THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Николай Иванович Кареев

Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый – историк и социолог,

крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один

из основателей отечественной социологии, настойчивый и убежденный

последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов

и социологов.

новому стилю) в Москве. В 1873 окончил Московский университет (где

под руководством В.И.Герье занимался историей Великой французской

революции). В юности испытал влияние идей Л.Фейербаха,

Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Писарева, а в

дальнейшем - субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Вместе с

тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный фактор:

он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в качестве элемента

общества.

В 1879-84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем

Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской

академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал

свой лучший труд «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в

последней четверти XVIII века» (1879); в 1881 году вышел его «Очерк

истории французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года».

Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области конкретного

изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой Французской

революции.

Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный

либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в

1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из

Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время

Революции 1905-07 гг. вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом

1-й Государственной Думы. В курсе Кареева «История Западной Европы в

новое время» (т. 1-7, 1892-1917) отводилось существенное место

социально-экономическим процессам. В 1911-15 гг. Кареев приступил к

разработке истории парижских революционных секций. В 1924-25 гг.

сводный обзор историографии Великой французской революции не только в

русской, но и в зарубежной литературе.

Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное

влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев

плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами

социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев

поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных

науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей

становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на

очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто

завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно

переиздавались.

Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски

аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно включился

в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии

и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории

и методологии социологического знания.

Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь

систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны

марксистов, неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди

конкретных социологических проблем особое внимание уделял

междисциплинарным отношениям социологии (особенно с психологией), роли

личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в

разработку истории социологической науки, он является основателем и

зачинателем известной "русской традиции" историко-критического

обозрения социологических школ и направлений, в которую входили

влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев

и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и

составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное

наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и

социологические работы в нем занимают весомое место.

Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских

установок при изучении реальных факторов ("эмпирических событий").

Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития

человечества с помощью точных методов исследования. Общество как

организованное целое - социальный прогресс, социальная организация,

контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой,

утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества

как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.

Кареев дал определение социологии как абстрактной науки,

занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и

их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от

времени и места их возникновения.

"Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе

и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их

взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и

когда бы все это ни существовало и ни происходило".

В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое

представление о социологии. Он пишет: "Социология берет общество

интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство,

обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в

абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и

хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет,

наконец, и последнего без первых двух".

Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно –

контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял

тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена

трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с

формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом

значения политической экономии для построения социологии. классификации

наук, считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу

неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от

биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией

мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную», - писал

Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать

подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в

конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.

Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1)

социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3)

отношения социологии с другими общественными науками, а также с

биологией и психологией; 4) экономический аспект общества; 5)

социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и

7) роль личности в истории.

Кареев придавал большое значение развитию теоретической

социологии. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал

социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся

исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и

не допускающую в своих построениях каких-либо оценок, выходящих за

пределы того, что доступно проверке.

Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии,

которые основоположник социологии выразил следующим афоризмом: "Знать,

чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать". Кареев писал:

""Социология подобно всякой положительной науке о том, что есть, как

оно есть, должна быть беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить

свой научный характер. социология должна не только не решать вопрос о

наилучшем устройстве общества, но даже не брать на себя предсказаний о

том, каково будет дальнейшее развитие существующего общества, потому

что и в этой области гаданий многое подсказывается чаяниями сердца.

Поскольку социология есть наука о законах явлении, в ней нет места и

для нравственной оценки, так как посложней могут подлежать только

отдельные явления и поступки людей, разные между ними отношения и

определенные социальные нормы".

Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме

метода в научном исследовании, Кареев занимался обоснованием

выполняемых теорий объяснительной (экспликативной) и предписывающей

(нормативной) функций.

Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли

о необходимости разделения всех общественных наук по характеру

изучаемого объекта на науки о явлениях (феноменологические - история,

философия истории) и о законах (номологические), к которым отнес и

социологию. Становление социологии как самостоятельной науки об

обществе ставило задачу определения ее места в кругу других наук, как

естественных, так и гуманитарных, выработки своего особого метода,

отличного от прочих, четкого определения проблематики и

исследовательской программы. Особого внимания в этом отношении

заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно разрабатывал в

рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук.

В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень

обобщения ими социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии

с этим он выделил три основные науки - историю и другие родственные ей

науки: социологию и философию истории, - каждая из которых имеет свой

предмет, метод и уровень обобщения информации.

Кареев сопоставляет две науки - историю и социологию, и приходит к

выводу, что они неразрывно связаны между собой. История доставляет

социологу необходимый фактический материал, помогая тем самым

формировать полную картину движения человеческого бытия; социология

вырабатывает способы понимания исторических событий и фактов.

Кареев считает, что в задачу истории входит выявление источников

информации, их критическая проверка, описание индивидуальных и

неповторимых явлений прошлого. История, следовательно, есть

описательная наука, представляющая предварительную стадию изучения

общества. "Задача истории, - пишет Кареев, - не в том, чтобы открывать

какие-либо законы (на то есть социология) или давать практические

наставления (это - дело политики), а в том, чтобы изучать конкретное

прошлое без какого бы то ни было поползновения предсказать будущее, как

бы изучение прошлого и ни помогало в иных случаях предвидению того, что

может случиться и наступить". Отвергая идею рассмотрения истории как

номологической науки (т.е. изучающий закон общества), Кареев видит ее

цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых, установлении реальных

взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их обобщениях.

Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял,

подобно Михайловскому, содержанием философии истории «идеальный мир

норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет

сравниваться действительная история». С тех же субъективно-

идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма, называя

его «экономическим материализмом». Известен ряд критических работ

Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма как

научно-несостоятельное направление в социологии.

Кареев много сделал в области изучения проблемы личности,

глубокую разработку которой считал главным призванием социологии.

Личность рассматривается им как субъект психических переживании, мыслен

и чувств, желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных

процессов.

Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе

антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое

понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так

настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Он

утверждает, что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и

отдельные события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки

зрения определенного идеала.

Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне

его исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по

Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий

личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную

организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии.

Отличительными признаками культурных групп являются не природные

свойства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в

результате воспитания. Вторая сторона общества – социальная организация

– результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная

организация – это совокупность экономической, юридической и

политической сред. Основанием для такой схемы у Кареева выступает

положение личности в обществе: ее место в самой социальной организации

(политический строй); защищаемые государственной властью частные

отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической жизни

(экономический строй). Для Кареева социальная организация – показатель

пределы личной свободы.

Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и

другие ученые, считал открытие двух основных методов познания общества

Сравнительно исторического (позволяющего представить статистическую

картину общества, его горизонтальный срез) и эволюционного

(позволяющего представить общество в развитии, динамике, состоящей в

смене ряда фаз или культурных типов, т.е. осуществить вертикальный

Если сравнительно исторический метод занимается сходными

историческими явлениями, выявлением реально существующих их типов, то

задача эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития,

стадий или фаз этого процесса, а также выяснением причин их

возникновения, оформления и смены.

Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории,

первостепенную роль отводил фактору психическому, что позволило учесть

сложный характер человеческих поступков, роль творческих и волевых

импульсов. Человеческое поведение он рассматривает как единство

социального и индивидуального; достижение общественного идеала

реализуется исключительно через действия отдельных индивидов. Такая

трактовка личности лежит в основании концепции индивидуализма

субъективной школы. К позиции субъективной школы близки взгляды Кареева

и на отношение субъективного и объективного, суть которых состоит в

том, что безразличная к индивидуальному существованию среда

перерабатывается личностью в ходе его практических действий и в

соответствии с ее идеалом, в результате чего и создаются все

человеческие формы бытия.

Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает

анализ процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и

формирование здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В

истории русской социологии им были отмечены как наиболее влиятельные -

субъективная школа и марксистская социология; противостояние этих

течений он использовал в качестве определяющего признака при разработке

периодизации истории отечественной социологии. В истории социологии

России Кареев выделяет три крупных периода: конец 60-х - середина 90-х

годов XIX в.; с середины 1890-х до 1917 г.; после 1917 г. Первый этап

соответствует периоду зарождения субъективной школы. Второй

характеризуется одновременным развитием марксистской и немарксистской

социологий, сопровождаемый борьбой между ними. Третий отмечен

установлением господства марксистской социологии и, как это

представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения

"экономизма" и "психологизма". Кареев высказал оригинальный подход к

изучению культуры, в определение которой он включил всю совокупность

результатов психологического взаимодействия между людьми. Содержание

человеческой культуры в концепции Кареева представлено в виде двух

крупных пластов.

Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как

язык, религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур,

обеспечивающих функционирование общества: государство. народное

хозяйство, право.

В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал

историю социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток

осмысления общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов

и неудач.

Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение

всей своей жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ,

посвященных задачам преподавания истории и социологии, выступая в этой

области как теоретик и методист. Он заботился о совершенствовании

системы школьного и вузовского образования, ходатайствовал о создании

кафедр социологии в российских университетах, занимался научным поиском

в области методов обучения, изучал традиции. сложившиеся в российской

системе образования. Преодолевая характерную для русского

обществоведения того времени публичность, Кареев заботился об усилении

профессионализма в подготовке квалифицированных социологов.

Список литературы:

1. Гусейнова Ф.Д. «Социология. Учебное пособие.», ч. 2. М., 1997.

2. «Антология русской классической социологии» / под. ред.

Клементьева и Панковой. М., 1995.

4. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии» М., 1995.

5. Радугин А.А., Радугин А.К. «Социология: курс лекций» М., 1996.

СССР Место работы Московский университет , Варшавский университет , Петербургский университет

Никола́й Ива́нович Каре́ев (24 ноября [6 декабря ] , Москва - 18 февраля , Ленинград) - русский историк и социолог. С 1910 - член-корреспондент Петербургской академии наук (с 1917 г. - Российской Академии наук), с 1929 - почётный член Академии наук СССР .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ 2001184 Ocherk 01 Аудиокнига. Кареев Н. И. "Общий ход всемирной истории"

    ✪ Социальная психология. Социологическое учение Кареева.

    ✪ 2000115_Glava_1_Аудиокнига. Соловьев Сергей Михайлович. История России с древнейших времен. Том 1

    Субтитры

Биография

«Мой дед со стороны отца (звали его Василий Елисеевич) был генералом и занимал должность полкового командира, когда умер ещё в сороковых годах в Москве, где и поселилась его жена и где в её доме 24 ноября 1850 года я увидел свет в день именин матери».

- Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. Л., 1990. С.48

Детские годы Н. И. Кареев провел в деревне Аносово Смоленской губернии. Учился в 5-й московской гимназии (до 1869), а в 1873 году окончил курс по историко-филологическому факультету Московского университета , причём первоначально он выбрал славяно-русское отделение и академика Ф. И. Буслаева как научного руководителя, но под влиянием лекций и семинаров В. И. Герье на четвёртом курсе перешёл на историческое отделение. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял, вместе с тем, учителем истории в 3-й московской гимназии . Выдержав в 1876 году магистерский экзамен, получил заграничную командировку, которою воспользовался для написания магистерской диссертации («Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века». M., 1879), защищенной им в 1879 году. В 1878-1879 годах по приглашению историко-филологического факультета Московского университета Н. И. Кареев читал курс истории XIX века в качестве стороннего преподавателя, а с осени 1879 года по конец 1884 года состоял экстраординарным профессором Варшавского университета , откуда также получил заграничную командировку для приготовления докторской диссертации («Основные вопросы философии истории», М., 1883). Сочинение это вызвало большую полемику, на которую Кареев отозвался книгой - «Моим критикам». Варшава, 1883.

В сентябре 1899 года уволен без прошения по политическим причинам от должности профессора в Петербургском университете (возобновил преподавание в 1906 г.) и на Высших женских курсах , но продолжил преподавать в Александровском лицее . С 1902 года читал лекции на экономическом отделении Петербургского политехнического института. Вместе с Петербургским университетом Кареев покинул и Комитет общества нуждающимся студентам. Деятельное участие принимал в Союзе взаимопомощи русских писателей (1897-1901 гг.); в основавшемся в 1905 г. Союзе деятелей высшей школы состоял председателем «академической комиссии», разрабатывающей основные вопросы строя и быта высших учебных заведений и работал в комитете литературного фонда (в 1909 г. - председатель комитета), равно как в отделе для содействия самообразованию, где с самого начала состоял фактическим председателем. С 1904 года состоял гласным Петербургской городской думы .

8 января 1905 года участвовал в депутации из десяти человек (Максим Горький , А. В. Пешехонов , Н. Ф. Анненский , И. В. Гессен , В. А. Мякотин , В. И. Семевский , К. К. Арсеньев , Е. И. Кедрин , Н. И. Кареев и рабочий-гапоновец Д. Кузин), явившейся к министру внутренних дел П. Д. Святополк-Мирскому с требованием отмены некоторых предпринимаемых военных мер. Святополк-Мирский отказался принять эту депутацию. Тогда депутация явилась на приём к С. Ю. Витте , убеждая его принять меры, чтобы царь явился к рабочим и принял гапоновскую петицию. Витте отказался, ответив, что он совсем не знает этого дела и что оно до него совсем не касается. После событий 9 января 1905 года Кареев был подвергнут 11-дневному заточению в Петропавловской крепости.

В июле-августе 1914 г. пять недель находился в немецком плену.

В середине сентября 1918 г. был арестован вместе со всей семьей в Зайцеве (в имении его родственника О. П. Герасимова в Смоленской губернии), находился под домашним арестом пять дней.

18 октября 1930 года был подвергнут академиком Н. М. Лукиным несправедливой критике на заседании методологической секции «Общества историков-марксистов».

18 февраля 1931 - Н. И. Кареев на 81 году жизни скончался. Похоронен на Смоленском кладбище в Ленинграде.

Семья

Жена - Софья Андреевна Линберг (1863-1926), дочь известного педагога, автора учебников географии и составителя географических атласов Андрея Леонардовича Линберга (1837-1904 ).

Имя Кареева носят Всероссийский конкурс научных работ студентов, аспирантов и молодых учёных в области социологии (Российская социологическая ассоциация; социологический факультет МГУ) и Петербургские кареевские чтения по новистике.

Научная деятельность

В творчестве Н. И. Кареева можно выделить три темы, перекликающиеся с работами его учителя, В. И. Герье :

  1. Французская революция;
  2. русско-польские отношения;
  3. проблемы философии истории.

В бытность свою студентом Кареев сотрудничал в воронежских «Филологических записках » и в «Знании», после чего не переставал писать во многих журналах. Первые большие работы свои Кареев посвятил истории французского крестьянства (упомянутая магистерская диссертация и «Очерк истории франц. крестьянства», ).

Другие важные сочинения Н. И. Кареева:

  • «Философия культурной и социальной истории нового времени»,
  • «Монархии древнего Востока и греко-римского мира»
  • «Старые и новые этюды об экономическом материализме»
  • «Политическая история Франции в XIX в.»
  • «Общий ход всемирной истории»
  • «Polonica» (сборник статей по польским делам).

Специально предназначенные для молодёжи сочинения:

  • «Письма к учащейся молодежи о самообразовании» (1894)
  • «Беседы о выработке миросозерцания»
  • «Мысли об основах нравственности»
  • «Идеалы общего образования»
  • «Выбор факультета и прохождение университетского курса»

Примечания

Литература

Список произведений

  • Кареев Н. И. Космогонический миф // «Филологические записки», Воронеж, 1873
  • Кареев Н. И. Мифологические этюды // «Филологические записки», Воронеж, 1873
  • Кареев Н. И. Книга законов Ману // «Филологические записки», Воронеж, 1874
  • Кареев Н. И. О «новом взгляде» г. Шапиро на современную систему сравнительного языкознания. (Возражение) // «Филологические записки», Воронеж, 1874
  • Кареев Н. И. Славяне в древнейшие времена // «Филологические записки», Воронеж, 1876
  • Кареев Н. И. Расы и национальности с психологической точки зрения // «Филологические записки», Воронеж, 1876
  • Кареев Н. И. Исторический очерк Польского Сейма. - М.: Тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1888
  • Кареев Н. И. Западно-европейская монархия XVI, XVII и XVIII веков. - СПб.: типография М. М. Стасюлевича, 1908
  • Кареев Н. И. История Западной Европы в Новое время (в 7 томах). - СПб.: Типография И. А. Ефрона, 1892
  • Кареев Н. И. Монархии Древнего Востока и греко-римского мира. - СПб., 1908.
  • Кареев Н. И. Общий курс истории XIX и XX века до начала мировой войны. - М.: Типография Сытина, 1919
  • Кареев Н. И. Философия культурной и социальной истории нового времени (1300-1800). Введение в историю XIX века. (Основные понятия, главнейшие обобщения и наиболее существенные итоги истории XIV-XVIII веков). - 2-е изд. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1902. - 205 с.
  • Кареев Н. И. Государство-город античного мира: Опыт ист. построения полит. и соц. эволюции антич. гражд. общин. - 3-е изд. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1910. - 362 с. (недоступная ссылка с 21-05-2013 )
  • Кареев Н. И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. - 2-е изд., с добавл. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1914. - 574 с.
  • Кареев Н. И. Великая Французская революция. Пг.: Изд. Т-ва А. Ф. Маркса. 1918. 476 с. (Прил. к журналу «Нива»). То же: М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2003. 487 с. (В помощь студенту-историку)
  • Кареев Н. И. Историки французской революции. - Л.: Колос, 1924.
  • Кареев Н. И. Основы русской социологии. - СПб.: Лимбах, 1996. - 368 с.
  • Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. - Л.: ЛГУ, 1990. - 384 с.
  • Кареев Н. И. К вопросу о классификации образов правления в «Политике» Аристотеля // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1996. - № 8-9. - С. 4-11.
  • Кареев Н. И. Основы русской социологии // Социологические исследования. - 1995. - № 8. - С. 122-129.
  • Кареев Н. И. Отношение историков к социологии // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1992. - № 3. - С. 4-36.
  • Кареев Н. И. Суд над историей (Нечто о философии истории) / Вступительная статья и комментарии В. П. Золотарева // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1991. - № 1. - С. 6-32.
  • Кареев Н. И. Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше. - М., 1886.
  • Кареев Н. И. Неизданные документы по истории парижских секций 1790-1795 гг. - СПб, 1912.
  • Кареев Н. И. Историка (Теория исторического знания). - СПб., 1913.
  • Кареев Н. И. Неизданные протоколы Парижских секций 9 термидора II года. - СПб, 1914.
  • Кареев Н. И. Общий ход всемирной истории: Очерки главнейших исторических эпох (недоступная ссылка с 21-05-2013 - история , копия ) . - Пос. Заокский (Тул. обл.): Источник жизни, 1993.
  • Кареев Н. И. О Сен-Жюсте / Публикацию подготовила Ю. В. Дунаева // Исторические этюды о французской революции. Памяти В. М. Далина (к 95-летию со дня рождения) / Институт всеобщей истории РАН. - М., 1998.
  • Кареев Н. И. Две английские революции XVII века. - М.: Гос. публич. ист. б-ка России, 2002.
  • Кареев Н. И. Учебная книга Новой истории. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1906.
  • Кареев Н. И. Учебная книга истории Средних веков. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1905.
  • Кареев Н. И. Учебная книга древней истории. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1903.
  • Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. Л.: Ленинградский Университет. 1990. 384 с.
  • Социология истории Николая Кареева: К 150-летию со дня рождения: Межвуз. сборник / Под ред. А. О. Бороноева, В. В. Козловского, И. Д. Осипова. - СПб.: Изд-во СПбУ, 2000. - 420 с - (Российская социология; Вып. 2).
  • Вебер Б. Г. Первое русское исследование французской буржуазной революции XVIII в. // Из истории социально-политических идей. - М., 1955.
  • Фролова И. И. Значение исследований Н. И. Кареева для разработки истории французского крестьянства в эпоху феодализма // Средние века. - Вып. 7. - 1955.
  • Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева: Содержание и эволюция. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
  • Сафронов Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
  • Ростиславлев Д. А. Н. И. Кареев о якобинской диктатуре // Исторические этюды о французской революции. Памяти В. М. Далина (к 95-летию со дня рождения) / Институт всеобщей истории РАН. - М., 1998.
  • Классики российской социологии (К 150-летию со дня рождения Н. И. Кареева) // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000, том III. - Вып. 4.
  • Николай Иванович Кареев: человек, учёный, общественный деятель: Материалы Первой всероссийской научно-теоретической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н. И. Кареева, Сыктывкар, 5-6 декабря 2000 г. / Отв. ред. Золотарев В. П. - Сыктывкар: Сыктывкар. ун-т, 2002.
  • Халтурин Ю. Л. Антипозитивистская концепция исторического закона Н. И. Кареева
  • Халтурин Ю. Л. Структура исторического знания по Н. И. Карееву // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии / Филос. фак. Урал. гос. ун-та; Ред. Б. В. Емельянов. - Екатеринбург: Б.и., 2003. - № 6.
  • Николай Иванович Кареев. Биобиблиографический указатель (1869-2007) / Сост. В. А. Филимонов. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. - 224 с. ISBN 978-5-98180-567-7
  • Филимонов В. А. Лекционные курсы Н. И. Кареева по древней истории // Историк и его дело: судьбы ученых и научных школ. Сборник статей Международной научно-практической конференции к 90-летию со дня рождения профессора Василия Евгеньевича Майера. - Ижевск, 2008. - С. 68-75.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев о национальной детерминанте в истории России. // Национальная идентичность в проблемном поле интеллектуальной истории. Материалы международной научной конференции (Пятигорск, 25-27 апреля 2008 г.). - Ставрополь-Пятигорск-Москва: Изд-во СГУ, 2008. - С. 81-84.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев: in memoriam (к публикации малоизвестных биографических материалов об историке) // Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории. - Вып. 10. - Ставрополь-Пятигорск: ПГЛУ, 2008. - С. 408-416.
  • Филимонов В. А. «Основные вопросы философии истории» и «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» Н. И. Кареева в рецензиях отечественных исследователей //Теории и методы исторической науки: шаг в XXI век. Материалы международной научной конференции. - М..: ИВИ РАН, 2008. - С. 286-288.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев в дискуссии о месте классических дисциплин в гуманитарной науке и образовании // Формирование единого пространства образования и науки в российской высшей школе: история и перспектива. Сб. ст. науч. конф., посв. пам. проф. А. В. Арсеньевой / Отв. ред. Л. П. Кураков - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. - С. 347-354.
  • Н. И. Кареев и казанские социологи // Вестник экономики, права и социологии. Рецензируемый Федеральный науч.-практ. и аналит. ж-л. Казань, 2008. - № 6 - С. 115-122.
  • Мягков Г. П., Филимонов В. А. Казанские ученые в коммуникативном пространстве Н. И. Кареева // Ученые записки Казанского университета. - Сер. Гуманит. науки. - 2009. - Т. 151, кн. 2, ч. 1. - С. 164-173.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев и Первая мировая война: взгляд очевидца и рефлексия историка // Образ войн и революций в исторической памяти. Мат. межд. на-уч. конф. - Пятигорск-Ставрополь-Москва: ПГЛУ, 2009. - С. 178-186.
  • Филимонов В. А. М. С. Куторга и Н. И. Кареев: коммуникативная специфика и трудности верификации // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории - Вып. 30. М.: КРАСАНД, 2010. - С. 223-235.
  • Мягков Г. П., Филимонов В. А. Н. И. Кареев в 1899-1906 годы: «досуговый дискурс» историка // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманит. науки. - 2010. - Т. 152. - Кн. 3. - Ч. 1. - С. 169-178.
  • Мягков Г. П., Филимонов В. А. Н. И. Кареев и «толстые журналы» его времени: в поисках «своего» издания // Мир историка: историографический сборник / Под ред. В. П. Корзун, А. В. Якуба. - Вып.6. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. - С. 347-366.
  • Вешнинский Ю. Развитие градоведческой традиции И. М. Гревса в отечественной науке. Дополненный доклад на научно-практическом семинаре в ИАИ РГГУ «У истоков отечественного краеведения, городоведения, экскурсоведения». - «Муниципальная власть», 2011, № 5.
  • Филимонов В. А. Антиковеды Варшавского университета в коммуникативном пространстве Н. И. Кареева // Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории. - Вып. 12. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. - С. 229-240.
  • Т. Н. Иванова, А. Н. Зарубин . Н. И. Кареев и П. Н. Ардашев: к публикации забытого некролога // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, 34, 2011,
  • Ростовцев Е. А. Н. И. Кареев и А. С. Лаппо-Данилевский: из истории взаимоотношений в среде петербургских ученых на рубеже XIX-XX вв. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т.III. № 4. С.105-121
  • Долгова Е. А ." Документальные источники к научной биографии историка Н. И. Кареева 1917-1931 гг. // Отечественные архивы. 2012. № 2. С. 75-82.
  • Долгова Е. А . « Неизученные страницы жизни Н. И. Кареева // Вопросы истории. 2012. № 8. С. 131-137.
  • Долгова Е. А ., Тихонова А. В.» «Тяжелое материальное положение должно будет отразться и на ходе научных работ…»: частная жизнь Н. И. Кареева 1917-1931 гг. // Родина. 2012. № 7. С. 158-160.
  • Долгова Е. А ." Из истории издания работы Н. И. Кареева «Общая методология гуманитарных наук» // Вестник архивиста. 2012. № 1. С. 239-24.
  • Вешнинский Ю. Иван Гревс и градоведческая традиция. Сокращённый вариант статьи. - Сайт «Знание-Сила», 2012.
  • Вешнинский Ю. Развитие градоведческой традиции И. М. Гревса в отечественной науке. - «ТЕЛЕΣКОП», 2013, № 2 (98).
  • «Своё право писать … я обосновал на нашем товариществе по науке»: деятельность Н. И. Кареева в Комитете по оказанию помощи русским в Германии. 1914 / подгот. Е. А. Долгова // Исторический архив. 2013. № 3. С.126-136.
  • Филимонов В. А. Универсальный дискурс Н. И. Кареева как опыт репрезентации античной истории // Древности 2010. Харьковский историко-археологический ежегодник - Вып. 9 - Харьков: Изд-во ХИАО, ООО «НТМТ», 2010. - С. 325-332.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев о еврейском вопросе в Западной Европе и в России // Образ «Другого» в поликультурных обществах. Мат. Междун. науч. конф. 22 - 24 апр. 2011 г. - Пятигорск-Ставрополь-Москва: Изд-во ПГЛУ, 2011. - С. 430-437.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев о рецепции античного культурного наследия в средние века и новое время // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории - Вып. 40. М.: ИВИ РАН, 2012. - С. 240-257.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев как гимназический преподаватель: постижение профессии и коммуникативые практики // Историческое произведение как феномен культуры. Сб. науч. ст. - Вып. 7 - Сыктывкар: Коми пединститут, 2012 - С. 66-80.
  • Филимонов В. А. Антиковеды - авторы «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» в коммуникативном пространстве Н. И. Кареева // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории - Вып. 41. М.: ИВИ РАН, 2012. - С. 129-164.
  • Филимонов В. А., Мягков Г. П. Проблема монархической власти и её организации в древних обществах в политико-историческом дискурсе Н. И. Кареева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 4. Ч. 3. С. 161-167.
  • Филимонов В. А. Российские антиковеды в коммуникативном пространстве Н. И. Кареева (Раздел 4.3 в коллективной монографии) // Идеи и люди: интеллектуальная культура Европы в Новое время / Под ред. Л. П. Репиной. - М.: «Аквилон», 2014. - С. 643-708.
  • Филимонов В. А. Издательский проект как площадка научной коммуникации («История Европы по эпохам и странам в Средние века и Новое время» под редакцией Н. И. Кареева и И. В. Лучицкого) // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманит. науки. - 2014. - Т. 156. - Кн. 3. - С. 197-206.
  • Филимонов В. А. Н. И. Кареев и М. С. Корелин: коммуникация в рамках греко-римского дискурса // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории - Вып. 49. - М.: ИВИ, 2014. - С. 138-162.
  • Ученый в эпоху перемен: Н. И. Кареев в 1914-1931 гг.: исследование и материалы / автор-составитель Долгова Е. А. М.: РОССПЕН, 2015. 512 с.

Заслуга Николая Ивановича Кареева (1850-1931) перед отечественной социологией состоит в том, что он первым в России начал читать систематический курс социологии, издал первое в России учебное пособие по социологии "Введение в изучение социологии" и признан как основоположник истории русской социологии. Развитию социологии в России им были посвящены специальные работы: "Основы русской социологии" (1996), "Прожитое и пережитое" (1990), в которых представил методологию, периодизацию и основные направления русской социологии второй половины XIX - начала XX в.

Как социолог Н. И. Кареев сформировался под воздействием философских учений Л. Фейербаха и Н. Г. Чернышевского, социологических идей П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, М. А Бакунина и П. А. Кропоткина, Е. В. Де Роберти и М. М. Ковалевского. Несмотря на личное знакомство с К. Марксом и Ф. Энгельсом и высокую оценку ими его магистерской диссертации "Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века", русский социолог, отдавая должное марксистскому учению, критически относился к концепции "экономического материализма".

Научное наследие Н. И. Кареева насчитывает свыше 450 работ, значительное число которых еще не опубликовано. К работам, в которых изложены его социологические воззрения, относят: "Основные вопросы философии истории" (1883), "Сущность исторического процесса и роль личности в истории" (1889), "Историко-философские и социологические этюды" (1895), "Введение в изучение социологии" (1897), "Общие основы социологии" (1919), "Основы русской социологии" (1919-1929).

Н. И. Кареев предлагая все науки об обществе разделить на две группы: науки о явлениях - феноменологические и науки о законах - номонологические. Так, к первой группе он отнес те науки, которые должны описывать явления и показывать их взаимную связь (например, историю и философию истории). К группе номонологических наук он причислял социологию, задача которой "открывать законы, управляющие общественными явлениями". Как считал сам Н. И. Кареев, он предвосхитил идеи В. Виндельбанда, Г. Риккерта и Г. Зиммеля, поскольку лишь "много времени спустя в немецкой философской литературе сделано было аналогичное различие между двумя категориями наук".

Социологию Н. И. Кареев определял как науку о природе и генезисе общества, об основных его элементах, факторах и силах, об их изменениях, о характере процессов, в нем совершающихся, "где бы, когда бы все это не существовало и не происходило". Так же как и О. Конт он считал, что социология изучает общество "интегрально", являя собой общую теорию социального. Интегральный характер социологии Н. И. Кареев объяснял следующим образом: социология не может быть простым механическим соединением общих теорий политики, юриспруденции и экономики, так как она изучает "не три различных предмета - государство, право и народное хозяйство, а один предмет - общество". С его точки зрения, социология как наука теоретическая лишена прикладного характера. Следуя идее, высказанной теоретиком анархизма М. А. Бакуниным о том, что социология не должна прогнозировать "формы будущей общественной жизни", Н. И. Кареев утверждал, что если социология желает быть наукой, то она не должна ставить вопросов о наилучшем устройстве общества. Чтобы оставаться положительной наукой социология должна быть "беспартийной и надклассовой".

Будучи профессиональным историком и политиком, И. И. Кареев видел различие социологии, истории и политики в том, что задача социологии интегрировать знания общественных наук, "открывать законы, управляющие общественными явлениями", задача истории - изучать конкретное прошлое, "без какого бы то ни было поползновения предсказывать будущее", а задача политики - "давать практические наставления". История, по его мнению, подготавливает для социологии "необходимый фактический материал", а дело социологии - "находить проявления эволюционной законообразности".

В целом, считая социологию позитивной наукой, Н. И. Кареев был не согласен с О. Контом по двум вопросам. Во-первых, основоположник социологии сразу перешел от биологии к социологии, минуя психологию. Русский социолог предлагал между биологией и социологией поставить психологию, причем не индивидуальную, а коллективную. Именно коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку общественные явления, в конечном счете, есть взаимодействие между людьми, посредством которых человек может передать человеку не только мысль, но и свое настроение, даже внушить ему известное стремление или действие. Во-вторых, Н. И. Кареев не был согласен с идей О. Конта о том, что стадии эволюции общества обусловлены сменой форм мышления.

Отмечая значимость марксизма за то, что он ввел в социологию экономический анализ социальных явлений, русский социолог считал, что теория марксизма аксиоматична, абсолютизирует значение только одного экономического фактора и фактически остается на доконтовском уровне.

Методологической основой социологии Н. И. Кареев признавал позитивистскую методологию. Вслед за О. Контом он предлагал рассматривать общество в двух измерениях - статике и динамике, определяя статику как анатомию, а динамику - как физиологию общественного организма. Первая изучает явления общественного строения и является теорией общественного равновесия, вторая - исследует совершающиеся в общественном организме процессы и является теорией общественного развития.

В качестве основных методов социологического познания И. И. Кареев выделял сравнительно-исторический, который позволяет представить статическую картину общества, и эволюционный, позволяющий рассмотреть динамику развития общества как смену фаз или культурных типов, а также причин их возникновения, оформления и смены. При этом он разделял основные положения методологии субъективной социологии П. Л. Лаврова и Н. Н. Михайловского в исследовании общественной жизни. Н. И. Кареев считал, что субъективный элемент при изучении общества необходим, так как любое общественное явление должно рассматриваться познающим субъектом сквозь призму определенного идеала.

Личность и общество, согласно воззрению Н. И. Кареева, находятся в непрерывном взаимодействии, обусловливая друг друга. Отправным пунктом социологии он считал признание "общественности человека" и отказ от "фикции естественного человека до общества и вне общества". Н. И. Кареев утверждал, что личность - "единственное реальное существо, с которым имеет дело социология". Народы или отдельные классы одного и того же народа - это суть собирательные единицы, состоящие из отдельных личностей, и лишь последние мыслят, чувствуют, желают, стремятся и действуют. В противоположность О. Конту, который признавал реальным только общество, русский социолог считал, что поскольку человеческие индивидуумы находятся в постоянном взаимодействии, именно изучение разных видов взаимодействий между отдельными людьми и составляет главную задачу коллективной психологии, которая и должна быть непосредственной основой социологии.

Личность в социологических воззрениях Н. И. Кареева предстает как микрокосмос, как субъект психических переживаний, чувств и мыслей, потребностей и интересов, желаний и стремлений. В личности социолог выделял два основных аспекта - психологический и этический. Особое внимание он уделял антропологическим, психологическим и социальным характеристикам личности как субъекта культуры. С его точки зрения, личность является не только носителем существующей культуры, но и ее творцом. Взаимодействие личности и социальной среды рассматривалось как противодействие "традиций и инноваций". Если социальная среда посредством традиций стремится подавить индивидуальность, то личность посредством инноваций борется за свою индивидуальность.

Н. И. Кареев разделял точку зрения П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского на роль выдающейся личности в истории, на ее отношения с народом. Он утверждал, что преимущественно двигают общество "личности, которые создают и распространяют новые идеи и комбинируют силы общества для движения", выражая назревшие потребности. По его мнению, предназначение выдающейся личности состоит в том, чтобы организовать движение народа в определенном направлении.

Н. И. Кареев определял общество как "совокупность множества отдельных человеческих существ, известным образом между собою связанных и потому образующих определенную систему". Общество, согласно представлению русского социолога, есть сложная система психологических взаимодействий личностей. Причем он отличал процессы психического взаимодействия между членами общества от продуктов этого взаимодействия.

Характеризуя вслед за Г. Спенсером и Е. В. Де Роберти общество как "надорганическую среду", Н. И. Кареев различал в ней две составляющие: социальную организацию и культурную группу. Социальная организация определяет место личности в обществе, а культурная группа - ее оригинальность, отличие от "личностей другой культурной группы". Духовная культура, являясь совокупностью идей, существующих в обществе, оказывает влияние на поведение отдельных его членов, а от этого поведения зависят и их практические отношения, лежащие в основе общественных форм.

Взаимодействие личности и общества П. И. Кареев характеризовал следующим образом: личность стремится к самоопределению в обществе, а социальная среда - к ассимиляции личности в себе. В обществе, как соединении множества отдельных психических жизней, взятых в пространстве и времени, действуют силы внушения и подражания, причем люди вступают в известный психический обмен и накапливают результаты коллективной психической работы. Пока влияние одного человека на другого или их взаимодействие ограничиваются изменениями во внутреннем мире каждого из них, т.е. отражаются на их понятиях, чувствовании и желаниях, эти лица находятся между собой в отношениях чисто психического характера. Другое дело, подчеркивал социолог, когда один оказывает влияние на поступки другого, на его поведение, и когда между двумя лицами устанавливаются практические отношения, имеющие двусторонний характер. Эти практические отношения, основой которых выступает также психологическое взаимодействие, и являются, по его мнению, самыми первичными элементами, из которых складываются все сложные системы практических отношений: экономических, юридических и политических.

Н.И. Кареев понимал социальную эволюцию как изменения социальной организации и культуры в процессе взаимодействия людей. С его точки зрения, социальная эволюция обусловлена тремя группами факторов: географическими, антропологическими и историческими. Общей тенденцией социальной эволюции социолог считал интернационализацию и всемирно-историческую преемственность. Социальная эволюция протекает неравномерно, включая в себя множество эволюционных рядов, и сопровождается кризисами, причина которых в нарушении "статического закона взаимного соответствия элементов культуры и социальных форм". Главным показателем кризисов выступают революции, избежать которые можно с помощью проводимых реформ.

Как и многие социальные мыслители конца XIX в. Н. И. Кареев большое внимание уделил рассмотрению проблеме общественного прогресса. Свое понимание этой проблемы он излагал, анализируя уже имеющиеся зарубежные концепции социального прогресса Г. Спенсера, Ч. Дарвина и К. Маркса. Критикуя эти концепции за биологизм и экономизм, предложил этико-психологический подход к осмыслению общественного прогресса.

С точки зрения Н. И. Кареева, социальный прогресс следует рассматривать не как единый процесс, а как состоящий из пяти основных направлений: умственный прогресс, нравственный прогресс, политический прогресс, юридический прогресс, экономический прогресс. Предложенная им "формула прогресса" включала в себя три компонента, которые подчинены главной цели прогресса - развитию личности:

  • - идеал, в качестве которого выступает развитая личность, существующая в условиях индивидуальной свободы и общественной солидарности;
  • - пути достижения идеала посредством переделки критической мыслью культуры, быта и социальной организации;
  • - выражение закона общественного прогресса, которое состоит в самоосвобождении личности и подчинении ей общества.

Исходя из критерия роли насилия в социальном взаимодействии, а также уровня свободы, равенства и солидарности, И. И. Кареев выделил пять этапов социального прогресса:

  • 1) первобытные общества, где господствует грубая сила и которым присущи антагонизм и анархия;
  • 2) общества, в которых сохраняются господство грубой силы и антагонизм, но уже имеются централизация и дифференциация в форме соединения деспотизма с анархией;
  • 3) общества, в которых ослаблены господство грубой силы, антагонизм и анархизм, свойственные предыдущему этапу;
  • 4) общества, где господство грубой силы уступает ведущую роль правовому регулированию, в которых устанавливается гражданское самосознание в форме сочетания свободы и порядка;
  • 5) идеальные общества, которым свойственны полная солидарность и где царит истина и справедливость.

Общая логика социального прогресса виделась Н. И. Карееву как процесс выхода человечества из естественного состояния посредством приспособления личности к общественной среде и последующим отрицанием власти этой среды.

Особенностью подхода И. И. Кареева к рассмотрению социологических проблем являлось неизменное обращение к тому, как эти проблемы ранее решались в истории зарубежной и отечественной социологии. Знание истории развития социологической мысли он считал необходимым условием научного познания прошлой и современной жизни общества, так как оно помогает исследователю "более исторически понимать культурное значение" социологических проблем. Его работы по истории зарубежной и отечественной социологии были написаны в историко-критическом жанре.

H. И. Кареев одним из первых в России предпринял попытку осмыслить процесс развития социологии как науки и посвятил этому несколько специальных работ. Особое внимание уделил вопросу зарождения научной социологии, исторической миссии О. Конта и влиянию его идей на последующее развитие социологии. В работе "Огюст Конт как основатель социологии" (1903) Н. И. Кареев отмечал, что основоположник социологии верно угадал исторический запрос своего времени, благодаря чему создал один "из грандиозных памятников человеческого ума". Н. И. Кареевым была предложена классификация основных направлений мировой социологии. В качестве критерия выделения он использовал противоположность теоретических подходов: позитивизм - антипозитивизм, марксизм - антимарксизм, объективизм - субъективизм, натурализм - психологизм.

Н. И. Кареев считал, что русская социология развивалась параллельно с западноевропейской. Он признавал "начинателем новой науки" в России Н. Г. Чернышевского. С появлением работ П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, отмечал он, в России "началось развитие социологической литературы". Проникновение в российскую общественную мысль позитивизма сопровождалось включением его теорий в различные философские, культурологические и политические направления и формированием на этой основе оригинальных социологических концепций.

В истории российской социологии Н. И. Кареевым были выделены следующие основные периоды ее развития:

  • - конец 1860-х - середина 1890-х гг.;
  • - с середины 1890-х гг. до 1917 г.;
  • - после 1917 г.

С его точки зрения, для первого периода характерно зарождение субъективного направления, противостоящего социологическому натурализму; второго - борьба марксистской социологии с противостоящими ему социологическими учениями; третьего - установление господства марксистской социологии и возможность сближения "экономизма" и "психологизма". Предложенная Н. И. Кареевым периодизация начального периода развития социологии в России до сих пор используется в учебной и научной литературе по истории русской социологии.

Кареев Николай Иванович (1850-1931) - историк, философ, социолог. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербург, университета (1873); проф. Варшавского (1879-84), затем Санкт-Петербург, университетов (с 1886, с перерывом между 1899-1906 в связи с увольнением по подозрению в политической неблагонадежности). С 1910 - чл.-корр. Российской АН, с 1929 - почетный член АН СССР.

Кареев - историк по преимуществу. Его перу принадлежат фундаментальные труды по истории крестьянского вопроса во Франции в конце 18 в. (магистерская диссертация 1879), многотомный труд по истории Зап. Европы Нового времени (1892-1917), а также трехтомная история французской революции (1924-28). Кареев даже упрекали за то, что он хотел якобы сделать из истории царицу мира, вытеснить теоретизм историзмом. Вне теоретико-познавательных философско-исторических и социологических подходов Кареев не мыслил предметы своих исследований. Самые первые работы Кареева - философско-исторические. "Основные вопросы философии истории" - тема его докторской диссертации (1883).

Специфический интерес к культурному процессу как стороне исторического процесса, к проблемам взаимодействия культуры и форм социальной жизни , прогресса в культуре и культурного упадка, роли личности в культурной истории, к истории культуры России, Зап. Европы и всего человечества - еще одна характерная черта творчества Кареева . Отталкиваясь от трудов историков Бурдо, Лакомба, Бернгейма, Кереев делил исторические факты на прагматические (исторические события, действия людей, их поступки и т.д.) и культурные. Критикуя излишний, по его мнению, крен в сторону "прагматизма", его преобладания над культурой, равно как сосредоточенность только на культурных процессах, на изучении безличной эволюции одних надорганических форм, ценой понижения личного начала в историческом процессе (на этом основании Кереев отрицал существование особой "истории культуры", отличной от общей исторической науки), Кареев ратовал за изучение истории как переплетающихся и взаимовлияющих прагматических и культурного процессов, как взаимодействия личностей и культурных форм.

С другой стороны, Кареев выделял в истории "вечное взаимодействие" культурных и социальных отношений, полагая, что на культуре отражается социальное устройство, а на изменении социальных форм - состояние культуры. Культурное и социальное развитие Кареев изучал одновременно, и в этой связи он отвергал чисто духовное объяснение культурного развития безотносительно к социально-экономическим условиям и настаивал на обусловленности культурными причинами "экономического быта", что позволяло Карееву , в частности, не только отвергать монизм "экономического материализма" Маркса, который он понимал как требование выводить все из одного начала, но и признавать его частичную правоту. Наиболее общей методологической основой всего научного творчества Кереева, в том числе его культурологии, является концепция "положитнльной", "критической" философии. Это - не материалистическая и не спиритуалистическая философия. Антропология, философия истории и этика - основные составные части философии. Иногда Кареев пользовался термином "философия общества", обращался и к древним филоским дисциплинам.

Поскольку Кареев полагал, что философия - наука только о явлениях и управляющих ими законах, а не о сущности этих явлений, и отвергал "нуменологию", т.е. метафизику, своим феноменализмом философия Кареева примыкала к позитивизму в широком смысле этого слова. На позитивизм ориентировали и установки Кареев на научность в духе конкретных позитивных дисциплин. Однако чистым позитивистом-сциентистом Кареев не был. Свою философию он считал идейной, пронизанной жизненными мотивами, отвергал философию как простую совокупность отвлеченных логических понятий, простую наукообразную диалектику. Философия, по Кареву, - это мировоззрение с ясными моральными и социальными идеалами, в котором теоретическое согласовано с этическим, объективное с субъективным. Кареев никогда не называл свой метод субъективным, признавал законным только один метод - объективный, но в то же время защищал "законный субъективизм", субъективизм этический, в отличие от "субъективизма незаконного" (национального, конфессионального, партийного и классового).

    Социальное учение Русской Православной церкви - Религ. орг ции, как правило, имеют свои соц. учения (доктрины), при помощи к рых они объясняют широкий круг мирских проблем личности и об ва, свободы и справедливости, брака, семьи и нравственности, экономики, права, демографии,… … Религии народов современной России

    Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы - История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ИСТОРИОГРАФИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ - предметная и проблемная область истории рус. философии, имеющая две осн. задачи: 1) изучение истории философской мысли в России в ее связи с мировой философией и в контексте национальной философской традиции; 2) изучение истории рус. философии… … Русская философия: словарь

    Историография русской философии - предметная и проблемная область истории русской философии, имеющая две осн. задачи: 1) изучение истории философской мысли в России в ее связи с мировой философией и в контексте национальной философской традиции; 2) изучение истории рус.… …

    Тахтарев, Константин Михайлович - У этой статьи нет иллюстраций. Вы можете помочь проекту, добавив их (с соблюдением правил использования изображений). Для поиска иллюстраций можно: попробовать воспользоваться инструментом … Википедия

    Тахтарев - Тахтарев, Константин Михайлович Тахтарев, Константин Михайлович (26 мая (7 июня)1871, Санкт Петербург 19 июля 1925, Москва) российский социолог, политический деятель, один из первых преподавателей социологии в России. Содержание 1… … Википедия

    Социологическая мысль - Будучи генетически связана с отечественной и западноевропейской социальной философией и философией истории, С. м. начинает формироваться в России в 1 м десятилетии XIX в. в русле т. наз. критической (скептической) школы в рус. историографии (Н … Русская Философия. Энциклопедия

    КАРЕЕВ Николай Иванович - (24.11 (6.12). 1850, Москва 18.02.1931, Ленинград) историк, социолог, гимназический товарищ и биограф В. С. Соловьева. К. сочетал в себе способности конкретного историка и теоретика. В этих областях его соч. включают античную, средневековую,… … Русская Философия. Энциклопедия

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама