THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Поэтическое слово Федора Ивановича Тютчева особенное: оно объединяет в себе чувство и мысль. Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И божий лик изобразится в них! («Последний катаклизм»)

Само слово «катаклизм» подчеркивает философский смысл стихотворения. Мир поэзии Тютчева строится на восприятии человеком природы. «Мысль Тютчева... всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы...» (И.С. Тургенев).

Природа предстает в лирике Тютчева в борьбе противоборствующих сил, в беспрерывной смене дня и ночи. Тютчев изображает природу как некое одушевленное целое:

Обвеян вещею дремотой Полураздетый лес грустит... Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. Часто в его стихах мы находим параллели жизни природы и жизни человеческой души. «О чем ты воешь, ветр ночной?..», «Тени сизые сместились».

Тютчев - мастер пейзажной лирики. Его стихи - это зарисовки различных времен года. Поэт в нескольких четверостишиях может точно передать черты зимы и лета, весны и * осени. Тютчев не изображает каких-то неземных, удивительных красот, он изображает только то, что видел, и не однажды, всякий человек. Но в каждом его слове звучит его нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны любому из нас.

Тютчев - поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, «и блаженство, и безнадежность». С особой драматичностью тема любви и страсти раскрывается в цикле стихотворений, посвященных Е.А. Денисьевой («О, как убийственно мы любим...», «Я очи знал, - о, эти очи!..», «Последняя любовь», «Есть и в моем страдальческом застое...» и др.).

Стихотворения данного цикла драматичны. Часто они представляют собой скрытый диалог двух собеседников. В творчестве Тютчева преобладает понимание любви как символа человеческого существования вообще. Это «блаженно-роковое» чувство, которое требует от человека полной отдачи душевных сил.

Первоначальный вариант

Люблю грозу в начале мая,

Как весело весенний гром

Из края до другого края

Грохочет в небе голубом!

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И говор птиц, и ключ нагорный

Все вторит радостно громам...

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила!

Окончательный вариант

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит..

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит...

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный

Все вторит весело громам...

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила!

Почему, подвергнув переработке все строфы, Тютчев сохраняет неизменной последнюю?

Что изменяет Тютчев в первой строфе? В чем смысл этих изменений?

Почему Тютчев включает в вторую строфу? В чем ее своеобразие?

Какие лексические изменения произошли во второй (третьей) строфе? Как они связаны с содержанием стихотворения?

Опираясь на текст стихотворений Тютчева, раскройте смысл высказывания В. Ходасевича: «Тютчев был весь охвачен тем, что Пушкина еще только тревожило; он стал понимать то, что Пушкин еще хотел понять».

Выполняем задания формата ЕГЭ

Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое

И сердцу стало так тепло...

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас,

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне,

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

(Ф.И. Тютчев)

Вторая и третья строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот прием?

Какое средство иносказательной выразительности дважды использовано поэтом в первой строфе («отжившее сердце», «время золотое»)?

Как называется средство художественной изобразительности («милые черты»), используемое поэтом для создания образа героини и выражения чувств лирического героя?

Какой художественный прием, придающий стихотворению музыкальное звучание, дважды использован в пятой строфе («Тут не одно воспоминанье, / Тут жизнь заговорила вновь, - / И то же в вас очарованье, / И та ж в душе моей любовь!..»)?

Определите размер, которым написано стихотворение.

Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя?

Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.

Назовите фамилию знаменитого русского поэта XIX века, в творчестве которого современники видели воплощение «поэзии мысли», автора знаменитого четверостишия «Умом Россию не понять...».

Вопрос №2

Назовите поэтическое направление в русской литературе второй половины XIX века, к которому тяготел в своем творчестве Ф.И. Тютчев

Вопрос №3

Как называется художественный прием, позволивший Ф.И. Тютчеву наделять явления природы свойствами живых существ?

Вопрос №4

Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией в стихотворении?

Вопрос №5

Укажите название средства художественной выразитель¬ности, которое использует Ф.И. Тютчев в стихотворении «Осенний вечер», создавая образы осеннего увядания природы: «Ущерб, изнеможенье - и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья»

Вопрос №6

Назовите фамилию русского поэта, о котором Л.Толстой сказал: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»

Вопрос №7

Как называется художественный прием, основанный на подборе однородных согласных звуков и придающий звучанию стихотворения А.А. Фета особую музыкальность?

Вопрос №8

Укажите термин, которым в литературоведении называют прием художественной изобразительности, заключающийся в подборе красочных, цветовых эпитетов: «голубой и зеленый огонь», «золотая кайма»

Биография писателя

ТЮТЧЕВ ФЕДОР ИВАНОВИЧ (1803-1873) - поэт.

Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее обра­зование, которым с 1813 года руководил С.Е.Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Под влиянием учителя Тютчев рано приоб­щился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил Горация. В 1819 году было опубликовано воль­ное переложение «Послания Горация к Меценату» - пер­вое выступление Тютчева в печати. Осенью 1819 года он поступает на словесное отделение Московского университета: слушает лекции по теории словесности и истории русской ли­тературы, по археологии и ис­тории изящных искусств. Окончив в 1821 году уни­верситет, Тютчев едет в Петер­бург, где получает место сверх­штатного чиновника русской дипломатической миссии в Ба­варии. В июле 1822 года он от­правляется в Мюнхен и прово­дит там 22 года. За границей Тютчев пере­водит Гейне, Шиллера, других европейских поэтов, и это по­могает ему приобрести свой голос в поэзии, выработать особый, неповторимый стиль. Значительным событием в литературной судьбе поэта стала подборка его стихов в пушкинском «Современнике» (24 стихотворения) под заголовком «Стихи, присланные из Германии» (1836). Затем в публикации Тютчева возникает долгая пауза, но именно в это время кристаллизуется его политическое мировоззрение. В 1843-1850 годах Тютчев выступает с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», задумывает книгу «Россия и Запад». Осенью 1844 года Тютчев наконец вернулся на родину. В 1848 году он получает должность старшего цензора при министерстве, а в 1858 году назначается председателем «комитета ценсуры иностранной». С конца 40-х годов начинается новый подъем лири­ческого творчества Тютчева. Н.А.Некрасов и И.С.Тургенев ставят его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В виде приложения к журналу «Современник» напечатаны 92 сти­хотворения. В одном из номеров журнала была опублико­вана статья И.С.Тургенева «Несколько слов о стихотворе­ниях Ф.И.Тютчева», содержащая пророчество: Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть». В дальнейшем высокая оценка поэзии Тютчева будет высказана писате­лями и критиками разных литературных группировок и направлений. Все это означало, что к Тютчеву пришла поздняя, но подлинная слава. Но изменения и неудачи в личной жизни, разочарова­ние в жизнеспособности русского государства (после по­ражения в Крымской войне 1853-1856 годов) привели к тому, что вышедший в 1868 году второй сборник его стихотворений не вызвал уже столь живого отклика в русской жизни и расходился с трудом. В конце 1872 года здоровье поэта резко ухудшилось, и через несколько меся­цев Тютчева не стало. Второе «воскрешение» Тютчева началось на рубеже XIX-XX веков, когда утверждавшаяся школа русских сим­волистов провозгласила его своим предшественником. Эпоха символизма закрепила восприятие Тютчева как классика русской литературы. Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху тор­жества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева складыва­ется прежде всего в понимании и изображении природы. Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи получают символически-философский смысл, а мысль обретает выразительность. Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, все в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лири­ка поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Ха­рактерны начала его стихотворений: «Как хорошо ты, о море ночное...», «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...» (1857), «Как весел грохот летних бурь...» (1851), «Люблю грозу в начале мая...». Особенно привлекают Тютчева переходные, промеж­уточные моменты природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете («Есть в осени первона­чальной...»), или же осенний вечер - предвестие зимы («Осенний вечер» (1830). Он воспевает грозу не в разгар лета, а «весенний первый гром» «в начале мая». Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне («Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит...» (1836). Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-то сплошного действия («Весенние воды» (1830), «Зима недаром злится» (1836), «Как весел грохот летних бурь...», «Чародейкою зимою...» (1852). Человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величе­ствен одновременно. Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, немощный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. Для поэта несомненно величие человека, оказавшегося участником или хотя бы свидете­лем решающих исторических событий. Одной из центральных тем в лирике Тютчева была тема любви. Любовь для него «и блаженство, и безнадежность», напряженное, трагическое чувство, несущее человеку стра­дание и счастье, «поединок роковой» двух сердец («О, как убийственно мы любим...» (1851), «Я очи знал, - о, эти очи!..» (1852), «Последняя любовь» (1851 - 1854), «Есть и в моем страдальческом застое...» (1865) и другие). «Блажен­но-роковое» чувство, требующее высшего напряжения ду­шевных сил, любовь стала для поэта прообразом, символом человеческого существования вообще. Опыт русского реализма не прошел для Тютчева бес­следно. Но все эти изменения не затронули глубину его романтического мировоззрения. Ощущение катастрофы бытия, не позволяющее искать спасения в идеалах и даже мечтать о преобразовании жизни, делает его творчество предвестием литературных течений на рубеже ХIХ-ХХ веков и прежде всего - симво­лизма.

Анализ творчества и идейно-художественное своеобразие произведений

У Тютчева необычайная литературная судьба. По возрасту он принадлежит к поколению Пушкина и писать начал достаточно рано, но понастоящему в русский литературный процесс вошел лишь в пятидесятые годы. В 1821 г. после окончания Московского университета сотрудником дипломатической миссии он уехал в Германию и в Россию вернулся лишь в 1844 году. В Германии он возмужал, обзавелся семьей, там родились его дети, там он пережил трагедию смерти жены и женился второй раз, там он сблизился с Генрихом Гейне и знаменитым философом Фридрихом Шеллингом, по сути дела, там он стал поэтом. И хотя стихи Тютчева появлялись в русских журналах и альманахах («Галатея», «Денница»), а в 1836 г. большая подборка его стихотворений была напечатана в пушкинском «Современнике», хотя Вяземский и Жуковский высоко ценили Тютчева, он оказался поэтом публике неизвестным. И только когда в 1850 г. в «Современнике» появилась статья Некрасова «Русские второстепенные поэты», в которой он говорит о необыкновенном таланте Тютчева и ставит его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым, начинается эпоха даже не известности - знаменитости Тютчева. О нем пишут Тургенев, Фет, Ап.Григорьев, Добролюбов. Критик И.С.Аксаков в 1874 году написал о нем большую монографическую работу, в которой называл его самобытным мыслителем, своеобразным поэтом, носителем и двигателем русского народного самосознания.

Все художественное наследие Тютчева - лирика. В небольшом лирическом стихотворении он нашел форму, в которой смог выразить свой мир с наибольшей полнотой. В течение всей жизни он писал по существу об одном - о природе и человеке в соотношении с природой, и можно с достаточным основанием считать, что все творчество Тютчева представляет собой единый текст.
Своеобразие понимания Тютчевым природы особенно видно, когда мы сравниваем его стихи с пейзажной лирикой Пушкина, Некрасова, Фета. Природа для Тютчева не просто цветы и деревья, животные и птицы, ручьи и леса, которые он изображает и которыми любуется, они всегда детали и знаки целостного мира; слово «природа» у него и значит «мир», «мирозданье», «космос». Тютчев может прямо говорить об этой целостности («Как океан объемлет шар земной...»), а может создавать образ единого мира, как в «Весенней грозе», когда И гам лесной, и шум нагорный Все вторит весело громам. -
(курсив здесь и далее мой. - Т.В.)
Последняя строфа мифологически объясняет явление грозы, соединяя небо и землю:
...ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.
В «Полдне» «вся природа» объединена состоянием полдневной «жаркой дремоты», в «Весенних водах» воды «гласят во все концы» и т.п.
Лирику Тютчева обычно называют философской: картины природы вызывают глубокие и напряженные раздумья о жизни и смерти, мироздании и человечестве, о «темном корне бытия» (Вл.Соловьев). Изображение у Тютчева слито с мыслью, а мысль всегда насыщена сильным и страстным переживанием. Философская идея Тютчева - всегда художественная, то есть образная, идея.
И еще одна, очень важная сторона в понимании Тютчевым при роды - она одухотворена, наделена душой и сознанием. Одушевление природы в поэзии достаточно обычно, метафоры и олицетворения мы найдем у любого поэта. У Тютчева это имеет другой характер. Образ природы как живого существа для него не поэтическая вольность, а истина. Природа обладает способностью не только к чувству и движению (весенний гром грохочет, «как бы резвяся и играя», вешние воды «бегут, и блещут, и гласят...», майские дни «толпятся весело»), но и к высшим духовным проявлениям, возможным только для сложной и развитой психики, - в осеннем вечере на всем лежит
Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья!
Природа и человек родственно связаны между собой. В стихотворении «Как океан объемлет шар земной...» величественное и таинственное движение ночного мира уносит человека «в неизмеримость темных волн». «Глас «стихии» - ее «звучные волны» - обращены к человеку: «То глас ее: он нудит нас и просит...». В одном из самых знаменитых, программных стихотворений Тютчева «Silentium!» («Молчание!») «душевная глубина» уподоблена вселенной, где чувства и мечты движутся, как «звезды в ночи». У человека и вселенной один исток - «древний хаос», беспредельная бездна, из которой все появилось на свет и в которую все уйдет, «когда пробьет последний час природы». Память о «родимом хаосе» живет в ночи, и это общая мука мира и человека («О чем ты воешь, ветр ночной?»). «Мука» - потому что чувство непонятное, неосознанное, не поддающееся объяснению разума, но сильное, «неистовое», понятное сердцу. Но внутри этой общности (и мир, и человек обладают «дневной», светлой и разумной, и «ночной», иррациональной и мрачной, сущностью душой) существует трагическое противоречие между природой, воплощающей общее, гармоничное, беспредельное, и человеком, с его конечностью и хрупкостью. Переживание краткости человеческого существования, ограниченности его возможностей - распространеннейший мотив романтизма, но ни у одного русского поэта острота этого ощущения не была доведена до такой максимальности трагизма, как у Тютчева. Жизнь человека для Тютчева всегда на грани исчезновения, небытия: «Бесследно все - и так легко не быть!», и эта хрупкость связана с отгороженностью его «я» от остального мира, непричастностью к жизни «божесковсемирной». Спасение человека - в соединении с миром. «Он с беспредельным жаждет слиться», - говорится в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной». Достижение этого слияния - тема стихотворения «Тени сизые смесились...» Первая строфа стихотворения рисует некий срединный мир, мир перехода, в котором сняты противоречия между днем и ночью:
Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул - Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул...
Состояние слияния противоречий ведет к уничтожению их и между человеком и миром:
Все во мне, и я во всем!
Но странно, отмечает современный литературовед, это причас

Поиск

"
Всего: 38 1-20 | 21-38

Изображая пер­вый гром, Тют­чев пишет, что он гро­хо­чет «резвяся и играя». Ука­жи­те название этого при­е­ма иносказательной выразительности.


Ф. И. Тютчев, 1828-1854

Пояснение.

Такой прием на­зы­ва­ет­ся олицетворение. Дадим определение.

Олицетворение - по­э­ти­че­ский троп, при­пи­сы­ва­ние свойств и при­зна­ков одушевлённых пред­ме­тов неодушевлённым.

Ответ: олицетворение.

Ответ: олицетворение


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1828-1854

Пояснение.

В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. На фоне природы прорисовываются человеческие чувства.

Неудивительно, что предшественниками Ф.И. Тютчева можно назвать самых популярных поэтов первой половины XIX века: пейзажная лирика встречается у М.Ю. Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива…», где автор олицетворяет природу и говорит о том, какой прилив сил она может дать), а любовная наиболее ярко выражена у А.С. Пушкина («Я вас любил, любовь еще, быть может...», посвященный одной из своих возлюбленных).

Существенна связь стиля Тютчева с поэтикой Жуковского. Их родственность в значительной степени определялась принадлежностью двух поэтов к одному художественному направлению - романтизму. От Жуковского Тютчеву достались яркая и высокая эмоциональность, углубленная сосредоточенность, художественная субъективность видения и всегдашняя устремленность к раскрытию «души человеческой».

Особое место в творческом мире Тютчева заняло творчество А.С. Пушкина. Несмотря на свои собственные поэтические пред¬почтения и пристрастия, Тютчев рано осознал доминирующую роль Пушкина в отечественной поэзии. В глазах со¬временников Тютчев воспринимался как поэт, творивший в одном русле с Пушкиным и испытавший его воздействие. Тютчевское стихотворение «Когда в кругу убийственных забот» (1849) воскрешает в памяти пушкинское шестистишие «Я возмужал среди печальных бурь» (1834). Авторы испытывают счастье минутной отрады, временного успокоения. Оба они сопоставляют это утешение с родственными явлениями в природе. И также оба предчувствуют временность душевного и природного обновления. Но Тютчев значительно меньше верит в возможность душевного блаженства и окрашивает горьким скепсисом свои строки.

Уникальное художественное творчество поэта Тютчева восприняло замечательные традиции русской классики.


Ф. И. Тютчев, 1870

Пояснение.

Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.

Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», - отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.

Последователем Тютчева в раскрытии темы любви можно считать и Блока. В стихотворении «О подвигах, о доблестях, о славе…» поэт проповедует: любовь возвышает человека над обыденностью, любовь - всепоглощающая тайна, она может давать силы, может лишать их. Когда приходит момент разлуки, наступает опустошение. Поражает отношение лирического героя к возлюбленной: он почти обожествляет ее («…ты не оглянулась», «…ты не снизошла»). Обожествление можно отметить и в такой детали, как призрачность, почти не существование возлюбленной. Герой, несмотря на расставание, называет свою возлюбленную «милой», «нежной», что говорит о его способности любить жертвенно, полнокровно.

Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Блок.

Арина Максимова 01.05.2017 13:58

На мой взгляд,ответ не точен. В вопросе речь идет об ОСОБЕННОСТЯХ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ- то есть о том,КАК Тютчев передает переживания своего лирического героя. Тут,наверно,уместно будет упомянут о "ночной" лирике Тютчева, о его тихих ночных откровениях, о неразрывной связи его лирики с природой, о его умении созерцать мир. Мне кажется,что похожие настроения наполняют лирику Бунина и Фета.

А в приведенном для пояснения фрагменте раскрывается отношение Тютчева к любви, причем на основе только одного,конкретного стихотворения. Это не является ответом на вопрос.

Татьяна Стаценко

Ответ верен. Любовь - это тоже чувство, раскрываемое в конкретном стихотворении, принадлежащем лирике Тютчева. Сравнение с ещё двумя произведениями других авторов в ответе есть.

Вторая и тре­тья стро­фы сти­хо­тво­ре­ния по­стро­е­ны на со­по­став­ле­нии кар­тин при­ро­ды и со­сто­я­ния человека. Как в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии на­зы­ва­ет­ся этот прием?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1870

Пояснение.

Сравнение- сопоставление предметов или явлений. В данных строфах сопоставляются картины при­ро­ды и со­сто­я­ния че­ло­ве­ка.

Ответ: сравнение или параллелизм.

Ответ: сравнение|параллелизм

Шура Процкофьева 22.05.2016 21:18

Я предполагаю, что это может быть сравнением. Вторая и третья строфы соединены союзом КАК, ...ТАК. Это ярко выраженное сравнение. Автор проводит параллель между состоянием природы и души человека.

Татьяна Стаценко

Вы правы, хоть и довольно сложное по структуре, но это сё-таки сравнение. Ответ поправлен.

Татьяна Стаценко

Ответ добавлен

Анна Дмитриева 01.02.2017 14:35

Я думаю это не просто параллелизм, а психологический параллелизм

Какое сред­ство ино­ска­за­тель­ной вы­ра­зи­тель­но­сти два­жды ис­поль­зо­ва­но по­этом в пер­вой стро­фе («отжившее сердце», «время золотое»)?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1870

Пояснение.

Такое сред­ство на­зы­ва­ет­ся эпитет. Дадим определение.

Эпитет - образное определение.

Ответ: эпитет.

Ответ: эпитет


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1870

Пояснение.

Такой герой на­зы­ва­ет­ся лирическим. Дадим определение.

Лирический герой — услов­ный герой, чьи пе­ре­жи­ва­ния пе­ре­да­ет автор.

Ответ: лирический.

Ответ: лирическийгерой|лирический

Из при­ве­ден­но­го ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приемов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в чет­вер­той и пятой стро­фах дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания).

1) гипербола

2) сравнение

3) анафора

5) эпифора


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1870

Пояснение.

Гипербола(«вековая разлука») — преувеличение.

Сравнение («как бы во сне»).

Анафора («тут…тут; и то же…и та ж..) — единоначатие.

Ответ: 123 или 234.

Ответ: 123|234

Татьяна Стаценко

В задании речь идёт о четвёртой и пятой строфах, а Вы о первой пишите. Читайте задание внимательно.

Алена Петрова 16.03.2017 19:35

5-я строфа "вековая разлука" - эпитет

Татьяна Стаценко

Александра Иванова 29.03.2017 10:38

так же возможен вариант 134 (гипербола, анафора, эпитет).

Татьяна Стаценко

Нет, если мы сочетание «вековая разлука» считаем гиперболой, а других эпитетов в 4-й и 5-й строфах нет, тогда ответ будет - 123, а если меняем гиперболу на эпитет, то - 234, предложенного Вами варианта ответа не может быть.

Определите размер, ко­то­рым на­пи­са­но стихотворение (без указания количества стоп).


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1870

Пояснение.

Данное сти­хо­тво­ре­ние на­пи­са­но раз­ме­ром «ямб». Дадим определение.

Ямб — это дву­слож­ный размер, в ко­то­ром уда­ре­ние па­да­ет на 2-ой слог.

Ответ: ямб.

Ответ: ямб


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1870

Пояснение.

Лирический герой стихотворения «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Так с помощью развёрнутой метафоры автору удаётся передать переживания героя. В первой строфе стихотворения это состояние подчёркивают противопоставленные друг другу эпитеты: «отжившее» сердце - «золотое» время. Для того чтобы акцентировать внимание на силе испытываемых героем переживаний, автором используются многочисленные повторы. Примером этого может служить последняя строфа: в ней представлена анафора (единоначатие):

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, -

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка – с помощью сравнения «как во сне» он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной.

Не всегда всё в любви можно высказать словами - в стихотворении недоговорённость передана многоточием в третьей, четвёртой, пятой строфах – поэт словно погружается в свои мысли, предоставляя возможность и читателю вспомнить и задуматься о своих чувствах.

Таким образом, используя различные поэтические средства, Тютчеву удаётся передать силу чувств, охвативших лирического героя.

Как на­зы­ва­ет­ся прием, ис­поль­зо­ван­ный Тютчевым для со­зда­ния настроения и рит­ми­че­ско­го рисунка стихотворения: «В лесу не молк­нет птичий гам , И гам лес­ной и шум нагорный...»?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1828-1854

Пояснение.

Такой прием на­зы­ва­ет­ся повтор. Дадим определение.

Лексический по­втор - сти­ли­сти­че­ская фигура, за­клю­ча­ю­ща­я­ся в на­ме­рен­ном повторении в обо­зри­мом участке тек­ста одного и того же слова либо ре­че­вой конструкции.

Ответ: повтор или лексический повтор.

Ответ: повтор|лексическийповтор

Татьяна Стаценко

Поправили))

Определите размер, ко­то­рым написано стихотворение.


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1828-1854

Пояснение.

Данное сти­хо­тво­ре­ние написано раз­ме­ром «ямб». Дадим определение. Ямб — это дву­слож­ный размер, в ко­то­ром ударение па­да­ет на 2-ой слог.

Ответ: ямб.

Из приведённого ниже пе­реч­ня выберите три на­зва­ния художественных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных поэтом во вто­рой строфе дан­но­го стихотворения (цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания).

1) анафора

2) метафора

5) звукопись


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1828-1854

Пояснение.

Метафора («перлы дождевые» — капли дождя как жемчужины, «раскаты молодые, солн­це нити золотит», эпи­те­ты (молодые, дождевые), зву­ко­пись (аллитерация - повтор со­глас­ных «Р», «Л»).

Ответ: 245.

Ответ: 245


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1828-1854

Пояснение.

Такая рифма на­зы­ва­ет­ся перекрестной.

Ответ: перекрестная.

Ответ: перекрестная|перекрёстная

Полина Бондарь 16.05.2016 22:13

Но ведь рифма бывает мужской/женской. А "перекрёстная" -- это способ рифмовки. Задание составлено некорректно. Ведь в данном стихотворении 1 и 3 строки объединяет женская рифма, а 2 и 4 -- мужская.

Татьяна Стаценко

И всё-таки в литературоведении способ рифмовки также называют рифмой. Например, смотрим Поэтический словарь(М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966): «ПЕРЕКРЕ´СТНАЯ РИ´ФМА - наиболее употребительный вид рифмовки в четверостишии, где слова рифмуются через строку, по типу abab». Согласна, что разработчики заданий ЕГЭ должны чётче формулировать вопросы, чтобы не возникало двойственной трактовки.

С какой целью в по­след­ней строфе сти­хо­тво­ре­ния упоминаются древ­не­гре­че­ские мифологические персонажи?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1828-1854

Пояснение.

В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью.

Чтобы подчеркнуть, что природа не подвластна человеку, что природа может быть стихией, с которой не совладать, поэт в последней строфе упоминает мифологических персонажей Древней Греции. Геба - богиня, выполнявшая на пирах роль виночерпия: наливала богам нектар. Поэтому в стихотворении дождь сравнивается с разлитым Гебой вином. Боги, ведя какую-то свою игру, живя своей жизнью, словно случайно обрушивают на землю гром и дождь.


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1857

11. Не то, что мните вы, природа... – дата написания: 1836 г.
Впервые напечатано в С, т. III, 1836, стр. 21-22. Запрещенные цензурой 2 и 4 строфы заменены здесь точками. Перепечатано Некрасовым (без точек вместо отсутствующих строф) с пропуском 3 и 4 стихов первой строфы и исправлениями 1 и 3 стихов последней в С, т. XIX, 1850, № 1, отд. VI, стр. 65-66. Вошло в С, т. XLIV, 1854, стр. 9-10, изд. 1854 г., стр. 15 и изд. 1868 г., стр. 18. Печатается по списку с поправками Тютчева в СТ (ЦГАЛИ, 505/54, стр. 12-13), но с восстановлением по первопечатному тексту точек на месте пропущенных строф.
Написано не позднее апреля 1836 г., так как в начале мая этого года послано Тютчевым И. С. Гагарину.
Д. Д. Благой высказал мысль о том, что «полемическая направленность этого стихотворения Тютчева имеет двойной адрес»: с одной стороны, оно имеет в виду теологические традиционно-церковные представления, подчиняющие законы природы божественной воле, с другой стороны - «вульгарные механистические представления о природе как о голом механизме, бездушной машине» (Д. Благой. Литература и действительность. Вопросы теории и истории литературы. М., 1959, стр. 446).
По-видимому, пантеистическое мировоззрение поэта, неприемлемое с ортодоксально-церковной точки зрения, наиболее отчетливо было выражено в недошедших до нас строфах стихотворения, обративших на себя внимание цензуры. 14 июля 1836 г. Петербургский цензурный комитет утвердил предложение цензора А. Л. Крылова, рассматривавшего рукопись III тома С, об исключении этих строф. Пушкин, со своей стороны, настоял на том, чтобы выброшенные строфы были отмечены точками. Отсутствие этих строф нарушало композиционную цельность стихотворения. Точки же недвусмысленно указывали на то, что это дело рук цензуры, а не редактора. См. «Временник Пушкинского Дома». Пг., 1914, стр. 14; А. С. Пушкин. Полн. собр. соч., т. 16. Изд-во АН СССР, 1949. стр. 144; Е. Рыскин. Из истории пушкинского «Современника». «Русская литература», 1961, № 2, стр. 199. Позднее Н. В. Сушков просил Тютчева вспомнить недостающие в стихотворении строфы, но поэт не смог восстановить их в своей памяти. См. ЛН, т. 19-21, 1935, стр. 377.
Ораторской интонацией стихотворение нaпоминает гневную и суровую оду Г. Р. Державина «Властителям и судиям» , в которой дерзко осуждаются нeдoстойные властители. Продолжая традиции русской гражданской поэзии, Тютчев обрушивает свой обличительный гнев на тех, кто далек от «беседы дружеской» с природой, кто не чувствует ее в каждом проявлении.
Композиционный строй стихотворения, eгo поэтическую идею определяет антитеза первой строфы, которая строится на противопоставлении взаимоисключающих понятий слепок, бездушный лик - душа, свобода, любовь, язык. Это противопоставление находит воплощение и в стилистической организации строфы, состоящей из одного предложения, в котором отрицанию не то... не то... противостоит утверждение в четырежды повторенном есть. Не случайно, что именно первая строфа стихотворения вошла в живое наследие литеpaтурнoгo языка и стала использоваться в качестве кpылатого выражения.
Обличительная интонация, соединенная со страстным утверждением идеи родства человека и природы, пронизывает все тютчевское стихотворение. Mнoгoкpaтнo повторяющиеся отрицания не, нет соединяются с метафорическими образами, создающими одухотворенный лик природы, где «дышат солнцы», «говорят» леса и где гpoза «совещается» с человеком «в беседе дружеской».
Одним из средств художественной выразительности стихотворения является eгo интонационный строй, в котором повествовательно-описательная интонация первой строфы сменяется поисково-вопрошающим строем второй, а в заключительных строфах вытесняется восклицанием, внушающим читателю определенное эмоциональное отношение к содержанию произведения. ()

12. Умом Россию не понять… – дата написания: 1866 г.
Впервые напечатано в изд. 1868 г., стр. 230, с датой: «28 ноября 1866 г.». (

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама