THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Морфологическая категория лица - важнейшая в системе русского глагола. Личные формы помогают определить, кто действует: сам говорящий (субъект коммуникации), - гуляю, мою ; говорящий совместно с другими: гуляем, моем ; собеседник (адресат коммуникации) - гуляешь, моешь ; собеседник вместе с другими: гуляете, моете ; не участвующий в диалоге (объект коммуникации) - гуляет, моет, гуляют, моют . Лицо - один из самых непостоянных признаков. Поэтому перед учеником часто встаёт вопрос о том, как определить

Неторопливый анализ

Глагол имеет три лица: 1. гуляю 2. гуляешь 3. гуляет; 1. молчу 2. молчишь 3. молчит.

Они различаются не только между собой, но и во множественном числе: (читаем, читаете, читают; строим, строите, строят ). не является соотносительным по значению единственному числу: пишу - действует говорящий, пишем - к говорящему присоединился кто-то ещё. Пока не совсем ясно, как определить лицо глагола? А мы и не торопимся. Пока что как следует запоминайте три Вспомните все местоимения по лицам: 1 лицо: я, мы; 2 лицо: ты, вы; 3 лицо: он, (она, оно) они. Поучитесь находить подходящее по смыслу к тому или иному глаголу. Например: глагол летят . Остальное на ваш вкус: если вам не нравится "я летят" или "оно летят" , поищите ещё!

Другие значения

Личные формы глагола, кроме указанных выше, могут иметь и другие значения. Например, форма 1 лица множественного числа может становиться "авторским мы", то есть подразумевать 1 лицо единственного числа: Мы уже коснулись определения времени глагола, теперь приступим к разбору действующих лиц. Хотя тут явно звучит другое: Я всё ещё пытаюсь вам объяснить... Форма 1 лица множественного числа в эмоционально окрашенной речи иногда используется в значении 2 лица единственного числа: Ах, какие мы стали большие! (в обращении к единственному присутствующему ребёнку). Глаголы 2 лица единственного числа выступают в значении 1 лица единственного числа при обобщениях: Тебя не поймёшь , семь пятниц на неделе. Всем обязательно приходится пользоваться заменой во 2 лице единственного числа множественным - в знак уважения: Вы прекрасно играете на скрипке! Также личные глаголы могут становиться неопределённо-личными или обобщённо-личными - при неизвестном действующем лице или если действие относится ко всем сразу и ни к кому конкретно: Снявши голову, по волосам не плачут (обобщённо-личное); По телевизору футбол передают (неопределённо-личное).

Определяем лицо глагола

Приступаем к самому главному - как определить лицо глагола. Первым делом нужно задать глаголу подходящий по смыслу вопрос.

1 лицо : что делаю ? и что делаем ? (местоимения я , мы ) гуляю, гуляем .

2 лицо : что делаешь? и что делаете? (местоимения ты, вы ) гуляешь, гуляете .

3 лицо : что делают? и что делаете? (местоимения он/она/оно, они ) гуляет, гуляют .

Таблица глаголов поможет ещё быстрее запомнить, как определить лицо глагола. Нарисуйте её и упражняйтесь, подписывайте карандашом придуманные примеры глаголов, стирайте, и начинайте заново.

О богатстве русского языка

Глаголов у нас так много, что время от времени будут попадаться неподходящие для этой таблицы. Что же такое, как определить лицо глагола некондиционного? Это дело времени. В прямом смысле - времени. Определите его! И увидите, что глаголы, находящиеся в прошедшем, а также неопределённой формы не имеют лица! Вот инфинитив (неопределённая форма): глагол лечиться . Мне (я) пора лечиться. Но точно так же, неизменно, пора лечиться и тебе (ты) , и им (они), и так далее. В та же самая история происходит. Достаточно подставлять правильные местоимения и задавать соответствующие вопросы, глаголы определятся немедленно и в дальнейшей жизни будут послушными!

Личные местоимения - это слова, которые указывают на предмет, не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы кто? что? Например:

стол стоит - он (стол) стоит

монета упала - она (монета) упала

В примере он и она являются личными местоимениями, обратите внимание, что личными местоимениями можно заменять имена существительные.

К личным местоимениям относятся:

я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Личные местоимения имеют 3 лица и изменяются по числам (единственное и множественное).

1 лицо личных местоимений

К первому лицу относятся местоимения я и мы . Местоимение я - единственное число, а мы - множественное число.

Личные местоимения 1-го лица единственного числа указывают на человека, который говорит о себе:

я говорю, я умный, я поеду

Множественное число указывает на несколько человек, идёт указание на себя и кого-то ещё:

мы говорим, мы умные, мы поедем

2 лицо личных местоимений

Ко второму лицу относятся местоимения ты и вы . Местоимение ты - единственное число, а вы - множественное число.

Личные местоимения 2-го лица единственного числа указывают на человека, к которому обращаются, то есть на собеседника:

ты хочешь, ты добрый, ты поедешь

Множественное число указывает на несколько человек, к которым идёт обращение, включая собеседника:

вы хотите, вы умные, вы поедете

Местоимение вы часто употребляется вместо местоимения ты для выражения вежливости относительно одного собеседника. Следовательно иногда вы является формой единственного числа. Например:

Пётр Семёнович, вы уже уезжаете?

3 лицо личных местоимений

К третьему лицу относятся местоимения он, она, оно и они . Местоимения он, она, оно - единственное число, а они - множественное число.

Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам:

он - мужской род

она - женский род

оно - средний род

Во множественном числе местоимение по родам не изменяется, для всех родов используется единственная форма они .

Личные местоимения 3-го лица единственного числа указывают на того или на то, не участвующего в обсуждении (указание о ком или о чём говорят):

он говорил, она добрая, оно яркое

Множественное число указывает на несколько человек или предметов, о которых идёт речь:

они шумят, они быстрые, они поедут

Склонение личных местоимений

Личные местоимения изменяются по падежам (склоняются):

Таблица склонения личных местоимений
Падежи
Им. Род. Дат. Вин. Творит. Предл.
1-е лицо ед.ч. Я Меня Мне Меня Мной Обо мне
1-е лицо мн.ч. Мы Нас Нам Нас Нами О нас
2-е лицо ед.ч. Ты Тебя Тебе Тебя Тобой О тебе
2-е лицо мн.ч. Вы Вас Вам Вас Вами О вас
3-е лицо ед.ч. м.р. Он Его Ему Его Им О нём
3-е лицо ед.ч. ж.р. Она Её Ей Её Ей (Ею) О ней
3-е лицо ед.ч. ср.р. Оно Его Ему Его Им О нём
3-е лицо мн.ч. Они Их Им Их Ими О них

Использование встречающегося ненормативного варианта ихний вместо их не допустимо и является грубой ошибкой.

Правописание с предлогами

Предлоги с местоимениями пишутся раздельно:

ко мне, у вас, к нам

После предлогов в начале местоимений 3-го лица в косвенных падежах (его, ему, им, её, ей, ею, их, ими ) добавляется буква н :

с н им, к н ей, у н его, для н её, за н ими

Лицо в русском языке выступает в качестве важнейшего морфологического признака глаголов. При помощи лиц в предложении выражается отношение того, кто производит действие к тому, кто о нем говорит.

Существуют три формы лиц: 1-е, 2-е и 3-е. Именно лицо является определяющим признаком слова, позволяющим правильно проставлять суффиксы и окончания в нем. В конечном итоге именно знание лиц позволяет грамотно излагать свои мысли.

В форме 1-го лица находятся те глаголы, случаи употребления которых, предусматривают совпадение совершающего действие и того, кто о нем говорит.

Пример: Я кушаю, я делаю, я говорю, я сплю, мы делаем и т.д.

Глаголы во 2-м лице указывают на то, что совершаемое действие относится не к самому рассказчику, а к его собеседнику.

Пример: Ты делал, ты кушал, ты говорил, ты спал, вы делаете.

Глаголы, находящиеся в 3-ем лице выражают отношение действия к человеку (людям), не участвующим в разговоре и обычно употребляются с местоимениями - он, она, оно, они.

Пример: Он делал, он кушал, он говорил, они спали, она делала, оно выпало.

На лица в русском языке у глаголов главным образом указывают окончания. У глаголов первого лица единственного числа (в настоящем и будущем временах) окончания или . Например: пишу, читаю, позвоню, закричу. У глаголов 1-го и 2-го спряжения окончания в 1-м лице одинаковы.

Второе лицо в русском языке у глаголов имеет свои особенности. Они связаны с окончаниями глаголов. А как известно, окончания в глаголах зависят от спряжения. Глаголы 1-го спряжения имеют окончание -ЕШЬ в единственном числе и -ЕТЕ во множественном числе. Например, поешь, зайдешь. Глаголы 2-го спряжения имеют окончание -ИШЬ в единственном числе и -ИТЕ во множественном. Например, звонишь, кричите. 2-е лицо у глаголов можно узнать либо в определенном контексте, либо по особому окончанию.

3 лицо в русском языке определяется местоимениями "он", "она", "оно", "они". Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -ЕТ в единственном числе и -ЮТ во множественном (он, она, оно читает, они читают). У глаголов 2-го спряжения — окончания -ИТ и -АТ (ЯТ) во множественном числе (он, она, оно звонит, они звонят).

Глаголы в сослагательном наклонении и в прошедшем времени изъявительного наклонения по лицам не изменяются, в этих формах представлены различия не по лицам, а по родам. С личными формами глагола соотносятся личные местоимения-существительные.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Лицо глагола - это один из его непостоянных признаков и его важнейшая категория, с помощью которой можно определить кто производит описываемое глаголом действие. Поэтому в задачах по русскому языку в школе ученикам нередко требуется определить лицо глагола. В ходе морфологического разбора важно уметь точно выяснять постоянные и непостоянные признаки слов данной части речи. Лицо – изменяемая грамматическая категория глагола. Чтобы определять его правильно, важно помнить рекомендации, следовать заданному алгоритму.


Определяем лицо глагола. Несколько рекомендаций
Простые советы помогут вам правильно определять лицо у глаголов. Постарайтесь их запомнить.
  1. Для начала попробуйте задать к глаголу вопросы:
    • глаголы первого лица: что делаю? что делаем? (пишу, пишем);
    • глаголы второго лица: что делаешь? что делаете? (пишешь, пишете);
    • глаголы третьего лица: что делает? что делают? (пишет, пишут).
    Как вы уже обратили внимание, к глаголам каждого лица задаются вопросы двух типов – для единственного и множественного числа.
  2. Один из самых простых способов определения лица глагола – подстановка соответствующего по смыслу местоимения. Вам понадобится обязательно запомнить местоимения всех трёх лиц, чтобы суметь хорошо применить этот метод.
    • 1 лицо: я, мы. Например: я хожу, мы ходим.
    • 2 лицо: ты, вы. Например: ты ходишь, вы ходите.
    • 3 лицо: он, она, оно, они. Например: он учится, они учатся.
  3. Также важно помнить формальные признаки лица глагола – глагольные личные окончания.


    Хороший вариант – создать собственную таблицу с примерами. Начертите её на отдельном листе плотной бумаги, придумайте свои примеры на каждое окончание и вставьте их в соответствующие строки. Так вы сможете быстро запомнить все окончания и в дальнейшем легко определять лицо глагола.

  4. Обратите внимание на важный момент: у глаголов, находящихся в прошедшем времени, лицо не определяется! Также не нужно определять этот признак у инфинитива. Например: училась (я, ты, она). Учиться (мне, тебе, ей). Вам достаточно подставить соответствующие местоимения, чтобы убедиться: глаголы прошедшего времени и инфинитивы не обладают грамматической категорией лица. Обязательно укажите это отдельно на вашем листе с таблицей и приведите собственные примеры. Тогда вы уже не забудете данную особенность глагола как части речи.
  5. В сложных случаях нужно использовать все известные вам методы определения лица глагола. Лучше применять все способы до тех пор, пока вы не начнёте свободно ориентироваться в этой грамматической категории глагола и правильно определять лицо. Тогда вам будет достаточно пользоваться одним, наиболее удобным для вас, методом.
Как определить лицо глагола? Алгоритм
Как определить лицо глагола правильно? Вам понадобится вспомнить советы и воспользоваться алгоритмом.
  1. Выпишите глагол, лицо которого вам требуется определить, на отдельный листочек.
  2. Убедитесь, что глагол имеет настоящее или будущее время, не является инфинитивом. Если перед вами глагол будущего, настоящего времени, приступайте непосредственно к анализу.
  3. Подставьте к глаголу местоимение, подходящее по смыслу. Определите лицо местоимения. Глаголы употребляются с местоимениями того же лица, какое они имеют. Например, если к вашему глаголу подошло местоимение второго лица – перед вами глагол второго лица.
  4. Задайте к глаголу вопрос. Выясните, на вопрос какого лица он отвечает, исходя из этого определите лицо глагола.
  5. Самый надёжный способ – определение лица по формальному признаку. Разберите глагол по составу и выделите в нём окончание. Вспомните таблицу личных глагольных окончаний и запишите, какое лицо у данного глагола.
Выполняйте анализ глагола тщательно, не торопясь, вспоминайте рекомендации, местоимения, вопросы, соответствующие разным лицам, таблицу, следуйте алгоритму. Тогда вы будете правильно определять данную грамматическую категорию глагола.

Технологическая карта урока

Предмет : русский язык УМК : ПНШ

Тип урока: урок закрепления знаний.

Учитель начальных классов: Павлова Лидия Петровна Класс : 4

Тема

«Учимся различать форму 2-го лица множественного числа настоящего времени и повелительную форму глаголов»

Цель

учить различать форму 2 го лица мн. ч. и повелительную форму глагола;

Формируемые УУД

Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, проводить сравнение и классификацию, строить устный ответ в соответствии с заданным вопросом, осуществляет анализ объекта, формулирует общий вывод на основе сравнения объектов, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, соотносить выполненное задание с образцом, принимать и сохранять учебную задачу, проговаривать вслух последовательность производимых действий, адекватно воспринимать оценку товарищей.

Коммуникативные : использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем и одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, принимает другое мнение и позицию, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные : проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», проявлять интерес к учебному материалу, участвовать в самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемый результат

Предметные: выделять глагольный суффикс, суффикс

повелительной формы; разбирать глаголы по составу; показывать, как образованы повелительные формы единственного числа глаголов; ставить ударение в повелительной форме глагола

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. ( Регулятивные УУД ) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. ( Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Ресурсы

Технологическая карта урока

Планируемые результаты

I .Мотивация к учебной деятельности

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они пришли посмотреть, чему мы научились за 4 года.

Чтобы урок получился успешным, что нам для этого нужно?

Быть активными, не бояться высказывать своё мнение, быть внимательными, не отвлекаться.

Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности

2.Актуализация знаний

3.Повторение знаний о глаголе

Эпиграфом нашего урока послужит пословица: Корень учения горек, а плод сладок.

Как понимаете пословицу?

А можно ли эти слова отнести к нашему уроку?

А вы хотите чтобы в конце урока вам стало сладко? Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

Минутка чистописания

Откройте тетради и подпишите число и классная работа.

Ггг Ааа Ооо Ллл

Почему я взяла эти буквы в минутку чистописания?

–Суш…т, замеча…шь, ла…т, слыш…т, сверл…шь

– Что объединяет эти слова?

Объясните орфограммы, назовите спряжение, запишите правильно и красиво.

1.Глагол – это:

часть слова;

часть речи.

2.Глагол обозначает:

признак предмета;

действие предмета.

3.Глагол имеет:

Спряжение, род, число, лицо

Склонение, падеж

4.Спряжением глагола называется изменение глагола:
а) по лицам и числам.
б) по падежам;

5.Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют
а) относятся к 1 спряжению;
б) относятся ко 2 спряжению.

6.Глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят
а) относятся ко 2 спряжению;
б) относятся к 1 спряжению.

7.В предложение глагол является:

подлежащим;

сказуемым.

Подведём итог. Расскажите о глаголе используя ответы теста.

Работа в парах. (Карточка№1)

Глаголы 1 спряжения поставь во 2-е лицо ед.,ч., а глаголы 2 спряжения – во 2-е лицо мн.ч.

Копать, тонуть, гулять, править, пилить, клеить, синеть, злить, терять.

Назовите личные окончания.

Карточка № 2 .

Вставь пропущенные буквы

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала.

Коля кол…т. Поля пол…т.

Паша паш…т. Варя вар…т.

Света свет…т. Соня дремл…т.

Тоня тон…т. Но не дам ей утонуть.

Я спасу подружку Тоню,

Подрисую что-нибудь.

Определи спряжение, лицо и число глаголов. Назови личные окончания.

Учиться сложно, но когда всё узнал, то стало легко и понятно и на душе сладко

Отвечают на вопросы

Подписывают «Число. Классная работа»

Прописывают буквы.

Это глаголы с орфограммой безударные личные окончания глаголов.

Объясняют орфограммы и записывают слова

Выполняют тест, меняются тестами и проверяют:

2-3 ош.- «3»

Работа в парах

Проверяют

(Оценивают свою работу)

Рассказывают о глаголе.

Работа в парах

(Проверка)

(Оценивают свою работу)

Познавательные УУД: актуализация знаний детей

Регулятивные УУД - контроль, оценка, коррекция

Познавательные УУД- общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные УУД - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

3.Создание проблемной ситуации

1. Игра «Добавь недостающие части глаголов»

Берег… книгу! Не бери… её грязными руками

И не клади… её на грязный стол.

Не перегибай… книгу и

Не загибай… у неё листов.

Если вы возьм… книгу в библиотеке,

То не забудь… её вернуть в срок..

Что объединяет эти глаголы? Найдите «лишнее» слово

Читают и добавляют части слов

Отвечают на вопрос. Находят лишнее слово

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

4. Постановка учебной задачи

Кто мне может сформулировать тему урока?

Где мы сможем получить более подробную информацию по этой теме?

Прочитайте тему урока ещё раз.

Какую цель поставим перед собой?

Учащиеся отвечают на вопрос и ищут необходимую информацию в учебнике.

Читают тему и ставят цель.

Оценивают себя по шкале.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование.

Познавательные УУД : уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник.

5. Закрепление изученного материала.

6.Физкультминутка

Работа по учебнику стр120 упр. 127

Посмотрите условное обозначение, в какой форме будем работать?

– Чтение и выполнение первой части задания.

Что значит формулируйте вопрос или команду?

Где мы сможем посмотреть подсказку?

(рассмотрим плакат Летучей Мыши).

– Запись столбиком нач форм выделенных глаголов с выделение глагольного суффикса.

– У вас получилось три слова или шесть? Маша считает, что суффикс у всех глаголов один и тот же. (Это суффикс Я, значит это глаголы 1 спряжения.)

– Ты тоже так думаешь?

– Запишите рядом повелительную форму и форму 2 лица мн. ч.

– Выделите сначала глагольный суффикс, а затем суффикс глаголов в повелительной форме.

– Чем отличаются окончания повел формы мн. числа и формы 2 лица мн. числа?

Сделайте вывод.

Встаньте прямо

Наклонитесь влево, вправо и вперёд

И ещё раз повторите влево, вправо и вперёд.

А теперь присядьте, встаньте

И попрыгаем разок.

Встаньте ровно. Сядьте тихо.

Посмотрите друг на друга- улыбнитесь.

Продолжайте наш урок.

Какую форму глагола я использовала в физкультминутке?

Работают по цепочке

Выполняют упр.127

Чтение плаката Летучей Мыши.

Терять – не теряйте – теряете.

Охранять – охраняйте – охраняете.

Гулять – гуляйте – не гуляете.

Вывод: повелительная форма и форма 2 л. мн. числа отличаются по составу: в повелительной форме множественного числа окончание – те, в форме 2 л. мн. ч. – ете.

Выполняют движения

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Познавательные УУД: ориентироваться в материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации.

7.Продолжение работы по учебнику

Упр. 128 (определить особенности состава повелительной формы множественного числа и формы 2 л множественного числа).

– Разный ли у них состав?

Работа по стр.122.

– Что там показано на плакате Летучей Мыши?

– Это образец чего?

– Ответим на вопросы ниже.

Рассматривание плаката Летучей Мыши.

Сделайте вывод.

– Читают предложения парами.

– Отвечают на вопросы Учебник 3 стр 121.

– Выписывают глаголы парами с постановкой ударения.

– Разбирают по составу.

Рассматривание плаката Летучей Мыши, стр.122

Показано образование повел формы ед. ч. глагола УХОДИТЬ.

Вывод: в словах УХОДИТЬ, ПОДАРИТЬ, ОБЪЯВИТЬ суффиксы начальной формы и суффиксы повелительной формы – сходны внешне, но означают разное, то есть являются суффиксами – омонимами.

Регулятивные УУД: применять освоенные способы действия с учётом выделенных учителем ориентиров

8.Самостоятельная работа с проверкой

Упр 129- по заданию.

Объясняют, как научились различать глаголы повелительной формы мн.ч и 2 лица мн. ч.

Личностные УУД - самоопределение

Регулятивные УУД:уметь выполнять работу по предложенному плану

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

9.Итог урока

– С какими глаголами работали на уроке? Как можно отличить глагол повелительной формы от глагола в форме 2 лица множественного числа.

Учащиеся подводят итог уроку.

Коммуникативные УУД : уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные УУД : уметь ориентироваться в своей системе знаний,

Оцените свою работу на уроке. Выберите сладок или нет плод твоего учения. Если всё понял- если затрудняешься - ничего не понял-

Учащиеся выполняют итоговую рефлексию

Регулятивные : фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке

11. Домашнее задание

Упр.130 + П.т.

Записывают домашнее задание.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама