THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама


Выписал несколько упражнений из «Основания духовности» Роджера Уолша. Текст даётся легко. Читая такие книги, я перестал удивляться параллелям и пересечениям с прочитанным ранее. Собственно и второе название говорит само за себя «Семь главных практик для пробуждения сердца и ума». Любое подобное произведение — это лишь напоминание, инструкция для приминения новых вариантов использования давно известных практик. Особенность в том, что под одной обложкой собраны и систематизированны различные тысячелетние наработки основных духовных традиций.




Все духовные традиции делают акцент на трёх качествах ума и содержат практики для развития — пратики развития этики, сосредоточения и мудрости.



Количество страданий в нашей жизни отражает разрыв между тем, что у нас есть, и тем, чего мы страстно желаем. Пристрастие порождает страдание, будучи ненасытным и причиняя эмоциональную муку.


Упражнение 16: Я ПОЛУЧУ ТО, ЧТО ТЕПЕРЬ ПРЕДЛАГАЮ


Найдите спокойное удобное место, где вам не помешают. Потратьте какое-то время на то, чтобы расслабиться. Дышите медленно и глубоко, пока не почувствуете, что успокоились. Затем скажите про себя:

Воздастся мне по даяниям моим
Я получу то, что теперь предлагаю.


Подумайте о тех переживаниях и душевных качествах, которые вам бы хотелось дать другим людям и, тем самым иметь самому. Например, возможно вам захочется предлагать и получать любовь. Быть может, вы хотите предлагать и получать счастье, исцеление, мир, и покой. Для этого тихонько говорите про себя такие фразы:

Я предлагаю всем любовь.
Я предлагаю всем счастье.
Я предлагаю всем мир.
Я предлагаю исцеление каждому.
Я предлагаю всем покой.


Каждую фразу следует произносить медленно и спокойно, стараясь осознать и почувствовать ее смысл. Возможно, вам захочется зрительно представить себе некоторых или многих людей, получающих эти дары и наслаждающихся ими. Делая это, продолжайте повторять фразы. Если ваш ум рассеивается, и вы погружаетесь в фантазии, просто верните свое внимание к этим фразам и снова начните их повторять. Продолжайте делать это несколько минут или больше, если вам захочется. Рано или поздно дары, которые вы предлагаете, начнут автоматически возникать у вас в уме, так что не нужно пытаться заставить их появиться. Как и в любом упражнении, результаты становятся более заметными по мере практики, и потому полезно повторять его регулярно.


Это упражнение легко распространить и на другие части дня – его можно делать даже когда вы заняты какой-нибудь однообразной деятельностью, наподобие работы в саду или мытья посуды. Просто ненадолго прервитесь, сделайте несколько медленных, расслабляющих вздохов, и начинайте повторять фразы так долго, как вам захочется. Это прекрасный способ ослабить стресс или другие неприятные чувства. Например, представьте, что вы находитесь на собрании, где атмосфера напряжена до предела и страсти накалились. Если вы улучшите минутку, чтобы тихонько повторить про себя эти фразы, желая счастья и мира всем присутствующим, это может преобразить ваши чувства, и позволит вам оказывать успокаивающее и исцеляющее влияние на других людей.


Упражнение 2: ПРЕВРАЩАЙТЕ ПОВСЕДНЕВНЫЕ ДЕЛА В СВЯЩЕННЫЕ РИТУАЛЫ


В дополнение к тому, чтобы в каждый момент делать только что-то одно, можно уделять особое внимание отдельным видам деятельности, например, открыванию двери, ответу на телефонный звонок, или управлению автомобилем. Решая использовать эти действия для духовного пробуждения, вы превращаете, казалось бы, незначительные повседневные дела в священные ритуалы, предназначенные для развития спокойствия и сосредоточения.


Для начала выберите какое-либо действие, скажем, открывание двери, и возьмите на себя обязательство в течение определенного времени, например, одного дня, выполнять его как можно более осознанно. Таким образом, в течение дня вы больше не будете просто распахивать двери и бездумно проходить через них. Вместо этого, вы могли бы останавливаться перед каждой из них на мгновенье, достаточное, чтобы сделать глубокий вздох. Осторожно протяните руку к дверной ручке, почувствуйте, как она касается вашей ладони, поверните ее, и спокойно откройте дверь. Затем пройдите через нее и спокойно закройте дверь за собой. Ценой незначащей потери нескольких секунд вы успокоились, сосредоточили свое внимание на текущем моменте, и превратили бездумную формальность в продуманный священный ритуал.


Точно так же и с автомобилем: вместо того, чтобы запрыгивать на сиденье и с ревом срываться с места под вопли радио, попробуйте поступать иначе. Выйдите на несколько минут раньше, чтобы вам не приходилось спешить. Усядьтесь за руль и сделайте три медленных, глубоких вздоха. Напомните себе, что вы хотите использовать эту поездку как часть вашей духовной практики. Затем поезжайте спокойно и внимательно, наслаждаясь ситуацией и знанием, что поездка способствует вашему пробуждению. Многие люди сообщают, что когда они ведут подобным образом, их езда становится более спокойной, приятной, и безопасной.


В результате таких упражнений очень скоро становится ясно, что любое обычное дело можно превратить в священный ритуал и момент пробуждения. Как подчеркивает иудейская мудрость: «Любое обычное деяние, если к нему относиться с благоговением, ведет к Богу».


Упражнение 4: ТРИ ВЗДОХА


Прямо сейчас сосредоточьте свое внимание на дыхании. Сделайте три долгих, неторопливых вздоха, вдыхая медленно и глубоко, и затем, расслабляясь и освобождаясь, когда воздух выходит наружу. Почувствовали себя лучше? Думаю, что да!


Добавление нескольких простых слов, похожих на те, что предлагает Тих Нат Хан (см. ниже), позволяет сделать этот опыт еще более приятным и расслабляющим. Попробуйте прямо сейчас сделать несколько вздохов, думая про себя с каждым из них:

Вдыхая, я улыбаюсь,
выдыхая, я расслабляюсь.
Это чудесное мгновенье.


Или, быть может, вам больше понравится вариант, когда вы сопровождаете каждый вдох и выдох одной из следующих строк:

Вдох, выдох,
медленно, глубоко,
улыбка, освобождение.


Конечно, вы можете предпочесть и другие слова. Удовольствие от таких простых медитаций отчасти связано с экспериментированием, с целью найти, что лучше всего подходит именно для вас. Даже спустя годы практики я не перестаю удивляться тому, сколь полезными могут быть несколько осознанных вздохов.


Определение мудрости


Мудрость – это глубокое понимание и практическое мастерство в главных жизненных вопросах, особенно, в экзистенциальных и духовных вопросах.


Экзистенциальные вопросы – это те жизненно важные и универсальные проблемы, с которыми все мы сталкиваемся просто потому, что мы люди. К их числу относятся поиски смысла и цели жизни; поддержание отношений и умение справляться с одиночеством; признание нашей незначительности и ограниченности в непостижимо огромной вселенной; жизнь в неизбежной неопределенности и тайне; и необходимость иметь дело с болезнью, страданием, и смертью. Человек, который достиг глубокого понимания этих вопросов – и умения справляться с ними – действительно мудр.


Упражнение 2: ПОРАЗМЫШЛЯЙТЕ О «ЧЕТЫРЕХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯХ УМА»


Представьте себе, что вы собираетесь приступить к одному из самых длительных и напряженных духовных упражнений, какое доступно человеку – вы готовитесь начать трехлетнее уединение, используемое в практике тибетского буддизма. В течение трех лет и трех месяцев вы, вместе с небольшой группой других практикующих, будете оставаться в уединенном доме, днем и ночью, посвящая себя непрерывной духовной практике. С чего вам начать? Какие упражнения развивают мудрость и мотивацию, чтобы вдохновить вас на три долгих года?


Вы начинаете с того, что проводите первый месяц, размышляя над четырьмя глубокими идеями. Эти идеи известны как «четыре преобразователя ума», потому что они помогают нам понимать природу жизни, и соответствующим образом изменяют наш ум и нашу жизнь. Они представляют собой размышления над такими фактами:

Жизнь невероятно драгоценна.


Жизнь коротка и смерть неизбежна.


Жизнь полна неизбежных трудностей.


Жизнь формируют наши нравственные решения.


Эти идеи можно найти и в других великих религиях, но в тибетском буддизме они считаются основополагающими.


Упражнение 8: КОРРЕКЦИОННАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ


Как быть, когда самоанализ обнаруживает какие-то глупые вещи, которые мы говорили или делали? Полезно постараться исправить как можно больше аспектов проблемы. Например, если мы кого-то обидели, то, прежде всего, следует извиниться. Как мы уже говорили в главе об этике, это поможет исцелить взаимоотношения. Если мы что-то повредили или уничтожили, возможно, будет полезно это починить или заменить. Это излечит утрату.


Важно также исправлять любые разрушительные эмоции или привычки, которые послужили первопричиной глупости. В этом может помочь коррекционная визуализация – метод, предложенный более ста лет назад иудейским учителем и в наши дни широко применяющийся в психотерапии. Он заключается в том, чтобы зрительно представить себе, как мы более умело справляемся с проблемной ситуацией.


Потратьте несколько минут на то, чтобы расслабиться. Затем припомните случай, когда говорили или делали что-то такое, о чем вы теперь сожалеете. Как можно более живо представьте себе, что вы снова находитесь в этой ситуации. Увидьте мысленным взором то место, где вы тогда были, и людей, которые там присутствовали. 24 Припомните, что вы делали и как вы себя чувствовали. Затем позвольте сцене развертываться, и наблюдайте, как вы совершаете ошибку и видите ее последствия.


24 О методе визуализации см. подстраничное примечание в начале Главы 19. Следует отметить, что некоторым людям легче представить себе прошлую ситуацию в слуховой или кинестетической модальности – то есть, вызвать в памяти звуки или телесные ощущения, которые ее сопровождали, а затем попробовать перейти к визуализации, либо, если это не удается, работать непосредственно со звуками и ощущениями. Подробнее об этом см., например, Дж. О’Коннор, Дж. Сеймор, «Введение в НЛП», Версия, Челябинск, 1997. (Прим. перев .)


Теперь снова начните визуализацию с начала и снова позвольте сцене развертываться перед вашим мысленным взором. Однако, на этот раз увидьте, как вы делаете более мудрый выбор и отметьте, что вы при этом чувствуете. Например, быть может ваш друг сделал обидное замечание, и вы в ярости ответили ему тем же, тем самым, испортив вашу дружбу. Мысленно переигрывая эту сцену, вы могли бы увидеть, как вы делаете три глубоких вздоха, а потом превращаете все в шутку. Если хотите, вы можете переигрывать сцену несколько раз и пробовать различные типы умелых реакций. Всего несколько минут выполнения этого упражнения могут принести чувство исцеления, дать новое понимание, и положить начало формированию новых здоровых привычек.


Упражнение 9:
ОБРАТИТЕСЬ К СВОЕМУ ВНУТРЕННЕМУ УЧИТЕЛЮ


Мы считаем мудрость чем-то, чему нам следует учиться, и это отчасти верно. Однако великие религии также убеждают нас, что мудрость уже пребывает внутри нас. Наш ум – необычайное чудо, по словам Карла Юнга, «величайшее из космических чудес» – и он содержит в себе непочатые ресурсы мудрости и понимания. Мы знаем больше, чем нам кажется. Внутренний источник мудрости называли разными именами: например, в индуизме это «внутренний гуру», в тибетском буддизме – «личное божество», у христиан-квакеров – «тихий внутренний голос», а у психологов – «высшая самость». Независимо от названия, смысл остается одним и тем же. Мы обладаем внутри себя замечательной мудростью, которая будет направлять нас и помогать нам, если мы научимся ее находить и использовать. Один из способов делать это дает следующее упражнение.


Закройте глаза и расслабьтесь. Вообразите, что вы находитесь в каком-нибудь прекрасном месте – быть может, это ваши любимые гора, сад, или уголок морского побережья. Увидьте себя там и наслаждайтесь чувствами, которые у вас вызывает это особое место.


Сейчас вы собираетесь пригласить в это место чрезвычайно мудрого человека. Это может быть великий духовный учитель, или же какая-то неизвестная вам мудрая личность – мужчина или женщина25. Кто бы это ни был, этот человек должен воплощать в себе такие качества, как великая мудрость, любовь, и полное приятие вас таким, как вы есть.


25 По мнению К. Юнга, для представителей европейской культуры больше всего подходит образ пожилого мужчины — так называемый «архетип мудрого старца». (Прим. перев .)


Пригласите этого мудрого человека в свое любимое место и представьтесь ему или ей. Дайте себе время насладиться переживанием присутствия человека глубокой мудрости и безграничной любви. Каково это – быть с кем-то, кто вас полностью понимает и любит? Какие страхи и защитные уловки тают без следа в присутствии того, кто принимает вас именно таким, как вы есть?


Здесь вам предоставляется возможность поучиться и получить совет в отношении всего, что вас беспокоит. На мгновенье задумайтесь о вопросах, которые бы вам больше всего хотелось задать. Затем задавайте свой первый вопрос и спокойно ждите ответа. Не нужно стараться, чтобы что-то произошло. Просто расслабьтесь и предоставьте отвечать своей внутренней мудрости. Когда вы будете готовы, задавайте свой следующий вопрос, ждите ответа, и переходите к дальнейшим вопросам.


Затем спросите мудрого человека, не хочет ли он или она что-нибудь вам сказать. Опять просто расслабьтесь и ожидайте ответа. Потом спросите, нет ли у мудрого человека каких-либо вопросов к вам.


Наконец, спросите мудрого человека, сможете ли вы обращаться к нему в любое время в будущем, когда вам понадобится помощь, или когда вы будете делать это упражнение. Затем выразите свою благодарность за дары этой встречи.


Теперь вообразите, что вы начинаете сливаться с этим мудрым человеком, так что ваши тела, сердца, и умы сплавляются воедино. В действительности, вы уже едины, поскольку мудрец и качества любви и мудрости, которые он воплощает – это порождения и составная часть вашего собственного ума. Почувствуйте, что вы впитали в себя качества мудрого человека и исследуйте этот опыт. Каково быть мудрым? Каково чувствовать себя бесстрашным и не испытывать потребности защищать себя каким бы то ни было образом? Каково чувствовать безграничную любовь и внимание ко всем людям, включая самого себя? И каково полностью принимать и любить самого себя таким, как вы есть?


После того, как вы насладитесь этим опытом, тихонько откройте глаза. Постарайтесь сделать этот переход мягким и медленным, чтобы вы могли принести с собой качества, которые переживали.


Немного поразмышляйте над тем фактом, что эти качества – мудрость, бесстрашие, любовь, и приятие – вовсе не являются для вас новыми или чуждыми. В действительности, это аспекты вашей собственной личности, которые вы проецировали на мудрого человека. Правда, эти качества пока что не полностью развиты и не всегда вам доступны, но они есть и ожидают вашего внимания, чтобы расти и расцветать.


Это упражнение можно повторять всякий раз, когда вы хотите переживать и взращивать в себе положительные качества. Кроме того, его можно делать, когда вы нуждаетесь в руководстве, сталкиваясь с трудным вопросом или выбором, и оно особенно ценно в моменты смятения.


Упражнение 4: ПРАКТИКА ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ ДОБРОТЫ


Суть этого упражнения очень проста: в течение какого-то определенного времени постарайтесь быть как можно добрее к как можно большему числу людей. Этот период времени может составлять час, первую половину дня, или весь день. Если хотите, вы можете распространять свою помощь не только на людей, но и на другие существа. Мать Тереза посвящала этому упражнению практически каждый момент бодрствования в своей жизни и подытожила его словами: «пусть всякий, кто приходит к вам, уходит, чувствуя себя лучше и счастливее».



Задача состоит в том, чтобы быть как можно полезнее, вне зависимости от того, насколько мелкой или незначительной может казаться ваша помощь. Вероятно, Ганди делал не меньше добра, чем любой человек двадцатого столетия. Однако, на основании собственного непосредственного опыта, он замечал: «Почти все, что вы делаете, будет казаться незначительным, однако очень важно, что вы это делаете».

Роджер Уолш

СЕМЬ ПРАКТИК

ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ СЕРДЦА И УМА


Перевод А.Киселева и В.Майкова


Рекомендовано кафедрой психотерапии и медицинской психологииРоссийской медицинской академии последипломного образованияи Профессиональной психотерапевтической лигойв качестве учебного пособия по психотерапии Из кн.: Уолш Р. Основания духовности. М.: "Академический Проект", 2000Walsh R. Essential Spirituality. The Seven Central Practices to Awaken Heart and Mind.John Wiley & Sons Inc., 1999

Аннотация

Уолш обратил внимание, что все мировые религии в той или иной мере рекомендуют своим последователям развивать у себя ряд общих качеств и предлагают для этого соответствующие развивающие практики. То есть некоторым психологическим практикам по-видимому присущ статус всеобщности. Уолш насчитал семь таких общечеловеческих развивающих практик, объектами приложения которых служат:

1. мотивационная сфера (стремления, влечения, привязанности, желания),

2. эмоциональная сфера (страсти, любовь, сострадание),

3. нравственная сфера (добро, зло),

4. способность к управлению умом (сосредоточение, покой),

5. способность к сознаванию,

6. способность к пониманию (мудрость) и

7. способность к действенной передаче опыта (служение).

Уолш описал эти практики, посвятив каждой из них отдельный раздел; в конце раздела приводятся упражнения для лучшего усвоения материала. Книгу можно рекомендовать в качестве учебного пособия, то есть текста, который предоставляет учащимся систематически изложенную информацию об определенном предмете, – в данном случае, о традиционных практиках саморазвития, – делая его обозримым и доступным для дальнейшего осмысленного изучения.

Роджер Уолш – доктор философии и медицины, профессор психиатрии, философии, и антропологии Калифорнийского Университета в Ирвине. Его сочинения и исследования в областях медицины, естественных наук, психологии, философии, и религии, удостоены более чем двадцати национальных и международных премий. Автор книг: Meditation: Classic and Contemporary Perspective (1984, совместно с Д. Шапиро); Staying Alive: The Psychology of Human Survival (1984); Paths Beyond Ego: The Transpersonal Vision (1993, совместно с Ф. Воон); The Spirit of Shamanism (1994). Последние две книги переведены на русский язык.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ОСНОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ

(в сокращении)

Глава 1

ОТКРЫВАЯ СВЯЩЕННОЕ

Благодаря системе глобальной коммуникации, нам впервые в истории доступны все религии мира – их мудрость и их практики. Сейчас невиданно большое число людей пробуют практики из разнообразных традиций. Однако, такое богатство возможностей приводит многих в замешательство, и даже ошеломляет разнообразием кажущихся противоречивыми утверждений и практик. Что общего у разных религий?

ВЕЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Общую сущностную основу религиозного знания ученые называют вечной мудростью или вечной философией. Почему вечной? Потому что эти глубокие прозрения в суть жизни оставались неизменными в разные века и в разных культурах и содержались в учениях великих мудрецов всех времен и народов.

Складывавшаяся на протяжении тысячелетий вечная философия – это сокровищница мудрости, накопленной человечеством. Безграничная по охвату и бездонная по глубине, она содержит в себе многочисленные догадки о природе жизни и любви, здоровья и счастья, страдания и спасения.

Ее сердцевину составляют четыре важнейших утверждения – фактически, наблюдения, поскольку они основаны на непосредственных интуитивных прозрениях продвинутых духовных практиков – о реальности и человеческой природе.

1. Существуют две сферы реальности . Первая из них – это знакомая всем нам повседневная сфера, мир физических объектов и живых существ. Это сфера, доступная нашему зрению и слуху, которую изучают естественные науки, например, физика и биология.

Но за этими привычными явлениями скрывается еще одна, гораздо более тонкая и глубокая сфера – сфера сознания, духа, Разума, или Дао. Этот мир недоступен физическим органам чувств и его можно лишь косвенно познавать с помощью физических научных приборов.

2. Человеческие существа входят в обе сферы . Мы не только физические, но также и духовные существа. У нас есть тела, но в центре нашего существа, в глубинах нашего разума у нас также есть центр трансцендентного сознавания. Этот центр описывают как чистое сознание, разум, дух, или Самость, и он известен под такими именами, как нешама (neshamah ) в иудаизме, душа или божественная искра в христианстве, Атман в индуизме, или природа Будды в буддизме. Эта божественная искра тесно взаимосвязана с божественной причиной или основой всей реальности – некоторые традиции даже говорят об их неразделимости и тождественности. Мы не оторваны от божественного, а извечно тесно связаны с ним.

3. Человеческие существа способны осознать свою божественную искру и божественную причину, из которой она происходит . Это подразумевает – и это имеет решающее значение – что утверждения вечной философии не следует слепо принимать на веру. Скорее, каждый из нас может проверить их для себя и судить об их справедливости на основании непосредственного опыта. Хотя душа или внутренняя Самость, будучи нефизической, недоступна познанию с помощью органов чувств или научных приборов, ее можно познавать путем тщательного самонаблюдения.

Это вовсе не так легко. Хотя любому могут быть дарованы спонтанные проблески, для ясного и устойчивого видения наших божественных глубин обычно требуется значительная практика, позволяющая в достаточной мере прояснить сознание. В этом предназначение духовной практики.

Когда ум спокоен и ясен, мы можем непосредственно переживать свою Самость. Это не понятие и не интеллектуальная теория Самости. Скорее, это непосредственное познавание, прямое интуитивное постижение, при котором человек не только видит божественную искру, но и отождествляется с ней, осознавая, что он и есть эта искра.

По сравнению с таким непосредственным осознанием божественного, книжное учение и теоретическое знание – это всего лишь жалкие заменители, столь же далекие от непосредственного опыта, как текст о человеческом воспроизводстве – от объятий влюбленных. Будда убедительно иллюстрировал это, сравнивая человека, который довольствуется одним лишь теоретическим пониманием, с пастухом, пасущим чужой скот, тогда как Мохаммед высказывался даже еще резче – он уподоблял такого человека ослу, везущему груз книг.

4. Четвертое утверждение вечной философии гласит, что осознание нашей духовной природы есть величайшее благо: высочайшая цель и наибольшая польза человеческого существования . Перед этим бледнеют все другие цели; все другие наслаждения удовлетворяют лишь частично. Никакое другое переживание не может быть столь экстатическим, никакое другое достижение не вознаграждает в такой степени, никакая иная цель не будет столь благотворной для самого себя или других людей. Так говорят мудрецы разных времен и традиций.

Опять же, это не бездоказательная догма, которую приходится принимать, основываясь лишь на чужих словах или слепой вере. Скорее, это выражение непосредственного опыта тех, кто уже вкусили этих плодов. И что важнее всего, это приглашение всем нам вкусить и испытать их самим.

Если вычленить самую суть этих четырех утверждений, что же мы находим? Центральная пронзительная тема вечной философии такова: мы всегда трагически недооценивали самих себя. Мы прискорбно ошибаемся, считая себя всего лишь временными телами, а не безвременным духом; отдельными страдающими личностями, а не блаженными Буддами; бессмысленными каплями материи, а не благословенными Божьими детьми.

Слова разных традиций различаются, но передают одну и ту же суть: Ты больше, чем тебе кажется! Взгляни внутрь себя и ты обнаружишь, что твое эго – это лишь мельчайшая капля на поверхности безбрежного океана – твоего истинного Я. Загляни в себя, и в самом центре своего ума, в глубинах своей души ты найдешь свою подлинную Самость, увидишь, что эта Самость теснейшим образом связана с божественным, и что тебе тоже присуще безграничное блаженство божественного.

ВЕЧНЫЕ ПРАКТИКИ

Как достичь этого открытия нашей подлинной сущности – это главный вопрос жизни, и именно здесь великие религии предлагают свой величайший дар. Каждая из них содержит в себе набор практик, призванных помогать нам в достижении этой цели. Каждая традиция предлагает пробуждающие духовные практики – будь то заповеди и медитации иудаизма, ислама, и христианства, йоги индуизма, или дисциплины даосизма.

Роджер Уолш

СЕМЬ ПРАКТИК

ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ СЕРДЦА И УМА

Перевод А.Киселева и В.Майкова

Рекомендовано кафедрой психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования и Профессиональной психотерапевтической лигой в качестве учебного пособия по психотерапии

Из кн.: Уолш Р. Основания духовности. М.: "Академический Проект", 2000

Walsh R. Essential Spirituality. The Seven Central Practices to Awaken Heart and Mind. John Wiley & Sons Inc., 1999

Роджер Уолш - доктор философии и медицины, профессор психиатрии, философии, и антропологии Калифорнийского Университета в Ирвине. Его сочинения и исследования в областях медицины, естественных наук, психологии, философии, и религии, удостоены более чем двадцати национальных и международных премий. Автор книг: Meditation: Classic and Contemporary Perspective (1984, совместно с Д. Шапиро); Staying Alive: The Psychology of Human Survival (1984); Paths Beyond Ego: The Transpersonal Vision (1993, совместно с Ф. Воон); The Spirit of Shamanism (1994). Последние две книги переведены на русский язык.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ОСНОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ

(в сокращении)

Глава 1

ОТКРЫВАЯ СВЯЩЕННОЕ

Благодаря системе глобальной коммуникации, нам впервые в истории доступны все религии мира - их мудрость и их практики. Сейчас невиданно большое число людей пробуют практики из разнообразных традиций. Однако, такое богатство возможностей приводит многих в замешательство, и даже ошеломляет разнообразием кажущихся противоречивыми утверждений и практик. Что общего у разных религий?

ВЕЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Общую сущностную основу религиозного знания ученые называют вечной мудростью или вечной философией. Почему вечной? Потому что эти глубокие прозрения в суть жизни оставались неизменными в разные века и в разных культурах и содержались в учениях великих мудрецов всех времен и народов.

Складывавшаяся на протяжении тысячелетий вечная философия - это сокровищница мудрости, накопленной человечеством. Безграничная по охвату и бездонная по глубине, она содержит в себе многочисленные догадки о природе жизни и любви, здоровья и счастья, страдания и спасения.

Ее сердцевину составляют четыре важнейших утверждения - фактически, наблюдения, поскольку они основаны на непосредственных интуитивных прозрениях продвинутых духовных практиков - о реальности и человеческой природе.

1. Существуют две сферы реальности. Первая из них - это знакомая всем нам повседневная сфера, мир физических объектов и живых существ. Это сфера, доступная нашему зрению и слуху, которую изучают естественные науки, например, физика и биология.

Но за этими привычными явлениями скрывается еще одна, гораздо более тонкая и глубокая сфера - сфера сознания, духа, Разума, или Дао. Этот мир недоступен физическим органам чувств и его можно лишь косвенно познавать с помощью физических научных приборов.

2. Человеческие существа входят в обе сферы. Мы не только физические, но также и духовные существа. У нас есть тела, но в центре нашего существа, в глубинах нашего разума у нас также есть центр трансцендентного сознавания. Этот центр описывают как чистое сознание, разум, дух, или Самость, и он известен под такими именами, как нешама (neshamah) в иудаизме, душа или божественная искра в христианстве, Атман в индуизме, или природа Будды в буддизме. Эта божественная искра тесно взаимосвязана с божественной причиной или основой всей реальности - некоторые традиции даже говорят об их неразделимости и тождественности. Мы не оторваны от божественного, а извечно тесно связаны с ним.

3. Человеческие существа способны осознать свою божественную искру и божественную причину, из которой она происходит. Это подразумевает - и это имеет решающее значение - что утверждения вечной философии не следует слепо принимать на веру. Скорее, каждый из нас может проверить их для себя и судить об их справедливости на основании непосредственного опыта. Хотя душа или внутренняя Самость, будучи нефизической, недоступна познанию с помощью органов чувств или научных приборов, ее можно познавать путем тщательного самонаблюдения.

Это вовсе не так легко. Хотя любому могут быть дарованы спонтанные проблески, для ясного и устойчивого видения наших божественных глубин обычно требуется значительная практика, позволяющая в достаточной мере прояснить сознание. В этом предназначение духовной практики.

Когда ум спокоен и ясен, мы можем непосредственно переживать свою Самость. Это не понятие и не интеллектуальная теория Самости. Скорее, это непосредственное познавание, прямое интуитивное постижение, при котором человек не только видит божественную искру, но и отождествляется с ней, осознавая, что он и есть эта искра.

По сравнению с таким непосредственным осознанием божественного, книжное учение и теоретическое знание - это всего лишь жалкие заменители, столь же далекие от непосредственного опыта, как текст о человеческом воспроизводстве - от объятий влюбленных. Будда убедительно иллюстрировал это, сравнивая человека, который довольствуется одним лишь теоретическим пониманием, с пастухом, пасущим чужой скот, тогда как Мохаммед высказывался даже еще резче - он уподоблял такого человека ослу, везущему груз книг.

4. Четвертое утверждение вечной философии гласит, что осознание нашей духовной природы есть величайшее благо: высочайшая цель и наибольшая польза человеческого существования. Перед этим бледнеют все другие цели; все другие наслаждения удовлетворяют лишь частично. Никакое другое переживание не может быть столь экстатическим, никакое другое достижение не вознаграждает в такой степени, никакая иная цель не будет столь благотворной для самого себя или других людей. Так говорят мудрецы разных времен и традиций.

Опять же, это не бездоказательная догма, которую приходится принимать, основываясь лишь на чужих словах или слепой вере. Скорее, это выражение непосредственного опыта тех, кто уже вкусили этих плодов. И что важнее всего, это приглашение всем нам вкусить и испытать их самим.

Если вычленить самую суть этих четырех утверждений, что же мы находим? Центральная пронзительная тема вечной философии такова: мы всегда трагически недооценивали самих себя. Мы прискорбно ошибаемся, считая себя всего лишь временными телами, а не безвременным духом; отдельными страдающими личностями, а не блаженными Буддами; бессмысленными каплями материи, а не благословенными Божьими детьми.

Слова разных традиций различаются, но передают одну и ту же суть: Ты больше, чем тебе кажется! Взгляни внутрь себя и ты обнаружишь, что твое эго - это лишь мельчайшая капля на поверхности безбрежного океана - твоего истинного Я. Загляни в себя, и в самом центре своего ума, в глубинах своей души ты найдешь свою подлинную Самость, увидишь, что эта Самость теснейшим образом связана с божественным, и что тебе тоже присуще безграничное блаженство божественного.

ВЕЧНЫЕ ПРАКТИКИ

Как достичь этого открытия нашей подлинной сущности - это главный вопрос жизни, и именно здесь великие религии предлагают свой величайший дар. Каждая из них содержит в себе набор практик, призванных помогать нам в достижении этой цели. Каждая традиция предлагает пробуждающие духовные практики - будь то заповеди и медитации иудаизма, ислама, и христианства, йоги индуизма, или дисциплины даосизма.

Среди множества духовных практик есть семь общих для всех настоящих религий; поэтому мы будем называть их вечными практиками. Эти вечные практики были открыты основателями религий и использовались миллионами мужчин и женщин по всему миру. Теперь можно признать их универсальную природу. В этой книге объясняются семь вечных практик, и предлагаются упражнения для применения их ко всем аспектам жизни, так чтобы вы тоже могли воспользоваться множеством преимуществ, которые они дают.

Глава 2

ОТКРЫТИЕ СЕМИ ПРАКТИК

Постепенно я начал узнавать определенные практики, общие для всех этих религий. Первый намек дал мне Рам Дасс - вероятно, единственный профессор из Гарварда, который оставил научную деятельность и стал духовным учителем. Он высказал предположение, что все духовные традиции делают акцент на трех качествах ума и содержат практики для их развития - практики развития нравственности, сосредоточения и мудрости.

Нравственность является непременным условием - объяснял он. Если мы живем безнравственно и намеренно раним других людей, мы также наносим вред и себе, поскольку наш ум начинают обуревать страх и вина. Сосредоточение необходимо для того, чтобы утихомирить наш беспокойный ум и освободить его от бесчисленных забот и навязчивых мыслей, которые нас, как правило, занимают. Мудрость следует развивать, если мы хотим понимать жизнь и самих себя и жить достойно. Все это, безусловно, было правильно, но с течением времени я начал сознавать, что существуют и другие необходимые общие практики.

Первым очевидным кандидатом стало преображаение эмоций. Каждая традиция признает болезненную разрушительную силу таких чувств, как страх и ненависть, и предлагает методы для их уменьшения, наряду с развитием благотворных эмоций, в частности, любви и сострадания. Эти методы...

Основания духовности [Семь практик для пробуждения сердца и ума] Уолш Роджер

Роджер Уолш СЕМЬ ПРАКТИК ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ СЕРДЦА И УМА Перевод А.Киселева и В.Майкова

Роджер Уолш

СЕМЬ ПРАКТИК

ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ СЕРДЦА И УМА

Перевод А.Киселева и В.Майкова

Рекомендовано кафедрой психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования и Профессиональной психотерапевтической лигой в качестве учебного пособия по психотерапии

Из кн.: Уолш Р. Основания духовности. М.: "Академический Проект", 2000

Walsh R. Essential Spirituality. The Seven Central Practices to Awaken Heart and Mind. John Wiley & Sons Inc., 1999

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Про что весь курс «НЛП-практик» НЛП можно изучать по-разному и для разного. Можно сделаться НЛП-ером-любителем, ежедневно рубящим некрупную фишку пользы, удовольствия и хорошего настроения не в ущерб другим. Можно опять же стать тренером и уже других учить, как эту фишку

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

Квалификационный стандарт для уровня «НЛП-практик» Уровень владения навыком НЛП - «НЛП-практик» - предусматривает: Обязательно:Калибровка: Навык отслеживать изменения в микро- и макроповедении партнера по коммуникации и соотносить эти изменения со своим поведением и

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II. Российский трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

10 РОДЖЕР БЭКОН. НОМИНАЛИЗМ В эпоху средневековья философы, которые разделяли точку зрения Платона, назывались реалистами, потому что считали универсалии реально существовавшими. Их позиция была названа реализмом. Универсалиями считались невидимые и вечные идеи,

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

28. Трансперсональная антропология и предельный опыт В. Майкова Владимир Майков родился в 1956 году в Ярославле. В 1980 году окончил с отличием факультет общей и прикладной физики Московского физико-технического института и в том же году поступил в аспирантуру Института

Из книги Пробуждения автора Сакс Оливер

51. Трансперсональные исследования А. Киселева и Н. Мусхелишвили и Ю. Шрейдера в Межведомственном Научном Совете по проблеме «Сознание» при ГКНТ и СМ

Из книги Основания духовности [Семь практик для пробуждения сердца и ума] автора Уолш Роджер

Глава 19 Семь вопросов и семь ответов Вопрос первый. Объемы и скорость появления информации постоянно увеличиваются. Время, отпущенное человеку на работу с ней, ограничено. В этой системе координат «объемы информации – скорость – время» человек явно проигрывает. Как же

Из книги 10 шагов на пути к управлению своей эмоциональной жизнью. Преодоление тревоги, страха и депрессии благодаря исцелению личности человека автора Вуд Ева А.

Из книги 7 мифов о любви. Путешествие из страны разума в страну вашей души автора Джордж Майк

Глава 2 ОТКРЫТИЕ СЕМИ ПРАКТИК Постепенно я начал узнавать определенные практики, общие для всех этих религий. Первый намек дал мне Рам Дасс - вероятно, единственный профессор из Гарварда, который оставил научную деятельность и стал духовным учителем. Он высказал

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СЕМЬ ПРАКТИК

Из книги Руководство по системной поведенченской психотерапии автора Курпатов Андрей Владимирович

О пользе духовных практик Многие исследования доказали, что духовные практики, такие как йога, молитва, медитация или тай-чи, усиливают реакцию организма на лечение. Люди, практикующие их постоянно, живут дольше и меньше болеют. По этому поводу хочу напомнить, что несмотря

Из книги Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша автора Штерн Валентин

Из книги Развитие мозга [Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей] автора Сайп Роджер

Часть вторая 7 Практик Психологические самоучители похожи на книги по ремонту автомобилей: вы можете читать их целый день, но это ничего не исправит. Чтобы разобраться с машиной, вам придется засучить рукава, залезть под капот и не бояться испачкать руки и собрать грязь

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

4. Система психотерапевтических практик КМ СПП не может не согласиться с утверждением, что психотерапия является процессом, однако она не рассматривает психотерапию только лишь как процесс отношений пациента и психотерапевта52. Психотерапевт является здесь своего рода

Из книги автора

Часть 3 Нил Доналд Уолш и его беседы с Богом о том, как жить в этом мире

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама