THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Напомним, что согласно исследованиям Б. Г. Ананьев в психологии принято выделять четыре основные группы методов психологического исследования:

1)организационные методы (сравнительный, лонгитюдный (прослеживает становление, развитие исследуемого явления в течение нескольких лет), комплексный);

2) эмпирические методы : а) обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); б) экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или, по Б. Г. Ананьеву, психолого-педагогический); в) психодиагностические методы (тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия, интервью и беседа); г) праксиметрические методы , поБ. Г. Ананьеву, приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ); д) метод моделирования (математическое, кибернетическое и др.) и е) биографические методы (анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека);

3) обработка данных: методы количественного (математико-статистические) и качественного анализа;

4) интерпретационные методы: включающие генетический и структурный метод .

В практической деятельности каждого отдельного преподавателя основными выступают наблюдение и беседа с последующим анализом продуктов учебной деятельности обучаемых. Наблюдение – основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Наблюдаемый может и не знать, что, что он является объектом наблюдения. Наблюдение реализуется с помощью специальной методики, которая содержит описание всей процедуры наблюдения:

а) выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он будет наблюдаться; б) программа наблюдений: перечень тех сторон, свойств, признаков объекта, которые будут фиксироваться; в) способ фиксации получаемой информации.

При наблюдении должны соблюдаться ряд требований: наличие плана наблюдений, набор признаков, показателей, которые должны фиксироваться и оцениваться наблюдателем, желательно несколько наблюдателей-экспертов, оценки которых можно будет сравнить, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, проверка гипотезы в последующих наблюдениях. На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдений фиксируются в специальных протоколах, выделяются определенные показатели, признаки, которые следует выявить при наблюдении в поведении испытуемых согласно плану наблюдения. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.

Беседа – широко распространенный в педагогической психологии и в педагогической практике эмпирический метод получения информации о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо стенографированием. Беседа является субъективным психодиагностическим методом, поскольку педагог либо исследователь субъективно оценивает ответы, поведение учащегося, при этом своим поведением, мимикой, жестами, вопросами воздействует на учащегося, обусловливая ту или иную степень открытости и доверия-недоверия обследуемого.



Анкетирование – эмпирический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету. Подготовка анкеты требует профессионализма. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.

В педагогической психологии используется метод анализа продуктов деятельности . Это наиболее распространенный метод исследования в педагогической практике. Целенаправленный, систематический анализ сочинений, изложений, текстов устных и письменных сообщений (ответов) учащихся, то есть содержания, формы этих сообщений, способствует пониманию педагогом личностной и учебной направленности обучающихся, глубины и точности освоения ими учебного предмета, их отношения к учебе, школе, институту, самому учебному предмету и педагогам. Применительно к изучению личностных, индивидуальных психологических особенностей обучаемых или их деятельности используется метод обобщения независимых переменных, который требует обобщения данных одного обучаемого, полученных от разных преподавателей. Обобщать можно и должно только данные, полученные в разных условиях, при изучении личности в различных видах деятельности. «Цель любого экспериментального исследования сделать так, чтобы выводы, основанные на ограниченном количестве данных, оставались достоверными за пределами эксперимента. Это называется обобщением».

Тестирование – психодиагностические методы использования стандартизированных тестовых методик выявления и количественной оценки уровня развития познавательных, интеллектуальных, типологических и личностных особенностей учащихся и педагогов, структуры межличностных взаимоотношений и взаимодействия в коллективах. Разработка тестов производится психологами-профессионалами. Апробированные тесты, обладающие высокой надежностью и валидностью, включающие стандартизированные правила проведения тестирования и обработки, интерпретации полученных данных, могут применяться педагогами, школьными психологами после предварительного обучения и овладения тестовыми методиками.

Надежность теста показывает, что тест способен выявить устойчивые психологические характеристики человека и устойчив по отношению к воздействию случайных факторов , поэтому сохраняется в основном неизменность результатов теста и при повторном тестировании одного и того же человека в разных условиях, через длительные промежутки времени. Валидность теста показывает, что тест способен выявлять именно те параметры , на которые претендует , способен обладать прогностической ценностью .

В педагогической практике также используются специальные тесты учебных и профессиональных достижений, которые измеряют уровень знаний, умений, эффективность программ и процесса обучения. Тесты достижения представляют собой тестовые батареи, охватывают учебные программы для целостных образовательных систем, все задания даются в форме вопросов с множественным выбором ответов. Их рассматривают как средство объективной оценки и инструмент корригирования учебных программ.

Эксперимент – основной эмпирический метод научного исследования, получил широкое применение в педагогической психологии. В ходе эксперимента экспериментатор воздействует на исследуемый объект в соответствии сгипотезой исследования.

Любой вид эксперимента включает следующие этапы : 1) постановка цели: конкретизация гипотезы в определенной задаче; 2) планирование хода эксперимента; 3) проведение эксперимента: сбор данных; 4) анализ полученных экспериментальных данных; 5) выводы, которые позволяют сделать экспериментальные данные.

Различается лабораторный и естественный эксперимент. Влабораторном эксперименте испытуемые знают, что над ними проводят некое испытание, а естественный эксперимент проходит в обычных условиях работы, учебы, жизнедеятельности людей, илюди не подозревают, что являются участниками эксперимента. Как лабораторный, так и естественный эксперименты подразделяются на констатирующий и психолого-педагогический формирующий эксперимент.

Констатирующий эксперимент используется в тех случаях, когда надо установить наличное состояние уже имеющихся явлений. В ходе формирующего эксперимента изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, способностей и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием. Экспериментатор определяет цель исследования, выдвигает гипотезу, меняет условия и формы воздействия, строго фиксирует результаты эксперимента в специальных протоколах. Данные эксперимента обрабатываются методами математической статистики (корреляционный, ранговый, факторный анализ и т.д.).

Формирующий эксперимент при бихевиористском подходе к обучению сосредоточен на выявлении условий, позволяющих получить требуемую заданную реакцию обучаемого. Формирующий эксперимент при деятельностном подходе предполагает, что экспериментатор должен выявить объективный состав той деятельности, которую собирается формировать, разработать методы формирования ориентировочной, исполнительной и контрольной части деятельности.

Среди методов, направленных на изучение трудовой деятельности человека, широко используется метод профессиографии описательно-технической и психофизиологической характеристики профессиональной деятельности человека. Этот метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон. В результате профессиограммирования составляются профессиограммы или сводки данных (технических, санитарно-гигиенических, технологических, психологических, психофизиологических) о конкретном процессе труда и его организации, а также психограммы профессий. Психограммы представляют собой «портрет» профессии , составленный на основе психологического анализа конкретной трудовой деятельности, в состав которого входят профессионально важные качества (ПВК) и психологические и психофизиологические составляющие, актуализируемые данной деятельностью и обеспечивающие ее исполнение. Важность метода профессиографии в психологии профессионального образования объясняется тем, что он позволяет моделировать содержание и методы формирования профессионально важных качеств личности, заданных той или иной профессией, и строить процесс их развития исходя из данных науки.

Основываясь на таких методологических принципах психологии, как системность, комплексность, принцип развития, а также принцип единства сознания и деятельности, педагогическая психология в каждом конкретном исследовании применяет комплекс методов (частных методик и процедур исследования). Однако один из методов всегда выступает в качестве основного , а другие – дополнительных . Чаще всего при целенаправленном исследовании в качестве основного в педагогической психологии выступает, как уже отмечалось, формирующий (обучающий) эксперимент, а дополнительными кнему являются наблюдение, самонаблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, тестирование.

Следует отметить, что всякое психолого-педагогическое исследование включает как минимум четыре основных этапа :

1) подготовительный (знакомство слитературой, постановка целей, выдвижение гипотез на основе изучения литературы по проблеме исследования, планирование),

2) собственно исследовательский (например, экспериментальный и социометрический),

3) этап качественного и количественного анализа (обработки) полученных данных;

4) этап интерпретации , собственно обобщения, установления причин, факторов, обусловливающих характеристик протекания исследуемого явления.

Классификация методов психолого-педагогических исследований

Уровни методологических знаний

  • В современной методологии и логике науки (Асмолов А.Г., 1996) выделяется следующая общая схема уровней методологии:
    • уровень философской методологии;
    • уровень методологии общенаучных принципов исследования;
    • уровень конкретно-научной методологии;
    • уровень методик и техник исследования.

Методология философская - это та основа, на которой базируется исследовательская деятельность. В роли методологической основы конкретных научных направлений выступают крупные философские учения. Она существует не как система жестких норм или указаний на необходимость неопределенных технических приемов, а только предлагает основные ориентиры. К этому же уровню методологии относится рассмотрение общих форм научного мышления.
К общенаучной методологии относятся попытки разработки универсальных принципов, средств и форм научного познания, соотносимые, хотя бы потенциально, не с какой-то конкретной наукой, но применимые к широкому кругу наук. Однако этот уровень методологии остается все же, в отличие от методологии философской, в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общемировоззренческого уровня.

Сюда относятся, например, концепции системного научного анализа, структурно-уровневый подход, кибернетические принципы описания сложных систем и др. На этом уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эмпирической деятельности, в частности - общие проблемы построения эксперимента, наблюдения и моделирования (http://www.vygotsky.edu.ru/html/da.php; см. международная кафедра культурно-исторической психологии МГППУ).
Конкретно-научная методология разрабатывает те же проблемы, что и общенаучная методология, но в рамках конкретных наук, исходя из особенностей объекта науки, в отношении как теории , так и эмпирической деятельности.

Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, которые отличаются друг от друга своими объяснительными принципами и способами исследовательской и практической работы

На уровне конкретных методик и техник исследования осуществляется разработка конкретных методик психолого-педагогического исследования применительно к решению познавательных задач определенного типа. На этом уровне рассматриваются проблемы валидности и методики разрабатываемых диагностических методик исследования.

Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым


Все методы он разделил на четыре группы:

    • организационные;
    • эмпирические;
    • по способу обработки данных;
    • интерпретационные.
  1. К организационным методам ученый отнес:
  • сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.;
  • лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;
  • комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.
  1. К эмпирическим:
  • обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);
  • эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.);
  • психодиагностический метод;
  • анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы);
  • моделирование;
  • биографический метод.
  • По способу обработки данных
    • методы математико-статистического анализа данных и
    • методы качественного описания (Сидоренко Е.В., 2000; аннотация).
  • К интерпретационным
    • генетический (фило- и онтогенетический) метод;
    • структурный метод (классификация, типологизация и др.).

    Ананьев подробно описал каждый из методов, но при всей тщательности его аргументации, как отмечает В.Н. Дружинин в своей книге "Экспериментальная психология", остается много нерешенных проблем: почему моделирование оказалось эмпирическим методом? Чем практические методы отличаются от полевого эксперимента и инструментального наблюдения? Почему группа интепретационных методов отделена от организационных?

    • Целесообразно, по аналогии с другими науками, выделить в педагогической психологии три класса методов:
    1. Эмпирические , при которых осуществляется внешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования .
    2. Теоретические , когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее - предметом исследования) .
    3. Интерпретационно-описательные , при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами) .

    Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов; отражающие результаты деятельности и т.п.
    Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической.

    • Среди основных теоретических методов психолого-педагогического исследования В.В. Дружинин выделил:
      • дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат - теория, закон и др.;
      • индуктивный - обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат - индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;
      • моделирование - конкретизация метода аналогий, "трансдукция", умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат - модель объекта, процесса, состояния.

    Наконец, интерпретационно-описательные методы - это "место встречи" результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы; с другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам.
    Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и в конечном счете оправдание или опровержение гипотезы .

    Наблюдение - основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта . Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.
    Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, "нормальных" условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание специальных условий, отличных от "нормальных".

    • Главными особенностями метода наблюдения являются:
      • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
      • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
      • сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения.

    Различается несколько видов наблюдений. В зависимости от позиции наблюдателя выделяются открытое и скрытое наблюдение. Первое означает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Скрытое наблюдение предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемого. Разница между первым и вторым состоит в сопоставлении данных о ходе психолого-педагогических процессов и поведении участников учебно-воспитательного взаимодействия в условиях ощущения поднадзорности и свободы от глаз посторонних.
    Выделяются, далее, сплошное и выборочное наблюдение. Первым охватываются процессы в целостном виде: от их начала до конца, до завершения. Второе представляет собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов. Например, при исследовании трудоемкости учительской и ученической работы на уроке наблюдается весь цикл обучения от его старта в начале урока до конца урока. А при изучении неврогенных ситуаций в отношениях учитель-ученик исследователь как бы выжидает, наблюдая со стороны за этими событиями, чтобы затем подробно описать причины их возникновения, поведение обеих конфликтующих сторон, т.е. учителя и ученика.
    Результат исследования, в котором используется метод наблюдения, в значительной степени зависит от самого исследователя, от его "культуры наблюдения". Необходимо учитывать специфические требования к процедуре получения и трактовки информации в наблюдении. Среди них особо выделяются следующие:
    1. Наблюдению доступны только внешние факты, имеющие речевые и двигательные проявления. Наблюдать можно не интеллект, а то, как человек решает задачи; не общительность, а характер взаимодействия с другими людьми и т.д.

    2. Необходимо, чтобы наблюдаемое явление, поведение определялось операционально, в терминах реального поведения, т.е. регистрируемые характеристики должны быть как можно более описательными и как можно менее объяснительными.

    3. Для наблюдения должны быть выделены наиболее важные моменты поведения (критические случаи).
    4. Наблюдатель должен иметь возможность фиксировать поведение оцениваемого лица длительный промежуток времени, во многих ролях и критических ситуациях.
    5. Надежность наблюдения повышается в случае совпадения показаний нескольких наблюдателей.
    6. Ролевые отношения между наблюдателем и наблюдаемыми должны быть устранены. Например, поведение ученика будет различным в присутствии родителей, учителя и сверстников. Поэтому и внешние оценки, даваемые одному и тому же лицу по одному и тому же набору качеств людьми, занимающими разное положение по отношению к нему, могут оказаться разными.
    7. Оценки в наблюдении не должны быть подвержены субъективным влияниям (симпатиям и антипатиям, переносам отношения с родителей на ученика, с успеваемости ученика на его поведение, и т.п.).
    Беседа - широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы . Психологи различных школ и направлений широко используют его в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т.д.

    В беседах , диалогах, дискуссиях выявляются отношения учащихся, учителей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно.
    Психолого-педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир субъектов учебного процесса, выявить причины тех или иных поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы - очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный - для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

    • Для повышения надежности результатов беседы и снятия неизбежного оттенка субъективизма должны использоваться специальные меры. К ним относятся:
      • наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности учащегося и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;
      • обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях школьной жизни;
      • варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;
      • умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

    Беседа включается как дополнительный метод в структуру психолого-педагогического эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об ученике, учителе, дает им инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме постэкспериментального интервью.
    Интервью называют целенаправленным опросом. Интервью определяется как "псевдобеседа": интервьюер все время должен помнить, что он - исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.
    Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Однако, как показывает последние исследования эффективности данного метода, эти ожидания оправдываются примерно наполовину. Это обстоятельство резко сужает диапазон применения анкетирования и подрывает доверие к объективности полученных результатов.
    Педагогов и психологов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов учеников, учителей, родителей, дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала.

    • Сейчас в психолого-педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет:
      • открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа;
      • закрытые, в которых ученикам приходится выбирать один из готовых ответов;
      • именные, требующие указывать фамилии испытуемого;
      • анонимные, обходящиеся без нее и др.
    • При составлении анкеты учитываются:
      • содержание вопросов;
      • форма вопросов - открытые или закрытые;
      • формулировка вопросов (ясность, без подсказки ответов и т.д.);
      • количество и порядок следования вопросов. В психолого-педагогической практике количество вопросов обычно соотносится не более, чем с 30-40 мин работы методом анкетирования; порядок вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел.

    Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае должно отвечать двум требованиям - репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.
    Метод тестирования. В связи со спецификой предмета педагогической психологии одни из названных выше методов используются в ней в большей степени, другие - в меньшей. Однако все большее распространение в педагогической психологии получает метод тестирования.
    Тест (англ. test - проба, испытание, проверка) - в психологии - фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий (Бурлачук, 2000. С. 325). Тест - основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется психологический диагноз.

    • От других способов обследования тестирование отличается:
      • точностью;
      • простотой;
      • доступностью;
      • возможностью автоматизации.

    (см. статью Борисовой Е.М. "Основы психодиагностики").

    Тестирование - далеко не новый, но в недостаточно применяемый в педагогической психологии метод исследования (Бурлачук, 2000, С. 325). Еще в 80-90 гг. XIX в. исследователи начали изучать индивидуальные различия людей. Это привело к возникновению так называемого испытательного эксперимента - исследования с помощью тестов (А. Дальтон, А. Кеттел и др.). Применение тестов послужило толчком для развития психометрического метода , основы которого были заложены Б. Анри и А. Бине. Измерение школьных успехов, интеллектуального развития, степени сформированности многих других качеств с помощью тестов стало неотъемлемой частью широкой учебно-воспитательной практики. Психология, предоставив педагогике инструмент для анализа, тесно с ней соединились (отделить тестирование педагогическое от тестирования психологического иногда невозможно).

    Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, укажем, прежде всего, на использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности - выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.
    Обычно тестирование как метод психолого-педагогического исследования сливается с практическим тестированием текущей успеваемости, выявления уровня обученности, контролем качества усвоения учебного материала.

    Наиболее полное и систематизированное описание тестов представлено в труде А. Анастази "Психологическое тестирование". Анализируя тестирование в образовании, ученый отмечает, что в этом процессе используются все типы существующих тестов, однако среди всех типов стандартизированных тестов тесты достижения численно превосходят все остальные. Они создавались для измерения объективности программ и процессов обучения. Обычно они "дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему времени" (Анастази А., 1982. С. 36-37 ).

    А.К. Ерофеев, анализируя основные требования к тестированию, выделяет следующие основные группы знаний, которыми должен обладать тестолог:

      • основные принципы нормативно-ориентированного тестирования;
      • типы тестов и сферы их применения;
      • основы психометрики (т.е. в каких единицах измеряются в системе психологические качества);
      • критерии качества теста (методы определения валидности и надежности теста);
      • этические нормы психологического тестирования (Ерофеев А.К., 1987) .

    Все сказанное выше означает, что использование тестирования в педагогической психологии требует специальной подготовки, высокой квалификации и ответственности.
    Эксперимент - один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.
    Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы в причинно-следственных казуальных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции ) между переменными. Различают традиционные и факторные планы проведения эксперимента.

    При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная , при факторном - несколько. Достоинством последнего является возможность оценки взаимодействия факторов - изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой. Для статистической обработки результатов эксперимента в этом случае применяется дисперсионный анализ (Р. Фишер). Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном эксперименте, результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда имеются две конкурирующие между собой гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем эксперименте. Контрольный эксперимент осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей. Применение эксперимента, однако, наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев осуществлять произвольное изменение переменных. Так, в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций (т.е. вероятностных и статистических зависимостей) и, как правило, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии заключается в том, что исследователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно повлиять на его поведение (рис. 8). Особую категорию методов психологического исследования и воздействия образуют формирующие, или обучающие, эксперименты. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

    Процедура эксперимента состоит в направленном создании или подборе таких условий, которые обеспечивают надёжное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его воздействием.
    Чаще всего в психолого-педагогических экспериментах имеют дело с 2 группами: экспериментальной, в которую включается изучаемый фактор, и контрольной, в которой он отсутствует.
    Экспериментатор по своему усмотрению может видоизменять условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения. Это, в частности, даёт возможность находить наиболее рациональные приёмы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Например, меняя условия заучивания того или иного учебного материала, можно установить, при каких условиях запоминание будет наиболее быстрым, прочным и точным. Проводя исследования при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

    • Психолого-педагогические эксперименты различаются:
      • по форме проведения;
      • количеству переменных;
      • целям;
      • характеру организации исследования.

    По форме проведения выделяют два основных вида эксперимента - лабораторный и естественный.
    Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных искусственных, условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Для этого устраняются побочные влияния всех одновременно происходящих процессов. Лабораторный эксперимент позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания психических процессов, например быстроту реакции человека, скорость формирования учебных, трудовых навыков. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надёжные показатели при строго определённых условиях. Более ограниченное применение имеет лабораторный эксперимент при исследовании проявлений личности, характера. С одной стороны, здесь сложен и многогранен объект исследования, с другой - известная искусственность лабораторной ситуации представляет большие трудности. Исследуя проявления личности в искусственно созданных особых условиях, в частной, ограниченной ситуации, мы далеко не всегда имеем основания заключить, что аналогичные проявления будут характерны для этой же личности в естественных жизненных обстоятельствах. Искусственность экспериментальной обстановки является существенным недостатком данного метода. Она может повлечь нарушение естественного хода исследуемых процессов. Например, запоминая важный и интересный учебный материал, в естественных условиях ученик достигает иных результатов, нежели когда ему предлагается в необычных условиях запомнить экспериментальный материал, непосредственно не представляющий для ребёнка интереса. Поэтому лабораторный эксперимент должен быть тщательно организован и по возможности сочетаться с другими, более естественными методиками . Данные лабораторного эксперимента представляют в основном теоретическую ценность; выводы, сделанные на их основании, могут быть распространены на реальную жизненную практику с известными ограничениями (Милграмм Ст., 2000).

    Естественный эксперимент . Указанные недостатки лабораторного эксперимента в некоторой мере устраняются при организации естественного эксперимента. Впервые этот метод был предложен в 1910 г. А.Ф. Лазурским на 1-м Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемых деятельности, например, учебных занятий или игры. Зачастую созданная экспериментатором ситуация может остаться вне сознания испытуемых; в этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность их поведения. В других случаях (напр., при изменении методики преподавания, школьного оборудования, режима дня и т. п.) экспериментальная ситуация создаётся открыто, таким образом, что сами испытуемые делаются участниками её создания. Такое исследование требует особенно тщательного планирования и подготовки. Его имеет смысл использовать, когда данные надо получить в предельно короткие сроки и без помех для основной деятельности испытуемых. Существенный недостаток естественного эксперимента - неизбежное наличие неконтролируемых помех, т. е. факторов, влияние которых не установлено и не может быть количественно измерено.

    Сам А.Ф. Лазурский выразил суть естественного эксперимента следующим образом: "При естественно-экспериментальном изучении личности мы не пользуемся искусственными приемами, не производим опытов в искусственных лабораторных условиях, не изолируем ребенка из обычной обстановки его жизни, а экспериментируем естественными формами внешней среды. Мы исследуем личность самой жизнью и потому становятся доступными обследованию все влияния как личности на среду, так и среды на личность. Здесь эксперимент входит в жизнь. Мы исследуем не отдельные психические процессы, как это обычно делается (напр., память исследуют посредством заучивания бессмысленных слогов, внимание - вычеркиванием значков на таблицах), а исследуем и психические функции, и личность в целом. При этом пользуемся не искусcтвенным материалом, а предметами школьного обучения" (Лазурский А.Ф., 1997; аннотация).
    По количеству изучаемых переменных различают одномерный и многомерный эксперименты.
    Одномерный эксперимент предполагает выделение в исследовании одной зависимой и одной независимой переменной. Он чаще всего реализуется в лабораторном эксперименте .
    Многомерный эксперимент . В естественном эксперименте утверждается идея изучения явлений не изолированно, а в их взаимосвязи и взаимозависимости. Поэтому здесь чаще всего реализуется многомерный эксперимент. Он требует одновременного измерения множества сопутствующих признаков, независимость которых заранее неизвестна. Анализ связей между множеством изучаемых признаков, выявление структуры этих связей, её динамики под влиянием обучения и воспитания являются основной целью многомерного эксперимента.
    Результаты экспериментального исследования часто представляют собой не выявленную закономерность, устойчивую зависимость, а ряд более или менее полно зафиксированных эмпирических фактов. Таковы, например, полученные в результате эксперимента описания игровой деятельности детей, экспериментальные данные о влиянии на какую-либо деятельность такого фактора, как присутствие других людей и связанный с этим мотив соревнования. Эти данные, носящие часто описательный характер, не раскрывают ещё психологического механизма явлений и представляют лишь более определённый материал, сужающий дальнейшую сферу поиска. Поэтому результаты эксперимента в педагогике и психологии нередко следует рассматривать как промежуточный материал и исходную основу для дальнейшей исследовательской работы (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-teor-exp.html; см. лабораторию теоретических и экс-периментальных проблем психологии развития ПИ РАО).

    Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики субъекта, межсубъектных взаимодействий и психических явлений.

    Объект психологии – личность, общение, деятельность и группы.

    Предметом психологии являются факты, закономерности, механизмы, аспекты психических явлений.

    Задачи психологии :

      Описание и анализ психических явлений

      Исследование механизмов функционирования психики и психических явлений

    Педагогика – это наука о закономерностях обучения и воспитания человека с помощью целенаправленной и специально организованной системы образования.

    Объект педагогики – образование как особая деятельность по приобщению человека к жизни в обществе.

    Предмет педагогики – система отношений, возникающих в образовательной деятельности.

    Задачи педагогики:

      выявление и изучение закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами

      прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем

      исследование сущности, структуры и функций педагогического процесса

      разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления

      разработка методик самообразования и самовоспитания

    Функции педагогики: научно-теоретическая, конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная).

    Научно-теоретическая функция реализуется в описании и диагностике педагогического процесса, прогнозировании эффективных моделей этого процесса.

    Конструктивно-техническая функция реализуется через разработку методических материалов, внедрение их в практику и корректировку процесса обучения и воспитания.

      1. Принципы и этапы научного исследования в психологии и педагогике

    Психология и педагогика руководствуются следующими общенаучными принципами:1)системности; 2) детерминизма; 3) историзма; 4) единства сознания и деятельности; 5) индивидуальности; 6) развития.

    Принцип системности . Ключевой категорией данного принципа является категория «системы».

    Система это целостная структура, функционирующая в плане достижения какой-либо цели и обладающая системными качествами, определяемыми взаимодействием с другими, внешними системами и не сводимыми к свойствам отдельных элементов данной системы.

    Существенными свойствами такой реальности, как система являются:

      целостность,

      включенность в метасистемы (т.е. в системы более высокого порядка),

      взаимодействие элементов,

      наличие системных свойств.

    И психические явления и объекты педагогики (личность, группа, общение и др.) являются сложными, многоуровневыми и динамичными системами, которые в разных социальных и предметных контекстах обнаруживают разные системные качества.

    Принцип детерминизма состоит в том, что любое психическое, педагогическое явление детерминировано, т.е. имеет причину. Нет ничего случайного. И задача исследователя или практика – найти причину.

    Принцип историзма состоит в том, что любое явление необходимо рассматривать в историческом контексте. А именно – в контексте его индивидуальной истории развития, функционирования, и в широком контексте исторических условий существования.

    Принцип единства сознания и деятельности .

    Данный принцип означает, что сознание возникает, развивается и проявляется в процессе деятельности и общения.

    Принцип индивидуальности . Согласно принципу индивидуальности в любом психическом явлении следует выделять как общее, так и индивидуальное. В частности, педагог должен видеть в каждом ученике индивидуальные особенности и, в то же время, уметь отнести его к определенному типу личности.

    Принцип развития психических явлений (а также педагогических объектов, ситуаций). Как писал Рубинштейн «Закономерности всех явлений, и психических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания».

    Этапы исследования:

      постановка проблемы;

      формулирование гипотез исследования;

      выбор методов и методик исследования;

      пилотажное (пробное) исследование;

      основное исследование;

      математическая обработка полученных эмпирических данных;

      анализ и интерпретация полученной информации;

      внедрение результатов исследования в практику.

    Изучение возрастных и индивидуальных особенностей ребенка осуществляется различными методами и методиками.

    Под исследовательскими методами , или частными методическими приемами, следует понимать различные конкретизации основных методо­логических принципов: систематическое наблюдение, беседы, проведение опытов, анкетирование, тестирование и т.п.

    В зависимости от того, какую конкретную цель ставит перед собой исследователь, он может внести некоторые изменения в исследовательский метод. В этом случае употребляют понятие методики (конкретизация ме­тода в методике).

    Изучение развития психики ребенка проводится либо в форме «продольного исследования», либо в форме «поперечных срезов». При «продольном исследовании» изучается развитие отдельных психических процессов или формирование личности ребенка на протяжении значительного отрезка времени (иногда в течении ряда лет). При исследовании, проводимом посредством «поперечных срезов», один и тот же психический процесс изучается у групп детей, находящихся на различных возрастных ступенях своего развития или живущих и воспитывающихся в разных условиях. Кроме того, такая форма изучения используется тогда, когда исследователь стремиться узнать о психических особенностях данного момента формирования психики.

    В настоящее время не существует общепринятой и строгой классификации методов педагогической психологии. В зависимости от характера задач (описать, измерить, объяснить и сформировать изучаемый психический процесс, явление или психологический механизм исследовательские методы можно разделить на четыре группы: не экспериментальные (клинические), диагностические, экспериментальные и фор­ мирующие методы).

    1. Не экспериментальные методы: наблюдение, анкетирование, бе­седа, изучение продуктов деятельности, монографический и близнецовый методы.

    Особенностью не экспериментальных методов является простое списывание изучаемых явлений, что не дает возможность исследователю проникнуть за изучаемое явление, не вскрывает закономерности его изменения и развития, не объясняет его.

    Мы остановимся на описании двух методов, которое не включены в учебники по общей психологии.

    а) Монографический метод или клиническое изучение используется, как правило, для глубокого, тщательного и длительного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых. Этот метод позволяет фиксировать разные формы поведения, деятельность и взаимо­отношения испытуемого с окружающими во всех основных сферах жизни. Изучение конкретных случаев может выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований.



    Данный метод исследования в какой-то мере является синтетическим методом, т.к. наряду с наблюдением, беседой можно использовать экспериментальные и другие методы.

    б) Особым способом получения психолого-педагогических данных является «близнецовый метод». Сущность метода – сопоставление психического развития одно яйцевых (монозиготных) близнецов, воспитывающихся в одинаковых или различных условиях жизни. Целью этого метода является выяснение влияние фактора среды и воспитательных воздействий на формирование личности ребенка, допуская, что они имеют от природы одинаковую наследственность, одно генное снаряжение.

    2. Диагностические методы – это различные тесты, которые позволяют исследователю дать количественную характеристику изучаемому явлению и сделать качественный анализ. Например, выявить различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.

    Тест – (от англ. «test» - проба, испытание) - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого.

    Использование тестов и интерпретация их результатов зависят от теоретической ориентации исследователя. Так, в зарубежных психологических исследованиях тесты понимаются как средство выявления и измерения врожденных интеллектуальных и других характерологических особенностей испытуемых, на основе которых делаются далеко идущие выводы и прогнозы о возможностях ребенка, о перспективах его дальнейшего раз­вития.

    В отечественной психологии тесты рассматриваются в качестве средств определения наличного уровня развития личности. «Диагностические методы, -указывает Я.А. Венгер, – это методы, позволяющие при помощи относи­тельно кратких испытаний определить сравнительный уровень умственно­го развития, т.е. его соответствие некоторому среднему уровню, установ­ленному для детей данной возрастной группы, или отклонения от этого среднего уровня в ту или иную сторону»(.С.67). Таким образом, результаты лю­бых тестов выявляют актуальный (то, что ребенок достиг на сегодняшний день) и сравнительный уровни психического развития ребенка, обусловленного влиянием множества факторов, которые не могут быть выявлены и изучены в тестовых испытаниях. Вот поэтому результаты тестов не могут быть достаточным основанием для каких-то педагогических мер. Они должны служить основанием для дальнейшего всестороннего изучения индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни в семье и детских учреждениях. Лишь на этой основе можно определить пути и средства воздействия на ребенка.

    Использование диагностических методов требует от исследователя специальной психологической подготовки, владения способами научного анализа получаемых данных.

    Правильное применение этих методов позволяет достаточно точно, в относительно короткий промежуток времени ре­шить многие важные и актуальные задачи педагогики и психологии: опре­деление эффективности различных учебных программ, определение влия­ний на умственное и нравственное развитие детей социальных, психоло­гических и др. условий, определение степени готовности детей к школе, профессиональной пригодности и т.д.

    3. Экспериментальные методы. Названные выше методы просто описывают и измеряют, предоставляя возможность исследователю проникнуть за изучаемое явление, но не вскрывают и не объясняют закономерности его изменения и развития. Задачу объяснения изучаемых пси­хических явлений призваны решить экспериментальные методы.

    Особенность экспериментальных методов состоит, во-первых, в создании специальных условий деятельности, отчетливо выявляющих изучаемое психическое явление, во-вторых, в изменении этих условий в ходе исследования.

    В педагогической психологии существует три типа экспериментального метода: естественный, моделирующий и лабораторный эксперименты.

    О лабораторном и естественном эксперименте можно прочитать в любом учебнике «Общая психология».

    Характерной особенностью моделирующего эксперимента является то, что поведение испытуемого в экспериментальной ситуации воспроизводит типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор и постановку целей, выполнение интеллектуальных различных и практических действий.

    Особо продуктивным оказалось использование этого типа эксперимента при изучении эмоциональной сферы детей. Создавая особые ситуации, исследователь может проследить, во-первых, за затруднениями у испытуемых и соответствующие эмоциональные и аффективные переживания; во-вторых, за конфликтами между различными побуждениями и чувствами личности; в-третьих, за характером эмоциональных отношений ребенка к людям, к деятельности и другим проявлениям жизни; в-четвертых, за мимическими, пантомимическими выражениями эмоциональных переживаний и чувств.

    Моделирующий эксперимент часто применяется при изучении мотивационно – потребностной сферы личности. Немецким психологом К. Леви­ным и его учениками были проведены самые разнообразные эксперимен­ты, моделирующие потребностные состояния человека. В отечественной психологии исследования мотивации детей проводились под руководством Л.И. Божович.

    Достоинством моделирующего эксперимента можно считать приближенность изучаемых психических явлений к жизненным ситуациям, хотя испытуемые, действуя по инструкции, знают, что участвуют в эксперименте в качестве испытуемых.

    При изучении детского коллектива, взаимоотношений между членами коллектива, степени удовлетворенности личности своим положением в коллективе и т.д. применяли социометрическую методику исследования, которая была впервые предложена американским психологом Дж.Морено. Методика основана на различных формах выбора членов данного коллектива. Например: «Назови три одноклассника, с которыми ты хотел бы сидеть за одной партой, готовиться к экзаменам, кого хотел бы поздравить с наступающим праздником и т.д.». Эти вопросы называются критериями выбора. Данная методика может быть использована как в групповом эксперименте, так и в индивидуальном. Она имеет ряд преимуществ: можно не задавать вопросов, направленных непосредственно на выяснение особенностей взаимоотношения с одноклассниками, а предложить практически выбрать из числа одноклассников партнера для совместной деятельности.

    В зависимости от характера вопроса, содержания непосредственных действий испытуемых можно выявить при анализе материала следующие показатели положения ребенка в системе личных взаимоотношений: количество полученных выборов (популярность или непопуляр­ность в группе); взаимность сделанных и полученных выборов; субъективная оценка своего положения в коллективе или ко­личество ожидаемого выбора.

    Количественный анализ полученных данных позволяет определить положение ученика в системе личных взаимоотношений, т.е. социометрический статус (количество полученных выборов); индекс групповой сплоченности коллектива, т.е. коэффициент взаимности (отношение обще­го числа, взаимных выборов к общему количеству выборов), коэффициент удовлетворенности в общении (отношение числа взаимных выборов от­дельного ребенка к общему числу выборов), коэффициент осознанности своего положения в коллективе (отношение числа правильно угаданных отборов к общему числу названных товарищей).

    Необходимо подчеркнуть, что не следует ограничиваться только количественным анализом, а особое внимание нужно обратить на качественную интерпретацию полученных данных. Также не следует забывать, что это не универсальная методика, а методика, направленная на решение частных вопросов.

    4. Формирующие методы.

    Основной и главной чертой формирующих методов, согласно определению В.В. Давыдова, является не простое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность. Посредством этих методов исследователь может обнаружить механизмы психического развития личности ребенка путем активного формирования определенных сторон и качеств. Например, организуя экспериментальное обучение, можно проследить за ходом формирования логического мышления и т.д.

    К формирующим методам относятся: преобразующий эксперимент, психолого-педагогический эксперимент, экспериментально-генетический метод, метод поэтапного формирования умственных действия и т.д.

    Используя эти методы, можно добиться перестройки определенных сторон учебно-воспитательного процесса и увидеть влияние этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и другие особенности учащихся, а также выявить внутренние закономерности формирования тех или иных психических процессов и свойств у ребенка.

    Поэтапное или планомерное, по уточнению П.Я. Гальперина, формирование умственных действий и понятий выступает как метод развернутого и открытого для наблюдения формирования новых психических процесов и явлений. Планомерное формирование умственных действий и понятий как метод психологического исследования сложился недавно и связан с именами советских психологов П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. Ими экспериментально установлены основные этапы, через которые должно проходить формирование всякого нового умственного действия: этап предварительной ориентировки в задании, этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях-заместителях; этап формирования того же действия в плане развернутой речи, но про себя; этап формирования собственно умственного действия.

    Метод формирующего эксперимента в учебной деятельности применяется в виде конструирования и пере конструирования экспериментальных школьных программ и многолетнего обучения целых классов этим программам. При этом экспериментальное обучение строится не как приспособление к наличному, уже сложившемуся уровню развития детей, а как активное формирование новых уровней способностей, которые необходимы для полноценного усвоения усложненных программ, т.е. выступает как метод экспериментального, развивающего обучения.

    Таким образом, изучая процесс перехода к новым формам психических явлений, формирующие методы в наибольшей степени соответствуют объекту исследования педагогической психологии –развивающейся психики ребенка.

    Применение описанных выше методов изучения детей должно быть комплексным, что позволит полученные дан­ные сопоставлять, корректировать, дополнять дру­гими материалами и что обеспечит не только глубокое и всестороннее изучение учащихся, но и будет помогать найти, в конечном счете, эффек­тивные пути их обучения и воспитания.

    В отличие от обычных эмпирических описаний психологических явлений и фактов научные исследования должны отличаться:

    1. Очевидностью актуальности проблемы исследования. Единством теории и проблемы исследования. Единством проблемы и ее разработки, что на практике должно служить причиной начала экспериментальной работы.

    2. Нацеленностью исследования на раскрытие существенных связей и закономерностей психологических явлений или фактов проблемы.

    3. Заранее выдвинутой научной гипотезой – предположительным ответом на поставленный вопрос – проблему.

    4. Последовательностью и объективностью сбора фактов, легкой проверяемостью их практикой.

    5. Четкой доказательностью того, что выявлено нового для проникновения в глубь сущности явлений или фактов, для перехода от поверхностных знаний к более глубокому анализу действительности.

    Психологические явления и факты – это те или иные формы проявления психики (психические, познавательные процессы, акты поведения, телесные реакции и т.д.). В каких условиях, с какой целью и какими задачами они подвергаются воздействию и научному анализу – это уже объект и предмет изучения.

    В процессе работы формируется гипотеза, которая должна быть конкретной и соотноситься с развитием фактов предмета исследования. Основное требование к гипотезе – это ее проверяемость на опытном материале. Подтверждение гипотезы означает достижение поставленной цели исследования.

    Любое психолого-педагогическое исследование состоит из четырех основных этапов:

    1. Подготовительный, или этап констатирующего эксперимента. Собранные предварительные сведения о психологических и педагогических фактах учебно-воспитательного процесса дают возможность выдвинуть гипотезу – предположение о каких-либо закономерностях предмета изучения, которые проверяются на следующем этапе.

    2. Собственно исследование, или этап формирующего эксперимента. На данном этапе определяются конкретные методы и методики изучения закономерностей учения и воспитания, создаются специальные условия (ситуации) для активного прослеживания (мониторинга) изменений в усвоении новых знаний или в развитии и становлении личности. Результаты формирующего (обучающего) эксперимента признаны обеспечить выход на исследование и проектирование наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

    3. Анализ полученных экспериментальных данных. На данном этапе осуществляется количественная и качественная обработка материала, сначала осуществляются анализ каждого отдельно зафиксированного факта и установление между ними связей, взаимодействий, затем путем сравнительного анализа выделяются те факты, которые устойчиво повторяются, осуществляются объединение их с гипотезой и нахождение существенных закономерностей.

    4. Интерпретация (истолкование) полученных данных на основе эксперимента. Выявление правильности или ошибочности гипотезы исследования.

    Вопросы и задания:

    1. Чем объяснить выделение педагогической психологии в специальную отрасль психологии?

    2. Каковы задачи возрастной и педагогической психологии?

    3. Каковы задачи педагогической психологии и педагогики?

    4. В чем заключается принцип деятельностного подхода к проблемам педагогической психологии?

    5. Какие группы методов называются исследовательскими?

    6. Какие методы являются основными и какие – вспомогательными методами педагогической психологии?

    7. Чем отличается научный эксперимент от эмпирических описаний материалов исследования?

    8. Сравните метод естественного эксперимента и наблюдения, их применение в педагогической практике.

    9. Придумайте вопросы анкеты для выявления внеучебных интересов школьников.

    Темы для самостоятельной работы:

    1. Составить понятийно-терминологический словарь по определению предмета и методов педагогической психологии.

    2. Охарактеризовать основные этапы формирующего эксперимента.

    3. Обосновать программу опытно-экспериментальной работы школы с точки зрения психологии обучения.

    Педагогика схожа с психологией в том, чтоб объект исследования – общий. Это человек. Конечно, здесь с ними соприкасается еще и анатомия, но эта наука уже рассматривает человека совсем в другом срезе. А вот именно психику человека, его личность и проявление всех личностных качеств в коллективе исследуют именно две первые науки. Поэтому, во многом, их методы исследования схожи. Вся информация – как сведения о способностях мозга, так и сведения о путях развития личности, которая огромна по своему объему, добывается путем исследований.

    Методов исследований довольно много, но начальных, базовых, всего три. Они являются основой для проведения всех прочих исследований. Это – лонгитюдный, комплексный и сравнительный методы исследований. Лонгитюдный – это известный в исторической науке метод продольных срезов. Для того, чтобы провести такое исследование, требуется не один год – ну, или год, как минимум. Суть в том, что индивидуум или группа человек исследуется на протяжении какого-то отрезка времени, и фиксируются все изменения, которые происходят в их поведении психике, образе действий, поступках. Такой метод позволяет определить, что именно воздействует на развитие человека и насколько сильно.

    Сравнительный метод удобен тогда, когда нужно исследовать людей, состоящих в одной группе, но реагирующих на общие раздражители по-разному. Становится понятным, что именно вызывает эти различие, чему следует отдать больше «голосов» - факторам среды или наследственности. Кстати, сравнительный метод довольно эффективен там, где нужно изучать близнецов, которые по генотипу схожи, но развиваться могут по-разному.

    Комплексный метод исследований подразумевает, что к объекту изучения подходят с разных сторон и. Главное, различные специалисты. Допустим, когда рассматривается какой-либо «неформат» - то ли ущербный ребенок, то ли, напротив, одаренный, целью ученых и педагогов является выяснить причины, по которым его развитие пошло по другому пути, нежели у сверстников. Для этого, в дело включаются не только педагоги, но и психологи, и социологи, и медики. Ведь причина может быть какой угодно. Данные, полученные в результате, плюсуются и анализируются.

    После того, как были использованы эти методы (или же, в зависимости от надобности, один из них), в дело идут уже непосредственно эмпирические методы исследований, которые применяются педагогами на месте, в процессе обучения. Это – наблюдение, эксперимент, анализ. Вот – три кита, на которых держатся педагогические исследования.

    Наблюдение - это пассивный метод. Он не предполагает вмешательство в деятельность учащегося, напротив, именно сохраненные условия обучения помогают получить более чистый результат. Наблюдение - это целенаправленное восприятие учащегося на протяжении какого-то отрезка времени, с регулярной фиксацией получаемых данных. Метода наблюдения применяется как в группе, так и при индивидуальных исследованиях.

    Второй основной метод исследований – эксперимент. В отличие от предыдущего, это уже активный метод. Он представляет собой направленной вмешательство в деятельность и активность учащихся, с целью ее корректировки и, опять-таки, фиксацией результатов. Зачем это нужно? Наблюдение выявляет наиболее общие черты развития человека. Эксперимент применяется тогда, когда нужно проявить определенные способности человека, составить мнение о конкретно черте характера. Чтобы заставить эту черту проявиться, нужно формировать события, создавая искусственные ситуации. В психологии чаще всего используется такой эксперимент, о котором испытуемый не подозревает – ради того, чтобы результат был более объективным. Ведь, когда человек не знает, что за ним наблюдают, он ведет себя более естественно, более раскованно. Однако, в педагогике лидирует такой эксперимент, о котором испытуемые знают. Это связано с тем, что способности, которые проверяются у них, чаще всего, относятся к силе и качеству умственной деятельности, и, чтобы проявить ее максимально, человек должен сконцентрироваться и правильно настроиться. К примеру, самым простым экспериментом являются проверочные работы на уроке, когда нужно, допустим, изложить в письменной форме то, что прозвучало на уроке за последние полчаса. Это показывает, насколько ученик наблюдателен, внимателен, насколько у него хорошая память. Пожалуй, именно эксперимент является сам действенным и популярным методов исследования в школах и ВУЗах.

    Если предыдущих метод является действительным именно в процессе активности изучаемого объекта, то следующий строится на анализе результатов этой деятельности. Он так и называется - анализ деятельности и продуктов деятельности. Таким образом, существует система оценивания, которая позволяет следить аз успеваемость ученика в течение четверти, триместра, полугодия, года. Также, огромным подспорьем в этом деле являются работы учащихся, которые сдаются для отчетности – это не только контрольные. Это и курсовые работы, и выпускные проекты, и даже дипломные работы. Анализ результатов труда помогает сопоставить цели и содержание обучения, программы обучения, с реальной успеваемостью человека. К тому же, этот метод не только выявляется несоответствия по данному пункту (если они имеются), но и помогает обнаружить, в какую сторону происходят отклонения и почему.

    Возможно, кто-то делает акцент на гуманитарные науки, кто-то - на точные. Кто-то более трепетно относится к домашним заданиям, кто-то к классной работе, или вообще, экзаменам. Помимо этих методов, есть еще такие методы как экспертные оценки и психодиагностический метод, но они используются значительно реже. Второй нужен, допустим, лишь в том случае, когда педагогика сама по себе не справляется с проблемой, и объект наблюдений явно нуждается в консультации профессионала.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама