THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

МОСКВА, 14 июл — РИА Новости. Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла во втором чтении правительственный законопроект о новой конструкции бюджетного правила и об объединении Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Резервного фонда на базе ФНБ.

Бюджетное правило

Планка отсечения по цене на нефть Urals в обновленном бюджетном правиле устанавливается уровне 40 долларов за баррель. Нефтегазовые доходы, полученные при цене выше этой планки, будут направляться в резервы.

Законопроект определяет предельный объем расходов федерального бюджета, который не может превышать суммы нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на природный газ и прогнозируемых валютного курса, ненефтегазовых доходов, а также расходов на обслуживание гоcдолга. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне 40 долларов за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2% начиная с 2018 года.

ФНБ + Резервный фонд

Во втором чтении в законопроект были внесены поправки об объединении суверенных фондов РФ на базе ФНБ. Замглавы Минфина РФ Владимир Колычев пояснял, что такое объединение предполагается в условиях, когда прогнозируется исчерпание средств Резервного фонда на фоне значительно снизившихся за последние два-три года цен на нефть.

При этом целевая составляющего этого фонда сохраняется такой же, какими были цели предшествующих двух фондов: финансирование, направленное на сбалансированность страховой пенсионной системы, финансирование дефицита федерального бюджета и софинансирование добровольных пенсионных накоплений. Формировать объединенный фонд предполагается за счет дополнительных нефтегазовых доходов.

Если общий объем средств в объединенном фонде превысит 5% ВВП, его использование предлагается ограничить выпадающими нефтегазовыми доходами, если общий объем средств меньше 5%, то ограничить этот объем 1% ВВП.

Поправками предусматривается, что средства Резервного фонда зачисляются в ФНБ (объединенный фонд) не позднее 1 февраля 2018 года. Минфин будет ежемесячно публиковать сведения о величине активов ФНБ на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанный фонд, их размещении и использовании в отчетном месяце.

Согласно одобренным поправкам, до достижения объема средств ФНБ, размещенных в Банке России, на конец очередного финансового года и (или) первого и (или) второго года планового периода 7% прогнозируемого объема ВВП, размещение средств ФНБ в иные финансовые активы не допускается, за исключением финансирования начатых до 1 января 2018 года самоокупаемых инфраструктурных проектов.

Новое бюджетное правило, которое должно с 2020 года восстановить строгие подходы к использованию нефтегазовых доходов, возьмет за основу цену нефти $40 за баррель и будет учитывать расходы на обслуживание госдолга

Министр финансов РФ Антон Силуанов (Фото: ТАСС/Александр Астафьев)

Без первичного дефицита

Новое бюджетное правило​​ — система правил использования нефтегазовых доходов — заработает с 2020 года, определит базовой ценой нефти отметку в $40 за баррель и будет ограничивать бюджетные расходы так, что они должны равняться базовым доходам за вычетом процентных расходов на обслуживание долга, на Московском финансовом форуме в пятницу министр финансов Антон Силуанов. «Подготовка бюджетного правила, которое, мы считаем, возможно к реализации с 2020 года, будет заключаться в том, что при цене $40 за баррель мы должны иметь нулевой первичный дефицит. То есть все те расходы по обслуживанию долга, которые у нас будут закладываться в расходы бюджета, как раз и будут составлять тот дефицит, который мы себе можем позволить», — сказал Силуанов, передал его слова корреспондент РБК.

Иными словами, по новому бюджетному правилу Минфин будет считать нефтегазовые доходы по цене $40, приплюсовывать к ним прогнозные ненефтегазовые доходы (эта сумма будет считаться базовыми доходами) и планировать бюджетные расходы так, чтобы они были не выше базовых доходов, не считая процентных выплат по долгу.

Новая версия бюджетного правила станет уже четвертой с момента введения такой практики управления госфинансами в 2004 году.

Старое бюджетное правило, которое действовало в 2013-2015 годах, подразумевало, что предельные расходы бюджета равны базовым доходам плюс 1% ВВП. Новое правило заменит этот 1% величиной процентных расходов, которая сейчас как раз находится в пределах 1% ВВП. Согласно закону о бюджете на 2016 год, процентные расходы в этом году планируются на уровне 646 млрд руб., или 0,8% ВВП. Первичный дефицит бюджета (дефицит без учета расходов на обслуживание долга) запланирован на уровне 2,2% ВВП, а Минфин хочет, чтобы с 2020 года не было первичного дефицита.

Почему $40?

По старому правилу базовая цена нефти для расчета нефтегазовых доходов, которые можно направлять на финансирование бюджетных расходов, определялась как среднегодовая цена нефти Urals за пятилетний период с ежегодным наращением этого периода на один год вплоть до десяти лет (усреднение по десятилетнему периоду должно было начаться с бюджета 2018 года). Сверхдоходы (нефтегазовые доходы от превышения реальных цен над базовой) перечислялись в суверенные фонды. Правило работало на растущих нефтяных ценах, но в 2015 году расчетная цена нефти по бюджетному правилу составляла $96, тогда как фактическая цена упала до $50. Поэтому на 2016 год бюджетное правило было приостановлено, а взамен были введены временные правила (действуют до 1 февраля 2017 года), позволяющие тратить нефтегазовые доходы и сбережения резервных фондов на финансирование расходов федерального бюджета.

Теперь предлагается использовать в бюджетном правиле вместо средней цены нефти за предыдущие годы консервативную цену $40 за баррель. Такая цена взята потому, что она соответствует порогу рентабельности добычи сланцевой нефти в мире ($40-50), объясняет высокопоставленный федеральный чиновник, знакомый с планами Минфина. По его словам, в скором времени ведомство хочет внести законодательную инициативу в новую Думу с тем, чтобы ввести бюджетное правило с 2020 года. Представитель Минэкономразвития сообщил РБК, что документ в министерство не поступал.

Средняя цена Urals в январе—августе 2016 года составила $39,36 за баррель, а за август превысила $40 за баррель ($43,9). Если бы новое бюджетное правило действовало уже сейчас, в августе резервный фонд удалось бы пополнить.

Вопрос о цене отсечения — $40 или ближе к $50 — еще предстоит обсуждать в правительстве, говорит РБК федеральный чиновник. Минфин предлагает ежегодно индексировать ее на долларовую инфляцию (в 2014 году она составила 1,6%, но в 2015 году — всего лишь 0,1%), говорил ранее РБК источник, близкий к Минфину. В целом падение цен на нефть и волатильность на валютном рынке заставили Минфин иначе взглянуть на предназначение бюджетного правила. Его смысл должен быть шире, чем просто возможность для стабилизации госфинансов, задача — «изолировать экономику от волатильности цен на нефть», говорит собеседник в финансово-экономическом блоке правительства. Речь идет о том, «чтобы реальный эффективный курс рубля не так сильно колебался вместе с ценами на нефть и не так сильно колебались относительные цены в экономике, инфляция, курсовые условия и все, что влияет на рентабельность компаний в разных секторах».

«Мы ориентируемся на то, что у нас дефицит бюджета должен постепенно снижаться на один процентный пункт ежегодно. Если мы выбираем $40 как цену отсечения, то мы приходим к сбалансированному бюджету к 2020 году, если выбираем $50 — приходим к 2019 году. В зависимости от того, какой будет цена отсечения, определится момент, когда бюджетное правило заработает полноценно», — говорит чиновник финансово-экономического блока.

Принцип, заложенный в бюджетное правило, фактически действует с 2004 года, когда был образован Стабилизационный фонд. Для указанного фонда действовал следующий порядок формирования: в него перечислялись нефтегазовые доходы свыше цены отсечения, которая составляла 20 долларов за баррель нефти в 2004 году, 27 долларов в 2006 году. При этом динамика цен на нефть существенно опережала рост цены отсечения. По оценкам специалистов, в Стабилизационный фонд поступало до ¾ дополнительных доходов от благоприятной внешней конъюнктуры.

Принцип, заложенный в бюджетное правило, фактически действует с 2004 года, когда был образован Стабилизационный фонд. Для указанного фонда действовал следующий порядок формирования: в него перечислялись нефтегазовые доходы свыше цены отсечения, которая составляла 20 долларов за баррель нефти в 2004 году, 27 долларов в 2006 году. При этом динамика цен на нефть существенно опережала рост цены отсечения. По оценкам специалистов, в Стабилизационный фонд поступало до ¾ дополнительных доходов от благоприятной внешней конъюнктуры.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд $125,41 миллиард (3 069 млрд руб. на момент разделения) и Фонд национального благосостояния $31,98 миллиард (782,8 млрд руб. на момент разделения).

величина ненефтегазового дефицита бюджета — 4,7 % ВВП

нефтегазовый трансферт — объема нефтегазовых доходов, который можно направить на финансирование расходных статей бюджета — 3,7 % ВВП.

То есть подразумевалось, что возможно «безопасно» выполнять заимствования в размере 1 % ВВП для финансирования дефицита бюджета. Пороговый объем Резервного фонда был установлен равным 10 % ВВП. После преодоления данного порога нефтегазовые доходы должны были направляться в Фонд национального благосостояния.

В связи с кризисом 2008 года, указанное выше правило перестало действовать. Новой ценой отсечения стал уровень 45 — 50 долларов за баррель, который обечпечивал нефтегазовые доходы на уровне 4,7 % ВВП. В 2011 году пороговый объем Резервного фонда был установлен в размере 7 % ВВП.

В 2012 году было предложено бюджетное правило, включавшее два новшества:

цена отсечения нефтегазовых доходов должна не прогнозироваться, а рассчитываться на основе статистических данных за предыдущие годы как трендовый показатель;

объем расходов бюджета должен определяться как сумма ненефтегазовых доходов и нефтегазовых доходов в рамках расчетной цены на нефть плюс максимально возможный дефицит бюджета в размере 1 % ВВП.

Официально бюджетное правило начало действовать с 1 января 2013 года. Цена отсечения рассчитывалась за период в пять лет и составила 91 доллар за баррель. Нужно отметить, что к 2018 году расчетный период должен составить десять лет. В 2014 году цена отсечения выросла до 92 долларов США за баррель.

Обострение внешнеполитической конфронтации России со странами Запада и ухудшение экономической ситуации требуют от руководства страны незамедлительных действий. Пресловутое импортозамещение пока оказывается скорее переходом не на отечественный продукт, а на китайский. Нужны кардинальные перемены.

Последняя неделя стала неделей откровений для Правительства России, экспертов и россиян. С трибун Госсовета зазвучали предложения по кардинальной смене экономического курса. Так, президент страны Владимир Путин опроверг экономические постулаты, которые внушались либералами последние 20 с лишним лет, и заявил, что отныне российская экономика будет ориентироваться на внутренний рынок, а не на мифические иностранные инвестиции.

Вопрос внешних заимствований, от которых Минфин отказался в текущем году, всегда вызывал множество нареканий в экспертной среде. В 2010 году Россия вернулась к практике размещения долговых бумаг с целью покрытия бюджетного дефицита. Однако, несмотря на то, что бюджет в 2011-2013 годах исполнялся с профицитом, Минфин почему-то от привлечения средств не отказался. При том что стабильно растущие доходы от экспорта энергоресурсов позволяли наращивать средства резервного фонда. 1 мая этого года совокупный объем средств резервного фонда достиг 87,94 млрд долларов. В связи с этим оставалось неясным, с какой целью Минфин в последние несколько лет обращался на внешний рынок за дополнительными деньгами, если государство не испытывало нехватки собственных средств.

Как бы там ни было, под давлением обстоятельств Минфин вынужден теперь отказаться от внешних заимствований. В частности, сыграло свою роль снижение рейтинговым агентством Standart&Poors кредитного рейтинга России с «BBB» до «BBB-», то есть до «негативного».

Это делает нецелесообразным привлечение заемных средств.

Нужно отметить, что игра в евробонды, которую начал Минфин в 2010 году при колоссальном росте поступлений в резервный фонд, привела к тому, что долговая нагрузка на государство увеличилась на 14,43 млрд долларов, составив в структуре госдолга 72,9%. Конечно на фоне крупных развитых стран государственный долг России небольшой. На 1 апреля 2014 года он составил всего 54,9 млрд долларов . Это один из самых низких показателей госдолга в Европе. А если обратиться за примером к США, в 2013 году он превысил цифру в 17 трлн.

Однако у этой медали есть обратная сторона. При низком долге госсектора у нас катастрофически высокий частный долг. В 2014 году он достиг 649,2 млрд долларов . При этом суммарный внешний долг России, по данным Центробанка, равен 727,1 млрд. И пугает не столько масштаб корпоративного долга, сколько его динамика. В двухтысячные годы внешний долг рос весьма стремительно.

Российский крупный бизнес на протяжении последних 10 лет весьма активно обращался за кредитами в зарубежные банки. Растущий спрос на иностранные источники объясняется выгодной разницей процентной ставки иностранных кредитов по сравнению с внутрироссийскими, а также более доступными условиями получения. Некоторые эксперты не склонны видеть в этом серьезной угрозы в силу того, что в России сложилась экспортная модель экономики. По их мнению, задолженность перед западными банками не страшна, пока долги обеспечены стабильным экспортом продукции.

При этом крупнейшие отечественные компании, имеющие серьезную внешнюю задолженность, связаны с энергоресурсами или другими сырьевыми товарами. Среди ключевых должников такие гиганты, как «Лукойл», «Евраз», «Русал», «Северсталь», «Транснефть», «Газпром» и «Роснефть». В частности, по данным Reuters, совокупная задолженность «Газпрома» и «Роснефти» составляет порядка 90 млрд долларов (почти в 2 раза больше, чем российский госдолг). При этом Standart&Poors оценивает сумму возврата, которую в этом и следующем году должна осуществить «Роснефть», - в 15 и 16 млрд долларов соответственно. Также существенная часть внешней задолженности приходится на пять крупнейших отечественных банков, которые должны зарубежным кредиторам порядка 60 млрд долларов.

Одной из угроз неуправляемого роста внешнего долга является превышение суммы долга над располагаемыми золотовалютными резервами. Чем это чревато? Золотовалютные резервы, как известно, используются в первую очередь для финансирования импорта, погашения внешнего государственного долга и стабилизации валютного рынка. Государство в случае ухудшения экономической ситуации вынуждено брать на себя финансирование долгов крупных корпораций.

Глубоко не вдаваясь в эти нюансы, достаточно еще раз обратить внимание на компании с наибольшими долгами - это стратегические корпорации, связанные с добычей энергоресурсов, от которых напрямую зависит наполнение бюджета. Очевидно, что отказаться от помощи этим компаниям государство не может.

Между тем соотношение величины внешнего долга и ЗВР существенно изменилось за последние несколько лет. Если в декабре 2011 года ЗВР покрывали 94,8% внешнего долга, то в мае 2014 резервами обеспечено уже лишь 65,3% долга.

Кроме того, что само по себе растущее бремя внешнего долга является серьезной угрозой, с этого года добавился еще один фактор. Это ухудшение отношений с США и Евросоюзом, которое уже начало сказываться на финансово-кредитной сфере. В условиях нарастающей конфронтации с Западом, при снижении суверенного кредитного рейтинга зарубежные банки могут отказать нашим компаниям в реструктуризации долгов, в переносе сроков выплат либо в дополнительных займах. Это в свою очередь может значительно ухудшить ситуацию с оттоком капитала.

Политические проблемы уже коснулись некоторых компаний. Причиной стали изменения, которые в этом году были внесены в условия кредитования иностранными банками. В кредитном договоре теперь появился пункт о немедленном погашении взятых займов или даже об объявлении заемщиком дефолта в случае введения санкций против компании или даже ее совладельца. Как отмечает Financial Times, банки и кредитные организации США и ЕС требуют, чтобы компании, избежавшие санкций, немедленно погасили кредиты в случае их введения . Хотя такая практика не является революционной. И в общем логично, что любой кредитор в условиях политической нестабильности желает себя обезопасить подобными условиями.

Реакция на такую меру ждать себя не заставила. Например, крупнейшая российская компания нефтехимического комплекса «Сибур» , против совладельца которой - Геннадия Тимченко - власти США ранее ввели санкции, недавно взяла в Сбербанке кредит на 27 млрд рублей, отказавшись от зарубежного кредитора .

По данным Financial Times, западные банки уже сократили объем сотрудничества с РФ. Citigroup по итогам первого квартала 2014 года сократил инвестиции на 9% - до 9,4 млрд долларов. JP Morgan Chase решил инвестировать на 13% меньше - 4,7 млрд долларов. Также сворачивать бизнес в РФ стали и японские банковские группы - это Bank of Tokyo Mitsubishi UFJ и Sumitomo Mitsui Banking Corporation. Кстати, последний заморозил на некоторое время кредитные линии для нефтетрейдера Gunvor, ассоциированного с попавшим в санкционный список Тимченко. Также сложности возникли у горно-металлургического холдинга «Металлоинвест» Алишера Усманова. Буквально за несколько дней до подписания соглашения по экспортному финансированию в размере 1 млрд долларов - банк отказался от сделки.

Дальнейшее ухудшение ситуации, которое подогревается еще и сугубо экономическими причинами - это усугубление мирового кризиса, - может вызвать острый кризис ликвидности. В 2008-2009 годах это привело к тому, что государство было вынуждено взять на себя реструктуризацию и погашение долгов ряда компаний.

Текущая ситуация будет сохраняться и может быть либо усугублена, либо сглажена в зависимости от дальнейшего развития событий вокруг Украины. Но из этой истории важно сделать своевременные выводы. Минфин ранее уже заявил о том, что намерен впредь отслеживать все иностранные займы. Однако какие-то конкретные инструменты озвучены не были. Безусловно, положительным является отказ от государственных заимствований. Но тут, скорее, дело в полном отсутствии выгоды от привлечения средств в условиях негативного кредитного рейтинга. Конечно, и Запад, вероятно, не желает усугублять ситуацию. Иностранный капитал все же заинтересован в сотрудничестве, а не в конфронтации.

Но, так или иначе, зависимость российского бизнеса от западной финансовой системы и продолжающийся рост корпоративного долга не имеет перспектив. Превышение суммы долга над золотовалютными резервами - это опасный симптом. Примечательно, что внешняя задолженность продолжала накапливаться и при растущем в 2012-2013 годах экспорте. Казалось бы, растущий экспорт должен был положительно сказаться на росте прибылей наших добывающих корпораций и смягчить долговую нагрузку. Однако долги увеличивались. Это свидетельствует о том, что эффективность экспортной модели снижается. Российские финансовые власти, делая отдельные шаги - отказываясь от займов через евробонды, ужесточая контроль за иностранными кредитами, - ранее все же не шли на радикальные меры, которые, сейчас, уже стоит рассматриваются всерьез. Это, отказ от пресловутого бюджетного правила, о чем уже не один раз заявляли даже в Минэкономики…

Странно, что прошла почти незамеченной новость о том, что финансовое ведомство предлагает отказаться от пополнения Резервного фонда за счет дополнительных нефтегазовых доходов в рамках «бюджетного правила». На величину этих доходов планируется сократить программу государственных заимствований, на стоимость которых негативно влияют геополитическая ситуация и режим западных санкций. По бюджетному правилу, нефтегазовые доходы бюджета, получаемые сверх базовой цены на нефть (96 долларов за баррель), направляются в Резервный фонд, напомнил замглавы Минфина. «Мы предлагаем модифицировать это правило и не накапливать эти средства в Резервном фонде, а направлять их уже на этапе планирования на замещение государственных заимствований», - сказал глава Минфина Антон Германович Силуанов. «Мы отходим от ранее преобладающей тактики и стратегии — «занимай и сберегай», которая позволяла занимать и накапливать средства в Резервном фонде,- сообщил Лавров. — Раз у нас ситуация такая, считаем правильным не направлять эти средства в Резервный фонд, а сократить тем самым объем государственных заимствований и госдолга». Сберегал Минфин, напомним, в основном в гособлигациях стратегического конкурента — США. Так что иначе, как отказом платить дань Вашингтону, это решение назвать нельзя , и оно действительно сенсационное (ранее уже сообщалось о постепенном сокращении доли российских ЗРВ в облигациях США, вкупе с начавшимся отказом от расчетов в долларах с Китаем и рядом других стран, это открытый вызов «мировому гегемону», развязавшему войны по всему миру).

В проекте бюджета на 2015-2017 гг. предусмотрено сокращение внутренних государственных заимствований более чем в два раза: в 2015 г. — до 280 млрд руб. (в действующем законе о бюджете — 676,6 млрд руб.), а в 2016 г. — до 299 млрд руб.(против планировавшихся 745,5 млрд руб.). Объем Резервного фонда оценивается в сумму около 3,5 трлн руб. А на днях стало известно, что возглавляемая Дмитрием Медведевым правящая партия готовит для страны альтернативный экономический курс. Одним из главных идеологов этого курса становится советник президента Сергей Глазьев. В Госдуме прошли широко анонсированные парламентские слушания о новой экономической политике ().

Предлагаемые единороссами меры прямо противоположны предыдущей политике правительства Дмитрия Медведева. Депутаты, в частности, предлагают в пять раз увеличить бюджетный дефицит, резко сократить налоговую нагрузку и потратить на инвестиции почти половину золотовалютных запасов страны за ближайшие пять лет. Прозвучало предложение ввести налог на вывоз капитала — то есть своего рода налог на богатых.

Советник президента РФ Сергей Глазьев в ходе прошедшего в среду круглого стола на тему «Российская экономика в условиях нарастания санкций со стороны западных стран» рассказал о трудностях, которые мешают осуществиться повороту экономического курса. «Если Центральный банк будет и дальше проводить политику удушения наших товаропроизводителей, не увеличивая объем денег, не создавая механизмы долгосрочного дешевого кредита, то никакого импортозамещения не будет. Политика Центрального банка наносит гораздо больший вред, чем экономические санкции. А в сумме политика Центробанка и санкции ставят нашу экономику на грань катастрофы. В этом году нужно отдать Западу кредитов на 120 млрд долларов — это порядка 4 трлн руб. плюс импортозамещение - 1 трлн руб., не меньше. Так, российской экономике не хватает 5 трлн руб. на поддержание простого воспроизводства» , — отметил Глазьев. По мнению советника президента, необходимо предоставить нашим корпорациям долгосрочные дешевые кредиты на 4 трлн руб. на тех условиях, к которым они предоставляются за рубежом.

Но чтобы капиталы не «утекли» на Запад, нужны дополнительные меры. «Я бы предложил налог на вывоз капитала. Многие страны пользуются этим инструментом. Если мы понимаем, что вывоз капиталов происходит с целью уклонения от налогов, то что мешает ввести такую норму, как обложение финансовых трансакций НДС. Если это легальная операция, и импорт идет в страну, то этот налог засчитывается в НДС. А если нелегальная, то штраф за вывоз капитала», — сообщил Глазьев. При этом советник предложил возвращать налог для компаний, вывозящих деньги под сделки по легальному импорту. Отметим, что Банк России прогнозирует отток капитала из России в 2014 г. в 90 млрд долларов, а Минэкономразвития ожидает данный показатель на уровне 100 млрд долларов, правда, никаких действий за этими прогнозами не следует. «Этот вопрос для Центробанка абсолютно табуирован, ЦБ делает вид, что это его не касается. При такой политике мы рискуем пострадать от экономических санкций летальным образом. Поэтому главная проблема, которую сегодня надо решать - это преодоление упорного нежелания Центрального банка отстаивать интересы национальной безопасности, обеспечивать экономическую безопасность страны и прекратить следование интересам иностранных спекулянтов», — заявил Глазьев.

Отметим, что Банк России прогнозирует отток капитала из России в 2014 г. в 90 млрд долларов, а Минэкономразвития ожидает данный показатель на уровне 100 млрд долларов, правда, никаких действий за этими прогнозами не следует.

"Этот вопрос для Центробанка абсолютно табуирован, ЦБ делает вид, что это его не касается. При такой политике мы рискуем пострадать от экономических санкций летальным образом. Поэтому главная проблема, которую сегодня надо решать - это преодоление упорного нежелания Центрального банка отстаивать интересы национальной безопасности, обеспечивать экономическую безопасность страны и прекратить следование интересам иностранных спекулянтов" , - заявил Глазьев.

Экономист Михаил Хазин в ходе "круглого стола" по теме санкций отметил, что переориентировать Правительство и руководство ЦБ на новый курс будет непросто.

"Сегодняшнее руководство российского Правительства и руководство Центрального банка - это люди, которые свою карьеру сделали в рамках взаимодействия с долларовым центром, поэтому говорить о том, что они будут строить что-то альтернативное долларовой системе, по меньшей мере наивно. Они этого делать никогда не будут", - заявил экономист.

Тем временем, становится очевидным, что Бреттон-Вудская система со всеми ее институтами - МВФ, Всемирным банком и эмиссионным долларовым центром - претерпевает кризис, который США пытаются преодолеть за счет других участников мировой экономики, уверен Хазин. Так, глобальная экономическая проблема в очередной раз оказывается неотделимой от политики.

"Россия в данном случае выступает в качестве наиболее публичного оппонента США. В реальности Китай и часть элит Западной Европы сопротивляются американскому давлению куда сильнее, чем Россия, но это происходит за кулисами. А Россия в ситуации с Украиной сделала это публично, что привело к двум следствиям. Первое - весь мир увидел, что есть в мире силы, которые не хотят ложиться под США. Если бы экономическая ситуация в мире была хорошей, это бы не вызвало сильной реакции, но уровень жизни населения сильно падает. Руководители малых стран поняли, что свой кусок от мировой долларовой системы не получат, и для них принципиально важно, что есть кто-то, кто может оказывать какое-то противодействие. В результате авторитет России в мире не среди экономических элит, а среди народа в целом, малых и средних государств очень сильно вырос. Как следствие это вызвало очень острое противодействие. Именно в этом причина санкций", - отмечает экономист.

Итак, очевидно, каких действий требуют обстоятельства, но все они - деоффшоризация, выгодное "длинное" кредитование.

«Минфин предлагает зафиксировать в готовящемся законе о федеральном бюджете на 2015-2017 годы отказ от пополнения Резервного фонда за счет дополнительных нефтегазовых доходов в рамках "бюджетного правила". Об этом говорится в проекте федерального бюджета на 2015 год и плановые 2016-2017 годы, подготовленного министерством. На величину этих доходов планируется сократить программу государственных заимствований, на стоимость которых негативно влияют геополитическая ситуация и режим западных санкций.

Предложение учитывать эти изменения уже на этапе планирования бюджета озвучил заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров на заседании российской трехсторонней комиссии, объединяющей представителей правительства, работодателей и профсоюзов.

По бюджетному правилу, нефтегазовые доходы бюджета, получаемые сверх базовой цены на нефть ($96 за баррель), направляются в Резервный фонд, напомнил замглавы Минфина.

"Мы предлагаем модифицировать это правило и не накапливать эти средства в Резервном фонде, а направлять их уже на этапе планирования на замещение государственных заимствований",- сказал Лавров, уточнив, что эта практика может распространиться на текущий процесс подготовки бюджета на следующие три года.

Программа заимствований на 2015 год пока без изменений - планируется привлечь на внутреннем рынке около 1 трлн рублей, на внешнем - 7 млрд долларов, говорил несколько дней назад министр финансов Антон Силуанов.

Но в опубликованном сегодня проекте бюджета на 2015-2017 годы предусмотрено сокращение внутренних государственных заимствований более чем в два раза: в 2015 году - до 280 млрд рублей (в действующем законе о бюджете - 676,6 млрд рублей), а в 2016 году - до 299 млрд рублей (против планировавшихся 745,5 млрд рублей).

"Мы отходим от ранее преобладающей тактики и стратегии - "занимай и сберегай", которая позволяла занимать и накапливать средства в Резервном фонде,- сообщил Лавров. - Раз у нас ситуация такая, считаем правильным не направлять эти средства в Резервный фонд, а сократить тем самым объем государственных заимствований и госдолга".

Минфин таким образом планирует закрепить сложившуюся в текущем году практику, сказал замминистра финансов. В 2014 году министерство уже отказалось от планов пополнять Резервный фонд (первоначально предполагалось направить туда 251 млрд рублей).

"Такой режим действует в отношении этого года, и будет действовать в следующем году - если нам будет не хватать ненефтегазовых доходов, или источников финансирования дефицита, у нас есть право не направлять средства в Резервный фонд, и даже использовать средства Резервного фонда",- заключил Лавров.

Ранее Силуанов сообщал, что в следующем году предусмотрено пополнение Резервного фонда на 350 млрд рублей.

"Мы, конечно, в этих условиях вряд ли сможем его пополнить, - признавал он. - Но будем пользоваться тем же самым принципом, что и в этом году. Если у нас внешние рынки будут дорогие или будут закрыты, то мы не будем пополнять Резервный фонд, а будем сокращать программу заимствований".

Минфин оценивает, что объем Резервного фонда в 2015 году вырастет на 70 млрд рублей - до 3,542 трлн рублей, а в 2016 году - на 119 млрд рублей - до 3,661 трлн рублей, говорится в материалах ведомства, подготовленных к заседанию трехсторонней комиссии по социально-экономическим вопросам.»

Новое бюджетное правило, которое вступило в силу в январе 2018 г., сделает курс рубля менее волатильным, а также повлияет на динамику облигаций и акций, отмечает Евгений Малыхин, партнер, директор инвестиционного департамента УК «Атон-менеджмент».

В чем суть нового бюджетного правила? Правительство устанавливает базовую цену на нефть и исходя из нее (а не текущей цены) рассчитывает нефтегазовые доходы бюджета. В ценах 2017 г. базовая цена на нефть марки Urals равна $40 за баррель, далее она будет ежегодно увеличиваться на 2%. Если реальная цена нефть выше этой отметки, то "излишек" идет в Фонд национального благосостояния. Если ниже, то Минфин будет тратить этот фонд.

Новое бюджетное правило окажет значительное влияние на курс рубля. Нефтегазовые доходы бюджета формируются в рублевом выражении, а дальше Минфин, согласно бюджетному правилу, будет покупать на открытом рынке доллары США. По оценкам самого Минфина, при цене на нефть $54-55 за баррель объем покупок за год составит 2 трлн руб., или примерно $35 млрд. При цене $60 за баррель в Фонд национального благосостояния попадут уже 2 трлн 800 млрд руб., или $49 млрд.

Много это или мало? Объем покупок валюты Минфина на рынке примерно равен положительному сальдо счета текущих операций платежного баланса за 2017 г. ($40,3 млрд) или чистому вывозу капитала из страны ($31,3 млрд).

Новое бюджетное правило меняет правила игры. Раньше, когда росла цена на нефть, то укреплялся и рубль за счет продажи экспортерами валютной выручки. Теперь при росте цены на нефть будут расти не только продажи валюты экспортерами, но и увеличиваться покупки Минфина. А при падении цен на нефть Минфин будет продавать валюту из фонда и тем самым поддерживать курс рубля. Новое бюджетное правило отвязывает курс рубля от нефтяных котировок и делает его более стабильным.


Второй важный момент – бюджетное правило через курс рубля окажет влияние на инструменты с фиксированной доходностью. Если у вас стабильная валюта, то остается смотреть на политику Центрального банка и абсолютный размер ставки.

Абсолютный размер ставки в рублях значительно выше, чем в долларах. Банк России собирается продолжать снижать ставку, в том время как ФРС будет повышать ставку. Поэтому я вижу больше возможностей для инвестора в рублевом долге, чем в евробондах.

И третий важный вопрос: каково будет влияние на рынок акций? Здесь тоже произошли значительные изменения. Когда нефть и рубль слабели, то падал весь фондовый рынок, включая бумаги экспортеров (просто они падали менее значительно благодаря девальвации). А когда нефтяные котировки шли вверх, то укрепление рубля вредило показателям нефтегазового сектора значительно больше, чем помогал рост цен на нефть.

Поэтому, как ни странно, при росте цен на нефть нужно было продавать акции экспортеров и покупать банковский сектор, телекомы, IT и так далее. Теперь, когда цена на нефть будет расти, а рубль оставаться стабильным, нефтегазовый сектор впервые за долгое время может почувствовать свою силу.

Все сказанное показывает, как изменение в государственном регулировании может изменить весь финансовый ландшафт и открыть новые возможности для инвесторов.

Получить консультацию

Если Вы хотите стать Клиентом компании «АТОН» или получить дополнительную информацию, заполните, пожалуйста, форму обратной связи и наш консультант оперативно свяжется с Вами

Дополнительные нефтегазовые доходы России за первые шесть месяцев этого года уже составили 1,7 трлн рублей, рассказал «Известиям» глава Казначейства Роман Артюхин. Это больше половины прогнозируемой суммы за весь 2018 год. Эксперты поддерживают желание Минфина формировать накопления ускоренными темпами: эти средства должны стать «подушкой безопасности» на случай нового кризиса.

С этого года в России действует новое бюджетное правило. На все доходы от продажи нефти по цене свыше $40 за баррель Минфин покупает валюту и направляет ее в Фонд национального благосостояния. Он призван стать новой «подушкой безопасности» взамен потраченного в кризис Резервного фонда.

В этом году Минфин рассчитывает пополнить ФНБ дополнительными нефтегазовыми доходами в размере 2,74 трлн рублей. Однако уже за первое полугодие поступления от продажи нефти по цене сверх $40 за баррель составили 1,7 трлн рублей. Эти средства аккумулированы на отдельных валютных счетах, рассказал «Известиям» Роман Артюхин после совместного круглого стола Московской биржи и Казначейства.

Ключевым итогом реализации нового бюджетного правила Минфин называет, в частности, снижение чувствительности курсовых колебаний к динамике цен на нефть.

В результате при повышенном уровне волатильности нефтяных котировок в 2017–2018 годах - от $43 до $80 за баррель - колебания курса рубля по отношению к доллару сохранились в относительно узком диапазоне: от 56 до 64 рублей, отмечается в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», подготовленных Минфином.

При этом если бы не было бюджетного правила, то курс доллара сейчас бы составлял 50 рублей, говорил в июне первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. Сейчас курс американской валюты держится около отметки в 62 руб./$. В конце мая с подобным заявлением выступал и министр экономического развития Максим Орешкин. По его словам, за последние три года правительство и Банк России сумели выстроить такую бюджетную и монетарную политику, что «растет цена на нефть или падает цена на нефть, это не мешало экспорту и условия были стабильными».

Однако глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что бюджетное правило можно и нужно смягчить на $5 - сделать цену отсечения не $40, а $45. Это, по его мнению, могло бы позволить не повышать НДС с 18 до 20% со следующего года. А объем дополнительных доходов бюджета был бы сопоставим с теми, которые казна получит от повышения налога на добавленную стоимость - 600 млрд рублей в год.

России удалось получить больше половины запланированных на этот год дополнительных нефтегазовых доходов благодаря довольно высокой цене на нефть, отметил директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. По его словам, спрогнозированная цифра в 2,74 трлн рублей, скорее всего, будет достигнута, а возможно, даже превышена. При этом эксперт уверен, что смягчать бюджетное правило не нужно, поскольку стоимость «черного золота» сложно предсказывать.

Поступления доходов в казну неравномерны, поэтому если в первом полугодии Россия заработала дополнительных нефтегазовых доходов больше, чем планировалось, то это не означает, что во второй половине года динамика сохранится, отметила руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. Она подчеркнула, что при составлении прогнозов по доходам исходят из средней цены на нефть и среднего курса доллара, которые могут меняться на протяжении года. По ее словам, оптимальный размер «подушки безопасности» - примерно 7% от ВВП страны. Когда этот уровень будет достигнут, бюджетное правило можно будет смягчать.

7% от ВВП России составляет порядка 7 трлн рублей. Таким образом, получается, что России нужно будет копить опережающими темпами еще три года. Предыдущий кризис показал, что «подушка безопасности» необходима. Она гарантирует возможность исполнять социальные обязательства перед населением в случае нового экономического шока.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама