THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

История возникновения иудаизма уходит глубоко в века, во времена до нашей эры. Иудаизм является первой монотеистической религией. Первые шаги к установлению монотеистической религии сделал царь Давид. Он перенес в Иерусалим Ковчег завета. Некоторые считают это временем возникновение иудаизма. С времени правления Соломона началась эпоха первого храма. Царь построил Иерусалимский храм, ставший святилищем. Он начал собирать дань с людей на содержание храма. Жрецы храма были одновременно и государственными чиновниками. Это показывает неразделимость религиозных, этических и мировоззренческих взглядов иудеев. Так, возникновение и развитие иудаизма стало неопровержимым фактом. Соломон контролировал состояние, функционирование и влияние Храма. Благодаря такому смешению религиозного и царского произошла централизация религии иудеев.

Главной священной книгой (Пятикнижием) иудаизма является Тора. Она представляет собой древние свитки, множество раз переписанные. Христиане видят огромную схожесть Торы с Ветхим Заветом, что неудивительно, так как христианство взяло многое от иудаизма. Тора включает в себя пять книг и имеет общее название – Ветхий Завет. Книги Торы: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Создание этих книг охватывает длительный период, их писали различные люди, поэтому текст Торы, в общем, является очень неоднородным и довольно сложным для восприятия. По сей день богослужения в синагогах предполагают прочтение отрывков из Торы на идише (в некоторых конфессиях – на родном языке евреев, если они проживают в других странах). Последние также не считают священными писания Талмуда, так как в них содержится больше этических наставлений и размышлений.

Эпоха второго храма началась с восстановления разрушенного ранее первого Храма в Иерусалиме. Тора была признана на официальном уровне и стала основой законодательства всей Иудеи. Но во втором веке до нашей эры из-за ухудшившейся политической обстановки Греция начала наступательные действия, в результате которых иудеи оказались под ее влиянием, а второй храм стал храмом Зевса. Религиозный подъем и национально-освободительная война вернули свободу иудеям, а храм очистили от инаковерных. В честь этого события до сих пор иудеи отмечают праздник Хануки. Но недолго длится эпоха независимости Иудеи, вскоре начинается война с Римом. Храм снова разрушен.

В эпоху римского завоевания синагогальные богослужения преследовались. В средневековую эпоху все вернулось на круги своя, но в иудаизм стали проникать течения каббалы. Но с наступлением Нового времени иудеи вновь вернулись к своим ортодоксальным взглядам на жизнь и религию. На сегодняшний день Израиль и Соединенные Штаты Америки представляют наибольшую иудейскую общину. За пределами Израиля религия стала более лояльной, позволив женщинам и мужчинам молиться вместе, а также представительницам слабого пола претендовать на звание раввинов. Но основы иудаизма – одной из древнейших религий – остались прежними.

Иудаизм - одна из древних религий, сохранилась до наших дней. Словом иудаизм называют религию, распространенную среди евреев. Это слово происходит от названия древнего племени Иуды. Сторонники иудаизма проживают на всех континентах Земли. В мире проживает 13500000. Евреев (сюда неправильно относят всех евреев, независимо от того, исповедуют они религию или нет). Иудаизм распространен преимущественно среди евреев, но известны факты распространения иудаизма и среди нееврейского населения. Например, в Древнем Риме, Хазарской государстве VIII в., В современной Эфиопии и др.

Ниже представлены данные о количестве верующих в разных странах. Европа: Великобритания - 450 тыс. (В Большом Лондоне - 280 тыс), Италия - 30 тыс, Франция - 535 тыс. (В Париже - 300 тыс), Австрия - 8 тыс, Нидерланды - 30 тыс, Швейцария - 21 тыс, Германия - 20 тыс, Греция - 6 тыс, небольшие группы по несколько тысяч в Польше, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии, на территории б. СССР.

Азия: Иран - ЗО тыс, Турция - 40 тыс, Ливан - 3 тыс, небольшие группы почти во всех странах Юго-Западной Азии (Йемен, Саудовская Аравия, Оман, Афганистан, Пакистан, Ирак, Кувейт, Си-рия и др). В Израиле большая часть населения исповедует иудаизм, где он объявлен государственной религией.

Африка: Марокко - 48 тыс, в Эфиопии один из народов агау придерживается иудаизма - 30 тыс.

Канада - 280 тыс (в Монреале - 110 тыс, в Торонто - 88 тыс). Более всего иудеев в CUJA - 5700000. (В Нью-Йорке с пригородами - 2400000., В Лос-Анджелесе - 535 тыс, Филадельфии - 330 тыс, Чикаго - 270 тыс, Бостоне - 175 тыс, Ма- йами -140 тыс, Вашингтоне - 100 тыс).

В Аргентине - 500 тыс. (В Буэнос-Айресе - 360 тыс), Бразилии - 150 тыс, Уругвае - 55 тыс, Мексике - 49 тыс, Чили - 35 тыс, Венесуэле - 12 тыс, Колумбии - 10 тыс.

Богословы и историки утверждают, что иудейская религия имеет божественное происхождение, в результате чего у него нет никаких исторических и социальных корней. Они считают, что из-за особой божью милость сохранили иудаизм неизменным до наших дней. Эти утверждения богословов находятся в противоречии с историческими фактами. В действительности религия на протяжении веков значительно менялась, меняла свое содержание, форму в зависимости от развития со-ально-экономических условий жизни общества.

Как же возникла и развилась иудейская религия? Три - четыре тысячи лет назад в степях Аравийской пустыне жили многочисленные скотоводческие племена хапиру-головорезы, которые в середине III тыс. Ворвались в Палестину, где вели борьбу с коренными народами этой страны. Была покорена часть страны называлась Ханаан. К тому времени там уже были небольшие города, народ имел свой алфавит, который отличался от египетского и считался образцом для всех древних и новых алфавитов. Жители финикийского города Библос первые начали делать бумагу. Именно поэтому книги тогда назывались Библий, библиями. Благодаря своей сообразительности и связям с другими странами жители этого уголка Земли сыграли исключительную роль в развитии торговли, установлении деловых отношений между странами. Развивалось здесь и земледелие.

Ханаана делились на множество племен. После поселения в Палестине племя хапиру смешалось с коренными жителями и стало называться евреями - от древнееврейского слова "ивриш" - окраина. Так стали называть народ, живший удаленно, на окраине Палестины, на берегу моря.

Скотовод-хапиру, которые кочевали в Аравийской пустыне, были в полной зависимости от природы. Бессилие перед ее стихийными силами порождало у них разные фантастические представления об окружающем мире. Людям казалось, что все имеет чрезвычайную силу и власть над ними В жизни древних евреев-скотоводов главную роль играли животные, и они постепенно пришли к выводу, что животные также обладают удивительными свойствами. Древние еврейские племена поклонялись животным, потому что считали их своими родовыми предками и обожали их. Прочного и длительного связи между этими племенами в обычных условиях не было. Они объединялись только в случае войны и избрание общего военачальника. У евреев в далеком прошлом религия имела характер политеизма. Предметами поклонения были горы, деревья, каменные и деревянные столбы. Вместе с этим они поклонялись солнцу, луне, многочисленным добрым и злым духам.

В первые века своего пребывания в Палестине евреи не пошли дальше возникновения союза племен, так как для этого не было необходимых экономических условий. Но со временем евреи-скотоводы позаимствовали у более развитых Ханаана навыки земледелия. Они начали переходить от кочевого образа жизни к оседлому, от скотоводства к земледелию. Близость языка способствовала тому, что со временем завоеватели и подчинены начали смешиваться, в результате возникла единая народность.

В конце XIII в. до н.э. из разрозненных племен, которые имели более или менее устойчивые межплеменные объединения, первой образовалась еврейское государство Израиль. Возникновению государства способствовали географические особенности Палестины, которая находилась на перекрестке караванных торговых путей, которые соединяли Египет с Сирией и Месопотамией. Этот процесс ускорился еще и потому, что евреи имели сильного соседа, с которым они враждовали. Надо было объединять и укреплять свои земли. А такое укрепление земель могло быть обеспечено только объединением и возникновением государства. Первым израильским царем был Саул. Южные еврейские племена объединились вокруг племени Иуды и во второй половине XI в. до н.э. также влились в израильское государство. Но уже в 935 г. до н. рабовладельческое государство распадается на две части: Израильское и / удейське царства. Именно в это время и происходило возникновение иудейской религии, потому что старые племенные религии не способствовали объединению племен.

Религия еврейских пастухов постепенно меняется культом богов, которые считались покровителями сельского хозяйства. Но по мере дальнейшего объединения отдельных племен на территории Палестины во главе с царем, на первое место выступает культ единого бога - Яхве (Иегова) - бог племени Иуды, отсюда и название - иудейская религия.

Сначала бог Яхве почитался евреями, занимались скотоводством, как дух и демон пустыни (его они представляли в образе быка или льва как символ урожая). Со временем этот бог превращается в могучего бога - покровителя племени Иуды. С объединением в государство бог-покровитель стал богом-защитником всего еврейского народа в Израильской государстве. Изменилась и его основная функция. Главной задачей бога Яхве стало руководство военными операциями против внешних врагов. Он стал богом войны, защитником государства.

Условия исторического развития Израиля и Иудеи способствовали укреплению именно бога Яхве. В условиях рабовладельческого государства евреев их религия превращается в оружие классового господства и угнетения. Провозглашается единственный бог - самодержец Яхве. У него появляются черты человека, с верующими он общается через посредников, его окружают боги разных рангов. Возникает потребность уважать Яхве как всееврейського бога, как избрал евреев своим любимым народом, е к поселению их в Палестине. Возникает миф о том, что когда евреи находились в Египте, а бог Яхве вывел их оттуда. Постепенно на Яхве переносятся лучшие черты других богов. Он становится покровителем урожая, торговли и защитником на войне, наставником в ремеслах. Все другие боги подчинены ему, они его служители.

Борьба за централизацию культа Яхве и признание его единственным богом продолжалась долго, в течение трех веков (Х-УИИ в. До н.э.). Главную роль в распространении иудейской религии сыграла каста жрецов, которая по мере усиления культа Яхве вытесняет других племенных богов.

Прообразом единого бога в иудаизме как монотеистической религии является деспотическая власть царя в древнееврейском государстве. Царь небесный был отражением, копией царя земного. В дальнейшем древнееврейский государство покорили последовательно ассирийские, вавилонские, персидские, греческие и римские завоеватели. Но вера в единого бога не ослабевала, а укреплялась, поскольку она отвечала социальным условиям того времени, пидтримувапася царями-завойов-ми и иудейскими священниками.

Исторически можно выделить три основных этапа эволюции: древний, или библейский; средневековый, или талмудський, и современный иудаизм. Первый из этих этапов связан с возникновением и историей древних еврейских рабовладельческих государств - Иудеи и Израиля. Он охватывает отрезок пути от завоевания кочевыми еврейскими племенами Палестины (ХУ-XIV вв. До н.э.), возникновения древней еврейского государства при Давиде и Со-

Ломон (X в. до н.э.) до гибели последней из еврейских государств - Иудеи, разрушенной сначала вавилоняне в VI в. до н.э., а затем окончательно римлянами в I в. н.э.

Для этого этапа характерно сохранение в иудаизме многочисленных пережитков примитивных религий, существовавших в древних евреев и родственных им семитских племен, кочевавших в степях и пустынях Аравии и в других странах Передней Азии (сам иудейский бог Яхве ранее был пленным духом - покровителем одного из еврейских племен).

Лишь в конце этого этапа племенные культы, а также фетишистские и другие языческие взгляды вытесняются иудейским монотеизмом, который является духовным отражением становления централизованного древней еврейской рабовладельческой монархии, а центром и главным идейным защитником этого монотеизма становятся жрецы иерусалимского храма, они и создают первую священную книгу иудаизма - Книгу законов (Тору) о религиозных реформы царя Иосии (VII в. до н.э.). После реформ Иосии, во время так называемого вавилонского плена, и позже, вернувшись из плена, жрецы восстанавливают разрушенный Иерусалимский храм, создают Книги пророков и писания, и вместе с Торой создают иудейскую Библию. Библия состоит из Ветхого и Нового заветов. Иудейская религия признает только Ветхий завет, христианство принимает за священные книги Старый и Новый заветы.

Те библейские книги, которые церковь признает священными, составляют канон (правило), то есть твердо зафиксирован комплект священных книг, которым приписывалась высокая религиозная авторитетность, богодуховнисть. Они называются каноническими.

Первая часть Библии - Ветхий завет - состоит из 3-х частей: Льятикнижжя Моисея, или Тора (староевр. - Закон, учение), книги пророков, Писания. Сама Тора состоит из 5 книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Иудаисты всегда считали, что Тора имеет божественное происхождение - она продиктована пророку Моисею самим Богом и ни одна книга древнего и современного мира не может равняться с Торой. Что же собой представляет Пятикнижие? В книге Бытия рассказывается о сотворении мира Богом (около 3760 до н.э.), первых людей, об их жизни, изгнание из рая, о всемирном потопе. Выход описывает жизнь евреев в Египте и их выход оттуда. Левит, посвященный законам, выявлению грехов, заповедям. В книге "Числа" изложены "историю" лишений, выпавших на долю еврейского народа после выхода, наконец "Повторение" закона, или вторая книга законов, повторяет многие законоположений. В ней заповеди, законы, решения переплетаются с воспоминаниями и поучениями. В древнем мире рабовладельческим законам приписывалось божественное возникновения, чтобы предоставить им большую силу. Так, Тора, по своему содержанию, - обычный кодекс рабовладельческого права, она устанавливает правила иудейского культа и тщательно доказывает монотеизм Яхве.

Вторая часть Ветхого завета - Пророки - есть ничто иное, как искажение летописей. В них рассказывается о завоевании Палестины и расселения евреев в Ханаане. Книги изображают период довавилонського плена, период после возвращения евреев из Вавилона в Палестину и т.д.

Третья часть Ветхого завета - Писание - это псалмы, притчи, песни и др.

Известны две редакции Ветхого завета - масоретского и Септуагинте-та.

Масоретами - это еврейские рабы, которые окончательно отредактировали Ветхий завет во II в. до н.э., а Септуагинте ("семьдесят") - это перевод древнееврейского текста Ветхого завета на греческий язык, сделанный словно 72 переводчиками в течение 72 дней в I в. до н. е. На самом деле эта работа продолжалась два века. Последний текст, унаследованный христианством, является теперь наиболее распространенным.

Важным источником истории иудейской религии в 11-I в. до н.э. и в I в. н.э. есть тексты разного содержания, обнаруженные в конце 40-50-х гг. XX в. на западном побережье Мертвого моря, в пещерах Курма-на и Вади Мурраббаьат (Кумаранськи рукописи). Эти тексты свидетельствуют о широком распространении в Иудее религиозного сектантства. Многочисленные фрагменты из книг Ветхого завета, обнаруженные в пещерах Иудейской пустыни, имеют большое количество разночтений. Теперь, благодаря этим (домасоретським) текстам, ученые получили возможность конкретнее осветить процесс создания Ветхого завета, лучше показать антинаучность утверждений еврейских и христианских богословов о его неизменность и святость.

Известно, что ассирийские и вавилонские завоеватели насильственным путем вывели массы евреев в Месопотамию и Мидию. Так были переселены массы иудеев из Палестины в Египет. Помпей привез в Рим сотни пленных евреев. Причины массовой эмиграции иудеи из Палестины в другие страны имеют разное происхождение и характер. Во многих случаях это не зависело от их доброй воли. Расселение евреев за пределами Палестины называется диаспоры. Массовое расселение евреев по странам Средиземноморья в VI-IV вв. до н.э., римские завоевания в конце I в. до н.э. привели к тому, что количество евреев в разных странах мира уже в I в. н.э. намного превышала численность населения самой Иудеи. Историки утверждают, что в начале нашей эры только в Римской империи проживало 4 - 4500000. Евреев, в самой Палестине лишь 1 млн. Такое расселение евреев в разных странах мира требовало реформирования религии.

Жизнь евреев концентрировалось вокруг их религиозного центра - общины. По требованиям ритуала евреи собирались каждую субботу для богослужения, чтение священного писания, обсуждение различных дел, которые касались всей общины

Связь евреев с Иерусалимским храмом и его жрецами в это время был незначительным. Паломничество трижды в год в Иерусалим, что требовалось Библии, было невозможным для большинства евреев, живших в других, отдаленных странах. Поэтому уже в IV в. до н.э. начала возникать новая форма религиозной общины - синагога, которая первоначально рассматривалась как дополнение к храмовой организации вместо посещения иерусалимского храма. Верующие собирались теперь в молитвенный дом (синагогу), где вместо жертвоприношения провозглашались молитвы и похвальные гимны богу Яхве или читались разделы из Библии, которые духовенство здесь же объясняло. Особое значение приобретает специальный день для молитвенных собраний - суббота, празднование которой заимствовано у вавилонян Этот праздник становится обязательным для каждого еврея.

Сначала синагоги были только случайными и временными собранием верующих, но со временем они превратились в постоянный религиозное заведение. Синагога была не только молитвенным домом, но и отдельной светской организацией верующих. Она выступала как представительный орган еврейских общин, осуществляла в них известные функции управления, была центром общественной жизни. Должностные лица синагоги, как правило, выбирались из представителей знатных семей и фактически бесконтрольно распоряжались ее имуществом и финансами. В первые века нашей эры окончательно складывается и форма иудейской религии, которая в основном сохранилась до нашего времени Основные положения ее тщательно разработанные в Талмуде и равинський литературе. Талмуд (по-древньоев-рейськи - учение, изучение) касается числа основных достопримечательностей иудейской религиозной и правовой литературы. Он собирается и редактируется в Палестине и Вавилоне примерно с IV в. до н.э. ло I в. н.е.гТалмуд возник в результате необходимости приспособить старое религиозное учение и библейское законодательство к новым, условий жизни сврей. Иудаизм, в период которого состоит Талмуд, принято называть талмудической

В синагогах раввины не только комментировали и объясняли Тору, но и составляли новые религиозные рассказы, разрабатывали вероучения, реформировали иудаизм в соответствии со временем. Поэтому Талмуд является кодексом религиозных, бытовых и правовых предписаний иудейства. Он содержит в себе легенды и мифы о Боге, вымышленные истории о потустороннем мире и загробной жизни, поучительные притчи и тому подобное. По устройству Вселенной, Талмуд учит, что небо состоит из семи частей: первое небо представляет собой завесу, которая утром поднимается, а вечером опускается; второй небо твердое, к нему прицеплены звезды, луна, солнце; на третьем небе работает большая мельница, который мелет манную крупу, что идет в "пищу небесном населению, на четвертом находится небесный Иерусалим, на пятом живут ангелы, на сл расположены склепы, наполненные снегом, градом, дождем, а также кладовые бурями и дымом; седьмое небо - рай, там живут справедливость и благотворительность, там же находятся души праведников и тех, кто еще не родился.

Единственным источником знаний и наставлений молодежи Талмуд считает священное писание и требует изучать Библию днем и ночью. "Ходить на арене, смотреть змеев, волшебников, посещать светские игры... запрещается... Это отвлекает человека от изучения Торы". К светских наук иудаизм относится с презрением, осуждает их: "О том, что выше тебя, не думай. В то, что не по силам тебе, не есть углубляйся, непонятным для тебя не занимайся, о том, что сокрыто от тебя, не спрашивай ", - поучает Талмуд. Светским наукам можно учиться только во время, которое не принадлежит ни дню, ни ночи.

Иудейская религия консервативна. Система иудейской образования построена на слепом поклонении перед авторитетом. Высшим авторитетом считается раввин. Даже очевидная глупость, высказанная им, приобретает силу закона. "Если раввин даже скажет тебе левое на то, что правое, а правое на то, что левое, ты должен слушаться его", - поучают талмудисты. Все, что говорится в Талмуде о строении Вселенной, растения, животные, человек - не научное. Взять хотя бы такую талмудическую мудрость: "Затмение Солнца предвещает язычникам голод и войну, затмение Луны - плохая примета для Израиля", "Меркурий - секретарь Солнца, и кто родился в его время, будет знаменитым и мудрым", или же: "Болезни посылает людям Бог как наказание, а вылечиться можно молитвой "," Недостаточность дождя от того, что мало изучается Тора ". Талмуд - это орудие реакции, собрание темных представлений его авторов об окружающем мире. Размер Талмуда - 5894 стр. Все в нем разбросаны бессистемно, представлено схоластически. Этот большой сборник содержит записи дискуссий раввинов по вопросам толкования отдельных мест Ветхого завета. В Талмуде также изложены правовые нормы, религиозные предписания, законы, касающиеся судебных дел - уголовных и общественных, богословские размышления по вопросам культа, догматики, этические нормы, примитивные данные по математике, астрономии, медицины, науки, сказки, легенды, притчи, басни, мифы и т.

Библию и Талмуд иудаизм считает первоисточником своего вероучения, эти книги широко используются в настоящее время раввинами для затьмарювання сознания верующих евреев.

В эпоху феодализма положение бедных трудящихся евреев в странах Западной Европы было крайне тяжелым. Они были вынуждены жить отдельно от другого городского населения, в так называемых гетто. За пределами этих кварталов они не имели права селиться без разрешения властей. Основную массу здесь составляли мелкие ремесленники и поденщики. Они жестоко эксплуатировались еврейскими купцами и ростовщиками в союзе со служителями религиозного культа.

Отмена таких поселений в странах Западной Европы было результатом буржуазных революций, происходивших здесь в конце XVIII и в XIX в. В Риме гетто было уничтожено лишь после падения папской власти в 1870 г.. В царской России при наличии еврейской оседлости не было необходимости в создании таких поселений. Но они существовали в ряде городов бывшей территории Речи Посполитой как наследие существующих там порядков.

Федеральное агентство по образованию

Российский государственный университет им. И. Канта

Исторический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ»

ИУДАИЗМ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Студентки II курса

ОСП «Культурология»

Заочной формы обучения

Катаевой Т. О.

Калининград


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ………………………………….4

Эпоха Первого Храма…………………………………………………........5

Пятикнижие (Тора)………………………………………………………….7

Эпоха Второго Храма………………………………………………………9

ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЯ. ИДЕЯ ЕДИНОГО БОГА………………………11

ПРАЗДНИКИ ПОСТЫ…………………………………………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………15


ВВЕДЕНИЕ

Иудаизм (от др. евр. яхудут - жители древней Иудеи), наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине. Характерной чертой иудаизма, отличающего его от национальных религий других народов, является монотеизм - вера в Единого Бога. На основе иудаизма зародились две мировые религии: христианство и ислам. Еврейская религия – одна из самых ярких культурных традиций. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения).

Иудаизм - это не просто религия еврейского народа, а свод законов, регламентирующий не только религиозную, этическую и идеологическую, но и практически все стороны жизни приверженцев этого учения. В иудаизме определены 613 мицвот (248 повелений и 365 запретов. Среди мицвот особо выделяются так называемые Десять Заповедей , содержащие универсальные этические нормы человеческого поведения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе (напрасно), соблюдение святости дня отдыха в седьмой день (субботу), почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонение от выполнения заповедей - как следствие действия принципа свободы воли, рассматривается как грех, который влечет за собой воздаяние не только в потусторонней, но уже и в земной жизни. Также и всех правил выделяются семь, обязательных для исполнения всеми людьми: запрет Богохульства, запрет кровопролития, запрет воровства, запрет разврата запрет жестокости по отношению к животным, повеление справедливости в суде и равенства человека перед законом. Канон священных книг иудаизма включает Тору(«Пятикнижие Моисея»), книги пророков и т. н. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. В иудаизме получили распространение мистические учения (кабала,хасидизм).

Начиная формироваться как религия Полистины иудаизм развиваться как религия не связанная с какой-либо территорией. Характерная черта иудаизма – замкнутость по национальному признаку. Одно государство, значит одна религия; люди, которые отказывались и не входили в эту систему считались как некая опасность.

Иудаизм относят к семье "монотеистических" религий, так же как христианство и ислам. Все три религии имеют много общего, как в отношении географии происхождения, так и в отношении теологической системы. Еврейская Библия стала самой влиятельной книгой в истории человечества: иудеи и христиане причисляют её к своим важнейшим религиозным текстам. Имеет много общего она и с Кораном. Некоторые ее центральные идеи - о существовании Единого Бога, единого универсального морального кодекса о том, что люди должны заботиться о бедных, вдовах, сиротах и путниках, что евреи - народ, избранный Богом.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Представления древних евреев о Едином Боге складывались в течение длительного исторического периода (ХIХ - II вв. до н. э.), получившего название библейского и включавшего в себя эпоху патриархов (праотцов) еврейского народа. Как повествует предание, самым первым иудеем был патриарх Авраам, который заключил с Богом священный союз – “завет”. Авраам дал обещание, что он и его потомки будут хранить верность Богу и в доказательство этому исполнять заповеди (мицвот ). За это Бог обещал Аврааму оберегать и умножить его потомство, из которого произойдет целый народ. Этот народ получит от Бога во владение Израиль - землю, на которой он создаст собственное государство. Потомки Авраама образовали союз 12 колен (родоплеменных групп), связанных кровным родством, которые происходили от 12 сыновей Иакова (Израиля).

Но прежде, чем получить обещанную Богом землю ("землю обетованную"), потомки Авраама попали в Египет (около 1700 г. до н. э.), где 400 лет находились в рабстве. Из этого рабства их вывел пророк Моисей (Моше ). Затем последовало 40-летнее странствие по пустыне, во время которого все бывшие рабы должны были умереть, чтобы только свободные люди вошли в землю Израиля. Во время этого странствия по пустыне происходит центральное событие иудаизма и всей его истории: Бог призывает Моисея на гору Синай и через него дает всему еврейскому народу Десять Заповедей и Тору. Знаменуется начало существования евреев как единого народа, а иудаизма - религии, которую этот народ исповедует. Бог иудеев, названный именем Яхве ("Сущий", из бытия которого проистекает все), не имел ни изображений, ни храмов.

В XIII в. до н. э., когда израильские племена пришли в Палестину, их религия представляла собой множество примитивных культов, обычных для кочевников. Лишь постепенно возникла израильская религия - иудаизм, в том виде, в каком он представлен в Ветхом завете. В ранних культах обожествлялись деревья, источники, звезды, камни, животные.

Следы тотемизма легко увидеть в Библии, когда речь идет о разных животных, но прежде всего - о змее и о быке. Существовали культы мертвых и предков. Яхве первоначально был божеством южных племен. Это древнесемитское божество представлялось с крыльями, летающим меж облаков и появляющимся в грозах, молниях, вихрях, в огне. Яхве стал покровителем племенного союза, созданного для завоевания Палестины, почитаемым всеми двенадцатью племенами и символизирующим связующую их силу. Прежние боги были частично отвергнуты, частично слились в образе Яхве (Иегова - более позднее литургическое переложение этого имени). Содержательная сторона религиозных представлений эпохи патриархов может быть восстановлена лишь в самых общих чертах. Религия патриархов основывается на идее, что глава клана вправе избирать любое нравящееся ему имя для бога своих отцов, с которым он устанавливает особую личную связь, своего рода союз или завет.

Эпоха Первого Храма

В ХI в. до н. э. евреи создают государство Израиль, столицей которого становится город Иерусалим (Ерушалаим). В 958 г. до н. э. царь Соломон возводит в Иерусалиме на горе Сион Храм в честь Единого Бога. В истории иудаизма начался новый, храмовый период , который длился около 1500 лет. В этот период Иерусалимский Храм становится главным духовным центром иудаизма.Служители Иерусалимского храма составляли особую категорию иудейского общества. Их потомки и до сих пор выполняют особые обрядовые функции и соблюдают дополнительные запреты: жениться на вдове или разведённой и т.д.

В этот же период завершается написание Танаха - Священного Писания иудаизма (христианская традиция полностью включила Танах в раздел Библии, называемый Ветхий Завет). Царь не только контролировал функционирование Храма, но и принимал решения по вопросам чисто культового характера. Возможность вмешательства в сферу богослужения коренилась в идее богоизбранности царя, что превращало его в священную персону. Возвышение Иерусалимского храма и превращение его в официальное святилище подорвало престиж местных святилищ и способствовало централизации религиозной власти.

В 587 г. до н. э. Израиль захватил вавилонский царь Навуходоносор II, который разрушил Иерусалимский храм, а большинство иудеев насильственно переселил в Вавилонию. Духовным лидером и наставником переселенцев становится пророк Иезекииль. Он развил идею о возрождении Израиля, но уже как теократического государства, центром которого будет новый Иерусалимский Храм.

Новым в религиозной истории, характерным для иудаизма, отличительным его моментом является понимание отношения между богом и его “избранным народом” Израиля как отношения “союза”. Союз - это своего рода договор: народ Израиля пользуется особым покровительством всемогущего бога, он - “народ избранный” при условии, что останется верным, что будет следовать заповедям бога и, главное, не отступит от единобожия. Особенность иудаизма в том, что бог действует в истории своего народа.Своего рода конституцией этого союзнического отношения между Израилем и его богом является Закон, в котором Яхве выразил свою волю. Наряду с откровением бога в природе и истории стоит превыше всего Закон, в котором ясно и четко сформулирована в виде “заповедей” воля Господня.Вера в мессию в предсказаниях пророков становится основой иудаизма: мессия установит царство, где не будет вражды и страданий, где верные богу обретут мир и счастье, а грехи будут наказаны, свершится страшный суд.Иудаизм как “религия закона” столкнулся с тенденцией, проявлявшейся в том, что Закон превращался в нечто самодовлеющее, так что даже Яхве отступал в тень. Закон как бы становился обособленным от человека, превращался в нечто обладающее собственной логикой развития, так что его требования превращались в запутанный свод противоречивых предписаний; служение богу становилось равнозначным выполнению буквы Закона, не одухотворенному участием “сердца”.Религия сводилась тем самым в Израиле к чисто внешнему богослужению, в основе которого лежала уверенность в получении “справедливого” вознаграждения от бога за выполнение обрядов и следование предписанным нормам поведения.

Иудаизм (др.греч., от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству) — это религия еврейского народа, самая древняя из трёх основных монотеистических религий человечества. Иудаизм ещё называют еврейской религией . На иврите термины "иудаизм" и "еврейство" — синонимы.

В развитии иудаизма выделяют три исторических периода : храмовый (период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический . Современный ортодоксальный иудаизм сложился на основе движения фарисеев , возникшего в эпоху расцвета Маккавеев (II век до н.э.) и включает в себя несколько направлений — литовское , хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный иудаизм , религиозный сионизм .

Наряду с верой в Бога, иудаизм включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Источники современного иудаизма: Танах (письменная Тора) и Талмуд (устная Тора). Тора также называется Пятикнижие Моисеево , так как содержит пять книг, полученных Моисеем от Господа Бога на горе Синай .

Самый известный символ иудаизма — шестиконечная Звезда Давида .

Танах называют Еврейской Библией , описывающей сотворение мира и человека. Талмуд представляет собой собрание законов. Вероучение, этика, обычаи и социальные аспекты иудаизма изложены в Торе.

Иудаизм придает большее значение поведению, чем вероисповеданию. Однако существуют основополагающие принципы, которые разделяют все евреи, — это вера в единственного реального Бога, к которому каждый человек может обратиться. Бог есть дух , абсолютное существо. Бог — Творец всех вещей во все времена, он постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром.

Бог установил не только естественное право, но и законы морали. Бог, даёт жизнь вечную. Он всеблагой, пресвятой, справедливый. Бог — помощник человека. Он спаситель, избавитель от грехов и пороков — гордости, эгоизма, ненависти и вожделения. Бог сам создатель и света, и тьмы. В борьбе со злом еврея поддерживает его вера в Бога. Согласно иудаизму, человек сотворен "по образу и подобию Божию ", и каждый несет ответственность перед Богом сам. Всё предопределено Богом, но при этом человек обладает свободой воли, чтобы сделать нравственный выбор. Иудаизм признает бессмертие человеческой души и полагает, что все люди, независимо от религии и национальности, в равной степени являются детьми Божьими .

Познание Бога в иудаизме подразумевает знание о том, что Бог правит миром и человек должен стремиться следовать правильным путем, который Бог открыл для людей.

Иудеи верят, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление " (Дан. 12:2). Для того чтобы обрести спасение , ибо "праведники всех народов обретут удел в грядущем мире" , требуется исполнять заповеди сынов Ноя, а именно:

  1. отказаться от идолопоклонства;
  2. воздерживаться от кровосмешения и прелюбодеяния;
  3. не проливать кровь;
  4. не произносить имя Бога всуе;
  5. не творить несправедливости и беззакония;
  6. не красть;
  7. не отрезать частей от живого животного.

Иудаизм выступает против аскетизма и с оптимизмом смотрит на будущее этого мира, где Бог предлагает нам основать его царство. Евреи верят, что Бог из всех народов мира избрал еврейский народ, чтобы он, приняв Откровение , сыграл центральную роль в деле спасения человечества. И благодаря сознанию своей избранности еврейский народ смог выжить в условиях, когдане раз утрачивал свою национально-политическую идентичность.

Иудаизм уделяет большое внимание ритуалам, которые считаются способом выживания народа и сохранения веры.

Молитва обязательный ежедневный ритуал еврея. Предпочтительно молиться в синагоге, поскольку общественная молитва более действенна. Пищевые запреты считаются частью особого кодекса святости. Обряд обрезания крайней плоти является договором с Богом отмеченным знаком на теле.

Праздники

  • Шаббат (Суббота), еженедельный день покоя в память о сотворении мира и исходе из Египта;
  • Рош ха-Шана (Новый год), годовщина сотворения мира и день духовного и морального обновления;
  • Йом-киппур (Судный день), день покаяния и возвращения к Богу через духовное обновление и добрые дела;
  • Суккот (Кущи), девять дней (в Израиле и у реформистов восемь), посвященных сбору осеннего урожая и напоминающих о странствиях в пустыне, последний день праздника — Симхат Тора (Радость Торы);
  • Песах (Пасха), знаменующий наступление весны и освобождение из египетского рабства;
  • Шавуот (Пятидесятница), отчасти земледельческий праздник, но в первую очередь воспоминание о дне, когда Моисей получил Тору на горе Синай;
  • Ханукка (праздник Освящения, или Огней), отмечаемый в честь победы Маккавеев над войсками Антиоха Эпифана, в результате которой евреи добились свободы исповедания своей религии;
  • Пурим (праздник Жребиев, или Есфири), в ознаменование поражения Амана, замышлявшего уничтожить евреев;
  • Тиша бе-Ав (Девятое ава), день траура в память о разрушении Первого и Второго храма.

Любовь к Богу — неотъемлющая сотавляющая человека. Если человек согрешил действием или бездействием, он всегда может покаяться и будет прощён.

Основная заповедь "Люби ближнего твоего, как самого себя", поскольку все являются детьми Божьими. В этом еврейская концепция человеческого братства под властью единого Бога.

Иудаизм - одна из древнейших религий мира и самая древняя из так называемых авраамических религий, куда, помимо него, входят христианство и ислам. История иудаизма неразрывно связана с еврейским народом и простирается в глубь веков, по крайней мере, на три тысячи лет. Также это религия считается старейшей из всех тех, что провозгласили поклонение единому Богу - монотеистический культ взамен поклонения пантеонам различных богов.

Возникновение веры в Яхве: религиозная традиция

Точное время, когда возник иудаизм, не установлено. Сами приверженцы этой религии относят ее появление примерно к 12-13 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет. Так появилась Тора - в широком смысле слова письменное и устное наставление в законах, заповедях и требованиях Господа по отношению к своим поклонникам. Подробное описание этих событий отражено в книге «Бытие», авторство которой правоверные иудеи также приписывают Моисею и которая составляет часть письменной Торы.

Научный взгляд на происхождение иудаизма

Однако не все ученые готовы поддержать вышеописанную версию. Во-первых, потому что сама еврейская интерпретация истории отношений человека с Богом включает продолжительную традицию почитания Бога Израиля до Моисея, начиная с праотца Авраама, жившего, по разным подсчетам, в период с XXI в. по XVIII в. до н. э. Таким образом, истоки иудейского культа теряются во времени. Во-вторых, сложно сказать, когда доиудейская религия стала собственно иудаизмом. Ряд исследователей относят возникновение иудаизма к гораздо более поздним временам, вплоть до эпохи второго Храма (середина первого тысячелетия до н. э.). Согласно их выводам, религия Яхве - бога, которого исповедуют иудеи, не была монотеизмом с самого начала. Ее истоки кроются в родоплеменном культе, называемом яхвизмом, который характеризуется как особая форма политеизма - монолатрия. При подобной системе взглядов признается существование многих богов, но почитание оказывается только одному - своему божественному покровителю по факту рождения и территориального расселения. Лишь позднее этот культ трансформировался в монотеистическое учение, и так появился иудаизм - религия, которую мы знаем сегодня.

История яхвизма

Как уже было сказано, Бог Яхве - национальный Бог евреев. Вокруг него строится вся их культура и религиозные традиции. Но чтобы понять, что представляет собой иудаизм, кратко коснемся его священной истории. Согласно иудейскому вероучению, Яхве - это единственно истинный Бог, который сотворил весь мир, включая солнечную систему, землю, всю ее флору, фауну и, наконец, первую пару людей - Адама и Еву. Тогда же была дана и первая заповедь для человека - не притрагиваться к плодам древа познания добра и зла. Но люди нарушили божественное повеление и за это были изгнаны из рая. Дальнейшая история характеризуется забвением потомками Адама и Евы истинного Бога и появлением язычества - грубого идолопоклонства, по мнению иудеев. Однако время от времени Всевышний давал о себе знать, усматривая праведников в развращенном человеческом сообществе. Таковым был, например, Ной - человек, от которого люди снова расселились по земле после всемирного потопа. Но и потомки Ноя быстро забыли Господа, начав поклоняться иным богам. Так продолжалось, пока Бог не призвал Авраама - жителя Ура Халдейского, с которым он заключил Завет, обещая сделать его отцом множества народов. Авраам имел сына Исаака и внука Иакова, которые традиционно почитаются как патриархи - прародители еврейского народа. Последний - Иаков - имел двенадцать сыновей. Промыслом Божиим случилось так, что одиннадцать из них продали в рабство двенадцатого - Иосифа. Но Бог помогал ему, и со временем Иосиф стал вторым человеком в Египте после фараона. Воссоединение семьи произошло во времена страшного голода, и поэтому все евреи по приглашению фараона и Иосифа отправились жить в Египет. Когда царственный покровитель умер, другой фараон стал жестоко обращаться с потомками Авраама, принуждая их к тяжелой работе и убивая новорожденных мальчиков. Четыреста лет продолжалось это рабство, пока наконец Бог не призвал Моисея, чтобы освободить свой народ. Моисей вывел евреев из Египта, и по повелению Господа через сорок лет они вошли в Землю обетованную - современную Палестину. Там, ведя кровопролитные войны с идолопоклонниками, евреи утвердили свое государство и даже получили от Господа царя - сначала Саула, а потом и Давида, чей сын Соломон построил великую святыню иудаизма - храм Яхве. Последний был разрушен в 586 году вавилонянами, а затем отстроен вновь по приказу Тира Великого (в 516 году). Второй храм просуществовал до 70 г. н. э., когда был сожжен в ходе Иудейской войны войсками Тита. С того времени он не был отреставрирован, и богослужение прекратилось. Важно отметить, что в иудаизме нет множества храмов - это сооружение может быть только одно и только в одном месте - на храмовой горе в Иерусалиме. Поэтому уже почти две тысячи лет иудаизм существует в своеобразной форме - в виде раввинистической организации, руководимой учеными мирянами.

Иудаизм: основные идеи и концепции

Как уже было сказано, иудейское вероучение признает только одного-единственного Бога - Яхве. На самом деле, подлинное звучание его имени было утрачено после разрушения храма Титом, так что «Яхве» - это просто попытка реконструкции. Да и она не получила в еврейских кругах популярности. Дело в том, что в иудаизме существует запрет на произнесение и написание священного четырехбуквенного имени Бога - тетраграмматона. Поэтому издревле заменяли его в разговоре (и даже в священном Писании) словом «Господь».

Другая важная особенность состоит в том, что иудаизм - религия сугубо одной нации - евреев. Поэтому это довольно замкнутая религиозная система, куда не так-то просто попасть. Конечно, в истории есть примеры принятия иудаизма представителями других народов и даже целых племен и государств, но в целом евреи скептически смотрят на подобную практику, настаивая на том, что Синайский завет распространяется только на потомков Авраама - избранный еврейский народ.

Иудеи верят в приход машиаха - выдающегося посланника Божьего, который вернет Израилю былую славу, распространит учение Торы по всему миру и даже восстановит храм. Кроме того, иудаизму присуща вера в воскресение мертвых и страшный суд. Для того чтобы праведно служить Богу и познавать его, народу Израиля Всевышним был дан Танах - священный канон книг, начиная с Торы и заканчивая откровениями пророков. Танах известен в христианских кругах как Ветхий Завет. Разумеется, евреи с такой оценкой своего Писания категорически не согласны.

По учению иудеев, Бог неизобразим, поэтому в этой религии нет священных изображений - икон, статуй и т. п. Художественное искусство - это вообще не то, чем славен иудаизм. Кратко можно упомянуть также о мистическом учении иудаизма - каббале. Это, если опираться не на предания, а на научные данные, очень поздний продукт еврейской мысли, но оттого не менее выдающийся. Каббала рассматривает творение как ряд божественных эманаций и проявлений число-буквенного кода. Каббалистические теории в числе прочего признают даже факт переселения душ, что выделяет эту традицию из ряда прочих монотеистических, а тем более авраамических религий.

Заповеди в иудаизме

В мировой культуре широко известны заповеди иудаизма. Они тесно связаны с именем Моисея. Это действительно подлинное этическое сокровище, которое привнес в мир иудаизм. Основные идеи этих заповедей сводятся к религиозной чистоте - поклонении единому Богу и любви к нему и к социально-праведной жизни - почитанию родителей, общественной справедливости и добропорядочности. Однако в иудаизме существует и гораздо более расширенный список заповедей, называемых по-еврейски мицвот. Таких мицвот насчитывается 613. Как считается, это соответствует числу частей человеческого тела. Этот список заповедей подразделяется на два: запретительные заповеди, числом 365, и повелительные, коих всего 248. Общепринятый в иудаизме список мицвот принадлежит знаменитому Маймониду - выдающемуся иудейскому мыслителю.

Традиции

Многовековое развитие этой религии сформировало и традиции иудаизма, которые строго соблюдаются. Во-первых, это касается праздников. Они у евреев приурочены к определенным дням календаря либо лунного цикла и призваны сохранить память народа о каких-либо событиях. Важнейшим из всех является праздник Песах. Повеление соблюдать его было дано, если верить Торе, самим Богом во время исхода из Египта. А потому и приурочен Песах к освобождению евреев из египетского плена и переходу через Красное море в пустыню, откуда народ потом смог достичь обетованной земли. Также известен праздник Суккот - другое важное событие, которое отмечает иудаизм. Кратко этот праздник можно охарактеризовать как воспоминание о путешествии евреев по пустыне после исхода. Путешествие это длилось 40 лет вместо обещанных сначала 40 дней - в наказание за грех золотого тельца. Суккот продолжается семь дней. В это время иудеям вменяется в обязанность оставить дома и жить в шалашах, которые и обозначает слово «суккот». Есть у евреев и множество других важных дат, отмечаемых празднованиями, особыми молитвами и ритуалами.

Кроме праздничных дат, существуют в иудаизме посты и дни скорби. Примером такого дня может служить Йом Кипур - день искупления, прообразующий страшный суд.

Имеет место и огромное множество других традиций в иудаизме: ношение пейсов, обрезание детей мужского пола на восьмой день от рождения, особого рода отношение к браку и т. д. Для верующих это важные обычаи, которые вменяет им иудаизм. Основные идеи этих традиций согласуются либо непосредственно с Торой, либо с Талмудом - второй по авторитетности книге после Торы. Зачастую неевреям их довольно тяжело понять и осмыслить в условиях современного мира. Однако именно ими формируется культура иудаизма наших дней, основанная не на храмовом богослужении, а на синагогальном принципе. Синагога, кстати - это собрание иудейской общины в субботний или праздничный день для молитвы и чтения Торы. Этим же словом называется и здание, где собираются верующие.

Суббота в иудаизме

Как уже было сказано, для синагогального богослужения в неделе выделен один день - суббота. Этот день вообще - священное время для евреев, и верующие с особым рвением относятся к соблюдению его уставов. Хранить и чтить этот день предписывает одна из десяти базовых заповедей иудаизма. Нарушение покоя субботнего дня считается серьезным проступком и требует искупления вины. Поэтому ни один правоверный еврей не станет работать и вообще делать то, что запрещено делать в этот день. Святость этого дня связывается с тем, что, сотворив мир в шесть дней, на седьмой Всевышний почил и предписал это всем своим почитателям. Седьмой день и есть суббота.

Иудаизм и христианство

Поскольку христианство представляет собой религию, претендующую на место преемницы иудаизма через исполнение пророчеств Танаха о машиахе на Иисусе Христе, то отношения евреев с христианами всегда были неоднозначными. Особенно эти две традиции отдалились друг от друга после того, как иудейский конклав наложил в I веке на христиан херем, то есть проклятье. Следующие две тысячи лет были временем вражды, взаимной ненависти, а зачастую и гонений. Так например, архиепископ Александрии Кирилл в V веке изгнал огромную еврейскую диаспору из города. История Европы пестрит подобного рода рецидивами. На сегодняшний день, в эпоху расцвета экуменизма, лед стал постепенно таять, и диалог между представителями двух религий начинает налаживаться. Хотя в широких слоях верующих с обеих сторон наблюдается еще недоверие и отчужденность. Христианам трудно понять иудаизм. Основные идеи христианской церкви таковы, что иудеям вменяется вина в грехе распятия Христа. Церковь издревле представляла евреев как христоубийц. Евреям же тяжело найти путь к диалогу с христианами оттого, что для них со всей очевидностью христиане представляют еретиков и последователей лжемессии. К тому же многовековые притеснения научили иудеев не доверять христианам.

Иудаизм сегодня

Современный иудаизм представляет собой довольно многочисленную (около 15 миллионов) религию. Характерно, что во главе ее нет единого лидера или института, который обладал бы достаточным авторитетом для всех иудеев. Иудаизм в мире распространен почти повсеместно и представляет собой несколько конфессий, отличающихся друг от друга степенью религиозного консерватизма и особенностями вероучения. Наиболее сильное ядро представляют представители ортодоксального еврейства. Довольно близки к ним хасиды - очень консервативные иудеи с акцентом на мистическое учение. Далее следуют несколько реформистских и прогрессивных иудейских организаций. А на самой периферии располагаются общины мессианских евреев, признающих вслед за христианами подлинность мессианского призвания Иисуса Христа. Сами они считают себя иудеями и в той или иной мере соблюдают основные иудейские традиции. Однако традиционные общины отказывают им в праве называться иудеями. Поэтому иудаизм и христианство вынуждены делить эти группы пополам.

Распространение иудаизма

Наиболее сильно влияние иудаизма в Израиле, где проживает около половины всех иудеев мира. Еще приблизительно сорок процентов приходится на страны Северной Америки - США и Канаду. Остальные расселены по другим регионам планеты.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама