом, в виде лабиринта. Уж на что я не люблю лабиринты, но этот понравился – на каждой стене висели огромные стенды с разными интересными фактами. Вот на этом, например, можно не только прочитать фамилии первых поселенцев, но и узнать, из каких земель они прибыли.

Честно говоря, дух пилигримов поддерживается в городе до сих пор (что и понятно, ведь именно это привлекает сюда туристов). Городок очень чистенький, аккуратный. До сих пор большинство жителей в нем – 96 процентов – белые. Как и во многих старых городах, владельцев домов обязуют делать ремонт аккуратно, так, чтобы не нарушать исторический облик города. Даже вывески здесь “под старину”.





Все исторические места, где ступала нога отца-основателя, тщательно отреставрированы. Вот, например, знак, возвышающийся над местом гипотетического прибытия лодки с “Мэйфлауэр”.


Первая церковь пилигримов. Вернее, она не совсем первая, в том смысле, что самый первый молитвенный дом был низеньким и деревянным, но этот собор – первый каменный.


На историческом кладбище рядом с отцами-пилигримами покоятся и другие жители Плимута. Вот эта надпись меня покорила именно своей последовательностью: “Учитель-солдат-патриот”.

Плимут мне был интересен еще и тем, что этот город прочно вписался не только в историю страны, но и является символом одного из самых грандиозных американских праздников – Дня Благодарения. По легенде, колонисты подружились с индейцами племени Вампаноаг, один из индейцев, Сквонто, помог вождю племени Массасоиту заключить мир, который длился больше, чем полвека. Потом-то, понятное дело, белые люди взяли свое, как говорится, “огнем и мечом”. Но изначально именно вампаноаги помогли колонистам пережить первые голодные годы, именно они принесли им первые зерна кукурузы и научили, как ее растить, именно они принесли из леса индеек… Короче, если бы не они – не видать бы американцам Дня Благодарения.
В память об этом за неделю до наступления Дня Благодарения в Плимуте проводится грандиозный фестиваль, в котором принимают участие не только потомки пилигримов, но и современные вампаноаги. В остальное время можно просто сфотографироваться с памятником Массасоиту – он установлен на вершине холма, аккурат напротив “Мейфлауэр”.

Самое любопытное, что надменные по отношению к женщинам пилигримы все перепутали. В племени Вампаноаг, как и у многих индейских племен, был матриархат. Но пуритане, относившиеся к женщинам чуть хуже, чем к лошадям, решили, что Великим Сахемом (вождем) просто не может быть старейшая женщина – и обратились к старейшему мужчине. Так все и произошло. Имя Массасоита вошло в историю, имя предводительницы племени помнят только ее потомки (от которых я и услышала эту историю). Кстати, Совет женщин племени был против дружбы с белыми, уверяя, что чужаки рано или поздно предадут своих друзей. Но мужчины, как обычно, послушали женщин и сделали все наоборот. Что говорить, мужчины – они и есть мужчины, хоть они белые, хоть красные…

Буквально в двадцати минутах езды от самого города находится Plimoth Plantation – один из самых необычных музеев, в которых мне довелось побывать. Во-первых, это музей под открытым небом. Во-вторых, все строения там – аутентичны. В-третьих, и это самое главное, гидами по индейской части музея работают индейцы из племени вампаноаг, и рассказывают о своих же предках.
Кстати, корабль “Мейфлауэр” тоже является частью этого огромного музея-исторической реконструкции, но на нем все-таки не покидает ощущение музея. Приехав на плантацию, оставив позади себя шум современного города, по-настоящему попадаешь в семнадцатый век. Символ Плимутской Плантации – вот такая вот смешная корова с “Мэйфлауэром” на спине и в обуви колонистов.

Входные билеты на Плантацию действуют два дня, можно либо приехать сюда еще раз, либо посетить “Мэйфлауэр”. Очень выгодно получается.

Экскурсия начинается с 15-минутного документального фильма, в котором потомки индейцев на своем языке рассказывают о том, как жили их предки, а историки (уже по-английски, конечно) – о прибытии колонистов. После того, как двери кинозала оказываются за спиной, неожиданно попадаешь в густой смешанный лес. Видна только небольшая, извилистая тропинка, которая устремляется куда-то вверх. На особо резких поворотах заботливо установлены резные лавочки. Наконец, сквозь листву можно разглядеть удачно замаскированное индейское поселение.

У входа в поселение висит удивительное предупреждение для посетителей. Просят уважительно относиться к гидам-индейцам, предупредить детей не издавать воинственных кличей, знакомых всем по вестернам – да и вообще, называть не индейцами, а native people.

Деревенька небольшая, в ней восстановлена жизнь семьи вождя племени. Есть огород, есть сад с лекарственными травами, есть место для рыбалки. Гиды не просто рассказывают посетителям о том, как существовали их предки, но и “проживают” ежедневный день вампаноага: убирают, готовят, делают куколок для детей, обжигают лодки, ухаживают за огородом.


Практически везде можно ходить и все трогать (кроме кухни, куда нас не пустили).

Чтобы сделать каное (или Mishoon на языке Вампаноаг) потребуется два-три месяца. Надо не только ворошить дрова и поддерживать огонь, но и следить, чтобы не выгорели стенки лодки.

В готовом каное можно попробовать себя в качестве гребца.

Например, по этому каноэ сын вдоволь налазался.


А вот футбольное поле. Оказывается, футбол, наш, европейский, – это национальная индейская игра, которой они и научили колонистов.


В деревне два дома, зимний и летний. Отличаются они только внутренним убранством – внутри зимний дом устлан шкурами (настоящими), а летний – одни голые прутья. В остальном построены они по одному и тому же принципу – с круглой крышей, наверху которой проделана дыра для выхода дыма. Но это все равно не спасает, в зимнем доме дышать с непривычки невозможно. По-моему, дым ощутим даже на фотографии.

Зимний дом.

Гид в летнем домике была более разговорчива, чем девушка в зимнем. Рассказала, что, например, правильно говорить не “вампаноаг”, а “вопанаАк”, что главами семей в племени всегда были женщины, что зимой теща ложилась спать между дочкой и ее мужем, что женщина, выходя замуж, оставляет себе свою фамилию (и так до сих пор). И что даже язык “вопанаАков” сейчас восстанавливает женщина, профессор университета, потомок этого племени. В семнадцатом веке, когда прибыли колонисты, вампаноагов было мало – порядка 12 тысяч, сейчас же и того меньше – около двух тысяч человек. Однако племя очень гордится своей историей – именно сын великого вождя Массасоита, который встретил пилигримов (кстати, массасоит – это все-таки не имя, а “великий вождь” на языке индейцев, а глупые колонисты опять ничего не поняли и решили, что это его анкетные данные), так вот, именно младший сын вождя возглавил свою войну против белых. “Война короля Филипа”, как это называется в учебниках истории, была одной из самых искусных и одной из самых кровопролитных войн за все индейское сопротивление.

Дом вождя обставлен “побогаче”.

Здесь же на улице готовят традиционное блюдо Вампаноаг – саккаташ, своеобразную похлебку из бобовых, кукурузы, дикого лука и чеснока. Все продукты кладут в котелок, заливают обычной водой и тушат, пока вода почти вся не выкипает, а остатки выливают.


На кухне можно попробовать растолочь в ступе кукурузу в муку. С непривычки это очень тяжело, потому что пестик сделан из отполированного вручную камня.

Выходя из индейской деревни, поднимаешься по крутой тропинке еще выше по склону – к деревне первых колонистов. Экскурсоводы здесь носят одежду 17-го века, говорят на староанглийском и точно также, как и гиды-вампаноаг, сочетают свои рассказы с бытовыми делами – занимаются огородом, уходом за животными, уборкой своих нехитрых домов.

Встреча в веках.

Ворота в поселение пилигримов дружелюбно распахнуты.






THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама