THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Войнов Юрий Борисович

ГАОУ СПО Технологический колледж № 28 г. Москва

преподаватель английского языка

Проблемы взаимоотношений студентов и преподавателей.

На тему воспитания подрастающего поколения написано немало статей. Все они охватывают обширный круг вопросов, связанных с этой животрепещущей темой. Но хотелось бы еще раз коснуться проблемы взаимоотношений студента и преподавателя. Имея опыт преподавания в различных учебных заведениях более семнадцати лет, приходишь к выводу, что давать советы относительно абстрактного подростка очень легко, но как же трудно бывает найти выход из трудного положения в конкретном случае.

К нам в колледж приходят ребята, которые по разным причинам не захотели, или не смогли продолжить обучение в школе. Это та категория бывших школьников, которые в своем большинстве не могли в школе похвастаться дневниками с одними превосходными отметками. Это не говорит о том, что они в чем-то уступают своим сверстникам. Даже, наоборот: у таких ребят очень большая деловая хватка и стремление как можно быстрее получить профессиональное образование.

Вот здесь и начинаются трудности. Первокурсники, придя в колледж, надеются уйти от повседневного контроля со стороны преподавателей и своих родителей. Они увлеченно слушают разговоры старшекурсников, проходящих практику в престижных ресторанах Москвы (наше подразделение колледжа готовит поваров, кондитеров и технологов общественного питания). Ребята готовы часами работать в лабораториях, постигая кулинарное искусство, но не всегда идут с охотой в учебные классы для изучения теории, так необходимой для профессионального мастерства.

Преподавателям и мастерам производственного обучения приходится прилагать огромные усилия для того, чтобы найти подход к каждому студенту и дать ему понять, что практика без теории просто невозможна. Для себя я сделал вывод, что только тогда можно донести свою мысль до студента, когда ты прекращаешь использовать императивный тон и забываешь нравоучения. Ты становишься равноправным членом студенческой группы, и только твой авторитет позволяет тебе делать замечания обучающимся. Но как завоевать авторитет?

Наверное, в первую очередь надо постараться полюбить всех без исключения студентов группы, в которой ты преподаешь свой предмет. Знаю, это дается нелегко, но ребята сразу начинают подсознательно реагировать очень положительно, и атмосфера общения становится очень дружелюбной. В такой атмосфере намного легче донести свою мысль до учащихся. Здесь я хочу напомнить, возможно, довольно банальную истину, знакомую каждому преподавателю: если хочешь сделать выговор, то лучше это сделать наедине со студентом, а если хочешь похвалить - в присутствии всей группы. Конечно, иногда приходится делать какое-либо замечание, но это следует делать очень тактично, не задевая личность самого человека.

Приведу небольшой пример из своей практики:

Вместо того, чтобы заявить перед всей группой о том, что какой-либо студент не готов к занятиям, лучше произнести приблизительно такую фразу:

«Я недоволен твоим сегодняшним ответом, возможно, ты мало времени потратил на подготовку домашнего задания».

Здесь звучит несколько пресуппозиций:

  1. студент отвечал
  2. я недоволен только сегодняшним ответом, значит, были и хорошие ответы в прошлом.
  3. Я недоволен, а это чисто субъективно и, значит, я могу ошибаться.
  4. студент потратил какое-то время на подготовку домашнего задания.

Очень часто студент в таком случае признается, что он совсем не готовился, так как у него не было на это времени. Причины могут быть объективными или необъективными - это оставляем в стороне. Студент признает свою ошибку и не винит вас в том, что вы придирались к его ответу. Это всего лишь один из примеров общения со студентами.

Большую роль в общении с подростками играет правильное использование в своей речи частицы НЕ . Мы только сознательно воспринимаем эту частицу, то время как подсознательно она не воспринимается. Самый простой пример: «Не думайте о белой лошади». Вы на долю секунды представили такую лошадь и только затем сознательно выбросили этот образ из головы. В тот момент, когда вам необходимо сделать критическое замечание, на помощь приходит эта маленькая, но очень полезная частица. Сравните две фразы:

  1. «Ты плохо выполнил свое задание».
  2. «Ты не очень хорошо выполнил свое задание».

Как видите, второе предложение звучит не так категорично, как первое. Еще пример:

  1. «Глупая затея».
  2. «Не очень умная затея».

Мой любимый способ умерить пыл излишне активного студента на занятии - подойти к студенту и, наклонившись к нему, шепотом задать вопрос: «У тебя сегодня какие-то неприятности?». Чаще всего студент в этом случае ожидает выговора и готовится к защите, а слышит всего лишь вопрос. Такой метод является примером разрывом шаблона поведения, который заставляет студента успокоиться. Этот способ я заимствовал у своего коллеги, который пользуется большим уважением у студентов.

Умелое использование этих довольно простых приемов позволяет во многих случаях избежать ненужного напряжения во взаимоотношениях с учащимися и коллегами. Я уверен, что у многих преподавателей есть свои наработки в этой области. Бывает, что даже необычное использование тона своего голоса приносит очень интересные результаты. На одной из лекций я был свидетелем, как преподаватель резко замедлял темп своей речи для привлечения внимания к какому-либо особо важному моменту. Такой прием очень эффективен как при общении с небольшой группой студентов, так и в больших аудиториях. Множество таких приемов можно найти в работах современных психологов как российских, так и зарубежных.

Мы все привыкли, что преподаватель должен быть примером для подростков во всех сферах жизни. С этим ни кто не спорит, но иногда стоит показывать ребятам, что вы тоже имеете небольшие просчеты в своих делах. Это приближает вас к детям. Например, можно слегка покритиковать себя за забывчивость или оплошность:

Какой же я растяпа, забыл дома свой блокнот.

Такого рода замечания показывают студентам, что вы живой человек, совершающий иногда ошибки, и можете понимать других людей. Человеку, с «идеальным» поведением, знающим ответы на все без исключения вопросы трудно найти общий язык с подростками. Более приземленная личность в глазах ребят быстрее завоюет авторитет. Конечно, здесь надо знать меру и не злоупотреблять такими приемами.

Большую пользу при контакте с ребятами разных курсом приносит теория коммуникативных паттернов Нейро - Лингвистического Программирования. В свое время мне повезло пройти курс обучения в Центре Нейро - Лингвистического Программирования в Образовании. Знания, полученные на таких курсах и семинарах, позволяют стать более гибким в общении с окружающими, уходить от конфликтов, находить общий язык.

В заключение хочется сказать, что сейчас появилось довольно много молодых преподавателей (не говоря о тех, кто уже имеет богатый опыт преподавания и воспитания), которые умеют найти правильный подход к студентам и учащимся. С такими преподавателями и учителями очень приятно обмениваться опытом в неформальной обстановке, в которой они откровенно говорят о своих методах воспитания. Ни один учебник по психологии не заменит общения с коллегами, умеющими на практике использовать свои знания в области воспитания и образования.

Войнов Юрий Борисович, преподаватель английского языка,

Технологический колледж № 28, г. Москва.


В немалой степени взаимоотношения в студенческой среде определяются общим культурно–историческим (и социально–экономическим) фоном общественной жизни. Взаимоотношения студентов как бы отражают сложившуюся культуру отношений между людьми в самом обществе. Поэтому трудно задавать какие–то готовые «образцы» таких отношений. Часто их диктует сама жизнь. И все это приходится грамотно учитывать или тактично (ненавязчиво) корректировать в своих собственных взаимоотношениях с реальными людьми и в реальную эпоху, переживаемую страной.

Кроме того, взаимоотношения студентов постепенно начинают копировать и отношения, складывающиеся среди их преподавателей и научных руководителей, о чем уже много говорилось выше. Поэтому все–таки остается надежда, что будущие психологи–профессионалы смогут взять все лучшее в этих взаимоотношениях своих учителей, а не только будут зависеть от стереотипов поведения, пропагандируемых средствами массовой информации и создаваемых обычными обывательскими примерами.

Условно можно выделить следующие проблемы, возникающие во взаимоотношениях студентов друг с другом:

1. Проблема взаимоотношений между студентами разных курсов . Как таковой «студенческой дедовщины» во многих психолого–педагогических вузах нет, хотя некоторое высокомерие и «покровительственность» со стороны старших студентов по отношению к студентам младших курсов иногда наблюдать приходится. Это может провоцироваться и проявляться в несколько больших «льготах» старшекурсникам при расселении их в более «привилегированные» номера общежития, в предоставлении им больших возможностей при пользовании библиотекой, в проведении собственных исследований, в большем внимании к ним со стороны популярных и «модных» преподавателей и т. п. Хотя реально такая «дедовщина» не является существенной (не сравнить с современной российской армией!), но субъективно для кого–то из студентов младших курсов это может восприниматься как некая существенная проблема. Самое простое здесь – поскорее вступить в неформальные (или даже дружеские) отношения с кем–то из студентов старших курсов, с молодыми аспирантами или учеными, вступать в студенческие научные сообщества, что обычно и происходит уже на первых курсах.

Как это ни парадоксально, «дедовские» тенденции скорее проявляются среди сокурсников (учащихся одного курса), когда «выясняется», что кто–то сумел вступить в более дружеские отношения с некоторыми «престижными» преподавателями и учеными, обеспечив себе во многом свою будущую «карьеру». Вероятно, и к этому следует относиться с пониманием, поскольку в дальнейшей трудовой жизни от умения налаживать «нужные» деловые контакты во многом зависит и профессиональный, и жизненный «успех» молодого психолога. Психологический вуз является для этого своеобразным полигоном.

Иногда в связи с этим возникают некоторые моральные сложности.

Например, поначалу студенты воспринимают «успехи» своего однокурсника в налаживании хороших отношений с преподавателями с «пониманием» и даже радостью, но потом могут обнаружить для себя, что суть этих отношений – не настоящая дружба преподавателей и студентов, а соображения «карьеры» (иногда такое неприятное открытие для себя делает и сам преподаватель, который поначалу также может воспринять «коммуникабельного» студента как возможного «товарища»).

Ревность к популярным преподавателям может стать основой некоторой неприязни в самих студенческих взаимоотношениях. Но с этим сложно что–либо поделать и тем более «запрещать» преподавателям выбирать для себя «любимчиков», а для студентов выбирать себе «кумиров». Хотя и сказано, «не сотвори себе кумира».

2. Проблема построения взаимоотношений в преимущественно женских студенческих аудиториях. Эта проблема специфична именно для психолого–педагогических вузов («родная проблема» психологического образования), где большинство студентов – девушки. Для самих девушек такое положение создает сложности: ими не так восхищаются, как это могло бы быть в мужских (или хотя бы реально «смешанных») аудиториях, что порождает некоторую неуверенность в себе, что для психолога плохо. К сожалению, проблемы возникают и у студентов–юношей, у которых сначала «разбегаются глаза» от обилия девушек вокруг, но после приходит и некоторое «отрезвление», поскольку девушки часто даже не воспринимают своих однокурсников как «настоящих» мужчин.

Для молодых людей все это усугубляется тем, что профессия «психолог» считается «неденежной» (точнее, она может быть «денежной» при определенном стечении обстоятельств, но это не общее правило), и молодой человек, собирающийся стать психологом, нередко воспринимается как жизненный «неудачник» (при нынешней «рыночной» системе ценностей это вполне реальная проблема в молодежной среде). Чтобы не чувствовать свою «никчемность», студент–юноша вынужден нередко серьезно подрабатывать на стороне, чтобы хоть как–то показать свою способность «устраиваться» в этой жизни. В более благополучном положении находятся те студенты, которые опять же налаживают хорошие деловые отношения с преподавателями и учеными, которые дают им возможность «подрабатывать» в сфере психолого–педагогических услуг.

Проблема «подрабатывания» студентов стара как мир. И постоянно перед творческим студентом стоит вопрос: что для него важнее, образование и диплом или «радости студенческой жизни»? Способность как–то совместить эти моменты является настоящим искусством и требует от студента проявления настоящего жизненного творчества. Иногда это позво"ляет студенту сформировать у себя готовность эффективно выполнять разные виды деятельности (в частности, хорошо учиться и все–таки зарабатывать себе на «карманные расходы»), но иногда это приводит к серьезному переутомлению и нервным срывам. Важно при этом рассчитать свои реальные возможности и все–таки выбрать приоритеты своего развития.

3. Проблема вхождения в учебно–профессиональное сообщество. Как известно, во многих «солидных» и «престижных» учреждениях важную роль играет так называемое «общественное мнение», которое и создается неформальными группами студентов и сотрудников. В этих группах быстро обозначаются свои лидеры, которые стремятся с помощью зависимых от них людей устанавливать свое влияние на ситуацию в вузе, надеясь в перспективе как–то решить для себя и собственную профессиональную судьбу.

Обычно в такие престижные «тусовки» входят наиболее яркие и эффектные во внешнем плане студенты, молодые преподаватели и различные секретари с лаборантами (постоянные и «все знающие» сотрудники). Они быстро «определяют» близких себе по духу и помыслам людей, сами легко «сближаются» и даже «бережно поддерживают» выгодные для себя отношения, даже преодолевая в себе негативные чувства друг к другу. Важную роль в таких «тусовках» играет специально поддерживаемая и культивируемая с помощью определенных эстетических средств атмосфера «избранности» и «элитности» (особая манера разговора, демонстративные позы, ирония по отношению «ко всем остальным» и т. п.). Нам даже представляется, что читатель прекрасно понимает, о чем вдет речь, поскольку эти «тусовки» существуют в незначительных своих вариациях почти везде и легко опознаваемы.

Часто важную роль в успешной адаптации к вузу играет умение студента включиться в местную престижную социально–профессиональную группу – «тусовку», которая во многом подстраховывает своих постоянных членов и даже оберегает их от гнева преподавателей и администрации. Как уже отмечалось, такие «тусовки» во многом формируют общественное мнение и с ними вынуждены считаться даже самые строгие преподаватели и научные руководители. «Студент в тусовке» имеет гораздо больше шансов на успех в данном учебном учреждении. Но чтобы быть принятым в такую «тусовку», человеку также приходится идти на определенные внутренние (и не только внутренние) компромиссы, ведь в каждой «тусовке» строго расписаны ролевые позиции; если молодой человек отказывается принять на себя какую–то роль, то в «тусовку» он, скорее всего, не впишется. Но принятие роли, то есть соответствие ожиданиям окружающих, уже само по себе во многом ограничивает творческое самовыражение личности. И далеко не все готовы на такую жертву. В качестве типичной «платы» за вхождение в престижную «тусовку» можно выделить следующее:

1.) Соответствие интеллектуальным, коммуникативным, статусным, декоративным (в плене одежды и внешнего вида), физическим и другим требованиям и нормам, характерным для данной группы. Если претендент недостаточно всему этому соответствует, то он вынужден «поработать над собой», иначе «тусовка» его либо отвергнет, либо определит для него очень невыгодный социальный статус (например, роль «козла отпущения»);

2) Ограничение определенной свободы действий и высказываний (претендент вынужден принимать мнения и оценки данной группы, даже если они несколько расходятся с его собственным мнением);

3) Ограничение в плане построения своей карьеры (или оснований для будущей карьеры). С одной стороны, «тусовка» значительно помогает («подстраховывает») человека, особенно в период его адаптации в учебном заведении, но, с другой стороны, «тусовка» строго следит, чтобы каждый ее член «не высовывался», чтобы он находился в рамках отведенной ему роли.

Например, во многих учебных и научных организациях можно встретить «вечных младших научных сотрудников» или «вечных кандидатов наук», так и не посмевших вырваться из рамок отведенного им социального статуса.

4) Терпеливое отношение к различным домогательствам и обидам со стороны признанных лидеров «тусовки» (начиная от шуток и «приколов», которые доставляют удовольствие многим членам «тусовки» (иногда вплоть до сексуальных домогательств…);

5) Ограничения по отношению к своему досугу и различным увлечениям («тусовка» часто стремится контролировать не только деятельность в данной организации, но и весь образ жизни человека) и т. п.

4. Естественно, такие «тусовки» часто дают человеку больше, чем требуют взамен. Но иногда человек чувствует, что пора вырваться изданной «тусовки» и освободиться от обязательств перед членами этой группы. Возникает проблема безболезненного выхода из учебно–профессиональной студенческой (или даже преподавательской) «тусовки». В этом случае нужно быть готовым «заплатить» за такое самовольство, а также просто иметь представление о том, какая это может быть «плата»:

1) Сплетни, наговоры, откровенное вранье;

2) Отказ в помощи при решении каких–то формальных или неформальных проблем;

3) Остракизм по отношению к тем, кто, минуя «тусовку», сумел быстро (быстрее, чем «положено») решить некоторые свои карьерные вопросы. Здесь действует известное еще со времен Аристотеля правило зависти: мы легко переживаем успехи дальних от нас людей, но успехи близких нам людей обычно не прощаем, ведь мы же знали их как «своих», как «таких простых людей», а они вот «выпендрились», оказались «лучше нас»);

4) В наиболее примитивных группах и коллективах (что, кстати, мало зависит от общеобразовательного уровня) возможны и такие варианты «мести», как избиение, анонимные письма, апеллирование к старым грехам (например, разглашение личных секретов и слабостей человека) и т. п.

Но самый страшный вариант «расплаты» – это расплата чувством собственного достоинства. Различные способы проверки человека «на вшивость» – это, прежде всего, проверка его достоинства.

Например, в тюрьмах новичка часто проверяют именно на наличие достоинства. Через некоторое время пребывания в камере, когда терпение кончается и очень хочется покурить или выпить настоящего чаю, новичку предлагают все это, но при этом заставляют его как–то унизиться («прокукарекать» или как–то еще развлечь «братву», кого–то ударить по наводке, раскрыть чьи–то секреты или даже… вступить в половую связь). И если человек ради материальных благ (сигарет, наркотиков, крепкого чая или конфетки) готов унизиться, то есть продать свое чувство собственного достоинства, то обычно ему быстро и надолго определяется самое непрестижное место в данной группе.

Разумеется, аналогия между вузом и камерой неправомерна, но в психологическом смысле испытания, которым подвергают друг друга люди в разных ситуациях, оказываются сходны если не по содержанию, то часто по цели и форме.

Иногда в «престижных» учебных заведениях могут иметься несколько конкурирующих «тусовок», что порождает для молодого самоопределяющегося человека «соблазн» с головой уйти в склоки и скандалы, возникающие между такими конкурентами, с целью «заслужить право» быть полноценным членом одной из «тусовок». Здесь опять следует вспомнить о том, что же именно хочет получить студент–психолог в вузе, профессиональные знания и способ научного познания мира или же опыт участия в склоках и интригах, которые возникают, в том числе и среди конкурирующих за «лидерство» групп самих студентов?

ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СРЕДИ СТУДЕНТОВ Г.И. Рожнова, преподаватель ГБОУ СПО Тольяттинский машиностроительный колледж, г.о. Тольятти. В статье рассматриваются взаимоотношения студентов в современном мире, вопросы недопущения конфликтов в студенческой среде. Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. У. Блэкстоун Тема взаимоотношения между людьми очень актуальна. Мы не можем представить свою жизнь без коммуникаций. Каждый день мы общаемся с людьми, обмениваемся информаций, познаем что-то новое. Поэтому, на мой взгляд, следует уделить внимание такой проблеме как воспитание толерантных взаимоотношений среди студентов. Этому воспитанию нужно учить детей с малого возраста, так как основы этого мышления закладываются с ранних лет. Многие факторы могут влиять на формирование отношения к окружающим, например, такие как: влияние общества, родителей, сверстников, родственников, и других знакомых. Немало важным является воспитание толерантности в учебных заведениях, так как именно в юношеские годы происходит становление, формирование личностных качеств человека. Происходящие перемены в современной России, в немалой степени влияют на взаимоотношения среди студентов. Это как бы отражает сложившуюся культуру отношений между людьми в самом обществе. Поэтому возникают трудности в отношениях среди обучающихся, самооценки самого себя и своего места в жизни, что без некоторой воспитательной работы может привести к развитию личности по ложному пути и неправильному восприятию ценностей жизни, как материальной так и нравственной. Конечно, трудно подобрать какие-то готовые понятия таких отношений. Часто их диктует сама жизнь. Но все-таки приходиться корректировать эти отношения и прививать студентам более, если так можно сказать правильные взаимоотношения с реальными людьми и в реальную эпоху, переживаемую страной. Решение этих задач непрерывно связано с применением новых технологий в обучении. Но каковы бы ни были новые технологии обучения, важным является положительное отношение в коллективе, толерантные отношения в группе, взаимопонимание среди студентов. В своей воспитательной работе со студентами я стараюсь развить у них такой вид отношений, как сотрудничество, которое предполагает взаимопонимание и взаимоподдержку среди студентов моей группы. При помощи проведения классных часов таких как: «Человек среди людей», «Что такое толерантность…», «Не делай другим то, чего не желаешь себе», «Великодушие и равнодушие», «Человек и его воля». Очень важным в воспитании студентов является недопущение конфликтов. В студенческой среде могут возникать конфликтные ситуации и интолерантное поведение студентов по отношению к друг другу. Реакция классного руководителя должна быть направлена на искоренение нетерпимости, искоренение конфликтов, утверждение толерантности в группе. Причины возникновения конфликтов в группе могут быть самые разные, но можно выделить следующие: - заниженная или завышенная самооценка студента; - социальное неравенство в современном обществе; - неприятие некоторых национальностей; - неприятие на религиозной почве; - некомфортность в коллективе (наличие лидера, который имеет отрицательные установки, личность преподавателя, который использует в своей работе авторитарный или попустительский стиль общения со студентами). Для того, предотвратить группу студентов от конфликтов, если уж назрели какие-либо сложные отношения, нужно изучит причину, выделить лидеров, привлечь психологов, если нужно. Можно предложить проиграть ситуацию, рассмотреть разные пути решения проблемы. Для недопущения конфликтов важно создать условия комфортного существования, нейтрализации конфликтных взаимоотношений. Я предлагаю студентам, если вдруг такая ситуация создается, выговориться, внимательно выслушать своего соперника. На классных часах можно использовать тренинговые ситуации – уметь правильно вести диалог и понимать партнера. Например, можно просмотреть фильм, затем его обсудить, важно рассмотреть разные точки зрения на проблему. Чтобы не провоцировать конфликт студентов нужно научить не задавать неуместные вопросы, касающиеся личной жизни, или намеренно подчеркивать какие-либо особенности другого человека (неправильное телосложение, дефект речи и прочее). На мой взгляд более эффективной и продуктивной является деловая игра, именно ее я использую в своей практике для проведения классных часов, посвященных теме взаимоотношений между студентами. Целями такой игры является: познакомить студентов с толкованием толерантности; научить студентов уважать себя; с уважением относится к другим людям не зависимо от пола, возраста, национальности и т.п; научить способам мирного разрешения конфликтов. Можно студентам предложить игру-перевоплощение «Если я был». Студенту предлагается выбрать себе какую-нибудь вещь (солнышко, книгу, веник, лампу, веер, самовар и др.) и вообразить себя этой вещью, ощутить ее «характер». От лица этой вещи поведать рассказ о том, что ее окружает, что чувствует, о ее заботах, о ее прошлом и будущем. Можно предложить другой вариант этой игры – перевоплощение в людей: исторических личностей, литературных героев, современников – преподавателей, родителей, друзей, знакомых и незнакомых. Вот еще одна игра, которую я проводила в своей группе. В начале игры, чтобы привлечь внимание студентов и рассказать о теме нашего занятия, я продемонстрировала им мультфильм по теме доброты и толерантности; следующим шагом было разделение всех студентов на команды по 3-4 человека. Когда команды были сформированы им следовало придумать название, в течении 5-7 минут по средствам коммуникаций все справились с этим заданием. Далее каждой команде предлагались листы на которых были указаны действия, которые совершили персонажи из вымышленного мультфильма. Задача команд коллективно решить какие из действий являются толерантными. После того как все справились с заданием, и высказали свои результаты, мы начали обсуждать их, приходя к одному единственному мнению, и пониманию правильного позитивного взаимоотношения друг к другу. В заключении можно сделать, следующие выводы: - предотвращать негативные взаимоотношения среди студентов в коллективе; - не допускать конфликты в студенческой среде; - способствовать принципам толерантности, взаимопонимания, успешности взаимодействия членов группы, созданию благоприятного микроклимата в коллективе студентов. Библиографический список 1. АсмоловА.Г., Нырова М.С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. Новгород, 1993.24с. 2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Книжный дом «Университет», 1999.332с. 3. Маленкова Л.И. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы. М.: Педагогическое общество России, 2005.267с. 4. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 1999.432с. 5. Кан. М. между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. СПб:Б.С.К., 1997.143с. 6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс,1997.480с.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К РАЗЛИЧНЫМ ЭТНИЧЕСКИМ ГРУППАМ

Тюленева Евгения Михайловна
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет»
кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и оборудования лесозаготовок


Аннотация
В статье представлены результаты этнического самоопределения студентов и социометрического исследования (N=107), проведенного в городе Красноярске, с целью изучения межличностных взаимоотношений студентов, принадлежащих к различным этническим группам, выявления уровня знания респондентами своей национальной культуры и толерантности.

INTERPERSONAL RELATIONSHIPS STUDENTS OF DIFFERENT ETHNIC GROUPS

Tuleneva Evgenia Mikhailovna
Siberian State Technological University
Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor at the Department of logging equipment and technology


Abstract
This paper presents the results of ethnic self-determination of students and sociometric studies (N = 107), held in the city of Krasnoyarsk, in order to study interpersonal relationships of students belonging to different ethnic groups, identify the level of respondents" knowledge of their national culture and tolerance.

Библиографическая ссылка на статью:
Тюленева Е.М. Межличностные взаимоотношения студентов, принадлежащих к различным этническим группам // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]..02.2019).

Практически во всех высших учебных заведениях России обучаются студенты разных наций. Известно, что именно в студенческом возрасте формируются различные стереотипы и установки, а также межрелигиозные контакты. Развитие нашего общества зависит от того, на сколько успешными и конструктивными будут контакты между отдельно взятыми людьми, в том числе и между студентами учебных групп. В каждой учебной группе высокий статус получают те, кто обладает определенным набором ценностей и качеств, присущих для данного коллектива.

Исследованием вопросов социометрического статуса занимались многие зарубежные и отечественные ученые (Дж. Морено, У. Бронфенбреннер, Я.Л. Коломинский, B.C.Мерлин, и др.). В основном, направленность их исследований заключается в установлении взаимосвязи между социометрическим статусом и личностными характеристиками (одаренность, общительность, внешний вид и т.д.). Обучение молодежи с учетом поликультурного взаимодействия рассматриваются в работах Л.Т. Ткач, Г.В., Миронова, Н.В. Мартыненко, О.В. Бесчетновой и др. Однако взаимоотношения студентов, принадлежащих к различным этническим группам, исследованы недостаточно.

Целью статьи является исследование межличностных взаимоотношений студентов, принадлежащих к различным этническим группам.

Под термином «этнос», мы подразумеваем, прежде всего, родной язык. Именно через язык человек ощущает сопричастность к своей культуре и своему народу, происходит усвоение, воспроизведение и передача традиций от поколения к поколению. По мнению Б.М. Муняновой индивиды, утратившие родной язык, теряют и родную культуру, особенности национальной духовности, мировосприятия и этнической картины мира. Развитие этноса неразрывно связано с культурой и историей других социально-этнических общностей, с которыми он постоянно вступает во взаимоотношения .

С целью выявления этнической принадлежности в студенческой среде автором было проведено анкетирование в 2014 году среди 107 студентов первых и вторых курсов, обучающихся в высшем учебном заведении Красноярска. Среди опрошенных 36,4 % составляли девушки и 63,6 % юноши в возрасте от 17 до 23 лет.

Рисунок 1 – Определение этнического статуса студентов 1 и 2 курсов в процентном соотношении. Где - студенты 1 курса, – студенты 2 курса

Исходя из графика на рисунке 1, можно сделать вывод, что 1 и 2 курс – поликультурные студенческие группы с преобладающим количеством студентов русского этноса.

Среди опрошенных около 10 % учащихся – выходцы из полиэтнических семей. По мнению ряда авторов , такие семьи учат индивида быть более терпимым к представителям других этносов, лучше понимать людей других национальностей.

С целью проверки межличностных отношений среди студентов различных этносов использовалась социометрическая техника Дж. Морено. В зависимости от количества и интенсивности выборов или отказов другими респондентами коллектива можно оценить статус, популярность человека в студенческой группе.

Дополнительно применялась техника проведения социометрического исследования по В.И. Паниотто. Данная процедура исследования испытуемых основана на том, что респонденты отвергают или выбирают других студентов группы в качестве соседа по парте, для работы, проведения досуга, выполнения домашней работы и т.д.

Для количественной оценки полученных данных был выявлен эмоционально-оценочный (симпатии и антипатии по отношению к этнической группе; принятие общечеловеческих ценностей, предпочтение мира и равных прав с другими народами или безразличие к данной проблеме, негативное отношение к другим этногруппам) критерий.

Анализ полученных данных показал, что межличностные отношения студентов первого и второго курса определяются не этническими отношениями, а такими чертами личности как профессионально-личностные качества, успехи в учебе, физическая привлекательность, общительность, чувство юмора и др.

На вопрос дружественных или конфликтных отношений с представителями других этносов, подавляющее большинство респондентов (более 94,8 %) отметили отсутствие конфликтов. Также, большинство студентов имеют друзей других национальностей (около 84,2 %). Отсутствие друзей других национальностей у студентов (15,8 %) по их мнению, связано с отсутствием общих интересов с представителями других этносов в группе. Наличие эпизодических конфликтов обучающихся в студенческой среде вне группы 2,6 % и с проживающими в общежитии 3,6 % чаще всего выражающихся на бытовом уровне (по мнению опрошенных) общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса. На первый взгляд, процент конфликтов довольно низкий. Однако, на момент исследования наибольший процент испытуемых составили респонденты русского этноса. Количество же учащихся других национальностей в университетах увеличивается с каждым годом. В связи с этим, необходимо учитывать возможность формирования среди студентов неприязненного и негативного восприятия представителей других этносов.

На момент исследования, отношение студентов к людям другой национальности, оценивалось как уважительное или нейтральное. 17,9 % студентов второго курса ответило на вопрос, что относятся к людям другой национальности как правило, с неприязнью, при том, что большинство из этой категории студентов имеют друзей другой национальности. Респонденты выделили следующие причины неприязненного отношения:

1) Отсутствие культуры поведения у иностранных граждан, в другом случае на них не обратили бы внимания.

2) Ощущение негативного отношения со стороны представителей других этносов, возникает ответная реакция.

3) За правонарушением иногда быстрее разглядеть иностранца, чем признать, что аморальный поступок совершает, прежде всего, человек.

4) На территории России слишком много иностранных граждан, отсюда внутреннее неприятие, когда встречаются представители других этносов в большом количестве (рынок, праздничные мероприятия и т.д.).

Таким образом, социометрические исследования показали, что межэтнические отношения студентов первого и второго курса определяются не этническими отношениями, а другими качествами (умственная одаренность, успехи в учебе, общительность, ответственность, внешняя привлекательность и др.). Однако, в студенческой среде, как и в обществе, в целом, сохраняется межнациональная напряженность. Проблема взаимоотношений с приезжими гражданами других национальностей актуальна сегодня для учащейся молодежи. Сохраняется определенный процент студентов, которые видят в представителях не славянского этноса источник межнациональных конфликтов, рост преступности, неуважение к обычаям, традициям местного населения.

  • Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М.: Прометей, 2002.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Взаимоотношения в студенческой среде в немалой степени < ределяются общим культурно-историческим (и социально-экой мическим) фоном общественной жизни. Взаимоотношения дентов как бы отражают сложившуюся культуру отношений Мб ду людьми в самом обществе. Поэтому трудно задавать какие-| готовые «образцы» таких отношений. Их диктует сама жизнь. И1 это приходится учитывать или тактично (ненавязчиво) коррек| ровать своими собственными взаимоотношениями с реалы-людьми и в реальную эпоху, переживаемую страной.

    Кроме того, студенты постепенно начинают копировать и " ношения, складывающиеся среди их преподавателей и науч* руководителей, о чем уже много говорилось выше. Поэтому таки остается надежда, что будущие психологи-профессио*


    могут взять все лучшее во взаимоотношениях своих учителей, а яе только будут зависеть от стереотипов поведения, пропаганди-«уемых средствами массовой информации и создаваемых обыч­ными обывательскими примерами.

    Условно можно выделить следующие проблемы, возникающие в о взаимоотношениях студентов.

    Проблема взаимоотношений со студентами разных курсов. Как таковой «студенческой дедовщины» во многих психолого-педаго­гических вузах нет, хотя некоторое высокомерие и «покровитель-ственность» со стороны студентов старших курсов по отношению к студентам младших курсов иногда наблюдать приходится. Это может провоцироваться и проявляться в несколько больших «льго­тах» старшекурсникам при расселении в более «привилегирован­ные» комнаты общежития, в предоставлении им больших воз­можностей при пользовании библиотекой, в проведении собствен­ных исследований, в большем внимании к ним со стороны попу­лярных и «модных» преподавателей и т. п. Хотя реально такая «де­довщина» не является существенной (не сравнить с современной российской армией!), но субъективно кем-то из студентов млад­ших курсов это может восприниматься как некая проблема. Самое простое здесь - поскорее вступить в неформальные (или даже дружеские) отношения со студентами старших курсов, с моло­дыми аспирантами или учеными, что обычно и происходит уже на первых курсах.

    Конечно, кому-то из сокурсников (учащихся одного курса), может не понравиться, что кто-то вступил в более дружеские от­ношения с некоторыми «престижными» преподавателями и уче­ными. Но, вероятно, и к этому следует относиться с понимани­ем, поскольку в дальнейшей трудовой жизни от умения налажи­вать «нужные» деловые контакты во многом зависит и професси­ональный и жизненный «успех» молодого психолога, а психоло­гический вуз является для этого своеобразным полигоном.

    Иногда в связи с этим возникают некоторые моральные слож­ности. Например, поначалу студенты воспринимают «успехи» сво- ег о однокурсника в налаживании хороших отношений с препода­вателями с «пониманием» и даже радостью, но потом могут от­крыть для себя, что суть этих отношений - не настоящая дружба п?еподавателя и студента, а соображения «карьеры» (иногда та- Кое неприятное открытие для себя делает и сам преподаватель, ° т орый поначалу также может воспринять «коммуникабельного» студента как возможного «товарища»). Ревность к популярным пре- с °Давателям может стать основой некоторой неприязни в самих туденческих взаимоотношениях. Но с этим сложно что-либо по-


    Лать и тем более невозможно запретить преподавателям выби-

    Ть для себя «любимчиков», а студентам - выбирать себе «куми-* Хотя и сказано, «не сотвори себе кумира»...


    Проблема построения взаимоотношений в преимущественно вичьих студенческих аудиториях. Эта проблема специфична име* но для психолого-педагогических вузов, где большинство студеь тов - девушки. Для самих девушек такое положение создает слоэ ности: ими не так восхищаются, как это могло бы быть в муже* (или хотя бы в «смешанных») аудиториях, что порождает некото рую неуверенность в себе, которую так важно преодолеть буд щим психологам. К сожалению, проблемы возникают и у студе* тов-юношей, у которых сначала «разбегаются глаза» от обил» девушек вокруг, но затем приходит и некоторое «отрезвление поскольку девушки часто даже не воспринимают своих однокурс ников как «настоящих» мужчин.

    Для молодых людей все это усугубляется тем, что профессв «психолог» не считается «денежной», и молодой человек, собр ющийся стать психологом, нередко воспринимается как жизнев ный «неудачник» (при нынешней «рыночной» системе ценное это вполне реальная проблема в молодежной среде). Чтобы не" ствовать свою «никчемность», студент-юноша вынужден неред серьезно «подрабатывать» на стороне и таким образом как-то пс казать свою способность «устраиваться» в этой жизни. В более гополучном положении находятся те студенты, которые нала вают хорошие деловые отношения с преподавателями и учер ми, а те дают им возможность «подрабатывать» в сфере психол<3 го-педагогических услуг.

    Проблема «подрабатывания» студентов стара как мир. И щ стоянно перед творческим студентом стоит вопрос: что для не! важнее - образование и диплом или «радости студенческой: ни»? Умение как-то совместить эти моменты является искусе вом и требует от студента проявления настоящего жизненно^ творчества. Правда, это позволяет студенту сформировать в се готовность эффективно выполнять разные виды деятельности! частности, хорошо учиться и в то же время зарабатывать себе: «карманные расходы»), но иногда это приводит к серьезно» переутомлению и нервным срывам. Важно правильно оценить св^ реальные возможности и все-таки определить приоритеты свс го развития.

    Проблема вхождения в учебно-профессиональную «тусовку». известно, во многих солидных и престижных учреждениях ную роль играет так называемое общественное мнение, котор создается неформальными группами студентов и сотрудников (<" совками»). В этих группах быстро обозначаются свои лидеры,: торые стремятся с помощью зависимых от них людей устанан вать свое влияние на ситуацию в вузе, надеясь в перспективе то решить для себя и собственную профессиональную судьбу.

    Обычно в такие престижные «тусовки» входят наиболее яр* и эффектные внешне студенты, молодые преподаватели и


    личные секретари с лаборантами (постоянные и «все знающие» сотруд ники)- Они быстро «определяют» близких себе по духу и помыслам людей, сами легко «сближаются» и даже «бережно под­держивают» выгодные для себя отношения," преодолевая в себе чувство зависти и скрытой ненависти друг к другу. Важную роль в таких «тусовках» играет специально поддерживаемая и культиви­руемая с помощью определенных эстетических средств атмосфера «избранности» и «элитности» (особая манера разговора, демонст­ративные позы, ирония по отношению ко всем остальным и т. п.). Читатель прекрасно понимает о чем идет речь, поскольку эти «ту­совки» существуют в незначительных своих вариациях почти вез­де и легко опознаваемы.

    Важную роль в успешной адаптации к вузу играет умение сту­дента включиться в местную престижную социально-профессио­нальную группу - «тусовку», которая во многом подстраховывает своих постоянных членов и даже оберегает их от гнева преподава­телей и администрации. «Студент в тусовке» имеет гораздо боль­ше шансов на успех в данном учебном учреждении. Но чтобы быть принятым в такую группу, человеку приходится идти на опреде­ленные компромиссы, ведь в каждой «тусовке» строго расписаны ролевые позиции, и если молодой человек отказывается их вы­полнять, то в «тусовку» он, скорее всего, не впишется. Но приня­тие роли, т. е. соответствие ожиданиям окружающих, уже само по себе во многом ограничивает творческое самовыражение личнос­ти. И далеко не все готовы на такой компромисс.

    В качестве типичной «платы» за вхождение в престижную «ту-" совку» можно выделить:

    соответствие интеллектуальным, коммуникативным, статус­ным, декоративным (в плане одежды и внешнего вида), физио­логическим и другим требования и нормам, характерным для дан­ной группы. Если претендент недостаточно всему этому соответ­ствует, то он вынужден «поработать над собой», иначе «тусовка» его либо отвергнет, либо определит для него очень невыгодный социальный статус;

    ограничение определенной свободы действий и высказываний (претендент вынужден принимать мнения и оценки данной груп­пы, даже если они несколько расходятся с его собственным мне­нием);

    ограничение в плане построения своей карьеры (или основа­ний для будущей карьеры). С одной стороны, «тусовка» значи­тельно помогает («подстраховывает») человека, особенно в пери-°Д его адаптации в учебном заведении, но, с другой стороны, <<т Усовка» строго следит, чтобы каждый ее член «не высовывал­ся», чтобы он находился в рамках отведенной ему роли. Напри- Ме Р, во многих учебных и научных организациях можно встретить «вечных младших научных сотрудников» или «вечных кандидатов

    наук», так и не посмевших вырваться из рамок отведенного! социального статуса;

    терпеливое отношение к различным домогательствам и о(со стороны признанных лидеров «тусовки» (начиная от цг> «приколов», которые доставляют удовольствие многим чле| «тусовки», и кончая сексуальными домогательствами);

    ограничения по отношению к своему досугу и различным! лечениям («тусовка» часто стремится контролировать не тс деятельность в данной организации, но и весь образ жизни че века) и т. п.

    Естественно, такие «тусовки» часто дают человеку больше,) требуют от него взамен. Но иногда человек чувствует, что вырваться из данной «тусовки» и освободиться от обязате перед членами этой группы. Возникает проблема безболезне выхода из учебно-профессиональной студенческой (или даже давателъской) «тусовки». В этом случае нужно быть готовым * платить» за такое самовольство, а также просто иметь предста ние о том, какая это может быть «плата». Например, спле наговоры, откровенное вранье. Или отказ в помощи при реше каких-то формальных или неформальных проблем. Или остра (при успешном решении карьеры). Здесь действует известное! со времен Аристотеля правило зависти: мы легко переживав* пехи дальних от нас людей, но успехи близких нам людей обь не прощаем, ведь мы же знали их как «своих», как «таких прс людей», а они вот «выпендрились», оказались «лучше нас».

    В наиболее примитивных группах и коллективах (что, кс мало зависит от общеобразовательного уровня) возможны кие варианты «мести», как избиение, анонимные письма, лирование к старым грехам (например, разглашение личных>1 ретов и слабостей человека) и т. п.

    Но самый страшный вариант «расплаты» - это расплата ^ ством собственного достоинства. Различные способы пров человека «на вшивость» - это, прежде всего, проверка его дс инства. Например, в тюрьмах новичка часто проверяют име* наличие достоинства. Через некоторое время пребывания в ] ре, когда терпение кончается и очень хочется покурить илг пить настоящего чаю, новичку предлагают все это, но при заставляют его как-то унизиться («прокукарекать» или как-т развлечь «братву», кого-то ударить по наводке, раскрыть секреты или даже... вступить в половую связь). И если чеЛ<| ради материальных благ (сигарет, наркотиков, крепкого ча конфетки), готов унизиться, т. е. продать свое чувство собс ного достоинства, то обычно ему быстро и надолго опреде самое низшее место в данной группе.

    Интересно, что даже в преступном мире достоинство И (пусть даже примитивно понимаемые) часто стоят выше


    те риальных благ, а вот в мире порядочных, да еще и образо- а нных людей достоинство все чаще становится разменной «мо-

    в погоне за жизненным «успехом».

    Иногда в престижных учебных заведениях могут иметься не­сколько конкурирующих «тусовок», это порождает для молодого самоопределяющегося человека «соблазн» с головой уйти в скло- ки и скандалы, возникающие между такими конкурентами. Здесь опять следует вспомнить о том, что же именно хочет получить ст удент-психолог в вузе - профессиональные знания и способ науч- ног о познания мира или же опыт участия в склоках и интригах, которые возникают, в том числе и среди конкурирующих за «ли­дерство» групп самих студентов?

    Особенности организации досуговой и внеучебной деятельности студента-психолога

    Как известно, эффективность учебной деятельности в немалой степени зависит от организации студенческого досуга. Но сам та­кой досуг (или его отсутствие) во многом определяет и формирова­ние профессионального самосознания будущего психолога, и его от­ношения к психологии, и то, что называется духом психологи­ческого сообщества, когда бывшим студентам-психологам просто есть что вспомнить и т. п.

    К сожалению, само понятие «студенческая жизнь» в послед­ние годы претерпело не самые лучшие изменения. Раньше, в бо­лее благополучные в социально-экономическом плане периоды, у студентов было больше свободного времени и они могли реаль­но потратить его не только на самообразование и профессиональную самоподготовку, но и на реализацию своих талантов во внеучеб­ной и досуговой деятельности. Что бы ни говорили, но в «эпоху советского тоталитаризма» больше, чем сейчас, были распрост­ранены бесплатные студенческие театры и студии, спортивные праздники и соревнования студентов (на любительской основе) и т - п. Кроме того, были еще студенческие субботники и «картош­ки», которые также иногда позволяли раскрываться определен­ным душевным качествам студентов и преподавателей в сложных и нелепых условиях различных «колхозов» и «овощных баз». На этих «мероприятиях», при всей их экономической абсурдности,

    асто формировались особые взаимоотношения студентов и пре­подавателей.

    В некоторых вузах и по сей день сохранились студенческие тра-

    ^ Ции (а где-то их даже пытаются развивать), но во многих, осо-

    Нно негосударственных психологических вузах ситуация в этом

    Че ане очень печальная: нечего будет вспомнить о своей студен-

    К ой жизни. Таким образом, проблема существует и важно хотя

    01 °сознать это.


    Часто сам факт осознания проблемы постепенно формир5 основу и для ее решения. Применительно к учащимся негосуд ственных вузов, где не занимаются организацией досуга студе| тов, проблема может быть поставлена следующим образом: могут сделать сами студенты для того, чтобы годы обучения в пс дологическом вузе оказались более «насыщенными» и «запоминаю^ мися» ? В той или иной мере такая проблема актуальна почти, всех известных нам психологических учебных заведений. Студе| там-психологам в свободное от учебы время требуется живое ловеческое общение, заинтересованное и спокойное (а где-то да мудрое) обсуждение их учебно-профессиональных, жизненных личностных проблем.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама